Реферат по предмету "Психология"


Развитие психологии в учениях мыслителей Арабского Востока

Реферат
 
на тему:
«Развитие психологии вучениях мыслителей Арабского Востока»
Тверь 2009

Введение
История психологии – одна из немногих комплексных дисциплин,синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. C однойстороны, ее содержание основано на тех знаниях, которыe получены из другихкурсов – общей, возрастной, социальной психологии. C другой стороны, историяпсихологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становленияпсихологии, причины изменения ее предмeтa, ведущей проблематики.
Знание истории психологии необходимо для понимания различныхтеорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития.Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявитьих исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их историческийсмысл.
Изучение истории психологии имеет большоеобразовательно-нравственное значение. «История более полезна, она полнамудрости», – писал итальянский философ-гуманист XV в. Лоренцо Валла. Оназнакомит нас с жизнью людей науки, раскрывает полную драматизма борьбу во имяистины, вызывает разнообразные чувства: от почтительного восхищения доразочарования и недоумения.
Как иистория философии, история психологии учит не только фактам, но и мышлению,умению понять и адекватно оценить отдельные психологические явления иконцепции, учит мыслить объективно и непредвзято, находить реaльные достоинстваи недостатки как абсолютизированных теорий, так и новых, модных в настоящеевремя. В данной работе, рассмотрим как развивалась психология в ученияхмыслителей Арабского Востока.

1. Развитие психологических идей восточного мира
Значительная роль психологических взглядов в арабской средневековой наукеобусловлена целой совокупностью объективных и субъективных предпосылок.Развитие психологических идей, как и всей научной мысли, происходило ввосточном мире под влиянием многих социокультурных факторов. В их анализе средипричин арабского «прорыва» психологического знания выделим две группы.
Во-первых, это геополитические предпосылки. Образование новой формации – феодализма– на Востоке происходило исторически раньше, чем на Западе. Ее государственнымвоплощением явился Арабский Халифат – мусульманско-феодальная теократия, посвоей мощи сравнимая разве что с Великой империей Александра Македонского. Каки в античные времена, огромное государственное образование стимулироваломиграцию, развитие экономики, культуры, распространение научных взглядов.Единство государственного арабского языка облегчало переводы античных трудов,популяризацию заложенных в них идей. Географическое положение (от Индийского доАтлантического океана) позволяло арабам использовать достижения науки не толькоАзии, но и Европы, Индии, Китая: караваны с книгами стекались в библиотекихалифов со всего мира. Особо следует отметить благоприятное воздействие наразвитие арабской культуры гуманистических идей свободы и равенства, изначальнозаложенных в исламе как официальной государственной религии.
Во-вторых, развитие средневековой психологической мысли в арабском миреимело научные предпосылки. Это – опора на достаточно богатую почву античнойкультуры эллинов (учения Демокрита, Гераклита, Аристотеля, Эпикура, Платона идр.). Эдесская школа в Сирии пользовалась в раннем средневековье не меньшимавторитетом, чем признанные академии в Афинах и Александрии. После их закрытиянаучные центры перемещаются на Ближний и Средний Восток. В 832 году в Багдадеоткрывается Дом мудрости (прообраз Академии наук). Собственные достижения:расцвет системы прикладных наук, в том числе медицины, физики, геометрии,астрономии, математики, алхимии, стимулировали появление выдающихся мыслителейи экспериментаторов. Их усилиями были изобретены порох, магнитная игла, водяныеи механические часы, градусное измерение Земли, открыто смещение времени почасовым поясам (лишь спустя пять веков, в 1522 году, участники экспедицииФернана Магеллана сделали подобное открытие для Европы).
Предыдущим эпохам эволюции психологического знания был неведом подобныйнаучный потенциал, на базе которого арабские ученые искали тайны человеческойдуши. Но и в психологических изысканиях эти мыслители опирались на богатуюидеями свою предысторию.
Уже в дуалистическом мировоззрении иранского зороастризма центральнымиподнимаются вопросы о соотношении души и тела, жизни и смерти, добра и зла. ВVIII веке ранние представители рационального богословия – калама (мутазалиты – обособившиеся)в своих трудах утверждают, что человек действует в соответствии с разумом.Природа, по их учению, имеет материалистическое строение, а тело после смертираспадается на частицы. Все в мире, в том числе и души людей, причиннообусловлено, и существует реальная возможность познания этого мира разумомчеловека, а не божественным откровением. Коран трактуется, в этой связи, какобычное литературное произведение. Мутазалиты выступили противантропоморфического представления творца, видя в нем лишь абстрактное божество.
Такначинала складываться система психологических идей средневекового арабскогомира. В ее оформлении выдающуюся роль сыграла плеяда мыслителей, результатынаучной деятельности которых навсегда вошли в сокровищницу мировойпсихологической мысли.

2. Психологические знанияАль-Кинди, Разеса и аль – Фараби
Родоначальник перипатетических традиций мусульманского Востока, «философарабов», продолжил аристотелевское учение. Его перу принадлежат 238 сочинений,среди которых психологические трактаты «О разуме», «Рассуждение о душе», «Опервой философии», «Книга о пяти сущностях». Значение его творчества дляпсихологической науки состоит не только в постановке кардинальных вопросов,послуживших исходной базой последующих теоретических построений, но и вплодотворных попытках ответа на них, исходя из всеобщих закономерностейразвития природы, общества и мышления.
В проблеме соотношения природы и души Аль-Кинди придерживался детерминистскихвзглядов, утверждая, что бог – лишь отдаленная причина. Душа, по его взгляду, «делитсяна две части, а именно: на разум и чувство». Аль-Кинди принадлежит приоритет всоздании «концепции четырех видов интеллекта», в соответствии с которой разум выступаетв четырех формах: актуальный (как совокупность универсалий); потенциальный (какспособность восприятия универсалий); приобретенный (как нахождение универсалийв душе); проявляющийся (реализация во вне).
В теории познания ученый утверждал: «Истина необходимо познаваема;следовательно, и вещи, обладающие бытием, познаваемы». И далее: «Человеческоепознание бывает двух видов. Первый вид познания ближе к нам, но дальше отсущности. Это – познание посредством чувств… Другой вид познания ближе ксущности и дальше от нас. Это – разумное познание…»
Аль-Кинди одним из первых на Востоке призывал к объединению усилий ученыхс целью использования «плодов исследования наших предшественников» и достиженияистинных знаний.
Иранский ученый – энциклопедист, рационалист и вольнодумец. Руководилклиникой в Рее, затем в Багдаде. Для его научных изысканий характерны свободаот догматизма, использование эксперимента, практическая направленностьпроводимых физиологических исследований. В основе его мировоззренческой концепциилежит учение о пяти вечных началах: творце, душе, материи, пространстве,времени. Материя с ее атрибутами, по его взгляду, есть равноценное с богомначало.
В психологических взглядах известного иранского мыслителя иестествоиспытателя – автора «Книги всеобъемлющей», мы находим советы неследовать слепо Гиппократу и Галену, а строить врачебную науку на результатахнаблюдений и опытов. Особую роль в своей научной деятельности Ар-Рази отводилрешению психофизиологической проблемы. В этой связи он экспериментальнообосновывал тесную связь души и тела. В теории познания ученый придерживалсяподходов материалистического сенсуализма.
Научное наследие «второго учителя» (после Аристотеля) велико иразнообразно. Из написанных им более ста работ выделяются труды поклассификации наук, философии, логике, политике. Ряд трактатов посвященыпроблемам психологии: «О душе», «О силе души», «Разум и понятие», «О многом иединственном», «О разуме», «Существо вопросов».
Все явления мира ученый объясняет, исходя из признания естественныхзакономерностей. Поэтому, решая психофизическую проблему, он пишет, что «субстанциядуши существует отрешенно от материи», но «дарователь форм создает ее тогда,когда появляется нечто» – тело. Первое вместилище души находится в глубинесердца. «Душа не может существовать раньше тела,… не может переселяться изодного тела в другое…. Состояния души могут быть разными».
Мыслитель выделяет существенные признаки людей: «От всех животных человекотличается особыми свойствами, ибо у него имеется душа, из которой возникаютсилы, действующие через посредство телесных органов, и, кроме того, у него естьтакая сила, которая действует без посредства телесного органа; этой силойявляется разум. (…) Ни одна из этих сил не существует оторвано от материи. Кэтим силам относится и практический разум – тот, который выводит, какиедействия, свойственные людям, должны быть осуществлены». Это положение привелоАль-Фараби к концепции деятельного человеческого разума, согласно которой людиобладают здравым смыслом и используют свой ум для решения нравственных проблем.
3. Психологические знания Авиценны
Ибн Сина – лат. Авиценна (980–1037), врач, естествоиспытатель, философ,энциклопедист. Его популярность и авторитет выразились в почтительном прозвище «Старостаи Глава». Ибн Синой написаны многочисленные труды по разным отраслям знаний:философии, медицине, лингвистике, логике, математике, физике, космологии,химии, этике и т.д. – всего 456 работ на арабском и 23 сочинения на языкефарси.
Философские и естественнонаучные трактаты мыслителя пользовались большойпопулярностью на Востоке и на Западе в течение ряда столетий. Его «Канонврачебной науки» – медицинская энциклопедия в пяти частях (объемом около 200п.л.), итог опыта греческих, римских, индийских и азиатских врачей, выдержалатолько в XV–XVII веках около тридцати латинских изданий в Европе. «Канон»обеспечил научным взглядам Ибн Сины более чем пятивековое лидерство во всехмедицинских школах средневековья.
Несмотря на то, что психологические вопросы разбирались в трактатах помедицине и философии, Авиценна посвятил психологии отдельные труды, средикоторых «Поэма о душе», «Брошюра об объяснении дорогой субстанции», «Очерк очеловеческих силах и их познаниях», «Подарок раиса (главы философов) правителю»,«Брошюра о душе». Его «Книга исцеления» (в 18 томах) в разделе «Физика»содержит своего рода психологическую энциклопедию арабского средневековья – «Книгуо душе».
В мировоззренческих установках Авиценна явился последовательнымсторонником Аристотеля, особенно в использовании медицинских и других естественнонаучныхподходов к изучению психики человека. В то же время арабский ученый продолжиллинию Сократа в толковании внутреннего мира человека как содержания егопсихики, а не дубликата или идеи. Отсюда происходили две психологии Авиценны: естественнонаучнаяи метафизическая, что, в свою очередь, отразилось в его концепции двойственнойистины. Последняя, по оценке историков, сохранила для потомков и обезопасила естественнонаучнуюмысль Авиценны от нападок исламской реакции. Учение о душе Авиценны в этойсвязи занимало место «прослойки» между его религиозными и естественнонаучнымивзглядами.
Мировоззренческие установки Авиценны отразились в противоречивости егопсихологических взглядов, проблематика которых очень обширна: от анализадушевных сил человека до решения диад: «жизнь и психика», «душа и тело», «животнаяи человеческая душевная жизнь». Ученого интересовали, главным образом,следующие вопросы: какое место занимает душа? в чем состоит ее сущность? вечнали она? Ответы на эти вопросы давались Авиценной туманно и противоречиво. Темне менее, им высказаны и экспериментально обоснованы идеи, сыгравшиезначительную роль в эволюции психологической мысли средневековья. Кроме того,им построена соответствующая времени, довольно стройная система категорий ипонятий психологического знания, перешедшая впоследствии в новоевропейскуюнауку. Следуя Аристотелю, Авиценна дает определение души человека как «первогозавершения естественного органического тела в той мере, в какой оно совершаетдействия благодаря осмысленному выбору и рассуждению и поскольку воспринимаетвсеобщее».
Разум, по мнению ученого, – это активная творческая сила, инструментпознания вселенной. В «Исцелении» четко выражается мысль о том, что «познаниесостоит в отображении познаваемого предмета познающим субъектом». Впредсмертных «Указаниях и наставлениях» Авиценны познание вещи есть отображениеее сущности в чувствах и разуме познающего. Познание невозможно безпредварительного чувственного опыта: реальность дается только в ощущениях. «Почувствовалв душе», по Авиценне, значит, «отобразился». Рассмотрев сущность процессаабстрагирования, он выделил следующие ступени: 1) ощущение (появление образа);2) представление (различение образа и материи); 3) воображение (возникновениеидей и понятий); 4) всеобщие понятия и категории (высшая форма абстракции).
В решении психофизиологической проблемы Авиценной делается заключение отом, что источником психики человека является мозг. Локализованность душевныхсил в мозгу и в органах чувств признается ученым как неоспоримый факт: каждойпсихической функции соответствует участок чувственных нервов или полушарийголовного мозга.
Наблюдения за нарушениями, вызванными ранениями мозга, позволилимыслителю дать более точное определение его связи с процессами ощущения имышления. На этом основании был сделал вывод о том, что духовные силы несуществуют сами по себе, а нуждаются в конкретном телесном органе. Но тем неменее подчеркивается, что человеческая психика в языковой форме связана сидеей, которая бессмертна, отсюда бессмертна и душа как носитель идеи.
Авиценной описывается первый в истории случай психодиагностики – поискаэмоционального комплекса по изменениям в вегетативной сфере (учащению пульсапри реакции на различные внешние факторы). Им же проведены первые опыты попсихологии эмоций – зачатки экспериментальной психофизиологии аффективныхсостояний (кормление баранов одинаковой пищей, но одного рядом с волком). Егосхемы говорят об открытии роли «сшибок» – противоположных эмоциональныхустановок – в возникновении глубоких соматических сдвигов.
Исследованиями Авиценны начинается возрастная психофизиология. В процессеразвития людей от рождения до зрелого возраста ищется не только физиологическийрост, но и изменения психических особенностей человека. Важное значение приэтом отводилось воспитанию, посредством которого осуществляется, как он считал,воздействие психического на структуру развивающегося организма. Чувства,изменяющие течение физиологических процессов, возникают у ребенка в результатевоздействия на него окружающих людей. Вызывая у ребенка определенные аффекты,взрослые формируют его физиологические качества.
Физиологическая психология Авиценны включала, таким образом,предположения о возможности управления процессами в организме, придания емуопределенного устойчивого состояния путем воздействия на чувственную,аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Идея взаимосвязипсихического и физиологического разрабатывалась им, исходя из его обширногомедицинского опыта.
Позицияпоследовательного натурализма в объяснении психических явлений обеспечилавысокий научный авторитет естественнонаучных концепций Авиценны вплоть до нашихдней.
4.Психологические знанияАльгазена, Абу-Хамид Газали и Абубацера
Выдающийся естествоиспытатель средневековья известен не только каккомментатор учений Аристотеля, Евклида, Галена, но и конкретной разработкойодного из механизмов психической жизни – зрительного ощущения. Главный трудАльгазена – «Сокровище оптики». К основному теоретическому обобщению ИбнАль-Хайсама, оказавшему влияние на развитие всей психологической концепцииощущений, следует отнести представление глаза оптической системой – прибором.На основе результатов опытов и экспериментов ученый делает вывод о том, чтопроцесс превращения фактов внешнего мира в акт сознания осуществляется припомощи физического механизма, а не путем «истечений» от предмета или от глаза,как это считалось в античности.
Ученый впервые обращает внимание на длительность психических актов, объясняемуювременем, необходимым для передачи возбуждения по нервным проводникам от «чувствующегоаппарата». По критерию длительности зрительного восприятия время объявляетсяодним из основных факторов ощущения. Поэтому при кратковременном предъявлениимогут быть правильно восприняты лишь знакомые объекты. Это связывается с тем,что условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственныевоздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся в нервной системе следыпрежних впечатлений.
В каждом зрительном акте Ибн Аль-Хайсам различал, с одной стороны,непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой – присоединяющуюсяк этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливаются сходство иразличие видимых объектов. На этом основании делается ряд важнейших выводов:способность зрительного различения порождается суждением, а переработкавоспринятого происходит бессознательно; феномены бинокулярного зрения, смещенияцветов и контрастов объяснимы опытно-оптическим способом; для зрительноговосприятия необходимо движение глаз – перемещение зрительных осей.
Схемы Ибн Аль-Хайсама не только разрушали несовершенные теории зрения,доставшиеся арабам от античных авторов, но и вводили новое объяснительноеначало. Исходная сенсорная структура зрительного восприятия рассматривалась какпроизводное от имеющих опытное и математическое обоснование законов оптики и отсвойств нервной системы. Это направление противостояло одному из главныхдогматов схоластики, как мусульманской, так и христианской – учению о том, чтодуша во всех ее проявлениях есть особого рода сущность, принадлежащаянадприродному миру. Таким образом, Ибн Аль-Хайсам экспериментальным путемпостроил научные основы зарождающейся теории чувственных восприятий, возвелпсихологические взгляды на уровень естественнонаучных закономерностей.
С именем Газали ученые, как правило, связывают начало упадкасвободомыслия и оживления религиозных наук – подчинения арабской средневековоймысли религиозным догматам. Поводом для этого считается его сочинение «Опровержение»(буквально: непоследовательность, распад, распыление), направленное противперипатетиков Востока. Но, отдавая дань подобной оценке, следует отметить рядпозитивных для психологического знания моментов в творчестве Абу-Хамида Газали.Его трактат «Избавляющий от заблуждений» интересен не толькоавтобиографичностью, но и отражением борьбы различных направленийпсихологических идей. Данное сочинение представляется редким литературнымпамятником Востока, раскрывающим противоречивый процесс становления и эволюциинауки о душе в эпоху феодализма.
В психологическом учении Газали наиболее ценными представляются мысли оприроде слова. «Об именах спорить нельзя, ибо мы сами дали их вещам лишь спозволения божественного закона, – пишет в «Опровержении» Абу-Хамид. – Ноздесь для нас важно не само слово, а его значение». Следует также отметитьобоснование Абу-Хамидом Газали довольно стройной системы психологическихпонятий с применением индуктивно-генетического метода. «Первое, что сотворяетсяв человеке, – это чувство осязания… Затем в человеке сотворяется чувство зрения…Далее он наделяется слухом… Потом для него сотворяется чувство вкуса… И так дотех пор, пока человек не переступает границу мира чувственных предметов». Ксемилетнему возрасту у человека «создается различающая способность». «Затем онподнимается на новую ступень, и для него сотворяется разум». Последняя фаза «божественноготворчества» – наделение человека «пророческим даром».
Подробноеописание этапов «божественной эволюции» человека, раскрытие их содержанияявилось одной из немногочисленных попыток построения модели, отражающейпсихический мир человека. Данный метод нашел продолжение в Новое время всистемах «человек-машина» и «человек-статуя», созданных Ламетри и Кондильяком,но это произойдет лишь через более чем шесть столетий.
Ибн Тюйфель знаменитый врач, философ,поэт, был в дружеских отношениях с Ибн Рушдом. За еретические взгляды получилпрозвище «учитель нечестия». В дошедшем до нас романе «Хай, сын Якзана»,переведенном почти на все европейские языки, историки усмотрели «психологическуюробинзонаду». В нем рисуется саморазвитие «естественного человека»,изолированного от общества на необитаемом острове. Создавая системупсихологических понятий, Ибн Тюйфель постепенно наделяет героя романасредствами познания окружающего мира. Но процесс этот обусловлен уже небожественной причинностью, как у Газали, а реализацией потенции человека кразвитию методом самоуглубления, независимо от общественных традиций ибожественного откровения. От первых знаний, ограниченных чувственными вещами,человек постепенно приходит к осознанию своего интеллекта – обнаружению того, «чтои сам он владеет самостоятельной сущностью».
Таким образом, Ибн Тюйфель отстаивает прогрессивную мысль о единствеприродного мира и его эволюции. К этому единству ученый относит и развивающийсяпсихический мир человека, мир его сознания.
5. Психологическиезнания Аверроэса (1126–1198)
Выдающийся представитель восточного аристотелизма, учение которогобольше, чем какое бы то ни было другое, оказало влияние на западноевропейскуюфилософско-психологическую мысль. Ибн Рушдом написаны более полусотнипроизведений, среди которых выделяются «большие», «средние» и «малые»комментарии к работам Аристотеля. Почетное прозвище «Великого комментатора»арабский мыслитель получил благодаря анализу в своих трудах наследиявыдающегося древнегреческого ученого. Современники говорили, что Аристотельобъяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля. Как справедливо подметил А.И. Герцен,«Аристотель был похоронен под развалинами древнего мира до тех пор, покааравитянин (Ибн Рушд) не воскресил его и не привел в Европу, погрязавшую вомраке невежества». Однако Ибн Рушд не только объяснил учение античногомыслителя, но и переработал его. Он явился автором энциклопедическогомедицинского труда в семи книгах, трактатов «Опровержение опровержения» и «Рассуждениео разуме».
В психологическом учении Аверроэс дал материалистическое по своейнаправленности объяснение проблемы соотношения души и тела: «Возникновение души…есть соединение души с телесными возможностями, предрасположенными к соединениюс ней». Психика, индивидуальная душа («моя психика») как продукт чувственностиформируется в процессе жизни на основе связи с окружающим миром. Источником психикиявляется чувственность, контакт. Понимание души как продукта чувственностиговорит об ее уничтожимости после прекращения связи с окружающим миром. Отсюдаотрицание бессмертия индивидуальной души.
Ибн Рушд по-своему прокомментировал учение Аристотеля о душе и разуме, аименно сделал упор на их разделении. Под душой понимались функции, которыенеотделимы от организма (прежде всего чувственность). Они необходимы (таковобыло мнение и Аристотеля) для деятельности разума, неразрывно связаны с телом иисчезают вместе с ним. Что же касается самого разума, то он являетсябожественным и входит в индивидуальную душу извне, подобно тому, как солнцепосылает лучи органу зрения. С исчезновением тела «следы» индивидуальной души,оставленные божественным разумом в период воздействия на нее, отделяются отисчезнувшего смертного индивида и продолжают существовать как моментуниверсального разума, присущего всему человеческому роду.
Развивая учение Аристотеля о пассивном и активном разумах, арабскийученый утверждает, что чувственность позволяет воспринимать божественный разум,тогда и проявляется дух потенциальный и актуальный. Божественный разум лишьинициирует в человеке движение. «Душа деятельна двояким образом, – пишет ИбнРушд, – во-первых, по отношению к телу – она господствует над ним и управляетим; во-вторых, по отношению к своим началам и сущности – она воспринимаетумопостигаемое. Ее действия по отношению к телу – это чувственное восприятие,воображение, страсти, гнев, страх, печаль и боль. Когда же она начинает мыслитьпредметы разумного восприятия, она бросает все постороннее».
Аверроэс высказал мысль о том, что по своим возможностям человеческаяпсихика совершенна, чем утвердил идею богоподобия человека в процессе познания.Частям души он противопоставил универсальный для всех божественный разум,который лишь инициирует в человеке движение. Это, в свою очередь, предполагалоравенство людей по интеллектуальным способностям.
В то же время в одном из «Рассуждений» высказывается мысль о реальныхразличиях в способностях людей, в соответствии с которыми он выделяет их триразновидности: риторики (со способностью всех к суждению); диалектики (соспособностью к диалектическому толкованию «по природе и по навыку»);аподейктики (со способностью толкования «по природе и по философской науке»).Как естествоиспытатель и психофизиолог Аверроэс опроверг принадлежностьчувственной части зрения хрусталику, обосновав выполнение этой функции сетчатойоболочкой глаза.
Таким образом, Ибн Рушд не остановился перед объявлением теснейшей связимежду состояниями сознания и физиологическими явлениями, некоторые силы души онпрямо называл продуктами телесных органов. Его теоретические концепции обуничтожаемости индивидуальной души и о богоподобии человека в познании наносилиудар по схоластико-догматическим воззрениям, утверждали идею природногоравенства людей, защищали их земное достоинство.
Взглядывыдающегося мыслителя о двойственной истине были несовместимы с «официальным»мировоззрением своей эпохи. Поэтому и судьба аверроизма полна коллизий: отнаучного признания до предания анафеме (Ибн Рушда называли «бешеной собакой, неперестающей лаять на Христа»). В 1256 году по поручению Папы Альберт Великийпрочитал в Парижском университете лекцию «О единстве разума против Аверроэса»,а в 1270 году с таким же заголовком появился трактат Фомы Аквинского. Но длямногих деятелей средневековья и европейского Возрождения аверроизм явилсязнаменем в утверждении подлинно научного мировоззрения.

Заключение
«Душа» для познающего человечества на протяжении всей его историипредставляла интерес во многих отношениях, что закономерно выразилось вмногообразии направлений и форм ее исследования. В различные эпохи основнымиисточниками последних являлись как религиозные установки, эмпирические данные отражениясвязи души и тела, так и результаты умозрительных наблюдений человеком запроисходящими у себя психическими процессами. Одной из существенныхособенностей средневекового периода эволюции психологического знания как раз иявляется утверждение единства обозначенных источников.
Не менее существенной особенностью эпохи средневековья выступаетвосстановление преемственности в развитии психологических идей, нарушеннойпадением древнегреческой цивилизации. Но следует отметить, что «феодальноевосстановление» имело характерную черту, выразившуюся в клерикальнойнаправленности комментариев античных учений о душе. На то были существенныеоснования. Именно церковь и особенно монашеское движение в Европе и ее оппонентна Востоке сохранили, прокомментировали и развили достижения мыслителей ДревнейГреции и Древнего Рима.
Теологическая направленность подавляющего числа «душевных доктрин»послужила причиной формирования в массовом сознании стереотипа в восприятииэпохи средних веков как периода научной депрессии и деградации, что в корнепротиворечит результатам и общей значимости вклада ученых этого периода впоступательное развитие человеческой культуры. В этой связи встает задача инеобходимость объективного понимания феодального общества как этапа не столькоупадка и регресса, сколько накопления и роста предпосылок к углублению знаний опсихическом мире человека.
Наконец, именно в средние века как религии мирового масштаба окончательнооформились и утвердились христианство, ислам, буддизм с присущими им формами душевногосамоанализа. Как альтернатива религиозному мировоззрению и его схоластическойапологетике начинает развиваться научная деятельность во всех областях знания,зарождается опытная наука о душе.

Списоклитературы
1. Ждан А.Н. Историяпсихологии: от античности к современности. – М., 2001.
2. Константинов В.В. Историяпсихологии: учебное пособие. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007.
3. Малашкина М.М. Популярнаяистория психологии. «Издательство «Вече», 2002.
4. Марцинковская Т.Д. Историяпсихологии. – М., 2007.
5. Ярошевский М.Г. Историяпсихологии. От античности до середины 20 века. – М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.