Федеральное Агентство по образованию инауке Российской Федерации ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: «Развитие воображения у детей снарушениями слуха»
Йошкар-Ола 2010
Оглавление
Введение
1. Развитие воображения и его роль в жизни ребенка
2. Особенности развития воображения у детей с нарушениямислуха
3. Упражнения направленные на развития воображения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Согласно периодизациипсихического развития, предложенной Л.С. Выготским, воображение являетсяцентральным психологическим новообразованием дошкольного возраста.
У новорождённого ребёнкавоображения ещё нет. Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в егодеятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.
Формируется воображение вигровой деятельности, которая является ведущей в этом возрастном периоде. Дляразвития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширениекруга представлений об окружающей действительности. Этот опыт приобретается какпутём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему своизнания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.
Развивается интенсивно ввозрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально неразвивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность,снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
1.Развитие воображения и его роль в жизни ребенка
Сущность воображения какпознавательного процесса заключается в преобразовании представлений, созданииновых образов на основе имеющихся. Воображение выражается в построении образасредств и конечного результата деятельности, в создании программы поведения втех случаях, когда ситуация неопределенна, в воссоздании образов,соответствующих описанию объекта.
В онтогенезе постепенноформируются основные функции воображения. Познавательная его функцияреализуется благодаря отделению предмета от образа и обозначению его с помощьюслова, в результате у ребенка формируется способность составлять планпредстоящих действий.
Аффективно-защитнаяфункция обуславливает возможность предохранить легкоранимую личность ребенка оттяжелых переживаний, душевных травм. С помощью создания воображаемой ситуацииможет происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное символическоеразрешение конфликтов, которые трудно снять иными способами, например, ребенокстроит воображаемые ситуации, снимающие угрозы его «я».
В дошкольном возрасте воображениеформируется в ведущей деятельности данного периода — сюжетно-ролевой игре, всеструктурные компоненты которой способствуют этому – воображаемая ситуация,творческое принятие на себя роли, использование предметов-заместителей.
С развитием речи и мышлениявоображение детей развивается, освобождается от конкретных образныхкомпонентов. Участие в воображении понятий освобождает от скованностиконкретной ситуацией, обеспечивает возможность творческой переработки ипреобразования имеющихся представлений, создания новых представлений.
Активное воображениеможет быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение заключается всоздании образов, соответствующих описанию. Творческое воображение предполагаетсоздание образов, реализуемых в оригинальных продуктах деятельности. 2.Особенности развития воображения у детей с нарушениями слуха
У детей с нарушениямислуха специфические особенности воображения обусловлены замедленнымформированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставаниемв развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Как показали исследованияГ.Л.Выгодской, глухие дошкольники долго не переходят отпредметно-процессуальных игр, главным в которых является воспроизведениедействий с предметами, к сюжетно-ролевым, требующим создания воображаемойигровой ситуации. Их сюжетные игры более однообразны, стереотипны, чем услышащих детей, они больше склонны к простому подражанию. Воображение глухихдошкольников как бы дольше «привязано» сначала к восприятию, а потомк памяти. Глухие дети часто не могут использовать предметы-заместители, у нихнаблюдаются трудности в формировании познавательной функции воображения, позже,чем у слышащих, происходит разделение в цепочке «предмет — образ — слово». Таким образом, уже на ранних этапах онтогенеза глухие детиначинают отставать от слышащих сверстников в развитии воображения. И хотяобразы памяти у них отличаются достаточной яркостью и живостью, отставание вразвитии понятийного мышления мешает отвлечению от конкретного значения слова.Это затрудняет как воссоздание образов по словесному описанию, так иформирование новых образов.
Исследование особенностейвоссоздающего воображения, проведенное М. М. Нудельманом, показало, что образы,возникающие у глухих школьников при чтении литературных произведений, не всегдасоответствуют описанию. Такое несоответствие часто является результатомнеполного понимания детьми смысла прочитанного. В рисунках, сделанных крассказу, изображаемая обстановка не всегда соответствует его содержанию.Большие расхождения между текстом и рисунком возникают из-за того, что детивносят в рисунки много подробностей из своего прошлого опыта, так как текстрассказа актуализирует образы хорошо знакомых детям предметов, большеотносящихся к образам памяти, чем воображения. Так, глухие дети частоиллюстрировали эпизоды, имеющие лишь косвенное отношение к событиям (в 16%случаев, у слышащих детей этого не наблюдалось). С этим же связаны трудности ввоссоздании окраски объектов — лишь в 40 % случаев изображенные объекты былиокрашены в соответствии с текстом. Дети воспроизводили многократно виденныеобъекты определенной окраски, формы, размера. М. М. Нудельман приводитвысказывание школьника, подтверждающее этот факт: «Красной крыши небывает, у нас зеленая крыша».
Большие трудностинаблюдаются у глухих детей в воссоздании пространственных отношений междуобъектами, описанными в литературном произведении. Ученики IV класса делалиошибки в 77% случаев (против 17% у слышащих сверстников), причем некоторые дажене пытались правильно расположить объекты, а просто без всякой связивыстраивали их в ряд. Восьмиклассники лучше представляли пространственноерасположение объектов, но и у них ошибки встречались достаточно часто (в 47%случаев). Это связано прежде всего с трудностями понимания соответствующихотрывков: обычно пространственные отношения выражаются при помощи сложныхобратимых конструкций, в которых используются предлоги «под»,«над» и т.д. Основная сложность заключается в том, что схемыотношений должны быть заменены последовательной цепью звеньев. Для облегченияпонимания эти конструкции могут быть преобразованы, например расчленены начасти. Еще одной причиной отставания в развитии воссоздающего воображенияявляется бедность запаса представлений, неумение их перестраивать.
На протяжении школьногообучения происходит развитие воссоздающего воображения: так, восьмиклассникиуже точнее изображают описанные в рассказе события, выбирая главные; онистремятся передать динамику события, правильно воссоздают цвет и размеры объектов.
По мнению М. М.Нудельмана, большой интерес представляет исследование творческого воображенияглухих детей, так как ограниченность общения со взрослыми и сверстниками недает им возможности получать достаточное количество информации, а отставание вразвитии мышления и речи препятствует усвоению приемов и способов переработкиимеющихся представлений. В младшем школьном возрасте наблюдается отставание вразвитии творческого воображения. Как показали исследования Е. Г. Речицкой иЕ.А Сошиной, глухие первоклассники проявляют недостаточную гибкость виспользовании идей (требовалось дорисовать простые геометрические фигуры,такие, как круг, квадрат и т.п., или неопределенные конфигурации). Типичнымибыли рисунки, в которых одна и та же фигура превращалась в один и тот жепредмет (круг — в колесо), которые представляли собой повторяющиеся композиции(круг, квадрат — часы). Созданные глухими детьми композиции оказались менееоригинальными, чем у слышащих детей, более стереотипными и шаблонными, детибольше зависели от заданных моделей, образцов действий. Отставание глухихмладших школьников в развитии творческого воображения объясняетсянедостаточностью их сенсорного опыта, его малым разнообразием, а главное — несформированностью комбинаторных механизмов воображения, что приводит ктрудностям в переструктурировании прошлого опыта.
Исследования творческоговоображения глухих подростков с помощью таких методических приемов, как«творческая реконструкция басни», «творческое описаниекартины» и другие, показали, что и у них сохраняется ряд особенностей — зависимость от ранее усвоенных представлений или реальных объектов, отсутствиеполноценных трансформаций текста басни, описание событий только в настоящемвремени (без прошлого и будущего), т.е. отсутствие представлений опротяженности события во времени (М. М. Нудельман).
Важнейшими условиямиразвития воображения у детей с нарушениями слуха являются, во-первых,обогащение их опыта, знаний и представлений о мире (например, в младшемшкольном возрасте за счет использования на уроках и во внеклассной работеширокого ассортимента разнообразных природных и синтетических материалов),воспитание интереса к чтению художественной литературы; во-вторых, формированиеумений мысленно оперировать представлениями и образами, преобразовывать их, т.е. способствовать развитию операциональных компонентов творческого воображения.Для этого можно использовать разные виды конструирования, иллюстрированияпрочитанных литературных произведений; проведение ролевой игры по рассказу,драматизации. Одновременная реализация этих условий приводит к положительнымсдвигам в развитии воображения детей с нарушениями слуха уже в младшем школьномвозрасте (Е. Г. Речицкая, Е.А. Сошина). Таким образом, при оптимальнойорганизации обучения глухих детей, при совершенствовании их мышления и речидостигается компенсаторное развитие воображения.3.Упражнения, направленные на развитие воображения
Cуществуют специальные упражнения длядетей дошкольного возраста, направленные на развитие воображения и фантазии.Все игры условно можно разделить на графические — в которых основным средствомсоздания образа является зрительный, словесные, где используется слово, идвигательные, предполагающие создание образа через движение. Преимуществом всехпредложенных упражнений является их увлекательность и игровое начало.
1. Незаконченныефигуры.
Детям раздаются листыбумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками,разными ломаными линиями и т. д.). У каждого ребёнка наборы фигурок должны бытьодинаковыми. Дети должны за 5 — 10 минут пририсовать к фигуркам всё, что угоднотак, чтобы получились предметные изображения. Когда ребёнок сдаёт листочек,экспериментатор обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из восьмирисунков и подписывает под каждой картинкой её название.
2. Изучениегеографической карты
Ребёнку даётся карта — туристская маршрутная схема, с изображением какой — либо реки. По берегам рекинанесены схематические изображения городов, деревень, железной дороги, мостов ит. д. Детям говорят: «Видишь, по реке плывёт теплоход. Представь себе, что тыстоишь на палубе, смотришь на берега. И вот обо всём, что ты видишь ичувствуешь, расскажи, пожалуйста, мне».
Возможны такие вариантырассказов:
· Детидобросовестно перечисляют всё, что видят на карте, ничего не добавляя от себя,никаких образов у них не возникает.
· Сюжетный рассказотсутствует, но дети рассказывают много, иногда очень эмоционально, свободнопредставляют себя плывущим на теплоходе.
· Дети дают связныйрассказ о воображаемом путешествии. Такие рассказы эмоциональны, красочны,большую роль в них играет воображение, но оно постоянно контролируетсясознанием, которое направляет его в определенное русло.
3. «Волшебныекляксы»
До начала игрыизготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немногочернил или туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, иможно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие именно предметныеизображения они видят в кляксе или в отдельных её частях.
4. Завершениерассказа
Детям предлагаетсяначало, какого — либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улицешла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…».
Необходимо придуматьпродолжение и окончание рассказа. Время работы — 10 минут.
Рассказ можно оценить последующим критериям:
· законченностьрассказа;
· яркость иоригинальность образов;
· необычностьповорота и сюжета;
· неожиданностьконцовки.
5. Составлениерассказа с использованием отдельных слов
Детям предлагаются отдельныеслова.
Например:
а) девочка, дерево,птица;
б) ключ, шляпа, лодка,сторож, кабинет, дорога, дождь.
Нужно составить связныйрассказ, используя эти слова.
Заключение
Воспитывая детскоевоображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы онобыло творческим отображением нашей действительности.
Знакомясь на прогулках, вбеседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятоев своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленногоопыта формируется воображение.
Необходимо помнить, чтовоображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, взанятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности,педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развитиявоображения.
Важную роль в pазвитиивоображения имеет художественное воспитание детей.
Слушая сказки ихудожественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные егопониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлятьсебе изображённые события, у него развивается воображение.
Итак, следуетподчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческогопроцесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Воображениезначительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль ив преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически,человек изменяет это мысленно. Необходимым условием развития творческоговоображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и,прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может бытьуспешно использована в развитии творческого воображения у детей.
Возможными путями для егоразвития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактическихигр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большуюроль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности.
Списокиспользованной литературы
1.Нудельман М.М. Воссоздающее воображение у глухих детей: Обэлементарных формах творческого воображения у глухих школьников // Психологияглухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. — М., 1971.
2.Pay М. Ю. Развитие воображения глухих детей средствамиизобразительной деятельности // Дефектология. — 1984. — № 5.
3.Речицкая Б. Г., Сашина Е.А. Развитие творческого воображениямладших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. — М., 1999.
4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1995.
5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. — М., 1986.