Реферат по предмету "Психология"


Роль взаимопонимания в межличностных отношениях

Взаимопонимание
Взаимопонимание или взаимное непонимание – один из существенныхмоментов возникновения, развития и распада межличностных отношении. В качествепричины самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов, разводов,распадов отношений чаще всего опрошенные называют взаимонепонимание–более 80%случаев. Напротив, добрые отношения характеризуются пониманием «с полувзгляда,с полуслова». Существенная характеристика взаимопонимания – его адекватность.Она зависит от целого ряда факторов: от типа отношений между партнерами(отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружескихотношений), товарищеских (деловых по сути отношений); от знака или валентностиотношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений); от степени возможнойобъективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности(общительность, например, легче всего наблюдаемое свойство личности).
Считается, что адекватное понимание человека человеком не требуетслишком длительного или близкого знакомства. И это положение вполне оправданотем, что первое впечатление в меньшей мере подвержено «давлению эмоциональногоопыта отношений». Существенным моментом в адекватности, как точности, глубине ишироте восприятия и интерпретации, является мнение, оценка других более и менеезначимых людей, групп, авторитетных лиц. Даже искажающие восприятиеобстоятельства меньше проявляются на супругах. Иначе говоря, константность ихвосприятия друг друга более устойчивая, чем у лиц малознакомых.
Прежде, чем испытать симпатию–антипатию, включиться в общение,человек осознанно или неосознанно познает другую личность. При осознанномпознавании достигаются большая ясность и определенность восприятия и понимания.Но не все может быть осознано, многое скрыто слабо сознаваемымконкретно-чувственным ощущением одной личностью–другой. Если на уровневосприятия и понимания одного человека другим осмысленность (точность, полнотаи глубина) является ведущим моментом, то на уровне межличностных ощущений «срабатывает»механизм чувственного восприятия–неприятия.
Взаимопонимание–когнитивный процесс, с помощью которого в общемвиде устанавливаются связи между явлениями. Важный момент взаимопонимания – «согласие».Согласие – несогласие, как известно, есть основной регулятор общения,взаимодействия. Без согласия партнеров, даже внешнего и поверхностного,невозможно их функционирование как единого целого. Между взаимопониманием исогласием существуют более сложные зависимости, чем это может показаться.Адекватное, полное и глубокое взаимопонимание не всегда сопровождаетсясогласием. Если во взаимопонимании доминирует когнитивный процесс, то вовзаимном согласии – эмоциональный и поведенческий. Причем когнитивный процессобеспечивает точность (соответствие), полноту охвата внешне-внутреннихпсихологических характеристик и глубину раскрытия личности. По мере увеличенияточности, полноты и глубины в межличностном понимании. больше включаютсяэмоциональный и регулятивный компоненты. И этот процесс завершается согласиемили несогласием по поводу не только взаимопонимания, но и тактики, стратегииповедения по отношению друг к другу.
Единомыслие, общность точек зрения, единодушие – все этохарактеризует в итоге равновесие в системе взаимоотношений люден идемонстрирует ее оптимальную саморегулируемость. Саморегулируемость жепартнеров и групп возможна на базе адекватного межличностного понимания.Адекватность взаимопонимания (по точности, полноте, глубине) зависит от целогоряда факторов, среди которых – степень «проявляемости» и «наблюдаемости»личностных качеств познающих друг друга людей, характер межличностных отношений(в том числе субординационных и паритетных).
Между параметрами длительности, близости и адекватностью пониманиясуществует U-образная криволинейная (непараметрическая) зависимость. Для болееправильного, точного понимания людьми друг друга необходимы некотороеоптимальное время и теснота знакомства (взаимной зависимости). Недостаточностьодного или другого ограничивает получение и раскрытие необходимой информациидруг о друге. Возможность же совершать поступки, активное поведение дает болееточную, полную и глубокую информацию о «психологическом портрете» партнеров пообщению и совместной работе. Вместе с тем длительное и близкое доверительноезнакомство, устойчивые отношения могут искажать точность взаимопонимания всторону переоценок положительных качеств личности. В силу этого полнота (какширота характеристики) и глубина (как определение сущности личности) такжеутрачивают адекватность.
Самооценка и оценка значимо и положительно связаны по такимсвойствам личности, как темперамент, эмоциональность, по организаторским ипсихомоторным способностям. В целом адекватная ситуациям самоорганизованностьусиливает положительную связь самооценок и оценок, даваемых другим людям.Наоборот, слабая самоорганизованность личности приводит к «утрате» связейвнутренне-внешних оценок себя и других людей. Интраверты, в отличие отэкстравертов, при большей адекватности самопонимания (совпадение, корреляциясамооценок и оценок, даваемых другими людьми) склонны занижать самооценку.Экстраверты же менее адекватно оценивают себя и при этом завышают самооценку посравнению с «объективными» оценками других.
Все это связано с большей активностью, соучастием в отношениях,общении, что повышает уверенность экстравертов. Иное дело «престижные» свойстваличности, связанные с системой социально одобряемых ценностей в каждойконкретной общности (возрастной, половой, профессиональной, национальной,территориально-географической). Здесь социокультурные условия формируютпрестижные качества, которые более всего связаны с симпатиями и антипатиями вотношениях В одной общности одобряются физические достоинства, в другой–внешниеданные, в третьей – интеллектуальные качества и т.д. Наличие или отсутствие «модных»для группы качеств является сигналом и условием переоценки или недооценки тойили иной личности.
Межличностные отношения характеризуются не одним только параметромадекватности (точность восприятия и интерпретации личности другого), но иидентификацией (как представляемым сходством, тождественностью с другойличностью). Тождество определяется как «такой же, вполне сходный».Идентификация в социальной перцепции – это отождествление индивидом своейличности с личностью другого индивида. В основе этого феномена лежит механизмсравнения явлений, предметов и образов.
Сравнение – одно из существенных условий познания. Идентификациякак целенаправленный процесс заканчивается определением сходства – различиямежду двумя личностями в сознании каждой из них. Отождествление, возникающеевследствие обнаруживаемого (осознанно или неосознанно) сходства, формируетцелостность системы межличностных отношений. Здесь включается эмоциональныйкомпонент гармоничности, естественности связи, смысл которой в чувстве «мы», ане «я и другие» или «мы и они».
Естественно, что идентификация – феномен, который существуеттолько в сознании одного индивида, пары людей или совокупного субъекта (группы,общности). Именно это ощущение (конкретно-чувственное отражение) выражаетнеразделимость общности людей. Ему не обязательно соответствует реальноесходство личностей. Между объективным и субъективным (представляемым)сходством, тождеством существуют сложные зависимости. В элементарной единицевзаимодействия (паре индивидов) возможны следующие сочетания объективного исубъективного (представляемого) сходства, тождества личностей:
а) объективное и субъективное сходство;
б) объективное сходство и субъективное различие;
в) объективное различие и субъективное сходство;
г) объективное и субъективное различие.
Если на первых этапах общения субъективное (видимое впредставлениях) сходство-отождествление более существенно, то по мере упрочениявзаимоотношений объективное сходство становится решающим.
Интересным представляется феномен, выявляемый в психиатрическойпрактике: «здорового человека раздражает подчеркивание ими своей «непохожести»на других людей». Причем отрицание сходства с другими людьми, которое наиболеевыпукло и часто проявляется у истеричных лиц и у невротиков, характеризует однуиз тенденций человека.
Другая тенденция, в большей или меньшей мере уравновешенная спервой, характеризует потребность личности быть похожей на подобных себе. «Невротическийэгоцентризм, – пишет А. Кемпински, – в основном можнорассматривать как обострение нормально проявляющейся черты у каждого человека,а возможно, и каждого живого существа, наделенного способностью чувствовать.Эгоцентризм можно рассматривать как выражение факта центрального планаотношений. Каждый живой организм можно считать системой, в которой энергия ивнешние сигналы подвергаются специфической и неповторимой организации; такимобразом эта система становится центральным пунктом своего мира, так какособенным образом упорядочивает этот мир».
И если у животного, даже высокоорганизованного, дифференциациянеосознанна, то у человека она может регулироваться в раннем онтогенезевоспитанием, в период созревания личности – самовоспитанием. Вступая в контактс другими людьми, человек обязательно отождествляет себя с ними в большей илименьшей степени; без этого немыслимы общение и выработка средстввзаимопонимания (языка в широком смысле слова). Если в раннем возрасте «яканье»как признак становления личности характеризует «нормальный» эгоцентризм, то увзрослого человека оно может быть признаком невротизации личности.
Эгоцентризм мироощущения, мировосприятия и миропонимания можетпереходить в эгоцентрическое мировоззрение, которое и затрудняет межличностныеотношения. В более широком контексте эгоцентризм может сказываться и намежгрупповых отношениях, связанных с социокультурными различиями общностей.Тогда масштабы противоречий и конфликтов существенно увеличиваются. Возникаетдилемма: «мы – они». Психологическая культура отношений предполагает осознанияискусственности такой дилеммы, особенно в критических ситуациях.
Н.Н. Авдеева определяет понятие идентификации «какустановление в процессе отражения объектов внешнего мира (материальных илиидеальных) специфической эмоциональной связи между субъектом и отражаемымобъектом, содержанием которой является непосредственное переживание субъектомтой или иной степени своей тождественности с объектом».
Таким образом, отождествление с другими людьми проявляется нетолько на когнитивном уровне, но и сопровождается положительным эмоциональнымпереживанием тождественности, целостности, хотя зачастую и неосознаваемыми.Целостность системы может обнаруживаться по всем трем компонентам:когнитивному, эмоциональному и поведенческому.
Когнитивный момент характеризуется «видением» сходства, тождества(часто неосознанно), эмоциональный–переживанием неразрывности в системе связи «яи другой».
Поведенческий момент идентификации выражается содействием, вусловиях угрозы или простой целесообразности сотрудничеством, кооперациейдействий.
Идентификация может дифференцироваться в соответствии с тем, ктоили что является точкой отсчета: личность воспринимающего и оценивающего илиличность другого человека. В первом случае собственные личностные качестваотождествляются с качествами другого человека.
При этом субъективное (в представлении) сближение качеств и оценокосуществляется через приписывание другому своих личностных особенностей. Вовтором случае отождествление идет также через сравнение другой личности сосвоей, но сближение качеств и оценок в представлении осуществляется благодаряприписыванию себе личностных особенностей другого. Такая дифференциацияприписываний связана с типом доминирующей тенденции–идти в восприятии и оценках«от себя» или «от другого». Тенденция идти «от других» считается болееплодотворной как в плане развития самой личности, так и всей системымежличностных отношений разнообразных общностей.
Идентификация состояний в большей мере регулируется эмоциональнойструктурой личности: гибкостью–ригидностью, вовлеченностью – отгороженностью,активностью – пассивностью и т.д.
Отождествление своего состояния с состоянием другого или, наоборот,переживаний другого со своими собственными переживаниями – необходимое условиеединства людей. «Эмоциональное вовлечение членов в дела группы, т.е. высокая степеньидентификации членов с группой, – существенные параметры существования первичныхгрупп, межличностных отношений (в семье, в группе друзей, приятелей)». Исследованияпоказывают также, что сплоченные группы, в отличие от несплоченных, характеризуютсяслабой дифференциацией отношений и взаимопонимания. Это своеобразный признакидентификации, целостности, неделимости группы (пары) на составные элементы.Здесь эмоциональные и когнитивные процессы характеризуют сплоченность и совместимостьлюдей.
Сплоченность – как единство когнитивное, совместимость – эмоциональное,сработанность – поведенческая интеграция, единство. Эмоциональный компонентвзаимодействия и отношений сопровождает процесс познания (оценивания) другойличности, меняя его в соответствии с тем, какие эмоциональные состояниясопровождают этот – процесс. Они могут различаться по знаку субъективныхпереживаний, т.е. быть либо положительными, либо отрицательными, и иметь разнуюстепень интенсивности субъективных переживаний.
При отсутствии эмоциональных отношений (симпатий – антипатий)взаимопонимание, в частности идентификация, должно иметь промежуточноезначение, испытывая влияние других, т.е. неэмоциональных, факторов: времязнакомства и совместной работы партнеров, автономность группы, субординационныйи паритетный типы распределения функций типа лидер–ведомый. Следует, правда,признать за эмоциональным отношением ведущее значение в когнитивнойидентификации. В адекватности межличностного понимания «удельный вес»эмоционального компонента меньше, чем в идентификации.
Поведение также может характеризовать степень идентификации. Этовыражается в действиях, поступках партнеров (друзей, супругов), что особенноотчетливо проявляется при столкновении их с другими людьми, например вконфликтной ситуации. Любые негативные воздействия со стороны – «постороннеголица» А на одного из партнеров В передаются и отзываются в С, чтоможет проявиться в агрессивном поведении С по отношению к «обидчику» А.
Удельный вес каждого компонента (КЭП) в структуре процесса ирезультата идентификации разный. Например, может существовать толькоэмоциональное отождествление между людьми при наличии объективных исубъективных (когнитивно-представленческих) различий между ними. Возможнатолько когнитивная (субъективная) идентификация, не сопровождающаясяэмоциональным отождествлением, сопереживанием. Эмоциональная идентификация безкогнитивного отождествления характерна для дружеских отношений, особенноимеющих длительную историю (таковы «друзья детства»). Эмоциональная память,опыт прежних лет заставляют людей эмоционально отождествляться друг с другом.
В раннем возрасте все три компонента идентификации более слитны. Н.Н. Авдеевапишет по этому поводу «Идентификация имеет свой генезис, и на определенномэтапе развития, при переходе от раннего к дошкольному детству, выступает какосновной механизм сопереживания… психологическим содержанием сопереживанияявляется идентификация себя субъектом с эмоциональными образами».
По мере взросления человека взаимозависимости между когнитивным,аффективным и поведенческим компонентами усложняются. Если не происходитгармоничного развития всех трех компонентов, то идентификация протекает покогнитивному, либо эмоциональному, либо поведенческому типу. Чисто мыслительныйтип личности отождествляется с другими только мысленно, в представлениях, безвключения двух других моментов. Чисто коммуникативный тип личностиотождествляется с другими только эмоционально, а чисто практический типреагирует на другого поведенчески: действием, поступкам.
В основе механизма идентификации, определяемого в нашемисследовании, лежит способность человека постоянно сравнивать себя с другимилюдьми (в основном с референтными лицами). Оценивает ли человек себя, своиличностные качества или свое поведение в той или иной ситуации, он всегдапроизводит сравнение. То же самое происходит, когда он оценивает другого, егокачества и поведение. Человек в условиях контактного общения воспринимаеткачества другого при постоянном соотнесении со своими качествами.
По процедуре нашего обследования испытуемый оценивает вначале себяв тех или иных ситуациях (самооценочная методика Р Кеттела), затем в тех жеситуациях оценивает партнера, с которым он находится в определенных отношенияхТаким образом, сравнение, а следовательно, и отождествление протекают осознанноили неосознанно Использование нами модифицированной методики Р Кеттела(сокращенный вариант) позволяет получить опенки адекватности взаимопонимания свойствличности не «прямо» и в обобщенном виде, а косвенно, через оценку поведениядругого в тех или иных жизненных ситуациях Такой подход позволяет избежатьразличий в субъективном толковании тех или иных качеств личности япредоставляет возможность испытуемым оценить особенности поведения своихпартнеров.
В одном из исследований обследовались друзья (20 пар) и «недруги»,т.е. лица, испытывающие значительные антипатии друг к другу (10 пар).Адекватность взаимопонимания оказалась выше в дружеских парах по такимкачествам, которые наиболее скрыты при кратковременном контакте, наблюдении имогут быть выявлены только в длительном и глубоком общении и в совместнойдеятельности. Это качество эмоциональной зрелости (фактор С) социальнойсмелости (фактор Я), мечтательности (фактор М), проницательности (факторЯ), тревожности (фактор О). Ошибки по этим оценкам были незначительны. Недругиже, напротив, имеют значительно искаженные оценки адекватности именно по этимкачествам личности факторы Л (общительность) и Ь (доверчивость) вдружеских парах, в отличие от недружеских, значительно изменены в представлениидрузей. Больше 60% считают своих друзей более общительными, открытыми, а такжеболее доверчивыми, чем они есть на самом деле.
Недруги часто занижают интеллектуальные возможности друг друга,что подтверждают данные, полученные на студенческой выборке по парам взаимоотвергающихи взаимовыбирающих. В группе друзей наблюдается сложная картина по «объективным»(самооценочным) показателям друзья по фактору Д (интеллектуальной подвижности)распались на две группы подобные на высоком уровне (т.е. оба интеллектуально подвижны)и контрастные (один более, а другой менее интеллектуально подвижный).
В этих группах заметны разные тенденции оценивания. 6 первойгруппе 100% парадекватно оценивают друг друга, во второй группе – интеллектуальноболее подвижным, чем он есть в действительности, а тот (интеллектуально менееподвижный) занижает оценки своего интеллектуально подвижного партнера.Обнаруженный факт говорит об особой значимости качества интеллектуальнойподвижности в регулировании межличностных отношений. Кроме того,уравновешивание представлений об интеллектуальной подвижности являетсянеобходимым условием поддержания дружеских отношений.
Идентификация, являясь когнитивным и эмоциональным показателемощущения целостности системой взаимодействующих субъектов, оказалась болеезначительной в дружеских парах.
Исключение составляют лишь три (из 16) параметра личности (общительность,домивантность, доверчивость–факторы А, Е. I.). Как показал анализданных, женщины рассчитывают на большую адекватность понимания в представленияхсвоих подруг.
В другом исследовании, проведенном под вашим руководством С.М. Шпеньи С. В Ковалевской, определялись особенности взаимопонимания у старшеклассниковс различным типом отношений – друзей (20 пар), приятелей (21 пара), «недругов»(12 пар). Адекватность взаимопонимания оказалась более высокой в парах «приятелей»и «недругов»
Здесь количество точно оцениваемых личностных качеств в два разабольше, чем в парах друзей: сказывается роль эмоционального компонентавзаимодействия, значительно корректирующего когнитивные характеристикипартнеров при различных типах межличностных отношений. Интересным показалсяфакт одинаковой точности взаимопонимания таких качеств личности, какмотивационная напряженность и интеллектуальная подвижность во всех трех типахпар (друзей, приятелей, «недругов»). В этом проявляется специфика совместнойдеятельности-учения, когда оба качества личности выступают в роли основныхрегуляторов академической успеваемости. Более того, если для формированияпопулярности имеет значение успеваемость ученика, то в индивидуальныхмежличностных отношениях она не играет заметной роли.
В исследовании С.В. Ковалевской, проведенном в 1978 г.,особое внимание было обращено на выявление факторов, определяющих адекватностьвзаимопонимания в парах с различным типом отношений. Испытуемыми были студенты г. Ленинградав возрасте от 17 до 26 лет, всего 66 человек. Тип межличностных, отношенияоценивался по шкале Богардуса. Адекватность межличностного взаимопониманияоценивалась по описанной уже схеме (самооценочный и оценочный варианты Р. Кеттела)в парах друзей, приятелей и «недругов». Полученные данные показывают, чтоДрузья выше, чем другие пары, оценивают личностные качества друг друга. Онивидят в друге больше, чем он сам: общительность, теплоту, доминантность,социальную смелость, экспериментаторство (как поиск нового), хорошийсамоконтроль.
У приятелей менее четкая система переоценок и недооценок. Приятелипереоценивают друг в друге способность к сочувствию и так же, как и друзья,переоценивают экспериментаторство и самоконтроль. Следует заметить, что всепереоцениваемые качества личности можно отнести к группе социально одобряемых,престижных. «Недруги» недооценивают интеллектуальные качества друг друга, чтоподтверждают результаты исследования Т.Б. Блошицыной. Характерно и другое:если друзья адекватно оценивают интеллектуальные качества друг друга, топриятели как бы «не замечают» интеллектуальные возможности партнера.
Это подтверждает действенность дружбы в нашем случае и особую рольмежличностной привлекательности в приятельских ларах. Наконец, это говорит обособом «удельном субъективном и объективном весе» такого фундаментальногокачества личности, как интеллект.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Теореми Ролля Лагранжа Коші Правило Лопіталя Формула Тейлора для функції однієї та двох змін
Реферат Значение будущего и смысл настоящего
Реферат Развитие умений у младших школьников слушать и слышать музыку
Реферат Экономические предпосылки и тенденции развития сетевой экономики
Реферат Преодоление психологического стресса посредством идеомоторных методов
Реферат Рассказ о печи Ахная как диалектический феномен
Реферат OLAP технологии
Реферат Методические рекомендации по написанию сочинения
Реферат Державні службовці - як суб єкти адміністративно-правових відносин
Реферат 2 Мероприятия по социально-экономическому развитию центральной экологической зоны бпт 17
Реферат Требования к мониторам ПК
Реферат Политическое сознание понятие,структура,функции
Реферат The Fierce Pull Of Blood Essay Research
Реферат Республика Казахстан
Реферат Состав и свойства почвы