Реферат по предмету "Психология"


Разработка тренингов повышения стрессоустойчивости менеджеров в организации

Московский городской психолого-педагогический университет
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра организационной и экономической психологии
Курсовая работа
На тему: Разработка тренингов стрессоустойчивости менеджеров ворганизации
Выполнил студент
III курса группы У-III.1
Журавлёв Сергей Александрович
Научный руководитель
канд. псих. наук,
Кояшева О.И.
Москва 2009

Оглавление
Введение
Глава I.Понятие стресса, его виды
1.1 Понятие стрессоустойчивости
1.2 Понятие личности. Её характеристики
Глава II.
2.1 Понятие тренингов
2.2 Принципы проведения тренингов
2.3 Правило наивысшей активности
2.4 Принцип персонификации высказывания
2.5 Принцип отсутствия критики и системы оценкивысказывания
2.6 Принцип доброжелательности
2.7 Принцип осознания поведения. Правило обратной связи
2.8 Роль стресса в жизни и деятельности менеджера
Заключение
Список литературы
Введение
В нашем современном мире, длятого чтобы быть постоянно деятельным и полезным субъектом непременно нужно бытьне только в хорошей физической форме, но также не менее важно находиться и вздоровой психологической форме. В нижеследующей работе мы рассмотрим такойвопрос как «разработка и роль тренингов стрессоустойчивости менеджеров ворганизациях». Работа менеджера неизменно связана с окружающим егоактивным миром: вверенными ему подчинёнными, клиентами, вышестоящим начальствоми т.д. Постоянные отношения между разными иерархическими ступенями несут засобой опасность нарушения внутреннего психологического равновесия, и, какследствие, менеджер, не имеющий должной закалки, рискует оказаться в стрессе. Ну,а, находясь в стрессовом состоянии, как мы все понимаем, человек не в состоянииграмотно и точно отслеживать свою и чужую работу. Коль скоро у нас пойдёт речьо менеджерах, нужно определить, действительно ли стресс опасен для людей,занимающихся управлением? Ведь менеджер обязан быть не просто в какой-тостепени волевым человеком, но и коммуникабельным, «объединяющим» звеномв системе организации. В стрессовом состоянии такое важное звено может оченьсильно повредить налаженной работе, либо ещё больше усугубить незавидноеположение дел в компании. Из этого всего следует, что внутреннийпсихологический мир менеджера также много важен, как и его физическое здоровье.Таким образом, мы определили актуальность и важность нашего исследования.
Целью исследования мы сделаемпопытку определиться в том, что тренинги повышения стрессоустойчивостименеджеров в организации — полезнейшая профилактическая работа, котораярекомендуема всем организациям, для которых важна забота о своих сотрудниках.
Объект исследования: менеджер,находящийся в стрессовом состоянии, а предметом определим его поведение ивлияние на него тренинга стрессоустойчивости. В настоящее время подобныетренинги ещё не вошли в широкое обращение, но будем надеяться, что даннойработой мы раскроем их истинную важность в практическом применении.
Глава I. Понятие стресса,его виды
Первым человеком, который далопределение понятия стресса, был канадский врач и биолог Ганс Селье (1907-1982).За свою насыщенную жизнь он очень много времени отдал изучению стресса и всегочто связано с этим явлением. По Г. Селье "стресс — этонеспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование" или«общий адаптационный синдром». Само понятие стресса довольно обширноеи имеет много разных истолкований: "Стресс — это совокупностьзащитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека вответ на воздействие различных неблагоприятных факторов". Зачастую понятиезависит от концепции, от которой отталкивается автор. Рассматривая понятиестресса с точки зрения влияния эмоций на сложившиеся обстоятельства окружающегомира, некоторые специалисты дают такие определения как: "Стресс — возникающий в сложных условиях феномен психической деятельности" (Наенко).Состояние стресса достигается людьми, занимающимися сложной работой,сопровождаемой плохими условиями. Ганс Селье выделял три стадии этого «общегоадаптационного синдрома»: первая стадия «тревоги» несёт за собойсмысл резкого падения сопротивляемости организма, он испытывает серьёзныетрудности; далее следует стадия «адаптации» — происходит адаптация квнешним условиям и заключительной стадией является «истощение» — резкоеснижение активных свойств организма.
Специалисты и учёные,занимающиеся учением стрессом и всеми его отраслями, поделили его на два вида: эвстресси дистресс.
Эвстресс — вид «положительного»стрессового состояния, который мобилизует множество внутренних процессоворганизма, активизирует память, познавательную деятельность.
Дистресс — вид «отрицательного»стрессового состояния, в котором организм энергетически ослаблен, наиболее подверженболезням, чувствует физическую и моральную усталость. Ведут к депрессии,которые в затяжном состоянии ведут к серьёзным болезням, требующим врачебноговмешательства.
Депрессия — неспецифическаяреакция организма на стресс.
Однако, вернёмся к определениюстресса по Г. Селье. Чтобы полностью понять это определение, нужно сначаларазобраться, что подразумевается под понятием «неспецифический ответ».
Всё, что нас окружает, имеетспецифическое влияние на наш организм, заставляя его так или иначе реагироватьна изменения, происходящие внутри него или снаружи, в окружающем мире. Кактолько на наш организм было оказано какое-либо влияние, он принимается заработу над восстановлением привычной ему атмосферы. Г. Селье подробно изложилэтот момент в книге «Стресс без дистресса»: «Другими словами,кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также инеспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановитьнормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифическиетребования, предъявляемые воздействием как таковым — это и есть сущностьстресса.» Из этого вытекает то, что суть стресса одна — неспецифическоеповедение организма и, что вызвало эту реакцию — радость или подавленность,положительный фактор или отрицательный — никакой разницы нет.
Крайне важным Г. Селье считалпочерпнуть, чем стресс не является. В нашей повседневной жизни, само словостресс настолько часто употребляется, что точность его определения стала крайнеразмытой. У многих стресс ассоциируется с нервным возбуждением или крайнесильным эмоциональным напряжением. Биологический стресс может возникнуть и приигре в шахматы или когда человек неожиданно спотыкается. Биологическая реакцияодна и та же, что и если человек прыгает с парашютом, разница лишь винтенсивности организма при достижении стабилизации.
По теории Ганса Селье, сострессом мы встречаемся везде и всюду: когда идём на работу, принимаем душ,едим и даже когда спим. Но в обиходе мы часто употребляем слово «стресс»имея в виду дистресс — негативный стресс, то самое состояние нервногонапряжения, которое испытываем в сложных пикантных ситуациях. Окружающий мирнаполнен факторами, которые могут легко выбить человека из его привычногожизненного ритма, что приводит к стрессовому состоянию. Эти факторы называются стрессорами.Для того чтобы не сбиваться с ритма, нужно иметь иммунную систему против этихстрессоров, то есть хорошую стрессоустойчивость.1.1 Понятие стрессоустойчивости
О самом понятиистрессоустойчивости человека говорилось довольно много. Основная трактовкатакова: «Стрессоустойчивость — это совокупность личностных качеств,позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые иэмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностямипрофессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности,окружающих и своего здоровья.» Б.Х. Варданян писал: "… можно более конкретноопределить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение междувсеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, темсамым, содействующее успешному выполнению деятельности." П.Б. Зильберманже в свою очередь имел взгляды и совсем с другой стороны на этот вопрос, говоряо том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующимотсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим онедостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на нашвзгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней"… интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействиемэмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентовпсихической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешноедостижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке". Как можнопочерпнуть из приведенных определений понятия стрессоустойчивости, данныйфеномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном с функциональныхпозиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (или успешность) деятельности.Пребывая в постоянном активном социальном положении, менеджер обязан иметьиммунную реакцию на все факторы, способные вывести его душевное ипсихологическое равновесие из строя. Для этого необходимо иметь «хорошуюстрессоустойчивую форму» Многими специалистами доказана взаимосвязь междуфизическим и психологическим здоровьем, а из этого следует, что не толькофизическое здоровье страдает от несостоятельной «психологической формы»человека, но и психологическая состояние напрямую зависит от физическойподготовки. Физические упражнения, закаливание, здоровое питание — всё этоявляется крепкими составляющими в таком щите от стрессов, какстрессоустойчивость.1.2 Понятие личности. Её характеристики
Перед тем как начатьрассматривать менеджера в разный состояниях (стресса и т.д.) сначала стоитопределиться с таким важным понятием как личность. Стоит отметить, что этопонятие играет очень важную роль в такой большой и сложной системе менеджментаи управления организацией. Термин «личность» используется дляописания комплекса качеств, отражающий умения, знания человека, егоиндивидуальные черты, физические параметры. То или иное влияние на личностьоказывает любое из множеств его качеств или свойств. Менеджер должен наиболееостро чувствовать, на какое из свойств личности надо повлиять, чтобы интересыличности наилучшим образом способствовали стремлению скорейшего достижениязадач как личных, так и коллективных. Реальная сущность понятия «личность»значительно шире, чем поведение человека в обществе. Сущность конкретнойличности включает в себя отношение к людям, основные качества, мировоззрение,многие личные и внешние воздействия, влияющие на её поведенческие стереотипы. Характеристикуличности определяют, главным образом, не физиологические, а её социальные ипсихологические черты.
Черта личности -этовнутренняя устойчивая предрасположенность (или другими словами — диспозиция) копределённому поведению, которая складывается либо из-за наличия специфическихпотребностей, мотивов или интересов, либо из-за только ей присущих факторов.
Структуру личности можноохарактеризовать как определённую совокупность врождённых и социальных качеств определённойличности, говорящей о её социальной направленности, уровне подготовленности,особенностях психических процессов, темпераменте, характере.
Комплексный анализ стойких ипсихических свойств (черт личности), целесообразно выполнять исходя изконцепции динамической функциональной структуры личности по Платонову К.К.
Структура личности№ Подструктуры Группировки черт личности 1 Социальные свойства личности Направленность — влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, моральные качества, мировоззренческие установки 2 Уровень подготовленности личности Знания, умения, навыки, привычки, способности и т.д. 3 Особенность психических процессов Эмоции, ощущения, чувства, аффективность, воля, память, эмоциональная стабильность, нестабильность, импульсивность, эмпатийность, истероидность и др. 4 Врождённые свойства Темперамент, художественный или мыслительный тип высшей нервной деятельности, интро — и экстраверсия
Все эти качества в большей мереформируются на основе особенностей социальной подструктуры, среди которых можновыделить мировоззренческие позиции, моральные ценности, идеалы личности. Именнона их основе, в конце концов, формируется жизненная позиция личности, котораяопределяет её поведение в малой группе, коллективе обществе.
Практическая деятельностьменеджера требует от него определённой автономности. Самостоятельности,способности отстаивать свою точку зрения. Личная независимость любого индивида,а также менеджера в существенной мере зависят от его мышления, волевых качеств,способностей к правильной самооценке и самоконтролю.
Рассмотрим подробнеепсихологические свойства личности, учёт и использование которых в практическойдеятельности менеджеров является необходимым для успешного управленияработниками.
Способности — индивидуально-психологические свойства личности, обуславливающие возможностьуспешного выполнения тех или иных видов деятельности.
Эмоции — переживаниячеловеком своего отношения к действительности, к событиям в общественной иличной жизни. В данном случае схожи с понятием стресса, т.к также имеют двакласса: положительные — стенические; отрицательные — астенические. Положительныеповышают тонус и продуктивность деятельности человека, отрицательные снижают ихи могут даже стать причиной заболевания. Разновидностью эмоций является аффект.
Аффект — форма эмоций,характеризующаяся чрезвычайной интенсивностью протекания и сопровождающаясябурными выразительными движениями. Вызывается обычно неожиданным раздражителем,к которому психика не может сразу приспособиться. Различаются стенические (радость)и астенические (страх, отчаяние) аффекты.
В работе менеджера очень важноразличать такие понятия как эмоциональная стабильность (ваготония) инестабильность (симпатония).
Индивиды с эмоциональнойнестабильностю (симпатонией) раздражительны, обидчивы, общительны, волевыекачества невысоки, легко внушаемы, склонны отвлекаться и бросать дело припервых трудностях. Личностные контакты предпочитают деловым.
Индивиды с эмоциональнойстабильностью — имеют устойчивое, ровное настроение, последовательны вдействиях и стремлениях, трудолюбивы, стойко переносят свои трудности, всуждениях и поступках справедливы, выдержаны, терпеливы и выносливы. Деловыеконтакты предпочитают всем другим.
Глава II2.1 Понятие тренингов
Чтобы начать разговор отренингах и их практическом смысле в жизни менеджеров, да и людей вообще, дадимнепосредственно определение этого понятия. Итак, тренинг — это систематическаятренировка или совершенствование определённых данных, навыков и поведениякаждого члена тренинга в группе. Тренинги бывают разного вида в зависимости оттого, каких целей желает достичь группа и какие методы в нём используются. Тренингможет быть делового общения, поведенческий тренинг, тренинг продаж,видеотренинг, ролевой тренинг. Смысл работы в именно группе состоит в том, чточеловеку становится легче работать над собой в компании, преодолеватькомплексы, видя, что они не одни в своих психологических затруднениях,развивать навыки, смотря на своих партнёров по работе в группе.
Тренинги уже завоевали весьмадостойное место в современном мире. Развиваются всё новые техники, методики,дающие максимально позитивный результат в максимально короткие сроки. Сейчасможно выделить три категории тренингов:
тренинг общения;
тренинг личностного роста;
бизнес тренинг
Рассмотрим теперь подробнеекаждый из приведённых выше видов тренингов:
Тренинг общения направленна повышение коммуникативных способностей, снятия психологических «зажатостей»в общении с окружающими людьми, преодоление комплексов, мешающих полноценномуобщению. Предполагается, что, пребывая в группе вовремя тренинга, человек имеетсвоеобразную «репетицию» перед тем как в уже «реальной» жизнивстретиться с неизбежными затруднениями, связанными с общением. Конечно,тренинг не в силах проработать всю необъятную массу вероятных ситуаций, но онможет помочь повысить в себе уверенность и снизить остроту ощущений, ведущих кстрессовой ситуации.
Тренинг личностного ростаочень близок к психотерапевтическим группам. С помощью этого тренингавыявляются основные комплексы и барьеры, мешающие объективно смотреть наокружающий мир в отношении себя. Человек определяет для себя основныепсихологические проблемы, мешающие ему достичь желаемого профессионального исоциального положения. С помощью тренера и других участников группы после курсатренингов человек более объективно уже смотрит на свои действия со стороны,точнее определяет окружающее мнение о себе и эффективнее применяетпрофессиональные навыки на работе.
Тренинги общения и личностногороста довольно взаимосвязаны и похожи друг на друга, поэтому их определяютв комплексный социально-психологический тренинг. Методы и техникисоциально-психологического тренинга очень разнообразны, руководитель-тренерпользуется ролевыми приёмами, дискуссиями. Целью является наиболее глубокое«погружение» в тренинговую атмосферу, чтобы как можно сильнеепрочувствовать свои проблемы, увидеть их, что называется, «перед носом».Таким образом, с проблемами легче бороться и их преодолевать. Подобные тренингиособенно важны и рекомендуемы для людей, профессии которых связаны с активнымобщением. Хороший менеджер не может себе позволить иметь трудности в сферечеловеческих контактов, так как основой основ в управлении является отлаженнаякоммуникабельность между начальником и его подчинёнными.
Целями бизнес-тренинговявляются решения определённых профессиональных задач. Очень часто встречаютсятренинги продаж чего-то, каких-либо благ или услуг. Бизнес-тренингисфокусированы на определённую узкие проблемы, такие как проблемы в ведениипереговоров, отлаживание здорового микроклимата внутри коллектива, решениеконфликтных ситуаций, формирование команд и т.д. Положительным аспектомявляется также и то, что тренингуемый может почти сразу проверять методики впрактике. Надо отметить, что сложно сказать сразу, насколько эффективен тренинг,так как положительные стороны выявляются спустя некоторое время и показываютсебя в работе, насколько качественнее и быстрее она стала.2.2 Принципы проведения тренингов
Главным принципом проведениятренинга является требование полной отдачи со стороны его членов, какпсихологическое, так и, если понадобится, физическое. Без должной атмосферыдоверия, участия, желания достичь больших результатов тренинг будет неэффективен.Члены тренинга не должны бояться делать ошибок в своих рассуждениях или боятьсябыть осужденными со стороны других участников. В данном случае ошибки иневерные суждения являются полезными аспектами и важными неотъемлемымикомпонентами.
Рассмотрим определённые принципыработы в тренинговой группе, их специфику и вытекающие из них правила:2.3 Правило наивысшей активности
В процессе тренинга, все егочлены обязаны быть крайне внимательны ко всем его этапам и к требованиямруководителя-тренера. Во время тренинга их могут попросить проиграть какую-либоситуацию, сыграть определённую роль, выслушать окружающих и дать им своюоценку, высказать своё мнение. Принцип активности опирается на доказанныеучёными-психологами цифры: десять процентов информации человек усваивает черезорган слуха, пятьдесят процентов через орган зрения, семьдесят процентовинформации он усваивает через её проговаривание и девяносто процентов усваиваеттого, что делает сам.
Чтобы активность была максимальной,нужно донести до тренингуемых, что им не стоит зажиматься и стесняться другдруга, а, наоборот, как можно больше раскрепоститься и открыться. Нужнопомнить, что без должной атмосферы дружелюбия и участия все попытки добитьсяколлективных положительных результатов невозможно.
Задачей руководителя-тренера жеявляется сделать из тренинга не просто собрание, а событие, которое должнымобразом повлияет на остальных членов. Ни в коем случае тренинг не должен бытьскучным. Как правило, большое значение имеет «игровой» момент. Виграх человек познает окружающий мир гораздо быстрее, нежели в каких-либодругих условиях, и поэтому, чтобы понять и пережить какую-либо щекотливуюжизненную ситуацию, её проигрывают в круге участников. Воспринимая эту ситуациюкак игровую, участники подходят к ней смелее и с большой долей находчивости. Вигре отсутствует стрессовый фактор оказаться в сложной жизненной ситуации, итренигуемые ведут себя гораздо смекалистей. В то же время, участники должныотноситься ко всему происходящему серьёзно и максимально прочувствовать все предложенныеситуации.2.4 Принцип персонификации высказывания
Каждый высказывающийся во времятренинга обязан избавиться от таких высказываний как: «Всем известно…»или «считается, что…». Подобные безличностные языковые формы,употребляемые в обывательской жизни, помогают человеку скрыть своё собственноемнение и избежать неудобных моментов в общении, конфликтных ситуациях. Чем чащечеловек употребляет эти формы, тем больше он подвержен массовости суждений ислабее отстаивает свои личные позиции и взгляды. Ведущий тренинга должен строгоследить за тем, чтобы в группе каждый её член чувствовал свою индивидуальностьи важность личного мнения.2.5 Принцип отсутствия критики и системы оценкивысказывания
Во время тренинга очень важновыявить и заставить работать творческие, нестандартные подходы к ситуациям,заставить членов группы находить все больше и больше подходов к одним и тем жеситуациям. В целях создания творческой атмосферы критика, сведённая доминимума, должна касаться только высказывания, либо какого-то ни было действия,но ни в коем случае не личности. Необходимо дать понять членам тренинга, что имследует развивать в себе навыки хорошего слушателя и человека, который оченьточно и быстро извлекает важные моменты из потока информации и принимает верныерешения в кратчайший срок.2.6 Принцип доброжелательности
Этот принцип говорит о том, чток каждому человеку должен быть подход, учитывающий его эмоциональные. Чувствительныеособенности. В кругу членов тренинга необходимо установить доброжелательную,товарищескую атмосферу внимания и участия к каждому участнику. Этот принциппомогает хорошо расслабиться в коллективе и провести работу на высоком уровне ив хорошем темпе. Работая друг с другом, партнёры учатся избавляться от личныхкомплексов, выслушивать, проявлять искреннее участие, избавляются от недоверияи скрытности.
2.7 Принцип осознания поведения. Правило обратнойсвязи
Крайне важным моментом являетсянаучить участников объективно смотреть на своё поведение, давать ему оценку,видеть свои недостатки и, наоборот, сильные стороны. Делать так называемыйпереход от эмоциональных действий к продуманной и взвешенной саморегуляции. Этинавыки помогут в будущем смело вести себя во внешней жизни и содержать свойвнутренний мир в покое. То есть найти определённую гармонию между внешним ивнутренним миром. Известным методом является принцип обратной связи. Отсюдапонятно насколько важны обсуждения того, что происходит внутри группы, у когокакие достижения и т.д. Очень действенным методом является так же обсуждениевидеозаписей предыдущих сеансов тренинга, хотя, будучи очень сильным средствомвоздействия, видеозапись может оказать и неблагоприятное воздействие, поэтомуего нужно использовать с крайней осторожностью. Также надо отметить, что все,что происходит во время тренинга, является строго конфиденциальным и не выходитза его круг.
Смысл понятия «личности»в работе тренинга: каждый тренинг имеет свой результат в зависимости от того, скакой личностью он работает.2.8 Роль стресса в жизни и деятельности менеджера
Жизнь и деятельность менеджера,как мы уже выше указывали, заставляет пребывать в хорошей не только физической,но и, что не менее важно, психологической форме. Групповой тренинг повышениястрессоустойчивости — один из главных приёмов закалить своё внутреннеесостояние и оградить себя от множества факторов, влекущих за собой уныние иапатию. Тренинг не только закалит и научит стойко переносить дистресс, но ипоможет извлекать полезные моменты из эвстресса. Принципы проведения подобныхтренингов основаны на базовых, приведённых выше. Самыми распространёнными жеявляются рассмотрение стрессовых ситуаций по частям, их обсуждение и ролевое«проигрывание», заставляющее человека испытать стресс в игровыхусловиях. Далее идёт обсуждение и подробный разбор всех моментов ситуации. Понятно,что менеджера сложно застраховать от всех стрессовых ситуаций, так как ихнеобъятное множество и для каждого человека являются строго индивидуальными взависимости от характера человека.
Тренинги повышениястрессоустойчивости менеджера в организации можно отнести к виду бизнес-тренингов,так как в них рассматриваются узкоспециальные моменты, которые влекут за собойстрессовое состояние. Выше мы уже указали, что бизнес-тренинги являютсясредоточием других двух видов тренингов, поэтому в программу входит частично и работанад повышением коммуникативных способностей, определением личностных перспективи методов их достижения. Эта работа также необходима ввиду того, что безвышеперечисленных компонентов менеджер имеет крайнюю подверженность к стрессу,учитывая специфику его профессиональной деятельности.
Чтобы научиться твёрдопротивостоять стрессу, нужно первым делом определить для себя, какие стрессорынесут наибольший вред. Руководитель тренинга обязан иметь уже сформировавшуюсябазу знаний о стрессе, о его главных факторах и наиболее распространённыхстрессорах, сталкивание с которыми менеджер может впасть в депрессионноесостояние и выпасть из обычного активного образа жизни, что неизбежно повлияеткак на его работу, так и на здоровье.
Программа тренингаразрабатывается, основываясь на знаниях о понятии стресса, о спецификахпрофессии менеджера и на общих тренинговых методах, которые рассмотрим ниже.
В групповом тренинге есть своиметодики и их не так уж и много (по И.В. Вачкову):
групповая дискуссия;
игровые методы;
методы, направленные на развитиесоциальной перцепции;
методы телесно-ориентированнойпсихотерапии;
медитативная техника
/>
По И.В. Вачкову
Из приведённых выше методоввыделим те, которые больше всего подходят для работы в тренинговой группеповышения стрессоустойчивости. Наиболее простые и в то же время крайнедейственные, это групповая дискуссия и игровые методы.
Групповая дискуссия помогаетчленам тренинга поделиться своим опытом либо страхами в тех или иных ситуациях.Тренингуемым очень полезно видеть и слышать человека с похожими проблемами, этосближает их друг с другом, помогает вести себя искренне по отношению кпартнёрам. Этот метод «передачи опыта» помогает группе определитьрамки работы тренинга, непосредственно направление пути работы, расставляет длякаждого его личные цели, определяет желаемые результаты. Выслушивая поочерёдновсех членов тренинга, необходимо вычленить нужную информацию, по необходимости,дождавшись своей очереди, задать интересующие вопросы, что-то посоветовать,либо в ответ рассказать о подобных тревожащих моментах.
Групповая дискуссия в своюочередь тоже делится на тематическую, биографическую и интеракционную.
Тематическая дискуссияпредставляет собой обсуждение значимых для всех членов тренинга проблем.
Биографические дискуссииосновываются на прошлом опыте.
Интерактивные дискуссиизатрагивают взаимоотношения между участниками группы.
Игровой метод также крайне важени продуктивен, по мнению многих учёных. На первых этапах курса члены тренингаещё мало знают друг друга и как правило скованы в своих суждениях и мнениях. Дляэтого проводится масса начальных игр, для того, чтобы тренингуемые привыклидруг к другу, стали смелее, да и просто познакомились. Далее уже следует этапдиагностики ситуаций и самодиагностики, то есть анализ собственного поведения вней. Возможности, которые можно достичь с помощью метода игр, неисчерпаемы ииспользуются очень активно.
И ещё один метод, о котором мыещё не говорили, но о котором стоит упомянуть, это метод медитативной техники. Используетсяне так активно как предыдущие, но с каждым годом все больше и больше входит вобиход проведения тренингов. В вопросе о стрессоустойчивости медитация довольноактуальна, так как эта техника позволяет обучиться телесной и физическойрасслабленности, снятию нервного напряжения, восстановить и мобилизоватьорганизм за короткий промежуток времени.
В профессиональной жизнименеджера, помимо вопроса налаживания комфортного общения с окружающими иопределения личностных целей, существует ещё необъятная масса стрессоров: нехваткавремени на выполнение определённой работы, неожиданные проблемы с проектом,который казался успешным, экономический и финансовый кризис (что крайнеактуально в настоящее время), нехватка сотрудников, ведущая к избытку принятойна себя работы, систематические задержки на рабочем месте допоздна и т.д. И всёэто может накладываться на семейные проблемы, желания скорейшего отпуска,затяжную пасмурную погоду. Человек начинает чувствовать себя загнанным в колесепостоянной напряжённой работы, не дающей ни физической, ни внутреннейрасслабленности и, как уже можно догадаться, оказывается в состоянии стресса,стремящегося перейти в затяжное, то есть депрессию. Как видно, факторов,влекущих за собой дистресс, множество, и научиться сопротивляться абсолютновсем невозможно, но возможно закалить себя психологически универсальнымиупражнениями так, чтобы дистресс не выходил за опасные рамки.
Заключение
В современном мире преобладаетвысокий спрос на здоровых и активных управленцев. Жизнь требует от нас полнойотдачи и «высокоскоростной» деятельности, и случается порой так, чтоорганизм устаёт приспосабливаться к жизни, которая с каждым днём требует всебольше и больше. Либо и так нервное напряжение усугубляется неприятнымимоментами на работе, в семье, в общении с друзьями. К таким ситуациям нужнобыть готовым и встречать их с крепкой психикой и грамотной подготовкой. Цельюнашего исследования было определение значения и эффективности групповыхтренингов стрессоустойчивости менеджеров в организации и составление выводов. Извышеуказанных причин вывод складывается определённо в пользу тренингов, так какэто хоть и новый, но уже широко применяемый метод психологической работы слюдьми. Этот метод позволяет мягко, и в то же время эффективно выискивать сутьпроблемы, проводит всесторонний анализ причин, находит их и далее уже работатьнад их удалением либо сопротивлением им, и в последствии проводится работа помобилизации жизненных свойств организма. Метод тренинга отличается от другихтем, что проводится в группе и решение проблем проводится коллективнымиусилиями, что даёт большой и незамедлительный результат. Также тренингстрессоустойчивости проводит работу не только узкого направления на борьбу сострессовым состоянием, но и психологическими причинами, делающими человекаслабым перед ним. В ходе исследования были проанализированы несколько принципови методов работы в группе тренинга, всем даны трезвые оценки и в выводе следуетуказать, что методики, используемые руководителем тренинга, отличаются большимразнообразием. Большим отличием от других методов влияния на психологическоесостояние человека является то, что групповой тренинг не требует большихсиловых физических и психологических затрат и проходит в интересной и теплойатмосфере, что крайне благожелательно влияет на психику тренингуемого. Главноене забывать. Что наше психологическое здоровье самым прямым образом влияет навесь наш организм.
Список литературы
1.        Ганс Селье «Стресс без дистресса»
2.        Вачков И.В. «Основы технологии группового тренинга»
3.        Д.М. Рамендик «Тренинг личностного роста»
4.        Сороченко В. «Все, что нужно знать о психологических тренингах»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.