Развитие ребенка в раннем детстве
План
1.Личвостное и эмоциональное развитие
2. Развитие речи
3. Развитие отдельных видов деятельности
4. Развитие познавательной сферы
5. Кризис трех лет
1. Личностноеи эмоциональное развитие
Личностноеразвитие. Начало раннеговозраста связано с «кризисом одного года». Психологическое содержаниекризиса состоит в том, что поведение ребенка уже не управляется со стороны внешнихвоздействий, дети начинают действовать под влиянием всплывающих в их памяти образови представлений.
Саша (1.4.6).В течение месяца Саша не видел отца и за это время ни разу о нем не вспомнил. Приехалотец поздно, и Сашавидел его лишь мельком и не насытился общением с ним. И вдруг в первое же утро послеприезда его первым словом было «папа». ( из наблюдений Н.А. Менчинской).
У ребенкапоявляются «мотивирующие представления» (Л.И. Божович), которые изменяютповедение ребенка, часто вызывают упрямство, капризы. Таким образом, ребенок становитсясубъектом. Далее ребенок становится существом, осознающим себя как субъекта, возникаетсистемное новообразование, которое связывают с появлением слова «я».
В конце первого- начале второго года жизни ребенок переходит к прямохождению. Оно имеет важноезначение для дальнейшего психического развития, поскольку теперь, ребенок видитдальше, более самостоятелен в общении с миром, в достижении желаемого объекта, егоруки освободились для манипулятивной деятельности.
Изменяетсясоциальная ситуация развития, ребенок приобретает значительную автономию от взрослых,удовлетворяет самостоятельно многие свои потребности. Его познавательная активностьнаправлена теперь не только на внешний предметный мир, но и на самого себя. Ребенокмногократно производит одно и то же движение (например: открывает и закрывает дверь),следит за теми изменениями, которые он производит, выделяет себя из окружающегомира предметов и осознает себя как субъекта. Осознание себя происходит вместе споявлением местоимения «я». Система «я» – центральное новообразование,которое возникает к концу раннего возраста. Она выражается в настойчивом требованииребенка «я сам».
Саша нехочет пить лекарство, ему дают его насильно, после чего он долго и громко плачети так каждый_раз. Однажды отец сказал: «Саша, ты -мужчина, ты сам выпьешь лекарство"…мальчик широко раскрыл рот и выпил, лекарство».
Другими новообразованиямиребенка этого возраста является самооценка, стремление соответствовать требованиям
взрослых,уровень притязаний.
Эмоции в этом возрасте носят кратковременный,неустойчивый характер, бурно выражаются. Так, если мама пытается увести из песочницыувлеченного игрой ребенка, это может вызвать протест со словами типа: «Ты плохая...». Однако это не характеризует пока отношение ребенка к матери, т.к. эмоции ситуативны.Ребенок импульсивен, действует под влиянием сиюминутно возникши; переживаний.
Эмоции оказываютсильное влияние на все поведение ребенка. В ожидании приятного события;(дня рождения,праздника и проч.) или после него дети становятся плаксивыми, раздражительными,капризными.
К концу раннеговозраста происходит постепенная социализация эмоций, т.к. возникают переживания,связанные с результатами человеческой деятельности (ребенок хочет получить одобрениепри самостоятельном выполнении определенных действий); развиваются симпатия, сочувствие,чувство гордости и стыда. Так, если в начале раннего возраста часто действует «эмоциональноезаражение» (если в группе детей начинает плакать один, то его сразу поддерживаютостальные), то на третьем году они уже утешают плачущего, пытаются привлечь егок участию в удовольствии, нередко делятся сладостями, игрушками.
2. Развитиеречи
Ранний возраст- сензитивный период развития речи, которое осуществляется по двум линиям: совершенствуетсяпонимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Речь превращаетсяв средство общения прежде всего по поводу предметной совместной со взрослым деятельности.В -становлении коммуникативной функции слова можно выделить три периода: 1) ребеноктянется к предмету, сопровождая собственное действие мимикой и эмоциями, которыепо сути адресованы взрослому; 2) ребенок переводит взгляд с предмета на взрослого,пытается обратить его внимание на предмет с помощью указательного жеста; 3) ребенокназывает предмет словом, при этом требуемое действие взрослого с предметом подразумевается.
В началевторого года жизни речь ребенка значительно отличается от речи взрослого. Она называетсяавтономной речью и имеет троякое происхождение: во-первых, это язык взрослых, которыепридумывают для детей более доступные слова («ам-ам», «ням-ням» и т.п.), во-вторых,это слова, искаженные ребенком вследствие недостаточною развития фонематическогослуха и звуковой артикуляции («моко», -молоко, «хеб» — хлеб и т.п.) и, в-третьих,ребенок сам придумывает.автономные слова («мазелин» — вазелин, «мокресс» — компресси т.п.), что говорит о том, что ребенок начинает осознавать звуковую сторону слова.
Наиболеесложно для ребенка дается обобщение предметов. С одной стороны, за словом, произносимымребенком, чаще всего стоит: единичный, конкретней предмет, а не общее значение.Слово «чашка» означает для него ту чашку, из которой он пьет;" другие чашки,отличающиеся по внешнему признаку, этим словом не называются. С другой стороны,он может обозначать одним словом разные предметы («Ала» -шляпа, косынка, чепчик,т.е. ребенок обобщает предметы по назначению.; «Га-га» — гуси, ботинки, птицы, т.е.обобщает по внешнему сходству).
До полуторалет фразовая речь отсутствует, вместо нее ребенок пользуется словами-предложениями(например, «Би-би» означает просьбу дать ребенку машинку). К двум годам появляютсядвусложные предложения, но слова в них грамматически не связаны между собой; согласованиеслов появляется к концу раннего возраста.
На третьемгоду жизни ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объемусказки,
может отвечатьна некоторые вопросы по прочитанному; при пересказе способен лишь договаривать завзрослым отдельные слова либо группы слов.
3. Развитиеотдельных видов деятельности
Развитиепредметной деятельности. Началораннего детства знаменует переход от действий-манипуляций с предметами, в которыхребенок ориентировался прежде всего на их физические характеристики (цвет, форму,способность издавать звук и т.д.), к предметно-орудийным действиям. Предметно-орудийноедействие предполагает, что один предмет используется для воздействия на другой (набиратькашу ложкой, копать совочком песок), причем способ использования предмета-орудиязафиксирован в его устройстве и закреплен в обществе. Это происходит не без участиявзрослого, носителя орудийных действий.
Общение ребенкаи взрослого в это время приобретает существенные изменения, приобретает качественноиное содержание, из непосредственно-эмоционального превращается в практическое сотрудничество.Теперь ребенку недостаточно, чтобы взрослый просто говорил ему ласковые слова, отнего требуется участие в совместной деятельности. Более того, ребенок часто, будучизанят действием с предметом, как бы не замечает взрослого, который «закрыт» предметоми его свойствами. Это и дает основание говорить о том, что предметно-орудийная деятельностьявляется ведущей в раннем детстве, внутри нее развиваются другие психические функции.
Овладениеорудийными действиями осуществляется постепенно. Сначала орудие для ребенка — этопродолжение его собственной руки. Например, годовалый ребенок, зачерпнув ложкойпищу, тут же выливает содержимое на себя. Это объясняется тем, что он в это времядействует ложкой как рукой, зачерпнув пищу, сразу же несет в рот. Действие же ложкойкак орудием требует иной траектории движения (сначала вертикально, затем — горизонтально).Переход к собственно орудийным действиям осуществляется по мере того, как ребенокначинает учитывать объективную связь между предметом-орудием и предметом-целью,усваивает операционно-техническую сторону действия с предметом. Предметный мир враннем возрасте раскалывается для ребенка на две категории: мир постоянных вещей,т.е. вещей со строго фиксированной функцией, которая предписывает однозначные действия(ложкой есть, из чашки пить и т.д.). Второй мир — мир полифункциональных предметов(кубики, палочки и т.д.), в нем ребенок более свободен. Обе категории по-своемуважны для ребенка. Предметы с фиксированной функцией способствуют усвоению социальныхнорм, формированию самооценки, поскольку оценка «я хороший», «я плохой» определяетсятем, насколько правильно ребенок использует предметы.
В концевторого и начале третьего года жизни Андрей очень любил нести и ставить на стол,а затем убирать со стола тарелки и чашки. Неся тарелку или чашку, он все время оборачивалсяи смотрел на.шедшего за ним взрослого. Это очень часто приводило ко всевозможнымавариям. Его поведение при этом производило впечатление раздвоенного сводной стороныон был занят предметом и действием с ним, а, с другой –взрослым ради поощрения которогоон производил эти действия,( Д. Б. Эльконин, 1978, с. 160)
Полифункциональныепредметы предоставляют определенную свободу действий (кубиком можно мылить руки,как мылом, он же может стать мороженым и т.п.), на них переносится отделенная отпредмета схема действия, они превращаются в предметы-заместители.
Вова (1,4).смотря на воспитательницу, которая пишет, берет деревянную лапочку, как карандаш,переворачивает вверх дном корзинку от игрушек и «пишет» палочкой по плоскому днукорзинки ,( Д. Б. Эльконин, 1978, с. 162)
Развитиеигры. В начале раннего возрастаигра носит отобразителъный характер. Ребенок многократно воспроизводит действия,показанные ему взрослым. Однако в игре действия направляются не на получение результата,а на достижение понятной по прошлому опыту условной цели. Действие становится условным,а результат — не реальным, а воображаемым.
Лида (2,1)кормит куклу из горшочка, потом бежит к пианино, говорит: «сисека» (конфета) и бежитоттуда с протянутыми кулачками, подносит кулачок к о рту куклы,.говоря: ,( Д. Б. Эльконин, 1978, с. 163)
Называнияребенком воображаемых состояний куклы («кукла больная»), свойств предметов («супгорячий», «кисель вкусный») являются первыми попытками создания игровой ситуации.В игре появляются предметы-заместители, в качестве которых чаще всего используютсяпредметы, не имеющие специфического употребления (палочки, щепочки, кубики). Онивносятся в игру как дополнительный материал к сюжетным игрушкам.
Лида (2,4) длительно играет с куклой; сначала лечит ее, потом танцует с ней и т.д 3аметивна столе спичку, поднимает её, водит по голове куклы, говоря «цысать дяля» (причесыватькуклу)3 показывает спичку воспитательнице и говорит: «ляля чик» (куклу стричь).(Д.Б. Эльконин, 1978, с164)
Так появляютсязачатки игровой ситуации, затем возникает и развивается роль. Изначально в игреребенок воспроизводит виденные им ранее действия взрослого, но называние себя именем'взрослого происходит не сразу. Называнию себя именем другого предшествует называниесебя собственным именем («Вова дает кушать»). Это является симптомом того, что ребенокне только производит действие, но и понимает, что именно он производит это действие.
Первые зачаткироли появляются в конце раннего возраста. Об этом говорят следующие факты: 1) появляетсяназывание куклы именем действующего лица, т.е. кукла становится заместителем человека;2) появляется разговор от лица куклы. Постепенно происходит усложнение структурыигровых действий. В самом начале они являются одноактными. Ребенок или моет куклу,или кормит ее, или причесывает ее. На следующем этапе игра уже состоит из двух илиболее элементарных действий, никак между собой не связанных (сначала баюкает куклу,затем ходит, потом кормит, потом качает на качалке). К концу раннего возраста игровыедействия начинают отражать логику жизни человека. Развитие изобразительной деятельности.Интерес к изобразительной деятельности у ребенка возникает в начале второго годажизни. В это время ребенок, действуя беспорядочно с карандашом и бумагой, стремитсяподражать взрослому, не пытаясь что-то изобразить. Удовольствие ему доставляет самаманипуляция с карандашом. Эта стадия сменяется стадией непреднамеренного рисунка.Теперь в случайном сочетании линий ребенок начинает узнавать знакомые ему предметы(«Это — палка», «Это — дорога»).
Собственноизобразительная деятельность возникает позднее, когда ребенок переходит от называнияуже нарисованного к словесному формулированию того, что он собирается изобразить(«Нарисую дом… козу...). Первые графические образы еще мало понятны постороннемузрителю и по-прежнему напоминают случайные сочетания линий, да и сам ребенок быстрозабывает и не узнает, что именно он изобразил. Однако вскоре ребенок начинает понимать,что изображение предмета должно иметь сходство с самим предметом. Это находит отражениев том, что ребенок подолгу рисует одни и те же знакомые ему объекты, как бы добиваясьсходства графического образа с оригиналом. Графический образ большинства изображаемыхпредметов в этом возрасте — замкнутая закругленная линия.
4. Развитиепознавательной сферы
Восприятие в раннем возрасте остается синкретичным и расплывчатым. Узнаваниепредметов осуществляется по какому-либо случайному, яркому признаку, детали. Этопроявляется в том, что ребенок часто рассматривает картинки, фотографии «вверхногами».
Восприятиеразвивается по мере овладения ребенком предметной деятельностью, в ходе которойон учится ориентироваться на цвет, форм>, размеры предметов (например, при подбореколец пирамидки, частей матрёшки, застегиваний пуговиц и т.д.). Постепенно ребенокпереходит от внешнеорудийной ориентировки в свойствах предметов к зрительной. Например,если в начале второго года дети подбирают вкладыши к отверстиям в игре методом прикладывания,то на третьем году уже действуют на основе зрительного соотнесения. В памяти ребенкасохраняется представления воспринятых им ранее предметов, которые в дальнейшем выступаютв качестве эталонов при восприятии новых предметов (зелёный «как огурец»,круглый «как шарик» и т.д.).
К концу раннеювозраста ребенок усваивает представление об основных геометрических формах (треугольник,квадрат, прямоугольник, многоугольник, круг, овал), основных цветах (красный, оранжевый,желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный), развивается фонематический слух.Ребёнок, воспринимая слово, ориентируется уже не на его ритмическую и интонационнуюстороны, а выделяет отдельные звуки родного языка (сначала гласные, а затем согласные).
Вниманиестановится более устойчивым, ребенок теперьможет заниматься интересной для него деятельностью до 8-Ю минут; оно удерживаетсяне только на предметах, но и на речи (слушает песенки, сказки, стихи), на музыке(восприятие музыки должно поддерживаться собственными движениями ребёнка в такт).
В целом вниманиеносит непроизвольный характер; ребёнка привлекает новизна, яркие признаки объектов.Объем внимания остаётся узким (если что-то рассматривает, то перестаёт слушать).
Память. Развивается образная память (ребёнок узнаёт близких людей по голосу),вербальная память (растет словарь, усваивается грамматика родного языка). Памятьпостепенно освобождается от восприятия. Если младенец не столько вспоминает, сколькоузнает знакомые объекту, то в раннем возрасте он способен к воспроизведению (ищетмяч под диваном, если он укатился туда накануне).
Развитиеполучает долговременная память. В начале второго года жизни ребёнок узнаёт знакомыхлюдей после 1,5 -2 месяцев разлуки, к концу третьего года жизни этот период возрастаетуже до 1 года и более. Формируются первичные исполнительные действия (застегиваниепуговиц, умывание и т.п.). Однако эти действия в раннем возрасте не превращаютсяв устойчивый навык и быстро забываются с прекращением повторений.
Память носитнепроизвольный характер, ребёнок не может выполнить специальных действий с цельюзапомнить.
Основнымфактором в запоминании является частота повторений и включение активных действийсамою ребёнка (при заучивании стихотворения — притопывание в такт, хождение в кругеи т. п.).
Воображение в раннем возрасте развивается в связис сохранением, накоплением в памяти впечатлений, представлений и выполняет двоякуюфункцию. Во-первых, оно участвует в познании окружающего, в образах дети домысливаютнепонятное, увиденное; во вторых, предохраняет растущую личность от чрезмерно тяжелыхпереживаний и душевных травм (отрицательные эмоциональные переживания символическивыражаются в героях сказок; в фантазиях дети приписывают себе положительные качестваи т.п.). Воображение в это время носит воссоздающий характер и проявляется в том,что ребенок узнает знакомые предметы на картинках, сопереживает героям рассказов,сказок; в игре воспроизводит действия, показанные взрослым.
У ребенкапоявляется способность к преобразованию образов восприятия, в одном предмете начинаетвидеть другой (палочка превращается в лошадку, кубик — в мороженое и т.п.).
Основнойособенностью мышления в раннем возрасте является его наглядно-действенный характер. Ребенокустанавливает существенные связи и отношения между предметами путем практическихпроб. Например, если ломается механическая игрушка, ребенок тут же начинает ее трясти,крутить ее части, как бы методом проб и ошибок пытаясь ее исправить. Однако ужев раннем возрасте делаются попытки разрешить проблемную ситуацию.
Жаклин1.8.9). Подходит к закрытой двери, держа в каждой руке травинки. Она протягиваетправую руку к ручке дверного замка, но тут видит, что для того, чтобы открыть дверь,ей придется выпустить из рук траву. Она кладет траву на пол, открывает дверь, сноваподнимает траву и входит в комнату, Но когда ей захотелось выйти из комнаты, ситуацияосложнилась. Она кладет траву на пол и берется за ручку. Но туг она замечает, что,открывая дверь на себя, она сметет прочь траву, которую она положила между дверьюи порогом. Тогда она поднимает ее и кладет за пределами зоны движения двери (изнаблюдений Ж.Пиаже).
Оперируяобразами, ребенок планирует собственные действия, прогнозирует результат. Это даетоснование говорить о возникновении наглядно-образного мышления.
5. Кризистрех лет
К трем годам,а иногда и раньше, у детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности.«Я сам»,-требует малыш, бурно протестуя против вмешательства и помощи родителей.Он хочет быть таким, как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такойже независимостью и самостоятельностью. И не потом, а сейчас, немедленно. Он начинаетпротивопоставлять свои желания желаниям взрослых, поскольку уже перерос те формыопеки, которые сложились в раннем возрасте. Вследствие этого возникает кризис раннеговозраста, или кризис трех лет. Его основные характерные признаки:
• Возникновениенегативизма, т.е. поведения, идущего вразрез с тем, что предлагают взрослые. Этореакция не на содержание действие, а на само предложение со стороны взрослых. Ребенокотказывается делать что-либо только потому, что его об этом попросили. Негативизмвынуждает ребенка отказываться от предложения даже вопреки своему желанию. Частоможно наблюдать сцену, когда голодный ребенок не хочет есть то, что ему предлагают.Однако стоит только сказать: «ну и не надо, я и не хотел тебе этого давать», какон немедленно начинает требовать, чтобы ему дали эту еду.
• Появлениеупрямства, т.е. настаивание на своем не потому, что этого очень хочется, а потому,что он этого потребовал. Причина настаивания в том, что ребенок хочет, чтобы с нимтоже считались.
• Строптивость,т.е. поведение, направленное против норм воспитания, против образа жизни, сложившегосяранее.
• Своеволиекак отражение стремления к самостоятельности.
• Деспотизмпо отношению к окружающим. Мама не должна уходить из дома. Она должна постояннобыть с ним такого требования ребенка. Или кормить его должна только бабушка.
• Своеволиекак отражение стремления к самостоятельности.
• Проявлениепротеста — бунта: поведение приобретает протестующий характер, словно он воюет сокружающими, находится с ними в постоянном конфликте.
• Обесцениваниевсех и вся: от матери до игрушек. Так, ребенок из хорошей семьи начинает вдруг ругаться,называть мать «дурой», плюет на отца и т.д.
Естественно,в этот период взрослые испытывают значительные трудности в управлении поведениемребенка. При этом негативные формы его поведения направлены главным образом толькона те взрослых, которые постоянно ухаживают за ним, и не касаются сверстников, братьеви сестер.
Однако исам ребенок может испытывать при этом сильные и глубокие переживания. У него возникаютне только внешние, но и внутренние конфликты. Нередко наблюдаются и невротическиереакции, например энурез (ночное недержание мочи). Ночные страхи, беспокойный сон,иногда временное заикание, гипобулические припадки (ребенок трясется, бросаетсяна пол, стучит руками и ногами) — все это проявление заостренных черт негативизма,упрямства и протеста.