КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУДетская психология
ТЕМАРазвитие познавательной сферы детей
Содержание
1. Введение. Познавательное развитие детей
2.Развитие восприятие в раннем возрасте
3.Развитие мышления в раннем возрасте
4. Развитие обобщений в предметных действиях ребенка
5. Развитие речи в развитии мышления ребенка
6. Заключение
7. Библиография
1.Введение. Познавательное развитиедетей
Познание — это сложное образование, в котором можно выделить как минимум2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.
Первый компонент включаетв себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мираи мыслительные процессы, необходимые для получения и переработкиинформации.
Иными словами, сюдаотносится:
· Что интересуетребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания.
· Как получаетребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.
· Какперерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах– систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.
Собственно информация (сведения, факты, событияжизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель, как знание радизнаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надоразвить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки,умения, способы познания.
Вторым компонентом познания является отношениечеловека к информации.
Неразрывность и взаимосвязанность компонентовпознания очевидна.
Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли онтелевизор, слушает ли он научный доклад или просто идет по улице, все времяполучает, соприкасается с какой-либо информацией в том или ином виде. Получивинформацию, у человека помимо его воли складывается определенное отношение ктем сведениям, фактам и событиям, которые он постиг. Книга понравилась или нет,передача вызвала чувство восхищения или разочарования и т.д. Иными словами,информация, дойдя до человека, став его достоянием, оставляет в душеопределенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем “отношением”.
Однако у взрослых и детей отношение к постигаемомускладывается по-разному.
У взрослых людей информация первична, а отношение кней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему-либо толькопри наличии о нем знаний, представлений, опыта.
У маленьких детей наблюдается обратная картина. Дляних, как правило, отношение – первично, а информация вторична.
Иными словами, они всегда готовы познавать то, к чемухорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо,отрицательно.
Эта особенность детей широко используется педагогамив работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определеннойинформации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к темсведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности,являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания.
2. Развитиевосприятие в раннем возрасте
Среди всех психическихпроцессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение исознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память враннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомыхпредметов. Мышление ребенка до 3 лет носит преимущественно непосредственныйхарактер – ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Онможет быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Всепереживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.По словам Л.С. Выготского, «… все функции этого возраста идут вокругвосприятия, через восприятие и с помощью восприятия… ни одна функция непереживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия».
Несмотря на то, что кконцу младенческого возраста у ребенка складываются перцептивные образы и онлегко узнает окружающие знакомые предметы и людей, восприятие остается крайненесовершенным. Годовалый ребенок не способен последовательно и систематическирассматривать предмет. Как правило, он выхватывает какой-либо один признак иреагирует только на него, по нему он и познает различные предметы.
Зрительныеориентировочные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы,сложились в процессе хватания и манипулирования, что во многом определяетсуществующие у ребенка зрительные образы. Поскольку действия направлены натакие свойства предметов, как форма и величина, именно эти признакиявляются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет никакогозначения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнает окрашенныеи неокрашенные изображения, но это вовсе не значит, что ребенок не различаетцвета, т.к. цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет, и неопределяет его узнавания. Развитие восприятия в раннем возрастепроисходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением новымидействиями. Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими. Этодействия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать исоотносить свойства разных объектов – их форму, величину, твердость,местоположение и пр. Уже в конце младенчества дети начинают совершать действияс двумя предметами – нанизывают, ставят одно на другое, складывают и пр. Но вэтих действиях младенец еще не учитывает свойств предметов – не выбирает и неподбирает нужные предметы в соответствии с их формой и величиной, не пытаетсяих расположить в определенном порядке. Соотносящие действия, которые начинаютусваиваться в раннем возрасте, уже требуют такого учета. Большинство игрушек,предназначенных для детей раннего возраста (пирамидки, простые кубики,вкладыши, матрешки), предполагают именно соотносящие действия. Когда ребенокпытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или ихчасти в соответствии с их формой, размером, цветом, чтобы придать им взаимноеположение в пространстве (например, чтобы сложить пирамидку нужно учитыватьсоотношение колец по величине и т.д.).
Эти действия должнырегулироваться и направляться тем результатом, который нужно получить – готовуюпирамидку. Но ребенок еще не может представить готовый результат и подчинятьему свои действия. Для этого необходима помощь взрослого, своего рода обучение.Соотносящие действия могут выполняться разными способами, в зависимости оттого, как учит взрослый. Если ребенок подражает взрослому, он может получитьрезультат только в присутствии и при непосредственном показе взрослого. Поэтомуважно, чтобы ребенок научился сам выделять нужные свойства предметов, чтобы онсам подбирал и соединял части в необходимом порядке. Первоначально малыш можетвыполнять эти действия только через практические пробы, потому что он не умеетзрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнююполовинку матрешки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит, и начинаетпробовать другую. Иногда он пытается добиться результата силой – втиснутьнеподходящие части, но вскоре убеждается в несостоятельности этих попыток ипереходит к примериванию и опробованию разных частей, пока не найдет нужнуюдеталь (автодидактические или самообучающие игрушки). С помощью внешнихориентировочных действий ребенок рано или поздно получает нужный результат.
От внешнихориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойствпредметов. Формируется новый тип зрительного восприятия, когда свойства одногопредмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других. Например,величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных. Этаспособность проявляется в том, что ребенок, выполняя предметные действия,переходит к зрительной ориентировке – он подбирает нужные детали на глаз ивыполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб.
В 2-2,5 года для ребенкастановится доступным зрительный подбор по образцу, когда из двух предметовразной формы или величины он может по просьбе взрослого подобрать такойобразец. Зрительный выбор по образцу – гораздо более сложная задача, чемпростое узнавание или примеривание. Дети сначала выбирают предметы одинаковыепо форме, потом по величине и лишь потом – по цвету. Это значит, что новыедействия восприятия формируются первоначально для тех свойств, которыенепосредственно задействованы в практических предметных действиях, и лишь затемпереносятся на другие, менее существенные свойства. Дети раннего возраста не всостоянии правильно выбрать по образцу, если им предлагают не два, а несколькопредметов или если предметы имеют сложную форму и состоят из многих частей.
Восприятие в раннемвозрасте тесно связано с предметными действиями. Ребенок может достаточно точноопределить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо длявыполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие можетоказаться весьма расплывчатым и не точным. Ребенок может вовсе не замечать техили иных свойств, если их учет требуется для выполнения слишком сложного длянего действия. Например, начиная рисовать, ребенок как бы не замечает цветизображения и пользуется любыми карандашами, хотя уже умеет различать основныецвета.
На третьем году жизнипоявляются постоянные образцы для сравнения – это хорошо знакомые ребенкупредметы, имеющие ярко выраженную форму. Такими образцами могут быть не толькореально воспринимаемые предметы, но и представления о них (треугольные предметы– «как домик», круглые предметы — «как мячик»). Все это говорит о том, что уребенка уже существуют представления о свойствах вещей и этипредставления закреплены за конкретными предметами. Формирование представленийо свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметныхдействиях овладевает зрительной ориентировкой. Для обогащения ребенка освойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразнымихарактеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях.Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует,является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия иумственного развития.
3.Развитиемышления в раннем возрасте
Уже к началу раннеговозраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениямимышления. Это действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельнымипредметами или явлениями — например, подтягивает веревочку, чтобы приблизить ксебе игрушку. Но подобные догадки возникают только в тех случаях, когдапредметы уже связаны между собой (игрушка уже привязана к веревочке). В раннемвозрасте он уже связывает между собой предметы, которые объективно и зрительноразъединены, — он связывает и соединяет их в своих практических действиях. Этоуже знакомые нам соотносящие и орудийные действия. Само по себе их усвоение нетребует особой самостоятельной работы мышления – взрослые дают образцы нужныхдействий и показывают способы использования орудий. Но в процессе их усвоенияребенок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связьмежду предметами, что в дальнейшем способствует установлению таких связей вновых условиях при самостоятельном решении практических задач. Переход отиспользования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельномуустановлению – важный шаг в раз витии мышления.
Сначала установлениетаких связей происходит путем практических проб. Он пробует разные способыоткрывания коробочки, доставания привлекательной игрушки или получения новыхвпечатлений и в результате своих проб случайно получает эффект. Например,невзначай нажав на соску от бутылочки с водой, он обнаруживает брызжущую струюи.др. Мышление ребенка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочныхдействий, называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышленияхарактерна для детей раннего возраста. Малыши активно используютнаглядно-действенное мышление для обнаружения и открытия самых разнообразныхсвязей вещей и явлений окружающего их предметного мира. Внешние, практические,ориентировочные действия служат основой и исходным пунктом для формированиявсех форм мышления. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действийи получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробочек, извлечениезвуков из звучащих игрушек и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственныйопыт, который ложится в основу более сложных внутренних форм мышления. Конечно,это опыт неотрефлексирован, не осознан, он пока полностью включен в тканьнепосредственного, конкретного действия, но важно, что предметы выступают здесьне со стороны своих практически-потребительских функций, а со стороны своихабстрактных, общих свойств, вычленения существенных и функциональныхпризнаков, которые открывает и познает ребенок. Такое познаниезахватывает малыша и приносит ему новые эмоции – интерес, любопытство,удивление, радость открытия. Познавательная активность и развитие мышления враннем возрасте проявляются не только и не столько в успешности решенияпрактических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлеченности в такоеэкспериментирование, настойчивости и удовольствии, которое получает ребенок отсвоей исследовательской деятельности.
Повторение ивоспроизведение исследовательских действий приводит к тому, что на их основескладываются внутренние психические действия. Уже в пределах раннего возраста уребенка появляются действия, которые он совершает в уме, без внешних проб.Например, употребив палку для доставания какого-либо предмета, лежащего навысокой полке, ребенок догадывается применить ее для того, чтобы достать мячик,закатившийся под диван. В основе такой догадки лежит проба, проделанная в уме,или элементарная форма внутреннего действия, где ребенок манипулирует не среальными предметами, а с их образами, представлениями о предметах и способахих употребления. Мышление, в котором решение задачи происходит в результатевнутренних действий с образцами, называют наглядно-образным. В раннемвозрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьмаограниченный круг решения задач. Задачи более сложные малыш решить не может,или решает их в наглядно-действенном плане.
Большое место в развитиимышления детей раннего возраста занимает развитие обобщений – мысленногообъединения предметов или действий, обладающих общими признаками.
4.Развитие обобщений в предметных действиях ребенка
Обобщение предметов по ихфункции первоначально происходит главным образом в процессе овладенияорудийными действиями. Во-первых, эти действия являются значительно болееопределенными и постоянными, чем все другие виды действий, поэтому они легчевыделяются и фиксируются в сознании ребенка. Во-вторых, предметы-орудиястановятся первыми носителями детских обобщений – усвоив способ действия с темили иным предметом (ложкой, палкой, карандашом), ребенок пытается использоватьэто орудие в разнообразных ситуациях, выделяя его обобщенное значение.В-третьих, в орудийных операциях гораздо рельефнее выражена связь между различнымипредметами, а именно связь орудия с предметами, на которые направлено егодействие. Тем самым создаются благоприятные предпосылки для выделения этойсвязи и ориентировки на нее.
Мышление, как внутренняяпсихическая функция, вначале отстает от практической деятельности ребенка. Враннем возрасте оно существует и развивается внутри этой практическойдеятельности: ребенок «мыслит», действуя одним предметом на другой, соотносяразмеры и свойства разных предметов, устанавливая последовательность предметныхдействий и формируя образ своих действий.
Овладение предметнымидействиями оказывает решающее влияние на формирование обобщений. Как известно,обобщение предметов обычно происходит по их функциональному значению, а не повнешним, физическим признакам. Например, чашка – это предмет, из которогоможно пить, независимо от ее цвета, размера, формы, веса и пр. Но именно этичисто физические признаки являются более очевидными для ребенка принепосредственном восприятии и поэтому именно они являются первым основанием дляклассификации и обобщения предметов.
В исследовании Н.Х.Швачкина изучались первые обобщения по присущим игрушкам свойствам и признакам.Работа проводилась двумя способами. При первом способе детям давали игрушки поих названиям и указывали их названия. После того как дети узнавали игрушки поих названиям, в эксперимент вводились такие же игрушки, но другого цвета иразмера. При этом выяснялось, сумеют ли дети перенести (обобщить) названияпервых игрушек на другие, отличающиеся только несущественными признаками.
При другом способе детямпредлагается комплект игрушек, и они усваивали не только их названия, но и ихназначение путем овладения действиями с ним (совком дети насыпали песок, ведромзачерпывали воду и т.д.). После того как названия и способы действий спредметами усваивались, в игру также вводились такие же игрушки, но другогоразмера или цвета, а также выяснялись возможности обобщения. Оказалось, чтовначале большинство детей после ознакомления с игрушками не смогли перенестиназвания на игрушки, окрашенные в другие цвета: красное и зеленое или большое ималенькое ведро были для них разными предметами. Но после того как эти игрушкивключались в практические действия, дети без труда производили обобщение имогли абстрагироваться от несущественных различий предметов. Н.Х. Швачкинуказывает на то, что быстрое абстрагирование от случайных признаков имело местотолько там, где дети в процессе игры применяли предметы в качестве орудий своейдеятельности. В таком быстром абстрагировании от случайных признаков и ввыделении способа действия в качестве основного и существенного признака изаключается основное преимущество второго способа формирования обобщений. Наоснове исследования Швачкина выделяют три основные ступени:
1 ступень – характерныранние наглядные обобщения, при которых предметы группируются по наиболееярким, выделяющимся признакам (чаще всего цвет или размер). На этой стадииребенок еще не владеет предметными действиями.
2 ступень – ребенок наоснове своих действий начинает выделять отдельные предметы, объединяя ихзрительные и осязательные образы в единое представление. При этом все признакипредметов (и случайные, и существенные) для него равнозначны, ребенок неотделяет еще основные, устойчивые признаки от вторичных, изменчивых.
3 ступень – начитаютформироваться общие понятия. Ребенок вычленяет из всех признаков предметовсущественные и постоянные, к которым относятся прежде всего общественнаяфункция предмета и способ действия с ним.
Т.о., при усвоениипредметных действий, главным образом орудийных, в предметах выделяются наиболееобщие и постоянные признаки, что приводит к формированию обобщений,приобретающих характер понятий.
С.Л. Новоселовапредлагает термин «функционально-предметное образование», который отражаетжесткую связь между действием и предметом как средством (орудием) егоосуществления. Эта жесткая связь имеет два плана – внешний и внутренний. Вовнешнем плане она представлена способом действия посредством предмета, т.е.орудийным действием. Во внутреннем плане фиксируется связь между орудием ирезультатом деятельности ребенка; функционально-предметное образование, будучиотраженным в сознании ребенка, обусловливает появление качественного новогоуровня обобщения. Не только функционально-предметное образование становится носителемобщественного опыта, но и сам предмет, с которым действует ребенок. За каждымпредметом закрепляется специализированный, общественно-выработанный способ егоиспользования (ложкой – едят, расческой — причесываются и т.д.). Предмет как бывоплощает в себе возможность определенного действия с ним или посредством его.Это означает, что предмет, неразрывно связанный с отраженной в нем функцией,может стать и становится знаком определенного рода действий или системыдействий. На этом новом, качественно более высоком уровне возникает обобщениеопыта в функционально-знаковой форме. Следует подчеркнуть, что смена уровнейобобщения опыта предметной деятельности происходит в соответствии с развитиемэтой деятельности. От качества предметной деятельности ребенка и от степениовладения орудийными действиями зависит и возникновение качественно новыхуровней ее обобщения.
5.Развитие речи в развитии мышления ребенка
Уровень развития мышленияи обобщения ребенка определяется не только его предметными действиями, но и развитиемего речи.
Овладению речью, котороепроисходит в раннем возрасте, производит целую революцию в психической жизниребенка. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление,память, чувства, желания и т.д. Овладению речью позволяет ребенку управлятьсобой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуациюи осознавать свои действия. Столь магическим действием речь обладает в силутого, что она освобождает ребенка от ситуационной связанности и позволяет строитьсвой внутренний мир. В отличие от любого другого сигнала вокализации, слово –это знак, который всегда несет в себе общечеловеческое значение, включающее непросто конкретный предмет, но мысль, образ, понятия. Овладевая языком, ребеноковладевает знаковой системой, которая становится мощным орудием мышления,управления собой, и конечно, общения.
Ребенок овладевает речьюв общении со взрослыми. Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь –это, прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение,основанное на передаче мысли и переживаний, непременно требует адекватнойсистемы средств, которой и является речь. Для того, чтобы передать какое-тосодержание другому, нет иного пути, кроме отнесения этого содержания кизвестному обоим классу или к известной группе явлений. А это предполагает ужене просто говорение, но обязательно обобщение. Оказывается, чтообобщение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения.
Развитие речи неразрывносвязано с развитием мышления ребенка. На первом году жизни мышление и речьразвиваются независимо друг от друга – мышление существует в форме манипуляцийс предметами и предметных действий, а речь – в форме лепетного говорения,эмоциональных возгласов, обращенных жестов. Но в раннем возрасте (около 2 лет)линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, пересекаются,совпадают. По словам Л.С. Выготского, происходит встреча мышления и речи, котораядает начало совершенно новой форме психической жизни, столь характерной длячеловека. Выготский рассматривал значение слова «не только как единствомышления и речи, но как единства общения и обобщения, коммуникации имышления». Вырастая из общения и становясь средством мышления, речь открываетдорогу совершенно новой форме человеческой жизни – вербальному речевомумышлению, которое является наиболее специфичным для человека и возможностикоторого безграничны.
6. Заключение
Важнейшей и центральнойпсихической функцией является восприятие. Именно восприятие функционирование иразвитие всех познавательных процессов. Восприятие ребенка развивается впроцессе предметной деятельности. Появление соотносящих и орудийных действий сигрушками способствует ориентации ребенка на различные свойства предметов,главным из которых сначала являются форма и величина. Ориентация на цветпоявляется позднее. От внешних ориентировочных действий ребенок переходит кзрительным, сенсорным действиям, что способствует формированию образов ипредставлений.
Раннее детство являетсяпериодом становления первичных форм наглядно-действенного мышления, в процессекоторого ребенок устанавливает связи между предметами. Обобщение предметов поих функции первоначально возникает в орудийных действиях. При освоенииорудийных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общиепризнаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характерпонятий. Функционально-предметные образования, сформированные в практическойдеятельности ребенка, отражаясь в его сознании, вызывают качественно новые формыобобщения. Средством фиксации и обобщения служит речь. Важнейшим событиемраннего детства является встреча линий развития мышления и речи.
7. Библиография
1. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностейдошкольника. Под ред. Венгер Л.А. – Киев; Альфа, 1995
2. Е.О. Смирнова Детская психология: Учеб. для студ. высш.пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.