Кеттелл, РэймондБернард
(Cattell, Raymond Bernard)
Родился: 1905, Хилл Топ, Стаффордшир, Англия.
Умер: 1998.
Интересы: клиническая психология,экспериментальная психология, личностная и социальная психология, психологияобразования, психометрика.
Образование: бакалавр, Лондонский университет,1924; доктор философии, Лондонский университет, 1929; доктор наук, Лондонскийуниверситет, 1939.
Профессиональнаядеятельность:заслуженный профессор, факультет профессиональной психологии Иллинойскогоуниверситета; член АРА, стипендия Дарвина, 1935; премия Веннера ГренаНыо-Йоркской Академии наук, 1950; президент Общества мультивариантнойэкспериментальной психологии, 1961; BPS, почетный член, 1981-; награда АРА попсихометрике, 1983; награда Департамента США по вопросам образования «Задостигнутые успехи», 1984; редактор-консультант Multivariate BehavioralResearch; co-редак-тор Multivariate Experimental Clinical Research;консультанта в различных журналах.
Основныетесты:
«Шестнадцатьличностных факторов» опросник (sixteen personality factor questionnaire, 16 PF) 1950.
Культурно-свободныйинтеллекта тест(Culture-Fair Intelligence Test, CFIT) 1958.
Основныепубликации:
1928Thesignificance of the actual resistance in GSR experiments. British Journalof Psychology, 19,34-48.
1936Ismaterial intelligence declining? Eugene review, 27,18-203.
1944Anobjectivetext of character and temperament. Journal of SocialPsychology.19,99-114.
1950 The main personalityfactors in questionnaire material. Journal of Social Psychology,31,3-38.
1951 P-technique: A new methodfor analysing personal motivation. Transactions of the New York Academy ofSciences, 14,29-34.
1952 A confirmation of the ergsand self sentiment patterns among dynamic traits by R technique. BritishJournal of Psychology, 43,280-294.
I960 The multiple abstractvarianceanalysisequations and solutions. Psychological
Review, 67,353-372.
1966 Refinement and test ofthe theoryof fluidand crystallized intelligence. Journal ofEducational Psychology, 57,253-270.
1971Abilities:Their Structure, Growth and Action. Houghton Mifflin.
1971 Estimating modulationindicesand stateliabilities. Multivariate Behavioral Research,6,7-32.
1973Personalityand Mood by Questionnaire. Jossey-Bass.
1979 Personality andLearning Theory, vols 1 and 2. Springer-Verlag.
1979 Ethics and the socialsciences — the Beyondist Solution. Management Science Quarterly,19.298-310.
1982 The Inheritance ofPersonality and Ability. Academic Press.
1987 Beyondism: Religionfrom Science. Praeger. 1987 Intelligence: Its Structure, Growth andAction. North Holland.
1990 Advances in Cattellianpersonality theory. In L. A. Pervin (ed.), Handbook of Personality: Theoryand Research. Guilford Press.
1992Humanmotivation objectively, experimentally analysed. British Journal of MedicalPsychology, 65,237-243.
1994Findingpersonality structure when ipsative Measurements are the unavoidable basis ofthe variables. AmericanJournal of Psychology, 107,261 -274 (with J. Brennan).
Рэймонд Б.Кеттелл был вторым из трех сыновей, его отец и дед владели несколькимизаводами. К 19 годам он получил ученую степень по химии. Позднее онпознакомился с творчеством сэра Сирила Барта; это повлияло на его решениеизучать психологию. После защиты докторской диссертации он получил местопреподавателя в Эксетерском университете и в 1932 стал директором Городскойполитехнической клиники Лейчестера, Англия. В 1937Э. Л. Торндайк предложил емуместо научного сотрудника, а на следующий год Г. С. Холл — должность профессорав университете Кларка. В 1941 он отправился читать лекции в Гарвардскийуниверситет, где познакомился с Оллпортом, Мюрреем и другими. Три года спустяему предложили место профессора-исследователя в Иллинойском университете.Позднее он стал профессором в Гавайском университете.
Рэймонд Кеттеллвнес фундаментальный вклад в наше понимание теории свойств личности.Он строит дифференцированную сложную систему описания личности, используя дляобъяснения поведения лишь диспозициональные переменные, но не функциональные.Скрытая предпосылка этой формулы состоит в том, что мы не в состоянии датьполное определение личности до тех пор, пока не проясним те общиепредставления, которые предполагаем использовать в своих исследованиях.
Кеттеллвыделяет три метода исследования личности: бивариантный,мультивариантный и клинический. Кеттелл критикует бивариантный подход за то,что тот не учитывает всю совокупность сложных взаимоотношений между многимифакторами, которая и составляет личность. Он считает клинический подходполезным, так как тот позволяет наблюдать важные моменты поведения по мере ихвозникновения. Сочетание мультивариантного и клинического подходов позволяетописать и подойти к пониманию сложных моделей поведения.
Дляисследования личности Кеттелл разработал четыре экспериментальные методики:
1. Р-метод, сравнивающий количество баллов,полученных человеком в серии измерений в различных ситуациях на протяжениинекоторого времени;
2. Q-метод, при котором по результатам большогоколичества различных измерений сранивают двух людей между собой;
3. R-метод, при котором большое количестволюдей сравнивают по сумме баллов, набранных ими, или по результатам большогоколичества специфических измерений;
4.дифференциальный R-метод, при котором измерения повторяют в различных ситуациях, а затемсравнивают различия между ними.
Диспозиции — фундаментальное понятие в теорииличности Кеттелла, и он предлагает два подхода к их различению. Первыйпредполагает в самом общем виде в качестве причин наблюдаемой модальностирассматривать три вида диспозиций: когнитивные (способности); темперамент;динамические, т. е. мотивационные, диспозиции, которые выходят на передний планв зависимости от побудительных характеристик актуальной ситуации. А второй —различия между поверхностными и исходными чертами. Способности включают в себяразнообразные навыки, в том числе и интеллект. Признаки темперамента относятсяк эмоциональной жизни человека, а динамические — к мотивационной. Внешниепризнаки имеют отношение к таким моментам поведения, которые на поверхностномуровне изменяются сопряженно, но не обязательно имеют общую причину. Глубинныекасаются тех моментов поведения, которые изменяются сопряженно и формируютединый, независимый тип личности, Поверхностные черты представляют собойсовокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в«неразрывном» единстве, но не обязательно имеют общую причину.Исходные черты напротив, определяют то постоянство, которое наблюдается вповедении человека, и формируют единый независимый тип личности. Поверхностныечерты можно идентифицировать при клиническом исследовании или опрашивая людейпо поводу того, какие характеристики, по их мнению, сочетаются. Исходные можновыявить только используя мультивариантные статистические методы. Для решениявопросов, связанных со структурой личности, Кеттелл (совместно с К. Е.Спирманом) применил факторный анализ и использовал данные, полученные с помощьютрех методов: оценочного, анкетирования и объективного измерения поведения. Врезультате этой работы была создана серия опросников 16РF(16РF, Н8РО, СРО, Е8ХО)и личностных блоков ОА (Objective Analytic). В целом, в областипсихологической диагностики наиболее важным его вкладом явилисьтаксономические методы факторного анализа, методики диагностики черт личности имотивации, разработка тестов интеллекта.
В пользусвоего структурного понимания личности Кеттелл приводил ряд доказательств,полученных из различных источников: факторный анализ различных данных,повторяемость в культурах, их сходные проявления в различных возрастныхгруппах, предсказывание поведения и доказательства того, что многие особенностигенетически обусловлены. Для того чтобы выяснить роль наследственности ифакторов окружающей среды для структуры личности, Кеттелл разработалмногофакторный анализ абстрактных отклонений от нормы (MAVA, 1960), которыйзнаменовал значительный шаг вперед по сравнению с традиционными методами тоговремени.
В 60-е онначал серию исследований природы и структуры способностей. Согласновзглядам Кэттела, способности имеют иерархическую организацию. На вершинеиерархической пирамиды находится G — общие способности; нижепоследовательно располагаются уровни все более узких способностей; в основаниипирамиды располагаются специфические способности Спирмана. Наоснованииэмпирических данных Кеттелл утверждал, что существует двадцать видов первичныхспособностей и шесть видов вторичных. В дополнение к вышесказанному, Кеттеллввел различие «жидких» и «кристаллических» способностей.Жидкие способности отражают способность индивидуума решать новые проблемы,тогда как кристаллический интеллект отвечает за процесс приобретения ииспользования культурно значимых знаний. Наряду с Дж. Л. Горном (1966), Кеттеллутверждал, что кристаллические способности возрастают в течение всей жизни,тогда как жидкие способности достигают максимального уровня в детстве и юности,ослабевая к старости.
Несмотря нато, что экспериментальные и теоретические разработки Кеттелла были восприняты сбольшим энтузиазмом, применяемые им методы (факторный анализ и сложныематематические модели) оказались слишком трудны для широкого использованияпрактикующими психологами. В более поздних работах Кеттелл стал применятьдинамическое исчисление (систему математических формул для оценки мотивационныхфакторов поведения) для того, чтобы ввести количественные методы в психоанализ.Их использование позволило психиатрам измерять желание и состояние пациентов (в«эргах») при помощи теста мотивационного анализа. Это исследованиеобеспечило определенную статистическую поддержку концепции влечений и структурыэго.
«ШЕСТНАДЦАТЬЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ» ОПРОСНИК
(Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16PF)
Обзор
Опросникличностный. Впервые опубликован Р. Кэттеллом в 1950 г., последнее переработанное руководство к тесту вышло в 1970 г. (Р. Кэттелл с соавт.). Предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ееисследованию на основе черт.
Разработаныдве основные эквивалентные формы опросника (А и В, причем А считаетсястандартной формой) по 187 вопросов в каждой (для обследования взрослых людей собразованием не ниже чем 8-9 классов). В обеих формах опросника по 3 «буферных»вопроса и от 20 до 26 вопросов, относящихся к каждому из измеряемых факторов.
Обследуемомупредлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос:«да», «нет», «не знаю» (или «а», «в», «с»); при этом его предупреждают о том,чтобы ответов «не знаю» было как можно меньше. Полученные результаты выражаютсяв шкале стэнов. Строится «профиль» личности, при интерпретации которогоруководствуются степенью выраженности каждого фактора, особенностями ихвзаимодействия, а также нормативными данными.
История создания методики
В разработкетеста Р. Кэттелл первоначально исходил из т. н. L-данных (life record data), т.е. данных, полученных путем регистрации реального поведения человека вповседневной жизни. Выделенные Г. Олпортом и X. Олдберг 4500 слов, яснообозначающих черты личности и особенности поведения (на базе словаря из 18000слов), Р. Кэттелл разбил на синонимичные группы и отобрал в каждой из них поодному слову, выражающему основное смысловое содержание соответствующей группы.Это позволило сократить список личностных черт до 171. Затем каждая из этиххарактеристик личности оценивалась экспертами с целью выбора наиболее значимых.Взаимная корреляция экспертных оценок позволила выделить 36 корреляционныхплеяд, внутри которых расположились высоко коррелирующие характеристики. Всеплеяды содержали пары членов, имеющие значимые отрицательные корреляции,например: веселый—печальный, разговорчивый-молчаливый и т. д. Так был полученнабор из 36 биполярных названий, который был расширен до 46 за счет включенияспециальных терминов, найденных в работах других исследователей. Для всехбиполярных пар были составлены рабочие определения.
В результатефакторизации L-данных было получено от 12 до 15 факторов. В дальнейшем Р.Кэттелл осуществил переход (обусловленный трудностями экспертногооценивания) к Q-данным (questionnaire data), т. е. данным, полученным с помощьюопросников. При этом сбор Q-данных координировался с имеющимися L-данными. Р.Кэттеллом созданы разные модификации факторных моделей с различным числомвходящих в них факторов, однако наиболее известной является 16-факторная,соотнесенная с рассматриваемым тестом.
Первичные факторы
Факторыличности, диагностируемые опросником, обозначаются буквами латинского алфавита,причем буква «Q» используется только для тех факторов, которые выделены наоснове Q-данных. Факторы имеют «бытовые» и «технические» названия. Первыепредставляют собой общедоступные определения, ориентированные нанепрофессионалов. Например, фактор А — «сердечность, доброта —обособленность, отчужденность». Технические названия предназначены дляспециалистов и тесно связаны с научно установленным значением фактора. При этомчасто используются искусственно созданные названия: например, тот же фактор Абудет определяться как «аффектотимия — сизотимия». Как бытовые, так итехнические названия факторов даются в биполярной форме, чем устраняетсядвусмысленность в определении их содержания. Следует иметь в виду, чтоопределение концов оси фактора как положительных (+), так и отрицательных (-)условно и не имеет ни этического, ни психологического смысла. Обычно описаниекаждого фактора у Р. Кэттелла состоит из разделов:
а) буквенныйиндекс фактора; разработана также система универсальной индексации, включающаясведения о принципе выделения того или иного фактора и его порядковом номере;
б)техническое и бытовое название;
в) списокнаиболее значимых характеристик в L-данных;
д)интерпретация фактора.
Рассмотренныевыше 16 факторов — первого порядка. В итоге их дальнейшей факторизации быливыделены, более общие, факторы второго порядка. Р. Кэттелл неоднократно«извлекал» вторичные факторы из корреляций между первичными. В разных работахавтора представлено от четырех до восьми вторичных факторов.
Наиболееважными из них являются «экстраверсия-интроверсия» и «тревожность-приспособленность».
Предпринималисьпопытки получения факторов третьего порядка, однако практического значениярезультаты не имеют.
Психометрические характеристики теста
Подход Р.Кэттелла к исследованию личности достаточно уязвим. Отметим лишь наиболее слабые«точки». Прежде всего, это выраженный эмпиризм, пренебрежение какими-либоисходными теоретическими положениями о содержании и количестве определяемыхчерт личности. При избранной автором технике сбора данных ничего не известно офункциональных связях между переменными; эти связи выражаются лишь в видекорреляций — меры степени линейной зависимости между переменными. Не удалосьверифицировать и исходную гипотезу об идентичности структурных элементов вфакторах, выделенных на основе L-данных и тех, которые выделены на основеQ-данных. В факторах, выделенных из L-данных, обнаруживаются те, которым нетсоответствия в факторах, выделенных из Q-данных, и наоборот. Исключительнонизки интеркорреляции переменных, якобы характеризующих один и тот же фактор,но полученных из разных источников (L- и Q-данные). Сказанное позволяетсделать вывод о том, что Р. Кэттелл принял факторный анализ за гораздо болееэффективный инструмент познания личности, чем он фактически является.
Коэффициентнадежности шкал-факторов опросника, определенный путем расщепления, находится впределах 0,71-0,91. Коэффициент ретестовой надежности через двухнедельныйпромежуток — 0,36-0,73. Автор также сообщает о достаточно высокой валидностиопросника.
Модификации теста
Р. Кэттелломи его сотрудниками, помимо двух основных форм опросника (А и В),разработаны формы С, D и Е. Формы С и D сокращенные, по105 заданий, и предназначены для лиц, имеющих более низкий уровень образования.Форма Е используется для обследования тех, кто малограмотен (в 1985 г. опубликованы нормы для заключенных, культурно неприспособленных и т. п. лиц). Б, Брианом в 1987 г. на основе формы Е предложен компьютерный«Профессионально-личностный отчет»(Vocational Personality Report), предназначенный для использовании вконсультациях по выбору работы и службах планирования для малограмотных.Известны варианты опросника для детей и подростков. Существует специальное«патологическое» дополнение к опроснику, которое состоит из 12 клиническихфакторов-шкал. Возможно групповое обследование.
Опросникнашел достаточно широкое распространение в отечественных психодиагностическихисследованиях. Однако адаптация теста не завершена, несмотря на проведеннуюпроверку соответствия зарубежных и отечественных нормативных данных. Анализвоспроизводимости факторов опросника на русскоязычных выборках (Ю. М. Забродинс соавт., 1987) показывает, что нельзя считать гомогенными факторы А, С, I,L, М, N, Q1 ,Q2, (одной четверти до одной трети вопросовотечественного варианта теста не коррелируют значимо с соответствующимфактором). Это требует переформулирования вопросов (утверждений) или отказа отдиагностических категорий Р. Кэттелла.
В 1990 г. В. М. Русаловым и О. В. Гусевой на основе выделенных гомогенных шкал предложен сокращенныйвариант опросника под названием 8 PF (70 вопросов).
Инструкция
«В данномисследовании вам будет предложен ряд вопросов и три варианта ответа на каждыйвопрос («а», «б», «в»). Отвечать нужно следующим образом: сначала прочтитевопрос и варианты ответов на него, затем выберите один из трех предложенныхвариантов ответа, отражающих в большей степени ваше мнение, нежели дваостальных, и отметьте его в соответствующей клеточке на бланке ответов.
Старайтесь неприбегать слишком часто к промежуточному ответу типа «не уверен», «нечтосреднее». Выбирайте его только тогда, когда не можете ответить иначе. Отвечайтена каждый вопрос».
Стимульныйматериал
1. Я хорошопонял инструкцию к этому вопроснику:
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
2. Я готовкак можно искреннее ответить на вопросы:
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
3. Япредпочел бы иметь дачу:
а) воживленном дачном поселке;
б) предпочелбы нечто среднее;
в) уединенно,в лесу.
4. Я могунайти в себе достаточно сил, чтобы справиться с жизненными трудностями:
а) всегда;
6) обычно;
в) редко.
5. При видедиких животных мне становится не по себе, даже если они надежно спрятаны вклетках:
а) да, этоверно;
6) не уверен;
в) нет, это неверно.
6. Явоздерживаюсь от критики людей и их взглядов:
а) да;
б) иногда;
в) нет.
7. Я делаюлюдям резкие, критические замечания, если мне кажется, что они этогозаслуживают:
а) обычно;
б) иногда;
в) никогда неделаю.
8. Япредпочитаю несложную классическую музыку современным популярным мелодиям:
а) да, этоверно;
б) не уверен;
в) нет, этоневерно.
9. Если бы яувидел двух дерущихся соседских детей, я:
а)предоставил бы им самим выяснять свои отношения;
б) не знаю,что предпринял бы;
в) постаралсябы разобраться в их ссоре.
10. Насобраниях и в компаниях:
а) я легковыхожу вперед;
б) вернонечто среднее;
в) япредпочитаю держаться в сторонке
11. По-моему,интереснее быть:
а)инженером-конструктором;
6) не знаю,что предпочесть;
в)драматургом.
12. На улицея скорее остановлюсь, чтобы посмотреть, как работает художник, чем станунаблюдать за уличной ссорой:
а) да, этоверно;
6) не уверен;
в) нет, этоневерно.
13. Обычно яспокойно переношу самодовольных людей, даже когда они хвастаются илидругим образом показывают, что они высокого мнения о себе:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
14. Есличеловек обманывает, я почти всегда могу заметить это по выражению его лица:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
15. Я считаю,что самую скучную повседневную работу всегда нужно доводить до конца, даже есликажется, что в этом нет необходимости:
а) согласен;
б) не уверен;
в) несогласен.
16. Япредпочел бы взяться за работу:
а) где можномного заработать, если даже заработки непостоянны;
б) не знаю,что выбрать;
в) спостоянной, но относительно невысокой зарплатой.
17. Я говорюо своих чувствах:
а) только вслучае необходимости;
б) вернонечто среднее;
в) охотно,когда предоставляется возможность.
18. Изредка яиспытываю чувство внезапного страха или неопределенного беспокойства, сам незнаю отчего:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
19. Когдаменя несправедливо критикуют за то, в чем я не виноват:
а) никакогочувства вины у меня не возникает;
б) вернонечто среднее;
в) я все жечувствую себя немного виноватым.
20. На работеу меня бывает больше затруднений с людьми, которые:
а)отказываются использовать современные методы;
б) не знаю,что выбрать;
в) постояннопытаются что-то изменить в работе, которая и так идет нормально.
21. Принимаярешения, я руководствуюсь больше:
а) сердцем;
б) сердцем ирассудком в равной мере;
в) рассудком.
22. Люди былибы счастливее, если бы они больше времени проводили в обществе своих друзей:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
23. Строяпланы на будущее, я часто рассчитываю на удачу:
а) да;
б)затрудняюсь ответить;
в) нет.
24.Разговаривая, я склонен:
а)высказывать свои мысли сразу, как только они приходят голову;
б) вернонечто среднее;
в) преждехорошенько собраться с мыслями.
25. Даже еслия чем-нибудь сильно взбешен, я успокаиваюсь довольно быстро:
а) да;
6) вернонечто среднее;
в) нет.
26. Приравной продолжительности рабочего дня и одинаковой зарплате мне было быинтереснее работать:
а) столяромили поваром;
б) не знаю,что выбрать;
в) официантомв хорошем ресторане.
27.Уменя было:
а) очень маловыборных должностей;
б) несколько;
в) многовыборных должностей.
28. «Лопата»так относится к «копать», как «нож» к:
а) острый;
б) резать;
в) точить.
29. Иногдакакая-нибудь мысль не дает мне заснуть:
а) да, этоверно;
б) не уверен;
в) нет, этоневерно.
30. В своейжизни я, как правило, достигаю тех целей, которые ставлю перед собой:
а) да, этоверно;
б) не уверен;
в) нет, этоневерно.
31.Устаревший закон должен быть изменен:
а) толькопосле основательного обсуждения;
б) вернонечто среднее;
в)немедленно.
32. Мнестановится не по себе, когда дело требует от меня быстрых действий, которыекак-то влияют на других людей:
а) да, этоверно;
6) не уверен;
в) нет, этоневерно.
33.Большинство знакомых считает меня веселым собеседником:
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
34. Когда явижу неопрятных, неряшливых людей:
а) меня этоне волнует;
б) вернонечто среднее;
в) онивызывают у меня неприязнь и отвращение.
35. Я слегкатеряюсь, неожиданно оказавшись в центре внимания:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
36. Я всегдарад присоединиться к большой компании, например встретиться вечером с друзьями,пойти на танцы, принять участие в интересном общественном мероприятии:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
37. В школе япредпочитал:
а) урокимузыки (пения);
6)затрудняюсь сказать;
в) занятия вмастерских, ручной труд.
38. Если меняназначают ответственным за что-либо, я настаиваю, чтобы мои распоряжения строговыполнялись, а иначе я отказываюсь от поручения:
а) да;
б) иногда;
в) нет.
39. Важнее,чтобы родители:
а)способствовали тонкому развитию чувств у своих детей;
б) вернонечто среднее;
в) училидетей управлять своими чувствами,
40. Участвуяв коллективной работе, я предпочелбы:
а) попытатьсявнести улучшения в организацию работы;
б) вернонечто среднее;
в) вестизаписи и следить за тем, чтобы соблюдались правила.
41. Время отвремени я чувствую потребность заняться чем-нибудь, что требует значительныхфизических усилий:
а) да;
6) вернонечто среднее;
в) нет.
42. Япредпочел бы обращаться с людьми вежливыми и деликатными, чем с грубоватыми ипрямолинейными:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
43. Когдаменя критикуют на людях, это меня крайне угнетает:
а) да, этоверно;
б) вернонечто среднее;
в) это неверно.
44. Если менявызывает к себе начальник, я:
а) используюэтот случай, чтобы попросить о том, что мне нужно;
б) вернонечто среднее;
в)беспокоюсь, что сделал что-то не так.
45. Я считаю,что люди должны очень серьезно подумать, прежде чем отказываться от опытапрежних лет, прошлых веков:
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
46. Читаячто-либо, я всегда хорошо осознаю скрытое намерение автора убедить меня вчем-то:
а) да;
6) не уверен;
в) нет.
47. Когда яучился в 7-10 классах, я участвовал в спортивной жизни школы:
а) довольночасто;
б) от случаяк случаю;
в) оченьредко.
48. Яподдерживаю дома хороший порядок и почти всегда знаю что где лежит:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
49. Когда ядумаю о том, что произошло в течение дня, я нередко испытываю беспокойство:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
50. Иногда ясомневаюсь, действительно ли люди, с которыми я беседую, интересуются тем, чтоя говорю:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
51. Если бымне пришлось выбирать, я предпочел бы быть:
а) лесничим;
б) трудновыбрать;
в) учителемстарших классов.
52. Ко днюрождения, к праздникам:
а) люблюделать подарки;
б)затрудняюсь ответить;
в) считаю,что покупка подарков — несколько неприятная обязанность.
53. «Усталый»так относится к «работа», как «гордый» к:
а) улыбка;
б) успех;
в)счастливый.
54. Какое изданных слов не подходит к двум остальным:
а) свеча;
б) луна;
в) лампа.
55. Моидрузья:
а) меня неподводили;
б) изредка;
в) подводилидовольно часто.
56. У меняесть такие качества, по которым я определенно превосхожу других людей:
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
57. Когда ярасстроен, я всячески стараюсь скрыть свои чувства от других:
а) да, этоверно;
б) скореечто-то среднее;
в) этоневерно.
58. Мнехотелось бы ходить в кино, на разные представления и в другие места, где можноразвлечься:
а) чащеодного раза в неделю (чаще, чем большинство людей);
6) примернораз в неделю (как большинство);
в) режеодного раза в неделю (реже, чем большинство).
59. Я думаю,что личная свобода в поведении важнее хороших манер и соблюдения правилэтикета:
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
60. Вприсутствии людей более значительных, чем я (людей старше меня, или с большимопытом, или с более высоким положением), я склонен держаться скромно:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
61. Мнетрудно рассказать что-либо большой группе людей или выступить перед большойаудиторией:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
62. Я хорошоориентируюсь в незнакомой местности, легко могу сказать, где север, где юг,восток или запад:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
63. Если быкто-то разозлился на меня:
а) япостарался бы его успокоить;
б) не знаю,что бы я предпринял;
в) этовызвало бы у меня раздражение.
64. Когда явижу статью, которую считаю несправедливой, я скорее склонен забыть об этом,чем с возмущением ответить автору:
а) да, этоверно;
б) не уверен;
в) нет, этоневерно.
65. В моейпамяти не задерживаются надолго несущественные, мелочи, например названия улиц,магазинов:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
66. Мне моглабы понравиться профессия ветеринара, который лечит и оперирует животных:
а) да;
б) трудносказать;
в) нет.
67. Я ем снаслаждением и не всегда столь тщательно забочусь своих манерах, как это делаютдругие люди:
а) да, этоверно;
б) не уверен;
в) нет, этоневерно.
68. Бываютпериоды, когда мне ни с кем не хочется встречаться:
а) оченьредко;
6) вернонечто среднее;
в) довольночасто.
69. Иногдамне говорят, что мой голос и вид слишком явно выдают мое волнение:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
70. Когда ябыл подростком и мое мнение расходилось с родительским, я обычно:
а) оставалсяпри своем мнении;
б) среднеемежду а и в;
в) уступал,признавая их авторитет.
71. Мне быхотелось работать в отдельной комнате, а не вместе с коллегами:
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
72. Япредпочел бы жить тихо, как мне нравится, нежели быть предметом восхищения,благодаря своим успехам:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
73. Во многихотношениях я считаю себя вполне зрелым человеком:
а) да, это верно;
б) не уверен;
в) нет, этоневерно.
74. Критика втом виде, в каком ее осуществляют многие люди, скорее выбивает меня из колеи,чем помогает:
а) часто;
б) изредка;
в) никогда.
75. Я всегдав состоянии строго контролировать проявление своих чувств:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
76. Если бы ясделал полезное изобретение, я предпочел бы:
а) работатьнад ним в лаборатории дальше;
б) трудновыбрать;
в)позаботиться о его практическом использовании.
77.«Удивление» так относится к «необычный», как «страх» к:
а) храбрый;
б)беспокойный;
в) ужасный.
78. Какая изследующих дробей не подходит к двум остальным:
а) 3/7;
б) 3/9;
в) 3/11.
79. Мнекажется, что некоторые люди не замечают или избегают меня, хотя и не знаю,почему:
а) да, верно;
6) не уверен;
в) нет, этоневерно.
80. Людиотносятся ко мне менее доброжелательно, чем я того заслуживаю своим добрым кним отношением:
а) оченьчасто;
б) иногда;
в) никогда.
81.Употребление нецензурных выражений мне всегда противно (даже если при этом нетлиц другого пола):
а) да;
6) вернонечто среднее;
в) нет.
82. У меня,безусловно, меньше друзей, чем у большинства людей:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
83. Очень нелюблю бывать там, где не с кем поговорить:
а) верно;
б) не уверен;
в) неверно.
84. Людииногда называют меня легкомысленным, хотя и считают приятным человеком:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
85. Вразличных ситуациях в обществе я испытывал волнение, похожее на то, котороеиспытывает человек перед выходом на сцену:
а) довольночасто;
б) изредка;
в) едва ликогда-нибудь.
86. Находясьв небольшой группе людей, я довольствуюсь тем, что держусь в стороне и побольшей части предоставляю говорить другим:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
87. Мнебольше нравится читать:
а)реалистические описания острых военных или политических конфликтов;
б) не знаю,что выбрать;
в) роман,возбуждающий воображение и чувства.
88. Когдамною пытаются командовать, я нарочно делаю все наоборот:
а) да;
6) вернонечто среднее;
в) нет.
89. Еслиначальство или члены семьи в чем-то меня упрекают, то, как правило, только задело:
а) верно;
б) нечтосреднее между а и в;
в) неверно.
90. Мне ненравится манера некоторых людей «уставиться» и бесцеремонно смотреть начеловека в магазине или на улице:
а) верно;
6) вернонечто среднее;
в) неверно.
91. Во времяпродолжительного путешествия я предпочел бы:
а) читатьчто-нибудь сложное, но интересное;
6) не знаю,что выбрал бы;
в) провестивремя, беседуя с попутчиком.
92. В шуткахо смерти нет ничего дурного или противного хорошему вкусу:
а) да,согласен;
б) вернонечто среднее;
в) нет, несогласен.
93. Если моизнакомые плохо обращаются со мной и не скрывают своей неприязни:
а) этонисколько меня не угнетает;
б) вернонечто среднее;
в) я падаюдухом.
94. Мнестановится не по себе, когда мне говорят комплименты и хвалят в лицо:
а) да, этоверно;
б) вернонечто среднее;
в) нет, этоневерно.
95. Япредпочел бы иметь работу:
а) с четкоопределенным и постоянным заработком;
б) вернонечто среднее;
в) с болеевысокой зарплатой, которая бы зависела от моих усилий и продуктивности.
96. Мне легчерешить трудный вопрос или проблему:
а) если яобсуждаю их с другими;
б) вернонечто среднее;
в) если яобдумываю их в одиночестве.
97. Я охотноучаствую в общественной жизни, в работе разных комиссий:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
98. Выполняякакую-либо работу, я не успокаиваюсь, пока не будут учтены даже самыенезначительные детали:
а) верно;
б) среднеемежду а и в;
в) неверно.
99. Иногдасовсем незначительные препятствия очень сильно раздражают меня:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
100. Я сплюкрепко, никогда не разговариваю во сне:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
101. Если быя работал в хозяйственной сфере, мне было бы интереснее:
а) беседоватьс заказчиками, клиентами;
б) выбираюнечто среднее;
в) вестисчета и другую документацию.
102 «Размер»так относится к «длине», как «нечестный» к:
а) тюрьма;
б) грешный;
в) укравший.
103. АБ такотносится к ГВ, как СР к:
а) ПО;
б) ОП;
в) ТУ.
104. Когдалюди ведут себя неблагоразумно и безрассудно:
а) я отношуськ этому спокойно;
6) вернонечто среднее;
в) испытываюк ним чувство презрения.
105. Когда яслушаю музыку, а рядом громко разговаривают:
а) это мне немешает, я могу сосредоточиться;
6) вернонечто среднее;
в) это портитмне удовольствие и злит меня.
106. Думаю,что обо мне правильнее сказать, что я:
а) вежливый испокойный;
6) вернонечто среднее;
в) энергичныйи напористый.
107. Ясчитаю, что:
а) жить нужнопо принципу «делу время — потехе час»;
б) нечтосреднее между а и в;
в) житьнужнее веселее, не особенно заботясь о завтрашнем дне.
108. Лучшебыть осторожным и ожидать малого, чем заранее радоваться, в глубине душипредвкушая успех:
а) согласен;
6) не уверен;
в) несогласен.
109. Если язадумываюсь о возможных трудностях в своей работе:
а) я стараюсьзаранее составить план, как с ними справиться;
б) вернонечто среднее;
в) думаю, чтосправлюсь с ними, когда они появятся.
110. Я легкоосваиваюсь в любом обществе:
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
111. Когданужно немного дипломатии и умения убедить людей в чем-нибудь, обычно обращаютсяко мне:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
112. Мне былобы интереснее:
а)консультировать молодых людей, помогать им в выборе работы;
б)затрудняюсь ответить;
в) работатьинженером-экономистом.
113. Если яабсолютно уверен, что человек поступает несправедливо или эгоистично, я заявляюему об этом, даже если это грозит мне некоторыми неприятностями:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
114. Иногда яв шутку делаю какое-нибудь дурашливое замечание только для того, чтобы удивитьлюдей и посмотреть, что они на это скажут:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
115. Я бы судовольствием работал в газете обозревателем театральных постановок, концертови т. п.:
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
116. Если мнедолго приходится сидеть на собрании, не разговаривая и не двигаясь, я никогдане испытываю потребности рисовать что-либо и ерзать на стуле:
а) согласен;
б) не уверен;
в) несогласен.
117. Если мнекто-то говорит то, что, как мне известно, не соответствует действительности, яскорее подумаю:
а) «он —лжец»;
б) вернонечто среднее;
в) «видимо,его неверно информировали».
118.Предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание, даже если я не сделал ничегодурного, возникает у меня:
а) часто;
б) иногда;
в) никогда.
119. Мнение,что болезни вызываются психическими причинами в той же мере, что и физическими(телесными), значительно преувеличено:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
120.Торжественность, красочность должны обязательно сохраняться в любой важнойгосударственной церемонии:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
121. Мненеприятно, если люди считают, что я слишком невыдержан и пренебрегаю правиламиприличия:
а) очень;
б) немного;
в) совсем небеспокоит.
122. Работаянад чем-то, я предпочел бы делать это:
а) вколлективе;
б) не знаю,что выбрал бы;
в)самостоятельно.
123. Бываютпериоды, когда трудно удержаться от чувства жалости к самому себе:
а) часто;
б) иногда;
в) никогда.
124. Зачастуюлюди слишком быстро выводят меня из себя:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
125. Я всегдамогу без особых трудностей избавиться от старых привычек и не возвращаться кним больше:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
126. Приодинаковой зарплате я предпочел бы быть:
а) адвокатом;
6)затрудняюсь выбрать;
в) штурманомили летчиком.
127. «Лучше»так относится к «наихудший», как «медленнее» к:
а) скорый;
б) наилучший;
в)быстрейший.
128. Какое изследующих сочетаний знаков должно продолжить ряд ХООООХХОООХХХ:
а) ОХХХ;
б) ООХХ;
в) ХООО.
129. Когдаприходит время для осуществления того, что я заранее планировал и ждал, яиногда чувствую себя не в состоянии это сделать:
а) согласен;
б) вернонечто среднее;
в) несогласен.
130. Обычно ямогу сосредоточиться и работать, не обращая внимания на то, что люди вокругочень шумят:
а) да;
6) вернонечто среднее;
в) нет.
131. Бывает,что я говорю незнакомым людям о вещах, которые кажутся мне важными, независимоот того, спрашивают меня об этом или нет:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
132. Япровожу много свободного времени, беседуя с друзьями о тех приятных событиях,которые мы вместе пережили когда-то:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
133. Мнедоставляет удовольствие совершать рискованные поступки только ради забавы:
а) да;
6) вернонечто среднее;
в) нет.
134. Меняочень раздражает вид неубранной комнаты:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
135. Я считаюсебя очень общительным (открытым) человеком:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
136. Вобщении с людьми:
а) я нестараюсь сдерживать свои чувства;
б) вернонечто среднее;
в) я скрываюсвои чувства.
137. Я люблюмузыку:
а) легкую,живую, холодноватую;
б) вернонечто среднее;
в)эмоционально насыщенную и сентиментальную.
138. Менябольше восхищает красота стиха, чем красота и совершенство оружия:
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
139. Если моеудачное замечание осталось незамеченным:
а) я неповторяю его;
б) затрудняюсьответить;
в) повторяюсвое замечание снова.
140. Мне быхотелось вести работу среди несовершеннолетних правонарушителей, освобожденныхна поруки:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
141. Для меняболее важно:
а) сохранятьхорошие отношения с людьми;
б) вернонечто среднее;
в) свободновыражать свои чувства.
142. Втуристском путешествии я предпочел бы придерживаться программы, составленнойспециалистами, нежели самому планировать свой маршрут:
а) да;
6) вернонечто среднее;
в) нет.
143. Обо мнесправедливо думают, что я упорный и трудолюбивый человек, но успехов добиваюсьредко:
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
144. Еслилюди злоупотребляют моим расположением к ним, я не обижаюсь и быстро забываю обэтом:
а) согласен;
б) не уверен;
в) не согласен.
145. Если быв группе разгорелся жаркий спор:
а) мне былобы любопытно, кто выйдет победителем;
б) вернонечто среднее;
в) я бы оченьхотел, чтобы все закончилось мирно.
146. Япредпочитаю планировать свои дела сам, без постороннего вмешательства и чужихсоветов:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
147. Иногдачувство зависти влияет на мои поступки:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
148. Я твердоубежден, что начальник может быть не всегда прав, но он всегда имеет правонастоять на своем:
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
149. Яначинаю нервничать, когда задумываюсь обо всем, что меня ожидает:
а) да;
б) иногда;
в) нет.
150. Если яучаствую в какой-нибудь игре, а окружающие громко высказывают свои соображения,меня это не выводит из равновесия:
а) согласен;
б) не уверен;
в) несогласен.
151. Мнекажется, интересно быть:
а)художником;
б) не знаю,что выбрать;
в) директоромтеатра или киностудии.
152. Какое изследующих слов не подходит к двум остальным:
а)какой-либо;
б) несколько;
в) большаячасть.
153. «Пламя»так относится к «жаре», как «роза» к:
а) шипы;
б) красныелепестки;
в) запах.
154. У менябывают такие волнующие сны, что я просыпаюсь:
а) часто;
6) изредка;
в)практически никогда.
155. Дажеесли многое против успеха какого-либо начинания, я все-таки считаю, что стоитрискнуть:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
156. Мненравятся ситуации, в которых я невольно оказываюсь роли руководителя, потомучто лучше всех знаю, что должен делать коллектив:
а) да;
6) верно нечтосреднее;
в) нет.
157. Япредпочел бы одеваться скорее скромно, так, как все, чем броско и оригинально:
а) согласен;
6) не уверен;
в) несогласен.
158. Вечер,проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленнаявечеринка:
а) согласен;
б) не уверен;
в) несогласен.
159. Порой япренебрегаю добрыми советами людей, хотя и знаю что не должен этого делать:
а) изредка;
б) вряд ликогда-нибудь;
в) никогда.
169. Принимаярешения, я считаю для себя обязательным учитывать основные формы поведения —«что такое хорошо и что такое плохо»:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
161. Мне ненравится, когда люди смотрят, как я работаю:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
162. Невсегда можно осуществить что-либо постепенными, умеренными методами, иногданеобходимо применить силу:
а) согласен;
б) вернонечто среднее;
в) несогласен.
163. В школея предпочитал (предпочитаю):
а) русскийязык;
б) трудносказать;
в) математикуили арифметику.
164. Иногда уменя бывали огорчения из-за того, что люди говорили обо мне дурно за глаза безвсяких на то основании:
а) да;
6)затрудняюсь ответить;
в) нет.
165.Разговоры с людьми заурядными, связанными условностями и своими привычками:
а) частобывают весьма интересными и содержательным;
б) вернонечто среднее;
в) раздражаютменя, так как беседа вертится вокруг пустяков и ей недостает глубины.
166.Некоторые вещи вызывают во мне такой гнев, что я предпочитаю вообще о них неговорить:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
167. Ввоспитании важнее:
а) окружитьребенка любовью и заботой;
б) вернонечто среднее;
в) выработатьу ребенка желательные навыки и взгляды.
168. Людисчитают меня спокойным, уравновешенным человеком, который остается невозмутимымпри любых обстоятельствах:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
169. Я думаю,что наше общество, руководствуясь целесообразностью, должно создавать новыеобычаи и отбрасывать в сторону старые привычки и традиции:
а) да;
6) вернонечто среднее;
в) нет.
170. У менябывали неприятные случаи из-за того, что, задумавшись, я становилсяневнимательным:
а) едва ликогда-нибудь;
б) вернонечто среднее;
в) несколькораз.
171. Я лучшеусваиваю материал:
а) читаяхорошо написанную книгу;
б) вернонечто среднее;
в) участвуя вколлективном обсуждении.
172. Япредпочитаю действовать по-своему, вместо того чтобы придерживатьсяобщепринятых правил:
а) согласен;
б) не уверен;
в) несогласен.
173. Преждечем высказать свое мнение, я предпочитаю подождать, пока не буду полностьюуверен в своей правоте:
а) всегда;
6) обычно;
в) толькоесли это практически возможно.
174. Иногдамелочи нестерпимо действуют на нервы, хотя я и понимаю, что это пустяки:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
175. Я нечасто говорю под влиянием момента такое, о чем мне позже приходится пожалеть:
а) согласен;
б) вернонечто среднее;
в) несогласен.
176. Если быменя попросили организовать сбор денег на подарок кому-нибудь или участвовать ворганизации юбилейного торжества:
а) ясогласился бы;
б) не знаю,что сделал бы;
в) сказал бы,что, к сожалению, очень занят.
177. Какое изследующих слов не подходит к двум остальным:
а) широкий;
б)зигзагообразный;
в) прямой.
178. «Скоро»так относится к «никогда», как «близко» к:
а) нигде;
б) далеко;
в) прочь.
179. Если ясовершил какой-то промах в обществе, я довольно быстро забываю об этом:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
180.Окружающим известно, что у меня много разных идей и я почти всегда могупредложить какое-то решение проблемы:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
181. Пожалуй,для меня более характерна:
а)нервозность при встрече с неожиданными трудностями;
б) не знаю,что выбрать;
в) терпимостьк желаниям (требованиям) других людей.
182. Менясчитают очень восторженным человеком:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
183. Мненравится работа разнообразная, связанная с частыми переменами и поездками, дажеесли она немного опасна:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
184. Ячеловек весьма пунктуальный и всегда настаиваю на том, чтобы все выполнялоськак можно точнее:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
185. Мнедоставляет удовольствие работа, которая требует особой добросовестности иточного мастерства:
а) да;
б) вернонечто среднее;
в) нет.
186. Япринадлежу к числу энергичных людей, которые всегда чем-то заняты:
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
187. Ядобросовестно ответил ни все вопросы и ни одного не пропустил:
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
Ключи Обработка данных
Обработкаполученных данных производится с помощью ключа.
Совпадениеответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «в»,совпадение ответа «б» — в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группевопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.
Полученноезначение каждого фактора переводится в стены (стандартные единицы) с помощьютаблиц.
Стеныраспределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов.
В 1 и 10баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак«-», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+».
Мужчины 19 –28 летФакторы Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А 0-3 4 5-6 7 8-9 10-11 12-13 14 15-16 17-20 B 0-4 5 - 6 7 8 9 10 11 12-13 C 0-7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-21 22 23-26 Е 0-5 7-8 8 10-11 12-13 14-16 17-18 19 20-21 22-26 F 0-5 6-8 9-10 11-13 14-15 16-17 18-19 20-21 22-23 24-26 G 0-4 5-6 7-9 10-11 12 13-14 15-16 17 18-19 20 Н 0-8 3-4 5-7 8-10 11-13 14-16 17-18 19-20 21-22 23-26 I 0-2 3 4-5 6 7-8 9-10 11-12 13-14 15 16-20 L 0-3 4 5-6 7 8-9 10-11 12 13-14 15 16-20 М 0-5 6 7-8 9 10-11 12-13 14-15 16-17 18 19-20 N 0-5 6-7 8 9 10 11-12 13 14-15 16 17-20 0-3 4 5-6 7-8 9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-26 Q1 0-4 5 6 7-8 9 10 11-12 13 14-15 16-20 Q2 0-3 4 5-6 7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-20 Q3 0-3 4-5 6 7-8 9-10 11 12-13 14 15-16 17-20 Q4 0-3 4 5-7 8-9 10-12 13-14 15-17 18-19 20-21 22-26
Ключ:
1. А: За, 26в, 27в, 51в, 52а, 76в,101а, 126а, 151в, 176а.
2. В: 286, 536, 546, 77в, 786, 102в,1036,127в, 1286,152а, 153в,177а, 178а.
3. С: 4а, 5в, 29в, 30а, 55а, 79в,80в, 104а, 105а, 129в, 130а, 154в, 179а.
4. Е: 6в,7а, 31в, 32в, 56а, 57в, 81в,106в,131а,155а,156а,180а,181а.
5. F: 8в, 33а, 58а, 82в, 107в, 108в,132а, 133а, 157в, 158в, 182а, 183а.
6. О: 9в, 34в, 59в, 83а, 84в,109а,134а, 159в,160а,184а, 185а.
7. Н: 10а, 35в, 3ба, 60в, 61в, 85в,86в, 110а, 11la, 135a, 136a, 161в, 186а.
8. I: 11в, 12a, 37a, 62в, 87в, 112a,137в, 138а, 162в, 163а.
9. L: 13в, 38а, 63в, 64в, 88а, 89в,113а, 114а, 139в, 164а.
10. М: 14в, 15в, 39а, 40а, 65а, 90в,91а, 115а, 116а, 140а, 141в,165в, 16бв.
11. N: 6в, 17а, 41в, 42а, 66в, 67в,92в, 117а, 142в, 167а.
12. 0: 18а, 19в, 43а, 44в, 68в, 69а,93в, 94а, 118а, 119а, 143а, 144в, 168в.
13. Q1: 20a, 2 la, 45в, 46а,70а, 95в, 120в, 145а, 169а, 170в.
14. Q2: 22в, 47а, 71а,72а, 96в, 97в, 121в,122в,146а, 171а.
15. Q3: 23в, 24в, 48а,73а, 98а, 123в, 147в,148а, 172в,173а.
16. Q4: 25в, 49а, 50а,74а, 75в, 99а, 100в, 124а, 125в, 149а, 150в, 174а, 175в.
Женщины 19-28лет.Факторы Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А 0-4 5-6 7 8-9 10-12 13 14-15 16 17-18 19-20 B 0-4 5 - 6 7 8 8 10 11 12-13 C 0-3 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-26 Е 0-3 4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-26 F 0-5 6-7 8-10 11-12 13-15 16-17 18-19 20-21 22 23-26 G 0-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13 14-15 16-17 18 19-20 Н 0-2 3-4 5-7 8-9 10-12 13-15 16-17 18-20 21-22 23-26 I 0-5 6 7-8 9-10 11-12 13 14 15 16-17 18-20 L 0-1 2-3 4 5 6-7 8-9 10 11-12 13-14 15-20 М 0-5 6-7 8 9-10 11-12 13-14 15-16 17 18 20-26 N 0-5 6 7 8 9-10 11 12-13 14 15-16 17-20 0-3 4 5-6 7 8-9 10-12 13-14 15-16 17-18 18-26 Q1 0-3 4 5 6-7 8 9 10-11 12-13 14 18-20 Q2 0-3 4 5-6 7 8-9 10-11 12-13 14-15 16-17 18-20 Q3 0-4 5 6-7 8-9 10 11-12 13 14 15-16 17-20 Q4 0-3 4-5 6-7 8-10 11-12 13-15 16-18 19-20 21-22 23-26
Интерпретация
Из имеющихсяпоказателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности». Приинтерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то естьнаиболее низким и наиболее высоким значениям факторов а профиле, в особенноститем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до3 стенов, а в «положительном» — от 8 до 10 стенов.
Анализируетсясовокупность факторов в их взаимосвязях в таких, например, блоках:
1.интеллектуальные особенности: факторы B, M, Q1;
2.эмоционально-волевые особенности: факторы C, G, I, O, Q3, Q4;
3.коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторыA, H, F, E, Q2, N, L.
Описаниефакторов:
/>1. Фактор А
Направление всторону снижения балла (4 стена) — сдержанный, обособленный, критический,холодный (шизотимия). Человек, имеющий низкий балл (1-3 стена) по фактору А,склонен к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности. Вещи егопривлекают больше, чем люди. Предпочитает работать сам, избегая компромиссов.Склонен к точности, ригидности в деятельности, личных установках. Во многихпрофессиях это желательно. Иногда он склонен быть критически настроенным,несгибаемым, твердым, жестким.
Направление всторону повышения (7 стенов): обращенный вовне, легкий в общении, участвующийаффективно (циклотимия). Высокие баллы (8-10 стенов) говорят о склонности кдобродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готов ксотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр, приспособляем.Предпочитает ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальнымзначением. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личныхотношениях, не боится критики. Хорошо запоминает события, фамилии, имена иотчества.
/>2. Фактор В
4 стена —менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность кобучению).
1-3 стена —склонен медленнее понимать материал при обучении. «Туповат», предпочитаетконкретную, буквальную интерпретацию. Его «тупость» или отражает низкийинтеллект, или является следствием снижения функций в результатепсихопатологии.
7 стенов —более интеллектуально развит, абстрактно мыслящий, разумный (высокаяспособность к обучению).
8-10 стенов —быстро воспринимает и усваивает новый учебный материал. Имеется некотораякорреляция с культурным уровнем, а также с реактивностью. Высокие баллыуказывают на отсутствие снижения функций интеллекта в патологическихсостояниях.
/>3. Фактор С
1-3 стена —имеется низкий порог в отношении фрустрации, изменчивый и пластичный,избегающий требований действительности, невротически утомляемый,раздражительный, эмоционально возбудимый, имеющий невротическую симптоматику(фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства). Низкий фактор свойственвсем формам невротических и некоторым психическим расстройствам.
4 стена —чувствительный, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивается.
7 стенов —эмоционально устойчивый, трезво оценивающий действительность, активный, зрелый.
8-10 стенов —эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый.
Большаяспособность к соблюдению общественных моральных норм. Иногда смиреннаяпокорность перед нерешенными эмоциональными проблемами. Хороший уровень «С»позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.
/>4. Фактор Е
4 стена —скромный, покорный, мягкий, уступчивый, податливый, конформный,приспособляющийся.
1-3 стена —уступающий другим, покорный. Часто зависим, признает свою вину. Стремится кнавязчивому соблюдению корректности, правил. Эта пассивность является частьюмногих невротических синдромов.
7 стенов —самоутверждающийся, независимый, агрессивный, упрямый (доминантный).
8-10 стенов —утверждающий себя, свое «Я», самоуверенный, независимо мыслящий. Склонен каскетизму, руководствуется собственными правилами поведения, враждебный иэкстрапунитивный (авторитарный), командует другими, не признает авторитетов.
/>5. Фактор F
4 стена —трезвый, осторожный, серьезный, молчаливый;
1-3 стена —неторопливый, сдержанный. Иногда мрачен, пессимистичен, осмотрителен. Считаетсяочень точным, трезвым, надежным человеком.
7 стенов —безалаберный, импульсивно-живой, веселый, полный энтузиазма.
8-10 стенов —веселый, активный, разговорчивый, беззаботный,
Может бытьимпульсивен.
/>6. Фактор G
4стена—пользующийся моментом, ищущий выгоду в ситуации. Избегает правил,чувствует себя малообязательным.
1-3 стена —тенденция к непостоянству цели, непринужденный в поведении, не прилагает усилийк выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований. Егосвобода от влияния группы может вести к асоциальным поступкам, но временамиделает его деятельность более эффективной. Отказ от подчинения правиламуменьшает соматические расстройства при стрессе.
7 стен —сознательный, настойчивый, на него можно положиться, степенный, обязательный.
8-10 стен —требователен к себе, руководствуется чувством долга, настойчив, берет на себяответственность, добросовестен, склонен к морализированию, предпочитаетработящих людей, остроумный.
/>7. Фактор Н
4 стена —застенчивый, сдержанный, неуверенный, боязливый, робкий.
1-3 стена —застенчивый, уклончивый, держится в стороне, «тушуется». Обычно испытываетчувство собственной недостаточности. Речь замедленна, затруднена, высказываетсятрудно. Избегает профессий, связанных с личными контактами. Предпочитает иметь1-2 близких друзей, не склонен вникать во все, что происходит вокруг него.
7 стен —авантюрный, социально-смелый, незаторможенный, спонтанный.
8-10 стен —общительный, смелый, испытывает новые вещи; спонтанный и живой в эмоциональнойсфере. Его «толстокожесть» позволяет ему переносить жалобы и слезы, трудности вобщении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях. Может небрежноотноситься к деталям, не реагировать на сигналы об опасности.
/>8. Фактор I
4 стена —сильный, независимый, полагается на себя, реалистичный, не терпитбессмысленности.
1-3 стена —практичный, реалистичный, мужественный, независимый, имеет чувствоответственности, но скептически относится к субъективным и культурным аспектамжизни. Иногда безжалостный, жестокий, самодовольный. Руководя группой,заставляет ее работать на практической и реалистической основе.
7 стенов —слабый, зависимый, недостаточно самостоятельный, беспомощный, сензитивный.
8-10 стенов —слабый, мечтательный, разборчивый, капризный, женственный, иногдатребовательный к вниманию, помощи, зависимый, непрактичный. Не любит грубыхлюдей и грубых профессий. Склонен замедлять деятельность группы и нарушать ееморальное состояние нереалистическим копанием в мелочах, деталях.
/>9. Фактор L
4 стена —доверчивый, адаптирующийся, неревнивый, уживчивый., 1-3 стена—склонен ксвободе от тенденции ревности, приспособляемый, веселый, не стремится кконкуренции, заботится о других. Хорошо работает в группе.
7 стенов —подозрительный, имеющий собственное мнение, не поддается обману.
8-10 стенов —недоверчивый, сомневающийся, часто погружен в свое «Я», упрямый, заинтересованво внутренней психической жизни. Осмотрителен в действиях, мало заботится одругих людях, плохо работает в группе. Этот фактор не обязательносвидетельствует о паранойе.
/>10. Фактор М
4 стена —практичный, тщательный, конвенциальный. Управляем внешними реальнымиобстоятельствами.
1-3 стена —беспокоится о том, чтобы поступать правильно, практично, руководствуетсявозможным, заботится о деталях, сохраняет присутствие духа в экстремальныхситуациях, но иногда сохраняет воображение.
7 стенов —человек с развитым воображением, погруженный во внутренние потребности,заботится о практических вопросах. Богемный.
8-10 стенов —склонен к неприятному для окружающих поведению (не каждодневному),неконвенциальный, не беспокоится о повседневных вещах, самомотивированный,обладает творческим воображением. Обращает внимание на «основное» и забывает оконкретных людях и реальностях. Изнутри направленные интересы иногда ведут кнереалистическим ситуациям, сопровождающимся экспрессивными взрывами.Индивидуальность ведет к отвержению его в групповой деятельности.
/>11. Фактор N
4 стена —прямой, естественный, бесхитростный, сентиментальный.
1-3 стена —склонен к отсутствию утонченности, к сентиментальности и простоте. Иногдагрубоват и резок, обычно естественен и спонтанен.
7 стенов —хитрый, нерасчетливый, светский, проницательный (утонченный).
8-10 стенов —утонченный, опытный, светский, хитрый. Склонен к анализу. Интеллектуальныйподход к оценке ситуации, близкий к цинизму.
/>12. Фактор О.
4 стена —безмятежный, доверчивый, спокойный.
1-3 стена —безмятежный, со спокойным настроением, его трудно вывести из себя,невозмутимый. Уверенный в себе и своих способностях. Гибкий, не чувствуетугрозы, иногда до такой степени, что не чувствителен к тому, что группа идетдругим путем и что он может вызвать неприязнь.
7 стенов —тревожный, депрессивный, обеспокоенный (тенденция аутопунитивности), чувствовины.
8-10 стенов —депрессивен, плохое настроение преобладает, мрачные предчувствия и размышления,беспокойство. Тенденция к тревожности в трудных ситуациях. Чувство, что его непринимает группа. Высокий балл распространен в клинических группах всех типов.
/>13. Фактор Q1.
4 стена —консервативный, уважающий принципы, терпимый к традиционным трудностям.
1-3 стена —убежден в правильности того, чему его учили, и принимает все как проверенное,несмотря на противоречия, Склонен к осторожности и к компромиссам в отношенииновых людей. Имеет тенденцию препятствовать и противостоять изменениям иоткладывать их, придерживается традиций.
7 стенов —экспериментирующий, критический, либеральный, аналитический, свободно мыслящий.
8-10 стенов —поглощен интеллектуальными проблемами, имеет сомнения по различнымфундаментальным вопросам. Оy скептичен и старается вникнуть в сущность идейстарых и новых. Он часто лучше информирован, менее склонен к морализированию,более — к эксперименту в жизни, терпим к несообразностям и к изменениям.
/>14. Фактор Q2.
4 стена —зависящий от группы, «присоединяющийся», ведомый, идущий на зов (групповаязависимость).
1-3 стена —предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, любитобщение и восхищение, зависит от них. Склонен идти с группой. Необязательнообщителен, скорее ему нужна поддержка со стороны группы.
7 стенов —самоудовлетворенный, предлагающий собственное решение, предприимчивый.
8-10 стенов —независим, склонен идти собственной дорогой, принимать собственные решения,действовать самостоятельно. Он не считается с общественным мнением, но необязательно играет доминирующую роль в отношении других (см. фактор Е). Нельзясчитать, что люди ему не нравятся, он просто не нуждается в их согласии иподдержке.
/>15. Фактор Q3
4 стена —внутренне недисциплинированный, конфликтный (низкая интеграция).
1-3 стена —не руководствуется волевым контролем, не обращает внимания на социальныетребования, невнимателен к другим. Может чувствовать себя недостаточноприспособленным.
7 стенов —контролируемый, социально точный, следующий «Я»-образу (высокая интеграция).
8-10 стенов —имеет тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего поведения. Социальновнимателен и тщателен; проявляет то, что обычно называют «самоуважением», изаботу о социальной репутации. Иногда, однако, склонен к упрямству.
/>16. Фактор Q4
4 стена —расслабленный (ненапряженный), нефрустрированный.
1-3 стена —склонен к расслабленности, уравновешенности, удовлетворенности. В некоторыхситуациях его сверхудовлетворенность может вести к лени, к достижению низкихрезультатов. Напротив, высокий уровень напряжения может нарушить эффективностьучебы или работы.
7 стенов —напряженный, фрустрированный, побуждаемый, сверхреактивный (высокоеэнергетическое напряжение).
8-10 стенов —склонен к напряженности, возбудимости.
Кромепервоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка.
Фактор 1.Тревожность.
(2L + 3O + 4/> — 2С – 2H — 2/>+ 38)/10
Фактор 2.Экстраверсия.
(2А + ЗЕ+ 4F+5H-2Q/>-11)/10
Фактор 3.Эмоциональная (не)стабильность.
(2С+ 2Е+ 2F+2N- 4A – 6I- 2М+ 77)/10
Фактор 4.Подчиненность—независимость:
(4E+3M+4Q/>+4Q/> — 3A — 29)/10
Данныеформулы предназначены для получения вторичных факторов в стенах из 16 первичныхфакторов.
/>Фактор 1. Приспособленность в отличие от тревоги
Низкие баллы— в общем этот человек удовлетворен тем, что есть, и может добиться того, чтоему кажется важным. Однако очень низкие баллы могут означать недостатокмотивации в трудных ситуациях.
Высокие баллы— высокий уровень тревоги в ее обычном понимании. Тревога не обязательноневротическая, поскольку она может быть обусловлена ситуационно. Однако вчем-то имеет неприспособленность, т. к. человек недоволен в степени, которая непозволяет ему выполнять требования и достигать того, что желает. Очень высокаятревога обычно нарушает продуктивность и приводит к соматическим расстройствам.
/>Фактор 2. Интроверсияв отличие от экстраверсии
Низкие баллы— склонность к сухости, к самоудовлетворение, замороженности межличностныхконтактов. Это может быть благоприятно в работе, требующей точности.
Высокие баллы— социально контактен, незаторможен, успешно устанавливает и поддерживаетмежличностные связи. Это может быть очень благоприятным моментом в ситуациях,требующих темперамент такого типа. Эту черту следует считать всегда благоприятнымпрогнозом в деятельности, например в учебе.
/>Фактор 3. Хрупкаяэмоциональность в отличие от реактивной уравновешенности
Низкие баллы— тенденция испытывать затруднения в связи с проявляющейся во всемэмоциональностью. Эти люди могут относиться к типу недовольных ифрустрированных. Однако присутствует чувствительность к нюансам жизни.Вероятно, имеются артистические наклонности и мягкость. Если у такого человекавозникает проблема, то на ее разрешение требуется много размышлений до началадействий.
Высокие баллы— предприимчивая, решительная и гибкая личность. Этот человек склонен незамечать жизненных нюансов, направляя свое поведение на слишком явное иочевидное. Если возникают трудности, то они вызывают быстрое действие бездостаточного размышления.
/>Фактор 4. Подчиненностьв отличие от независимости
Низкие баллы,— зависимая от группы, пассивная личность, нуждающаяся в поддержке других лиц иориентирующая свое поведение в направлении людей, которые такую поддержкуоказывают.
Высокие баллы— агрессивная, независимая, отважная, резкая личность. Старается выбрать такиеситуации, где подобное поведение, по крайней мере, терпят. Проявляетзначительную инициативу.