Реферат по предмету "Психология"


Развитие памяти в дошкольном возрасте

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева
Музыкально-педагогический факультет
Кафедра теории и методикиначального и дошкольного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Развитие памяти вдошкольном возрасте
050101 «Дошкольное обучение ивоспитание» ДОВ- 09

Петропавловск, 2010

Введение
ВПослании Президента Казахстана Н.А. Назарбаева «Рост благосостояния гражданреспублики Казахстан – главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008года, говорится о том, что особое внимание должно быть уделено системедошкольного образования как первой ступени непрерывного обучения,стимулирующего развитие детей дошкольного возраста, обеспечив их эффективнымипрограммами для развития творческих и интеллектуальных способностей. Надопомнить, что именно на этом этапе закладываются основы отношения детей к обучению,произвольному труду и окружающему миру. [1]
Также президент в своей лекции«Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» отмечает,что дошкольное образование должно сформировать стартовый интеллектуальныйпотенциал и хорошее здоровье молодых казахстанцев.
На современном этапе развитиянашего государства перед обществом стоит огромная задача — воспитатьвсесторонне развитую личность.[2]
Дошкольное детство, по мысли А.Н.Леонтьева, — это пора жизни, когда перед ребенком все более открываетсяокружающий его мир человеческой деятельности.
Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общемразвитии памяти человека. Впечатления, которые человек получает об окружающеммире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а принеобходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.«Без памяти, — писал С.У. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Нашепрошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания,безвозвратно исчезало бы в прошлом».[3]
Вопрос о развитии памяти породилбольшие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненнойактуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детейдошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготскийпоказывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров,сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.
Проблемой изучения и развития памяти дошкольниковзанимались такие ученые как Эльконин Д.Б., Обухова Л.Ф., Мухина В.С, ЛюблинскаяА.А., Шаграева О.А., Лурия А. Р., Марцинковская Т. Д. и многие другие.
Цель исследования: изучитьособенности развития памяти в дошкольном возрасте.
Объект исследования:дошкольный возраст
Предмет исследования:процесс развития памяти в дошкольном возрасте.
Гипотеза: если целенаправленно исистематически применять методы и приемы развития памяти в работе с детьмидошкольного возраста, то это обусловит наиболее эффективное развитие процессовзапоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Задачи:
— рассмотреть психические особенности развития детейдошкольного возраста;
— описать характеристику памяти как познавательногопроцесса;
— ознакомиться с особенностями развития иформирования памяти в дошкольном возрасте;
— изучить методики диагностики памяти детейдошкольного возраста;
— охарактеризовать методы и приемы развития памятидетей дошкольного возраста;
— подобрать игры, упражнения по развитию памятидетей дошкольного возраста;

1. Научно-теоретическиеосновы изучения памяти в дошкольном возрасте
 
1.1 Психические особенности развития детей дошкольноговозраста
Дошкольный возрастявляется периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности этогоэтапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная отсовершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложныхличностных новообразований. [4]
Дошкольный возраст (с 3до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общейсензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала кразвитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношенийчерез общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношениясо сверстниками.[5]
В дошкольном возрасте всовместной деятельности со взрослыми и под их руководством ребенок овладеваетрядом предметных действий. Некоторые из них дети могут выполняться только принепосредственной помощи и при участии взрослых, другие – производятсамостоятельно.
Самостоятельность вдошкольном возрасте проявляется в том, что каждый здоровый ребенок в узкойсфере своей практической жизни и в пределах своих небольших возможностейстремится действовать без помощи взрослых, проявлять некоторую независимость отних.
Проявлениесамостоятельности во всем том, в чем ребенок действительно может обойтись безпомощи взрослых, приобретает постепенно форму стремления действовать независимоот взрослых и без их помощи даже в тех сферах, которые еще недоступны ребенку,в частности выполнять действия, которыми ребенок еще полностью не овладел.Указания на появление такого стремления к самостоятельности можно найти почтиво всех дневниках о развитии ребенка, как русских, так и зарубежных авторов.[6]
Одна из важнейшихпроблем детской психологии – проблема условий и движущих причин психическогоразвития детей дошкольного возраста. Долгое время эта проблема рассматриваласьв плане метафизической теории двух факторов, которые в качестве внешних инеизменных сил предопределяют ход развития детской психики. При этом одниавторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности, другиеприписывали ведущую роль среде; наконец, третьи полагали, что оба факторавзаимодействуют, конвертируют друг с другом.
Л.С. Выготский(1982-1984), С.Л. Рубенштейн (1946), А.Н. Леонтьев (1972), исходя из положенийклассиков марксизма-ленинизма о «социальном наследовании», о «присвоении»отдельным индивидом произведений материальной и духовной культуры, созданныхобществом, и опираясь на ряд теоретических и экспериментальных исследований,заложили основы теории психического развития ребенка и выяснили специфическиеотличие этого процесса от онтогенеза психики животного. В индивидуальномразвитии психики животных фундаментальное значение имеет проявление инакопление двух форм опыта: видового и индивидуального, приобретенногоиндивидом путем приспособления к наличным условиям существования. В отличие отэтого в развитии ребенка, наряду с двумя предыдущими, возникает и приобретаетдоминирующую роль еще одна, совершенно особая форма опыта. Это опыт социальный,воплощенный в продуктах материального и духовного производства, которыйусваивается ребенком на протяжении всего его детства. В процессе усвоениядетьми и социального опыта не только приобретаются отдельные знания и умения,но и развиваются способности, формируется личность ребенка.[7]
Ребенок приобщается кдуховной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, аактивно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностейвзаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми, во многом зависитпроцесс формирования его личности.
Признав, важноезначение, для психического развития ребенка его общечеловеческих ииндивидуальных органических особенностей, а также хода их созревания вонтогенезе, необходимо, однако, подчеркнуть, что эти особенности представляютсобой лишь условия, лишь необходимые предпосылки, а не движущие причиныформирования человеческой психики. Как справедливо указывал Л.С. Выготский(1982, т. 2), ни одно из специфически человеческих психических качеств, таких,как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий ит.д., не может возникнуть лишь путем вызревания органических задатков. Дляформирования такого рода качеств, требуются определенные социальные условия жизнии воспитания.
Проблема роли среды впсихическом развитии ребенка решается по-разному, в зависимости от пониманияобщей природы изучаемого генетического процесса. Социальная среда (ипреобразованная человеческим трудом природа) не просто внешнее условие, аподлинный источник развития ребенка, поскольку в ней содержатся все тематериальные и духовные ценности, в которых воплощены способности человеческогорода и которыми отдельный индивид должен овладеть в процессе своегоразвития.[7, c. 26]
Усвоение детьмиобщественного опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активнойформе. Проблема роли различных видов деятельности в психическом развитииребенка интенсивно разрабатывалась в советской детской психологии. Изучалисьпсихологические особенности игры, учения и труда у детей различных возрастов ивлияние этих видов деятельности на развитие отдельных психических процессов иформирование личности ребенка в целом. Исследования ориентировочной частидеятельности позволили более глубоко проникнуть в ее структуру и более детальновыяснить роль в усвоении нового опыта. Обнаружилось, что ориентировочныекомпоненты какой-либо целостной деятельности выполняют функцию употребления,моделирования тех материальных или идеальных предметов, с которыми ребенок действует,и приводят к сознанию адекватных представлений или понятий о конкретныхпредметах. Это положение имеет не только теоретическое, но и важноепрактическое значение. Специальная организация ориентировочной деятельностииграет существенную роль в процессе педагогического руководства различнымивидами деятельности детей.[7, c. 28]
Диалектико-материалистическийпоход к психическому развитию ребенка выдвигает проблему спонтанности развития,наличия в нем мотивов самодвижения. Признание детерминированности психическогоразвития условиями жизни и воспитанием не отрицает собой логики этого развития,наличия в нем определенного самодвижения. Каждая новая ступень психическогоразвития ребенка закономерно следует за предыдущей, и переход от одной ступеник другой обусловлен не только внешними, но и внутренними причинами. Как вовсяком диалектическом процессе, в процессе развития ребенка возникаютпротиворечия, связанные с переходом от одной стадии развития к другой. Одно изосновных противоречий такого рода – противоречие между возросшимифизиологическими и психическими возможностями ребенка и сложившимися ранеевидами взаимоотношений с окружающими людьми и формами деятельности. Этипротиворечия, приобретающие подчас драматический характер возрастных кризисов,разрешаются путем установления новых взаимоотношений ребенка с окружающими, формированияминовых видов деятельности, что знаменует собой переход на следующую возрастнуюступень психического развития. [7, c. 29]
В дошкольном детстве(от 3 до 7лет) продолжается интенсивное созревание организма. Наряду с общимростом происходит анатомическое формирование и функциональное развитие тканей иорганов. Важное значение имеют окостенение скелета, увеличение массы мышц,развитие органов дыхания и кровообращения. Вес мозга увеличивается от 1110 до1350г. Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, ее контроль надподкорковыми центрами. Возрастает скорость образования условных рефлексов,особенно интенсивно развивается вторая сигнальная система.
Дошкольный возраст характеризуетсявозникновением новой социальной ситуации развития ребенка. Место, занимаемоедошкольником среди окружающих людей, существенно отличается от того, котороехарактерно для ребенка раннего детского возраста. У ребенка проявляется кругэлементарных обязанностей. Новые формы приобретает связь ребенка со взрослыми:совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указанийвзрослого. Впервые становится возможным сравнительно систематическое обучениеребенка по определенной программе. Но, как указывал Л.С. Выготский, этапрограмма может быть реализована лишь в той мере, в какой она становитсясобственной программой ребенка.[8]
Существеннойособенностью дошкольного возраста является возникновение определенныхвзаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского общества».Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людямхарактеризуется возрастающим осознанием собственного «я» и значения своихпоступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.
Особенности социальнойситуации развития дошкольника выражаются в характерных для него видахдеятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре. Стремление приобщиться кмиру взрослых в сочетании с отсутствием необходимым для этого знаний и уменийприводит к тому, что ребенок осваивает этот мир в доступной для него игровойформе. Особенности благоприятные условия для развития детей дошкольноговоспитания. В детских дошкольных учреждениях реализуется программа обучениядетей, складываются первоначальные формы их совместной деятельности, возникаетобщественное мнение. Как показывают результаты специально проведенныхисследований, общий уровень психического развития и степень подготовленности кобучению в школе оказываются в среднем выше у детей, воспитывающихся в детскомсаду, чем у детей, не посещающих детского сада.[8, c.23]
Психическое развитиедетей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у нихв связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешнихвпечатлениях. От того, как будут развиваться потребности дошкольника, зависитразвитие и становление его личности.
Взаимодействие ребенкасо средой и в первую очередь с социальным окружением, усвоение им опытавзрослых в различных видах деятельности (игровой, учебной и т.д.) играютпервостепенную роль в его психическим развитии, становлении его личности.
Эмоциональная жизньдошкольника связана с господством чувств над всеми сторонами деятельностиребенка. Эмоциональность характеризуется непроизвольностью,непосредственностью, яркостью: чувства быстро вспыхивают и угасают, настроениенеустойчиво, проявления эмоций очень бурно. Ребенок легко начинает испытыватьчувства симпатии, привязанности, любви, сострадания, жалости, остро переживаети ласку, и похвалу, и наказание, и порицание, легко реагирует на конфликтныеситуации, быстро расстраивается от неудач, легко обижается и плачет, бурновыражает чувства к героям книг и фильмов. Но все это так, же быстро угасает изабывается.[9]
Только в особо нужных ситуацияхи только старшие дошкольники могут сдерживать свои чувства, скрыть их внешниепроявления.
Источникомэмоциональных переживаний ребенка становятся в первую очередь еговзаимоотношения со взрослыми и другими детьми, а также те ситуации, которыепроизвели на него новое, необычное, сильное впечатление. Поэтому чем большевпечатлений получает ребенок, тем более дифференцированными становятся егоэмоциональные переживания.
Для психическогоразвития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот периодинтенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленноразвиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельнойходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются,он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большиеуспехи делает ребенок в овладении родным языком. Если в активном словарегодовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годамчисло их увеличивается до 200-300, а к трем — до 1500 слов.[9, c.36]
Обладая высокойпластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальныевозможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влиянияокружающих взрослых, от воспитания и обучения.
Обобщая наиболее важныедостижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что на этомвозрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственногоразвития, включающим расчлененное восприятия, обобщенные нормы мышления,смысловые запоминание. У ребенка формируется определенный объем знаний инавыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, опираясь на нееможно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.Дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участникамисовместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия на основеусвоения общественных норм поведения. Его поведения характеризуется наличиемсформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностьюк достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своихвозможностей.[9, c.39]
Таким образом,дошкольное детство – особый период в развитии личности. Это время активнойсоциализации ребенка, вхождения его в культуру, развития его общения совзрослыми и сверстниками. Это небольшой отрезок в жизни человека. Но за этовремя ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.
 
1.2 Характеристикапамяти как познавательного процесса
Память- это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая илисложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется впамяти. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы памятьне сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Осуществляя связьмежду прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущихсостояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека,обеспечивает непрерывность существования человеческого «Я» и выступает,таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности иличности.
ВXX веке было создано несколько десятков различных теорий памяти –психологических, физиологических, биологических, химических, кибернетических.Однако в настоящее время нет ни одной единой, признаваемой всеми теории памяти.
Память- процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным егоповторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Памятьсвязывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшейпознавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.[10]
Память– когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения ивоспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания,приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Виды памяти принятовыделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала –образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способазапоминания – логическая и механическая. По длительности сохранения материалапамять может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличиясознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.
Воснове памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действияраздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Под следами вданном случае понимают определенные электрохимические и биохимические измененияв нейронах. Эти следы могут при определенных условиях оживляться, т.е. в нихвозникает процесс возбуждения при отсутствии раздражителя, вызвавшего указанныеизменения.[10, c. 103]
Механизмыпамяти можно рассматривать на различном уровне, с различных точек зрения. Еслиисходить из психологического понятия ассоциации, то физиологический механизм ихобразования — временные нервные связи. Движение нервных процессов в кореоставляет след, проторяются новые нервные пути, т.е. изменения в нейронахприводят к тому, что облегчается распространение нервных процессов именно вэтом направлении. Таким образом, образование и сохранение временных связей, ихугасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций.[10, c.105]
Особоезначение, которое с древних времен придавалось памяти, можно усмотреть в том,что в древнегреческой мифологии именно богиня памяти — Мнемосина, слыла матерьюмуз, покровительницей ремесел и наук. Долгое время проблема памятиразрабатывалась главным образом философией в тесной связи с общей проблемойзнания. Первую развернутую концепцию памяти дал Аристотель в специальномтрактате «О памяти и воспоминании». Собственно память свойственна ичеловеку и животному, воспоминание же — только человеку, оно есть «как бысвоеобразное отыскивание» образов и «бывает только у тех, кто способенразмышлять», ибо «тот, кто вспоминает, делает вывод, что прежде онуже видел, слышал, или испытал нечто в таком же роде». Аристотелем былисформулированы правила для успешного воспоминания, впоследствии вновь«открытые» в качестве основных законов, ассоциаций.
Основу памяти составляетгенетически обусловленная способность запечатлевать информацию, другимисловами, природная пластичность нервно-мозговой ткани («мнема»).Основа памяти называется природной памятью.[10, c.106]
Выделяют три видапамяти:
1. Наглядно-образнаяпамять, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет, форму предмета ит.д.
2. Словесно-логическаяпамять, при которой запоминается информация на слух.
3. Эмоциональнаяпамять, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.
Формыпроявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что памятьобслуживает все виды многообразной деятельности человека.
Воснову видовой классификации памяти положены три основных критерия: 1) объектзапоминания, т.е. то, что запоминается, Это предметы и явления, мысли,движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, какобразная, словесно-логическая, двигательная и эмоциональная; 2) степень волевойрегуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольнуюпамять; 3) длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в видукратковременную, долговременную и оперативную память.[11]
Такимобразом, мы видим, что все виды памяти различают в зависимости от того, чтозапоминается и насколько долго помнится.
Образнаяпамять — это память на представления, на картины природы и жизни, а также назвуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной,обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развитыи играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, тоосязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назватьпрофессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памятиособенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиямидеятельности.
Содержаниемсловесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка,поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно — логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второйсигнальной системе. Этот вид памяти является специфически человеческим видом, вотличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейшихформах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти,словесно-логическая память становиться ведущей по отношению к ним, и от ееразвития зависит развитие всех других видов памяти. Она играет ведущую роль вусвоении знаний в процессе обучения.[11, c.48]
Двигательнаяпамять это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и ихсистем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служитосновой для формирования различных практических и трудовых навыков, ровно как инавыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждыйраз учиться сначала, осуществлять те или иные действия.
Взависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную ипроизвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальнаяцель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В техслучаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В последнемслучае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные,мнемические действия.[11, c.51]
Непроизвольнаяи произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательныеступени развития памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место внашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальныхмнемических намерений и усилий формируется основная и по объёму, и пожизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередковозникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную рольиграет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить илиприпомнить то, что необходимо.[10, c.108]
Памятьдолговременная — подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы,иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков ихарактеризуемая огромным объектом сохраняемой информации. Основным механизмоминформации. Основным механизмом ввода данных в память долговременную и ихфиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровнекратковременной памяти. Однако чисто механическое повторение не приводит кустойчивому долговременному запоминанию. Кроме того, повторение служитнеобходимым условием фиксации данных в долговременной памяти лишь в случаевербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеетосмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним итем, что уже известно субъекту.[11, c.54]
Вотличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранениематериала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременнаяпамять характеризуется очень кратким сохранением после однократного оченьнепродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.
Центральнуюроль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называнияи активного повторения материала, протекающие обычно в форме скрытого проговаривания.Выделяют два вида повторения. В первом случае оно носит относительномеханический характер и не приводит к каким-либо заметным преобразованиямматериала. Этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровнекратковременной памяти, хотя недостаточен для ее перевода в долговременнуюпамять. Долговременное запоминание становится возможным только при втором видеповторения, сопровождающемся включением удерживаемого материала в системуассоциативных связей. В отличие от долговременной памяти, в кратковременнойпамяти может храниться лишь очень ограниченное количество информации — не более7 + — 2 единиц материала. Современные исследования показывают, что ограничениякратковременной памяти не служат препятствием при запоминании больших объемовосмысленного перцептивного материала.[10, c.112]
Крометого, выделяют в отдельный вид памяти — оперативную память. Оперативной памятьюназывают запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое длявыполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессеполучения результата удерживать в памяти действия необходимо до промежуточнойоперации, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельствоочень важно — использованную информацию, утратившую свою значение, помнить нерационально- ведь операционная память должна быть заполнена новой информацией, необходимойдля текущей деятельности.
Впечатление,которые человек получает об окружающим мире, оставляют определенный след,сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся.Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л. Рубенштейн, — мыбыли бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего.Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память лежит в основеспособностей человека, является условием научения, приобретения знаний,формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальноефункционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, еесовершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, накоторых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества безпостоянного улучшения этой функции немыслим.[11, c.56]
Память можно определитькак способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть нечто иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый впроцессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта,его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бысовершенствовать дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бысравнивать и оно безвозвратно утрачивалось.
Память есть у всехживых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает учеловека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагаетникакое другое живое существо в мире.[10, c.114]
Таким образом, памятьможно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие вжизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
 
1.3 Особенности развития памятидетей дошкольного возраста
Вопрос о развитии памяти породилв психологии большие споры. При всей кажущейся очевидности и несомненнойактуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей,так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С.Выготский показывал, что ни по одной теме в психологии нет столько споров,сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.[18]
Достаточно простыми и понятнымипредставляются теоретические положения концепции развития памяти, предложеннойП.П. Блонским. Основным положением данной концепции о соотношении образной исловесной памяти в их развитии является утверждение о том, что четыре видапамяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетическиобусловленные ступени ее развития, возникающие именно в даннойпоследовательности.[11, c. 58]
Самый ранний вид – моторная илидвигательная память начальное свое выражение находит в первых, условныхдвигательных рефлексах детей. Эта реакция наблюдается уже на первом месяцепосле рождения.
Начало эмоциональной илиаффективной памяти, относится к первому полугодию жизни ребенка.
Первые зачатки свободныхвоспоминаний, с которыми, можно связывать начало образной памяти, относятся имко второму году жизни.
Более высокий вид памяти –память-рассказ. Она имеется у ребенка уже в 3-4года, когда начинают развиваться самые основы логики. Память-рассказ ипредставляет собой, согласно П.П. Блонскому, подлинную словесную память,которую необходимо отличать от запоминания и воспроизведения речевых движений,например, при заучивании бессмысленного словесного материала. Представляя собой,высший уровень памяти, память-рассказ, в свою очередь, не сразу выступает внаиболее совершенных формах. Она проходит путь, характеризующийся основнымистадиями развития рассказа. Первоначально рассказ – это только словесноесопровождение действия, далее это слова, сопровождаемые действием, и лишь затемсловесный рассказ выступает сам по себе, как живое и образное сообщение.[11, c. 60]
Память вдошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественнонепроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит передсобой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминаниепроисходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельностии зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было направлено еговнимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.
Качество непроизвольногозапоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активноребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальноевосприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Непроизвольноезапоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенкомдействий восприятия и мышления.[5, c.35]
У младших дошкольниковнепроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение — единственнаяформа работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнитьили припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальныхприемов.
Непроизвольноезапоминание, связанное с активной умственной работой детей над определеннымматериалом, остается до конца дошкольного возраста значительно болеепродуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. Непроизвольноезапоминание в дошкольном возрасте может быть прочным и точным. Если событияэтой поры имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка,они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Дошкольный возрастявляется периодом, освобожденным от амнезии младенчества и раннего возраста.
Первые припоминания впечатлений,полученных в раннем детстве, относятся обычно к возрасту около трёх лет(имеются в виду воспоминания взрослых людей, связанные с детством). Былоустановлено, что почти 75% первых детских воспоминаний приходится на возраст оттрёх до четырёх лет. Это значит, что к данному возрасту, т.е. к началу раннегодошкольного детства, у ребёнка связываются долговременная память и её основныемеханизмы. Одним из них является ассоциативная связь запоминаемого материала сэмоциональными переживаниями.[13]
У большинства нормальноразвивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развитынепосредственная и механическая память.
У некоторых детей дошкольноговозраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит названиеэйдетической памяти. Образы эйдетической памяти по своей яркости и отчетливостиприближаются к образам восприятия. После однократного восприятия материала иочень небольшой умственной обработки, ребенок продолжает «видеть» материал, ипрекрасно восстанавливает его. Эйдетическая память — возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, в периодшкольного обучения обычно утрачивают эту способность. На самом деле, такой видпамяти не так уж и редок, и имеется у многих детей. [13, c. 27]
На протяжении первогогода жизни заметно увеличивается латентный период узнавания. Если восьми-,девятимесячный ребенок узнает близкого человека после двух-, трех- недельнойразлуки, то ребенок второго года жизни может узнавать знакомое лицо послеполутора- и двухмесячного перерыва. На втором году жизни резко увеличиваетсяобъем и прочность детской памяти, что связано не только с созреванием нервногоаппарата ребенка, но и с освоением ходьбы, которая способствует быстромуобогащению опыта ребенка.
Развитие моторнойпамяти начинается в середине первого года жизни. Освоение предметных действийсознает благоприятные условия для запоминания выполняемых движений и действий.Те из них, которые получают сильное эмоциональное и деловое подкрепление в видедостигаемого ребенком желаемого результата, быстро упрочиваются. На втором годужизни простые движения схватывания предметов выполняются легко и организованно.Ребенок воспроизводит их по мере надобности в соответствующих условиях.[14]
На третьем году жизнина основе двигательной памяти у ребенка вырабатываются действия. Они составляютоснову навыков, формирующих уже в последующие периоды. К такимнесформированными еще навыкам относятся, например, движения рук при умывании,действия ложкой во время еды. Зашнуровывание ботинок, застегивание пуговиц,перешагивание через препятствия, бег, прыжки и многие другие.
В дошкольном детстверазвивается особенно важный вид памяти – память на слова. Начиная с 6 месяцев,ребенок запоминает некоторые звукосочетания, а затем и слова, которыесвязываются с определенными предметами, лицами, действиями. В это время ещеможно выделить специально словесную память, тогда как в последующие годы онасливается со смысловой. Освоение разговорной речи ведет к быстрому развитиюсмысловой памяти и памяти на целые словесные цепи, комплексы.
На втором году жизниначавший ходить ребенок узнает много предметов, вещей и, различно действуя сними, обогащает свои знания об окружающем мире. Так начинают накапливатьсяпервичные представления о вещах, людях, событиях, представления, об удаленностии направлении, о выполняемых движениях. На основе формирующейся обратнойафферентации действия с вещами становятся все более точными, согласованными иразнообразными.
Изменяется и сампроцесс памяти: она постепенно освобождается от опоры на восприятие. Наряду сузнаванием формируется и воспроизведение, сначала непроизвольное, вызванноевопросом, подсказкой взрослого, сходным предметом или ситуацией, а затем ипроизвольное. [14, c. 98]
Развитие памяти в дошкольномвозрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного инепосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.З.М. Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного иопосредованного запоминания у дошкольников, и пришла к следующим выводам. Вдошкольном возрасте трех, четырех лет запоминание и воспроизведение вестественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучениямнемическим операциям, являются непроизвольными. В дошкольном возрасте при техже условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольномузапоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессахвыделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивныедействия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучшезапомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.[15]
Различные процессыпамяти развиваются с возрастом у детей неодинаково, причем одни из них могутопережать другие. Например, произвольное воспроизведение возникает раньше, чемпроизвольное запоминание, и в своем развитие как бы обгоняет его. От интересаребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависитразвитие у него процессов памяти.
Переход отнепроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа. На первом этапеформируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить иливспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этогомнемические действия и операции.
С возрастом развиваетсяспособность ребенка оценивать возможности собственной памяти, причем, чемстарше дети, тем лучше они могут это делать. Со временем становятся болееразнообразные и гибкие стратегии запоминания и воспроизведения материала,которые применяет ребенок.[16]
В дошкольном возрастепамять по скорости развития опережает другие способности. Главным видом памятиявляется образная, ее развитие и перестройка связаны с изменениями,происходящими в разных сферах психической жизни ребенка. На протяжениидошкольного возраста значительно изменяется содержание двигательной памяти.Движения становятся сложными, включают несколько компонентов.Словесно-логическая память дошкольника интенсивно развивается в процессе активногоосвоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений,рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Дошкольный период – эпохагосподства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. У дошкольникасохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, какэмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия,движение, контраст и пр. Элементы произвольного поведения – это главноедостижение дошкольного возраста. Важным моментом в развитии памяти дошкольникавыступает появление личных воспоминаний.
К концу дошкольногодетства у ребенка появляются элементы произвольной памяти. Произвольная памятьпроявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить ивспомнить.
Однако тот факт, чтопамять развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другимиспособностями, не значит, что следует довольствоваться этим фактом. Наоборот,следует максимально развивать память ребенка в период, когда к этому располагаютвсе факторы. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка начиная с раннегодетства.[17]
Непроизвольная память,не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менеепродуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение.Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокогоуровня. Для детей характерны попытки проведения анализа пространственныхситуаций.[17, c. 147]
Таким образом, к 6-7годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные созначительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Накоплениек дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточныйуровень развития памяти повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах.

2.Методические основы изучения и развития памяти в дошкольном возрасте
 
2.1Методики диагностики развития памяти детей дошкольного возраста
память развитие дошкольный возраст
Памятьчеловека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить,особенно если при этом диагностируется не только память, но и другиепсихологические характеристики человека. В этой связи в практическойпсиходиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами.В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, вчастности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух — основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания.Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностикиэтих характеристик памяти человека.
Методика«Узнай фигуры»
Этаметодика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей вонтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависитстановление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения ивоспроизведения.
Вметодике детям предлагаются картинки, изображенные на рис. 12 Приложение А, всопровождении следующей инструкции:
«Передвами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальныхдвойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенныхв ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожуюкартинку».
Сначаладля пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных вряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, чторебенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу накартинках с номерами от 1 до 10.
Экспериментпроводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всемизадачами.
Оценкарезультатов
10баллов — ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.
8-9баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.
6-7баллов — ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периодавремени от 50 до 60 сек.
4-5баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.
2-3балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.
0-1балл — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.
Выводыоб уровне развития
10баллов — очень высокий.
8-9баллов — высокий.
4-7баллов — средний.
2-3балла — низкий.
0-1балл — очень низкий.
Методика«Запомни рисунки»
Даннаяметодика предназначена для определения объема кратковременной зрительнойпамяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные в ПриложенииБ на рис. 13 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:
«Наэтой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затемузнать на другой картинке (Приложение Б рис. 13 Б), которую я тебе сейчаспокажу.
Наней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких,которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинкетолько те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Времяэкспозиции стимульной картинки (Приложение Б рис. 13 А) составляет 30 сек.После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее емупоказывают вторую картинку — Приложение Б рис. 13 Б. Эксперимент продолжаетсядо тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценкарезультатов
10баллов — ребенок узнал на картинке (Приложение Б на рис. 13 Б) все девятьизображений, показанных ему на картинке(Приложение Б на рис. 13 А), затратив наэто меньше 45 сек.
8-9баллов — ребенок узнал на картинке 13 Б Приложение Б, 7-8 изображений завремя от 45 до 55 сек.
6-7баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1балл — ребенок не узнал на картинке 13 Б Приложение Б ни одногоизображения в течение 90 сек и более.
Выводыоб уровне развития
10баллов — очень высокий.
8-9баллов — высокий.
4-7баллов — средний.
2-3балла — низкий.
0-1балл — очень низкий. [18]
Методика«Запомни цифры»
Этаметодика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памятиребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:
«Сейчася буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как яскажу слово «повтори»».
Далееэкспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр,представленных на Приложении В рис. 14 А, с интервалом 1 сек между цифрами.После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед заэкспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допуститошибки.
Еслиошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийсясправа ( Приложение В рис. 14 Б) и состоящий из такого же количества цифр, каки тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Еслиребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, тона этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечаетсядлина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного,и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке — убывающем (рис. 15 А приложение В).
Взаключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, которыйчисленно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильновоспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.
Оценкарезультатов
10баллов — ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр. 8-9 баллов — ребенокточно воспроизвел в среднем 7-8 цифр. 6-7 баллов — ребенок безошибочно смогвоспроизвести в среднем 5-6 цифр. 4-5 баллов — ребенок в среднем воспроизвел 4цифры. 2-3 балла — ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры. 0-1 балл — ребенок всреднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.
Выводыоб уровне развития
10баллов — очень высокий.
8-9баллов — высокий.
4-7баллов — средний.
2-3балла — низкий.
0-1балл- очень низкий.[18, c.176]
Методика«Выучи слова»
Спомощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенокполучает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочновоспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон,стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминаниеряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенокпытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов,которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновьзачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут полученырезультаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
Результатызаучивания ряда слов представляются на графике (Приложение Г рис. 16), где погоризонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, апо вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
Оценкарезультатов
10баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньшепопыток. 8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток10-11 слов. 6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6попыток 8-9 слов. 4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6попыток 7-6 слов. 2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6попыток 4-5 слов. 0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6попыток не более 3 слов.
Выводыоб уровне развития
10баллов — очень высокий.
8-9баллов — высокий.
4-7баллов — средний.
2-3 балланизкий.
0-1балл -очень низкий.[18, c.179]
 
2.2 Методы и приемы развития памяти детей дошкольноговозраста
 
Памятькак способность запечатлевать и сохранять впечатления дарованачеловеку с самого рождения, но владеть и управлятьею мы учимся всю жизнь. Люди с древних времен старалисьизобретать приемы, помогающие запоминать нужную информацию, передаваяих из поколения в поколение под общим названием«мнемотехника» (от греч. «мнемо» - память).[19]
Мнемотехника — совокупностьспециальных приемов и способов, облегчающих нужной информации и увеличивающихобъем памяти путем образования ассоциаций (связей)4 замена абстрактных объемови фактов на понятия и представление, связывание объектов с уже имеющейсяинформацией в памяти различных типов для упрощения запоминания в видеизображения, набора символов либо предметов некоего объекта, субъекта, либоявления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание.Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы,запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности,закрепление в памяти.
На ряду смнемотехникой, так же выделяют прием под названием пиктограмма.
Прием пиктограммособенно хорош для людей так называемого «зрительного» типа. Пиктограмма – эторисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человекпридумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких – либослов и выражений. Этот прием хорошо работает при запоминании текстов, в томчисле и стихотворных.
В тексте выделяютсяключевые слова и к каждому выделенному слову или выражению рисуетсяпиктограмма. Можно сказать, что это зрительная ассоциация. Не надо, чтобыкартинка была слишком подробной, необязательно, чтобы она являласьпроизведением искусства, требующей художественных навыков и желательно, чтобыона не содержала букв или цифр. Например, для слова «праздник» можно нарисоватьфлажок, салют. Пиктограмма должна моментально напомнить слово или выражение,которое она изображает.[20]
Кроме реализации всех общихусловий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогутспециальные упражнения и игры. Как только малыш произнес первые слова, с нимможно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чемзанимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились впесочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепеннокроха присоединится к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадываниезагадок, головоломок, ребусов — все это помимо общего развития, прекрасноразвивает память.
Читая с малышом книгу или заучиваястишок, тем самым развивается его словесно-смысловая память. Особое вниманиестоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропускаяподробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту жесказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать вопросы опрочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Как выглядел? Что плохо,что хорошо? и т.д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событияхпоследовательно и логично. С этим способом развития памяти слишком поторопитьсяпросто невозможно – уже в 1,5-2 года дети с удовольствием перечисляют героевстишка или сказки. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малышапересказывать рассказы. [20, c.154]
Игрыдля развития памяти
Для ребят дошкольного возрастасуществует игра «Чего не стало?» («Чего не хватает»). На столик ставятсянесколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну — двеминуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один изпредметов. Задача ребенка — вспомнить, какого предмета не хватает (для детейстаршего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – сисчезновением двух и более игрушек). Ответные действия детей могут бытьразными. В зависимости от готовности, малыш может найти игрушку на другомстоле, в комнате, на более удаленном расстоянии, выбрать табличку с названиемигрушки и т.д. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить месторасположения игрушки среди других, а после того, как взрослый за ширмой нарушитэтот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра«Кто к нам пришел?», когда взрослый не убирает, а добавляет предмет илинесколько предметов за ширмой.
Есть и еще одна игра на запоминание– «Ящик». В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется изнебольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Ихколичество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик нанекоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.[20, c.160]
Игрыдля развития различных видов памяти
Зрительную память детей 3-6 летхорошо развивает игра (похожая на «Ящик») под названием «Найди сам».Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг надруга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробковкладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать,куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором,более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета.На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить,где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, какпредмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, кпримеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день(развитие долговременной зрительной памяти).[21]
Для развития ребенка очень важнатактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения кразличным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием режеиспытывают трудности в школьном обучении. Упражнением для тренировки этойпамяти может стать игра «Узнай предмет». Ребенку старшего дошкольного возрастазавязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы.При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том,что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, емупредлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которойони вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышутребуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.
Для детей помладше (2-4 года)существует упрощенный вариант этой игры – «Чудесный мешочек». В полотняныймешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку,пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определятьодин за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал ихсвойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшегозапоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.
В старшем дошкольном возрасте можноразвивать тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские узлы (темболее что это помогает и развитию зрительного пространственноговоображения).[21, c. 195]
Двигательную память детей 3-6 летразвивает игра «Делай, как я». На первом этапе взрослый становится за спинойребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки,разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малышаповторить эти движения.
На втором, более сложном этапе,взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малышсовершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
Слуховую память старшихдошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов,связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка,окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышуповторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировкакратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужнопопросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.[21,c. 201]
Дополнительныеигры
Игра «Найди куклу» для детей 1,5-4лет.
Ребенок уходит в другую комнату илиотворачивается, а взрослый в это время прячет куклу, потом говорит:
Кукла Ляля убежала.
Ах, куда она пропала?
Маша, Маша (имя ребенка), поищи,
С нашей Лялей попляши!
(А. Ануфриева)
Ребенок находит куклу, пляшет сней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.
Игра «Кто больше запомнит?» для 2-6летних.
Детям последовательно, одна задругой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые онидолжны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрываеттот, кто назовет максимальное количество.
Игра в «Магазин» (для малышей,начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, еслисоздает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок,выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большегопоощрения он достоин.
Для детей старшего дошкольноговозраста подходит игра «Нарисуй фигуру». Ребенку показывают4-6 геометрическихфигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Болеесложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая ихразмер и цвет.
Игра «Кто знает больше»также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают заодну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, — 5 круглыхпредметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назватьпредметы за отведенное время. Повторы не считаются!
Конечно, предложенныезанятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А возможно, и заставятотказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будутвознаграждены сторицей. Во-первых, их отпрыск приобретет репутацию умника, аво-вторых, подобные игры с ребенком подарят бесценную возможность ненадолгооказаться в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом.[20, c.163]

Заключение
 
Входе написания курсовой работы было изучено и проанализировано большое количествонаучно-методической литературы по развитию памяти детей дошкольного возраста.
Прирассмотрении вопроса о психических особенностях развития детей дошкольноговозраста было выявлено, что дошкольный возраст является периодом интенсивногопсихического развития ребенка. Особенности этого этапа проявляются впрогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствованияпсихофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностныхновообразований.
Рассматриваявопрос о характеристике памяти как познавательного процесса было установлено,что память можно определить как психофизиологический и культурный процессы,выполняющие в жизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведенияинформации.
Входе изучения вопроса об особенностях развития памяти дошкольника выяснилось,что память в дошкольном возрасте носит преимущественно непроизвольный характер.А к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанныесо значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.
С помощью приведенных вкурсовой работе методов диагностики можно получить качественные данные остепени развития памяти у ребенка дошкольного возраста.
Рассматриваявопрос о методах и приемах развития памяти, было выявлено, что существует многопутей и способов развития памяти детей дошкольного возраста, а также различныеигры и упражнения.
Таким образом, памятьпредставляет собой наиболее важный познавательный процесс способствующийвсестороннему развитию личности ребенка.

Списокиспользованных источников
1.Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана. «Рост благосостоянияграждан Республики Казахстан — главная цель государственной политики» от 6февраля 2008 года. Петропавловск, 2008. – 86 с.
2.Мартюкова Е. «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв вбудущее»// ж. Северный Казахстан от 16 октября 2009г. №126.
3. Шаграева О.А. Детская психология:теоретический и практический курс. – М.: Владос, 2001. – 368 с.
4. Рогов Е.И. Р59 Настольная книгапрактического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
5. Мухина В.С. Возрастная психология:феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 5-е изд.,Стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
6. Эльконин Д.Б.детская психология: Развитие ребенка от рождения до 7 лет. – М., 1960.- 328 с.
7. Запорожец А.В. З-12 Избранныепсихологические труды: В 2-х т. 1. Психическое развитие ребенка. – М.:Педагогика, 1986. – 320 с.
8. Возрастнаяи педагогическая психология: Учебник для студ. пед. Институтов /В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Ительсон и др.; Под ред. Петровского А. В. – 2-еизд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979: 288 с.
9. Урунтаева Г.А. Дошкольнаяпсихология:. – 4- е изд., стереотип. – М. Академия, 1999. – 336 с.
10. Немов Р.С. Психология: учеб. длястуд. высш. пед. учеб. заведения: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центрВладос, 2003. – кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
11. Блонский П.П. Память имышление: В кн. избр. псих. произв. – М.: Просвещение., 1964.
12. Выготский Л.С. Собраниесочинений.: В 6-ти т.: Педагогика. — (академия пед. наук СССР). Т. 4: Детскаяпсихология. – 1984. – 432 с.
13. Обухова Л.Ф. Детская психология:.– 2-е изд., стереотип.- М.: Тривола, 1996. – 360 с.
14. И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособиедля студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.
15. Немов Р.С. Психология: учеб. длястуд. высш. пед. учеб. заведения: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центрВладос, 2003. – кн. 3: Общие основы психологии. – 688 с.
16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
17. Жировина Л.Ф. Развиваем памятьдетей// Ребенок в детском саду.- 2010.-№6- 29-38 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.