Министерство образования и науки Российской Федерации
МОУ ВПО
Воронежский институт экономики и социального управления
Контрольная работа по дисциплине «Общая психология»
на тему «Развитие речи у детей»
Выполнил: Л.В.Чикова студентка 2 курса
заочнойформы обучения факультета «Психология»
Проверил: Г.В.Косых
Воронеж 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1.Возникновение и первые этапы развития речи ребёнка. 4
2.Структура речи. 7
3.Развитие связной речи. 9
4.Развитие письменной речи у ребёнка. 12
5.Развитие выразительной речи. 14
Заключение. 17
Списоклитературы… 18
Введение
Речь является основным средством человеческого общения. Безнеё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Безписьменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили и что делалилюди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим своимысли и чувства. Через речь психология и опыт одного человека становятсядоступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. По своемужизненному значению речь является не только средством общения, но и средствоммышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управленияповедением других людей и регуляции собственного поведения человека. Усвоениеречи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупностизвуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются вслова, предложения и фразы. На их базе формируется связная осмысленная внешняяречь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет вобратном порядке.
1. Возникновение и первые этапы развития речи ребёнка
Развитие речи у ребёнка опосредованно обучением: ребёнокнаучается говорить. Но это вовсе не означает, что овладение речью, своим роднымязыком является результатом специальной учебной деятельности, целью которойявлялось бы для ребёнка изучение речи. Такая учебная деятельность начинаетсяпозже – при изучении грамматики, при овладении – на базе устной речи –письменной речью, но первичное овладение родным языком, именно живой речью,совершается в процессе деятельности общения. Только так достигается подлинноепонимание речи как речи. Ребёнок нормально овладевает речью, т. е. научаетсяговорить, пользуясь речью в процессе общения, а не изучая ее в процессе учения.Способ овладения речью существенно отличен от способа, которым человек, обучаясьматематике, овладевает, например, алгеброй или анализом. Он органически связанс природой речи: полноценная речь человека – это не система знаков,употребление и значение которых произвольно установленно и выучено, каквыучиваются правила. Для овладения подлинным словом необходимо, чтобы оно былоне просто выучено, а в процессе употребления включалось в его жизнь идеятельность.
В течение первого, подготовительного, периода речи, до того,как ребёнок начинает говорить, он прежде всего приобретает некоторый пассивныйфонетический материал, овладевает своим голосовым аппаратом и научается пониматьречь окружающих. Первые звуки ребёнка – крики. Это инстинктивные илирефлекторные реакции. Крики издают и глухие дети; значит, они не продуктподражания или выучки. По своему фонетическому составу первые звукиприближаются к гласным а, е, у; к ним прибавляется в виде придыхания звук,близкий к х и к гортанному р, в основном в сочетании эрэ. Из согласных однимииз первых появляются губные м, п, б; затем идут зубные д, т, и затем шипящие.
В начале третьего месяца у ребёнка появляется лепет, как быигра звуком. Лепет от звука отличается большим разнообразием звуков, а так жетем, что звуки лепета, продукт игры со звуком, менее связаны, более свободны,чем инстинктивные крики. В лепете ребенок овладевает произнесением разнообразнозвуков. Лепет благодаря этому подготовляет возможность овладения в дальнейшемзвуковым составом слов речи окружающих взрослых.
Овладению речью, умению самому ею пользоваться для общенияпредшествует зарождающееся сначала понимание речи окружающих.
По некоторым наблюдениям с 5 месяцев дети начинаютопределённым образом реагировать на слова. Так, например, перед ребёнком,смотревшим на часы, произносилось слово «тик-так»; когда затем то жеслово повторялось, ребёнок обращал взгляды на часы. У него создалась связьмежду звуком и некоторой ситуацией или реакцией на него.
Сторонники ассоциативной психологии считали, что пониманиезначения слов основывается на ассоциативных связях, а рефлексологи утверждают,что эта связь имеет условно-рефлекторный характер. Надо признать, что те и другиеправы: первично связь слова с ситуацией, к которой оно относится, с реакцией,которую оно вызывает, имеет ассоциативный или условно-рефлекторный характер. Нок этому нужно добавить, что пока эта связь носит тот или иной характер, это ещёне речь в подлинном смысле слова. Речь возникает тогда, когда связь слова и егозначения перестаёт быть только условно-рефлекторной или ассоциативной, астановится смысловой.
На основе примитивного понимания речи взрослого и овладениясвоим голосовым аппаратом начинает развиваться речь ребёнка. Ребёнок начинаетовладевать новым специфически человеческим способом общения с людьми,посредством которого он может сообщать свои мысли и чувства, воздействовать наих чувства и направление их мыслей.
Первые осмысленные слова, произносимые ребёнком, появляютсяк концу первого – началу второго года. Они состоят преимущественно из губных изубных согласных, соединённых с гласным в слог, обычно многократно повторяющийся:мама, папа, баба. По своему значению эти первые слова ребёнка выражаютпреимущественно потребности, аффективные состояния, его желания.
Обозначающая функция речи выдаётся позднее (приблизительно кполутора годам). Её появление знаменует значительный сдвиг в развитии ребёнка. Ребёнокначинает интересоваться названиями предметов, требуя ответа на вопросы «чтоэто? ». Результатом этой активности является начинающийся быстрый ростсловаря, особенно имён существительных. В этот момент ребёнок делает величайшееоткрытие в своей жизни: он открывает, что каждая вещь имеет своё название. Этопервая действительно общая мысль ребёнка, хотя интерпретация этого факта у негоошибочна. Представление о том, что у полуторагодовалого ребёнка появляетсятакая «действительно общая мысль ребёнка», что «каждая вещьимеет своё название», с очевидностью опровергается всеми данными об общемумственном развитии ребёнка этого возраста. Ребёнок открывает не общийтеоретический принцип; он практически овладевает – при помощи взрослых – новым,в самой основе своей социальным, способом обращаться с вещами посредством слова.Он узнаёт, что посредством слова можно указать на вещь, обратить на неёвнимание взрослых, получить её. Основным и решающим в речевом развитии ребёнкаявляется именно то, что ребёнок приобретает возможность посредством речивступать в сознательное общение с окружающими. При этом ребёнок начинаетпользоваться отношением слова к обозначающим предметам, ещё теоретически неосмыслив его.
Понимание отношения слова к вещи, которую оно обозначает,долго еще остаётся крайне примитивным. Первоначально слово представляетсясвойством вещи, неотъемлемой её принадлежностью или же выражением вещи: оноимеет то же «лицо», что и вещь. Явление это на ранней стадии развитияимеет довольно распространённый характер. В процессе речевого развития ребёнкаесть такой этап, который лишь в исключительных случаях длится продолжительноевремя. О. Йесперсен называл её «малой речью», У. Элиасберг и Л.С. Выготский– «автономной речью» ребёнка. Ряд психологов отрицали существованиетакой особой автономной детской речи. В. Вундт утверждал, что эта мнимодетскаяречь – попросту язык нянек, подделывающихся к ребёнку. Без сомнения, что малая,или автономная, детская речь питается материалом речи взрослых. Но наблюдениявсё же показывают, что иногда у детей наблюдается речь, во многих отношенияхотличная от речи взрослых.
Психологически самым существенным в этой малой детской речиявляется то, что она вскрывает своеобразный способ «обобщения»,которым определяется значение первых слов, употребляемых ребёнком. В малой речислова ещё не выполняют обозначающей функции в полном смысле этого слова.
Сопоставление малой и детской речи с развитой речью особенноярко обнаруживает, как велика роль речи взрослых в умственном развитии ребёнка,она вводит в обиход ребёнка качественно иной, построенный на объективныхпринципах способ классификации вещей, сложившийся в результате общественнойпрактики. Посредством речи общественное сознание начинает с раннего детстваформировать индивидуальное сознание человека. Его речь и словесная ориентировкав мире регулируются не его индивидуальным восприятием, а общественнымпознанием, которое через посредство речи определяет и само восприятие. 2. Структура речи
В развитии структуры детской речи отправным пунктом являетсяслово-предложение, выполняющее на ранних стадиях ту функцию, которая в речивзрослых выражается целым предложением: «стул» — значит, «посадина стул», «придвинь стул» и т. д.; будучи по структуре однимсловом, оно функционально приближается к предложению. Потом между 1,5 и 2годами у ребёнка появляются первые не однословные предложения (из 2 – 3 слов); онипредставляют собой сначала как бы цепь однословных предложений. Около 2 летслова становятся, как в речи взрослых, зависимыми составными частямипредложения: ребёнок переходит к флексийной речи.
Развитие флексийной речи является значительным шагом вречевом развитии ребёнка; впервые прокладывается путь к отражению отношений –основного содержания мышления. Первые флексийные формы и различные способысложных словообразований ребёнок приобретает от окружающих, усваивая их тогда,когда его развитие подготовлено к этому. Но ребёнок не ограничивается толькомеханическим закреплением тех словообразований и словоизменений, которым егонаучили взрослые. На тех конкретных словоизменениях, которым его обучаютвзрослые, он овладевает практически некоторой совокупностью формообразованийкак способов оперирования словами. Пользуясь ими, ребёнок затем самостоятельнообразует словоизменения, не полученные им непосредственно путём обучения; наоснове обучения совершается процесс формирования, подлинного речевого развитияребёнка.
Своеобразные словообразования и словоизменения, в большомколичестве встречающиеся у ребёнка 2 – 5 лет, служат ярким тому доказательством.
В первый период появления предложений (2 – 2,5 года) речьребёнка представляет собой простое рядоположение главных предложений; придаточныепредложения отсутствуют: ребёнок овладел лишь формой паратаксиса (формаглавного предложения). Главные предложения не связаны или очень слабо связанытакими союзами, как «и», «и вот», «и ещё». Затем,примерно с 2,5 лет, начинает появляться форма придаточного предложения – гипотаксис.Это значит, что в речи ребёнка устанавливаются отношения подчинения (между главными придаточным предложениями) и соподчинения (между различными придаточнымипредложениями). Архитектоника речи усложняется, выделяются отдельные,относительно самостоятельные части речи, которые связываются между собойразличными отношениями – пространственными, временными. Около 3 лет появляютсяобычно первые «почему», выражающие причинные отношения.
В дошкольном возрасте развитие формальной структуры,грамматических форм речи часто опережает развитие мышления. Между речевойформой и её мыслительным содержанием, между внешней и внутренней, смысловой,стороной речи у детей часто существует расхождение; первая опережает вторую. Поэтомуих нельзя отождествлять: наличие у ребёнка определённых речевых форм ещё неозначает, что он осознал и то мыслительное содержание, для выражения которогоони служат; наличие слова или термина не гарантирует его понимания. Поэтомусущественная задача психологического исследования заключается в том, чтобыпроследить, как совершается усвоение смыслового содержания тех речевых форм,которые ребёнок усваивает в процессе обучения.
Определённый уровень развития мышления является предпосылкойкаждого дальнейшего шага в речевом развитии ребёнка. Но речь в свою очередьоказывает определённое влияние на умственное развитие ребёнка, включаясь в процессформирования его мышления. 3. Развитие связной речи
Основным в речевом развитии ребёнка является всёперестраивающееся и совершенствующееся умение пользоваться речью как средствомобщения. В зависимости от изменения форм этого общения изменяются и формы речи.Сначала общение у ребёнка происходит лишь с его ближайшим непосредственнымокружением. Постепенно вводимые отдельные высказывания, просьбы, вопросы иответы отливаются в разговорную диалогическую форму. Лишь после этогопоявляется потребность передать, отобразив его в речевом плане, более или менееобширное смысловое целое (описание, рассказ), предназначенное и для постороннегослушателя и ему понятное. Тогда развивается связная речь, умение раскрыть мысльв связном речевом построении. Всякая подлинная речь, прежде всего для самогоговорящего, передающая мысль, желание говорящего, является связной речью, ноформы связности в ходе развития изменились. Связной в специфическом смыслеслова называют такую речь, которая отражает в речевом плане все существенныесвязи своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам:либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего,либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявленынадлежащим образом в его речи. Связность речи означает адекватность речевогооформления мысли говорящего с точки зрения её понятности для слушателя. Связнаяречь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе еёсобственного предметного содержания. Для того, чтобы её понять, нетнеобходимости учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится; всё вней понятно для другого из самого контекста речи; это контекстная речь.
Речь маленького ребёнка сначала отличается обратнымсвойством: она не образует такого связного смыслового целого – такогоконтекста, чтобы на основании только его можно было её понять; для её пониманиянеобходимо учесть ту конкретную наглядную ситуацию, в которой находится ребёноки к которой относится его речь. Смысловое содержание его речи становится понятным,лишь будучи взято совместно с этой ситуацией: это ситуативная речь.
Различая ситуативную и контекстную речь по главной её черте,нельзя, однако, внешне их противопоставлять. Всякая речь имеет хоть некоторыйконтекст, и всякая речь связана и обусловлена некоторой ситуацией. Ситуативныеи контекстные моменты всегда находятся во внутренней взаимосвязи и взаимопроникновении;речь может идти лишь о том, какой из них является в каждом данном случаегосподствующим.
Основная линия развития речи ребёнка в том, что отисключительного господства только ситуативной речи ребёнок переходит ковладению и контекстную речью. Когда у ребёнка развивается контекстная связнаяречь, она не наслаивается над ситуативной, не вытесняет её; ребёнок, как ивзрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, котороенадо передать, и характера самого общения. Ситуативная речь – это речь, которойестественно пользуется и взрослый в разговоре с собеседником, находящимся сговорящим в общей ситуации, когда речь идёт о непосредственном её содержании; кконтекстной речи, понятной независимо от ситуации, переходят тогда, когдатребуется связное изложение предмета, выходящего за пределы наличной ситуации,притом изложение, предназначенное для широкого круга слушателей. По мере того,как в ходе развития изменяются и содержание, и функции речи, ребёнок, обучаясь,овладевает формой связной контекстной речи.
Проведённое исследование А.М. Леушиной было посвященоизучению развития связной речи у дошкольника, особенностями его ситуативнойречи. Ситуативность в речи ребёнка проявляется в многообразных формах. Так, ребёнокв своей речи либо вовсе упускает подразумеваемое им подлежащее, либо заменяетего местоимениями. Речь его наполнена словами «он», «она», «они»,хотя в самом контексте нигде не указано, к кому эти местоимения относятся. Однои то же местоимение «он» или «она» в одном и том жепредложении относится к различным субъектам. Точно так же речь полна наречиями(«там», без указания, где именно, и прочее).
В качестве характеристики предмета фигурирует слово «такой»,причём подразумеваемое содержание этого эпитета поясняется наглядным показом: ручкамидемонстрируется, такой ли большой или такой маленький. Чтобы понять мысльребёнка, одного речевого контекста недостаточно, её можно восстановить, лишьучтя конкретную ситуацию, в которой находился ребёнок. Характерной особенностьютакой ситуативной речи является то, что она больше выражает, чем высказывает.
Лишь постепенно ребёнок переходит к построению речевогоконтекста. Переходный этап на этом пути показательно выступает в одном частном,но симптоматическом явлении. Преимущественно у старших дошкольников регулярнопоявляется интересная речевая конструкция: сначала ребёнок произноситместоимение («он», «она» и т.п.), а затем, как бы чувствуянеясность своего изложения и необходимость его пояснить, он вслед заместоимением вводит поясняющее его существительное; «она – девочка – пошла»,«он – мяч – покатился». Эта форма изложения не случайное явление, атипичное, вскрывающее существенный этап в речевом развитии ребёнка. Ребёнок непроизвольностроит свою речь исходя из того, что ему представляется непосредственнопонятным. 4. Развитие письменной речи у ребёнка
Довольно существенным достижением в речевом развитии ребёнкаявляется овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значениедля умственного развития ребёнка, но овладение ею представляет некоторыетрудности. Эти трудности сказываются уже при обучении чтению, то есть пониманиюписьменной речи. Чтение не является просто механической операцией переводаписьменных знаков в устную речь. Для обучения чтению необходима выработкасоответствующих технических навыков. Но только лишь навыков недостаточно, т. к.чтение включает в себя понимание прочитанного, оно представляет собойсвоеобразную мыслительную операцию. Чтение как понимание письменной речиявляется более трудной операцией, чем понимание устной речи. В устной речиинтонации, паузы, целая гамма выразительных средств помогают понять её. Причтении же нужно без помощи всех этих вспомогательных средств, опираясь на одинлишь текст, дать ему самостоятельное истолкование. Разрешение задачизаключается в том, чтобы по словам текста, дающим совокупность опорных точек,как бы условия задачи, — правильно реконструировать его содержание каксмысловое целое. Самостоятельное чтение предполагает умственное развитие иведёт к дальнейшему умственному развитию. Читая, ребёнок учится по-новомусвязно строить свою речь.
Очень важное значение имеет овладение письмом. На первыхэтапах овладения письменной речью эта последняя обычно во многих отношенияхотстаёт от устной речи. К тому времени, когда ребёнок начинает овладеватьписьмен-
ной речью, он уже обладает значительным опытом свободногообщения посредством устной речи. Прежде всего, некоторые трудности представляетдля ребёнка овладение самой техникой письма. Ряд зарубежных и советскихисследователей утверждают, что письменная речь вообще у ребёнка на несколько(чуть ли не на 7) лет отстаёт от устной.
В развитии речи реально проявляются как различия междуписьменной и устной речью, так и их общность; она сказывается и в ихвзаимодействии. Сначала доминирует устная речь; она определяет письменную речьребёнка; ребёнок пишет, как говорит: выработавшиеся у него формы устной речи определяютна первых порах строение его письменной речи.
Но и в письменной речи неизбежно выпадает рад выразительныхмоментов устной речи; если они не восполняются надлежащей перестройкой еёпредметно-смыслового содержания, письменная речь с теми требованиями продуманности,логичности, связности, которые она предъявляет, начинает оказывать существенноевлияние на развитие устной речи – в той форме, которая нужна для ответаучителю, для связного изложения материала.
Основным звеном в развитии письменной речи является развитиесвязной речи – умение отобразить в речи все существенные связи предметногосодержания так, чтобы смысловое содержание речи образовало контекст, понятныйдля другого. Развитие связной – контекстной речи существенно зависит от развитияписьменной речи.
Развитие связной и точной речи падает по преимуществу на времяобучения в средней школе. В подростковые годы в связи с умственным развитием, вособенности при хорошей культуре, речь, как письменная, так и устная, становитсявсё более богатой, многогранной, всё более литературной. Уже имевшиеся враспоряжении ребёнка слова приобретают всё более обобщенное, отвлеченноезначение. Так же в речь включается ряд новых специальных терминов. Наряду сэтим в речи подростка ярче, чем у ребёнка, учащегося в начальной школе,выступают её эмоционально-выразительные моменты, более частым становитсяупотребление метафорических выражений. Структура письменной речи значительноусложняется, увеличивается количество сложных конструкций. 5. Развитие выразительной речи
Выразительность является важным качеством речи. Её развитиепроходит длинный путь. Речь маленького ребёнка часто обладает яркойвыразительностью. Нередко в ней преобладают итерации (усиливающиеся повторения),инверсии (нарушения обычного порядка слов), восклицательные обороты и т.д., — всемистилистическими формами, которые выражают эмоциональность.
У маленького ребёнка выразительные моменты не являютсясознательно избираемыми и используемыми стилистическими средствами или приёмамидля того, чтобы произвести определённое эмоциональное впечатление. В нихсовершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребёнка,поскольку у него ещё нет твёрдо установившихся правил связного построения,которые ограничивали бы её выражение.
В дальнейшем, по мере того как импульсивность детской эмоциональностиуменьшается, а речь детей, подчиняясь принятому в данном языке нормальномупостроению, становится более регламентированной, непроизвольная выразительностьее снижается. В результате, когда первоначальная непроизвольнаявыразительность, часто встречающаяся в речи маленьких дошкольников, спадает,речь детей может стать крайне маловыразительной (если над развитием еёвыразительности специально не работать).
Развитие речи, способной выразить эмоциональное отношение ктому, о чём идёт речь, и оказать на другого человека эмоциональное воздействие,сознательно пользуясь выразительными средствами, требует большой культуры.
Сознательная выразительность присуща художественной речи. Выразительныесредства художественной речи складываются из разных элементов: выбор слов(лексика), сочетаемость слов и предложений (фразеология и контекст), структураречи и порядок слов. Придавая слову эмоциональную окраску, эти элементыпозволяют речи передать предметное содержание мысли, а так же выразитьотношение говорящего к предмету мысли и к собеседнику.
Понимание и переживание эмоционального подтекста требуетвдумчивого воспитания. Основные трудности для понимания эмоциональный подтекстпредставляет в тех случаях, когда он отклоняется от открытого текста. Зачастуютак дело обстоит с ироническими оборотами речи. Экспериментальная работа,выполненная В.Е. Сыркиной, показала ряд различных ступеней в развитии понимания.На первой ступени эмоциональный подтекст ускользает от школьника, слово берётсяисключительно в его прямом значении. На более высокой ступени ученик ужечувствует расхождение между открытым текстом и эмоциональным подтекстом, но ещёне улавливает правильного соотношения между ними. При дальнейшем продвиженииученик постепенно учится улавливать сущность эмоционального подтекста иблагодаря этому более глубоко проникает в основную мысль художественногопроизведения.
Весь ход развития понимания эмоционального подтекста сбольшой яркостью показал диалектическое единство между моментами переживания ипонимания. Для того, чтобы понять подтекст речи, надо его «сопережить».А чтобы по-настоящему сопережить текст, надо его глубоко осмыслить. Так в планеконкретного эксперимента вновь подтвердилось и по-новому раскрылось одно изосновных положений о единстве переживания и сознания.
Заключение
Обобщая, классифицируя, речь является по существу первойэлементарной формой знания. Язык – общественная форма познания. Посредствомязыка общественное познание формирует мышление ребёнка и определяет структуруего сознания. Сама формулировка мысли в слове приводит к тому, что ребёнок врезультате лучше понимает, чем понимал до словесной формулировки своей мысли: формулируясь,мысль формируется. Таким образом, речь не только сообщает уже готовую мысль, онавключена в процесс формирования мышления. В этом её значение для умственногоразвития.
В речи человека обычно весь психологический облик личности. Такаясущественная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит воснове многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательнообычно уже то, как человек завязывает разговор и как он его заканчивает; втемпах речи выступает его темперамент, в её интонационном, ритмическом рисунке– его эмоциональность, а в её содержании просматриваются его духовный мир, егоинтересы их направленность.
Список литературы
1. Рубинштейн С.Л. – Основы общейпсихологии. – СПб.: Питер, 2007. – 713 с.: — (Серия «Мастера психологии»).
2. Развитие речи у детей дошкольноговозраста. / Под ред. Сохина Ф.А. — М.: Просвещение, 1984.
3. Общая психология. / Под ред. ПетровскогоА.В. — М.: Просвещение, 1976.
4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей.- М.: Просвещение, 1967.
5. Запорожец А.В. Психология. — М.: Просвещение,1965.