Оглавление
Введение……………………………………………………………3
Глава 1 Нарушения общей и мелкой моторики….........................4
Глава 2 Развитие мелкой (тонкой) моторики рук………………..6
Глава 3 Развитие общей моторики……………………………….10
Заключение………………………………………………………...11
Библиографический список………………………………………12
Введение
Речь ребёнка формируется под влиянием взрослых и в огромной степенизависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и отвоспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессеонтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служитпоказателем его общего развития. Усвоение ребёнком родного языка проходит сострогой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для детей. Для тогочтобы понять патологию речи, необходимо чётко представлять весь путьпоследовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этогопроцесса и усвоения, от которых зависит его успешное протекание.
Кроме того, нужно чётко представлять каждый этап речевого развитияребёнка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иныеотклонения в этом процессе. Например, если малыш в 1 год и 4 месяца ещё неговорит, то решить, нормальное это явление или нет, логопед может только в томслучае, если знает, когда при нормальном развитии должны появиться первыеслова.
Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и дляправильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты поройнаправляют трёхлетней детей к логопеду для устранения недостатков произношениязвуков. правильно ли это? Нет. Потому что даже при нормальном речевом развитииребёнку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Этоявление, называется физиологическим косноязычием, совершенно закономерно иобусловлено ещё недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.
Глава 1 Нарушения общей и мелкой моторики
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениемречи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированностине только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставаниев развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению иминавыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами,сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьниковнесовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом другихучебных и трудовых навыков.
Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работыпо коррекции и развитию тонких координированных движений рук. Такие авторы какН.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельныеприёмы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и примоторной алалии.[2, стр. 59]
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органическогопоражения речевых зон коры головного мозга во внеутробном или раннем периодеразвития ребёнка.
Ученые, (Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина), которые изучаютдеятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развитияречи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкихдвижений пальцев рук. [2, стр. 60]
Рассмотрим что такое речь и как она связана с мелкой моторикой руки.
Речь – это прежде всего результат согласованной деятельности многихобластей головного мозга. Так называемые артикулярные органы лишь выполняютприказы, поступающие из мозга.
В книге М. Кольцовой «Ребёнок учится говорить» описан следующийэксперимент. Л.В. Фомина в доме ребёнка взяла три группы детей в возрасте от 10месяцев до года 3 месяцев, все неговорящие. В 1 группе проводились ежедневныезанятия по развитию речи 2,5 минут. Во 2 группе – занятия по развитию речи иразвитие общей моторики. Детям давалась возможность 20 минут свободнопередвигаться по полу, а не в манеже, как обычно. В 3 группе проводилисьежедневные занятия по развитию речи и 20 минутные тренировки пальцев рук виграх. На занятиях по развитию речи у детей пытались вызвать простыезвукоподражания. [1, стр. 124]
Результаты эксперимента:
В 1 группе голосовые реакции появились на 20 день, но они были слабы истереотипны. Во 2 группе – голосовые реакции появились на 6 день, а после 15дня 10% детей смогли точно воспроизвести звуки. В 3 группе результаты оказалисьнеожиданными. Голосовые реакции отмечались уже на 3 день, с 7 дня 41% детей, ас 15 дня – 67.3% детей имели правильное звукоподражание.[1, стр. 125]
Таким образом, звукоподражание при тренировке тонких движений рук,удалось получить раньше и оно оказалось более совершенным. Далее Л.В. Фоминаобследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, чтоуровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развитиямелкой моторики. [1, стр. 125]
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речито же в пределах нормы, если развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитееречи, хотя общая моторика может быть в норме и даже выше.
Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность,а закономерность.
Глава 2 Развитие мелкой (тонкой) моторики рук
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннеговозраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковаягимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с коройголовного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простыеупражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитииэлементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы,завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкоймоторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки кшколе, в частности, к письму. Более подробно о приемах подготовки руки к письмуу дошкольника читайте в разделе «Развивающие методики. Письмо»
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, чтов головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рукрасположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующиеотделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Задача педагогов и детских психологов — донести до родителей значение игрна развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересоватьребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение вигру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалитьребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которымиможно заниматься как в детском саду, так и дома. [3, стр. 78]
Упражнения для развития тактильной чувствительности исложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однороднымнаполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5- 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд сдругой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускаетруку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупываяпальцами его отдельные элементы. [3, стр. 80]
2. Опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левойруке. [3, стр. 80]
3. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левойрукой. Более сложный вариант — ребенок одной рукой ощупывает предложенныйпредмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает. [3, стр. 80]
4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьноговозраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознаваниеслепленных букв с закрытыми глазами. [3, стр. 81]
5. Исходное положение — сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях,ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременнодвумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начинаяот второго к пятому и обратно. [3, стр. 81]
6. «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинкудля волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задачасостоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360%сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потомдругой ру6кой. [3, стр. 81]
7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратнопоочередно каждой рукой. [3, стр. 83]
8. Игра «Разноцветные снежинки» (возраст — 4 года). Направлена наразвитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. [3,стр. 83]
9. «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина«Обезьянки»). Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцамисвоей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-товыпрямлены — любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положениепривести пальцы своей руки — повторить «фигуру». Задание здесьусложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослыйсидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначаламожно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка).Так ему будет легче копировать положение пальцев руки. [3,стр. 84]
10. Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучатьсяписьму — то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонкиквадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту(наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель — для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже естьмного разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, впринципе, их легко изготовить и самим. [3, стр. 84]
11. Игры с предметами домашнего обихода.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходитукрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередьвлияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что немаловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развиваютусидчивость. [3, стр. 85]
Познают мир «руками» не только крохотные малыши — игрушки,которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Следуетпомнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелостипредполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от нихзависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнказаставлять.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общаянеготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевымразвитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не всев порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошоуправляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурковвызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничегоне лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опаснаязадача — значит, и ваш ребенок не исключение. [5, стр. 145]
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикойбольшинство родителей узнают только перед школой. Это оборачиваетсяфорсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходитсяеще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. [5, стр. 147]
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для негодвижение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детскиедвижения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Глава 3 Развитие общей моторики
Упражнения на повышение уровня активации.
Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка,обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.[6, стр. 98]
1. Самомассаж ушных раковин. Мочка уха зажимается большим и указательнымпальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно. [6, стр. 98]
2. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук. [6, стр. 98]
3. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцыобеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированнымитыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь. [6, стр. 99]
4. Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающимидвижениями обе руки двигаются от ушей к макушке. [6, стр. 99]
5. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводяладонью от запястья и обратно, затем — от плеча до локтя и обратно. То жедругой рукой. [6, стр. 100]
6. Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног,ступней. [6, стр. 100]
В этот блок упражнений можно включать различные виды общих и точечныхмассажей, упражнения по развитию мелкой моторики, хождение босиком поповерхностям различной фактуры и т. п.
Заключение
Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и длятого, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу попреодолению речевой патологии. Например, обучая неговорящих детей (алаликов),очень важно знать, что сначала у всякого ребёнка развивается понимание речи итолько потом овладевает активной речью. Следовательно, если в таком случаесразу развивать активную речь, работа не принесёт желаемого эффекта.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольномвозрасте. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созреваниесоответствующих зон коры головного мозга, развитиемелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовленк усвоению новых двигательных навыков ( в том числе и навыка письма ), а не былвынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильногосформированного двигательного навыка требует много сил и времени как отребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, чтоособенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервнуюсистему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовкеребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье –ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числетакими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Крометого, успешность работы по формированию этого навыка зависит от еесистематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействиидошкольного учреждения и семьи.
Библиографический список
1. Кольцова М. Ребёнок учится говорить., М., 1998.
2. Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов,обучающихся по специальности «Психология». М., 1997.
3. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений/ Подред. Л.С. Шаховской. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. изд. ЦентрВЛАДОС, 2003.
4. Петренко В.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов,обучающихся по специальности «Психология». М., 1997.
5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.
6. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.