Реферат по предмету "Психология"


Рефлекторно-отражательная природа психики

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯМИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ВЫСШИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
Контрольная работа по психологии
Папченко Ольги
Владимировны
Минск 2010

Понятие опсихике. Рефлекторно-отражательная природа психики
Психикавозникла и формировалась как способность живых организмов активновзаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологическогокодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, какспособность адаптации организмов к среде.
В процессеэволюции психические механизмы адаптации организмов к среде неразрывно совершенствовалисьи на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания — знакового,понятийного моделирования действительности. Психика человека —отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное еговзаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.
Человеческаяпсихика — это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека,имеющий свои законы становления и функционирования.
Психикаобеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимостиот системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет этипотребности. Психика — сигнальное отражение действительности: внешние признакиявлений служат для человека сигналом их значения и смысла.
Психика — это субъективное,сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системеидеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействиечеловека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляциидеятельности, поведения человека.
Всякоепсихическое явление дифференцируется от других и определяется как такое-топереживание благодаря тому, что оно является переживанием того-то; внутренняяего природа выявляется через его отношение к внешнему. Психика, сознаниеотражает объективную реальность, существующую вне и независимо от нее; сознание– это осознанное бытие.
Но было быбессмысленно говорить об отражении, если бы то, что должно отражатьдействительность, само не существовало в действительности. Всякий психическийфакт – это кусок реальной действительности и отражение действительности – нелибо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в том и заключаетсясвоеобразие психического, что оно является и реальной стороной бытия и егоотражением – единством реального и идеального.
С двойнойсоотнесенностью психического, присущего индивиду и отражающего объект, связаносложное, двойственное, противоречивое внутреннее строение психического факта,наличие в нем самом двух аспектов: всякое психическое явление – это, с однойстороны, отражение окружающего его внешнего мира. Эти два аспекта, в тех илииных формах представленные даже в совсем элементарных психических образованиях,все более отчетливо дифференцируются и принимают специфические формы на болеевысоких ступенях развития – у человека, по мере того как с развитиемобщественной практики он становится субъектом в подлинном смысле слова,сознательно выделяющим себя из окружающего и соотносящегося с ним.
Эти двааспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве ивзаимопроникновении, выступают здесь как переживания и знания. Моментом знанияв сознании особенно подчеркивается отношение к внешнему миру, которыйотражается в психике. Переживания это первично, прежде всего – психический факткак кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическоепроявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическомсмысле слова оно становится по мере того, как индивид становиться личностью иего переживание приобретает личностный характер.
Переживаниемпсихическое образование является, поскольку оно определяется контекстом жизнииндивида. В сознании переживающего индивида этот контекст выступает как связьцелей и мотивов. Они определяют смысл пережитого как чего-то со мнойпроисшедшего. В переживании на передний план выступает не само по себепредметное содержание того, что в нем отражается, познается, а его значение входе моей жизни – то, что я это знал, что мне уяснилось, что этим разрешилисьзадачи которые передо мной встали, и преодолены трудности с которыми ястолкнулся.
Двапсихических явления могут быть отражением одного и того же внешнего явления илифакта. Как отражение одного и того же, они эквивалентны, равнозначны. Они –знание или осознание данного факта. Но одно из них – например, то, в которомданный факт был впервые осознан во всем своем значении, — могло сыграть в силутех или иных причин определенную роль в индивидуальной жизни данной личности.То особое место, которое оно заняло в истории развития данной личности,выделяет его, предает ему неповторимость, делающую его переживания вспецифическом, подчеркнутом смысле слова. Если событием назвать такое явление,которое заняло определенное место в каком-то историческом ряду и силу этогоприобрело определенную специфичность, как бы неповторимость и значительность,то как переживания в специфическом, подчеркнутом смысле слова можно будетобозначать психическое явление, которое стало событием внутренней жизниличности.
Характеристикапроцессов памяти
Память —интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека сдействительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.
Различаютсяследующие процессы памяти – запоминание, воспроизведение, сохранение изабывание.
Запоминаниеначинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно втой или иной деятельности, не ставящей себе непосредственно цели что-либозапомнить. Многое запечатлевается у нас непреднамеренно. И первоначальноезапоминание совершается именно так – непреднамеренно в процессе деятельности,которая ставит себе иные цели и задачи.
Учитываянеобходимость сохранения в интересах своей практической и теоретическойдеятельности, человек, как существо сознательное, начинает специально –сознательно и преднамеренно запечатлевать особенно для него значимый материал:запечатление тогда переходит в сознательное запоминание и выделяется в особуюсознательную целенаправленную деятельность. Когда запоминание сопряжено сизвестными трудностями, закрепление материала требует специальных приёмов, особойорганизации (повторений и т. п.); оно тогда принимает формы специальноорганизованного запоминания – заучивания, которое обычно совершается в сложномпроцессе обучения.
Основноезначение приобретает поэтому вопрос о зависимости запоминания от характера деятельности,входе которой оно совершается. Теоретически центральным в проблеме запоминаниеявляется вопрос о взаимоотношении произвольного и непроизвольного запоминания,т. е. запоминания, составляющего прямую цель действия субъекта, и запоминания,совершающегося непреднамеренно в ходе деятельности, ставящей себе иную цель. Напервый взгляд с очевидностью выступают преимущества произвольного запоминания.Однако повседневные наблюдения свидетельствуют всё же о том, что большая частьтого, что мы запоминаем в жизни, запоминается нами непроизвольно, безспециального намерения, и многое из того, что мы совсем не стремилисьзапомнить, запоминаем так, что мы никогда не сможем забыть, — даже если быэтого и захотели.
Очень большоезначение для запоминания имеет первое воспроизведение. В то время как словеснаяформулировка, в которой материал преподносится другим, подвергается обычно рядуизменений, первые собственные формулировки, как удачные, так и неудачные, дажеискажающие смысл воспроизводимого текста, оказываются исключительно стойкими.Мысль как бы срастается с той речевой формой, в которую она отливается впроцессе первичного осмысливания при овладении подлежащим воспроизведениюматериалом. Здесь сохранение выступает не только как предпосылка, но и какследствие воспроизведения: оно не только проявляется в воспроизведении, но исовершается в нём.
Запечатлениеи запоминание проявляются в узнавании и воспроизведении.        В узнаваниивосприятие и процессы сохранения и воспроизведения представлены в ещё нерасчлененном единстве. Без узнавания не существует восприятия как сознательноосмысленного процесса, но узнавание – это вместе с тем сохранение ивоспроизведение внутри восприятия.
Узнаваниеможет происходить в нескольких планах. Самая элементарная первичная его форма –это более или менее автоматическое узнавание в действии. Эта первая ступеньузнавания проявляется в виде адекватной реакции на первичный раздражитель.Следующей ступенью являются формы узнавания, которые связаны с чувствомзнакомости, без возможности, однако, отожествления узнанного предмета с ранеевоспринятым. Третьей ступенью узнавания является отожествление предмета. Такое узнаваниепо существу предполагает оформленность восприятия в понятии.
Так же каксохранение не пассивное лишь хранение, так и воспроизведение не механическоеповторение запечатленного или заученного. В процессе воспроизведениявоспроизводимое не только воспроизводится, но в известной мере и формируется,поскольку речевое оформление смыслового содержания формирует само это содержание.Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя,перерабатывая и реконструируя содержание. Поэтому в самом существевоспроизведения заложена реконструкция воспроизводимого – в результатемыслительной его переработке – как существенный аспект воспроизведения.
Воспроизведениеможет совершаться непроизвольно, в таком случае определяясь в основномассоциативным механизмом и неосознанными установками. Оно может происходить наоснове сознательной установки на воспроизведение, превращаясь в таком случае всознательный процесс вспоминания или – при затруднениях припоминания.
Существеннойособенностью активного воспроизведения является сознательное отношение квоспроизводимому: воспроизведение осознается субъектом в своем отношении кпрошлому, которое оно воспроизводит; отсюда стремление к точности, кправильному, адекватному воспроизведению. В силу этого воспроизведениепревращается в сознательную реконструкцию прошлого, в которой существенную рольиграет мыслительная работа сопоставления, умозаключения, проверки. Память,воспроизводящая прошлое, и мышление, восстанавливающая это прошлое,опосредованно, путем умозаключения, сплетаются в этом процессе в неразрывномединстве, взаимопроникая друг в друга.
Частным видомвоспроизведения является процесс вспоминания; частным видом представления –воспоминание в собственном смысле слова.
Воспоминание– это представление, отнесенное к более или менее точно определенному моменту вистории нашей жизни.
Сохранениеявляется сложным динамическим процессом, который совершается в условияхопределенным образом организованного усвоения и включает многообразные процессыпереработки материала. Оборотной стороной сохранения, проявляющегося ввоспроизведении, является забывание.
Характерсохранения и ход забывания существенно зависят от того, что господствует уданного субъекта: смысловое содержание и его речевое оформление в их единствеили преимущественно одно из них с недоучетом другого.
В сохранениисуществует факт реминисценции, в силу которой со временем воспроизведениеиногда не ухудшается, а улучшается. Связано это прежде всего и главным образомс внутренней работой по осмыслению материала и овладению им; в частности,известную роль в наблюдавшемся иногда более полном характере вторичноговоспроизведения по сравнению с первоначальным играет активизация мыслительнойпереработки материала, стимулируемая первым воспроизведением.
Наличиереминисценции в процессе сохранения не исключает, конечно, бесспорного фактазабывания. Однако его не приходится рассматривать как процесс, который всегдасовершается непроизвольно в силу не зависящих от человека обстоятельств. Онпротекает так или иначе в зависимости от того, как он организуется. Ходсохранения и забывания существенно зависят от характера первичного запечатленияили заучивания материала.
От забыванияв собственном смысле слова надо отличать выпадение материала привоспроизведении, обусловленное отбором материала, определяемым логикойсмыслового содержания.
Забываниеносит, как и запоминание, избирательный характер; оно зависит поэтому и от невсегда осознанных самим человеком установок, выражающих специфическуюнаправленность его личности. Забывается то, что перестает быть для личностисущественным, важным, а отчасти и то, что идет вразрез с ее устремлениями.
Основнойхарактеристикой психики не является:
а)предметность;
б)субъектность;
в)социальность;
г)непрерывность.
Сформированныйв обществе индивид становиться социализированной личностью – человеком,включенным в систему общесоциальных, культурно-исторических достиженийчеловечества. Значит, социальность является основной характеристикой психики.
Предметомпсихологии является человек как субъект деятельности. Из этого следует, чтосубъектность тоже является основной характеристикой.
Ощущения,восприятия, представления, образующие как бы состав психики, и соответствующиепсихические процессы – это не то, что первично осознается, а то, посредствомчего нечто – предмет – осознается. Сознание первично не означает смотрениевнутрь на ощущения, восприятия и т.д., а смотрение ими или посредством них намир, на его предметное бытие, порождающее эти ощущения и восприятия. Значит,предметность является одной из основных характеристик психики.
На основевсего выше перечисленного можно сделать вывод, что непрерывность не являетсяосновной характеристикой психики.

Списокиспользованной литературы
1.    Рубинштейн, С.Л. Основыобщей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 713с.
2.    Еникеев, М.И. Общая исоциальная психология. Учебник для вузов / М.И.Еникеев. – НОРМА—ИНФРА. //М.,1999.– 624с.
3.    Вейн, А.М. Памятьчеловека / А.М.Вейн, Б.И. Каменецкая. – М., 1973


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социальная медицина. Проблемы зарубежного здравоохранения
Реферат Социальная медицина. Заболеваемость населения, Виды и методы изучения
Реферат Стенокардия. История болезни
Реферат Строение и фyнкции желудка
Реферат Терапия. Геморрагические синдромы
Реферат Терапия. Агранолуцитоз.Парциальная аплазия.Миеломна болезнь
Реферат Терапия. Гипопластические состояния
Реферат Современная классификация пародонтопатий
Реферат Совместная работа логопеда и воспитателя в условиях детского сада
Реферат Терапия. Брадиаритмии
Реферат Социальная медицина. Понятие и основные критерии образа жизни
Реферат Стандарты диагностики и лечения болезней органов пищеварения
Реферат Современные методы остеосинтеза. Хирургия
Реферат Терапия. Врожденные пороки у взрослых
Реферат Ценообразование в системе здравоохранения