Реферат по предмету "Психология"


Русское народное творчество как средство нравственного эмоционального развития дошкольника

--PAGE_BREAK--Своих героев сказка преподносит в интересных, выразительных  поэтических образах. Петух в сказке « Лиса, заяц и петух» изображен героем в  прямом значение этого слова: он выполнил то, чего не смогли сделать звери  сильнее его- выгнал лису из домика зайца, который она не справедливо у него  отняла. Первое появление петуха в сказке сразу привлекает внимание детей: он  идёт с кассой на плечах, в красных сапогах, его называют «петушок- золотой  гребешок», он не боится лисы и смело вступает в единоборство с ней, из  которого выходит победителем.     Понятен и убедителен для детей образ кота в сказке «Кот, петух и лиса». Он  трудолюбив, рассудителен, не оставляет товарища в несчастье. Народная  фантазия придает ему и внешне привлекательный вид: отправляя спасать  петушка, кот надевает бархатный кафтан, берет гусли.    Особенно богаты поэтическими образами волшебные сказки. Вот царевна- лягушка-девушка, по злому волшебству превращается в лягушку. Она умная,  энергичная, и слушатель с самого начала воспринимает этот образ как  положительный. Принимая человеческий образ, царевна- лягушка оказывается,  согласно сказочной традиции, такой, «что не в сказке сказать, ни пером  описать».     Моральные ценности волшебных сказок представлены более конкретно, чем  в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены  мужеством, смелостью, упорством в достижением цели, красотой,  подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными  качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это  красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков- добрый молодец     ( смелый, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для  ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя  с идеалом свои поступки и дела. Идеал, приобретенный в детстве, во много  определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям ( типа « Слушайся родителей»,  «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании  всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают.    Например, сказка « Репка» учит младших дошкольников быть дружными,  трудолюбивыми «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить  нельзя- можно попасть в беду, сказки «Теремок», «Зимовье зверей»- учат  дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди»,  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». в страх и трусость высмеивается в  сказке «У страха глаза велики», хитрость- в сказках «Лиса и журавель», «Лиса  и тетерев». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ( «Хаврошечка», «Морозко», « Царевна лягушка»).
Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба  Яга, Кощей Бессмертный), и поведение, поступки характеризуют их с плохой  стороны.   Развивая перед своими слушателями картину действенной упорной борьбы  со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться  намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в  конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает  воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.
2.4  Воспитательная ценность русских народных сказок.
Воспитательная ценность народных сказок заключается ещё и в том, что в   них  запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие,  природный ум, настойчивость, упорство достижение цели. Сказки воспитывают  у детей гордость за свой народ, любовь к родине.    Народная сказка, как правило, вызывает богатые эмоции у детской  аудитории, что усиливает её воспитательное влияние. Интенсивность  переживаний детей находиться в тесной зависимости от содержания сказки,  разнообразие приключений, которые испытывают её герои. Эмоции  способствуют пониманию дошкольниками смысла, основной идеи  произведения.    Перечисленные качества народной сказки характеризуют её как  высокохудожественное произведение для детей, соответствующее  психологическим особенностям возраста. Сказка разговаривает с детьми  языком искусства- светлого, бодрого, понятно и убедительного.    Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия это особая реальность,  реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни,  только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими  явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и  сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих  явлений, особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота  проявлений, нравственный смысл остаются подлинными «взрослыми». Те  уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших и для  маленьких. Для детей это не с чем не сравнимые уроки нравственности, для  взрослых это уроки в которых сказка обнаруживает своё порой неожиданное  для взрослых воздействие на ребенка.   
Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется  внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро  гаснут, так как нет условий для их реализации. Правда, они как аккумулятор,  заряжают душу нравственной энергией.    Читая малышу сказки, с искренним интересом разглядывая вмести с ним  картинки и комментируя их, понимаешь, что это, может быть, важнее и,  главное, эффективнее, чем последующая многолетняя работа с подросшими  детьми. Именно и создается это богатство- естественный и стойкий интерес к  книге, представление о правильной,  красивой литературной речи, вкус к  родному языку, который позже назовут врожденной грамотностью. Упустить  этот момент- и понадобятся годы специальные методики прочие  педагогические премудрости, чтобы достичь того, что сейчас создается так  легко- достаточно просто читать ребёнку сказки.
Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами и волшебством,  всегда привлекает детей. Ребенок с радость погружается в не реальный мир,  активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир  кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в  сказке, как реальность. Этого требует его внутренний мир.
Перевоплощаясь в сказочных героев, принцев и в принцесс, в колдунов и  фей, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют  задания, чем будучи просто Петей, Мишей, Галей, Таней.
Дети очень любят сказки, потому, что в них- «естественное пространство  их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток  действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая  жизнь». Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях  людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через  сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных  ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.      В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые  переживает в своей жизни каждый человек.    Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему  предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной  жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого- что  выбрать из одежды, до жизненно важного- как жить дальше. На примере судеб  сказочных героев ребенок может проследить последствие того или иного  жизненного выбора человека.   
Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство  окружающего Мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым.  Многие детские вопросы ставят взрослых в тупик. Не так-то просто объяснить  ребенку, почему все происходит так, как происходит, и что такое «хорошо», а  что такое «плохо». Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные  ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во много формирует  для себя картину Мира и взаимности от этого ребенок будет воспринимать  различные ситуации и действовать различным образом.     
Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство  психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все  заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выполи на  долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и  мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой совершивший плохой  поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через  все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.  В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе!   
Проживая сказку дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко  чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным  эмоциям, чувствам состояниям.     Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление  различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать  выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по  сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от  стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Эмоционально разряжаясь сбрасывая зажимы, открывая спрятанные  глубоко в под сознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети  становятся мягче, добрее уверение в себе, восприимчивее к людям о  окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела,  принятия себя таким, какой ты есть. Сказка несет в себе культуру, а так же  мировоззрение своего народа.

 Система работы с дошкольниками по русским народным  сказкам.
 3.1 Эмоциональное погружение детей в сказку.
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все  труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка- это сегодня, пожалуй,  один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать  им возможность понять друг друга. Цель педагогов- дошкольников: дать  ребенку необходимую гамму переживаний, создать особенное, ни с чем не  сравнимое настроение, вызвать добрые и серьёзные чувства через восприятие  сказок. Сделать так что бы сказка- была средством эмоционального погружения  ребенка в новую область знания. Эмоционально погружая ребенка в какую- либо тему, мы, педагоги, даем общее ведение того нового знания, которым  будет овладевать ребенок, постепенно шаг за шагом со своими новыми  друзьями- сказочными героями.     Я ставлю перед собой следующие задачи:
— Использовать сказочную форму
— для интеграции личности ребенка;!
— для психоречевого развития;
— для совершенствования вербального языка;
— для развития умения слушать окружающий мир, людей в нём и себя;
— для развития социально-эмоционального поведения каждого ребенка;
— для развития креативного мышления, фантазии, вооброжения
эмпатии ребенка;
— для расширения сознания и совершенствования взаимодействия
с окружающим миром;
— для сплачения группы людей, педагогов для развития сенсомоторики,
как базы для развития речи, интеллекта;
— для развития творческих способностей ребенка.
В своей работе с детьми я использую два варианта знакомства ребенка со  сказкой: Сказка для чтения, 2. сказка для театрализации.
 Как же читать ( рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий рассказа  сказки- это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. При  рассказе от педагога требуется выражения  подлинных эмоций и чувств, так  как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Педагог во время  чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они  могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так  как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от  прочтения.
При чтение я слижу не только за своим исполнением, но и за восприятием,  за вниманием слушателей. Важно не читать, а рассказывать, так как  необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в  процессе слушания. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты  его взволновали. По отношению ребенка к рассказываемому можно определить  те или иные психологические проблемы, понять, что волнует ребенка в данный  момент его жизни. По мере развития сюжета сопереживания героям у детей  усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс  вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться  своими переживаниями и оценками. Не следует делать детям замечания,  призывать сидеть тихо. Это может помешать им полноценно переживать  события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут  себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и  направленность чувств обычно не вызывает сомнений.
При использовании элементов кукольного театра манипуляции с куклами  должны быть предварительно отработанны. Работая с куклами, звуки речи  должны направляться к зрителям, необходимо заботиться о четкой дикции, о  достаточной силе голоса. Действуя с куклой, надо следит за тем, чтобы её  движения соответствовали содержания произносимых реплик, их интонации.  Голос речь должны соответствовать внутренней характеристики персонажа.
Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми,  когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, я  преобразовываю сложные ситуации педагогические задачи, подвожу к  решению проблемы. Дети в месте с героем ищут альтернативные способы  действия, спорят с ним или соглашаются предлагают свои решения.
Использование сказки воспитательно-образовательной работе с детьми.
Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она  была отраженна во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах  деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей  дошкольного возраста.
Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, то  есть обладают познавательными значениями. В частности я стараюсь  пробудить у детей национальное самосознание дать ощутить им национальный  идеал, почувствовать себя как бы приемниками славы русских богатырей. Мы  рассматривали картины В Васнецова « Богатыри» «Витязь на распутье» «Бой  Добрыне Никитича со Змеем Горынычем»    Много информации содержат детские рисунки, выполненные после  прослушивания сказки, просмотра спектакля. Внимательно всматриваясь в  них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средство  выразительности и так далее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей  наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким  представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и так далее. Таким  образом сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на «  театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным  стимулом, питающие детское творчество явиться источником новых  художественных впечатлений детей. Чем интенсивнее эмоциональное  воздействие, которой сказка производит на детей, тем интереснее и  разнообразнее их рисунки (см. прилож. №   ).
Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к  следующему этапу работы – сочинению сказок. Педагог может рассказать, что  есть не только люди, которые хорошо сказывают сказки – сказатели, но и те,  кто сами их сочиняют – сказочники. Дошкольники, как правило, с  удовольствием и активно откликаются на предложение воспитателя стать  сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно  придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу.  Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов,  логическому развертыванию сюжета, завершению его и многому другому. Из  достаточно богатого арсенала методики обучению рассказыванию воспитатель  может отобрать то, что покажется ему наиболее интересным, целесообразным,  близким его педагогическому опыту (Короткова Э.П. Обучение детей  дошкольного возраста рассказыванию.- М., 1982; Левин В. Воспитание  творчества. – М., 1977; Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1978;  Шибицкая А. Влияние русского фольклора на сочинение сказок детьми //  Художественное творчество в детском саду. – М ., 1974). Итогам работы по этой теме станет праздник сказки, где дети выступят в  ролях сказителей, сказочников покажут инсценировки знакомых сказок.  Знакомство со сказками можно завершить и по–иному — « изданием» сборника  « Наши сказки», куда вошли бы лучшие сказки детей и лучшие детские  рисунки к ним.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 13. Превентивные ответы Несмотря на то, что арсенал современных средств рекламного воздействия достаточно широк, у потенциального потребителя нередко остаются не разъясненные рекламой "острые" вопросы
Реферат Break Stalin Essay Research Paper Break StalinDestalinization
Реферат Heart Of Darkness 11 Essay Research Paper
Реферат Изучение влияния межпредметных связей на развитие письменной речи младшего школьника в процессе обучения русскому языку в 3 классе
Реферат Особенности таможенного контроля при пересечении таможенной границы ж д транспортом
Реферат Рынок труда в Украине
Реферат Индийский фактор в британо-российском противостоянии на Востоке во 2-ой половине XIX - начале XX вв
Реферат Макроэкономические проблемы государственного долга
Реферат Авторські права на текст програми "Історія України. Всесвітня історія, 5-12 кл." належать Міністерству освіти І науки України та авторам програми
Реферат Искусственные каменные материалы для стен гражданских зданий
Реферат Ряды динамики и распределения
Реферат Применение радиоактивных изотопов в технике
Реферат Правовые и профессиональные регуляторы журналистики в России
Реферат Анализ производственной и организационной структуры ИП "Трансгрупп"
Реферат Художественная функция образов Вавилонской башни и мирового колодца в эпопее А.И. Солженицына «Красное Колесо»