ВВЕДЕНИЕ.
Проблемаобщения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна.Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение –важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я.П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начализаниматься с 50-х годов. Как известно, общение – это первая человеческаядеятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человекобщался по поводу / мотиву / добывания средств к существования / охота, приготовлениепищи, одежды и др. /
Висследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность вобщении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики иличности уже на ранних этапах онтогенеза. / Венгер Л. А., Выготский Л. С.,Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др. /. Именно в процессе общения сдругими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможноустановление психического контакта между людьми.
Внечеловеческого общения невозможно развитие личности ребенка /подтверждениемтого являются дети – маугли. Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнениюспециалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновениюзадержки психического развития, в других – к педагогической запущенности, а вболее тяжелых случаях – даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза / вмладенческом и раннем возрасте /. Также отсутствие общения с детьми приводит кследующим результатам: как свидетельствуют многочисленные факты, будучилишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, какорганизм вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своемпсихическом развитии. Достоверными еще являются факты, свидетельствующие о том,что недостаточное общение или полное его отсутствие пагубно сказывается наразвитии детей. Например, явление госпитализма, возникающее в закрытых детскихучреждениях: из — за дефицита общения со взрослыми дети начинают резкоотставать в развитии. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общатьсясо взрослыми и сверстниками, то он ни стал бы культурно и нравственно развитымчеловеком, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживым, лишь внешне,анатомо — физиологически напоминающим человека.
Психическоеразвитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности,который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получаетнеобходимую для его индивидуального развития информацию.
Общение- один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только вконтакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-историческогоопыта человечества.
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено кпроблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так какобнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного инравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психическогои нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, вомногом зависит будущее ребенка. Еще не родившийся ребенок — это формирующеесячеловеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенкуисключительно важно для его развития. Также важны взаимоотношения матери иотца.
Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с егопоявлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние наразвивающуюся психику ребенка.
Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенкаот матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическомразвитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. А.Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способностьребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и вкакой форме она выражалась.
Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру — зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных егоотношений к взрослому человеку.
Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенкоми взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия длягармоничного развития ребенка.
Делая выводыиз вышесказанного, хочется отметить, что общение должно занимать не последнееместо, общаться с ребенком надо с самого младенчества, тем самым создаютсяусловия для развития творческой, гармонической, всесторонне развитой личности.
Учитывая этиданные, тема курсовой работы является актуальной.
Цель даннойработы состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе изысканий информации,определить роль и место общения ребенка со взрослыми в ходе его психическогоразвития.
В соответствиис целью данной работы, определяются следующие задачи:
1. Изучитьпсихолого-педагогическую литературу по изучению и описанию роли общения детейраннего возраста с взрослыми.
2. Раскрытьосновные особенности общения детей с взрослыми.
3. Определитьвлияние общения на психическое развитие ребенка.
В данной работе использованы следующие методы:
· анализ научно-педагогической и методической литературы;
· педагогический эксперимент (наблюдения, беседы с родителямии детьми).
Глава 1.
1.1 Факторы, определяющиеотношения детей к взрослым
Под общениемпонимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, впроцессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностныевзаимоотношения. В процессе общения складываются определенные взаимоотношения.От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именноличностные качества сформируются у него. Отношения дошкольников со взрослымимогут быть, например, приязненными и доверчивыми, заинтересованными илиравнодушными, спокойными и неспокойными.
Чемопределяется отношение детей к взрослым! Что лежит в его основе! Эти вопросыявляются до сих пор мало исследованными. Существует несколько подходов к ихрешению. Так, например, неофрейдисты Дж. Боулби, Р. Спитц подчеркивают решающуюроль в этом процессе матери, которая вскармливает младенца, тем самымудовлетворяет его “ оральную “ потребность. Но чем объяснить тогда случаи,когда разлученные с матерью дети развивались физически и психическиблагоприятно! Как понять описанные в научной литературе факты глубокой привязанностимладенцев и детей более старшего возраста к взрослому, который толькоразговаривал и играл с ребенком, не осуществляя при этом никакого ухода за ним?Психоаналитический подход, преувеличивающий влияние биологического фактора,роль самого первого этапа жизни на психическое развитие, не дает ответа на этивопросы. Сторонники теории “импритинга” – запечатления также отводятпервостепенную роль раннему опыту ребенка в формировании его отношений кокружающим. Сущность ее заключается в переносе механизма ”импритинга” /описанного впервые К.Лоренцом на основе наблюдений над птенцами / без должныхоснований и на поведение ребенка. Согласно гипотезе “импритинга”, у детейраннего возраста происходит запечатление особенностей, свойственных взрослому,ухаживающему за ними, — его внешности, голоса, одежды, запаха. Они и составляютобраз, вызывающий у ребенка привязанность по аналогии с образом матери илидругого взрослого, заменяющего ее.
Сторонникидругого направления в современной буржуазной психологии – необихевиористического– считают, что отношение ребенка к взрослому определяется тем, как и в какойстепени этот взрослый удовлетворяет первичные, органические потребности ребенка / потребности в пище, тепле, комфорте /. По мнению отечественныхпсихологов, потребности ребенка не сводятся к его органическим нуждам, которыеудовлетворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складыватьсяпотребность в общении с людьми – особая потребность не биологического, асоциального характера / А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, М.И.Лисина,М.Ю.Кистяковская и др. /. Общение же со взрослыми рассматривается как один изважнейших факторов развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
Экспериментальныеисследования, проведенные под руководством М.И.Лисиной, показали, что напротяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друганесколько форм общения детей и взрослых. Основные из них: непосредственно –эмоциональное общение, деловое, внеситуативно – познавательное, внеситуативно –личностное.
1.2 Развитие общения ребенка совзрослыми на протяжении детства. Формы общения по М.И. Лисиной
Развитие общения ребенка совзрослым от рождения до 7 лет М. И. Лисина представляла как смену несколькихцелостных форм общения.
Формой общения являетсякоммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, котораяхарактеризуется следующими параметрами:
В результатеисследований были выделены четыре основные формы общения, характерные длядетей определенного возраста.
Первая форма –ситуативно-личностное общение – характерна для младенчества. Общение в этовремя зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого,оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребностиребенка.
Непосредственно-эмоциональныеконтакты являются основным содержанием общения, поскольку главное, чтопривлекает ребенка, — это личность взрослого, а все остальное, включая игрушкии прочие интересные предметы, остается на втором плане.
В раннемвозрасте ребенок осваивает мир предметов. Ему по-прежнему необходимы теплыеэмоциональные контакты с мамой, но этого уже не достаточно. У него появляетсяпотребность в сотрудничестве, которая, вместе с потребностями в новыхвпечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях совзрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместеманипулирует предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослыйпоказывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрываяперед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить.Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо.
С появлениемпервых вопросов ребенка: “почему?”, “зачем?”, “откуда?”, “как?”,- начинаетсяновый этап в развитии общения ребенка и взрослого. Это внеситуативно — познавательное общение, побуждаемое познавательными мотивами. Ребеноквырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточенывсе его интересы. Теперь его интересует гораздо больше: как устроен открывшийсядля него мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источникоминформации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот жевзрослый человек.
В середине илив конце дошкольного возраста должна возникнуть еще одна форма – внеситуативно –личностное общение. Взрослый для ребенка – высший авторитет, чьи указания,требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, без капризов и отказаот трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если онане сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьномуобучению.
Отметим, чтопозже, в младшем школьном возрасте, сохранится и упрочится авторитет взрослого,появится дистанция в отношениях ребенка и учителя в условиях формализованногошкольного обучения. Сохраняя старые формы общения со взрослыми членами семьи,младший школьник учится деловому сотрудничеству в учебной деятельности. Вподростковом возрасте ниспровергаются авторитеты, появляется стремление кнезависимости от взрослых, тенденция к ограждению некоторых сторон своей жизниот их контроля и влияния. Общение подростка со взрослыми и в семье, и в школечревато конфликтами. В то же время старшеклассники проявляют интерес к опытустаршего поколения и, определяя свой будущий жизненный путь, нуждаются вдоверительных отношениях с близкими взрослыми.
Общение сдругими детьми, первоначально практически не влияет на развитие ребенка / еслив семье нет близнецов или детей близкого возраста /. Даже младшие дошкольники в3-4 года еще не умеют по-настоящему общаться друг с другом. Как пишет Д. Б.Эльконин они “играют рядом, а не вместе”. О полноценном общении ребенка сосверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста.Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольногоповедения ребенка, умения учитывать чужую точку зрения. Определенно влияние наразвитие оказывает включение в коллективную учебную деятельность – групповаяработа, взаимная оценка результатов и т. д. А для подростков, пытающихся освободитьсяот оценки взрослых, общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. Вотношениях с близкими друзьями они / так же, как и старшеклассники / способнына глубокое интимно-личностное, “исповедальное” общение.
1. 3 Ситуативно-деловое общение
В конце первого года жизни социальнаяситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляютсядва противоположных, но взаимосвязанных полюса — ребенок и взрослый. К началураннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности инезависимости от взрослого, остается связанным с ним и объективно (посколькуему необходима практическая помощь взрослого), и субъективно (посколькунуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречиенаходит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, котораяпредставляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка ивзрослого.
Общение ребенка со взрослым теряет своюнепосредственность уже во 2-й половине младенчества: оно начинает опосредоватьсяпредметами. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенкасо взрослым становится особенным. Содержанием их совместной деятельностистановится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов.Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д. Б. Эльконина,заключается в том, что теперь ребенок «… живет не вместе со взрослым, а черезвзрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним».Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности,не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих,специфических предметных действий. И хотя на протяжении всего раннего возрастаформа общения со взрослым по-прежнему остается ситуативно-деловой, характерделового общения существенно меняется. Такое сотрудничество уже не сводится кпрямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастиевзрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одногои того же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает ивнимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, и главное — новые,адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенкув руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним.
Достижения ребенка впредметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для негомерой своего Я и способом утверждения собственного достоинства. У детейпоявляется отчетливое стремление к достижению результата, продукта своейдеятельности. Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в которомвыражает себя возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность егодействий.
Глава2. Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка
Рассмотрим спецификуобщения ребенка со взрослыми в раннем детстве. Основными достижениями, которыеопределяют развитие психики ребенка в этом периоде являются: овладение телом иречью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общенияребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мирсоциальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения совзрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создаетсяоснова для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов иявлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий,управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики)становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, ихсвойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Нообратиться к ним он может только овладев речевым общением.
2.1 Общение детей в семье
Семья– основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаныобщностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке исемье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью,проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальноеявление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества; однакопрогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью.
Ребёнокнеразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качествеусловий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир,поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье – первому коллективу,который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, чтонужно знать и как надо себя вести. Ребёнок получает первые практические навыкиприменения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваиваетнормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневногообщения. Объяснения и получения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейнаяатмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра изла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. Оптимальныевозможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья какпосредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством техсвязей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское,профессиональное, дружеское общение и т.п.). Семья не однородная, адифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные,половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного обогащающегообразца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальноепсихическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полнопроявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Выразительность,которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формированииличности.
Стильотношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции копределенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей;так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или,наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцируетподавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себекак негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у негосостояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучногообщения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенностьпоследнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувствотревоги и ощущения эмоционального неблагополучия. Под влиянием опыта общения совзрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но изарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживатьчужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстникамион впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точкузрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым иначинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается впризнании окружающих людей.
Именнос близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается напервых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающиммиром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами иорудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную системучеловеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, покаким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые нескольколет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить,говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.
Стольже ярким примером является феномен «госпитализации», при котором взаимодействиеребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми иисключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком ивзрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в домребенка).
Доказано,что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом,интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть,ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простойманипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны,не владеют навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примерыпредставляют крайние, нетипичные явления, но они являются яркой иллюстрацией ктому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающейдетерминантой психического развития и психического здоровья детей.
2.2.Негативное влияние конфликтов в семье.
Внормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайшихвзрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако исреди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процентпсихических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено ненаследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат всфере человеческих взаимоотношений.
Формирующийся, таким образом, внутренний, неразрешимый иневротизирующий ребенка конфликт имеет несколько тесно связанных друг с другомуровней:
-социально-психологический, мотивированный неудачамиобщения и затруднениями в достижении социально значимой позиции;
-психологический, обусловленный несовместимостью снекоторыми сторонами отношения родителей и угрозой потери «я»;
-психофизиологический как следствие невозможностиотвечать (соответствовать) повышенным требованиям и ожиданиям взрослых.
При наличии неразрешимых для детей переживаний следуетговорить о хронической психотравмирующей ситуации как источнике постоянногопсихического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психическиетравмы – эмоциональные потрясения усиливают патогенность жизненной ситуации,поскольку ребенок не может справиться с ними, пережить их. Вместе с внутреннимконфликтом, проблемами в области общения и неблагоприятным стечением жизненныхобстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного,травмирующего жизненного опыта, иди состояния хронического дистресса, какосновном источнике патогенного (болезненного) напряжения при неврозах.
Положение осложняется тем, что дети с неврозами не могутиз-за своего ограниченного и уже психогенно деформированного жизненного опыта,условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать нанакапливающееся нервно-психическое напряжение. Они вынуждены подавлять его, чтопревышает предел адаптационных возможностей и изменяет нервно-психическуюреактивность организма. Когда длительно действующий стресс превосходитприспособленные возможности детей, не дает им выразить себя, утвердиться вжизненно важных позициях, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то онподрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижениемсамооценки, неуверенность в своих силах и возможностях, страхами и тревогой,чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничижения,неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других,сверстников.
В психологической литературе выделены, и достаточноглубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психическое здоровьеребенка и, в частности, на возникновение невротических реакций. Большинство изэтих факторов носят социально-психологический, социально-культурный исоциально-экономический характер.
Проблеме супружеских и детско-родительскихотношений уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и взарубежной литературе. Выделяются причины и характер внутрисемейных конфликтов,рассматриваются пути их коррекции.
Дошкольный возраст характеризуется теснойэмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем нев виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. Вэтом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостяхмежличностного общения, не способен понимать причины конфликтов междуродителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний.Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенкомкак тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта сматерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшемконфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причинпроисходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надеждродителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссорымежду родителями вызывают у детей постоянное чувство беспокойства,неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником ихпсихического нездоровья.
Психическое здоровье или нездоровье ребенканеразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят отхарактера взаимоотношений родителей и детей.
Счастливасемья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми,взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждыйможет в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлятьразностороннюю заботу. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено,которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно.Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить толькосвоей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь ктруду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрастеначинает приобщаться к целям, идеалам, стремиться и дома, и в детском садуследовать тем нормам поведения, которые усваивает от взрослых; думать не толькоо себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами,помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т. д.
На психику иповедение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей среды, в томчисле и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детейв семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений,быть образцом подражания.
Наскольковзрослые члены семьи обладают культурой взаимоотношений, свидетельствует ихповедение в конфликтных ситуациях и спорах.
Совершенствованиежизни семьи /взрослых и детей/ — ее уклада, стиля отношений, духовной культуры– имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей, формированияоснов личности ребенка.
Взаимодействиевзрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома и за пределами его.Общение приносит радость и детям и родителям. Поэтому, так велико воздействиесемьи на формирование личности малыша.
Хорошая,дружная семья – это первичный коллектив, члены которого живут по принципутоварищества, сочувствия, взаимопомощи. Эти ценные принципы постепенноусваиваются вашими сыновьями и дочерьми под влиянием ваших поступков, доступныхрассказов. Так, незаметно у детей начинает складываться не только любовь ксемье, уважение к родителям и другим членам семьи, но и вообще к людям, кРодине.
2.3 Рольотношений и общения ребенка со взрослыми.
Общение часторассматривают как один из видов деятельности. В возрастной психологиипрослеживается, как дети разного возраста общаются со взрослыми и друг сдругом. С другой стороны, развитие ребенка зависит от содержания обучения и тойформы, в которой это содержание ему преподносится. Поэтому, возникает второйвопрос: как взрослые должны общаться с ребенком, чтобы обеспечить наиболееблагоприятное развитие?
Потребность вобщении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризисановорожденности / по некоторым данным в 2 месяца /. Он начинает улыбаться мамаи бурно радоваться при ее появлении. Мама / или другой близкий человек,ухаживающий за ребенком / должна как можно более полно удовлетворять эту новуюпотребность. Непосредственно – эмоциональное общение со взрослым создает уребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимойосновой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что жепроисходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяетсянедостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или в детском доме, отстают впсихическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличныйвзгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и нестремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, неиспытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Болеетого, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическомразвитии. Эти тяжелые последствия, недостатки общения в младенчестве получилиназвание госпитализма.
Фигуравзрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. Тольковзрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, итолько он может передать ее ребенку. Это положение является традиционным иобщепризнанным в отечественной психологии. Процесс интериоризации внешних, материальныхсредств, которые становятся внутренними средствами ребенка, многократноисследовался российскими психологами на материале различных психическихпроцессов — мышления, восприятия, памяти, внимания и прочее. Во всех этихисследованиях культурный опыт передается ребенку в процессе общения ивзаимодействия со взрослым. В то же время сам процесс общения и отношенияребенка со взрослым оставались за рамками этих исследований. Как нечтовторичное и не имеющее прямого отношения к усвоению культурных образцов.
Этот пробел был восполнен в работах М. И.Лисиной и ее учеников. Лисина внесла в отечественную психологию новый предмет — общение ребенка со взрослым и разработала концепцию его развития. В концепцииЛисиной общение рассматривается как особый вид деятельности, имеющий своиспецифические структурные компоненты: потребности, предметы, мотивы исредства. Предметом деятельности общения является другой человек — партнер пообщению. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию оценке других людей,а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Конкретнымимотивами, побуждающими коммуникативную деятельность, являются те качествасамого человека и других людей, ради которых человек вступает в общение. Средитаких качеств выделяются деловые, познавательные и личностные. Средствамиобщения являются операции, с помощью которых осуществляется коммуникативнаядеятельность. Эти средства могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действеннымии речевыми.
На разных этапах развитияребенка данные параметры образуют устойчивые сочетания, которые представляютсобой качественно своеобразные формы общения. Форма общения со взрослымявляется важнейшей характеристикой психического развития ребенка, поскольку впроцессе общения со взрослым происходит не только усвоение и присвоениекультурных образцов и средств овладения собой, но и становление новых мотивовдеятельности ребенка.
М. И. Лисина сформулировала положение о том,что общение является как бы сквозным механизмом смены деятельности ребенка.Взрослый всегда является для ребенка не только носителем средств и образцовдействия, но и живой, уникальной личностью, воплощающей свои индивидуальныемотивы и смыслы. Он является для ребенка как бы олицетворением тех ценностныхи мотивационных уровней, которыми ребенок еще не обладает. На эти уровни онможет подняться только вместе со взрослым – через общение, совместную деятельностьи общие переживания. Можно полагать, что мотивация, как и всякая другая высшаяпсихическая функция, обнаруживает себя дважды: сначала как формавзаимодействия и сотрудничества между людьми (т. е. как категория интерпсихическая),а затем как собственное, внутреннее достояние субъекта (как категорияинтрапсихическая). Однако способ передачи новой мотивации имеет свою специфику.Здесь невозможно сообщение новой информации, или усвоение через подражание,или демонстрация образцов действия. В этой сфере действуют другие механизмы(эмоциональное заражение, вовлечение, создание общего смыслового поля и др.),которые предполагают не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и«активность отдачи» со стороны взрослого, его субъективную включенность вобщение с ребенком. Это предъявляет к педагогам и воспитателям особыетребования. Нужно не просто соблюдать нормы и правила поведения, не простовладеть нужными способами действий, но уметь открыть все это для ребенка,придать этому значимость и привлекательность.
Ведь сами по себе окружающие предметы истимулы могут и не стать психологическими орудиями. Звуки речи, жребий илиузелок на память в своей натуральной, естественной форме не содержат ничеготакого, что могло бы организовывать поведение и психику человека. Значениезнаков придается им извне окружающими взрослыми, которые превращают нейтральныестимулы в мотивы собственных действий ребенка и в психологические орудияовладения собой. Д. Б. Эльконин высказал очень важную мысль о том, что знаквсегда несет в себе печать другого человека, его «след». Знак всегдаподразумевает действие конкретного человека и действие одного человека вотношении другого. Именно поэтому знак социален и может организовыватьповедение и психику ребенка.
Все сказанное выше еще раз подчеркиваетфундаментальную роль отношений и общения ребенка со взрослым в становлениипсихики ребенка. Систему отношений с другими людьми, которая характерна дляконкретного периода онтогенеза, Л. С. Выготский назвал социальной ситуациейразвития. Социальная ситуация развития является важнейшей характеристикойвозрастного периода.
Заключение.
Анализпсихолого-педагогической литературы показал, что проблеме общения ребенка совзрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Божович Л.А.,Выготского Л.С., Коломенского Я.Л., Марковой Т.А., Пеньевской Л.А., ЖуковскойР.И. и др.
Подводя итогможно отметить, что общение является основным условием развития ребенка, однимиз наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым.Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него ужепоявилась потребность. При соответствии содержания общения уровню потребности уребенка возникает расположение и приязнь к взрослому, в случае несоответствиястепень привязанности ребенка к взрослому снижается. Суть последней причины –некорректное, неправильное отношение родителей, воспитателей к детям, ихнеправильное поведение в общении с детьми.
Неправильное –это значит:
1) без уважения кличности ребенка, т. е. в унижающих, оскорбительных формах общения с детьми;
2) без учета возрастныхпотребностей детей в нормальном отдыхе, в эмоциональном благополучии;
3) без принятия ипонимания ребенка, без доверия к нему.
Чтобы ребеноксмог понимать других, общаться со взрослыми, они должны гуманно относиться кребенку, учить ребенка активно вступать в контакты с окружающими людьми и суважением и любовью относиться к ребенку. Однако, не всегда взрослые уделяютнужное внимание общению, как одному из специфических средств целенаправленногои активного влияния на детей. А ведь это влияние должно осуществляться черезвнушение и разъяснение, подражание и убеждение, приучение и упражнение,требование и контроль, поощрение и наказание. И если использованиеперечисленных методов не дает должного эффекта, то это нередко связано снедостатками и ошибками, допускаемыми взрослыми в общении и отношениях сдетьми, что зачастую вызывает у детей неудовлетворенность и отчуждение отстарших в семье.
В раннемвозрасте изменяются социальная ситуация развития и ведущая деятельностьребенка. Ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средствоморганизации предметной деятельности ребенка.
А. С. Макаренко говорил, обращаясь кродителям: “ не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с нимразговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его вкаждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь,разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь илипечалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами – все это имеет дляребенка большое значение.
Уход из семьи одного из родителей частоведет к распаду семьи, наносит травму детям, которые становятсяраздражительными, грубыми, подозрительными и недоверчивыми, снижается ихинтерес к труду, игре и т.д.
Своеобразные трудности возникают всемьях при воспитании единственного ребенка. Отсутствие общения с другимидетьми, близкими по возрасту и по совместной жизни накладывает отпечаток наличность и характер такого ребенка. Нередко у единственного ребенка формируютсянегативные качества личности: эгоизм, замкнутость, неуживчивость.
В ряде исследований, проведенных врусле социометрии, установлено влияние особенностей семьи на статус ребенка вколлективе сверстников. Общая тенденция полученных при этом результатовзаключается в том, что более благоприятные условия семейного воспитания /культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения междуродителями, демократический стиль руководства, теплота отношений к детям и т.д. / сочетаются с высоким, а неблагоприятные – с низким социометрическим статусомдошкольника среди сверстников.
Литература.
1. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.,“Класс”,1998
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. т.4, М.,Педагогика, 1984
3. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте.М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991
4. Лебойе Ф. За рождение без насилия. Пер.с фр. Репрод.изд.М., 1988
5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В2-х томах. т.2, М., Педагогика, 1983
6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986.
7. . М., “ЦПП”, 1997
8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,Просвещение, 1989.
9. Эмоциональное развитие дошкольника. \ Кошелева А.Д. М.,Просвещение, 1985
10. Эриксон Э. Детство и общество. Спб., Ленато АСТ, 1996
11. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. — М.,1991.
12. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детскомвозрасте. — М.,1968.
13 .Выгодский Л.С. Мышлениеи речь. -М.,1982.
14. Гальперин П.Я. Методыобучения и умственное развитие ребенка. — М.,1985.
15.Карпова С.Н. Осознаниесловесного состава речи дошкольниками. — М.,1967.
16. Карпова С.Н., Труве Э.И.Психология речевого развития ребенка. — Ростов-на-Дону, 1987.
17. Леонтьев А.Н.Деятельность, сознание, личность. -М.,1975.
18. Лурия А.Р., Юдович Ф.А.Речь и развитие психических процессов ребенка. -М., 1956.
19. Немов Р.С.Психология. Книга 2. — М.,1995.
20. Психическое развитиевоспитанников детского дома. //Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г.Рузской. — М.,1990.
21. Психология детейдошкольного возраста //Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. — М.,1964.
22. Развитие общения у дошкольников //Под ред. ЗапорожцаА.В., Лисиной М.И. — М.,1964.
23. Развитие ребенка //Под ред. Запорожца А.В. — М.,1976.
24.Розенгард-Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннеговозраста.
25. Фолькельт Г. Экспериментальная психологиядошкольника. — М.-Л.,1930.
26 .Штерн В. Психология раннего детства. — Петроград,1922
27 .Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.,1960.
28.Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.