Зачетнаялекция
Тема:Развитие возрастной психологии в Новое время
(Предмет– история возрастной психологии, группа – 4ДП-21.)
Образовательная цель.Сформировать представление об особенностях развития возрастной психологии вНовое время.
Воспитательная цель. Пробудитьинтерес к изучению различных взглядов по проблеме психического развития в Новоевремя
Развивающая цель.Способствовать развитию сознательной дисциплины и ответственности.
Задачи
1. Рассмотретьпредпосылки становления психологических теорий Нового времени.
2. Проанализироватьспецифику развития возрастной психологии в Новое время.
3. Сравнитьдва основных направления в развитии психологического знания.
План
1. Общая характеристикаНового времени.
2. Эмпиризм ирационализм как два сосуществующих и противостоящих друг другу направления вметодологии науки.
Введение
Средневековье – IV–XIVв.
Историясредних веков связана с возникновением, развитием и упадком феодального строя. Упадокв культуре и образовании, закрываются многие известные школы (Афинская),следствием этого становится снижение уровня образования населения. Исчезаюткрупные города.
Дляэтой эпохи характерны постоянные войны, набеги, эпидемии.
Мировоззрениелюдей становится теологическим. Появилось такое учение как схоластика(пассивное усвоение старого, и активная модификация готового знания). Онатормозила развитие новых знаний, т.к. они противоречили ее многочисленнымдогмам.
Основнымипредставителями этого времени были Фома Аквинский, Вильям Оккам, АвгустинАврелий.
ЭпохаВозрождения XV–XVIIв.
Происходиткризис системы феодальных отношений, что приводит к зарождению новых формхозяйствования.
Развиваетсяинтерес к проникновению в тайны природы на основе опыта и эксперимента.
Формируетсяновое представление о картине мира, это приводит к изменению представление оместе человека в этом мире.
ОткрытиеАмерики, открытия в астрономии (Николай Коперник, Галилео Галилей, ДжорданоБруно), в математике, физике (Коперник), общественных науках и философии (ТомасМор, Эразм Роттердамский)
Начинаетзарождаться культура в Италии. Леонардо Да Винчи создает свои произведения.
Противсхоластических подходов к воспитанию (не учитывающих интересы и индивидуальныестремления детей) выступили ученые-гуманисты в эпоху Возрождения. Они стремилисьвосстановить основы классического образования, развить у воспитателей интерес кличности ребенка. Большое внимание уделялось и разработке новых принциповобучения, ведущими из которых стали наглядность и природосообразность, окоторых впервые заговорил еще Аристотель.
Новымаспектом психолого-философских работ стала проблема способностей, возрастаетинтерес к процессу познания, к проблеме построения объективной картины мира.Эти интересы стали ведущими в эпоху Нового времени.
1.Общая характеристика Нового времени
Наиболееважным феноменом обусловившим переход к эпохе Нового времени стала реформация.Мартин Лютер – идейный вождь реформации в 1517 г. бросил вызов церкви, повесив на дверях собора таблицу с мыслями о том, что необходимоотвергнуть засилье веры. Это привело к появлению протестантизма.
Вэто время идет бурное развитие капитализма, мануфактурного производства,это способствовало развитию науки. Создаются научные центры,неконтролируемые церковью – научная Академия в Риме, Лондонское королевскоеобщество, Королевская академия наук во Франции.
Дляэпохи Нового Времени характерно господство материалистической точки зренияв решении вопроса гносеологической проблематики. Что характеризуетсятем, что:
— мир материален, т.е. существует объективно и независимо от сознания;
— материя – первична, а сознание это свойство материи;
— предметом познания является объективная реальность, которая познаваема.
Новоевремя это время расцвета механики, появления физики И. Ньютона.Отличительная черта этого периода заключается в том, что не наука определяларазвитие производства, а наоборот, успехи в производственной деятельности,особенно, в области механики, обусловливали появление новых научных воззрений.Так, в XVII в. Вселенная,природа в целом рассматривается как гигантский механизм. Человеческоетело так же представлялось своеобразной машиной-автоматом, которая функционируеткак и любой механизм по строгим законам физики. Этот принципобъяснения мироздания получил название механистический детерминизм,именно в этот период господствует в психологии.
Появлениеновых подходов к построению науки и данное время, которые были связанны состремлением к рациональности и доказательности теоретических положений,ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии.
2.Эмпиризм и рационализм как два сосуществующих и противостоящих друг другу направленияв методологии науки
Еслив Античности центральным был вопрос о том, что такое душа, из чего она состоит,то в эпоху Нового времени важным становится вопрос о том, как познавать душу,какие способы, методы использовать.
Психологи,занимающиеся данными вопросами, придерживались разных точек зрения. Однисчитали, что основой всех наших знаний являются ощущения, другие отдавалиприоритет мышлению. Это привело к формированию 2-х направлений:
§ материализм
§ рационализм.
Материалистырассматривают познания как единый процесс, выделяя в нем несколько ступеней – начинающийсяощущением и заканчивающийся мышлением.
Рационалистывыделяли в процессе познания два этапа. 1-й заключается в переходе отвосприятия (чувственного опыта) к логическому мышлению (т.е. познание отчастного к общему). Но полностью постичь общие понятия, закономерности толькопри помощи чувственного опыта невозможно. Поэтому рационалисты выделили ещеодин этап познания — интуитивное мышление, которое черпает знания из разума, осознаваявсеобщие законы и свойства предметов.
Представителиэмпиризма:
¬ ФренсисБекон
¬ ДжонЛокк
Представителирационализма:
© РэнеДекарт
© БенедиктСпиноза
© ГотфридВильгельм Лейбниц
2.1Френсис Бэкон (1561 – 1626)
В средневековье былРоджер Бэкон, который противопоставлял схоластические методы науке, боролся заобъективность знания, считал, что основу всех наук должны составлятьматематика, опыт, эксперимент. Ему же принадлежит тезис: «Знание – сила».
Это английскийпсихолог, философ. Бэкон принадлежал к знатному английскому роду. Своюполитическую карьеру он начал при королеве Елизавете. В течение многих лет былчленом парламента. Являясь адвокатом королевы, выступал как обвинитель противграфа Эссекса, который был его покровителем и единственным другом.Исследователи творчества Бэкона рассматривают это предательство самым большим преступлением,чем последующие, за которые он был осужден. Часто в истории науки имя Бэконаприводят как пример несовпадения таланта и нравственности.
В 1617 сталхранителем печати, в 1618 г. – лордом-канцлером и бароном. Но в 1621 г. (за 5 лет до смерти) его карьера катастрофически оборвалась, т.к. он был уличен в том,что принимал подарки, носившие характер подкупа. Его лишили всех должностей иосудили. После освобождения Бэкон уехал во Францию и жил в уединении, занимаясьнаукой.
Посмотрите, в течение60 лет Бэкон занимался только политической деятельностью, и лишь 5 лет посвятилнауке. Но, несмотря на столь короткий период, он внес существенный вклад вразвитие науки, и психологии в частности.
Бекон был сторонникомопытного, экспериментального знания, считал, что с его помощью можно изучатьприроду и совершенствовать человека.
Бэкон занимался разработкойклассификации наук, считал, что религия и наука должны составлятьсамостоятельные области, в противном случае появятся еретическая религия ифантастическая философия.
Бекон разделял душуна боговдохновенную и телесную. Первая является объектом изучения богословия,а вторая объектом науки. Боговдохновенная душа обладает такими свойствами как мышление,воля, а телесная — ощущение, движение. Такой подход к разделениюдуши дает возможность изучать душу объективно и, кроме того, дает возможностьизучать этапы ее развития в детском возрасте.
Ф. Бэкон являетсяоснователем опытной, эмпирической психологии. Он доказывал, что все знаниячеловек получает только через опыт, в то же время подчеркивал, что нашиощущения несовершенны, следовательно, они могут вносить ошибки в получаемыезнания, которые изменяют истину. Поэтому важно использовать не просто опытное,а экспериментальное знание, так как приборы могут уточнить и исправитьощущения.
Ошибки познанияБэкон называл идолами, и выделял четыре основных вида идолов:
v идолырода– недостатки, вытекающие из строенияорганов чувств (их определенного несовершенства). (например,человек не видит ультрафиолетовые лучи);
v идолыпещеры– недостатки, отражающиесубъективность познания, т.к. каждый человек индивидуален;
v идолытеатра– результат слепой веры в авторитеты,которые часто являются ложными (иногда человек веритим больше, чем собственному размышлению);
v идолырынка– недостатки, возникающие в результатевоздействия коллективного опыта на сознание человека. (связанныс использованием слов, которые не всегда точно передают мысли человека).
Каквы думаете, от какого вида идолов труднее всего избавиться? От идолов рода,т.к. невозможно переделать наши органы чувств. А легче всего – от идоловпещеры, т.к. для избавления от субъективности в познании можно использовать разныеприборы, технические средства.
Уменьшить влияниеидолов (т.е. избавиться от ошибок) можно путем:
— обращения к опыту;
— применять орудия исредства познания.
В качестве средствапознания Бекон разработал метод индукции. Под этим методом он имелввиду тщательное обобщение и сопоставление фактов подтверждающих вывод стем, что опровергает их.
Он сравнивал свой методс циркулем и линейкой, с помощью которых и неискусный чертежник может проводитькруги и прямые линии лучше, чем это удается искусному без этих вспомогательныхсредств. Т.е. он считал, что наука может обходиться и без особых дарований.
Таким образом, помнению Бекона, основой успешной деятельности являются не индивидуальныеспособности, а правильное обучение. Этот подход в дальнейшем получает широкоераспространение.
2.2Джон Локк (1632 – 1704) — известный английский философ и психолог
Локк родился в семьепровинциального адвоката. Учился в университетах Лондона и Оксфорда, где изучалфилософию, естественные науки, медицину, познакомился с сочинениями Декарта.Сначала получил степень бакалавра, потом звание магистра. В течение несколькихлет занимался преподавательской деятельностью в Оксфорде (преподавал греческийязык, литературу и философию). Потом занялся медицинской практикой.Впоследствии Локк увлекся политикой, переехал в Лондон и поступил на службусекретарем к графу Шефтсбери. Вскоре он стал доверенным лицом и другом.
Влияние Шефтсбери вправительстве падало, (в 1681 году) а после участия в неудачном заговоре противКарла II он вынужден был бежать в Голландию. Хотя сам Локк непосредственно небыл замешан в заговоре, дружба с Шефтсбери навлекла подозрения и на него, и емутак же пришлось скрыться в Голландии. Через несколько лет после смерти графаЛокк вернулся в Англию. Пишет несколько книг по проблемам образования, религиии экономике, отстаивает право людей на свободу совести и право самимраспоряжаться собственной жизнью. Эти работы приносят ему широкую известностьпо всей Европе.
Локк исповедовалопытное происхождение всех знаний. Он отрицал наличие врожденных идей, исчитал, что сознание ребенка при рождении – это чистая доска, и приводилследующие доказательства этого факта:
s еслибы знания были врожденными, они были бы известны и взрослому, и ребенку, инормальному человеку, и идиоту. Не стоило бы труда сформировать у ребенказнания о математике, языке, моральных законах. Но все воспитатели знают, какоготруда стоит научить ребенка писать и считать;
s еслибы идеи были врожденными, то все люди в обществе придерживались бы одних итех же моральных и политических убеждений, а этого не наблюдается ни водном обществе;
s еслибы знания были врожденными, то они были бы одинаковыми у всех народов.Однако у разных народов разные языки, разные законы, разные понятия о добре изле, о Боге, которые существенно отличаются друг от друга.
Исходя из этого, онпришел к выводу, что психика ребенка формируется только в процессе жизни, впроцессе воспитания. При этом он писал, что в моральном воспитаниинадо опираться не на понимание, а на чувства детей, воспитывая у нихположительное отношение к хорошим поступкам и отвращение к дурным. В познавательномразвитии надо использовать природное любопытство детей, именно из неговырастает стремление к знаниям. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальныеособенности детей, т.к. это способствует более быстрому усвоению знаний.
Локк выделил 2 видаопытного знания:
ª ощущения- основа знаний о внешнем мире;
ª рефлексия– знание о душе, о внутреннем мире человека.
Ощущения, являясьначальным этапом познания, дают информацию о конкретных свойствах предметов,которые человек получает с помощью органов чувств. Локк рассматривал ощущениекак пассивный процесс, отрицал его объективность.
Обобщая знания,полученные опытным путем, человек получает общие понятия.
Но попыткапреобразования эмпирических сведений о мире в рациональное знание, по мнениюмногих последователей, является слабой стороной теории Локка, т.к. ужеотмечалось, ощущения не дают нам полностью объективных знаний о мире.Следовательно, внешний мир нельзя познать полностью.
Локк, вслед загреческим ученым Демокритом, пришел к выводу о существовании разных качествпредметов:
² первичных — качества предметов, не зависящие от восприятия человека, апотому объективные. Это –
- плотностьтел,
- протяженность,
- фигура,
- движение
т.е.это свойства, которые присутствуют в самих вещах;
² вторичных– это субъективные свойства, которые, не находятся в самой вещи, апривносятся в нее человеком, порождаются его органами чувств. Это:
/> цвет,
/> запах,
/> вкус.
² иввел понятие о третичных качествах — качества, являющиеся результатомвоздействия вещей друг на друга, т.е. получаемые с помощью деятельностимышления, различных логических операций (анализа, синтеза), тожесубъективные.
Для изучения окружающихпредметов, их качеств Локк выделяет 3-х степени познания:
¬ сенситивноезнание – получаемое при помощи органов чувств, (поэтому самоенедостоверное);
¬ демонстративноезнание – это знание, получаемое в результате доказательства (этовыводы и доказательства). Это знания в этике, математике;
¬ интуитивноепознание– знание человека о себе, (самое достоверное знание).
Результатом этихоткрытий стал вывод Локка о частичной познаваемости внешнего мира.
Различные психологическиешколы, как в Англии, так и за ее пределами, использовали одни положенияконцепции Локка и отбрасывали другие, существенно изменяя и переосмысливаяключевые позиции его теории. Это во многом было связано с двойственной позициейЛокка по вопросу о происхождении опыта и познаваемости мира, что и сделаловозможным ориентацию на его теорию разных психологических и философскихнаправлений (французский материализм (Дени Дидро, Гельвеции) и английскийсубъективный идеализм Беркли и Юма).
2.3Декарт (1596 – 1650)
Декарт родился воФранции 31 марта 1596 года. Он унаследовал от отца небольшое состояние,которое позволило ему посвятить свою жизнь наукам и путешествиям. В колледже онполучил хорошее гуманитарное и математическое образование. Также он проявилбольшие способности в области философии, физики и психологии. По причинеслабого здоровья Декарт был освобожден от посещения утренних богослужений, этосвободное время, вплоть до полудня Декарт проводил в постели. Эта привычкасохранилась у Декарта на всю жизнь. Именно эти тихие утренние часы были длянего особенно плодотворными в творческом отношении.
После завершенияобразования Декарт вел в Париже беззаботную жизнь, полную удовольствий.Но, в конце концов, такой образ жизни стал тяготить его, и он уединился длятого, чтобы посвятить себя математическим исследованиям. После 21 года, оннесколько лет служил добровольцем в армиях Голландии, Баварии и Венгрии,благодаря этому приобрел неплохие воинские навыки, а также некоторыеавантюристические черты характера.
Ему нравились балы иазартные игры — причем игроком он был, весьма удачливым, в этом немалуюроль сыграл его математический талант.
Единственный длительныйего любовный роман продолжался всего 3 года. Его возлюбленной была некаяголландская женщина, которая в 1635 году родила ему дочь. Декарт обожал ребенкаи был глубоко потрясен внезапной смертью дочери в пятилетнем возрасте. Онвсегда говорил об этой утрате как о самом большом несчастье в своей жизни.
Во время службы в армииДекарту привиделся сон, имевший огромное значение для всей его жизни.Пред ним предстал некий и принялся упрекать его за леность.Этот дух полностью овладел сознанием Декарта и убедил его в том, что ему вжизни предназначено доказать, что математические принципы применимы припознании природы и могут принести огромную пользу, придавая научному знаниюстрогость и определенность.
Для продолжения занятийматематикой Декарт вернулся в Париж, но столичная жизнь вновь быстро наскучилаему. Продав поместье, доставшееся ему от отца, он перебрался в уединенныйсельский дом в Голландии. Его тяга к одиночеству была столь велика, что втечение 20 лет он сменил 24 дома в 13 различных городах — и притом держал свойадрес в секрете даже от близких друзей, с которыми поддерживал постояннуюпереписку.
Известные труды Декартазаинтересовали шведскую королеву Христину. Она пригласила Декарта в Стокгольм даватьей уроки философии. Однако королева оказалась не слишком прилежной ученицей.Она смогла выделить для встреч лишь ранние утренние часы — около пяти часовутра. К тому же занятия проходили в плохо отапливаемой библиотеке, а зима в томгоду выдалась необычайно суровой. Хрупкий и болезненный Декарт стойко переносилранние подъемы и жестокие утренние холода в течение почти четырех месяцев. Вконце концов, он заболел воспалением легких и умер II февраля 1650 года.
Через 16 лет после егосмерти друзья решили, что тело его должно покоиться во Франции. Но гроб,который для этой цели был отослан в Швецию, оказался слишком короток. Поэтомушведские власти, недолго думая, решили отделить голову Декарта от тела изахоронить ее отдельно – до той поры, пока не будут получены соответствующиераспоряжения из Парижа. Пока останки готовились к отправке во Францию,французский посол в Швеции решил, что неплохо было бы ему иметь что-нибудь напамять о великом соотечественнике. Он отсек ему указательный палец на правойруке. Тело, лишенное головы и пальца с пышной церемонией было перезахоронено вПариже. По прошествии нескольких лет один офицер выкопал череп Декарта вкачестве сувенира, который затем в течение 150 лет переходил от одногоколлекционера к другому, пока не был захоронен в Париже.
Декарт являетсяпредставителем дуализма. Он выделяет 2самостоятельные равноправные первоосновы мира – материю и мысль (тело идушу). Главным свойством души он считал – мышление, а тела– протяжение, но главным инструментом познания – душу. Полагал, чтобессознательных процессов в душе не существует (т.е. человек всегда осознаетсвои мысли и чувства), поэтому отождествлял психику и сознание.
Изучая сознание, Декартвыделил в его содержании 3 вида идей:
Ø идеи,порожденные самим человеком (человек их получает самостоятельно,основываются на собственном опыте и являются результатом обобщения данныхорганов чувств);
Ø приобретенные,получает в процессе обучения (они являютсярезультатом обобщения опыта разных людей, объективность и полнота этих идейзависит от качества обучения);
Ø врожденные,существующие в самом человеке (они дают человекузнания о сущности мира, доступны только разуму, и не нуждаются в подкреплениичувственным опытом).
Способ, при помощикоторого человек получает содержание врожденных идей, Декарт назвал рациональнойинтуиции. Интуитивное знание благодаря своей простоте более достоверно,чем получаемое при помощи дедукции. (Например, при помощи интуиции мы можетмгновенно понять, что треугольник ограничивается 3 линиями, а логическоедоказательство этого положения заняло бы много времени.)
Используя интуицию идедукцию вместе, человек может достоверно познать весь окружающий мир, себя.Поэтому, Декарт считал, что обучать нужно вербальным методам, т.е. развиватьлогику, способность к сосредоточению, память. Декарт считал, что способностьк такому знанию есть у всех людей, но не многие ее пользуются, т.к. их необучили в детстве правильно мыслить. Отсюда его тезис о необходимости привычкик размышлению и сосредоточению, которые должны закладываться с раннего детства.
Идея о необходимостиформировать правильные привычки с первых лет жизни натолкнуло Декарта на идеюсоздания рефлекса. Хотя непосредственного самого термина «рефлекс» он неиспользовал, но писал, что тело человека пронизано полыми трубками. По этимтрубкам движутся «животные духи», «не имеющие другого свойства, кроме того, чтоони очень малы и движутся очень быстро». В этих трубках протянуты нити, которыесоединены с клапанами, закрывающими их. Под влияние внешним воздействием происходитраздражение рецепторов. Раздраженные рецепторы натягивают нити, открывающиеклапаны, в результате «животные духи» могут перетекать по трубкам. Т.о. Декартфактически описал рефлекторную дугу.
Нормальному протеканиюрефлекса могут мешать возникающие страсти. Декарт выделил 2 вида страстей:
§ активные — состояния, которые исходят из души или находятся под ее властью. (Это стремления,желания. Они являются источником и волевого, и инстинктивного поведения)
§ страдательные — страсти или состояния, которые являются результатом взаимодействия человека спредметами окружающего мира, т.е. являются результатом чувственного познания(Это ощущения, восприятия, представления, чувства, идеи. Они исходят неиз самой души, а привносятся из вне).
Для борьбы сострастями Декарт предложил 2 способа:
» переход к другому виду деятельности;
» рациональный – понимание спомощью разума причин возникновения страстей, в результате чего снижаетсяэмоциональное напряжение.
Теория Декарта заложилаосновы нового понимания психического развития и дала научное обоснованиеспособам воспитания социально желательной и активной личности ребенка. Теориястала стимулом для поиска новых методов обучения.
2.4Готфрида Вильгельма Лейбница (1646 – 1716)
Отец известногонемецкого философа и психолога был профессором философии в Лейпцигскомуниверситете. Научная атмосфера способствовала тому, что Лейбниц еще в школебыл убежден, что посвятит свою жизнь науке. Он обладал энциклопедическимизнаниями и написал работы во многих областях науки – в математике им открытодифференциальное и интегральное исчисление, участвовал в мероприятиях поулучшению работы горной промышленности, интересовался теорией денег и монетнойсистемой, значительное место в его научных интересах занимали проблемывозрастной психологии. По просьбе Петра Iон разрабатывал план создания Академии наук в Санкт-Петербурге и составлял проектыорганизации научных исследований в России. Многогранность интересов Лейбницасвязывала его с выдающимися учеными, общественными и политическими деятелямиЕвропы, со многими из которых он был знаком лично. Переписка Лейбницанасчитывает более 15 000 писем, адресованных примерно 1054 лицам.
Лейбниц дал своеобъяснение мирозданию. Мир – это механизм, состоящий из неделимых изамкнутых в себе центров жизненных сил. Эти центры Лейбниц называлмонадами. Любая монада неповторима. Следовательно, нет и двух одинаковыхлюдей, поэтому к каждому ребенку необходиминдивидуальный подход.
Выделяет 4 видамонад:
û Чистыемонады – им присуща активность, но отсутствуетпредставление — вода
û монады-души– обладают смутными представлениями (результат восприятия достигает уровняпамяти) – у растений и животных
û монады-духи– обладают ясным и отчетливым восприятием;
û Богии ангелы – они свободны от телесной от телесной оболочки иолицетворяют ясность знаний.
Монады – это духовныесущности (а не материальные атомы), обладающие психической активностью итакими психическими качествами как способностьвоспринимать и самоопределяться.
Лейбниц считал, чтопсихическая активность привносит в знания человека субъективность. Ноэта субъективность не мешает человеку познавать мир, т.к. несмотря на то, чтонаши представления и отличаются друг от друга, но по своей сути они совпадают,отражая главные свойства окружающего мира.(Например, Раскрываяэто положение, он приводил пример с восприятием площади в центре города,которую разные люди видят с разных точек зрения. Одни подходят к площади прямо,другие справа или слева, кто-то может обозревать эту площадь с высоты птичьегополета. В любом случае все люди увидят на ней одни и те же предметы, напримерфонтан, цветы, группу зданий и карету около одного из них. Разница будет тольков величине и соотношении этих предметов.) Так и в обучении, еслидетям задавать основные характеристики изучаемых предметов, то, несмотря на субъективностьвосприятия, они придут к принципиальному соглашению о характеревоспринимаемого. Например, под каким бы углом зрения ученик ни видел круг, онможет его опознать как эллипс, но никогда не скажет, что это квадрат илитреугольник.
Лейбниц был противникомтого, чтобы душу называть «чистой доской», на которую опыт наносит своиотпечатки. По его мнению, способность индивида к восприятию истин заложена внем как предрасположенность, благодаря этому истины с помощью внешнего опытамогут быть извлечены из души.
Т.о. взгляды Лейбница стали важнымпунктом в разработке проблем возрастной психологии.
2.5Бенедикт (Барух) Спиноза(1632 – 1677)
Родилсяв Амстердаме в семье зажиточного еврейского купца. Готовя сына в раввины,родители отдали его в религиозное училище, где будущий философ проявилвыдающиеся способности. Помогал отцу в ведении торговых дел. После смерти отцаон оставил торговлю и начал заниматься тем, что его действительно привлекало.Он обратился к изучению латыни, математики, естествознания, медицины ипередовых философских учений. Наибольшее влияние в этот период оказали на негопроизведения Декарта.
Советраввинов опасался влияния на молодежь взглядов Спинозы, который позволял себекритику иудейского учения и не соблюдал религиозных обрядов. Спинозу, подверглиего «малому отлучению», и даже пытались подкупить его. После неудавшейсяпопытки убийства Спинозы, руководство общиной прибегло к крайней мере в — 1656 г. он был проклят и изгнан из общины. После этого Спиноза некоторое время помогал своему учителюв преподавательской работе в латинской школе, а затем, покинул Амстердам,поселился в небольшой деревушке, где занимался наукой, зарабатывая средства ксуществованию шлифованием линз.
В 1669 г. Спиноза переселился в Гаагу, сближается с деятелями республиканскойпартии, прежде всего с ее лидером. Предполагается, что именно по его просьбеСпиноза написал «Богословско-политический трактат», опубликованное в 1670 г. без указания имени автора и подлинного места издания. В этом трактате Спиноза выступал взащиту свободы мысли и права критики библейских писаний. Его авторство вскорераскрылось, что стало преградой для издания дальнейших произведений.
В 1673 г. Спинозе было предложено место профессора в Гейдельбергскомуниверситете, от которого ученый отказался, предпочтя привычное спокойствие.
Спинозаумер в Гааге 21 февраля 1677 г. от наследственной болезни легких. В декабре 1677 г. в Амстердаме друзья издали посмертные сочинения Спинозы. Уже через несколько месяцев«Посмертные Сочинения» были запрещены и не переиздавались до начала XIXв. науки в других городах и странах.
По мнению Спинозы, существуеттолько одна единая и вечная реальность – Природа. У нее существует многоразличных свойств, но 2 основных это:
v душа, обладающаятаким качеством как мышление:
v тело — протяжением.
Являясь свойствамиодной субстанции, душа и тело существуют независимо друг от друга, «нитело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни кдвижению, ни к покою, ни к чему-либо другому».
Как и Декарт, Спиноза, считалинтуитивное знание ведущим, т.к. интуиция позволяет познавать не толькоотдельные свойства предметов, но и общие понятия. Интуиция дает возможность длясамопознания, а познавая себя, человек познает и окружающий мир. В процессепознания Спиноза выделил 3 ступени:
ü мнение– знание о конкретных вещах, основанные на чувственном опыте (неадекватные,смутные);
ü разумноезнание – знания, которые выводятся на основе логических рассуждений,(это общие понятия);
ü интуитивноезнание.
Истиннымиявляются только знания 2-й и 3-й ступени, только с их помощью можноотличить истинное от ложного. Они рассматривают вещи не в отдельности, а в существующихвзаимосвязях, и открывают законы мира.
Спиноза также занималсяизучением природы человеческих чувств. Он не осуждал, не высмеивал человеческиестрасти, как это делали до него, а пытался понять их на основе законов природы.Спиноза выделил 3 вида страстей:
û желание(влечение);
û удовольствие(радость);
û страдание(печаль).
Желания – этопроявления природной сущности человека, его стремление к самосохранению.Чувство удовольствия повышает активность человека, способствуетинстинкту самосохранения, страдание – понижает активность. Поэтомучеловек стремится к тому, что приносит удовольствие, и отстраняется от того,что провоцирует страдание.
Страсти властвуют надчеловеком с непреодолимой силой. А поступки детей, их деятельность еще большезависят от аффектов, чем у взрослых. Поэтому необходимо с пониманием относитьсяк эмоциональным проявлениям детей, ни в коем случае нельзя осуждать повышеннуюэмоциональность ребенка и тем более наказывать за нее, нужно анализировать,какие потребности стоят за эти аффектами.
В последней своейработе Спиноза обосновал принципы нравственного воспитания. Он считал, чтонравственность свойственна человеческой природе. Она основана на стремлении ксамосохранению.
Итог
Вначале Нового времени более распространенным был рационалистический подход,разрабатываемый Р.Декартом, Б.Спинозой, Г. В.Лейбницем. Во многом это былосвязано с необходимостью для психологии и философии преодолеть последствиясхоластики. Однако уже к середине века бурное развитие точных наук, промышленностисделало очевидной необходимость учитывать в психологии и новые требования, апотому большее распространение стал получать материализм, представленный в этовремя в концепциях Д. Локка и Френсиса Бэкона.
Вэто время заложены многие важные тенденции в развитии психологической науки:
— приоритет познания и когнитивных процессов, которые доминировали впсихологических исследованиях следующие века;
— отождествление психики и сознания;
— особенное внимание уделялось способам познания предмета;
— заложена основа рефлекторного понимания психики.
Литература
1. ЖданА.Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990.
2. МарцинковскаяТ.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1998.
3. МарцинковскаяТ.Д. История психологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 6-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007
4. Хрестоматияпо истории психологии: Тексты. — 2-е изд./Под ред. П. Я. Гальперина, И90 Л. II.Ждан.—М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
5. ШульцД.П., Шульц Э.С. История современной психологии. – СПб., 1998.
6. ЯрошевскийМ.Г. История психологии от античности до середины XXвека. М., 1996.