Реферат по предмету "Психология"


Рефлекторно-отражательная природа психики

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯМИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ВЫСШИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
Контрольная работа по психологии
Папченко Ольги
Владимировны
Минск 2010

Понятие опсихике. Рефлекторно-отражательная природа психики
Психикавозникла и формировалась как способность живых организмов активновзаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологическогокодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, какспособность адаптации организмов к среде.
В процессеэволюции психические механизмы адаптации организмов к среде неразрывно совершенствовалисьи на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания — знакового,понятийного моделирования действительности. Психика человека —отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное еговзаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.
Человеческаяпсихика — это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека,имеющий свои законы становления и функционирования.
Психикаобеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимостиот системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет этипотребности. Психика — сигнальное отражение действительности: внешние признакиявлений служат для человека сигналом их значения и смысла.
Психика — это субъективное,сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системеидеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействиечеловека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляциидеятельности, поведения человека.
Всякоепсихическое явление дифференцируется от других и определяется как такое-топереживание благодаря тому, что оно является переживанием того-то; внутренняяего природа выявляется через его отношение к внешнему. Психика, сознаниеотражает объективную реальность, существующую вне и независимо от нее; сознание– это осознанное бытие.
Но было быбессмысленно говорить об отражении, если бы то, что должно отражатьдействительность, само не существовало в действительности. Всякий психическийфакт – это кусок реальной действительности и отражение действительности – нелибо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в том и заключаетсясвоеобразие психического, что оно является и реальной стороной бытия и егоотражением – единством реального и идеального.
С двойнойсоотнесенностью психического, присущего индивиду и отражающего объект, связаносложное, двойственное, противоречивое внутреннее строение психического факта,наличие в нем самом двух аспектов: всякое психическое явление – это, с однойстороны, отражение окружающего его внешнего мира. Эти два аспекта, в тех илииных формах представленные даже в совсем элементарных психических образованиях,все более отчетливо дифференцируются и принимают специфические формы на болеевысоких ступенях развития – у человека, по мере того как с развитиемобщественной практики он становится субъектом в подлинном смысле слова,сознательно выделяющим себя из окружающего и соотносящегося с ним.
Эти двааспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве ивзаимопроникновении, выступают здесь как переживания и знания. Моментом знанияв сознании особенно подчеркивается отношение к внешнему миру, которыйотражается в психике. Переживания это первично, прежде всего – психический факткак кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическоепроявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическомсмысле слова оно становится по мере того, как индивид становиться личностью иего переживание приобретает личностный характер.
Переживаниемпсихическое образование является, поскольку оно определяется контекстом жизнииндивида. В сознании переживающего индивида этот контекст выступает как связьцелей и мотивов. Они определяют смысл пережитого как чего-то со мнойпроисшедшего. В переживании на передний план выступает не само по себепредметное содержание того, что в нем отражается, познается, а его значение входе моей жизни – то, что я это знал, что мне уяснилось, что этим разрешилисьзадачи которые передо мной встали, и преодолены трудности с которыми ястолкнулся.
Двапсихических явления могут быть отражением одного и того же внешнего явления илифакта. Как отражение одного и того же, они эквивалентны, равнозначны. Они –знание или осознание данного факта. Но одно из них – например, то, в которомданный факт был впервые осознан во всем своем значении, — могло сыграть в силутех или иных причин определенную роль в индивидуальной жизни данной личности.То особое место, которое оно заняло в истории развития данной личности,выделяет его, предает ему неповторимость, делающую его переживания вспецифическом, подчеркнутом смысле слова. Если событием назвать такое явление,которое заняло определенное место в каком-то историческом ряду и силу этогоприобрело определенную специфичность, как бы неповторимость и значительность,то как переживания в специфическом, подчеркнутом смысле слова можно будетобозначать психическое явление, которое стало событием внутренней жизниличности.
Характеристикапроцессов памяти
Память —интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека сдействительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.
Различаютсяследующие процессы памяти – запоминание, воспроизведение, сохранение изабывание.
Запоминаниеначинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно втой или иной деятельности, не ставящей себе непосредственно цели что-либозапомнить. Многое запечатлевается у нас непреднамеренно. И первоначальноезапоминание совершается именно так – непреднамеренно в процессе деятельности,которая ставит себе иные цели и задачи.
Учитываянеобходимость сохранения в интересах своей практической и теоретическойдеятельности, человек, как существо сознательное, начинает специально –сознательно и преднамеренно запечатлевать особенно для него значимый материал:запечатление тогда переходит в сознательное запоминание и выделяется в особуюсознательную целенаправленную деятельность. Когда запоминание сопряжено сизвестными трудностями, закрепление материала требует специальных приёмов, особойорганизации (повторений и т. п.); оно тогда принимает формы специальноорганизованного запоминания – заучивания, которое обычно совершается в сложномпроцессе обучения.
Основноезначение приобретает поэтому вопрос о зависимости запоминания от характера деятельности,входе которой оно совершается. Теоретически центральным в проблеме запоминаниеявляется вопрос о взаимоотношении произвольного и непроизвольного запоминания,т. е. запоминания, составляющего прямую цель действия субъекта, и запоминания,совершающегося непреднамеренно в ходе деятельности, ставящей себе иную цель. Напервый взгляд с очевидностью выступают преимущества произвольного запоминания.Однако повседневные наблюдения свидетельствуют всё же о том, что большая частьтого, что мы запоминаем в жизни, запоминается нами непроизвольно, безспециального намерения, и многое из того, что мы совсем не стремилисьзапомнить, запоминаем так, что мы никогда не сможем забыть, — даже если быэтого и захотели.
Очень большоезначение для запоминания имеет первое воспроизведение. В то время как словеснаяформулировка, в которой материал преподносится другим, подвергается обычно рядуизменений, первые собственные формулировки, как удачные, так и неудачные, дажеискажающие смысл воспроизводимого текста, оказываются исключительно стойкими.Мысль как бы срастается с той речевой формой, в которую она отливается впроцессе первичного осмысливания при овладении подлежащим воспроизведениюматериалом. Здесь сохранение выступает не только как предпосылка, но и какследствие воспроизведения: оно не только проявляется в воспроизведении, но исовершается в нём.
Запечатлениеи запоминание проявляются в узнавании и воспроизведении.        В узнаваниивосприятие и процессы сохранения и воспроизведения представлены в ещё нерасчлененном единстве. Без узнавания не существует восприятия как сознательноосмысленного процесса, но узнавание – это вместе с тем сохранение ивоспроизведение внутри восприятия.
Узнаваниеможет происходить в нескольких планах. Самая элементарная первичная его форма –это более или менее автоматическое узнавание в действии. Эта первая ступеньузнавания проявляется в виде адекватной реакции на первичный раздражитель.Следующей ступенью являются формы узнавания, которые связаны с чувствомзнакомости, без возможности, однако, отожествления узнанного предмета с ранеевоспринятым. Третьей ступенью узнавания является отожествление предмета. Такое узнаваниепо существу предполагает оформленность восприятия в понятии.
Так же каксохранение не пассивное лишь хранение, так и воспроизведение не механическоеповторение запечатленного или заученного. В процессе воспроизведениявоспроизводимое не только воспроизводится, но в известной мере и формируется,поскольку речевое оформление смыслового содержания формирует само это содержание.Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя,перерабатывая и реконструируя содержание. Поэтому в самом существевоспроизведения заложена реконструкция воспроизводимого – в результатемыслительной его переработке – как существенный аспект воспроизведения.
Воспроизведениеможет совершаться непроизвольно, в таком случае определяясь в основномассоциативным механизмом и неосознанными установками. Оно может происходить наоснове сознательной установки на воспроизведение, превращаясь в таком случае всознательный процесс вспоминания или – при затруднениях припоминания.
Существеннойособенностью активного воспроизведения является сознательное отношение квоспроизводимому: воспроизведение осознается субъектом в своем отношении кпрошлому, которое оно воспроизводит; отсюда стремление к точности, кправильному, адекватному воспроизведению. В силу этого воспроизведениепревращается в сознательную реконструкцию прошлого, в которой существенную рольиграет мыслительная работа сопоставления, умозаключения, проверки. Память,воспроизводящая прошлое, и мышление, восстанавливающая это прошлое,опосредованно, путем умозаключения, сплетаются в этом процессе в неразрывномединстве, взаимопроникая друг в друга.
Частным видомвоспроизведения является процесс вспоминания; частным видом представления –воспоминание в собственном смысле слова.
Воспоминание– это представление, отнесенное к более или менее точно определенному моменту вистории нашей жизни.
Сохранениеявляется сложным динамическим процессом, который совершается в условияхопределенным образом организованного усвоения и включает многообразные процессыпереработки материала. Оборотной стороной сохранения, проявляющегося ввоспроизведении, является забывание.
Характерсохранения и ход забывания существенно зависят от того, что господствует уданного субъекта: смысловое содержание и его речевое оформление в их единствеили преимущественно одно из них с недоучетом другого.
В сохранениисуществует факт реминисценции, в силу которой со временем воспроизведениеиногда не ухудшается, а улучшается. Связано это прежде всего и главным образомс внутренней работой по осмыслению материала и овладению им; в частности,известную роль в наблюдавшемся иногда более полном характере вторичноговоспроизведения по сравнению с первоначальным играет активизация мыслительнойпереработки материала, стимулируемая первым воспроизведением.
Наличиереминисценции в процессе сохранения не исключает, конечно, бесспорного фактазабывания. Однако его не приходится рассматривать как процесс, который всегдасовершается непроизвольно в силу не зависящих от человека обстоятельств. Онпротекает так или иначе в зависимости от того, как он организуется. Ходсохранения и забывания существенно зависят от характера первичного запечатленияили заучивания материала.
От забыванияв собственном смысле слова надо отличать выпадение материала привоспроизведении, обусловленное отбором материала, определяемым логикойсмыслового содержания.
Забываниеносит, как и запоминание, избирательный характер; оно зависит поэтому и от невсегда осознанных самим человеком установок, выражающих специфическуюнаправленность его личности. Забывается то, что перестает быть для личностисущественным, важным, а отчасти и то, что идет вразрез с ее устремлениями.
Основнойхарактеристикой психики не является:
а)предметность;
б)субъектность;
в)социальность;
г)непрерывность.
Сформированныйв обществе индивид становиться социализированной личностью – человеком,включенным в систему общесоциальных, культурно-исторических достиженийчеловечества. Значит, социальность является основной характеристикой психики.
Предметомпсихологии является человек как субъект деятельности. Из этого следует, чтосубъектность тоже является основной характеристикой.
Ощущения,восприятия, представления, образующие как бы состав психики, и соответствующиепсихические процессы – это не то, что первично осознается, а то, посредствомчего нечто – предмет – осознается. Сознание первично не означает смотрениевнутрь на ощущения, восприятия и т.д., а смотрение ими или посредством них намир, на его предметное бытие, порождающее эти ощущения и восприятия. Значит,предметность является одной из основных характеристик психики.
На основевсего выше перечисленного можно сделать вывод, что непрерывность не являетсяосновной характеристикой психики.

Списокиспользованной литературы
1.    Рубинштейн, С.Л. Основыобщей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 713с.
2.    Еникеев, М.И. Общая исоциальная психология. Учебник для вузов / М.И.Еникеев. – НОРМА—ИНФРА. //М.,1999.– 624с.
3.    Вейн, А.М. Памятьчеловека / А.М.Вейн, Б.И. Каменецкая. – М., 1973


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка
Реферат Образ автора в романе А С Пушкина Евгений Онегин
Реферат Postmodernism Essay Research Paper In
Реферат Источники и проблемы найма персонала
Реферат Этапы развития социологической мысли в работах Раймонда Арона
Реферат Маркетинговые исследования как ступень к повышению коммерческих результатов
Реферат Комбикорма: состав, виды, рецепты
Реферат The problem of acute pain and its substantial relief is common for every medical field. This project work deals with mechanisms of pain and the pathogenic treatment
Реферат Золотая орда и её влияние на социально-экономическое развитие Руси
Реферат Особливості обліку МШП на будівельних підприемствах
Реферат Экономическое значение туризма в отечественной и мировой экономике
Реферат История развития документа и письменности
Реферат Обладнання для інспектування, сортування та калібрування плодів і овочів
Реферат Имидж Красноярского государственного университете в представлении студентов
Реферат Источники формирования первоначального капитала