Содержание
Введение
Развитие психики и возникновениесознания
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Человек – высшая ступеньжизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формой психического отражения.
Многие века люди спорили,отличен ли человек в корне от всех других представителей животного мира илиявляется продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа наэтот вопрос нет до сих пор.
Большинство современныхученых принимают эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении видов исчитают, что человек произошел, выделился от животных.
В психологии эта проблемарассматривается в аспекте возникновения и развития психики в филогенезе.Термин «филогенез» произошел от греч. phyle (род, племя) и genesis(происхождение) и означает постепенное изменение различных форм органическогомира в процессе эволюции, а применительно к психике – ее изучение как продуктаэволюции.
Развитие психики ивозникновение сознания
Возникновение психики
С появлением живойматерии характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился.Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохраненияжизни. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способностьвыделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделалоорганизм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется вособом свойстве живых организмов – раздражимости. Раздражимость – этодопсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании навещества, необходимые для поддержания существования организма.
Условия жизни на этапедопсихического отражения таковы, что организму нет необходимости в особойориентировочной поисковой деятельности, а следовательно, и в специальноморгане, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность котражению только узкого круга внешних воздействий – тех, от которых зависит егосуществование. Такие воздействия называются биотическими. Ответнаяреакция также осуществляется только на биотические раздражители. Допсихическоеотражение имеет место у растений и некоторых элементарных форм жизни,промежуточных между растительным и животным миром.
На этапе допсихическойжизни организмы способны только к конкретному типу движений, которые именуютсятропизмами. Тропизмы – это движения в определенном направлении подвлиянием биологически значимых раздражителей. Примерами тропизмов являются:движение растений к солнцу (фитотропизм); движение корней глубоко в почву, гдеесть влага и вещества, необходимые для жизни (геотропизм); движение к теплу(термотропизм). Тропизмы могут быть положительными – движения к условиям,необходимым для жизни, или отрицательными – движения от вредных для организмаусловий.
Организмы, обладающиераздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые дляжизни условия. Но в окружающей среде постоянно происходят изменения, нарушающиесложившиеся способы взаимодействия между организмом и средой. Если тому илииному виду начинает недоставать необходимых для обмена веществ условий, емупредстоит либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой. Эволюцияпсихики и поведения представляет собой череду подобных изменений.
Усложнение условий жизни(выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовалоусовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательныхфункций и переход от элементарных тропизмов к более сложным поведенческимактам, которые могли бы обеспечить поиск важных для жизни условийсуществования. Организмы начинают реагировать не только биотическиераздражения, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими,но могут сигнализировать появление биологически значимых агентов. Они выполняютсигнальную и ориентировочную функции в жизнедеятельности организмов. Новаяформа отражения получила название чувствительность. У живых организмовпоявилась способность к ощущениям как к отражению различного рода воздействийокружающей среды в их объективных свойствах и связях с другими вещами. Таквозникло новое свойство органической материи – психическое отражение,характерное для животной формы жизни. Возникла психика как особоесвойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности исаморегуляции на этой основе своего поведения. Мир объектов, которые организмоказался способным воспринимать, существенно расширился, что повысилоадекватность его ориентировки в среде. Возникает и новый вид поведения –активный поиск биологически значимого объекта, о котором сигнализируетабиотический раздражитель. Постепенно живые организмы приобретают способность кзакреплению связей между нейтральными и значимыми воздействиями, а впоследствиик их изменению и формированию новых связей.
Появлениечувствительности определило более высокий, качественно новый уровень отраженияобъективной действительности и выступает как объективный критерий возникновенияпсихики. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение сталипричиной дальнейшего развития психики, появления ее новых, более совершенныхформ.
Стадии развитияпсихики
Выделяют три основныестадии развития психики у животных – элементарной сенсорной психики иинтеллекта по следующим критериям: форме психического отражения, ведущему типуповедения и строению нервной системы.
Стадия элементарнойсенсорной психики.Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет формучувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарныхощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельномусвойству.
Учитывая эволюцию внутристадии, выделяют в ней низший и высший уровни. На низшем уровне есть организмы,которые стоят на грани растительного и животного мира, например жгутиковые.Представителями низшего уровня являются также губки, простейшие,кишечнополостные, низшие черви. На высшем уровне расположено большое числомногоклеточных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них характерныдостаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированнаяорганизация двигательного аппарата. Формы их поведения сложнее и разнообразнее.Тем не менее, им также присуще отражение отдельных свойств среды, а нецелостных вещей.
В процессе эволюционногоразвития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из нихсформировалась достаточно сложная форма поведения – инстинкт. Инстинкт –это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формамдействий, посредством которых животное без специального обученияприспосабливается к условиям окружающей среды.
Стадия перцептивнойпсихики характеризуетсяспособностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельныхэлементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами среды, но в формеотражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший ивысший уровни. На разных уровнях стадии перцептивной психики находятсябольшинство существующих ныне позвоночных животных. На высшем уровнерасположены все млекопитающие.
У животных на стадииперцептивной психики формируется более сложный тип пластичного индивидуальногоповедения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды,осуществляемые на основе более развитой формы психического отражения.Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения сталоусложнение строения и функций центральной нервной системы и прежде всегоразвитие коры больших полушарий головного мозга. Значительные измененияпроизошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения.Одновременно развивались и органы движений.
На стадии перцептивнойпсихики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становитсязначительно более пластичным и приспосабливается к конкретным условиям жизниособи.
Стадия интеллекта. На этой стадии находится небольшоечисло видов самых высокоорганизованных млекопитающих – человекоподобныхобезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что вдополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостныхситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще болеесложная форма – решение задач.
Усложнение формпсихического отражения и поведения животных на стадии интеллекта взаимосвязанос усложнением строения головного мозга, развитием корковых структур. Наиболеерадикальные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных доляхголовного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.
Стадия интеллекта человекоподобныхобезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далееначинается качественно новый этап в истории развития психики – сложный идлительный процесс историко-эволюционного развития Homo sapiens, или «Человека разумного».
Сознание человекавозникло и развивалось в общественный период его существования, и историястановления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятковтысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главнымусловием возникновения и развития человеческого сознания является совместнаяпродуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такаядеятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг сдругом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участникамисовместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.
Особо важное значение дляразвития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характерчеловеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не тольковнешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений ичувств.
Сознание как высшаяформа человеческой психики
Сугубо качественнойособенностью человеческой психики выступает наличие сознания, являющегосясвоего рода вершиной психического отражения. Сознание – это такоеотражение, в котором объективная действительность как бы отделяется отсубъективного к ней отношения человека. В результате в образе сознаниявыделяются две плоскости: объективная, или Мир, и субъективная,или «Я», личное переживание, отношение к предмету.
В психологическойструктуре сознания можно выделить три условных составляющих:
Ø чувственноесодержание, котороепредставляет собой саму «картинку», исходный образ отраженного мира. Эторезультат работы органов чувствительности, всего познания;
Ø значение – это объективная составляющаясознания, представляющая собой систему объективных, сложившихся в историческойпрактике людей знаний, толкований, способов применения данного предмета илислова, его заменяющего. Значение существует объективно и двояко: какпринадлежащее всему человечеству и как факт индивидуального сознания;
Ø смысл – это субъективное, личностное,индивидуальное значение, которое наиболее соответствует ситуации, контексту,личности в целом и рождается в деятельности человека, т.е. в отношениях реальнодействующих мотива и цели. Смысл субъективен, принадлежит индивидуальномусознанию и отвечает на личностный вопрос: «зачем?».
Как и все в психике,сознание динамично, поскольку переменчиво объективное бытие, переменчив самчеловек. Можно выделить два основных направления изменения (развитияили, напротив, редукции) сознания.
1. Во-первых,изменяется круг предметов и явлений осознаваемого мира.
2. Второенаправление изменения и развития сознания заключается в изменении отношениймежду значением и смыслом, существующих в индивидуальном сознании.
Возникшее сознание непросто дополняет собой бессознательно существующий психический образ. Сознаниекачественно меняет, преобразует его, переводя на принципиально новыйсодержательный, собственно человеческий уровень. Осознанные психическиепроцессы становятся произвольными, относительно устойчивыми, управляемыми.Появляются возможности рефлексии как отражения, планирования иуправления собственными психическими процессами, свойствами и состояниями. Вчеловеческой психике формируется самосознание. Именно поэтому сознаниене только отражает мир и бытие, но в определенной степени их творит ипреобразует. Между осознанным и неосознанным миром, между сознательным ибессознательным в психике существуют определенные, порой противоречивыеотношения, взаимодействия, связи. Сознание «кочует» по психике человека,работает по своим, особым законам, не всегда подчиненным объективным,материальным правилам. Осознанное поведение и сама психика человека становятся свободными.
Заключение
Психика – это сущность,где внеположность и многообразие природы сбирается к своему единству, этовиртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях иотношениях.
Развитие психики уживотных проходит ряд этапов:
1. Элементарнаячувствительность.
2. Предметноевосприятие.
3. Отражениемежпредметных связей.
С появлением человеканачинается история новой ступени психики – история развития человеческогосознания.
Переход от психикиживотных к сознанию человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великим переломом вистории развития психического отражения. Первый перелом был связан с переходомживой материи, не обладающей психикой, к материи, имеющей это свойство. Второйозначал развитие сознания как особой, высшей формы психического отражения,которая принципиально изменила взаимоотношения человека со средой. Сознаниечеловека в отличие от психики животных – это отражение, выделяющее объективныеустойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всехлюдей знаний о мире.
В данный момент историисознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет сизвестным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного итехнического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что всепроцессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания,существуют и усиливаются.
Список использованнойлитературы
1. Немов, Р.С.Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4-е изд. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1:Общие основы психологии. – 688с.
2. Нуркова, В.В.,Березанская, Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 484с.
3. Общая психология:Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Составитель: Е.И.Рогов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 448с.
4. Общая психология:Учебник/ Под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: Издательство Эксмо, 2006.– 560с. – (Образовательный стандарт XXI)
5. Петровский, А.В.,Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогическийзаведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –512с.
6. Психология:Учебник для гуманитарных вузов/ Под общей ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер,2003. – 651с. – (серия «Учебник нового века»)
7. Психология:Учебник для педагогических вузов/ Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат,2005. – 660с.
8. Тихомиров, О.К.Психология: Учебник/ Под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2006. –538с.