Реферат по предмету "Психология"


С.Л. Рубинштейн и его вклад в развитие отечественной психологии

Негосударственное образовательное учреждение
«Столичная финансово — гуманитарная академия»
Вологодский филиал
Факультет психологии, педагогики и права
Специальность: Психология
РЕФЕРАТ
По дисциплине: История психологии
Тема: С.Л. Рубинштейн и его вклад в развитие отечественной
психологии
Выполнила
студентка 1 курса
Городишенина О.Н.
Вологда 2007

Содержание
Введение
Глава 1: Школа С.Л. Рубинштейна
Глава 2: Теоретические представления С.Л. Рубинштейна
2.1 Принцип единства сознания и деятельности
2.2 Принцип развития по С.Л. Рубинштейну
2.3 Принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна
Глава 3: Основные достижения С.Л. Рубинштейна
Характерологический опросник (опросник К. Леонгарда)
Заключение
Список литературы
Введение
Возникновение и развитие психологии рассматривается в рамкахтакого предмета как история психологии. Рассматривая основные тенденциистановления и развития психологической науки, мы не можем не осветить наиболеезначимые труды знаменитых отечественных ученых, среди которых видное положениезанимает Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 — 1960гг.) и его работы.
Выдающийся отечественный философ и психолог, докторпсихологических наук, профессор, главными направлениями исследования которогобыли философские проблемы психологии.
Отечественная психологическая наука развивалась в борьбе задиалектико-материалистическое понимание своего предмета. В ходе идейно — теоретической борьбы постепенно складывалось материалистическое пониманиепредмета психологии и устанавливались важнейшие методологические принципы науки.
На смену основателям отечественной психологии пришли новыеталантливые ученые: это С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский. Благодаряналичию многих талантливых ученых, которые после революции пришли в науку,психологию не постигла судьба генетики и кибернетики.
Выдающуюся роль в становлении психологической науки сыгралиБ.Г. Ананьев, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и другие, которыене только продолжили исследования своих предшественников, но и вырастили неменее знаменитое поколение ученых. Именно благодаря их работам мы в первуюочередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране неприходится начинать с нуля.
Характеризуя задачи психологии, С.Л. Рубинштейн пишет:«Психологическое познание — это опосредованное познание психического черезраскрытие его существенных, объективных связей». Таким образом, предметомпсихологии являются психика и психические явления конкретного человека, а такжепсихические явления наблюдаемые в группах и коллективах.
По словам С.Л. Рубенштейна, решающую роль в становлениипсихологии как самостоятельной науки сыграло внедрение эксперимента, что «нетолько вооружило её новым для неё, очень мощным методом научного мышления, но ивообще по — новому поставило вопрос о методике психологического исследования вцелом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытногоисследования в психологии».
Возникновение общей психологии как самостоятельной ифундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна,который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследованияпсихических явлений. На базе основных понятий общей психологии формируютсяпонятия и других отраслей психологической науки.
В центре внимания С.Л. Рубинштейна были и методологическиепроблемы. В работах Рубинштейна обращает на себя внимание прежде всегонетрадиционная для советской психологии исследовательская позиция — позицияфилософа, рассматривающая с точки зрения методологии эмпирику психологическойнауки, пытающегося частично систематизировать и объяснить этот эмпирическийхаос. Этим он и отличался от большинства современных ему психологов.
Поэтому в центре его концепции оказываются прежде всегопроблемы познания мира. В этом позиция Рубинштейна сближается с позициямипсихологов прежних лет — Лопатина, Троицкого, Грота, Шпета, для которых такжеглавными оставались философские проблемы бытия и свободы человеческой личности.
Глава 1: Школа С.Л. Рубинштейна
Наряду с экспериментальной психологией в России в конце 19 — начале 20 веков развиваются и другие научные психологические направления. Вэтот период возникает несколько научных школ и направлений. Так в Грузиисформировалась известная психологическая школа Д.Н. Узнадзе, представителикоторой взяли на вооружение понятие установки и широко использовали его дляанализа многих психологических явлений.
Другое научное направление связано с именем Л.С. Выготского,создателя культурно — исторической теории развития психики человека.
Третья школа, которая была создана в этот период, была школаСергея Леонидовича Рубинштейна, руководившего в то время научнымиисследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педагогическойпсихологии. Советский психолог и философ, он был одним из создателейдеятельного подхода в психологии.
В плане общей психологии проблема мышления разрабатывается вцикле экспериментальных исследований, проводившихся С.Л.
Рубинштейном и сотрудниками его коллектива. Теоретическиеустановки и экспериментальные результаты этих исследований, направленных насоздание общей теории психологии мышления, опубликованы в книге С.Л. Рубинштейна«О мышлении и путях его исследования», а также в осуществлении подего руководством коллективном труде «Процесс мышления и закономерностианализа, синтеза и обобщения».
Проведенные эксперименты ставили своей целью выявить самыйпроцесс мышления, его ход и динамику, главным образом творческий аспектмышления — способность идти к новым обобщениям, — и те закономерности, которыерегулируют творческий процесс.
Мы уже упоминали, что деятельный подход разрабатывался иоснователем психологической школы С.Л. Рубинштейном и был им обозначен впервыеуже в начале 20-х годов, при рассмотрении принципа творческой деятельности.
По словам Рубинштейна, субъект в актах своей творческойдеятельности не только обнаруживается и проявляется, еще он созидается иопределяется. В теории Рубинштейна исходным выступает действие, проникающее вобъективную действительность.
Деятельность — один из уровней практического и всегданепрерывного взаимодействия человека с миром. Главным моментом для Рубинштейна,определяющим развитие, является деятельность.
Крупнейшие последователи и ученики С.Л. Рубинштейна — КсенияАлександровна Абульханова, Андрей Владимирович Брушлинский, развивают на базеидей своего учителя принцип субъективности — представление о человеке какактивном преобразующим мир и самого себя существе. Психология, понятая спозиций С.Л. Рубинштейна, изучает психическое как живой непрерывный процесс,участвующий в регуляции всего взаимодействия человека с миром.
Школа С.Л. Рубинштейна — далеко не единственная крупнаяшкола в отечественной психологии, хотя в теоретическом плане, вероятно,наиболее авторитетная.
Глава 2: Теоретические представления С.Л. Рубинштейна2.1 Принцип единства сознания и деятельности
В 30е годы формируются основные принципы психологическойнауки: детерминизма (важным этапом в реализации этого принципа было создание Л.С.Выготским культурно — исторической концепции), принцип единства сознания идеятельности С.Л. Рубинштейна и его принцип развития.
Понятия сознания и деятельности — узловые категориипсихологической науки. Систематическая разработка этого принципа в советскойпсихологии началась в 30е годы С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым,Б.М. Тепловым.
Оценивая кризисную ситуацию в мировой психологии, Рубинштейнподчеркивал, что именно методологический кризис связан с приверженностьюбольшинства психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской,поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только дляпереживаний субъекта, способного к рефлексии.
В противовес этому С.Л. Рубинштейн впервые выдвинулположение о единстве сознания и деятельности. Он писал, что «деятельность исознание — это не два в разные стороны обращенных аспекта, они образуюторганическое целое — не тождество, но единство».
Хотя в то время этот принцип ещё не соотносился с принципомразвития, тем не менее он сразу приобрел важное методологическое значение. Внем утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознания бездеятельности. Тем самым защищалось положение о возможности через деятельностьизучать сознание и открывалась дорога для объективного исследования психики исознания: от деятельности, её продуктов — к выявляющимся в ней психическимпроцессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становитсяосновой всех объективных методов психологии.
Введение этого принципа ставило теоретические иметодологические задачи раскрытия состава и структуры деятельности. Необходимобыло преодолеть идущую от психологии сознания точку зрения, что психика — этовнутреннее, а деятельность — это внешнее.
В действительности психика, сознание не является чем -товнутренним. Точно также как деятельность никоим образом не сводится только квнешнему: она имеет внешнюю сторону, но эта сторона не характеризуетдеятельность однозначно.
Единство сознания и деятельности выражается в том, чтосознание и все психические свойства индивида в деятельности не толькопроявляются, но и формируются: психические свойства личности — и предпосылка ирезультат её поведения.
По определению С.Л. Рубинштейна, сама деятельность являетсяединством внешнего и внутреннего. Сознание и психика в таком случае оказываютсявнутренней характеристикой деятельности, а свойство деятельности — протекать вформе извне наблюдаемого поведения — может рассматриваться как характеристикасамой психики.
Следовательно, говоря о психике, психолог имеет в виду неотдельное самостоятельное явление, но сторону или неотъемлемую частьдеятельности. Говоря же о психике, он должен подразумевать некоторую целостнуюсистему, характеризуемую и с внутренней и с внешней стороны. Деятельность,напротив, оказывается той системой, внутри которой функционирует психика.
В «Основах психологии» Рубинштейн продолжил анализи окончательно сформулировал принцип единства сознания и деятельности.
Принцип единства сознания и деятельности позволяет ученым,изучая поведение, деятельность, выяснять те внутренние психологическиемеханизмы, которые обеспечивают успешность достижения целей деятельности, т.е. открыватьобъективные закономерности психики.
Применение принципа единства сознания и деятельности кизучению психических процессов, свойств и состояний позволило объяснить многиеявления, прежде казавшиеся непонятными, выявить некоторые важные закономерностипсихического развития человека.
В свете этого принципа разрабатываются понятийный аппаратпсихологии и методы конкретно — научных исследований.
Таким образом мы можем сделать несколько выводов. Во — первых,психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтомуизучение психики и исследование закономерностей её развития целесообразностроить на принципах деятельного подхода. Во — вторых, деятельность, которойзанимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов ижизненных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Следовательно,особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развитиячеловека.
Включив деятельность в сферу психологического изучения,Рубинштейн в то же время указывал, это не значит, что поведение, деятельностьчеловека в целом является предметом психологии. Деятельность человека — этосложное явление и различные её стороны изучаются разными науками. С.Л. Рубинштейнотличал деятельность от поведения, причем для Рубинштейна поведение — этоособая форма деятельности. Деятельность становится поведением тогда, когдамотивация человеческих действий из предметного плана переходит в план личностно- общественных отношений. С.Л. Рубинштейн описывал деятельность через цели,мотивы, действия, операции.
2.2 Принцип развития по С.Л. Рубинштейну
Категория развития, будучи фундаментальной философскойкатегорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки. Идеяразвития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина и леглав основу формирования вначале детской, а затем возрастной психологии.
Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия «развитие»в фундаментальную категорию психологии, стало его включение Рубинштейном всистему понятий общей психологии и возведение в статус важнейшегометодологического принципа психологической науки.
Вот что писал С.Л. Рубинштейн об этом: «Развитиепсихики является для нас не только более или менее интересной областьюисследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблемпсихологии. Закономерности всех явлений, и психологических в том числе,познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновенияи отмирания».
В трудах С.Л. Рубинштейна, созданных на рубеже 40х годов, впроблематику общей психологии был включен весь жизненный путь человека ипоказана зависимость развития всех сторон его сознания и личности отособенностей генеральной линии жизни индивида. Развитие стало пониматься какосновной способ существования личности на всем протяжении её индивидуальногопути.
Многокачественное содержание категории развития в психологиибыло раскрыто в коллективном труде «Принципы развития в психологии» (1978).В нем была подчеркнута необходимость соединения принципа развития с принципомсистемности, реализация которого позволяет рассмотреть и сам процесспсихического развития как сложно организованную целостность. Таким образом, дляпсихологии принцип развития имеет особенно большое значение, посколькуизучаемые ею явления отличаются «исключительно высокой динамичностью».2.3 Принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна
Положения диалектико-материалистического принципадетерминизма были развиты С. Л, Рубинштейном в связи с анализом философскихпроблем психологии (изучением природы психических явлений). Здесь происходитдвухсторонний процесс: развитие психологической теории на философской основедиалектического материализма и развитие самих философских проблем на материалеконкретной науки — психологии.
С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга распространениядиалектико-материалистического принципа детерминизма на анализ психическихявлений вообще и явлений мышления в частности.
Философский анализ, проделанный ученым, показал, что принципдетерминизма является узловым, объединяющим марксистско-ленинскую теориюотражения и рефлекторную теорию психического — основные философские положения,без которых невозможно понимание природы психического вообще и мышления вособенности.
Теория отражения дает понимание мышления как активногопроцесса мысленного восстановления объекта, действительности во всей еёконкретности, как процесса взаимодействия субъекта и объекта. Теоретическийанализ дал возможность превратить принцип детерминизма в принципэкспериментального психологического исследования мышления.
Анализ проблем, перед которыми остановилась мысль зарубежныхученых, не вооруженных соответствующей методологией, дал С. Л, Рубинштейнувозможность выдвинуть новую постановку этих проблем, а также наметить новые,которые могли возникнуть только в результате применения этой методологии крешению проблем мышления.
Задача научного мышления заключается в раскрытии сущностимногообразных и сложных явлений мышления, в выявлении мышления во всех егосущественных связях или в решении центральной проблемы детерминации мышления. Анализэтих проблем теории мышления содержится в книге Рубинштейна «Бытие исознание».
На основе решения этих вопросов происходит выявление специфическогопредмета психологии мышления, теоретическому и экспериментальному анализукоторого посвящена книга С.Л. Рубинштейна " О мышлении и путях егоисследования".
Применительно к явлениям мышления принцип детерминизма былиспользован не только теоретического анализа, но и для построенияэкспериментальных исследований.
Глава 3: Основные достижения С.Л. Рубинштейна
С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новойпсихологической школы, руководивший в свое время научными исследованиями накафедре психологии МГУ и в институте общей и педагогической психологии. Впоследствиион был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научныхметодов воздействия, и отстранен от должностей.
С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого иединственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охватапсихологической проблематики труда под названием «Основы общей психологии».В эту работу вошли передовые достижения отечественной и мировой психологическойнауки.
Рубинштейн разрабатывал философские проблемы психологии,сформулировал важнейшие методологические принципы психологии. Один из них — принцип единства сознания и деятельности — составил основу деятельного подходав психологии. В своей работе " Принцип творческой самодеятельности" С.Л.Рубинштейн указывает на роль деятельности, в которой субъект проявляется,созидается и определяется. Именно с этих позиций С.Л. Рубинштейн приступил кобобщению достижений психологии.
Этапной как в творчестве самого Рубинштейна, так и дляотечественной психологии в целом стала статья " Проблемы психологии втрудах Карла Маркса" (1934г) Это выступление вместе с его книгой «Основыпсихологии» (1935г) и " Основами общей психологии" (1946г) явилисьпрактической реализацией замысла построения марксистской психологии в СССР. Именноэта его работа была удостоена Государственной премии и получила высокие оценкив рецензиях ведущих отечественных психологов.
В своей статье Рубинштейн подверг глубокому анализу кризис,переживаемый зарубежной психологией. В его материале раскрывается марксистскаяконцепция человеческой деятельности, сознания и личности, утверждается принципединства сознания и деятельности.
Таким образом, в сферу психологического изучения былавключена деятельность. Этим был сделан реальный шаг на пути преодоленияпостулата непосредственности, намечены основы объективного познания психики.
Включив деятельность в сферу психологического изучения,Рубинштейн в то же время указывал, что это " не значит, что поведение,деятельность человека является предметом психологии. Деятельность человека — сложное явление. Различные стороны её изучаются разными науками, а психологияизучает психическую сторону деятельности".
Рубинштейн наметил общую структуру деятельности, которуюдетально разработал А.Н. Леонтьев. По Рубинштейну, в зависимости от характерамотивации различаются и деятельность и поведение: преобладание в деятельностиотношения человека к другим людям превращает её в поведение. Единицей поведенияявляется поступок, а единицей деятельности — действие. Рубинштейн выделял вкачестве основных следующие виды деятельности: труд, игра, учение, и он дал ихпсихологический анализ для каждого из этих видов, раскрыл их природу и связь сразвитием личности.
В 50е годы Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма ираскрыл его на материале экспериментальных исследований мышления. В связи сисследованиями мышления было сформулировано положение о психическом какпроцессе: " мышление выступает как процесс, а этот процесс членится наотдельные звенья или акты."
Вчитываясь сегодня в работы замечательного психолога С.Л. Рубинштейна,мы обнаруживаем, что в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли онпродолжал ею заниматься и достиг вполне ощутимых результатов. Вот такуюхарактеристику он дал в своей работе «Основы общей психологии»:«Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказываетсяспособным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Дляэтого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь отних, осознать самого себя как субъекта, который возвышаясь над ними, всостоянии произвести выбор между ними».
В психологической науке категория личности относится к числубазовых категорий. В связи с этим в психологии возник вопрос о специфике исследованияличности, благодаря чему был сформулирован личностный принцип С.Л. Рубинштейнакак " динамическая тенденция", в которой он исследовал психическиепроцессы и состояния личности.
Завершающая работа Рубинштейна, соединившая изучениепсихологии личности с проблемой её бытия в мире и нравственной природойчеловеческой жизни, осталась незаконченной и была опубликована под названием«Человек и мир» в 1973 году.
Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фондотечественной психологии. Они остаются для нас источником познания, являясьпродолжением личности ученого и объективируясь в его творчестве.
Характерологический опросник (опросник К. Леонгарда)
Опросник предназначен для выявления акцентуаций характера, т.е.определенного направления характера, включает 88 вопросов, 10 шкал.
Первая шкала характеризует личность с высокойжизненной активностью, вторая — показывает возбудимую акцентуацию, третья — говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого, четвертая — показывает склонность испытуемого к педантизму, пятая — выявляетповышенную тревожность, шестая — склонность к перепадам настроения, седьмая — говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая — онеуравновешенности поведения, девятая — показывает степень утомляемости,десятая — силу и выраженность эмоционального реагирования.
Инструкция: "Вам будут предложены утверждения,касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с егономером поставьте знак "+" («да»), если нет — знак " — " («нет»). Над вопросами долго не думайте, правильных инеправильных ответов нет". Время ответов не ограничивается.
Тест опросника.
1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение.
2. Вы чувствительны к оскорблениям.
3. Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы вкино, театре, в беседе и т.п.
4. Сделав что — то, вы сомневаетесь, все ли сделаноправильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, чтосделано правильно.
5. В детстве вы были таким же смелым, как все вашисверстники.
6. Часто ли у вас резко меняется настроение от состояниябезграничного ликования до отвращения.
7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе,компании.
8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в такомворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать.
9. Вы серьезный человек.
10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем — нибудь.
11. Предприимчивы ли вы.
12. Вы быстро забываете, если вас кто — либо обидит.
13. Мягкосердечны ли вы.
14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы правойрукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него.
15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучшихработников (студентов).
16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или привстрече с незнакомой собакой (а может, такое чувство бывает и сейчас).
17. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок.
18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств.
19. Любят ли вас ваши знакомые.
20. Часто ли у вас бывает чувство внутреннего беспокойства,ощущение возможной беды, неприятности.
21. У вас часто несколько подавленное настроение.
22. Бывали ли у вас хотя бы один раз истерика или нервныйсрыв.
23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте.
24. Если по отношению к вам несправедливо поступили,энергично ли вы отстаиваете свои интересы.
25. Можете ли вы зарезать курицу или овцу.
26. Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висятнеровно и вы сразу же стараетесь поправить их.
27. Вы в детстве боялись оставаться одни дома.
28. Часто ли у вас бывают колебания настроения без причины.
29. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильнымработником в своей профессии.
30. Быстро ли вы начинаете сердиться или впадать в гнев.
31. Можете ли вы быть абсолютно беззаботно веселым.
32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизываетвас.
33. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий вюмористическом спектакле.
34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточнооткровенно, прямо и недвусмысленно.
35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это увас неприятных ощущений.
36. Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью.
37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению ккоторым несправедливо поступили.
38. В темный подвал вам трудно, страшно спускаться.
39. Предпочитаете ли вы работу такой, где действовать надобыстро, но требования к качеству выполнения невысоки.
40. Общительны ли вы.
41. В школе вы охотно декламировали стихи.
42. Убегали ли вы в детстве из дома.
43. Кажется ли вам жизнь трудной.
44. Бывает ли после конфликта, обиды вы были до тогорасстроены, что идти на работу казалось просто невыносимо.
45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувствоюмора.
46. Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если вас кто- либо обидел.
47. Вы очень любите животных.
48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили домили рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случилось.
49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами ивашими близкими может случиться что — то страшное.
50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво.
51. Трудно ли вам докладывать (выступать на сцене) передбольшим количеством людей.
52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит.
53. У вас очень велика потребность в общении с другимилюдьми
54. Вы относитесь к тем, кто при каких — либо разочарованияхвпадает в глубокое отчаяние.
55. Вам нравиться работа, требующая энергичнойорганизаторской деятельности.
56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если напути к ней приходиться преодолевать массу препятствий.
57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что наглазах выступают слезы.
58. Часто ли бывает вам трудно уснуть из — за того, чтопроблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в ваших мыслях.
59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам илидавали списывать.
60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы пройтиодному через кладбище.
61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь ввашей квартире была только на одном и том же месте.
62. Бывает ли так, что перед сном будучи в хорошем настроении,вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов.
63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям.
64. Бывают ли у вас головные боли.
65. Вы часто смеетесь.
66. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы явноне цените, не любите, не уважаете.
67. Вы подвижный человек.
68. Вы очень переживаете из — за несправедливости.
69. Вы настолько любите природу, что можете назвать еёдругом.
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрытгаз, погашен свет, заперты ли двери.
71. Вы очень боязливы.
72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя.
73. Вы раньше охотно участвовали в кружке художественнойсамодеятельности.
74Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, безожидания радости.
75. Часто ли вас тянет путешествовать.
76. Может ли ваше настроение измениться так резко, что вашесостояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным.
77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей вкомпании.
78. Долго ли вы переживаете обиду.
79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей.
80. Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу всвоей тетради, если случайно оставили в ней кляксу.
81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием иосторожностью, чем с доверчивостью.
82. Часто ли вы видите страшные сны.
83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь подколеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома остерегаетесьтого, что можете внезапно выпасть из него.
84. Веселой компании вы обычно веселы.
85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующихрешения.
86. Вы менее сдержаны и чувствуете себя более свободно,приняв алкоголь.
87. В беседе вы скудны на слова.
88. Если вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бывойти в роль, чтобы позабыть о том, что это игра.
При подсчете баллов на каждой шкале для стандартизациирезультатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указанов «ключе» к методике. Акцентуированные личности не являютсяпатологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.
Ключ
Г — 1 Гипертимы х 3, "+": 1, 11, 23, 33, 45, 55,67, 77, " — ": нет.
Г — 2 Возбудимые х 2, "+": 2,15, 24, 34, 37, 56,68, 78, 81, " — ": 12, 46, 59.
Г — 3 Эмотивные х 3, "+": 3, 13, 35, 47, 57, 69,79, " — ": 25.
Г — 4 Педантичные х 2, "+": 4,14, 17, 26, 39, 48,58, 61, 70, 80, 83, " — ": 36.
Г — 5 Тревожные х 3, "+": 16, 27, 38, 49, 60, 71,82, " — ": 5.
Г — 6 Циклотимные х 3, "+": 6, 18, 28, 40, 50, 62,72, 84, " — ": нет.
Г — 7 Демонстративные х 2,: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66,73, 85, 88, " — ": 51.
Г — 8 Неуравновешенные х 3 (застревающие), "+": 8,20, 30, 42, 52, 64, 74, 86, " — ": нет.
Г — 9 Дистимные х 3, "+": 9, 21, 43, 75, 87," — ": 31, 53, 65,.
Г — 10 Экзальтированные х 6, "+": 10, 32, 54, 76," — ": нет
Описание акцентуаций по К. Леонгарду
1. Гипертимический тип. Высокие оценки говорят опостоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности,высокой активностью, предприимчивостью.
2. Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышеннаяимпульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
3. Эмотивный тип. Это чувствительные ивпечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций вдуховной жизни человека.
4. Педантичный тип. Высокие оценки говорят оригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующихсобытий.
5. Тревожно — боязливый тип. Основная черта — склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровеньтревожности.
6. Циклотимический тип. Людям с высокими оценками поэтой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз.
7. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкалеговорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративном поведении.
8. Неуравновешенный (застревающий) тип. Основнаячерта этого типа — чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированиюсверхценных идей.
9. Дистимический тип. Этот тип являетсяпротивоположным гипертимическому, характеризуется сниженным настроением,фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.
10. Аффективно — экзальтированный тип. Лицам этоготипа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят ввосторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных.
Заключение
Сергей Леонидович Рубинштейн был одним из выдающихсятеоретиков отечественной психологии. Его творчество, культура разработки имтеоретических основ психологии, фундаментальность его трудов, обусловленнаяопорой на достижения всей мировой и отечественной философской и научной мысли,продолжают и сегодня служить важным источником развития отечественнойпсихологии.
Философская направленность творчества С.Л. Рубинштейна, егопристальный интерес к зарубежной психологии объясняются, по — видимому, не впоследнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получилфилософское образование в Германии, где учился в Марбургском университете,защитил там докторскую диссертацию, посвященную критическому анализугегелевской философии. В дальнейшем его критический анализ немецкой классическойфилософии был продолжен в статье «Принцип творческой самодеятельности».
В своей работе «Основах психологии» Рубинштейнпродолжил анализ и окончательно сформулировал принцип единства сознания идеятельности. Здесь же Рубинштейн указывает на роль деятельности, в которойсубъект не только обнаруживается и проявляется, но в ней созидается иопределяется.
Общие принципы, сформулированные Рубинштейном, находят своюконкретизацию в исследованиях прежде всего его учеников. На них опираются идругие исследователи, формально не принадлежащие к школе С.Л. Рубинштейна.
Работы С.Л. Рубинштейна ориентируют нас на правильноепонимание психики как свойства высокоорганизованной материи, сознания человекакак изначально — исторического продукта и высшей формы субъективного отраженияобъективной действительности.
Список литературы
1.        История психологии. А.Н. Ждан. М.: 1990.
2.        Введение в профессию «психолог». Под ред. И.Б. Гриншпуна. М.:2002.
3.        История психологии. Т.Д. Марциновская. М.: 2007.
4.        Общая психология. А. Маклаков. СПб.: 2003.
5.        Исследования мышления в советской психологии. Акад. Наук. М.:
6.        Хрестоматия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. М.: 1977.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.