Реферат по предмету "Психология"


Самооценка и ее роль

Международный университет природы, общества и человека“ Дубна “
Филиал “ Угреша “ Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Самооценка и ее роль
В становлениисамосознания личности
   Выполнила:студентка I курса
 
Проверила:
Г. Дзержинский
2003 г.
Список литературы :
1.   РоговЕ. И. “ Психология человека “ – М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. -  320с.
2.   СтоляренкоЛ. Д., Самыгин С. И.  “ Психология и педагогика в вопросах и ответах “ –Ростов – на Дону;
     “ Феникс“, 1999. – 576 с. 
3.   ФолкэнЧак Т. “ Психология – это просто “, пер. с англ.
          Р. Муртазина – М.; ФАИР– ПРЕСС, 2000. – 640 с. 
4.   ПетровскийА. В., Ярошевский М. Г. “ Психология :  
Учебник длястудентов высших педагогических учебных
Заведений “ –2-е изд., стереотип. – М .; издат. центр
“ Академия “;Высшая школа, 2001.
5.  Столяренко Л. Д. “ Основы психологии “ –
Ростов – на – Дону; издательство “ Феникс “, 1997.
                                                                           
6.   ПетровскийА. В., Брушлинский А. В., Зинченко В. П.
И др.  “ Общаяпсихология “, учебник для студентов педагогических институтов под ред.Петровского А. В. –
3-е изд.,перераб. и  доп. – М.; Просвещение, 1986.
    
7.   Интернет. 
План.
1.   Введение
2.   Самооценкаи уровень притязаний
3.   Основныеположения Я – концепции
4.   Заключение
5.   Списоклитературы
Введение
 
    Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания нетолько философов, ученых, но и писателей и художников. Интерес человека к себе,к своему внутреннему миру издавна являлся предметом осо­бого внимания. Первоначальновоп­рос о «Я» соотносился главным об­разом с познанием человеком само­го себякак существа мыслящего — в этом значении и надо понимать слова Декарта «Ямыслю, следователь­но, существую». Но потом стало оче­видно, что человеческое«Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В со­став«Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как быутрачивает частицу самого себя. Возмож­но, из этого интереса и возникла самапсихология как наука.
     «Есть только одна и только одна вещь вовселенной, о которой мы знаем больше, чем могли бы узнать в результате наблюде­нияизвне, — сказал К.С.Льюис. — Эта вещь — мы сами. У нас есть, так сказать,внутренняя информация; мы в курсе дела». Поведение человека  всегда так илииначе сочетается с его пред­ставлением о себе («образ «Я») и с тем, каким онхотел бы быть. Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, струк­турыи функций «образа «Я» представляет не только теоретиче­ский, но и практическийинтерес в связи с формированием жиз­ненной позиции личности.Самооценка и уровень притязаний
 
     Чтотакое самосознание? В психологической науке принято сле­дующее определение:«Совокупность психических процессов, по­средством которых индивид осознаетсебя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а егопредставления о са­мом себе складываются в определенный «образ «Я» (Кон И.С.Открытие «Я». — М., 1987).
     «Образ«Я» — это не просто представление или понятие лич­ности о самой себе, а социальнаяустановка, отношение лично­сти к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделитьтри компо­нента:
1)     познавательный(когнитивный) — знание себя, самосознание;
2)     эмоционально- оценочный — ценностное отношение к себе;
3)      поведенческий— особенности регуляции поведения.
     Как ужеговорилось, образ «Я» — не статическое, а чрезвычай­но динамичное образованиеличности. Образ «Я» может возни­кать как представление о себе в момент самогопереживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Это «Я»все время меняется, например «Я» до соревнования и после со­ревнования, «Я» доэкзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным«Я» субъекта, т.е. каким он бы должен стать, чтобы соответствоватьсоциальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кемон хочет сделаться в будущем. Возможно еще су­ществование и фантастического«Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственныхжеланий, не учиты­вая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я»сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать,если бы это оказалось для него возможным.
     Все «Я»уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать наддругими, это может отразиться на его личности. Так, если перевес в структуреличности фантастиче­ских представлений о себе не сопровождается поступками,кото­рые способствовали бы осуществлению желаемого, происходит дезорганизациядеятельности и самосознания человека. Маль­чик, которого все обижают, может всвоих мечтах быть сильным и наказывать своих обидчиков. Но если эти мечты неподкреп­ляются занятиями спортом, ситуация в конце концов может его жестокотравмировать ввиду очередного несовпадения желаемо­го и действительного.
     Степеньправильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших егоаспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своихвозможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная инаибо­лее изученная в психологии сторона самосознания личности.
     Са­мооценка — непременныйспутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает илиговорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощьюсамооцен­ки происходит регуляция поведения личности.
     Как же личность осуществляетсамооценку? Известно, что че­ловек становится личностью в результате совместнойдеятель­ности и общения с другими людьми. Именно деятельность и об­щение даютему некоторые важные ориентиры для поведения. Поэтому уже в детском саду частоможно слышать: «Коля — хороший мальчик, он всегда спит в мертвый час»; или:«Игорь — плохой, он плохо ест».   Таким образом, воспитатель дает ребенку точкуотсчета для оценки его поведения. По подобным ориенти­рам мы постоянно сверяемто,    что делаем, с тем, чего от нас ожидают окружающие. В конечном   счете, все, что человек дела­ет для себя, он вместе с тем делает и для других, дажеесли ему кажется, что он делает что-то только для себя.    Уже сложившиесяоценки собственного «Я» есть результат постоянного сопостав­ления того, чтоличность наблюдает в себе, с тем, что видит в других лю­дях. Человек, уже знаячто-то о себе, присматривается к другому челове­ку, сравнивает себя с ним,предпола­гает, что и тот небезразличен к его качествам, поступкам. Все это вхо­дитв самооценку личности и опре­деляет ее психологическое самочув­ствие. Другимисловами, у личности всегда имеется круг людей, с которы­ми она считается, средикоторых чер­пает свои ценностные ориентации.
     Таких людей в психологииназывают референтными или значи­мыми, поскольку их идеалы являются идеаламиэтой личности, их интересы — ее интересами.
    Самооценка тесно связана суровнем притязаний личности, с желаемымуровнем ее самооценки. Уровнем притязаний назы­вают уровень образа «Я»,проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.Психолог Джемс вы­вел формулу, которая показывает зависимость самооценки чело­векаот его притязаний.
Самооценка =  ____Успех______
                       Притязания
     Формуласвидетельствует, что стремление к повышению само­оценки может реализовыватьсядвумя способами. Человек мо­жет или повысить притязания, чтобы пережитьмаксимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успехауровень притязаний обычно повышается, человек проявляет го­товность решатьболее сложные задачи, при неуспехе — соответ­ственно, снижается. Уровеньпритязаний личности в конкрет­ной деятельности может быть определен довольноточно.
    Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегатьнеудач, существенно различается. Люди, моти­вированные на успех, обычно ставятперед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначнорасцени­вается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человекактивно включается в деятельность, выбирает соответ­ствующие средства испособы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.
     Противоположную позициюзанимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не втом, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их дейст­вия впервую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людейхарактерны неуверенность в себе, неве­рие в возможность достичь успеха, боязнькритики. Любая рабо­та, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи,вызы­вает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэто­му человек неиспытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее.Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людейнередко называют неудачниками.
     Еще однаважная психологическая особенность, которая влия­ет на достижение человекомуспеха, — это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляетк самому себе повышенные требования, в большей мере старается добить­ся успеха,чем тот, чьи требования к себе невысоки.
     Оченьмного для достижения успеха значит и представление человека о своихспособностях, необходимых для решения зада­чи.   Установлено, что люди, имеющиевысокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживаютменьше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них раз­витыслабо.
    Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливаетгде-то между чересчур трудными и че­ресчур легкими задачами и целями — так,чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притя­занийопределяется не только предвосхищением успеха или не­удачи, но и прежде всегоучетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характернонекоторое завы­шение своих способностей, приписывание себе уникальности, не­похожестина других. Так, опрос взрослых людей показал, что большинство считают себяболее умными, чем средний человек; каждый водитель говорит, что он аккуратнее иосторожнее, чем остальные; женщины полагают, что они красивее большинства своихзнакомых и т.п. Следовало  бы  задать  себе  вопрос: если все имеют показателивыше средних, то у кого же тогда все-таки они средние и у кого низкие? [1]
    Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе.Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя сок­ружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своеминтеллекте, внешности, здоровье, поло­жении в обществе, т. е. формирует «наборсамооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требо­вательны ксебе или самоуспокоенны, застенчивы или кич­ливы.
    Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализасамооценки конфликтующих людей. Как вы себя оцениваете? Какое место займете нашкале:
       Самый умный                                            Самый красивый       Самый глупый                                            Самыйуродливый
     Убольшинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Этопозволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточновысокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. Самоуваже­ние — один изистоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человексовершил ошиб­ку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает доста­точновысоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь вцелом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», т. е. срабатываетпсихологическая защита и человек успокаивается.
    У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бы­вает завышенной илизаниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самыйчестный). Люди с истерическими проявлениями высказывают такие суждения: «Ягораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный исамый больной».
     Какие же трудности общения возникают у людейс за­вышенной самооценкой? Человек, считающий себя намного умнее других и темболее намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих.Это есте­ственно — ведь мысль «видите, какой я умный» подразу­меваетпренебрежительное отношение к окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-тосчитал глупым? Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств,надменность, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник нега­тивизмаокружающих. Нередко приходится общаться с людь­ми, которые из-за неадекватновысокой самооценки рев­ниво-завистливо относятся к успехам сослуживцев. «Самыйхудший и злобный вид зависти: зависть к умственному превосходству», — утверждалГ. Филдинг. Когда чьи-то спо­собности и успехи не сопровождаются скромностью,они провоцируют инегативное отношение окружаю­щих. Завышенная самооценка способствует и такойчерте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как прави­ло, — это чувство,возникающее в ответ на несправедли­вое к себе отношение окружающих. Но чтозначит для человека «несправедливое»? А то, что чье-то мнение о нем ниже егособственного мнения о себе.   Отсюда ясно, завы­шенная самооценка способствуетобидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая край­ность:человек с высоты своего «Я» даже серьезную кри­тику не принимает близко ксердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен вситуа­циях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд.Несовпадение ожидаемой и реальной наград зако­номерно выливается в обиду изависть, которые накапли­ваются и, наконец, прорываются резким обвинением вчей-либо адрес.[2 ]
     Низкая  самооценка можетбыть  обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве усвоих родителей, так и не вобравшихся со своими личностными проблемами, вдругих случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе,что, в свою очередь, является    результатом неблагоприятных условий длязанятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могутпагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм состороны взрослых. Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях,равно как и недостаток житейских навыков также формируют у человека нелестноемнение о себе. [ 3 ]
    С какими же трудностями в общении сталкивается че­ловек с заниженнойсамооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем,несчаст­ном, больном присущи, в основном, людям с тревож­ным, застревающим ипедантичным типами акцентуации характера, они создают пониженный фоннастроения, зак­репляют «комплекс неполноценности».  Стойкая излишне низкаясамооценка влечет за собой чрезмерную зависи­мость от других,несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, дажеискаженное вос­приятие окружающих. [ 2 ]
     Трезвое и объективное отношение к себесоставляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, вчем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные,интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те,кто уступает нам в этом. [ 3 ]
     Наформирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже враннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношениепедагогов. Сопоставляя мнение о себе окружаю­щих людей, человек формируетсамооценку, причем лю­бопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потомуже оценивать себя. И лишь к 14—15 годам подро­сток овладевает навыкамисамоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственныерезуль­таты и тем самым оценивает себя. («Если я не спасовал в труднойситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит яспособный» и т. п.) Сложивша­яся у человека самооценка может быть адекватной(чело­век правильно, объективно оценивает себя), либо неадек­ватно завышеннойили неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровеньпритязаний личнос­ти, который характеризует степень трудности тех це­лей, ккоторым стремится человек и достижение которых представляется человекупривлекательным и возможным.
      Уровень притязаний — тотуровень трудности задания, ко­торый человек обязуется достигнуть, зная уровеньсвоего предыдущего выполнения. На уровень притязаний оказы­вает влияниединамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности.  Уровень притязаний может быть адекватным (человек вы­бирает цели, которыереально может достичь, которые со­ответствуют его способностям, умениям,возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнеесамооценка, тем адекватнее уровень притязаний.
    Заниженный уровень притязаний, когда человек выби­рает слишком простые, легкиецели (хотя он мог бы до­стичь значительно более высоких целей), возможен принизкой самооценке (человек не верит в себя, низко оцени­вает свои способности,возможности, чувствует себя «не­полноценным»), но также возможен и при высокойсамо­оценке, когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбираетпопроще, чтобы «не перетруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную«социальную хитрость». Завышенный уровень притязаний, когда чело­век ставитперед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить кчастым неудачам, к разо­чарованию, фрустрациям. В юности часто выдвигают завы­шенные,нереалистические притязания, переоценивают свои способности, а в результате этабеспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, вызывает конфликты,не­удачи, разочарования.[ 2 ]
     Всоциальной психологии выделяют три сферы, в ко­торых осуществляетсястановление, формирование лич­ности: деятельность, общение, самосознание.
     Напротяжении всего процесса социализации личность имеет дело с освоением всеновых и новых видов деятель­ности. В результате каждая личность выявляет особозна­чимые для себя аспекты деятельности, концентрирует свое внимание на этомвыбранном главном аспекте, соподчи­няя ему все остальные деятельности. В ходесоциализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми,группами, обществом в целом, происходит ста­новление в человеке образаего «Я».
     Критерии самосознания:
1)        выделение себя изсреды, сознание себя как субъекта,           автономного от среды (физическойсреды, социальной среды);
2)        осознание своейактивности — «Я, управляю собой»;
3)        осознание себя«через другого» («То, что я вижу вдругих, это может быть и мое качество»);
4)        моральная оценкасебя, наличие рефлексии, осознание своего внутреннего опыта.
     В структуре самосознания можно выделить:
1)        осознание близких иотдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я» как действующий субъект»);
2)        осознание своихреальных и желаемых качеств «Реальное Я» и «Идеальное Я»);
3)        познавательные,когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
4)        эмоциональное, чувственноепредставление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:
—       самопознание (интеллектуальный аспектпознания себя);
—       самоотношение (эмоциональное отношение ксамому себе).
     В целом можно выделить 3 пласта сознаниячеловека:
1)     отношениек себе;
2)      отношениек другим людям;
3)      ожиданиеотношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
     Отношение к другим людям, осознание этогоотношения бывает качественно различным:
1)        эгоцентрическийуровень отношений (отношение к себе как  самоценности влияет на отношение кдругим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»);
2)        группоцентрическийуровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он —хороший»);
3)        просоциальныйуровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человекатаким, каков он есть». «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступилис тобой;»);
4)        эстохолическийуровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесениис духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное вотношении к другому человеку»). [ 5 ]
     Трипоказателя — самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы — входят в структуруличности, и хочет человек того или нет, он объективно вынужден считаться сэтими субъективными индикаторами своего самочувствия в    группе, успешностиили неуспешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. Ондолжен считаться с ними даже тогда, когда не подозревает о наличии этихпоказателей, ничего не знает о действии психологическо­го механизма оценок исамооценки. По сути своей это перене­сенный внутрь человеческой личности(интериоризированный) механизм социальных контактов, ориентации и ценностей. Сего показаниями человек сверяется, вступая в общение, ак­тивно действуя. Этапроверка происходит преимущественно бессознательно, а личность подстраивается крежимам пове­дения, определяемым этими индикаторами.
    Бессознательно — не значит бесконтрольно. Не следует за­бывать, что всесущественно значимые оценки формируются в сознательной жизни личности. Раньшечем они интериоризировались, они были зримо представлены в межчеловеческихконтактах. Семья, учителя, товарищи, книги, фильмы активно формировали,например, у ребенка его Я идеальное и в то же время Я реальное, учили егосопоставлять их. Ребенок учился оценивать окружающих по тем же показателям, покаким он оценивал себя, предварительно научившись равняться на других. Врезультате человек привык, как в зеркало, всматри­ваться в социальную группу изатем переместил этот навык внутрь своей личности.
     Чтобы понимать человека, необходимо отчетливопред­ставлять себе действие этих бессознательно складывающиеся  склонности учащихсястарших классов cтpoить планы на бу­дущее, создание которых невозможно безфантазии.
    Конструирование своего фантастического Я свойственно не только юношам, но ивзрослым людям. При оценке моти­вирующего значения этого Я-образа важно знать,не оказа­лось ли объективное понимание индивидом своего положения и места вжизни подменено его фантастическим Я.   Преобла­дание в структуре личностифантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которыеспособст­вовали бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятель­ность исамосознание человека и в конце концов может жес­токо его травмировать ввидуочевидного несовпадения же­лаемого и действительного. [ 4 ]
     Толькопутем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возмож­ностей.Но, как ни неприятна бывает юношеская самоуве­ренность, психологически гораздоопаснее пониженное са­моуважение, заниженный уровень социальных притязанийчеловека, побуждающий его уклоняться от всякой дея­тельности, отказываться отдостижения поставленных це­лей, избегать людей (т. к. не верит в себя, боитсякрити­ки, насмешки) либо быть послушным орудием в руках других людей. Для такихребят нужно постараться созда­вать ситуации, в которых они получали бы ощутимоедо­казательство своей социальной и человеческой ценности, «поверили в себя»,чтобы блокировать этот опасный для личности процесс.
     Самоуважение — обобщенное отношениеличности к са­мой себе, прямо пропорциональное количеству достигну­тых успехови обратно пропорциональное уровню притязаний (самоуважение = успех/притязание),т. е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения че­ловека, чтобон мог себя уважать.
     Низкоесамоуважение означает острую неудовлетворен­ность собой, отрицательную оценкусвоей личности, склон­ность к неврозу, депрессии, когда признание и гипертро­фиясобственных недостатков служат для невротика не стартовой площадкой для ихпреодоления, а средством са­мооправдания, отказа от деятельности.
    Но неудовлетворенность собой и высокая самокритич­ность далеко не всегдасвидетельствуют о пониженном са­моуважении; так, у интеллектуально развитых итворческих людей остро осознается расхождение между теми свойствами, которыеесть, и теми, которыми он хотел бы обладать. Отсюда недовольство собой, котороепобуждает человека ставить себе более сложные задачи, стремиться к усовер­шенствованию,к самоактуализации. Если человек выдви­гает нереалистические притязания, он частосталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпитнеудачи, испытывает фрустрацию.
     Фрустрации -  специфическиеэмоциональные состоя­ния человека, возникающие в случае появления непреодо­лимыхпрепятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется какагрессия, озлобленность, кото­рая может быть направлена на других  («агрессивная фруст­рация»), либона себя (обвинение в неудачах самого себя - 
(«регрессивная фрустрация » ) .
     Частоповторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некото­рыехарактерные черты: агрессивность, завистливость, оз­лобленность — у одних;вялость, неверие в себя, «комп­лекс неполноценности», безразличие,безынициативность — у других. Если человек длительное время не выходит изфрустрациониого состояния, то формируется невроз — бо­лезнь, возникающая вследствиеконфликта человека с ок­ружающей средой на почве столкновений желаний челове­каи действительности, которая их не удовлетворяет. [ 2 ]
Основные положения
 Я – концепции
     Термин«Я-концепция» (на английском “self-conception”, дословно – «концепция себя»)появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно. Ранеев таком же значении использовались термины «образ себя», «самосознание».
Я-концепция являетсяодним из центральных понятий во многих психологических теориях.
     ИсследованиемЯ-концепции и ее влияния на поведение человека занимались такие известныепсихологи как У.Джемс, К.Роджерс, Дж.Мид, Э.Эриксон, Р.Бернс и многие другие.
     Одна из наиболееизвестных работ, посвященных Я-концепции — работа Р.Бернса «РазвитиеЯ-концепции и воспитание». Суммируя опыт многих исследователей, Р.Бернсопределяет Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе,сопряженную с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции называютсяобразом Я или картиной Я.
     Составляющая,связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называетсясамооценкой или принятием себя.
Так, например, человекможет думать: «Я – умный, общительный, находчивый (образ Я), и меня это радует(самооценка), но я – толстый и ношу очки (образ Я), и мне это неприятно(самооценка)». Предметом самоописания и самооценки могут быть тело человека,его способности, социальные отношения, принадлежащие ему предметы и многоедругое.
     Я-концепция – этосложная структурированная картина, существующая в сознании индивида каксамостоятельная фигура или фон и включающая в себя как собственно Я, так иотношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативныеценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я – в прошлом,настоящем и будущем.
     Я-концепция – этовсе, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, всесвойственные ему способы самовоспитания .
      Я-концепцияформируется в процессе воспитания, социализации, но имеет и определенныеиндивидуально-природные обусловленности.
     Я-концепцию можнорассматривать как установку человека по отношению к себе. Как всякая установка,она включает в себя:
убеждение, котороеможет быть обоснованным или необоснованным (когнитивная составляющая);
     эмоциональноеотношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая);
     выражениеперечисленного выше в поведении (поведенческая составляющая).
     Представления осебе (когнитивная составляющая Я-концепции), как правило, кажутся человеку,безусловно убедительными вне зависимости от того, основываются они наобъективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными илиложными. Характеристики человека как объекта можно перечислять добесконечности, описывая его внешний вид, пол, возраст, психологическиехарактеристики, социальный статус, его роли, жизненные цели, даже имущество.Все эти составляющие входят в самоописание с разной долей значимости – однипредставляются более значимыми, другие – менее. Я-концепция характеризуетчеловека как неповторимое существо, обладающее отличительным набором качеств. 
  В большинствекачеств, которые мы приписываем своей личности, присутствует оценочный момент,в некоторых явно, в некоторых скрыто. Критериями оценок обычно являютсясовременные индивиду общекультурные, социальные, индивидуальные ценностныепредставления, стандарты, стереотипы восприятия, моральные принципы, правилаповедения, усвоенные им  в течение жизни. Оценочный смысл отражаетсубъективно предполагаемую человеком реакцию на него окружающих.
     Оценка одного итого же качества может меняться в зависимости от ситуации. Так одно и то жекачество подростка может оцениваться положительно в коллективе сверстников иотрицательно дома или наоборот. Например, использование нецензурных слов можетвосприниматься как нормальное в компании ребят, но осуждаться родителями.Восприятие старших людей в качестве авторитета скорее всего будет одобрятьсядома, но может осуждаться сверстниками-подростками.
     Самооценкаотражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственнойценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Позитивная самооценка проявляется как позитивное отношение к себе,самоуважение, ощущение собственной ценности. Низкая или негативная самооценкапредполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе и своейличности, ощущение собственной неполноценности. Самооценка всегда носитсубъективный характер, вне зависимости от того, лежат ли в ее основесобственные суждения индивида или существующие социо-культурные стандарты.
     Человек не можетизменить уже свершившиеся события, но он может  пересмотреть своевосприятие этих событий и их интерпретацию.
      Насамооценку также влияет сопоставление образов «реального Я» и «идеального Я» –чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своихдостижений. «Идеальное Я» – это установки, связанные с представлениями индивидао том, каким он хотел бы стать. Многие авторы связывают «идеальное Я» сусвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которыестановятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления.
     Я-концепция какустановка по отношению к себе влияет на всеповедение человека, так как «Я какобъект» всегда присутствует во всех наших поступках. Планируя любое действие,человек исходит из своих представлений о том, каков он, какие у него качества,способности, как на него реагируют окружающие, из того, какой у него образсвоего «будущего Я». Поведение человека зависит от тех значений, которыми он всвоем восприятии наделяет свой прошлый и настоящий опыт. Человек может сменитьработу, переменить место жительства, семью, но не может убежать от себя.
     Я-концепцияконтролирует и интегрирует поведение индивида, но она оказывает влияние скореена выбор направления активности, чем непосредственно направляет эту активность.Обладая относительной стабильностью, Я-концепция обусловливает довольноустойчивые схемы поведения, характерные для данного человека.
     ФункцииЯ-концепции: достижение внутренней согласованности личности; интерпретацияжизненного опыта; определение ожиданий человека в отношении своегобудущего.
 
     Достижениевнутренней согласованности личности:
       Столкновениепротиворечащих друг другу представлений, чувств, идей, относящихся кпредставлениям человека о себе, вызывает у него ощущение психологическогодискомфорта. И человек всячески пытается этого избежать, предпринимая действия,способствующие достижению утраченного равновесия, стараясь избежать внутреннейдисгармонии. Поэтому, когда человек сталкивается с новым опытом, знанием осебе, он либо:
1)       принимает,ассимилирует этот опыт, когда он не противоречит представлениям индивида осебе, либо,
2)       отказываетсявидеть вещи такими как они есть, верить  людям, сообщающим ему что-либо о себе,или,
3)       стремитсяизменить каким-либо образом себя или окружающих. 
     Если измененияобраза себя, привносимые новой информацией, не сильно отличаются от прежнихпредставлений о себе, то индивид иногда может их принять, если эти изменения непревышают его адаптационные возможности.                     Противоречивыйопыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может также усваиваться спомощью защитно-психологических механизмов, таких как рационализация, когдановый опыт объясняется  на основании уже имеющегося, искажение или отрицание.
     Таким образом,Я-концепция может выступать как некий защитный экран, охраняющийсамосогласованный образ себя от влияний, которые могут его нарушить. 
     СложившаясяЯ-концепция обладает свойством самоподдержания.   Благодаря этому у человека создаетсяощущение своей постоянной определенности, само — тождественности. 
    Самосогласованность Я-концепции не является абсолютной.  Поведение индивидабывает разным в зависимости от ситуации, в которой он находится, от принятой импсихологической или социальной роли. Такая рассогласованность, как правило,соответствует неперекрывающимся контекстам, ситуациям в жизни человека. Вкаждой из таких ситуаций человек формирует несколько отличные образы Я ишаблоны поведения, соответствующие требованиям данной ситуации. Так, человекможет иметь сильно отличающиеся образы Я на работе и дома. Если вдругпроисходит перекрывание таких ситуаций или ролей (например, какой-либо праздникна работе с приглашением членов семей или неожиданная встреча в тесной неформальнойобстановке людей, чьи отношения на работе четко регламентированы), то проблемарассогласованности может проявиться достаточно остро. 
     Даже приотносительной жесткости Я-концепции человек сохраняет возможности для адаптациик меняющимся внешним условиям, для самоизменения, развития, необходимого длярешения стоящих перед ним задач. Неожиданное осознание неадекватностисуществующего Я-образа, вызванное этим замешательство и последующееисследование, направленное на поиск новой идентичности, более соответствующейреальности, – это процесс самопознания и самостроительства, который идет всюжизнь. 
     СтабильностьЯ-концепции обеспечивает человеку чувство уверенности в направлении своегожизненного пути, в восприятии своих различных жизненных ситуаций как единогонепрерывного в своей преемственности опыта (Э. Эриксон). Еще одна функцияЯ-концепции – интерпретация жизненного опыта. Сталкиваясь с одним и тем жесобытием, разные люди по разному его понимают, как принято говорить, «смотряткаждый со своей колокольни». Проходя через фильтр Я-концепции, информацияосмысливается, и ей присваивается значение, соответствующее ужесформировавшимся представлениям человека о себе и о мире. 
     Например, человекс низкой самооценкой может интерпретировать искреннюю похвалу в свой адрес какзамаскированную насмешку. Такой человек обычно чувствует себя неуверенно,тревожен, напряжен, что в свою очередь нередко вызывает дискомфорт инапряженность у партнеров по общению. Люди, не верящие в своивозможности,  выбирают соответствующие жизненные цели, друзей, будущее.
     Очень важно сраннего детства формировать у человека позитивное отношение к себе, уважение ксебе, уверенность в себе и своих силах, способствующие более полной жизненнойреализации. 
     Сформировавшиесяпредставления о себе также определяют ожидания человека в отношении своегобудущего. Так, если ребенка убедили, что он глуп, он соответствующим образомбудет вести себя в школе, и не будет прилагать никаких усилий к учебе, так какуже знает, что «глуп, не дано, у него не получится». Если человек уверен всобственной значимости, он ждет соответствующего отношения от окружающих. 
     Связь междуожиданиями по отношению к себе, обусловленными Я-концепцией, и поведениемчеловека лежит в основе механизма «самореализующихся пророчеств». Поэтому отвизитов к гадалкам и предсказателям будущего может быть определенный вред.Поверив в предсказанное, то есть, приняв полученную информацию в образ«будущего Я», человек начинает действовать в соответствии с ожиданиями, и самприводит себя к предсказанному будущему. 
     Осознание этогомеханизма позволяет увидеть, что работа с Я-концепцией как с объектом вашегоосознанного творчества может позволить человеку перестать быть рабомсобственного прошлого, сформировавшихся в нем убеждений и стать творцомсобственного настоящего и будущего.       Использование этих закономерностейлежит в основе метода управляемой визуализации, широко используемого разныминаправлениями гуманистической психологии для избавления от ограничивающегоопыта прошлого, формирования желательного для клиента будущего.
 
     Механизмыформирования Я-концепции:
1)       прямоеили косвенное внушение родителями образа или самоотношения;
2)       формированиястандартов выполнения тех или иных действий, формирование уровня притязаний;
3)       контрольза поведением ребенка, в котором усваиваются параметры и способы самоконтроля;
4)       вовлечениев  поведение, которое может повысить или понизить самооценку, изменитьобраз себя;
5)       вовлечениев социальные отношения, в которых происходит усвоение реально существующихправил поведения, моральных норм;
6)       идентификациясо значимыми другими.
     Рассмотриммеханизмы формирования Я-концепции:
    
      В детствеЯ-концепция является еще не сложившейся, слабо структурированной, слабозащищенной, легко поддающейся влияниям. Поскольку круг общения в детствеограничен в основном, семьей, то семья оказывается первым и наиболее важнымфактором, влияющим на формирование Я-концепции, и самооценки, в частности. Вдетстве возможности выбора круга общения предельно сужены. Монополия родителейна общение с ребенком в этом возрасте приводит к тому, что именно их установкистановятся решающим фактором формирование его Я-концепции. Ориентиры для оценкисебя и других, убеждения, заложенные в детстве, поддерживают себя сами втечение всей жизни человека, и  отказаться от них чрезвычайнотрудно. 
     Первойпредпосылкой формирования Я-концепции является появление у младенца навыкаразделения собственных ощущений на те, что вызваны его собственной активностью,и те, что не зависят от него, объективны. Ребенок сталкивается с задачейразделить их, осознать отдельно. Важную роль в этом играют тактильные контакты,подготавливающие чувство ограниченности своего тела.  По мере развития этогонавыка  у ребенка формируется умение управлять своим телом, онопревращается в своеобразное «орудие» его деятельности. При этом происходитформирование определенного психического образования – схемы тела, субъективногообраза взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве.
     По В.В.Столину, образ самого себя также формируется в процессе жизнедеятельности как некоепсихическое образование, позволяющее более адекватно и эффективно действовать.Так же как и относительно схемы тела, можно утверждать, что действует нечеловеческий образ самого себя, а субъект, наделенный этим образом Я, с помощьюэтого феномена. Сходство схемы тела и образа Я – это сходство их функций. Ониразличны в той мере, в какой человек как биологический организм отличается отчеловека как социального существа.
     Столин В.В. выделяет 6 способов «интериоризации» ребенком знаний о себе.
     Прямое иликосвенное внушение родителями образа или самоотношения. Содержанием того, чтовнушается  ребенку, может быть как самооценка, так и определенные аспектыобраза Я. Этот образ и свое отношение родители могут транслировать ребенку какв прямой словесной форме, так и путем такого поведения с ним, котороепредполагает определенные черты и качества, -  косвенно. Образ исамооценка, внушаемые ребенку, могут быть как положительными («Ты – умный,добрый, уверенный, сознательный»), так и негативными  («Ты неспособный,грубый, неудачник»). О последних А.И. Герцен писал «Названия – страшная вещь…Если дитя солжет, испугайте его дурным действием, скажите, что он солгал, но неговорите, что он лгун».
     Если внушаютсякачества, которыми ребенок в действительности не обладает, имеет место«мистификация». Мистификация может иметь форму инвалидизации – обесцениванияточек зрения ребенка, его интересов, намерений, и приписывания, которое можетбыть позитивным  и негативным. 
     Косвенное внушениечаще всего имеет отношение к оценке ребенка. Влияние родительского отношения наформирование характера, поведения ребенка исследовалось многими психологами.  В родительском поведении возможны вариации от  принятия ребенка в целом,принятия его индивидуальности, позитивной вовлеченности родителей в заботу оребенке до враждебного отвержения ребенка. Отношение родителей к ребенку, принятиеего или отвержение, формирует у него либо самопринятие, позитивную самооценкулибо самоотвержение, переживание своей ненужности, малоценности. Это приводит кформированию у человека одной из четырех установок как по отношению к себе, таки по отношению к другому.
     Первый случай Я«+» и Ты «+», то есть «Я хороший, со мной все в порядке» и «Ты хороший, с тобойвсе в порядке». Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойнуюжизнь.  Такие люди бывают хорошими лидерами, уважающими как себя, так и своихподчиненных. В любой другой позиции человек в большей или меньшей степеничувствует себя неудачником. 
     Второй случай Я«+», Ты «-», «Я хороший, со мной все в порядке»,  «С тобой нехорошо, утебя не все в порядке. Эта позиция – позиция превосходства. Такую позициюзанимает человек, который лезет помочь «неблагодарным» людям в том, в чем онивовсе не нуждаются и совсем не ищут его помощи. В большинстве случаев этопозиция посредственности. 
     Третий случай — «Со мной нехорошо, у меня не все в порядке», а «Ты хороший, с тобой все впорядке». Психологически это депрессивная позиция, в социальном смысле –самоуничижение. Это позиция меланхоликов, неудачников, которые мучают себясами.  Так, человек, привыкший считать себя бедным Я « — » на фоне других,богатых людей Ты «+», скорее всего не откажется от своего мнения, даже если унего вдруг появятся деньги.
     Четвертая позиция- Я « — », Ты « — », «Со мной нехорошо, у меня не все в порядке» и  «Стобой нехорошо, у тебя не все в порядке».  Это позиция безнадежности.
     Люди могут иметьразные жизненные позиции в своих различных жизненных ситуациях. Позиция Тыможет характеризовать отношение не только к другому человеку, но и к миру вцелом.
      Случаи, когдаявные, словесные, прямые внушения противоречат косвенным, имеют негативноевлияние на формирование психики ребенка.
     Следует отметить,что ребенок всегда имеет свободу выбора реакции на родительское внушение –согласиться с родительским мнением или начать борьбу против него. Такимобразом, связь между поведением родителей и поведением ребенка не однозначна. Ребенок может отреагировать на родительское поведение дополнительно или жезащитно. В первом случае ребенок отвечает инициативой на предоставлениесамостоятельности, бегством на преследование и т. п. В случае защитногоповедения ребенок может в ответ на родительское отвержение начать вести себя сродителями так, как будто те его любят и внимательны к нему, и тем самым как быприглашать родителей изменить поведение  по отношению к нему. 
     Опосредованнаядетерминация самоотношения ребенка путем формирования у него стандартоввыполнения тех или иных действий, формирование уровня притязаний. 
     Родители формируютпредставления ребенка о стандартах поведения, о жизненных целях,ценностях,  идеалах. Если эти цели, планы, идеалы, соответствуютспособностям  и интересам ребенка, то, реализуя их, он повышаетсамоуважение (см. формулу Джемса). В противном случае, когда родителинаграждают ребенка нереалистичными  для него планами, стандартами,идеалами, тем самым способствую формированию нереалистичного образа «идеальногоЯ», жизненные неудачи могут привести человека к потере веры в себя, в своисилы, возможности, к потере самоуважения. 
     Контроль заповедением ребенка, в котором ребенок усваивает параметры и способысамоконтроля.
     Контрольхарактеризует способ, с помощью которого происходит управление конкретнымдействием, поступком, поведением.      Дисциплинарный аспект отношенияродителей к ребенку проявляется как слабый контроль (предоставление полнойавтономии) или жесткий контроль (абсолютное подчинение воле родителей,требование неукоснительного соблюдения норм и правил) за его поведением.Психологический аспект характеризует способ, которым родители добиваютсяконтроля над поведением ребенка — через вызывание в ребенке чувства вины, стыдаили через вызывание страха перед наказанием, тревоги, «враждебныйконтроль». 
     Способ и формаконтроля нередко формируют у человека такие же способы и формы самоконтроля.Жесткая дисциплина, превратившись в жесткую самодисциплину,  можетпроявиться как стремление упорядочивать, регламентировать собственную жизнь. Контроль с помощью страха приводит человека к постоянной оглядке на мнениедругих, ожиданию «наказания» с их стороны в виде негативного мнения.Предсказуемость или непредсказуемость контролирующего поведения родителейпреобразуется в веру человека относительно управляемости или неуправляемостивнешних событий жизни. 
     Конечно, взрослыйчеловек  может сознательно подходить к вопросам самоконтроля исамовоспитания. Но сначала для этого он должен проанализировать те способысамоконтроля, которые у него имеются. Иногда ребенок перенимает увзрослых  способы самоконтроля, которые они используют по отношению к себесамим.
     Вовлечение ребенкав такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменитьего образ себя.  Этот способ повлиять на формирование Я-концепции связан свовлечением человека в определенную специально созданную ситуацию, в которой онможет приобрести опыт, изменяющий его образ себя.    Так, родители могуторганизовать для своего ребенка, боящегося собак, ситуацию, в которой он сумеетпреодолеть свой страх, убедившись, что собака (которую специально заранее нашлиродители) – существо дружелюбное, виляет хвостом и хочет играть. 
      После этогоребенок может сменить представления о себе как человеке, боящемся собак, напредставления о себе как о ребенке, который знает, что собак бояться необязательно, или как о человеке, который может преодолеть свой страх иубедиться, что все закончится хорошо, или просто как о смелом человеке, а не отрусишке, который боится даже собаку. 
     Можно сформировать ситуацию, когда представлениячеловека о себе изменятся так, что это приведет к снижению его самооценки. Насвсех с детства учат «что такое хорошо и что такое плохо», и определенныекачества сразу связываются в нашем сознании с оценкой – хорошо это или плохо.Пример создания такой ситуации описан в рассказе Л.Н.Толстого «Сливы».     Этоистория о ребенке, поставленном в ситуацию соблазна. Его оставляют одного вкомнате со сливами (пересчитанными, чего он не знает), попробовать которые емуочень хочется, и при этом сообщают, что сливы есть нельзя. В.В.Столин  приводитв качестве примера аналогичную ситуацию, когда ребенка не просто оставляют вкомнате с конфетами, но еще берут у него обещание, что он не будет их есть. Ребенок не может устоять против соблазна. В результате, когда его потомспрашивают, ел ли он конфеты, он в любом случае оказывается обманщиком: и еслион скажет, что не ел, и если скажет, что ел (окажется, что он обманывал, когдаобещал не есть).
 
     Для практическойработы со своей Я-концепцией И. Калинаускас предлагает выделить три ееаспекта: 
     Первый аспект «Якак Я» или «Я как самотождественность». Это то, что позволяет человеку,проснувшись утром, быть уверенным в том, что он тот же человек, что и вчера.Эта часть Я-концепции является само собой разумеющейся, сна обычно неосознается человеком. Существует множество психологических механизмов, служащихподдержанию совершенно естественной уверенности человека в том, что он – этоон. Эти механизмы, как правило, хорошо защищены от внешних влияний, ибонеграмотное вторжение в эту часть психики может сделать человека клиентомпсихиатрической больницы. Эта часть Я-концепции не предназначена длявмешательства.
     Следующий аспект«Я как Другой» – это описание себя как объекта, взгляд на себя с точки зренияДругого. Как уже отмечалось, Я-концепция складывается в основном стихийно, безучастия в этом самого человека.   Сложившаяся Я-концепция обладает свойствомсамоподдержания, так что человек, как правило, выбирает в жизни те ситуации,которые подтверждают его описание себя, и избегает ситуаций, которые могут этоописание нарушить, или же использует механизмы психологической защиты, еслиреальные события противоречат его описанию себя. Например, если человек считаетсебя слабым, болезненным, он будет повышенно чувствителен к усталости и склоненвыбирать такие жизненные ситуации, которые, согласно его представлениям, посилам болезненному и слабому человеку. Поскольку других ситуаций он постараетсяизбегать, у него будет мало возможностей для того, чтобы убедиться, что,возможно, он не так уж и слаб.
     Эта частьЯ-концепции доступна для самостоятельной работы, самоанализа и изменения. Как правило, человек мало знает себя, поэтому даже сам факт ответа на вопросытестов дает человеку много информации о себе, тем самым, меняя его. Заполнивличностный опросник, человек может обнаружить, что его описание себя где-тоочень подробно, а где-то намечено лишь несколькими штрихами, некоторые вопросымогут вызывать гнев, протест и нежелание думать об этом. Все это являетсяинформацией для дальнейшей работы. 
     Можно такжепроанализировать, каково должно было бы быть содержание аспекта «Я как Другой»для достижения Ваших жизненных целей, и чем оно отличается от имеющегосясейчас.  Осознание этой разницы позволяет увидеть направление для конкретнойработы над собой.
     Следующий аспектназывается «Я как Мы». Каждый человек является членом различных «Мы» – это исемья, и компания друзей, коллеги на работе. Может быть Мы – собаководы, Мы –посетители определенного бара,  Мы – студенты этого ВУЗа, Мы – мужчины илиженщины, люди определенной национальности, молодежь или люди среднего возраста,владельцы автомобилей и т.д. В социальной психологии хорошо изучено, насколькопринадлежность к той или иной группе влияет на поведение человека, на егоЯ-концепцию. 
     Даже когда человекговорит: «Я так считаю», как правило, он выражает мнение определенного кругалюдей, к которому себя причисляет. Чаще же говорят: «Мы так считаем, у нас такпринято, все так считают» и т.д.  Анализ этого аспекта позволяетразобраться со своими «Мы», которые сложились преимущественно случайно, ирешить, нужны они  вам или нет, что они вам дают, выяснить, чем вы платитеза свое участие в них. 
     «Можно сделатьочень интересное открытие, если попробовать познакомиться со своей компанией,потому что от «Я как Мы» зависит, кто попадает в Другие, Вне-Мы, то естьпоявляется реальная возможность выяснить, в каком мире вы себя поселили, средикаких людей вы постоянно психологически пребываете. А ведь от этого зависит,каких людей вы замечаете, а каких нет, какие люди обязательно пройдут мимовашего внимания, хотя будут наделены всеми достоинствами, мыслимыми инемыслимыми, но они в ваше Мы не попадают – не из вашей компании, не из тогокруга… Если есть Мы, значит есть Они. А если есть Мы и Они, значит Мы правы, аОни – нет. Значит, с Ними надо бороться».
     Все эти аспектывыделены для удобства работы с ними. В то же время они взаимозависимы, являютсячастями одного целого. Как известно, изменение части приводит к изменению всегоцелого. В частности, очень легко увидеть связь между аспектами «Я как Мы» и «Якак Другой». Изменение своего «Мы», своей референтной группы неизбежно приводитк изменению аспекта «Я как Другой».  Чтобы войти в новое Мы, которое раньшеотносилось к Они, человеку надо сформировать те аспекты образа Я, которыесделают его своим в новом Мы. Это может включать в себя внешний вид, манерыповедения, определенные знания, слэнг, места и способы проведения досуга и др.Как говорят, «рыбак рыбака видит издалека». 
     Если меняетсясодержание аспекта «Я как Другой», это сказывается и на выборе тех Мы, ккоторым человек себя относит.  Так, если ребенок, которому учительницасообщает, что он хулиган, принимает это утверждение в описание себя, онначинает считать себя своим в компаниях, где Мы – хулиганы, которые раньше былидля него Они, другие. 
     Актуальноесодержание этого аспекта Я-концепции влияет на поведение. Например, еслиучительница вызывает в школу родителей и начинает ругать их ребенка, реакцияродителей будет зависеть от того, какое Мы в данный момент окажется для нихболее актуальным. Если это Мы – взрослые, то родители скорее всего разделятточку зрения учительницы и осудят ребенка. Если это окажется Мы – семья, тоучительница окажется в Они. В таком случае родители скорее всего будет защищатьсвоего ребенка. 
     Людиидентифицируют себя со своими Мы: с предками и их славной историей, полом,этнической группой, родом занятий и др.  Всякий раз, когда задеваются те Мы, ккоторым человек себя относит, он реагирует так, словно затронут он лично. 
     Никакие измененияв человеке, в его жизни нельзя произвести, не изменив его Я-концецию. Широкоизвестен тезис: то, какие мы есть,   определяет, какой жизнью мы живем, иизменить свою жизнь можно только изменив себя.
     Есть хороший лозунг: «Измени свою жизнь сам». Труднопредположить, что самопроизвольные изменения будут происходить в желательномдля нас направлении. [ 7 ]

Заключение.
 
Познавая качества другого человека, личность получаетнеобходимые сведения, которые позволяют выработать собственную  оценку. Ужесложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставлениятого, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек,уже зная кое-что о себе, присматривается   к другому   человеку, сравниваетсебя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам,поступкам, проявлениям; и все это входит в самооценку личности и определяет еепсихологическое самочувствие. Другими словами,  у личности всегда имеется референтная группа (реальная или идеальная), с которой она считается, в которойпочерпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами,интересы — ее интересами и т. д. [ 6 ]
 Образ «Я» или само­сознание(представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепеннона протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний ивключает 4 компонента (по В. С. Мерлину):
—    сознаниеотличия себя от остального мира;
—    сознание«Я» как активного начала субъекта дея­тельности;
—    сознаниесвоих психических свойств, эмоциональные самооценки;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
—   социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основенакопленного опыта общения и деятельности. [ 5 ]


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :