--PAGE_BREAK--
1.3. Типы речевого поведения маленьких «агрессоров»
Завершая описание основных проявлений агрессии в речи дошкольников и младших школьников, не претендуя на строгую научность и исчерпывающую полноту, предлагаем игровую классификацию наиболее ярких типов речевого поведения маленьких «агрессоров», основой, которой послужил сюжет столь любимой всеми детьми сказочной повести А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
1. Арлекин — обзывается, дразнится, насмехается, задирается первым, часто угрожает («- Ты чего хнычешь, дуралей?.. — Он схватил палку и отколотил Пьеро… »).
2. Пьеро — обижается, упрекает, почти не нападая, чаще защищается, заявляет претензию на «особенность» и исключительность, нередко «упивается» ролью жертвы («Меня будут колотить палкой, давать пощечины и подзатыльники. Это очень смешная комедия… »).
Возможно смещение речевой агрессии в область фантазий («Я дрался, как лев!.. »).
3. Буратино — прибегает к ситуативной речевой агрессии: терпит воспитательное влияние «плаксы и приставалы» Мальвины, однако легко «срывается», будучи запертым в темном чулане («Очень мне нужно раскаиваться! Не дождетесь… »). Редко нападает первым, но любит «поворчать» («Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница, подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое… »). Часто наивен, склонен безоглядно увлекаться, подвержен негативным влияниям («… Верю! Верю!.. Идемте скорее в Страну Дураков!… »). Иногда неоправданно самоуверен, склонен к словесной рисовке, позерству («Что мне кот, что мне лиса, что мне полицейские собаки, что мне сам Карабас-Барабас — тьфу!»).
Более внимательные наблюдения за детской средой и анализ речи дошкольников и младших школьников в различных условиях общения позволяют выделить наиболее распространенные типы личности детей, склонных к тем или иным проявлениям речевой агрессии.
1. Нападающий (боец)
Проявляет сильную, открытую, инициативную, направленную речевую агрессию как средство самоутверждения, достижения лидирующей позиции. В словесной (и в физической) форме нападает на сверстников, обзывает их, угрожает (часто без последующего приведения угрозы в исполнение), насмехается (наиболее зло, жестоко, изобретательно), намеренно употребляет грубые слова и выражения (иногда — как имитацию возможного нападения). Одним словом, такой ребенок становится «грозой» всего детского коллектива, «подарком» для педагогов и «головной болью» для родителей.
Коммуникативная установка-девиз: «Лучшая защита — нападение».
Фразеологизмы, раскрывающие сущность речевого поведения: бить в лоб; идти войной (на кого); поднимать меч (на кого); рубить сплеча; лезть на рожон; лезть в бутылку; подносить пилюли.
2. Обвиняющий (обличитель)
Проявляет сильную, открытую, инициативную, переходную и непереходную («рассеянную» вокруг, без указания на конкретного адресата) речевую агрессию как способ разрешения внутренних конфликтов и психологических проблем — в форме обвинений, упреков, порицаний, враждебных замечаний.
Девиз: «Все вокруг плохие — один я хороший!»
Фразеологизмы: ругать весь белый свет; брать в переплет (кого); обливать грязью (кого); бросать камень (в кого); вешать собак (на кого); колоть глаза (в значении «сильно попрекать»); разделывать под орех; склонять во всех падежах; снимать стружку (с кого); тыкать носом (кого во что).
3. Демонстративный (позер)
Проявляет открытую, защитную, направленную и непереходную (на неодушевленные предметы и вещи, принадлежащие собеседнику) речевую агрессию в форме грубых требований, насмешек обидных намеков-сравнений как способ подчеркнуть собственные достоинства, доказать свою исключительность, достичь признания со стороны окружающих.
Девиз: «Я на свете всех милее!.. »
Фразеологические обороты: строить из себя важную птицу; пуп земли.
4. Провоцирующий (подстрекатель)
Использует агрессию слова как средство привлечения внимания, получения эмоционального отклика. Как правило, чрезвычайно ярко и демонстративно выражает свои отрицательные переживания (кричит, громко ругается, употребляет нецензурные слова, обзывает и дразнит других детей). Добившись внимания (даже негативного!), чаще всего быстро успокаивается и прекращает вызывающие высказывания.
Агрессивные моменты в речи спонтанны, импульсивны, сугубо ситуативны и не отличаются особой жестокостью, однако могут быть достаточно изощренными (в отличие от типа 1). Грубые высказывания (колкости, обидные намеки, язвительные насмешки) могут быстро сменяться ласковыми, а словесные выпады — готовностью сотрудничать.
Девиз:«Для достижения целей все средства хороши».
Фразеологизмы: выводить из себя (кого); подливать масла в огонь; сталкивать лбами (кого с кем); нарываться на грубость; бросать перчатку; дразнить гусей; колоть глаза (в значении «вызывать раздражение, озлобление»).
5. Протестующий (аутсайдер)
Проявляет открытую, прямую, но чаще защитную речевую агрессию как средство достижения самостоятельности, избежания гиперопеки — в форме грубых протестов, враждебных замечаний, отказов или игнорирования просьб.
Девиз: «Кто они все, чтобы учить меня?!»
Фразеологизмы: как с гуся вода; в штыки (воспринимать что-либо); все до лампочки; все по барабану; пропускать мимо ушей; ноль внимания.
Безусловно, речевое поведение каждого конкретного ребенка значительно сложнее по содержанию и разнообразнее по формам словесного воплощения. Поэтому предложенные классификации скорее дают повод и предоставляют материал для размышления над теми или иными детскими словами и поступками.
ГЛАВА
II
. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ
2.1. Сложности преодоления речевой агрессии
Возможно ли устранение словесной агрессии из общения с детьми? Каким образом можно эффективно контролировать – своевременно предупреждать и оперативно устранять речевую агрессию ребенка, а также избегать агрессивных высказываний в собственной речи?
Очевидно, полностью устранить агрессию слова как из жизни современного общества в целом, так и из повседневного общения не представляется возможным. Причины вполне очевидны:
1. Наличие врожденных предпосылок агрессии и, как следствие, неизбежность тех или иных её проявлений в речи.
2. Многообразие видов и форм проявления агрессии слова.
3. Лояльность современного российского общества к данному явлению.
4. Негативные условия существования человека в современном мире (экономическая нестабильность, высокий темп жизни), определяющие повышенный уровень конфликтности.
5. Индивидуальные психические и психологические особенности отдельной личности, конкретного человека (потребность в эмоциональной разрядке, выплеске отрицательных эмоций, снятии стресса и т.п.).
Однако, несмотря на это сложно опровергнуть и утверждение о том, что контролировать проявление агрессии в детской речи и сдерживать грубость в собственном поведении – вполне посильная задача для каждого цивилизованного человека.
2.2. Основы контроля агрессии в детской речи
Сформулируем основные принципы успешного преодоления агрессии во взаимодействии взрослого с ребенком и в общении между самими детьми.
1. Принцип «Начни с себя»
Успешность преодоления агрессии в детской речи зависит, в первую очередь, от самоконтроля взрослых над собственным речевым поведением. Именно речь старших в значительно большей степени, нежели речь сверстников, выступает моделью для наблюдения и эталоном для подражания ребенка, языковая личность которого изначально формируется в рамках общения с родителями, а позднее – активно развивается в коммуникативном взаимодействии с воспитателями и учителями.
2. Принцип «Малых шагов»
Стоит предостеречь родителей и педагогов от излишнего энтузиазма, рвения в отношении активного и прямого воспитательного воздействия на детей, проявляющих словесную агрессию.
Пытаться изменить нежелательное речевое поведение ребенка следует:
· постепенно (от акцентирования внимания на однозначно неприемлемом, грубом слове, высказывании до подробного разъяснения нюансов правил общения);
· последовательно (усложняя требования к речи по мере естественного взросления и целенаправленного усвоения коммуникативных норм).
3. Принцип «Карусели»
Нередко попытки обучить детей успешно разрешать конфликты, достойно реагировать на словесное нападение со стороны сверстника ограничиваются эпизодическими и абстрактными замечаниями родителей, «Днями вежливости» в детском саду, классным часом «для галочки» в школе и «воспитательным моментом» со смакованием «имен и фамилий» на родительском собрании. Однако зададимся хотя бы такими простыми вопросами.
· Всегда ли мы интересуемся у детей, понравились ли им не только содержание и оформление книги, фильма спектакля, но и словесное воплощение, язык персонажей?
· Часто ли обращаем детское внимание не только на то, кто какие подарки получил на празднике, но и на то как ребята благодарили за них (если вообще благодарили!)?
· Интересуемся, запомнили ли ребята не только ссору Миши с Катей на большой перемене, но и то, каким образом одноклассники помирились? и т.п.
Иными словами: распространяются ли наши требования к речи ребенка на все возможные ситуации его общения (с другом в песочнице, с воспитателем в саду, с бабушкой в гостях, с врачом в поликлинике и т.п.), или ограничиваются лишь рамками семьи, школы, дошкольного учреждения?
Ответы на подобные вопросы очевидны, и здесь можно провести аналогию с катанием на карусели: пока карусель вращается – малыш может последовательно разглядеть все находящееся в поле его зрения; как только карусельные лошадки останавливаются – он видит только один сегмент круга. Чем чаще ребенок катается на этих каруселях – тем больше он имеет возможностей тщательно разглядеть и запомнить окружающие элементы пейзажа, обстановки; чем реже мы сажаем его на вертящуюся лошадку – тем меньше деталей и подробностей он запоминает.
Таким образом, в случае неправильно выбранной линии педагогического воздействия – ситуативного «одергивания», эпизодических «придирок» и фрагментарных воспитательных бесед в момент, «пока я все равно варю суп», – у ребенка не будет сформирована система основных этических представлений и мировоззренческих контроля над собственным речевым поведением.
2.3. Основные пути предупреждения и ограничения агрессии в детской речи
В настоящее время в педагогике, психологии, риторике все чаще говорят о таких понятиях, как «санация общения», «оздоровление общения», «способы общения, безвредные для психического здоровья людей и способствующие повышению уровня их жизнедеятельности».
Мышление, которое способствует уменьшению внутреннего конфликта личности, устранению напряженности в общении, в психологии называют саногенным.
Для формирования и воплощения в общении модели саногенного мышления необходимо осознание основных фундаментальных моментов взаимодействия с другими людьми: рефлексия, эмпатия, толерантность. Рассмотрим эти понятия более подробно.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, склонность анализировать собственные переживания, способность личности к самоконтролю поведения.
Она предполагает самонаблюдение человека над своей речью, систематическую работу по выявлению её недостатков, причем не только в плане грамотности, но и в аспекте этических и этикетных норм.
Рефлексия как общий подход к преодолению и предупреждению склонности к обидному общению в детском коллективе позволяет реализовать позитивную коммуникативную «стратегию на осознание»:
· «агрессором» — причин собственного поведения ( «Ты дразнишь Лену потому, что…»);
· «жертвой» — причин поведения «агрессора» ( «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел?..»).
Используя рефлексию как общий мировоззренческий принцип и опираясь на идеи современной педагогики ненасилия, процесс преодоления склонности к агрессии слова можно представить следующим образом:
· оценка собственного состояния во времени или после нанесения психического «удара» (раздражительности, обиды и т.п.);
· сохранение спокойствия и доброжелательности отношения к противоположной стороне;
· поиск рационального зерна в предъявляемых обвиненениях, оценка их как справедливых или несправедливых;
· активный поиск ответного действия, снижающего агрессивный потенциал противоположной стороны.
Эмпатия – способность к сопереживанию. Сочувствию, состраданию; умение понять другого человека, осознать его проблемы и переживания. Необходимо как можно раньше развивать у ребенка способность к сопереживанию, умение гибко реагировать на самые различные, в том числе и явно негативные моменты речи других людей.
В ситуации, когда вербальная агрессия уже имела место (ссора между детьми, словесный вызов со стороны сверстника и т.п.), это позволит реализовать стратегию проявления гуманных чувств:
· у «агрессоров» — по отношению к обиженному («Неужели тебе не жалко…»);
· у обиженного – по отношению к обидчику («Ты простишь Петю, хотя тот поступил плохо?»);
· у свидетеля акта агрессии – к «жертве» («Кто может помочь Оле справиться с обидой?»).
Толерантность – терпимость, снисходительность. Толерантность предполагает корректность оценок, умение прощать другого человека за его резкость, несдержанность в речи, признание права собеседника на собственное мнение, что позволяет избежать словесного давления и сделать общение дружески равноправным.
Толерантность не имеет ничего общего с лояльностью к агрессии слова, попустительским отношением к грубости речи. Речь идет о понимании причин слабостей, проступков, негативных моментов в поведении ребенка, терпимости к возможным недостаткам его характера, но не к приемлемым словесным формам воплощения этих недостатков.
В ряду наиболее общих методов, позволяющих предупреждать агрессию в детской речи или «сглаживать» уже возникшие проявления грубости, следует выделить убеждение, внушение и коррекционно –профилактическую беседу. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Убеждение
Этот метод можно определить как разъяснение детям правил дисциплинарного поведения с той целью, чтобы на основании понимания и соответствующих чувств приучить их к соблюдению этих правил; разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка.
Выделим ряд требований, относящихся как к формальной, так и к содержательной стороне убеждающего высказывания, нарушение которых, во-первых, делает убеждение неэффективным, во-вторых, может вызвать у ребенка непонимание, раздражение, враждебность.
Так, не следует:
· разъяснять очевидное (например, почему нельзя оскорблять другого человека), лучше корректно напомнить («На эти слова Маша может обидеться»; «Мы же знаем с тобой, что это плохо»);
· морализовать отвлеченно, убеждать в абстрактном (например в том, что «надо вести себя хорошо», «нужно быть умницей» и т.п.);
· убеждать в недоступном («больше никогда не надо ссориться», всегда необходимо подходить мириться первому», «никогда не надо спорить» и т.п.)
· повышать тон, говорить раздраженно, пафосно («Михаил, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением!» — ребенку); интонация речи должна быть спокойной, но уверенной;
· убеждать «между делом», походя; следует специально выбирать место и планировать время убеждения (лучше – наедине с ребенком и сразу же после проявления негативных моментов в речи).
Рассмотрим конкретные способы и приемы убеждения, позволяющие устранить или предотвратить агрессию как непосредственно в самой в детской речи, так и в общении с детьми.
Так, описание достоинства ребенка предполагает словесное представление его положительных сторон, личностных качеств, творческих достижений с целью снять эмоциональное напряжение, настроить на позитивное общение, снизить возможность протеста, несогласия.
Аргумент в форме сравнения подводит ребенка к объективной оценке собственного поведения без прямого воспитательного воздействия и переключает его внимание на позитивную деятельность.
Опора на личный речевой пример – словесная демонстрация желаемых форм речевого поведения, конкретных высказываний: «А вот мы с папой никогда не произносим таких слов»; «Ты же помнишь, что сказала мама, когда ты поссорился с Мишей из-за машинки и как вы сразу же помирились»; «В таких ситуациях я никогда не кричу, а (описание желаемых действий)…» и т.п.
Прием смены ролей – словесное моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться осознания неправильности речевого поведения через эмпатию.
1. Внушение
Внушение можно определить как убеждение, принимающее характер косвенного воздействия. Во многих ситуациях педагогического и семейного общения внушение выступает более действенным способом предупреждения или устранения речевой агрессии, чем убеждение, поскольку такое воздействие является более мягким, скрытым, опосредованным и, следовательно, менее обидным для адресата.
Внушение может выражаться в различных формах:
· совет («В этой ситуации было бы лучше поступить так-то…»);
· выражение мнения, отношения к поступку («Я бы сделала не так, а так…»);
· указание на положительные результаты выполнения требования («Если не будешь обзываться, все станут с тобой дружить») и пр.
2. Коррекционно-профилактическая беседа
Коррекционно-профилактическая беседа – разновидность устной диалогической формы педагогического общения, которая может рассматриваться как развернутая форма убеждения, комплексное речевое воздействие с целью изменения нежелательного поведения ребенка.
Коррекционная беседа может быть индивидуальной, если ребенок уже неоднократно проявлял агрессию в своей речи, и групповой, которая чаще имеет профилактическую направленность. При подготовке к индивидуальной беседе необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:
· проводить индивидуальную беседу целесообразно только в том случае, если имел место конкретный случай речевой агрессии со стороны ребенка, а не потому, что ребенок вообще отличается склонностью к грубости;
· учитывать обстоятельства проявления словесной агрессии, ее разновидность (восстановить приблизительное содержание диалога, последовательно проследить этапы развития ситуации общения);
· знать индивидуальные личностные особенности ребенка (черты характера, способствующие / препятствующие проявлению агрессии слова, тип поведения в конфликтных ситуациях).
2.4. Частные приемы контроля агрессии в детской речи
Существуют частные коммуникативно-педагогические приемы – способы непосредственного словесного реагирования, позволяющие предотвращать и устранять агрессию в конкретных ситуациях её возникновения.
Итак, рассмотрим варианты вспомогательных приемов контроля агрессии в повседневно-бытовом и профессионально-педагогическом общении с детьми младшего школьного возраста.
Игнорирование
Вероятно, самый известный и интуитивно применяемый родителями и воспитателями частый способ угашения детской речевой агрессии –игнорирование: не игнорировать на грубость, дерзость («Ты плохой – не купил мне машинку!»), не отвечать на словесный вызов, демонстрировать внешнюю незаинтересованность, делая вид, что «хамство» не замечено, — в тех случаях, когда подобное «контролируемое попустительство» не несет не несет непосредственной угрозы окружающим и самому ребенку.
Механизм действия этого метода достаточно прост. Очень часто общение в конфликтной ситуации строится по принципу: «он мне – слово, а я ему – ему десять». Так – слово за слово – и вспыхивает ссора, словесная перебранка, каждый участник которой пытается «переговорить» противника, стремясь оставить за собой «последнее слово». Игнорирование же представляет собой альтернативную коммуникативную стратегию, которая, во-первых, оказывает психологическое воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности) и разрушает его «негативный сценарий» (эффект обманутого ожидания).
Во-вторых, игнорирование в ряде не очень острых ситуаций способствует постепенному «свертыванию» агрессивного высказывания и позволяет не усугубить остроту конфликта.
Нужно подчеркнуть, что с одной стороны, игнорирование – самый простой способ «уйти» от словесных нападок, поскольку для этого не требуется никакой специальной коммуникативной подготовки, речевой изобретательности. С другой стороны, для того, чтобы не замечать грубость, нужны сила воли, умение проявлять терпение, выдержку, спокойствие – качества, которые необходимо развивать в себе упорно и целенаправленно.
Переключение внимания
В ситуации, когда ребенок не проявляет очень сильную или явно преднамеренную речевую агрессию, но его негативные высказывания многократно повторяются, приобретают навязчивый характер или же агрессия возникает как внезапная вспышка гнева, возмущения, можно попытаться переключить его внимание – изменить враждебное настроение и / или отвлечь от нежелательных высказываний, действий.
Данный прием можно использовать в двух направлениях: с целью переключения маленького «агрессора на противоположное поведение или прекращения речевого нападения и, и одновременно, переключение ребенка «жертвы» на иное, более позитивное состояние, действие (прощение обидчика, обдумывания достойного, но неагрессивного ответа, забывание обиды и т.п.).
Основные способы переключения внимания:
· задать неожиданный вопрос (« А что ты думаешь о?..»; « Угадай, сколько времени мы уже потратили на ссору?» и т.п.);
· внести интересное предложение (Давай лучше сходим в кино!»; «Поищем ответ на этот вопрос в энциклопедии» и т.п.);
· в процессе педагогического общения, учебного взаимодействия – предложить интересное, необычное, увлекательное задание (дидактическая или ролевая игра, решение учебного кроссворда, просмотр учебного фильма и пр.);
· чередование различных видов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо).
Проецирование положительных личностных качеств
Еще один достаточно действенный в общении с младшими школьниками способ избежать агрессии – метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций.
Частными разновидностями этого метода можно считать приемы подзадоривания и тактического сомнения.
Так, подзадоривание (провоцирование, косвенное «подталкивание» к желаемому поведению) предполагает следующие способы речевого воздействия:
· напоминание («Ты уже взрослая, умная, рассудительная девочка (терпеливый и способный мальчик)!»);
· выражение уверенности («Уверена, что именно ты легко справишься с этим заданием»);
· сопоставление достоинств ребенка с его поведением («Ты такой хороший, а … (указание на поступок)»);
· вопрос, требующий заведомо отрицательного ответа («Значит, тебе очень нравится обзываться?; «Ты, конечно, хочешь, чтобы с тобой никто больше не дружил?»), иногда особенно эффективно – со ссылкой на личный пример («Ты хоть раз замечал, что я говорю такие гадости»; «Разве мы с папой обзываем тебя?»).
«Тактическое сомнение», в свою очередь, направлено на то, чтобы затронуть самолюбие ребенка, апеллировать к его лучшим чувствам и побуждениям, бросить вызов способностям, амбициям. Формами таких проецирующих высказываний могут быть:
· выражение мнимого недоверия, сомнения в возможностях, способностях – «взять на слабо» («Слабо первому подойти мириться?»);
· выражение удивления («Неужели это говорит наш Миша?!»; «Ну, Маша никак не ожидала от тебя такого!»);
· выражение притворного разочарования («Мне стыдно за тебя!»; «А я то думала, ты поступишь по-другому… видимо, ошиблась…») и т.п.
В качестве возможного способа словесного проецирования позитивных личностных качеств ребенка можно использовать прием смены ролей – моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться осознания неправильности поведения через сопереживание (эмпатию). Это позволит избежать словесного давления, сделать общение с детьми дружески равноправным.
Формы реализации такого приема:
· провокационный риторический вопрос («А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сказал Саше?»; «Значит, ты хочешь, чтобы игрушки убрал кто угодно, только не ты?»);
· словесное рисование («Представь, что ты оказался на месте Саши…»);
Наконец, в целях коррекции агрессивного речевого поведения и закрепления навыков доброжелательного, этикетного общения в детском коллективе можно попробовать использовать долговременную проекцию через игровые элементы речевого взаимодействия – соревнование, инсценирование и т.п.
Юмор, шутка
Достаточно эффективный способ противостоять агрессии слова и избежать её в собственной речи – юмор, шутка. Психологами установлено, что юмор и вызываемый им смех не совместимы с открытой агрессией могут использоваться как быстрый и эффективный способ единения участников общения.
Однако необходимо заметить, что, во-первых, педагогическая шутка – особый и весьма сложный прием, требующий высокого уровня речевой подготовки, умения быстро и нестандартно реагировать на реплики ребенка, большой наблюдательности и самокритичности. Во-вторых, следует всегда, а в общении с детьми особенно, помнить, что шутка предполагает добродушный смех без оскорбления личности.
С особой осмотрительностью следует относится также к такой разновидности шуток, как имитирование нежелательных высказываний, действий ребенка – подражание, воспроизведение в смешном, гротескном виде, например: «Ой, каки-и-е мы капри-и-изные-е-е!!!» (пародирование протяжной интонации, «нытья»);
«Как же противно ты просишь – просто собака гавкает!» (произнесение с соответствующей «рычащей» интонацией) и т.п. подобный прием может восприниматься детьми как обидное высказывание передразнивание их речи, грубое указание на ошибки произношения, намек на глупость и вызвать обратную реакцию усиления агрессии.
Поэтому необходимо выделить специальные требования к примиряющей шутке:
· шутка не должна нарушать общую тональность общения, диссонировать с настроением, психологическим состоянием ребенка, группы детей;
· содержанием шутки должно быть юмористическое переосмысление какого-то явления, события, но не характеристика отдельного ребенка;
· содержание шутки и её направленность (речевое воздействие) не должны вызывать отрицательных эмоций и чувств у адресата – обиды, раздражения, недоумения, ощущения двусмысленности и т.п.;
· шутка не должна выступать приемом ухода от диалога с ребенком, демонстрировать нежелание вникнуть в его проблему, вопрос, понять его переживания;
· лучше, если шутка будет адресована группе детей, а не отдельному ребенку, поскольку конкретный адресат может негативно воспринять даже самое безобидное высказывание, если оно как-то выделяет его из группы;
· шутка должна быть действительно смешной, в противном случае она вызовет у детей лишь разочарование, непонимание или даже раздражение.
Доведение до абсурда
Комическое переосмысливание негативных условий общения с детьми младшего школьного возраста предполагает и такой способ противостоять или даже вовсе избежать грубости, как доведение до абсурда, обессмысливание агрессивной реакции.
Данный прием предполагает намеренное усиление отрицательной реакции, утрирование нежелательного действия, доведение до «высшей точки», что иногда неожиданно оказывается весьма успешным во взаимодействии с группой детей.
Однако, особое внимание нужно обратить на то, что, как и при использовании шутки, агрессивные проявления опасно предельно утрировать: «Спорим, долго ты не продержишься так орать?» — «Спорим продержусь!» Результат: срывает голос, привлекает нежелательное внимание и вызывает гнев окружающих.
Частичное согласие
В случаях так называемого детского упрямства (гневных протестов, грубых отказов, враждебных замечаний в ответ на предложение, просьбу взрослого) иногда неожиданно положительный результат дает использование приема частичного согласия («Да, но…»).
Необходимо внимательно выслушать и понять претензии, сомнения, возражения ребенка, по возможности частично (ограниченно, в определенных пределах) удовлетворить их, но в целом сохранить свою линию требований, добиться общего выполнения распоряжения, просьбы.
Преимущество частичного согласия заключается, прежде всего, в том, что оно позволяет точно установить для ребенка рамки ограничений и запретов путем указания на границе разрешенного: «Да, нельзя… но можно…».
Кроме того, при помощи подобной формулировки можно пытаться изменить речевое поведение ребенка через взаимную эмпатию – сочувствие маленькому «агрессору» – для стимулирования ответного понимания ситуации и изменения нежелательного поведения. Для этого целесообразно использовать следующие словесные конструкции: «Да, я прекрасно понимаю твои чувства: ты обижен (рассержен, возмущен, недоволен и т.п.), но… (указание на желаемое поведение)»; «Я бы и сам на твоем месте… Но ведь от этого не должны страдать другие люди, правда же?»; «Конечно, в этой ситуации не возможно… однако…» и т.п.
Привлечение «союзников»
В аналогичных же ситуациях при общении с младшими детьми можно попробовать использовать прием привлечения «союзников» — ссылку на мнение авторитетного для ребенка лица:
· родителей, родственников, знакомых, людей из его близкого окружения («Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!»);
· киногероев или литературных персонажей («Крокодил Гена не лазил по лестницам, когда был маленьким крокодильчиком!»);
· сверстников («По-моему, ребята не одобряют тебя… Правда же?»);
· просто оказавшихся рядом людей – безмолвная «группа поддержки» («Не кричи, пожалуйста – на тебя уже тетя смотрит!»).
Поиск позитивных альтернатив
Каждый, кто работает с маленькими детьми, прекрасно знает, какие затруднения могут вызвать ситуации, в которых так или иначе возникает необходимость сравнения: кому первому отвечать у доски, кто будет играть в детском спектакле роль принцессы, у кого лучше получился домик на рисунке и т.п.
Поиск альтернатив предполагает быстрое нахождение и озвучивание взрослым такого варианта решения проблемы, который позволяет всем маленьким участникам общения почувствовать свою значимость, нужность, незаменимость, предпочтительность в данной ситуации.
Он предполагает также другой путь преодоления разногласий – переосмысление самого содержания речевой ситуации, изменение способов и средств достижения тех или иных целей, что позволяет сделать общение дружески равноправным и успешным для всех его участников.
Быстро генерировать идеи для поиска «иных» решений непросто, но стоит попробовать хотя бы по двум причинам. Во-первых, приемлемое для всех решение проблемы надолго запоминается ребенком, повышает его самооценку, дает стимул для более тесного взаимодействия со взрослым и повышения результатов собственной деятельности. Во-вторых, наблюдая, как верно найденный способ преодоления разногласий сближает участников ситуации, ребенок усваивает его как эталон речевого поведения, приобретает необходимый опыт разрешения конфликтов.
Апелляция к жалости
Апелляция к жалости – достаточно примитивный и поэтому часто отвергаемый, но иногда весьма действенный прием словесного реагирования на речевую агрессию детей (дерзит, «огрызается», капризничает и т.п.).
Используя этот прием, можно добиться от ребенка прекращения нежелательного поведения через проявление эмпатии. Для этого при оценке ситуации необходимо акцентировать внимание не на самом поступке или конкретных агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (недовольство, огорчение, дискомфорт, стыд).
Варианты соответствующих высказываний: «Ты делаешь мне очень больно!», «Твои слова меня очень огорчили!» и т.п.
Ритуализация негативного высказывания
Достаточно оригинальным приемом воспитательного воздействия в целях предупреждения агрессии в общении с ребенком можно считать ритуализацию негативного высказывания.
Ритуализация предполагает, что в момент возможного проявления речевой агрессии, в «преддверии» ссоры (вспышки грубости, выражения недовольства, реакции возражения, несогласия, отказа и т.п.) следует попытаться перевести нежелательный разговор в какое-то символическое (формальное, игровое, переключающее) действие, выступающее своеобразным коммуникативным предупреждением, «сигналом опасности», условно принятым и одинаково понимаемым всеми участниками общения. Однажды использованный ритуал в дальнейшем при многократном повторении делается все более эффективным способом «снятия» эмоционального напряжения, «разрядки» конфликтной ситуации.
Возможными ритуальными действиями «перевода» словесной агрессии в символический план общения между взрослым и ребенком могут выступать какие-то понятные только им двоим («секретные», «тайные», «зашифрованные») высказывания, жесты, движения: «волшебное» слово, особый взмах рукой, появление в руке определенного предмета и т.п.
С помощью ритуализации агрессивных высказываний можно также попытаться нейтрализовать речевую агрессию в ситуациях общения между самими детьми. Придумать вместе с детьми рифмованную фразу – «оберег» от словесных нападок сверстников:
· «Кому нравится дразниться – с тем не буду я водиться!»;
· «Кто не хочет дружно жить – с тем не стану я дружить!»;
· «С тем, кто любит обзывать, мы не будем все играть!» и т.п.
«Мусорная корзина»
Иная линия речевого поведения в ситуации сильно выраженной или неуправляемой речевой агрессии ребенка может строиться на основе использования приема отсроченного диалога или метода «мусорной корзины».
В этом случае попытаться пресечь поток агрессивных высказываний в детской речи можно путем выражения нежелания принимать их на свой счет, отказа учувствовать в самой ситуации проявления грубости. Негативные переживания как бы на время «сбрасываются в мусорную корзину» памяти взрослого, с тем чтобы по истечении некоторого времени, достаточного для восстановления эмоционального равновесия ребенка, вместе спокойно и не торопясь «рассортировать» (вспомнить, проанализировать, изжить) эти состояния.
Стандартными словесными реакциями при выборе метода «мусорной корзины» могут быть такие высказывания: «Ты сейчас разозлен. Давай поговорим позже!»; «Я вижу, ты всем недоволен и потому сейчас грубишь мне. Лучше отложим наш разговор до…»; «Прости, пожалуйста, но я не могу разговаривать с тобой в таком тоне…» и т.п.
Самонаказание
Достаточно необычным и потому часто эффективным приемом воспитательного воздействия на реального или потенциального «агрессора» может выступать его самонаказание.
Можно передоверить ребенку собственную карательную функцию – предложить самостоятельно придумать себе наказание за поступок, проявляя не только сознательность, но и фантазию. Возможные речевые конструкции для выражения такого побуждения: «Ты же любишь справедливость во всем. Вот и придумай себе наказание за…»; «Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшим то-то и то-то?». Для менее «смелого» и «творческого» ребенка можно заранее составить «список» таких «самонаказаний» и предложить выбрать для себя наиболее «подходящее» (справедливое, действенное), обязательно объяснив свой выбор. продолжение
--PAGE_BREAK--