Реферат по предмету "Психология"


Роль мотивации достижения в развитиии личности

Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное бюджетноеучреждение высшего профессионального образования
Иркутский государственный университет
ГОУ ВПО «ИГУ»
Факультет психологии
Курсовая работа
по дисциплине «Общая психология»
Роль мотивации достиженияв развитии личности
Студентки 2 курса,
Группы 13212 дневного отделения
Бронниковой Веры Сергеевны
Научный руководитель:
доцент, кандидатпедагогических наук
Диянова Зухра Васильевна
Иркутск 2011

Содержание
Введение
1. Мотивация. Мотивация достижения
1.1 Мотивация. Сущность процесса мотивации
1.2 Особенности и структура мотивации достижения
Выводы по главе 1. Мотивация. Мотивация достижения
2. Мотивация достижения в развитии личности
2.1 Психологические различия в поведениилюдей, мотивированных на успех и неудачу
2.2 Мотивы достижения успеха и избеганиянеудач в развитии личности
Выводы по главе 2. Мотивация достижения вразвитии личности
Заключение
Список использованных источников

Введение
Мотивация достижения играетважную роль в регуляции поведения человека. Изучение ее проблем является актуальнымнаправлением в психологии, что обусловлено определенными тенденциями развития современногообщества. Научно-технический прогресс, расширение сферы предпринимательства, повышениепрестижности образования ставят человека перед необходимостью достижения определенногоуровня успешности в ситуациях, связанных с соревнованием, объективной оценкой, конкурснымотбором. Часто его поведение в таких ситуациях зависит от силы и направленностимотивации достижения. И на сегодняшний день в мире, где люди сталипассивны, погрязли в бульварной литературе, телефонах и компьютерах, мотивация достижениястала важна как никогда.
Большинство современноймолодежи, интересующейся Интернетом и компьютерными играми, создает серую массу,действующую по принципу «что дышло: куда повернешь, то и вышло». Не имея четко сформированныхличных позиций, молодые люди поступают как все, нисколько не стремясь быть хотьнемного выше массы. Это объясняется отсутствием интереса и какой-либо мотивации,присущей для людей активных и творческих. Не быть как все – значит приложить усилия,решить непростую задачу, дойти до цели. Все это может позволить мотивация достижения.Вот почему так важно развивать ее. И это необходимо не для одного поколения. Еслиосновы мотивации достижения закладываются в период с трех до тринадцати лет, родителямпросто необходимо создать оптимальные условия для ее развития. Возможно, наше теоретическоеисследование поможет понять важность мотивации достижения в жизни каждого человека.
В психологии на сегодняшнийдень существует достаточное количество исследований по рассматриваемому вопросукак в зарубежной науке, так и в отечественной. Существуют аспекты, поддерживаемыевсеми или большинством ученых, но есть также и малоизученные области.
Мы полагаем, что возможноболее детальное изучение роли мотивации достижения в преодолении человеком своихкомплексов, в совершенствовании личности и ее раскрытии. Возможна оценка доли мотивациидостижения на пути к успеху наряду с другими мотивационными характеристиками (например,интересом, стремлением).
Практикующим психологаммотивация достижения интересна как эффективная движущая сила. Людинеуспешные и мотивированные на избегание неудач не находят или мало находят самостоятельнотакую сферу активности, где можно было бы реализовать свои потенциальные возможности.Есть вероятность смены доминирующего мотива избегания неудач субъекта на мотив достиженияуспеха за счет перестройки деятельности и создания преобладающих ситуаций успеха.Такому человеку проще найти сферу реализации себя, причем сделать это самостоятельно.Вкритической жизненной ситуации активизировать человека на целенаправленную деятельностьтакже можно именно мотивацией достижения успеха. Это применимо в любой сфере: творчество,спорт, труд, наука, образование.
Учитывая вышесказанное,целью курсовой работы является определение роли мотивации достижения в развитииличности.
Соответственно, объектомкурсовой работы является мотивация человека, предметом – роль мотивации достиженияв развитии личности.
Исходя из объекта и предмета,нами сформулированы следующие задачи:
1. раскрыть сущность процессамотивации;
2. определить особенностии структуру мотивации достижения;
3. проанализировать проявлениемотивов достижения успеха и избегания неудач в поведении;
4. выявить роль мотивовдостижения успеха и избегания неудач в развитии личности.
В соответствии с поставленнымизадачами курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованнойлитературы. В первой главе курсовой работы раскрыта сущность процесса мотивациии проанализированы особенности и структура мотивации достижения; вторая глава посвященаособенностям поведения людей с доминирующим мотивом достижения успеха или избеганиянеудач и роли данных мотивов в развитии личности.

Глава 1. Мотивация. Мотивациядостижения
1.1 Сущность процесса мотивации
Проблемой определения мотивачеловека как психического феномена плотно занимались как в зарубежной, так и в отечественнойпсихологии. Как правило, мотив рассматривают как компонент системы мотивации илимотивационной сферы человека. Мы же в своей работе будем использовать эти понятиякак синонимичные.
Одним из советских психологов,уделивших большое внимание вопросу мотивации, являлся представитель деятельностногоподхода А.Н. Леонтьев. Он связывал мотивы человека с его потребностями.
Наличие потребностей какисточника активности является предпосылкой любой деятельности человека.
Потребность можно определитькак свойство живых организмов, выражающее первоначальную исходную форму активногои избирательного отношения к предметам реального мира. Иначе говоря, это субъективноесостояние в объективной необходимости предметов реального мира.
Таким образом, на психологическомуровне потребность опосредована психическим отражением двояко: субъективно (субъективноесостояние), что проявляется в наличии нужды и напряжения, при этом предмет потребностине открыт, поэтому важна она сама; и объективно (объективная необходимость), в этомслучае важна не сама потребность, а ее предмет, находящийся во внешнем мире.
Итак, мы подошли к условиювозникновения мотива. Необходимость предметов обеспечивает поисковую активностьчеловека. Субъект, найдя предмет, отвечающий его потребности, конкретизируется внем, происходит опредмечивание потребности, что и является основным из принциповформирования мотивов.
Таким образом, мы можемопределить мотив как предмет вещественный или идеальный, отвечающий актуальной потребности,который направляет на себя деятельность[8, глава 5.4; 10].
Леонтьев А.Н. пишет, что«в современной психологии в целом мотивом называют все, что составляет так называемыевнутренние силы поведения, что актуализирует деятельность человека». Самже мотиву дает следующее определение: «это объективное, что побуждает и направляетдеятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя потребность или,естественно, удовлетворяя потребности» [9, лекция 45].
Мотивационная сфера – это развивающаяся в течение жизни целостная подвижнаяиерархически организованная система побуждений человека, отражающая предмет потребностии состояния самого человека. Таким образом, главными отношениями, характеризующимимотивационную сферу личности, является иерархия побуждений, или мотивов, связаннаясо степенью их осознания, интенсивностью мотивов и их способностью управлять нижележащими[9, лекция 46].
А. Маслоу (представитель гуманистической психологии) выстроил иерархию мотивовпо степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. В основе иерархиилежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше – мотивы самосохранения;далее – уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии – познавательныеи эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности[8, глава 5.4].
А.Н. Леонтьев же считаетданную попытку построения иерархии неудачной. В основе этой схемы лежит допущение,что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетвореныдо того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями,расположенными вверху. Но мотивационная сфера достаточно динамична и легко подвергаетсяизменению. Следовательно, иерархические отношения между мотивами являются релятивными(относительными) и определяются складывающимися связями деятельности субъекта. Приэтом смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое место в иерархии [9,лекции 46, 47].
Что такое смыслообразующиемотивы? Здесь следует говорить о функции мотивов, которая, по словам А.Н. Леонтьева,раскрывается двояко. С одной стороны, мотивы – это нечто «объективное, что побуждаети направляет на себя деятельность, и в этом заключается побудительная функция мотивов»[9, лекция 45]. С другой же стороны, цели, на которые направлены действия субъекта,и содержание этих действий, приобретают особое значение для человека в зависимостиот мотивов деятельности, включающей данные действия. В этом и заключается функциясмыслообразования. Иначе говоря, это придание отдельным действиям, отдельным содержаниямэтих действий личностного смысла. То есть не того, что собой данная цель, данноедействие представляет объективно, а то, что они значат для субъекта.При этом побудителем деятельности является не сам предмет, а его значение для субъекта[9, лекция 47; 10].
По Леонтьеву А.Н. мотивы,выполняющие смыслообразующую функцию, являются ведущими в полимотивированной деятельностичеловека. Они занимают центральное положение, чаще проявляются в поведениии имеют большее значение для развития личности. Функцией побуждения в основном обладаютвторостепенные, или подчиненные, мотивы. Ведущие тоже побуждают, но прежде всего– образуют смысл.
Смыслообразующие мотивыотносятся к внутренней мотивации человека, которая является наиболее эффективной.Она заключается в присвоении внешней мотивации, источником которой, по ЛеонтьевуА.Н., является внешний мир, предметная и, прежде всего, социальная среда. При присвоениимотивация становится внутренней, собственной для субъекта [8, глава 3.4]. Безусловно,внутренняя мотивация играет огромную роль в детерминации поведения человека, приэтом, внешние и внутренние мотивы могут быть как актуальными, так и потенциальными,и способны переходить из одного состояния в другое. То есть, если мотив актуален,он личностно выбран и определяет реальные действия, будучи же потенциальным, онможет действие организовать, определяет зону ближайшего развития личности и возможныеварианты поведения человека.
Причинынашего поведения лежат как внутри нас (личностные особенности), так и вне, то есть,обусловлены ситуацией. Все, что в ситуации побуждает человека, имеет для него значение,называется стимулом. Но нельзя представить влияние ситуативных причин отдельно отсубъективных. Это то же самое, что представить ситуацию без индивида и, наоборот,индивида без ситуации. Таким образом, поведение всегда рассматривается в контекстевзаимодействия личности и ситуации.
Порой мы сталкиваемся стем, что в определенной ситуации индивид действует иначе, чем большинство людей,или иначе, чем принято. Например, один из школьников усердно учится и в свободноеот занятий время, когда другой является его полной противоположностью и его почтиневозможно мотивировать к учению. Это свидетельствует об индивидуальных различиях.Обычно они прослеживаются во многих ситуациях, не являются единичными, поэтому можноговорить о их стабильности. В ситуациях, аналогичных примеру, личностное своеобразиезаключается в разных ценностных диспозициях; их влияние заключается в усилении илиослаблении побуждения к обычным действиям или их полной замене какими-то другимидействиями. В конечном счете, нестандартное поведение человека определяют количествоценностных диспозиций и их иерархия или степень выраженности. Такого рода ценностныедиспозиции или предрасположенности, характерные для индивида, получили название«мотивов». Каждый из мотивов отличается присущим ему содержательным классом целейдействия, который можно обобщенно описать как «достижение», «оказание помощи», «власть»или «агрессия».
Подводя итог, следует отметить,что область для исследования мотивации человека очень обширна. Нами были затронутытакие вопросы, как что подразумевается под мотивом, возникновение мотивов, их иерархия,функции и виды, связь с поведением и соответствующие мотиву цели.
Наше исследование направленона изучение мотива, которому присущ такой содержательный класс целей действия, как«достижение». Именно об этом далее пойдет речь.
1.2 Особенности и структурамотивации достижения
Большую значимость приобретаетисследование таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности(профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношениек делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из основныхвидов такой мотивации выступает мотивация достижения.
Исследования этого видамотивации начались в середине XXвека.Появилась теория мотивации достижения, которая определяет, какие степени трудностизадач мотивируют личность.
Впервые мотив достижениякак устойчивая характеристика личности был выделен в классификации Г. Мюррея в 1938году.Наряду с органическими потребностями Г. Мюррей предложил перечень психогенных, развивающихсяна основе первичных потребностей в результате воспитания и обучения. К ним он отнес26 потребностей, в число которых входила и потребность в достижении успеха. Даннаядиспозиция (или мотивационное свойство) было определено как устойчиво проявляемаяпотребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности и как стремлениесделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле.
Согласно Г. Мюррею, мотивациядостижения связана с выполнением трудного; управлением, манипулированием и организацией- в отношении физических объектов, людей или идей; исполнением этого по возможностибыстро и самостоятельно; преодолением препятствий и достижением высоких показателей;совершенствованием; соперничеством и опережением других; реализацией талантов итем самым повышением самоуважения. Так же есть другая сторона мотивации достижения,которая характеризуется особенностями, противоположными присущим мотивации достиженияуспеха. Эта сторона определяется как мотивация избегания неудач.
Вслед за Г. Мюрреем проблемемотива достижения было уделено внимание американским ученым Д.С. Мак-Клелландом.Он полагал,что мотивация достижения «является бессознательным побуждением к гораздо более совершенномудействию, к достижению стандарта совершенства». В 50х годах он выявилиндивидуальные различия в мотивации достижения с помощью тематического апперцепционноготеста (ТАТ). Мак-Клелланд считал, что формирование мотивации достижения зависитот благоприятных условий воспитания и благополучной среды и согласуется с теориейсоциального научения. Людям с выраженной мотивацией достиженияон приписывал характерные черты: предпочтение трудиться в условиях максимальногопобуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности);взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности в ситуациях невысокогоили умеренного риска, где успех не зависит от случайности; предпочтение адекватнойобратной связи о результатах своих действий; стремление к поиску более эффективных,новых методов решения задач, то есть склонность к новаторству [2; 13].
Говоря о мотиве достижениянельзя не упомянуть об исследованиях немецкого ученого Х. Хекхаузена. В его пониманиимотивация достижения – это попытка увеличить либо сохранить наиболее высокими способностичеловека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешностии где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести либо к успеху,либо к неудаче. Х. Хекхаузен является автором когнитивной модели мотивации достижения:«ожидание – ценность». Соответственно основными переменными становятся ожидание,как субъективная вероятность, и побудительная ценность. Мотив рассматривается какцелостная, обобщенная диспозиция; мотивация – как возникающее при взаимодействиимотива и релевантных ему аспектов ситуации состояние. Следовательно мотивационныйпроцесс исследуется как взаимодействие личностных диспозиций (мотивов) и особенностейситуации. При этом мотив достижения выступает как черта или свойство личности, обеспечивающееустойчивость деятельности достижения по отношению к внешним (ситуационным) воздействиям.
Согласно Х. Хекхаузену,мотивация достижения имеет характерные признаки, в которых и раскрывается ее структура:итог деятельности достижения имеет две возможности: достигнуть успеха или потерпетьнеудачу, при этом ориентация на достижение успеха выражена у лиц с высокой мотивациейдостижения; мотивация избегания неудач характеризуется уклонением от решения непростыхзадач. Мотивация достижения проявляется в случае, если деятельность предоставляетвозможности для совершенствования, то есть задачи должны быть средней степени трудности;мотивация достижения ориентирована на определенный конечный результат, на цель,но процесс продвижения к цели может прерываться, при том на довольно долгое время,и для людей с высокой мотивацией достижения характерно возвращение к уже прерваннымзанятиям и доведение их до конца, что не присуще людям с преобладающей мотивациейизбегания неудач [5, главы 3,8].
Также довольно содержательнамодель рискового выбора Дж. Аткинсона. В его исследовании мотивация достижения успехапредставляет собой интеграционное образование, в котором, как в исследованиях Х.Хекхаузена, выделены две мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремлениек избеганию неудач. Мотивационные тенденции являются сложными по составу. В нихвходят:
1) постоянные личностныедиспозиции — мотивы;
2) ситуативные непосредственныедетерминанты поведения — ожидание или вероятность и
3) субъективная побудительнаяценность будущего успеха или неудачи.
Соответственно, в моделивыделяются три главных детерминанты мотивации достижения: мотив, ожидание, ценность[5, глава 5].
Ожидание понимается какпредвосхищение того, что выполнение некоторого действия приведет к определеннымпоследствиям. Названия мотивов (например, достижение) в действительности являютсяназваниями классов побуждений, которые производят, по существу, один и тот же типпереживания чувства удовлетворенности: гордости при достижении успеха и т.д. Поведение,ориентированное на достижение цели, определяется результирующей тенденцией достижения,возникающей при совместном влиянии двух тенденций: тенденции стремления к успехуи тенденции избегания неудачи [4].
Среди отечественных психологоводним из первых вопросом мотивации достижения занялся М.Ш. Магомед-Эминов, предпринявпопытку изучить структуру и механизмы функционирования данного феномена. Ученыйпредложил динамическую модель мотивации, состоящую из четырех структурных компонентов,каждый из которых выполняет конкретные мотивационные функции в ходе осуществлениядеятельности:
1)инициация или побуждениедеятельности,
2) целеобразования,
3) реализации намеренияи
4) постреализация — процессы,направленные на прекращение действия или смену одного действия другим.
Одним из основных механизмовактуализации мотивации достижения, по М.Ш. Магомед-Эминову, выступает мотивационно-эмоциональнаяоценка ситуации, складывающаяся из оценки мотивационной значимости ситуации и оценкиобщей компетентности в ситуации достижения. Поэтому мотивация ученым рассматриваетсякак сложная многоуровневая функциональная система, в которой интегрированы аффективныеи когнитивные процессы.
Мотивацию достижения М.Ш.Магомед-Эминов понимает как психическую регуляцию деятельности в ситуациях достижения,в которых имеется возможность реализовать мотив достижения. То есть мотив достижения– это обобщенная,относительно устойчивая диспозиция личности, стремление человека выполнить делона высоком уровне качества везде, где есть возможность проявить свое мастерствои способности. А второй аспект мотивации достижения – мотив избегания неудач определяется,как стремление избежать ошибки, и, в конце концов, это становится целью, а не успех.
Все же разные авторы по-разномусмотрят на соотношение между стремлением к успеху и избеганием неудачи. Одни считают,что это взаимоисключающие полюсы на шкале величин мотива достижения, и если человекориентирован на успех, то он не испытывает страха перед неудачей, и наоборот. Другиедоказывают, что отчетливо выраженное стремление к успеху вполне может сочетатьсяс не менее сильным страхом неудачи, особенно если она связана для субъекта с какими-либотяжелыми последствиями. И действительно, имеются данные, что между выраженностьюстремления к успеху и избегания неудачи может быть положительная корреляция. Поэтому,скорее всего, речь идет о преобладании у того или иного субъекта стремления к успехуили избеганию неудачи при наличии того и другого. Причем, это преобладание можетбыть как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих стремлений [6, глава8.9].
Исходя из вышесказанного,можно сказать, что во всех упомянутых исследованиях мотивация достижения имеет двавыхода: достижение успеха либо претерпевание неудачи. Таким образом, поведение,ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достиженияуспеха и избегания неудачи. Другими словами, все люди обладают способностью бытьзаинтересованными в достижении успеха и тревожиться по поводу неудачи. Однако каждыйотдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения,либо мотивом избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивнымвыполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью и защитнымповедением.
Подводя итоги по первойглаве, мы можем говорить о процессе мотивации как о сложном психическом феномене.В своем работе мы опирались преимущественно на исследования мотивации отечественногопсихолога Леонтьева А.Н. Согласно ему, мотивационная сфера динамична, следовательно,ведущие мотивы в процессе жизнедеятельности меняются. При этом центральное положениевсегда занимают смыслообразующие мотивы, относящиеся к внутренней мотивации. В этомслучае субъект получает удовлетворение не от достигнутой цели, а от самих действий,совершаемых на пути к ней. Одним из таких видов мотивации является мотивация достижения,имеющая, однако, две стороны: стремление к успеху и стремление избежать неудачи.Исследования в этой области вели такие ученые, как Г. Мюррей, Д.С. Мак-Клелланд,Х. Хекхаузен, Дж. Аткинсон, М.Ш. Магомед-Эминов. Из их исследований следует, чтоповедение людей, стремящихся к разным сторонам мотивации достижения отлично, о чеми пойдет речь в следующей главе.
психологическиймотивация достижение неудача

Глава 2. Мотивация достиженияв развитии личности
2.1. Психологические различияв поведении людей, мотивированных на успех и неудачу
Понашему мнению, на базе определенных нами различий в поведении людей с разными доминирующимимотивами будет легче определить роль и область влияния мотивации достижения на развитиеличности. Именно поэтому в начале исследования перед нами была поставлена такаязадача.
Современем ведущие мотивы человека становятся настолько характерными для него, чтопревращаются в черты его личности. К их числу относят и две стороны мотивации достижения.При этом поведение людей, мотивированных на достижение успеха и избегание неудач,существенно отличается. Это можно проследить, рассматривая поведение людей с разнымидоминирующими мотивами в нескольких аспектах.
Субъекты,мотивированные на достижение успеха ставят перед собой реальные положительные цели,достижение которых будет однозначно расценено как успех. Такие люди склонны к разумномурасчетливому риску: выбирают задачи средней трудности, где успехи неудача становятся равновероятными и исход максимально зависит от собственныхусилий человека. При этом привлекательность задачи возрастает пропорциональноее сложности; в заданиях проблемного характера, требующихпродуктивного мышления, а также в условиях дефицита времени, работа улучшается.Легкие задачи принципиально не выбираются, так как не приносят чувства удовлетворенияи настоящего успеха, а при выборе слишком трудных велика вероятность неуспеха [7].
Вповедении людей, мотивированных на избегание неудач, прослеживаются иные тенденции.Эти люди ставят перед собой неоправданно завышенные цели или, напротив, очень легкие,не требующие особых трудовых затрат; склонны к экстремальным выборам задач: нереальнозаниженные или нереально завышенные. В расслабляющей ситуации, то есть ситуациинизкой мотивационной значимости, индивиды с доминирующим мотивом избегания неудач,отдают предпочтение трудным задачам, а в активирующей ситуации, где мотивационнаязначимость высока, выбирают легкие задачи. Это объясняется предпочитаемым уровнемриска: выбор либо совсем незначительного риска, то есть решение очень легких задач,где успех гарантирован, либо очень высокого, при котором выбираются трудные задачи,где неудача не воспринимается как личный неуспех.
Еще одна характеристика,в которой прослеживаются различия в поведении – это локус контроля. Индивиды, мотивированныена успех приписывают свои достижения внутриличностным факторам, а неудачи объясняютстечением обстоятельств. Люди, мотивированные на избегания неудач имеют противоположныйвзгляд: внешним факторам приписываются успехи, а внутриличностным – неудачи. Такимобразом, человек с выраженной мотивацией достижения успехов обладает уверенностьюв том, что многое зависит от него самого, а человек с доминирующей мотивацией избеганиянеудач зачастую поспешно и неоправданно объясняет свои неудачи отсутствием у негонеобходимых способностей, его покидает чувство подконтрольности складывающейся ситуации,формируется состояние когнитивной беспомощности. Человек становится совершенно неувереннымв своих силах, боится порицаний и неприятия группой. Любая деятельность, чреватаявозможностью неудачи, вызывает отрицательные эмоции, не приносит удовольствия итяготит.
Улюдей, мотивированных на успех, работа, направленная на достижение цели, вызываетлишь положительные эмоции. Эти люди уверены в успехе и за действия, направленныена его достижение, ожидают одобрений. Неудачи в этом случае переоцениваются, нопереживания непродолжительны; субъект, мотивированный на успех, способен мобилизоватьсвои силы и даже вернуться к задаче, в решении которой потерпел неудачу. Субъекты,мотивированные на избегания неудач, пытаются в последствии не сталкиваться с подобнымизадачами и желают к ним больше никогда не возвращаться.
Подобное поведение можнообъяснить с точки зрения уровня притязаний и оценки своих способностей. Индивиды,мотивированные на избегание неудач, обладают нереалистичным уровнем притязаний и,как правило, игнорируют объективную информацию о своих способностях. Люди с доминирующиммотивом достижения успеха имеют адекватный средний уровень притязаний, который повышаетсяпосле успеха и снижается после неудачи, также способны реалистично оценивать своивозможности при постановке задач.
Оценку способностей можносчитать одним из критериев профессионального самоопределения. Так, люди, мотивированныена успех, имея адекватную оценку своих способностей, выбирают, как правило, профессии,соответствующие имеющимся знаниям, умениям и навыкам. Субъекты, мотивированные наизбегание неудач, в нередких случаях неверной оценки своих возможностей не могутопределиться с выбором профессии и зачастую предпочитают слишком легкие или слишкомсложные виды профессий[18].
Значимая отдаленная во временицель стимулирует деятельность людей с доминирующим мотивом достижения успеха, вситуации выбора между немедленным, но малым вознаграждением, или большим, но отсроченнымпо времени, они выбирают последнее, а люди с низкой склонностью к достижению, отличаютсябольшей привязанностью к настоящему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение.Также отмечено, что мотивированные на успех склонны фокусироваться на «большой цели»,они также предпочитают задания, охватывающие больший период времени, требующие планирования,процесса принятия решения. Они не нуждаются в быстром достижении успеха, более того,они могут достаточно долго ждать; воспринимают и переживаютвремя как «целенаправленное и быстрое», тогда как для мотивированных на неудачивремя представляется как «бесцельно текущее» («Время — это постоянноструящийся поток») [7].
Различия в поведении людейс разными доминирующими мотивами прослеживается и в предпочитаемых ими способахсамоконтроля. Мотивированные на успех используют рациональные стратегии,направленные на повышение значимости практической активности, и самоинструкции,обязывающие удерживать направленность познавательных и эмоциональных процессов наактуальной ситуации. Мотивированные же на неудачи выбирают самоинструкции, обязывающиене отвлекаться на неактуальные аспекты ситуации и рациональные стратегии, обесценивающиезначимость общей цели. При этом их эмоциональный контроль направлен на релаксацию(успокоение и самоуверенность), тогда как у людей с мотивацией достижения успехаэмоциональный контроль обеспечивает активацию через чувства, подобные гневу и недовольствусобой [7].
Обобщая все вышесказанное,можно охарактеризовать людей, мотивированных на успех, как активных, инициативных,ответственных и добросовестных. Эти люди настойчивы в достижении цели и стремятсяво что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности. Они не действуютшаблонно, пребывают в постоянном поиске способов решения задач и преодоления препятствий.Находчивы и способны мобилизоваться в ситуации соревнования или проверки способностей.При достижении результата переживают удовольствие и гордость.
Людей, мотивированных нанеудачи, можно охарактеризовать как малоинициативных. Они избегают ответственныхзаданий, изыскивая различные причины отказа от них. Боятся критики. Неуверены всебе и не верят в возможность своего успеха. При выборе быть победителем или побежденнымпредпочтут вовсе остаться в стороне. Долго колеблются при принятии решения, тщательновзвешивая свои возможности. За неудачу переживают стыд и унижение.
2.2Мотивы достижения успеха и избегания неудач в развитии личности
Мотивация– это внутренняя детерминация поведения и деятельности. Как движущая сила человеческогоповедения она, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизываяее основные структурные образования: характер, направленность личности, эмоции,деятельность и психические процессы.
Характер– устойчивое свойство личности. По мнению Б.Г. Ананьева, он «выражает основную жизненнуюнаправленность и проявляется в своеобразном для данной личности образе действий».Иными словами, давая определение характеру, можно сказать, что это совокупностьсвойств личности, определяющая типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.Проявления характера зависят от того, каким мотивам и целям служат в конкретномслучае эти проявления. Естественно, встает вопрос о том, как актуальные мотивы ицели влияют на характер. Нас же в большей степени и интересует влияние мотивациина особенности характера. Попробуем выявить какие-либо закономерности, отталкиваясьот выделенных Б.М. Тепловым групп черт характера, две из которых непосредственносвязаны с мотивацией. Следует начать с группы черт, выражающих отношение к трудуи своему делу. Сюда входят активность, добросовестность, ответственность. Это именноте черты, которые проявляются у людей, мотивированных на достижение успеха. Возможнопроследить прямопропорциональную зависимость между этими двумя аспектами: чем сильнееу человека мотив достижения, тем ярче проявляются положительные черты отношениячеловека к труду. Усиление мотива достижения (только до среднего уровня или чутьвыше среднего) ведет к развитию инициативности, трудолюбия, стремления преодолеватьтрудности и достигать успеха во что бы то ни стало. И это становится характерноне для какой-либо сферы деятельности, а для деятельности в целом. То есть, и в новойситуации человек, мотивированный на успех, будет проявлять настойчивость и искатьпути решения проблемы. Конечно, это влияет не только на развитие личностных особенностей,но и влечет за собой развитие высших психических функций, например, мышления, таккак его высокий уровень развития является необходимым условием решения нестандартныхзадач; интерес к подобным заданиям обуславливает поиск незаурядного взгляда на ситуацию,а это всегда ведет к развитию воображения. Человек с развитым воображением обладаетспособностью рассмотрения проблем с разных сторон, соответственно, повышается вероятностьвыбора верного решения. Нестандартная задача всегда представляет довольно высокийуровень сложности и решение требует сконцентрированности субъекта на задании – такимобразом развивается внимание и возможности его концентрации и рационального распределения.Благодаря этому человек, мотивированный на успех, способен не теряться в непредвиденныхобстоятельствах. Получается некий замкнутый круг: мотивация достижения ведет к развитиюспособностей субъекта, а развитые способности повышают вероятность успеха [12, 19,20].
Совсеминаче дело обстоит с мотивацией на избегание неудач. Этот тип мотивации не являетсяположительной или эффективной движущей силой. Боязнь неудач приводит к избеганиюответственности, а зачастую и вовсе к уклонению от деятельности. Отсутствие активностивлечет за собой торможение буквально всех психических процессов, следовательно –отсутствие прогресса, возможно развитие отрицательных черт характера, например,пасование перед трудностями, преградами, отсутствие сосредоточенности, ригидность.Доминирование мотивации избегания неудач также зачастую приводит к формированиюконформного типа поведения. В этом случае человек малоспособен овладеть навыкамисамостоятельной работы, может действовать только при поддержке окружающих. Вследствиетого, что такие люди боятся критики, они не высказывают своего мнения, слепо следуютмнению окружающих, соответственно являются всегда «ведомыми», неспособны противостоятьубеждающему воздействию. Особенность людей конформного характера – отсутствие противоречийсо своей средой. И как следствие – отсутствие развития, так как, как утверждал А.Н.Леонтьев, именно противоречия, рождающиеся в процессе деятельности, являются движущейсилой развития личности.
Преодолетьчерты конформизма можно, тренируя волю. Волевая регуляция поведения характеризуетсясостоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности,концентрацией этой активности в необходимом направлении. В данном случае мотивациядостижения успеха способствует развитию таких волевых качеств личности, к которымможно отнести силу воли, то есть степень необходимого волевого усилия для достиженияцели; настойчивость как умение человека мобилизовать свои возможности для длительногопреодоления трудностей; выдержку (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающиеосуществлению принятого решения), энергичность. Это базовые волевые качества, определяющиебольшинство поведенческих актов. На более высоком уровне мотив достижения успехане мало важен в развитии волевых качеств, таких как решительность (умение приниматьи претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умениепобороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасностидля личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторонусвоей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач),уверенность в себе. При ведущем мотиве избегания неудач перечисленные качества развитыкрайне слабо, что объясняет пассивность субъекта, частые сомнения, боязнь высказаться,робость. Это яркие проявления заниженной самооценки – неуверенность в своих действиях,в их успехе, неуверенность в себе [5; 12].
Уровеньсамооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностьючеловеком собой, своей деятельностью, возникающими в результате достижения успехаили появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одногонад другим постепенно формируют самооценку личности. Замечено, что люди с сильновыраженным стремлением к достижению успехов добиваются в жизни гораздо большего, чем те, у кого такая мотивация слаба или отсутствует. В результате такие людичасто оказываются не победителями, а побежденными, в целом – жизненными неудачниками.Именно в результате этого у людей, мотивированных на избегание неудач, как правило,занижена самооценка. Это приводит к развитию таких качеств в человеке, которые характеризуютего как слабого, неспособного что-либо преодолеть. Но при доминировании мотива избеганиянеудач встречаются и случаи завышенной самооценки. Это является предпосылкой развитиятаких качеств, как тщеславие, заносчивость, самомнение, иногда переходящее в наглость,обидчивость, застенчивость, эгоцентризм (склонность постоянно быть в центре вниманиявместе со своими переживаниями), эгоизм (забота преимущественно о своем личном благе).Тогда как мотивация достижения успеха, как способствующая формированию адекватнойсамооценки, развивает черты характера, абсолютно противоположные: скромность, правильнопонимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, чувство собственного достоинства[17].
Таккак лица с заниженной самооценкой довольно неуверенны в себе, а лица с завышенной– боятся критики и не принимают ее, особенностью людей с неадекватной самооценкойявляется высокий уровень тревожности. Согласно Д. Аткинсону, «…в основе тенденцииизбегания лежит страх испытуемого перед возможной неудачей в предстоящей деятельности,и это переживание порождает определенный уровень тревожности, прямо коррелирующийс силой мотива избегания» [7; 22].
Увысокотревожных людей ведущим является мотив избегания неудач, который определяетнизкую работоспособность в стрессовых ситуациях и в условиях дефицита времени, данногона решение задачи, эмоционально острую реакцию на сообщение о неудачи, которое снижаетстремление к действию, восприятие и оценку многих объективно безопасных ситуацийкак несущих в себе угрозу. Частые неудачи в личном опыте могут привести даже к акцентуациихарактера.
Улюдей с ярко выраженной личностной тревожностью, возможно возникновение чувствабеспомощности. Оно возникает чаще всего, когда многочисленные прошлые неудачи ассоциируютсяв сознании индивида с отсутствием у него способностей, необходимых для успешнойи эффективной деятельности, что ведет к потере желания предпринимать дальнейшиепопытки и прилагать усилия к выполнению деятельности [12]. Впервые на это указаламериканский ученый, профессор психологии Пенсильванского университета М. Селигман.Это явление было названо комплексом «обученной беспомощности». Очень многое определяетсятем, считает ли человек данную задачу вообще нерешаемой, или он полагает, что онане по силам только ему. Обученная беспомощность развивается, как правило, тольков последнем случае. Более того, человек может даже признать, что задача имеет решение,но оно доступно только лицам, обладающим специальной подготовкой, на которую онне претендует. В принципе, такой внутренней установки достаточно, чтобы неудачане сказалась на всем дальнейшем поведении. Отнесение причин неудач вовнутрь – определяющаяпроявления обученной беспомощности. При этом человек может считать, что он терпитнеудачу только здесь и сейчас. Но он может предполагать, что неудачи будут преследоватьего в дальнейшем, причем не только в этой конкретной деятельности, но и в любойдругой. Тогда проблема становится глобальной и очень сложно решаемой.
Такимобразом, при исследовании учеными особенностей, способствующих и препятствующихпоявлению у людей чувства когнитивной беспомощности, было выявлено, что при сильновыраженной мотивации достижения успехов и уверенности в том, что многое зависитот самого действующего лица, чувство беспомощности, его отрицательные следствиявозникают реже, чем при наличии мотивации избегания неудач и неуверенности. Болеевсего поддаются такому чувству люди, которые слишком поспешно и неоправданно частообъясняют свои неудачи отсутствием у них необходимых способностей и имеют заниженнуюсамооценку. Поэтому эффективность человека практически во всех областях жизнедеятельностизависит от уровня актуализации мотива достижения успеха [16].
Обобщаявышесказанное, можно сказать, что между мотивацией и свойствами личности, как мыубедились, действительно существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенностимотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности.При этом мотивация, как явление устойчивое, но динамичное, при изменении влечетперемены и в поведенческих актах человека. Следовательно, усиление мотива либо достиженияуспеха, либо избегания неудач, обуславливает формирование соответствующих свойствличности. Если при доминировании мотивации избегания неудач формируются черты, характеризующиечеловека как слабого, а при ведущем мотиве достижения успеха – противоположные качества,то создавая условия для доминирования мотивации достижения, можно обеспечить развитиеположительных, сильных сторон человека и создать предпосылки для его становлениякак развитой личности.
Обобщая материал второйглавы, мы можем говорить о том, что различия вповедении людей, мотивированных на успех и на удачу, явные, проявляются в отношениик себе, труду и своему делу; можно предположить, что закреплены как особенностиличности и, следовательно, накладывают отпечаток на всю деятельность и их оченьсложно изменить. Доминирующий мотив достижения успеха характеризует своего обладателякак человека сильного, способного преобразовать окружающую среду, в отличие от людей,стремящихся избежать неудачи, все действия которых направлены именно на это, а нена преодоление трудностей. Мотив достижения успеха способствует формированию адекватнойсамооценки, развитию волевых качеств, психических процессов, таких как внимание,мышление, воображение. Мотив избегания неудач сопровождается совершенно иными особенностями,которые не имеют выраженного положительного влияния на развитие личности – это робостьили, напротив, заносчивость, неуверенность в себе и как следствие боязнь совершенияактивных действий, страх высказать свое мнение и, соответственно, конформность.Стремление избежать неудачи делает своего обладателя тревожным и останавливает егов случае трудностей, тогда как стремление к успеху заставляет человека двигатьсявперед, несмотря на преграды, учит его с ними бороться. Именно это и является темусловием, необходимым для развития личности. Поэтому можно говорить о торможенииразвития при доминирующем мотиве избегания неудач и активном стремлении к совершенствув случае главенствующего мотива достижения успеха.

Заключение
В процессе нашего исследованиядля решения поставленных задач мы обращались к работам ученых-психологов как отечественных,так и зарубежных. Благодаря этому, мы смогли раскрыть сущность процесса мотивации,определили особенности мотивации достижения и раскрыли ее структуру через рассмотрениедвух тенденций: мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач; такжемы проследили проявление мотивации достижения в поведении людей и ее роль в развитииличности.
В ходе исследования былоустановлено, что мотивация достижения успеха понимается как сила, вызывающая у индивидуумадействия, которые, как он ожидает, приведут к успеху. Эта тенденция проявляетсяв направленности, интенсивности и настойчивости деятельности. Мотивацию избеганиянеудач определяют как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач;для личности, мотивированной на неудачи, главное – не допустить ошибки, порой дажеценой трансформации первоначальной значимой цели, ее полного или частичного недостижения.
Ведущий мотив, как достижениеуспеха, так и избегание неудач, проявляется не в одном каком-либо аспекте работыиндивида, а прослеживается во всей его деятельности. Это означает сформированностьмотива и его закрепление как свойства личности. Безусловно, это накладывает отпечатокна другие стороны личности, и, как было показано в последнем параграфе курсовойработы, даже участвует в ее развитии.
Выявлено, что доминированиемотива избегания неудач характеризует своего обладателя как индивида слабого и малоактивного.Тогда как стремление к успеху свидетельствует о наличии у человека сильных качеств,например, силы воли, выдержки и энергичности. Это говорит о том, что мотивы достиженияуспеха и избегания неудач оказывают влияние на развитие принципиально разных личностныхкачеств. Мотивация достижения успеха способствует развитию в человеке стремленияпреодолевать преграды и сопротивляться трудностям. Это именно то, что делает индивидаличностью. Таким образом, мотивация достижения успеха всегда положительная и в большейстепени способствует развитию личности, в отличие от мотива избегания неудач.
На наш взгляд, цель курсовойработы – определение роли мотивации достижения в развитии личности – достигнута.Исследование можно считать успешно проведенным. Но так как интерес к вопросу мотивациидостижения успеха не исчерпан, возможно, продолжение изучения этой проблемы, ноуже в русле поиска способов коррекции доминирующего мотива в сторону положительноймотивации.

Список использованных источников
1.  БандураА. Теория социального научения [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./А.Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 320с. – глава 5.
2.  ВасильевИ.А. Мотивация и контроль за действием [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовыедан. / И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Изд. МГУ, 1991.
3.  ВилюнасВ.К. Психологические механизмы мотивации человека/ В.К.Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ,1990. – 288с.
4.  ГордееваТ.О. Психология мотивации достижения/ Т.О. Гордеева. – М.: Смысл; Издательский центр«Академия», 2006. – 336с.
5.  ИванниковВ.А. Психологические механизмы волевой регуляции [Электронный ресурс]: Учебное пособие/В.А. Иванников. – 3-е изд. – Электрон. текстовые дан. – Спб.: Питер, 2006. – 208с.
6.  ИльинЕ.П. Мотивация и мотивы [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./ Е.П. Ильин.– СПб.: Питер, 2003.
7.  КоростелеваИ.С., Ротенберг В.С. Поисковая активность и проблемы обучения и воспитания [Электронныйресурс] /И.С. Коростелева // «Вопросы психологии». – Электрон. версия печат. публ.– Режим доступа: www.voppsy.ru/issues/1988/886/886060.htm
8.  ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс]/ А.Н. Леонтьев. – 2-еизд. – Электрон. текстовые дан. – М.: Политиздат, 1997.
9.  Леонтьев.А.Н. Лекции по общей психологии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./ А.Н. Леонтьев. – М., 2000.
10.  Леонтьев.А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./А.Н.Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. ― 40 с.
11.  МаслоуА. Мотивация и личность [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./ А.Маслоу– СПб.: Евразия, 1999.
12.  МорозовА.В. Индивидуальные особенности личности [Электронный ресурс]: Деловая психология:курс лекций. – Электрон. текстовые дан./ А.В. Морозов. – Режим доступа: polbu.ru/morozov_psychology/ch13_all.html
13.  Психология.Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко.– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 896 с.
14.  СтепанскийВ.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности[Электронный ресурс] /В.И. Степанский // «Вопросы психологии». – Электрон. версияпечат. публ. – Режим доступа: www.voppsy.ru/issues/1981/816/816059.htm
15.  ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность [Электронный ресурс]/ Х. Хекхаузен. – 2-е изд. – Электрон.текстовые дан. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860с.
16.  filolingvia.com/publ/75-1-0-1490
17.  www.komanda.ru/shpakovskaja/007a.html
18.  www.libsib.ru
19.  www.pcih.ru/harak/105.html
20.  www.pcih.ru/potrb/49.html
21.  website-seo.ru/read/page/2/
22.  works.tarefer.ru/70/100865/index.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.