Реферат по предмету "Психология"


Режимы работы оператора в системе "человек-машина"

Содержание
1. Дайте короткую характеристикурежимов работы оператора
2. Постройте сравнительную таблицу,определив основные функциональные характеристики человека и машины. Подумайте исделайте прогноз относительно тенденций сохранения психологического комфортачеловека-оператора
3. Определите особенности каждойстадии проектирования систем «человек-машина»
4. Раскройте основную сущность задачпроектирования систем «человек-машина»
5. Определите какие, по вашему мнению,принципы инженерно-психологической оценки являются определяющими. Перечислитьвсе принципы
6. Подготовить сочинение-размышлениена тему «Инженерная психология в системе подготовки современногопсихолога»
Список использованной литературы

1. Дайте короткуюхарактеристику режимов работы оператора (нормальный, критический, аварийный,научно-тренировочный)
Нормальный (оптимальный) режим работыосуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе техническихустройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются встрого определенном порядке, мышление носит алгоритмический характер. Воптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются приневысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительноесохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий,отказов, срывов и других аномалий. Труд в оптимальном режиме характеризуетсявысокой надежностью и оптимальной эффективностью.Под />критическими/>режимами />работы понимаютсярежимы, ведущие к полной, либо частичной утрате системой выполняемых функций,либо утрате объекта, либо утрате объекта и гибели />оператора(экипажа). Предупреждение />критических/>режимов осуществляется за счет оказания помощи />операторупо действиям в сложных и аварийных ситуациях. Эти ситуации характеризуютсявысокой вероятностью перехода в необратимые (катастрофические) ситуации. Аварийныеусловия требуют от работающего максимального напряжения физиологических ипсихических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы.Экстремальный режим в самом общем смысле — это режим работы в условиях,выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельноститребуют повышенного волевого усилия или,иначе говоря, вызывают напряжение.

2. Постройтесравнительную таблицу, определив основные функциональные характеристикичеловека и машины. Подумайте и сделайте прогноз относительно тенденцийсохранения психологического комфорта человека-оператора
Создание эффективной системычеловек-оператор заключается в поиске оптимального сочетания возможностеймашины и человека.
В таблице приведенаиллюстрация различий, присущих основным элементам человеко-машинной.
Основные функциональныехарактеристики человека и машиныНа человека следует возлагать выполнение функций по: Машине следует поручать: распознаванию ситуации в целом по её многим сложно связанным характеристикам, а также при неполной информации о ней; выполнение всех видов математических расчётов; осуществлению функций индуктивного вывода, т.е. обобщению отдельных фактов в единую систему; выполнение однообразных, постоянно повторяющихся операций, реализуемых по заданному алгоритму; решению задач, в которых отсутствует единый алгоритм или нет четко определённых правил обработки информации; хранение и динамическое представление больших объёмов однородной информации; решению задач, в которых требуется гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям, особенно задач, появление которых заранее трудно предвидеть; решение задач, требующих дедуктивного вывода, т.е. получения на основе общих правил решений для частных случаев; решению задач с высокой ответственностью в случае возникновения ошибки. выполнение действий, требующих высокой скорости реакции на команду.
Всё в действительностигораздо сложнее, требует тонкого анализа содержания деятельности оператора иучёта возникающих артефактов. Несмотря на значительный прогресс в созданиисложных технических систем, человек во многих случаях незаменим. Особенно этокасается его возможностей по работе в условиях неполноты информации ииспользовании эвристических методов решения проблем. Кроме того, только человекобладает способностью учитывать разнокачественный, в том числе и социальный,опыт для достижения своих целей.
Человечеством создано огромноеразнообразие человеко-машинных систем, ориентироваться в котором достаточнотрудно.
В инженерной психологиисформулирован принцип преимущественных возможностей. Согласно этому принципу,рациональное распределение функций между человеком и машиной должноосуществляться так, чтобы человеку поручались те функции, которые позволяют емунаиболее эффективно реализовать свои возможности, а машине — те, которыетребуют выполнения стереотипных операций, высокого быстродействия и точности. Другимисловами, возникает необходимость сравнения человека и машиной в отношениивозможностей приема, хранения и переработки информации. Анализ позитивных инегативных сторон человека и машины привел некоторых исследователей к выводу,что машина будущего должна основываться на тех же принципах обработкиинформации, какими пользуется человек.
В то же время следуетиметь в виду, что если в математико-логическом аспекте машине можно передатьлюбую трудовую функцию, для которой составлена программа ее выполнения, то спсихологической точки зрения (в отличие от этого) машине могут быть переданытолько те функции, которые формализованы и психологически характеризуются тем,что они фиксированы и однозначно определены. Требуется еще значительная работапо определению критериев «психологической целесообразности» передачи ЭВМ тойили иной трудовой функции человека. Интересные приложения для решения задачираспределения функций могут возникнуть в связи с идеей создания так называемых«сбалансированных» систем «человек—машина», т. е. систем, где оба партнераявляются активными.
Решение задачираспределения функций тесно связано с психологическим исследованием основныхфункций, выполняемых оператором в АСУ. Одной из наиболее важных функций, какизвестно, является функция принятия решений, посредством которой операторвыявляет проблемы, осуществляет диагностику, прогноз и планирование. Понятно,что уровень изученности процесса принятия решений человеком будет во многомопределять пути и методы организации эффективного взаимодействия человека имашины.
 
3. Определитеособенности каждой стадии проектирования систем «человек-машина»
Проектирование систем«человек — машина» занимает видное место в работах по инженернойпсихологии. Само проектирование СЧМ традиционно анализируется по основнымблокам: средства отображения информации (сокращенно — СОИ), органы управленияили средства ввода информации (сокращенно — СВИ), рабочее место оператора.Рассмотрим каждый из этих блоков подробнее.
Средства отображенияинформации (СОИ). Сами СОИ различаются по следующим критериям:
¾       по способуиспользования СОИ: контрольные, быстрые («да-нет»); качественные(насколько возрастает или падает параметр); количественное чтение информации(численные значения в аналоговой или цифровой форме) — это для больших СОИ;
¾       по форме сигнала:цифровые, буквенные, фигурные;
¾       по степени детализации:интегральные или детальные.
Выделяются основныеподходы в совершенствовании СОИ:
¾       структурно-психологический(в основе — статистика, позволяющая выбирать наиболее оптимальные стратегии,совершать предпочтительные выборы при построении информационных образовобъекта);
¾       системно-лингвистический(построение оптимальных языков, диалоговых систем);
¾       графоаналитический(табличное программирование, экспертная оценка, теория графов — строится«картинка» распределения потоков информации).
Перспективные подходы всовершенствовании СОИ:
¾       разработкамногоканальных (многофункциональных) индикаторов;
¾       разработкаполисенсорных (полимодальных) СОИ, т.е. воздействующих на различные органычувств;
¾       объемное отображениеинформации («плюс» — со стереоскопическим эффектом);
¾       разработка индикаторовс возможностью предсказания дальнейшего развития процесса — выход на совместноепринятия решения человеком и машиной.
¾       Органы управления илисредства ввода информации — СВИ.
Можно выделить общуюсхему инженерно-психологического проектирования:
1. Анализ характеристикобъекта управления: анализ статистических характеристик; анализ динамическиххарактеристик; определение целей и задач системы.
2. Распределенийфункций между человеком и техникой: анализ возможностей человека и техники;определение критерия эффективности системы; определение ограничивающих условий;оптимизация критерия эффективности. 3. Распределение функций между операторами:выбор структуры группы; определение числа рабочих мест; определение задач накаждом рабочем месте; организация связи между операторами. 4. Проектированиедеятельности конкретного оператора: определение структуры и алгоритмадеятельности; определение требований к характеристикам человека (ПВК);определение требований к обученности; определение допустимых норм деятельности.
5. Проектированиетехнических средств деятельности операторов: синтез информационных моделей;конструирование органов управления; общая компоновка рабочего места.
6. Оценка системы«человек — машина»: оценка рабочего места и условий деятельности;оценка характеристик деятельности оператора; оценка эффективности системы вцелом.
Различными авторамипредлагаются и иные варианты оптимизации систем «человек — машина».Например, Д. Босман разрабатывает системный подход к проектированиюсоциотехнических систем. Д. Босман пишет: «Социотехнические системыпредставляют собой некоторую совокупность технических средств, процедур иправил, выполняющих заданную работу под управлением и контролем человека».Чем принципиально отличается эргономическое (инженерно-психологическое) проектированиеот любого другого вида проектирования, например, от инженерного проектирования?- Е.Б. Моргунов выделяет два таких основных отличия:
¾       при эргономическомпроектировании «производится тщательный анализ не только прототипногоустройства или программного комплекса, но и прототипной деятельностипользователя»;
¾       перед тем, как писатьпрограмму, имеет смысл сопоставить режимы, в которых выполняет работуспециалист, и их усовершенствование в ходе исторического развития профессии.
Все это предполагаетпостоянное совершенствование проектируемых комплексов в сотрудничествепсихолога-эргономиста с пользователем — по принципу: «чем раньше будетисправлена ошибка, тем качественнее станет конечный продукт»/>.

4. Раскройте основнуюсущность задач проектирования систем «человек-машина»
 
Одна из важнейшихпроблем построения системы «человек-машина» — оптимальноераспределение функций между оператором и техническими средствами, т. е.определение операций (и действий), которые должны выполняться человеком и машинойдля обеспечения требуемой эффективности действия системы. Возможны 2 основныхварианта распределения функций: в первом человек выполняет только операцииконтроля за машинным процессом решения задачи и утверждает решение; во второмчасть операций выполняется человеком и машиной совместно, иначе решение неможет быть получено. Первый вариант — это своего рода параллельная организациявзаимодействия человека с машиной, второй — его последовательная(«пошаговая») организация. При выборе того или иного варианта должныучитываться соображения методологического характера, касающиеся социальнойфункции человека как субъекта труда, а также практической рекомендации науки обуправлении, включая и рекомендации по организации управления в высших звеньяхсистем. Важное место в таком обосновании должно принадлежать инженерно-психологическимоценкам и использованию результатов изучения психофизиологических функцийчеловека. По современным представлениям обоснование рационального (и дажеоптимального) распределения функций должно базироваться на количественныхоценках качества решения задач человеком (и машиной) и оценках влияния этогокачества на общую эффективность системы. Интенсивное развитие вычислительнойтехники и ее широкое использование в АСУ различных уровней и назначенияобусловливают актуальность исследований и разработок, связанных с проблемойорганизации эффективного взаимодействия человека-оператора и машины в рамкахединой системы «человек—машина». В системах управления с ЭВМ человек выполняетсамые разнообразные функции, начиная с технического обслуживания аппаратуры икончая принятием ответственных решений на высших уровнях управления.Следовательно, инженерно-психологический анализ АСУ связывается с решениемкомплекса весьма сложных задач. Понятно, что при этом задачи инженернойпсихологии не должны ограничиваться проектированием и оценкой толькосогласующих средств, таких как индикаторные устройства и пульты вводаинформации, хотя они, без сомнения, делают возможным, ускоряют, расширяют илиусиливают взаимодействие человека с ЭВМ. Инженерно-психологический анализ долженвключать и задачи распределения функций между человеком и ЭВМ, и оптимизациювзаимодействия в целом. В настоящее время уже можно указать исходные пунктырешений указанных задач. Такими исходными пунктами исследований организациивзаимодействия могут служить, с одной стороны, теория решения задач человеком врежиме диалога с ЭВМ, а с другой — количественное исследование и формализацияфакторов эффективного взаимодействия человека с ЭВМ. Проблема организациивзаимодействия — комплексная проблема, требующая для своего решенияиспользования во взаимосвязи методов и результатов, заимствованных из самыхразличных областей математики, техники, психологии. В инженерно-психологическойлитературе намечаются три пути улучшения взаимодействия. Первый путь связываетсяс дальнейшим совершенствованием средств отображения информации, созданиемпринципиально новых средств, развитием математического обеспечения, теории итехники проектирования систем. Второй путь — это развитие специальныхпсихологических исследований, направленных на оптимизацию условий деятельностипользователей, распределение функций и т. п. И, наконец, третий путь —раскрытие закономерностей обучения и подготовки людей к работе вчеловеко-машинных системах, поиск средств и способов преодоления психологическогобарьера при работе с ЭВМ, учет индивидуальных особенностей и т. д. Комплексныйподход к проблеме взаимодействия человека с ЭВМ необходим и в связи сосознанием того факта, что эффект взаимодействия проявляется прежде всего в.создании новой системы, обладающей такими признаками, которые отсутствуют увключенных в ее состав подсистем. Иными словами, решение многих задач,возникающих в процессе управления производством, может быть осуществленодостаточно эффективно только системой «человек—ЭВМ», а не человеком или машинойв отдельности. В свою очередь, с инженерно-психологических позиций при этом совсей остротой встает вопрос о распределении функций, о рациональном сопряженииматематического обеспечения ЭВМ и творческой деятельности человека. К сожалению,достаточно четкие принципы такого сопряжения применительно к АСУ пока неразработаны, здесь еще много неясных и нерешенных вопросов. Тем не менее влитературе прослеживаются достаточно интересные подходы.
5. Определите какие,по вашему мнению, принципы инженерно- психологической оценки являютсяопределяющими. Перечислить все принципы
В инженерной психологииразработан ряд методологических принципов. Выполнение их на практикеспособствует повышению результативности инженерно-психологических исследованийи разработок. Основными из этих принципов являются следующие. Принципгуманизации труда. При решении важнейших практических вопросов, в том числе итаких, как повышение производительности, качества и эффективности труда,отечественная инженерная психология исходит прежде всего из требований,предъявляемых человеком к технике и организации труда, из его возможностей иособенностей деятельности. Принцип гуманизации подчеркивает также ведущую,творческую роль человека в процессе труда. Противоположным ему является принципсимпфликации (упрощения), широко распространенный в зарубежной инженернойпсихологии. При реализации этого принципа стремятся к максимальному упрощениюдеятельности человека, из нее выхолащиваются все творческие элементы, а самчеловек низводится до придатка машины, оставаясь исполнителем лишь механическихдействий и движений. Принцип активного оператора. В общем случае активностьчеловека определена его человеческой природой, тем, что человек в процессеработы обязательно имеет в виду конечную цель своих взаимодействий с машиной;тем, что он не просто перерабатывает информацию, принимает решение,манипулирует органами управления, но обязательно действует, имеет свое личноеотношение к выполняемым действиям, активно стремится к цели. Поэтому согласнопринципу активного оператора при определении роли человека в СЧМ очень важно,чтобы он не был просто придатком машины, а осуществлял активные функции. Этовызвано тем, что при пассивной позиции оператора его переход к активнымдействиям требует значительной затраты сил, однако эффективность его работы приэтом может оказаться невысокой. При активной же позиции оператора эффективностьего деятельности достигает более высокого />значения, а егопсихофизиологические затраты оказываются меньшими. Необходимо уже на стадиипроектирования СЧМ определить характер будущей деятельности, ее психологическуюструктуру, функции и уровень активности оператора. Из этого вытекает следующийпринцип, который может быть определен как принцип проектирования деятельности. Принциппроектирования деятельности. Вопрос о проектировании деятельности был поставленв 1967 г. Проект деятельности должен выступать как основа решения всехостальных задач построения СЧМ. Точно так же, как при разработке СЧМпроектируются технические устройства, необходимо спроектировать деятельностьчеловека, который будет пользоваться этими устройствами. Более того, сами этиустройства, используемые в СЧМ (системы отображения информации, коммуникации,ввода информации в машину и т.п.), должны разрабатываться на основе и с учетомпроекта будущей деятельности человека-оператора. Их нельзя рассматривать самипо себе, безотносительно к человеку. К техническим устройствам нужно подходитькак к средствам сознательной деятельности человека.
Принцип последовательности. Согласно ему выполнение инженерно-психологическихтребований не должно представлять собой одноразовое мероприятие по созданиюпроекта деятельности оператора, а должно быть обеспечено на всех этапахсуществования СЧМ: проектирования, производства и эксплуатации. Иными словами,проект деятельности оператора должен явиться не только основой построения СЧМ,но и основой для ее правильного применения по назначению, включая такиевопросы, как обучение и тренировки операторов, организация их труда, контроль иоценка результатов их деятельности и т.п. Реализация на практике принципапоследовательности позволяет разработать и внедрить единую системуинженерно-психологического обеспечения СЧМ на всех этапах ее существования. Принципкомплексности. Реализация этого принципа означает необходимость развитиямеждисциплинарных связей инженерной психологии, взаимодействия ее с другиминауками о человеке и технике. Этот принцип опирается на идеи Б.Г. Ананьева,В.М. Бехтерева />и других о комплексном изучении человека ичеловеческого фактора. Подчеркивая ведущее, первостепенное значениепсихологической проблематики, необходимо иметь в виду, что только ею неисчерпываются все «человеческие» проблемы, возникающие при анализе,изучении и оптимизации СЧМ. В связи с этим возникает потребность тщательногоизучения не только информационного взаимодействия, но и других аспектовфункционирования систем «человек — машина», в частностиантропометрических, гигиенических, физиологических и т.п. Основой для практическойреализации рассмотренных принципов является применение системного подхода.Сущность такого подхода для анализа различных явлений в природе и обществераскрыта в работе В.П. Кузьмина. Реализация рассмотренных принципов позволяетрешить основную задачу инженерной психологии, направленную на гуманизацию трудаи оптимизацию деятельности человека-оператора. Однако решение этой задачи неявляется самоцелью, оно должно способствовать решению основнойнароднохозяйственной задачи — повышению эффективности общественного производства.На основании этого могут быть сформулированы условия проведенияинженерно-психологических разработок и внедрения их в жизнь. Суть ихзаключается в следующем.
1.        Конечным, выходнымрезультатом инженерно-психологических разработок должно быть получение иоптимизация обобщенных показателей деятельности оператора и системы«человек — машина», и прежде всего таких, как эффективность,надежность, точность, быстродействие и др. При этом следует иметь в виду, чтостабильные и высокие значения этих показателей не могут быть обеспечены безсоздания оптимальных условий деятельности оператора.
2.        Получение и оптимизациятребуемых показателей деятельности оператора и СЧМ должны осуществляться уже наэтапе проектирования, поскольку возможности их оптимизации и корректировки впроцессе эксплуатации крайне ограничены. Поэтому по своему характеру инженернаяпсихология должна быть прежде всего проективной.
3.        В процессе разработкина основе проекта деятельности человека должны быть обеспечены требуемыезначения показателей функционирования СЧМ (так называемые потенциальныезначения). Учет инженерно-психологических требований в ходе эксплуатации СЧМпозволяет поддерживать ее реальные характеристики на уровне, близком кпотенциальному.
/>Нетрудновидеть, что первое условие определяет конечный результатинженерно-психологических разработок, второе показывает, когда этот результатдолжен быть обеспечен, а третье определяет способ его получения. Только притаком подходе к проведению инженерно-психологических исследований и разработокможет быть обеспечено создание высокоэффективных систем «человек — машина» за счет всестороннего учета человеческого фактора при ихпроектировании, производстве и эксплуатации.
6. Подготовитьсочинение-размышление на тему «Инженерная психология в системе подготовкисовременного психолога»
Инженерная психология затрагивает широкий круг проблем, касающихсячеловека как личности и индивида, а также как субъекта труда, общения ипознания.
В условиях быстрообновляющейся жизни />современного обществасовершенствование профессионального образования любого типа и уровня (вчастности, и />подготовки />психологов/>) предполагает постоянное моделирование и дажепроектирование соответствующей трудовой деятельности.
Профессиональнаякомпетенция психолога в системах “человек — техника” в силу решаемых им задачуже не может ограничиваться только простой осведомленностью, а требуетосновательной />подготовки в области общей, социальной,педагогической и других областях практической психологии. И/>нженернаяпсихология как научная дисциплина активно развивается, но даже спустя болееполувека, к сожалению, в сфере практического использования ее потенциала не всетак гладко. Нередко имеет место игнорирование руководителями, администраторамирекомендаций психологов, часто доминирует установка на принижение роли человека. Инженерная психология благодаря своему сравнительно хорошему технологическомуразвитию, дает возможность более полно и разносторонне развиваться современнымпсихологам.

Список используемойлитературы
1.   Зинченко В.П. Образование, культура, сознание /Философия образования для ХХI века / Под ред. Н.Н. Пахомова и Ю.Б. Тупталова.-М.: 2002.
2.   Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. -М.:Изд-во МГУ, 1999. 344 с.
3.   Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика.Ориентированное на человека проектирование. -М.: Тривола, 2005. 480 с.
4.   Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся.Очерки российской психологии.- М.: Тривола, 2004. 304 с.
5.   Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки историии теории. М.: Политиздат, 1994. 320 с.
6.   Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда иорганизационная психология: современное состояние и перспективы. Хрестоматия.-М.: Родикс, 2000. 448 с.
7.   Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерныхсистемах. -М.: Тривола, 2004. 272с.
8.   Основы инженерной психологии. Учебник / Под ред.Б.Ф. Ломова. -М.: Высшая школа, 1986. 448 с.
9.   Стрелков Ю.К. Психологическое содержаниеоператорского труда. -М.: Российское психологическое общество, 1999. 196 с.
10.     Стрелков Ю.К.Инженерная и профессиональная психология. -М.: Академия, 2001. 360 с.
11.     Хрестоматия поинженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. -М.: Высшая школа, 2001. 287 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.