Реферат по предмету "Психология"


Расширяющееся сознание и нравственность

Содержание
Расширяющееся сознание и нравственность
Классическая и холотропная моделисознания
Естественнонаучное обоснование нравственности
Гуманитарная концепция этики и биоэтики
Библиографический список
Расширяющееся сознание и нравственность
Современноеестествознание все ближе подходит к изучению самого сложного, что создала природа,- человека. Насколько оправдано здесь применение естественнонаучной методологиии что она может дать? Если признать, что психика и разум связаны с другими сторонамижизни и с остальной природой, то вполне оправдано, хотя надо отчетливо пониматьграницы естественнонаучного подхода.
Предметоместественнонаучного познания человека является все, что относится к его естествухине обусловлено образованием, культурой, социальным окружением. Сюда относится огромноеколичество биологических процессов, не специфических для человека. Человек подвержени социальным закономерностям. Естествознание изучает биологическую основу социальныхдействий (в этом особенно преуспела социобиология). Если, скажем, обнаруженный 3.Фрейдом комплекс Эдипа генетически детерминирован, его можно изучать как естественнонаучныйфеномен.
Существуеттакже множество процессов, относительно которых нельзя сказать социальные они илибиологические. Они как бы на стыке биологии и социологии, и естествознание в этомслучае вносит свой особый вклад в их целостное понимание.Классическая и холотропная модели сознания
В исследованиипсихики и разума человека наибольших успехов в XX веке достигли нейрофизиология,психоанализ и кибернетика.
Вселеннаярасширяется с огромной скоростью, и континенты раздвигаются со скоростью, которуюможно зафиксировать только самыми точными приборами. Но информация (прежде всегонаучная) уплотняет все многообразие мира в точку (в теории ноосферы Тейяра де Шарденаэто точка Омега), и несмотря на то, что континенты становятся все дальше друг отдруга, средства связи все теснее соединяют их. Такова диалектика жизни.
В процессесовершенствования механизма реагирования на воздействия окружающей среды психикавсе более усложнялась, что в конечном счете привело к появлению того, что являетсяглавным отличием человека от всех других видов жизни, — сознания.
Возможно,уплотнение информации весьма способствовало появлению сознания, которое затем, развиваясьи вбирая в себя все больше и больше, как бы расширялось, наподобие расширения Вселенной,но не в физическом, а в духовном смысле.
Процессразвития психики и сознания носит название психогенеза. Постулаты психогенеза,по X. Дельгадо, таковы:
1. Создав сознание,эволюция стала управлять собой.
2. Разум — один измеханизмов обратной связи между организмом и средой.
3. Человек представляетсобой функциональное единство сенсорной информации, поведенческих реакций и процессов,происходящих в мозгу.
4. В момент рождениясознания не существует.
5. Сознание не можетвозникнуть без притока сенсорной информации. Над человеком довлеет наследственностьи воспитание.
6. Над человекомдовлеет наследственность и воспитание.
7. Индивидуальностьчеловека — это приобретенные функции.
8. Цель воспитания- в создании психических функций индивидуума.
9. Воспитание недолжно быть авторитарным, но контроль необходим.
10. Символы окружающегомира материализуются в мозгу как молекулярные изменения структуры нейронов.
11. Свобода — результатразвития цивилизации.
12. Сделай самогосебя.
13. Управление психикойприводит нас к психоцивилизации.
14. Управление гигантскимисилами требует развития психических свойств.
Исследованияпоследних лет в области изучения сознания человека, связанное с использованием гипнозаи психотропных средств, позволили, однако, С. Грофу сделать выводы, которые во многомпротивостоят классической модели сознания и человека.
В соответствиис классической моделью:
1. Границы человеческогоорганизма абсолютны и совпадают с поверхностью кожи.
2. Коммуникация иприобретение информации требуют участия сенсорных органов и известных видов энергии.
3. Умственная деятельностьсостоит в перекомбинировании сенсорной информации (нет ничего в разуме, чего небыло бы в чувствах).
4. Хранение в памятиосуществляется на основе материального субстрата — мозговых клеток и цепей генов.
5. Духовный опытсводится к исходному нарциссизму, жажде «океанического чувства» и другиммладенческим переживаниям.
6. Сознание естьпродукт мозга и нейрофизиологических процессов, происходящих в нем.
7. Симптомы психическогозаболевания надо ликвидировать с помощью лекарств.
8. Во время патологическогопроцесса внутренние гомеостатические и целительные механизмы организма бездействуют.
9. Лечение психическихзаболеваний следует проводить электрошоком, инсулиновой блокадой, психофармакологическимисредствами, вербальной психотерапией (метод свободных ассоциаций, беседа, разрушениестереотипов).
10. В процессе лечениятерапевт активен, пациент пассивен. Врач — эксперт, он все знает.
11. Цель лечения- преодоление симптомов болезни и дискомфорта.
Напротив,в соответствии с так называемой холотропной моделью сознания С. Грофа:
1. Человек имеетбесконечное поле сознания, выходящее запределы трехмерного пространства, линейноговремени и причинно — следственных связей; он соизмерим со всею целостностью бытия.
2. Для коммуникациии получения информации не обязательны сенсорные каналы и известные виды энергии.
3. Психика включаетвесь опыт эволюции Вселенной (в том числе смерть и коллективное бессознательное).В каждом человеке есть все.
4. Память может существоватьбез материального субстрата.
5. Духовный опытявляется универсальным; продолжает информацию, полученную в измененных состоянияхсознания, и не сводим к регрессивным состояниям.
6. Сознание опосредуетсямозгом, но не зарождается в нем.
7. Симптомы болезниследует поддерживать (принцип гомеопатии), так как наличие их свидетельствует овозможности решения проблемы, вставшей перед организмом.
8. Гомеостатическиеи целительные механизмы всегда играют решающую роль и необычные состояния сознанияактивизируют их силу.
9. Лечение осуществляетсяс помощью сеанса изменения сознания (духовное исцеление, исцеление через транс,ритуалы перехода, мистерии смерти и возрождения и т.п.).
10. Терапевт толькопомогает в процессе исцеления установить связь между Эго и высшим Я. Источник исцеления- сам пациент.
11. Цель лечения- глубокая трансформация личности и смена фундаментальных ценностей человека. По-настоящемуздоров тот, кто приходит к чувству планетарного единства, экологической озабоченностии необходимости служения.
Какимибы удивительными ни казались максимы холотропной модели сознания, прослеживаютсяопределенные параллели между ними и современными физическими представлениями.
1. Поле сознаниявыходит за трехмерное пространство и линейное время (в физике: пространство — времяне трехмерно и не линейно).
2. Отсутствует однозначныйдетерминизм (в физике: внедрение вероятностных представлений).
3. Память, как иэнергия может существовать без материального субстрата (в физике: масса покоя можетбыть равна нулю).
4. Поле сознаниябесконечно (в физике: принцип дальнодействия).
5. Сознание опосредуетсямозгом, но не зарождается в нем (в физике: «свобода воли» электрода).
6. Вселенная предполагаетучастие космического разума как решающего фактора развития. Сознание — исходныйатрибут существования (в космологии: антропный принцип).Естественнонаучное обоснование нравственности
В числоотличий человека от животных помимо прямохождения, развития руки, изготовления орудий,труда, разума, слова входит и нравственность. Рождение нравственности — важнейшийэтап антропогенеза — становления человека.
«Абстрактноемышление дало человеку господство над всем вневидовым окружением и тем самым спустилос цепи внутривидовой отбор, — считает один из основоположников этологии Конрад Лоренц.В „послужной список“ такого отбора нужно, наверное, занести и ту гипертрофированнуюжестокость, от которой мы страдаем и сегодня. Дав человеку словесный язык, абстрактноемышление одарило его возможностью культурного развития; передачи надындивидуальногоопыта, но это повлекло за собой настолько резкие изменения в условиях его жизни,что приспособительная способность его инстинктов потерпела крах. Можно подумать,что каждый дар, достающийся человеку от его мышления, в принципе должен быть оплаченкакой-то опасной бедой, которая неизбежно идет следом. На наше счастье, это не так,потому что из абстрактного мышления вырастает и та разумная ответственность человека,на которой только и основана надежда управиться с постоянно растущими опасностями»(Лоренц К. Агрессия. — М., 1994. — С.235).
НаблюдаемыйЛоренцем триумфальный крик диких гусей напоминает любовь, которая сильнее смерти;бои между крысиными стаями напоминают кровную месть и войну на уничтожение. Какмного все-таки у человека и близкого животным — чем больше развивается этология,тем справедливее становится этот вывод. Но и многое явно социальное в человеке тожедосталось ему как компенсация за какие-то биологические недостатки или чрезмерныепреимущества перед другими видами. Таковой является и нравственность.
У опасныххищников (например, волков) есть селективные механизмы, запрещающие убивать представителясвоего вида. У неопасных животных (шимпанзе) таких механизмов нет. У человека тоженет, так как он не имеет «натуры хищника» и «у него нет естественногооружия, принадлежащего его телу, которым он мог бы убивать крупное животное. Именнопотому у него нет и тех механизмов безопасности, возникших в процессе эволюции,которые удерживают всех „профессиональных“ хищников от применения оружияпротив сородичей» (Там же. — С.237).
В предысториичеловека никакие особенно высокоразвитые механизмы для предотвращения внезапногоубийства не были нужны: такое убийство было попросту невозможно. Когда же изобретениеискусственного оружия открыло новые возможности убийства — прежнее равновесие междусравнительно слабыми запретами агрессии и такими же слабыми возможностями убийстваоказалось в корне нарушено.
Болеечем вероятно, что пагубные проявления человеческого агрессивного инстинкта, дляобъяснения которых Зигмунд Фрейд предложил особый инстинкт смерти, основанный просто-напростона том, что внутривидовой отбор в далекой древности снабдил человека определенноймерой агрессивности, для которой он не находит адекватного выхода при современнойорганизации общества.
«Нынешняякоммерческая конкуренция грозит вызвать по меньшей мере такую же ужасную гипертрофиюупомянутых побуждений, какую у внутривидовой агрессии вызвало военное состязаниелюдей каменного века. Счастье лишь в том, что выигрыш богатства и власти не ведетк многочисленности потомства» (Там же. -С.241-242).
Такимобразом, первая функция, которую выполняла ответственная мораль в истории человечества,состояла в том, чтобы восстановить утраченное равновесие между вооруженностью иврожденным запретом убийства. Все проповеди аскетизма, предостерегающие от того,чтобы отпускать узду инстинктивных побуждений, учение о первородном грехе, утверждающее,что человек от рождения порочен, — все это имеет общее рациональное зерно: пониманиетого, что человек не смеет слепо следовать своим врожденным наклонностям, а долженучиться властвовать над ними и ответственно контролировать их проявления.
Моральныетребования будут расти, но «при всем желании не видно каких-либо селективныхпреимуществ, которые хоть один человек сегодня мог бы извлечь из обостренного чувстваответственности или из добрых естественных наклонностей. Скорее следует серьезноопасаться, что нынешняя коммерческая организация общества своим дьявольским влияниемсоперничества между людьми направляет отбор в прямо противоположную сторону»(Там же. — С.246 — 247).
У человеканет естественных механизмов убийства себе подобного и поэтому нет, как у волков,инстинкта, запрещающего убийство представителя своего вида. Но человек выработалискусственные средства уничтожения себе подобного и параллельно развились в немкак средство самосохранения искусственные механизмы, запрещающие убийство представителясвоего вида. Это и есть нравственность, которая является социальным эволюционныммеханизмом.
Но социальнаяэтика — только первая ступень нравственности. Человек ныне создал искусственныесредства, позволяющее ему уничтожать всю планету, что он успешно и делает. Есличеловек будет продолжать истреблять населяющие Землю виды животных и растений, тов соответствии с основным законом экологии — науки о взаимоотношении живых организмовс окружающей средой — уменьшение разнообразия в биосфере приведет к ослаблению ееустойчивости и в конечном счете гибели самого человека, который не может существоватьвне биосферы. Чтобы этого не произошло, нравственность должна подняться на новыйуровень, распространяясь на всю природу, т.е. став экологической этикой, запрещающейуничтожение природы.
Такойпроцесс можно назвать углублением нравственности, во-первых, потому, что критериемнравственности является совесть, находящаяся в глубине человеческой души, и, стараясьприслушаться к этому внутреннему голосу, человек как бы погружается в самого себя.Вторая причина связана с появлением понятия «глубинной экологии», котораяпризывает человека к более бережному отношению к природе с позиций экологическойэтики, распространяющей моральные принципы на взаимоотношения человека с природой.
Экологияуглубляется в область нравственного. Модель «расширяющегося сознания»также имеет очевидное экологическое значение, что позволило говорить о расширениисознания в «глубинной экологии». Итак, от расширяющейся Вселенной к расширяющемусясознанию и углубляющейся нравственности. Это не случайные параллели. Развитие Вселеннойведет к социальным изменениям — таков один из выводов, а именно этический, из современныхконцепций естествознания.
Гуманитарная концепция этики и биоэтики
О возникновении этики, как системынравственных норм, нельзя говорить в том же смысле, в каком говорят о возникновениинаук или философии вообще. Этика не создаётся путём теоретического интереса к тойили иной области действительности, как большинство наук — она обусловливается самимфактом общественной жизни. Мораль не возникает в человеческом обществе вопределённый момент времени, но присуща ему, в той или иной форме, на всех стадияхего развития. Везде и во все времена воля человека, живущего в обществе себе подобных,связывалась нравственными нормами самого разнообразного содержания, имеющими видобычаев, религиозных или государственных установлений. В этом смысле мораль предшествуетпознанию и часто является даже могущественным стимулом его развития: по преимуществув области морали зарождается философская мысль. Моральное, сознаваемое сначала какбезотчётно-должное, требует с течением времени своего обоснования, как необходимогодля достижения открывающихся разуму целей. При этом моральная телеология неизбежноприводит к философской онтологии: «должное» выясняется при помощи философскогопознания «сущего». Несмотря на этот приоритет морали в развитии общественногои индивидуального человеческого сознания, первые исторически известные попытки научнойэтики возникают сравнительно поздно, уже на почве вполне ясно обозначившейся философскойкосмологии. Если мораль, как житейскую мудрость общественных законодателей, следуетпризнать существовавшей в самой глубокой древности, то мораль, как философскую теорию,можно констатировать только после Сократа.
Несправедливо совсем отрицатьсуществование философской этики у философов досократовского периода. Она несомненносуществовала у пифагорейцев, у Гераклита и Демокрита, если не в виде законченнойсистемы, то как ряд обобщений, находящихся в логической связи с их метафизическимивоззрениями. В их взглядах впервые обнаруживаются те общие этические принципы, которыебыли положены в основание теорий позднейших моралистов.
· В моральной традиции древнейшего периодагреческой мысли существовали два противоположных понимания добродетели — арете(др. -греч. Ἀρετή): героический идеал неимоверногосамоутверждения, разрушение всяческих границ и пределов личности, воплощенный вгероях эпоса Гомера «Илиада» и «Одиссея», и идеал воплощенныйв начертанных на дельфийском храме словах "μηδεν αγαν"«Ничего сверх меры». Принципы умеренности отстаивали семь мудрецов.
· Пифагорейцы, в согласии со своей метафизикойчисел, ставили такими принципами гармонию, порядок и меру.На них основывали они как физическое, так и моральное устройство вселенной. Соответственноэтому зло признавалось отсутствием меры, пороки — нарушением душевной симметрии.Гераклита следует признать родоначальником этического универсализма. По справедливомумнению Лассаля, вся этика Гераклита выражается в одной формуле: «преданностьвсеобщему». Быть нравственным — значит, для Гераклита, быть причастным единомувселенскому разуму. Нравственно-должное заключается в исполнении общего закона.Всё индивидуальное, оторванное от всеобщего, обречено на гибель и разложение.
· Ксенофан, отмечая приписывание богамразличных злонамеренных деяний в произведениях Гомера и Гесиода, отверг саму возможностьборьбы и противостояния между богами и титанами, и между самими богами.
Что среди смертных позорным слывети клеймится хулою — То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули.
Красть, и прелюбы творить, и другдруга обманывать хитро."
Ксенофан
В высшей реальности нет местаконфликту и насилию, но главенствует справедливость и гармония. Ксенофан также принижаетценности атлетической отваги по сравнению со знанием. Олимпийская победа имеет меньшуюценность чем мудрость философа-поэта, поскольку именно последнее является вкладомв гражданский мир и эвномию — благоразумное правление.
· В воззрениях Демокрита обнаруживаетсясродство материализма с эвдемонизмом. Высшим благом, по мнению Демокрита, являетсясчастье. Но истинное и прочное счастье даётся только духовными радостями. Это мнениедаёт основание видеть в Демокрите провозвестника позднейшего эпикурейства.
· Деятельность софистов дала отрицательныерезультаты для развития этики. Выставляя своим девизом условность и субъективизмв сфере познания и практики, софисты отвергли основные этические принципы безусловно-должногоили ценного и превратили нравственное в пригодное или желательное для тех или иныхусловных целей. В лучшем случае, мораль их принимала характер тривиального благонравия,как, например, в известной аллегории Продика «Геркулес на распутье».
В этике выделяют следующие направления:
· Метаэтика — изучение происхожденияи значения этических категорий и понятий, решение проблемы существования общечеловеческой,универсальной и исторически неизменной этической системы.
· Нормативная этика — поиск принципа(или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающихкритерии оценки нравственного добра. Существует ли правило которое может выступатьв качестве такого принципа для всех случаев?
· Прикладная этика изучает частные проблемыи применение моральных идей и принципов сформулированных в нормативной этике в конкретныхситуациях морального выбора. Прикладная этика тесно взаимодействует с социально-политическиминауками.
К этим направлениям относятсяследующие специальные разделы этики:
· Агафология
· Бизнес-этика
· Биоэтика
· Гетерономная этика
· Компьютерная этика
· Медицинская этика
· Профессиональная этика
· Социальная этика
· Эвдемонизм
· Экологическая этика
· Экономическая этика
· Этика поступка
· Этика ценностей
Биоэ́тика (от др. -греч. βιός — жизнь и ἠθική — этика, наука о нравственности)- учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.
Термин был введен в 1969 году американским онкологом и биохимиком В.Р. Поттеромдля обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживаниячеловечества в современном мире. Первое упоминание термина в медицинском журналеотносят к 1971 году.
В Encyclopedia of Bioethics (т.1, с. XXI) биоэтика определяется как «систематическоеисследование нравственных параметров, — включая моральную оценку, решения, поведение,ориентиры и т.п. — достижений биологических и медицинских наук».
Позже биомедицинская этика формируется как учебная дисциплина в медицинских вузах.К вопросам биоэтики обращались и обращаются мыслители разных направлений. Например,известный японский специалист по истории буддизма Накамура Хадзимэ (1912-1999) всвоих работах не раз касался проблем биоэтики.
В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблемво взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающиев практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинскогознания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругуширокой общественности.
В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных,экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека,но и любых живых организмов, включенных в экосистемы, окружающие человека. В этомсмысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развитияновых технологий и идей в медицине и биологии в целом.
Библиографический список
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие.- М.: Центр, 1998. — 208 с.
2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник длявузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с.
3. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов.М,: 1997
4. Зильбер А.П. Этика и закон в медицине критических состояний // Этюдыкритической медицины. — Петрозаводск, 1998. — Т.4. -560 с.
5. Гроф С. За пределами мозга. М., 2001.
6. Эшби У.Р. Конструкция мозга. М., 1964.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.