Введение
Все мы согласны с тем, чтодетская преступность— одна из острейших проблем сегодняшнего дня. Уверенно идет процесс омоложения правонарушителей. Растет среди нихчисло девочек, увеличивается количество тяжкихпреступлений. Мы согласны с тем, чтонеобходимо что-то делать. Надо только решить,что именно.
Детская преступность становится неотъемлемой частью нашей действительности. Нецензурная брань подростков, исписанные детской рукой лифты, подъезды, заборы, стены домов перестают вызывать возмущение.
На страницах газет и журналов, в теле- и радиосообщенияхпривычной стала криминальная хроника, значительное место в которойзанимают преступления и правонарушения несовершеннолетних. На вечерней улице мы с одинаковой тревогой стараемся обойти шагающего навстречу мужчину и группу подвыпивших подростков. Кто скажет, откуда грозит большая опасность?
Объектами детской жестокости частостановятся животные, старики, младшие по возрасту. В одном издворов в центре Брянска десятилетние наши собратья бросили в костер, где догоралвесенний мусор, черного котенка. Покаживотное визжало и извивалось, егопридерживали палками, затем позволили убежать.
По сведениям районных отделов милиции,участились кражи у одиноких стариков. Воруют живность, вещи,продукты и нищенскую пенсию, которая часто является последнимсредством к существованию. Виновниками оказываются малолетние соседи пожилыхлюдей.
Не могут не сказываться на детской преступностиострые социально-экономические проблемы сегодняшнего дня. Дети безработных,бездомных, обнищавших людей пополняют ряды несовершеннолетних преступников.
Учителя и ученые, милиция и суды, власть, общественность —все мы озабочены этой серьезной и остройпроблемой. Детская преступностьстановится темой обсуждения насобраниях, педсоветах, в комиссиях по делам несовершеннолетних. Составляютсяпланы воспитательной работы в школах, детских колониях, спецучреждениях, вырабатываются меры профилактики, создаются совместные советы школы, семьи, общественности, органов правопорядка.
В этом плане большую роль играетсоциальный работник. Основная его деятельность основывается по привлечениюребят к общественной деятельности и отвлечение от уличного образа жизни,правовое воспитание Просвещение: ликвидировать правовую безграмотность.Незнание своих прав и обязанностей, потеря нравственных ценностей,поток противоречивой информации дезориентирует поведение подростка.Только просвещение,уяснение границ между нельзя и можнопозволит подростку осознанно избрать свой путь и избежать противоправных действий.
Цель данного исследования:показать работу социального работника с детьми с противоправным поведением.
Задачинашего исследования :
— проанализировать научно-педагогическуюи методическую литературу по проблемам противоправного поведения школьников,
— установить степень разработанности исследуемой проблемы ивыявить специфику работу социального работникас несовершеннолетними спротивоправным поведением;
— определить и экспериментально обосноватьсоциально — педагогические условия повышения эффективности воспитания подростков сотклонением в поведении.
Предмет исследования –подростки с противоправным поведением.
Объект – методы работысоциального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением.
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что профилактику
противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы, на формирование высоконравственныхи этических ценностей у трудновоспитуемых учащихся.
Методы исследования: изучение и анализ научной и периодической литературы по данному вопросу, проведениедиагностических исследований и коррекционных занятий.
Теоретическуюоснову исследования составили идеи и концепции: социально-педагогическаяпроблема становления правовой культуры проанализирована в работах Антонян Ю.М., Арсеньева М.И., Ермакова В.Д., Панкратова В.В., Баженова В., Башкатов И.П. БашкатовИ.П. Беличевой С.А. Для выявления основных факторовправового воспитания как педагогическогопроцесса большое значение имеют теоретическиеположения и выводы, содержащиеся вработах Белкина А.С., Бестужева-Лада И.В., Ветрова Н.И., ЖигареваЕ.С. Калмыковой З.
Научнаяновизна исследования заключается в следующем:
— систематизированы и обобщены концепции отечественных ученых по проблемеделинквентности школьников;
— определены и охарактеризованы задачи, содержание формирования адекватногоповедения у старшеклассников.
Теоретическаязначимость исследования состоит в определениинаучно-педагогических основ воспитательной работы с делинквентными подростками.
Практическаязначимость исследованияхарактеризуется тем, чтоосновные научные выводы и результаты могут использоваться в школьной практикев целях воспитательной работы с делинквентными детьми.
Работасостоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Основыдеятельности социального работника с несовершеннолетними с противоправнымповедением
1.1.Психолого–педагогическаяхарактеристика несовершеннолетних с противоправным поведением
Преступность несовершеннолетних, будучиобусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности иправонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другимифакторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.
Практика борьбы с преступностьюпоказывает, что общая закономерность последовательного сокращения преступности, в том числе и среди несовершеннолетних, реализуется в современных условиях весьма неравномерно. Это сказывается на динамике и структуре преступности, которая может отражать существенныеизменения темпов снижения преступности в различные периоды, временнуюстабилизацию ее уровня и даже отдельные «вспышки” локального характера в некоторых зонах и территориальных регионах. На указаннуютенденцию обращали внимание и другие исследователи.
Общими объектами воздействия специально-криминологическогопредупреждения правонарушений несовершеннолетних являются: криминогенныефакторы, отрицательно влияющие на нравственное формирование личностиправонарушителей; различные конфликтные ситуации; внешние условия иобстоятельства, объективно способствующие совершению преступлений инаступлению преступного результата. Применительно к теме нашегоисследования, в качестве непосредственного объекта социального контроля в сфере профилактики преступлений выступает личность учащихся правонарушителей какносителей различных общественных связей, отношений и явлений, имеющихкриминогенную значимость. К ним, прежде всего, следует отнести: детей иподростков, которые самовольно оставили учебу в школах, техникумах,профтехучилищах и других учебных заведениях, нигде не учатся, не работают и ведут антиобщественный образ жизни; трудновоспитуемых и неуспевающих учеников,систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения; несовершеннолетних, условно направленных или возвратившихся из спецшкол испецпрофтехучилищ; подростков, возвратившихся из мест заключения, осужденныхсудами к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также условно осужденных и переданных на перевоспитание общественности;осужденных учащихся, в отношении которых судами применена отсрочкаисполнения приговора; безнадзорных подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по деламнесовершеннолетних.
В процессе осуществления профилактических мер, субъекты этой деятельности адресуют конкретныетребования объектам социального контроля, используя систему методов и средств воздействия на личность правонарушителя. Эффективность их в значительной мере обусловливается всесторонним знанием самого объекта профилактики, особенности различных групп и контингентов несовершеннолетнихправонарушителей и числа учащихся, их нравственно-психологические свойства, социальной среды и ближайшего бытового окружения. Это имеет первостепенное значение для правильного определения организационных формпрофилактической воспитательной работы.
Как известно, преступление являетсяследствием сложного взаимодействия личности со средой. Российские криминологи справедливо акцентируют своё внимание на решающей роли социальной среды вформировании противоправного и преступного поведения. При этом, характерпричинно — следственных связей определяется многозначной причинностью, состоящей в диалектическом взаимодействии многих факторов (обстоятельств), которые обусловили преступление, способствовали, сопутствовали, облегчалиили препятствовали его наступлению. Находясь в различных формах взаимосвязи, указанные факторы, по характеру воздействия, направленности изначимости играют не одинаковую роль. Применительно к теме исследования,важно отметить, что по мере удаления от ближайших причин, детерминирующихпреступное деяние, сила причинной связи последовательно ослабевает и при наличии многих промежуточных звеньев может практически не оказывать криминогенного воздействия. Это свойство лежит в основе выбора оптимального решения по вычленению из множества причин и условий совершения учащимисяпреступлений наиболее существенных и значимых, имеющих чётко выраженную направленность и выступающих объектом профилактического воздействия.
Результаты проведенных конкретно-социологических исследований дают основание утверждать, чтопреступные проявления среди учащихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности несовершеннолетних правонарушителей, выступающих основной причиной возникновения антиобщественных взглядов; с недостатками в нравственноми трудовом воспитании учащихся и плохой организации их досуга; ошибками и упущениями в деятельности государственных органов,
учебных коллективов и общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями.
Весьма четко прослеживается вгенезисе преступного поведения отрицательная значимость таких признаков,характеризующих личность, как низкий культурный и образовательный уровеньучащихся — правонарушителей.
Результаты исследований указывают нанекоторое повышение за последние годы общего образовательного уровня у подростков-правонарушителей, что обусловливается введением в нашей страневсеобщего среднего образования. В то же время, по-прежнему отмечается устойчивое отставание в образовательном и культурном уровне правонарушителейот своих сверстников.
Несоответствие образовательного икультурного уровней возрасту учащегося, что обычно связано с нежеланием учиться, обусловливает неразвитость интересов и утилитарность потребностей учащихся. Положение усугубляется еще и тем, что несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от официальных лиц и коллективов, нередко трактуют ее ошибочно, стремясь найти в ней лишь то, что в какой-томере может оправдать их поведение и укрепить статус в неформальныхгруппах микроокружения. Постепенно отрываясь от учебного коллектива, такиеучащиеся ищут занятия вне школы, в кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под пагубное влияние антиобщественных элементов.»Вредное влияние микросреды, — пишет болгарский психолог В.Момов, — часто оказывается сильнее по сравнению с более далеким и опосредованнымвлиянием макросреды. Именно это — одно из слабейших мест социализации человека на современном этапе развития общества. (4,59) Следует согласиться с Л.М. Зюбиным, который полагает, что в силу особенностей общения иориентации трудновоспитуемых подростков личные связи и неформальные группынеобходимо устранить, пресечь или нейтрализовать источники вредного влияния и факторы, способствующие неблагоприятному формированию личностиучащегося. (2, 35)
Поскольку среди учеников, совершившихпреступления и иные правонарушения, подавляющее большинство составляют трудновоспитуемые и неуспевающие подростки, педагогическим коллективам иобщественным организациям учебных заведений следует больше внимания уделятьэтому контингенту учащихся.
С такими подростками необходимо систематически проводить целенаправленную индивидуально-профилактическуюработу, привлекать их к общественной жизни учебных коллективов, спортивнойи другой внеклассовой работе», укреплять связь с родителями и общественными организациями по месту проживания учащихся и проведения имидосуга.
Следует одобрить организацию правовой воспитательной работы с учащимися во многих общеобразовательныхшколах, где учебный материал по основам государства и права эффективно дополняется целенаправленной внеклассной работой с различными контингентами учащихся, поддерживаются систематические связи с работниками правоохранительных органов.
Положительно зарекомендовала себяпрактика назначения шефов, наставников и общественных воспитателей для проведения индивидуальной систематической профилактической работы с трудновоспитуемыми учащимися из числа правонарушителей. (5, 56-58)
По справедливому мнению многих педагогови психологов, дети в семье выступают не только в качестве объекта, но исубъекта воспитания.
Для усиления эффективности специальных мер предупреждения правонарушений среди учащихся необходимо,прежде всего, улучшить работу комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, общественных пунктов охраны порядка идругих, специализированных на уровне малых групп микросреды. Удовлетворяяестественные потребности подростков в общении и совместном времяпрепровождениисо сверстниками и друзьями, такие неформальные группы в то же времяосуществляют неофициальный контроль за поведением своих членов и в определенной степени влияют на выбор ими социальных ролей, ценностныхориентации и в целом на процесс адаптации личности.
Возрастание роли малых неформальныхгрупп многие исследователи объясняют изменением способов общения, экстенсивнымхарактером личностных контактов, составляющих неотъемлемую часть повседневного быта и широко распространенных в различных группах населения, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. (5, 85-86)Изложенное, однако, не противоречит положениям криминологии о разлагающемвлиянии малых асоциальных (преступных) групп на формирование личности правонарушителей, особенно из числа несовершеннолетних и молодежи. (3, 290)Важно при этом учитывать, что преступные группирования, возникающие на почвенеформальных связей и отношений, в условиях нашего общества не являются какой-либо социальной общностью, входящей в другие структурные или социальные образования. Преступная деятельность членов таких групп приводит их к вынужденной изоляции встречает противодействие со стороны общества, что в свою очередь облегчает действия по их обнаружению, разобщению иликвидации.
Другие точки зрения высказывались еще в70-е годы Букиным В.Р., который например, указывает, что неформальные малыегруппы в современных условиях становятся организующими и регулирующими факторами общественных психологических процессов. (5, 10) По мнению известного американского социолога Теодора Миллза, изучение и познаниесоциальной микроструктуры малых групп представляет собой важнейший «источникпутей умозаключений о социальных системах вообще». (3, 82). С такойтрактовкой роли микросоциальных образований нельзя согласиться, посколькумалые, группы в данном случае рассматриваются изолированно, в отрыве от микроструктуры общества, что приводит к субъективному неоправданно преувеличенному значению психологических факторов межличностного общения. Не следует забывать, что указанные группы как таковые не создают социальных норми не определяют характер общественных отношений.
Изучение структуры групп и характеравнутригрупповых связей показало что подавляющее большинство их возникло напочве стремления подростков и юношей ко взаимному общению по месту проживания в целях совместного проведения досуга, особенно в вечернее время. Состав этих групп и социальные связи между участниками вначале не отличались устойчивостью: подростки без определенных занятий группировались со школьниками, учениками профтехучилищ с молодыми рабочими для развлекательного времяпрепровождения. В дальнейшем подвлиянием наиболее активных и старших по возрасту участников, взявших на себяроль лидеров и отличавшихся более устойчивой антиобщественной направленностью,указанные смешанные группы, не объединенные общностью школьных,производственных или иных интересов, меняли свою направленность ипревращались в преступные сообщества.
1.2.Профилактикаотклоняющего поведения несовершеннолетних
В последние годы наблюдается рост иужесточение преступности среди детей. Дети становятся реальной угрозойздоровью, безопасности, жизни людей. Деятельность школ, милиции, общественностине дает желаемых результатов. Как остановить детскую преступность?
Как решать те проблемы, которыестоят перед нашей страной, нашим городом или поселком,перед каждым из нас?
Так нельзя следоватьправилам, которых не знаешь. Прежде чем спросить с подростка, нужно ему объяснить. Сегодня семья, школа средства массовой информации оградили себя от непростойработы — учить нормам морали и права. Родители добывают деньги, в учебном расписании школ в лучшем случае час в неделюотвели курсу «Граждановедение», рекламные ролики и боевики неоставили на ТВ места для менее смелых передач. Стало некому объяснять разницу между «нельзя» и «можно», «хорошо» и«плохо». Однако чтобы житьв согласии с общественной моралью и несовершать противоправных действий, подросткунеобходимо знать различия между моралью и правом, преступлением иправонарушением, знать, за что посмотрят сосуждением, за что оштрафуют, за что посадят за решетку. Толькопроцесс просвещения, объединяющий учителей иродителей, врачей и журналистов,суды, милицию, всех нас, выходящий зарамки урока в студии, дворы, детскиесады, сможет стать необходимьм условием,снабдить подростков достаточным знаниемдля соблюдения правил, норм и законовнашего общества.
Поэтому на социальногоработника ложится ответственность в работе с детьми с противоправнымповедением. Самое главное в его работе: не наказать, а предотвратить. Главное — направить силы и средства на упреждение преступности.
Накормить, одеть, обеспечить защиту жизни издоровья, создать условия для развития творческих способностей,обеспечить социальные гарантии семье — вот на чем общество должно сосредоточить свои усилия. Заботясь же о наказании, строительстве новых колоний, расширении штатов инспекций по деламнесовершеннолетних, мы отвлекаем внимание и финансы от профилактическихмер. Жестокость всегда вызывает жестокость.Суровое наказание за небольшуюпровинность вызывает следующеесерьезное правонарушение, затемпреступление. Эту цепочку надо прервать. Усиливая наказание, делая ставку на страх, мы вряд ли добьемся желаемых результатов.
Так знакомство с нормамиморали и права, изучение граждановедческих дисциплин повышаетумственный уровень подростка, что является одним из условийформирования культуры человека.
Просвещение развиваетдуховность, стремление к знанию. Статистика свидетельствует, что среди правонарушителей всебольше подростков, не обладающих этимикачествами.
Просвещение расширяет кругозор растущегочеловека, среду его общения, знакомит с грамотными, знающимилюдьми. Это позволяет более серьезно воспринимать окружающиймир, критически относиться к поведению людей, оцениватьдействия политиков. Именно просвещение поможет сформировать культурный уровень, который позволит подростку жить в соответствии с нормами поведения, законами моралии права, — принятыми в обществе.
Ведь обладая знаниями, мы стремимсяими поделиться, они выручают нас вповседневной жизни и экстремальныхситуациях. Подросток, знающий своиправа и обязанности, становится очень ценнымнеформальным источником информациидля своих ровесников. Он объяснит, что будетза разбитое стекло до того как его разбили,что ждет за катание на чужом мотоцикле ещедо его угона. Просвещенный подросток может предотвратить преступление,что является самой большой ценностью вобсуждаемой проблеме. Информация,полученная от сверстника, болееавторитетна и доступна. Не надо организовыватьспециальные лекции, устраиватьсобрания и встречи. Обмен сведениями идетв ежедневном общении, в классе, на улице.Участвуя в конкурсах, олимпиадах, викторинахпо праву, подростки набирают знания,оценивают и сравнивают их, становятся более информированными и темсамым более интересными и полезными дляокружающих подростков.
Далее: деятельность: обеспечитьзанятость подростков. Обилие свободного времени, закрытыеклубы и секции, отсутствие доступных мест для проведения досуга толкает подростков на поиски иных путей общения, в подвалыи подворотни. Только обеспечение наиболееполной занятости подростка, кружки, учебаи труд не оставят времени и сил нарушатьзакон.
/. Возможность самореализации. Необходимо обеспечить работу кружков, секций, клубовразличных направлений, где ребенок сможетреализовать свои желания, потребности, энергию. В сегодняшнихэкономических условиях детским домам творчества, клубам, другим учреждениям выжить трудно. Указ президента запретил перепрофилирование детских учреждений и сдачу их в аренду. Однако уже не первый год Брянский центр техническоготворчества, например, не получает из бюджета ничего на развитие материальной базы. В таком же положении другие учреждения. Обстоятельства вынуждают открывать платные кружки и секции, которые далеко не всем по карману. Скупой платит дважды. Сегодня мы экономим на воспитании, на клубе и зарплате тренеру, завтра вкладываем средства в перевоспитание. На содержание одного воспитанника в Брянской ВТК в суткиидет около 40 рублей, а их 350. Сколькокружков можно открыть на эти деньги?
Подростку некуда пойти, негде применить силы, реализовать способности. Отсутствие нормальных условий для самовыражения толкает на поиски «приключений». Только организованный досуг, творчество и спорт дают возможность самореализации и предохраняютподростка от опасной черты.
Для любого из нас, особенно для подростка, очень важна оценкаокружающих. В спортивных секциях, кружках иклубах, где не ставят отметок, где ребенокзанят тем, что ему интересно, ондобивается видимых результатов, чего с ним не происходит в классе. Под росток понимает, что он тоже хороший, его взяли на соревнования, на выставку, концерт, он заслужил похвалу и от этого хочет сделатьеще больше, еще лучше. Денежный дефицит в семье лишает подростка карманных денег. Назрела необходимость создавать временные рабочие места для несовершеннолетних. Они смогут заработать трудом, не прибегая к мелким кражам, грабежам и другим нарушениям закона. Занятость на рабочем месте может дать начальную профессиональную подготовку, что немаловажно для подростка сегодня. Расширяя сеть кружков и секций, гарантируя льготы для тех, кто дает
подростку возможность работать, мы уберегаем его от криминальной среды.
Одиночество подростка —настоящий бич сегодняшнего дня. Начинаетсяоно в семье. Для некоторых одиночествопродолжается и в классе. Вобъединении, клубе, секции, где сближаетинтерес, подросток чувствует себя равнымсреди равных.
Так, например, Брянский центрдетского туризма часто берет в поход ребят, стоящих на учете в инспекциипо делам несовершеннолетних. Практически все участники прошлогодних походовсейчас ведут себя нормально, учатся, многие сняты с учета. В Бежицком районе Брянска прошлым летом организован отряд для работы по благоустройству города из «трудных» ребят. Они хорошо поработали,а центр занятости еще и выдал имнебольшую зарплату. В этом году онивновь захотели быть в таком отряде.Подросток ищет общения, друзей,совместных дел. Задача социального педагога — помочь ему в этом.
1.3. Нормативно – правовая база ворганизации социальной работы
с детьми правонарушителями — в России
Совершенно очевидно, что социальная работа сдетьми — правонарушителями на уровне отношений специалист — ребенок, является частью социальной работы наобщегосударственном, региональном иместном уровнях. И та, и другая требуют эффективных технологий.
Вопреки распространенному мнению, необходимоподчеркнуть, что в настоящий момент общегосударственная технологияработы с в России действительно существует. Она представлена втекстах важнейших российских законов «Об основах социального обслуживаниянаселения», «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», атакже в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности иправонарушений среди несовершеннолетних,утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов,регламентирующих вопросы помощи и поддержкиотдельных категорий детей, нуждающихсяв особой помощи со стороны государства и общества.
Как и всякая технология (определенным образомспланированная последовательность действий), общегосударственнаятехнология работы с детьми группы риска гаран/>тированноприводит ее разработчика к получению ожидаемого результата.
В качестве цели социальной работы государствои законодатель рассматривают формирование общегосударственнойсистемы защиты прав и интересов несовершеннолетних, предупреждениеформ противоправного их поведения.
Ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики...» определяет в качестве основных задачи принципов деятельности попрофилактике безнадзорности правонарушенийнесовершеннолетних следующие:
- предупреждениебезнадзорности, беспризорности, правонарушений иантиобщественных действий несовершеннолетних, выявление иустранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечениезащиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
-социально-педагогическая реабилитациянесовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
— выявление и пресечениеслучаев вовлечения несовершеннолетнихв совершение преступлений и антиобщественныхдействий.
При этом в законе уточнены принципыорганизации профилактической работы, что имеет важное значение при соотнесениисоциально-педагогических и управленческих подходов в решении проблембезнадзорности и правонарушений на государственном уровне. В соответствии с п. 2 ст. 2Федерального Закона «Об основах системы профилактики...» к ним отнесены:
— законность;
— демократизм;
- гуманноеобращение с несовершеннолетними;
- поддержкасемьи и взаимодействие с ней;
- индивидуальныйподход к исправлению несовершен
нолетних с соблюдением конфиденциальности полученной
информации;
- государственнаяподдержка деятельности органов местного самоуправления иобщественных объединений по профилактике безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних;
- обеспечениеответственности должностных лиц и граждан
за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Анализ закона позволяет заключить, чтообщегосударственный подход не только не противоречит ключевым категориями понятиям современной социально-педагогической науки исоциальной работы как области знания и сферы практики, но и совпадаетс ними. В частности, направления профилактики, выделенныезаконодателем, очень точно описывают содержание ведущей категориисоциальнойпедагогики — социальное воспитание.
Социальное воспитание, по М.А. Галагузовой, -«….педагогически ориентированная и целесообразная системапомощи в образовании и воспитаниидетей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь» (7,с. 182].
Таким образом, мы можем говорить о том, что кнастоящему моменту в российском законодательстве подготовленыпредпосылки для появления системной общегосударственной технологиисоциальной работы с детьми группы риска. Полно и всоответствии с научными требованиями разработан целевой компонентгосударственного подхода в профилактической работе с детьми группыриска.
В анализируемых документах объектомприменения общегосударственного подхода, с одной стороны, называются дети,граждане, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию всоответствии с Федеральными законами «Об основах социальногообслуживания населения», «Об основных гарантиях прав ребенка в РоссийскойФедерации». В соответствии с Законом «Об основах системыпрофилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних», объектом работы является несовершеннолетнийили семья, попавшие в социально опасную ситуацию. Признаки труднойжизненной ситуации и социальной опасной ситуации в приведенных текстах законовпрактически совпадают. При этом совпадают эти признаки и вреальной жизни.
Необходимо принять во внимание и тот факт,что указанные выше три важнейших закона по сути оформляют контурсовременного российского социального законодательства,регулирующего вопросы оказания социальной помощи и организациисоциальной работы с населением, в том числе и с детьми.
Несомненно, позитивным является определеннаяпонятийная общность этих законов. Трудная жизненная или социальноопасная ситуация рассматривается в этом случае как единое основаниедля организации специальных действий со стороны органовгосударственной и местной власти в отношении детей.
Трудной жизненной ситуацией считаетсятакая, которая объективно нарушает жизнедеятельностьгражданина (инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с преклоннымвозрастом, болезнью; сиротство; безнадзорность; малообеспеченность;безработица; отсутствие определенного места жительства; конфликты и жестокоеобращение в семье; одиночество и т.п.) и которую он не может преодолетьсамостоятельно.
При этом детьми, находящимися в труднойжизненной ситуации, считаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попеченияродителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и/илифизическом развитии; дети -жертвы вооруженных и межнациональныхконфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся вэкстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;дети, находящиеся в специальныхучебно-воспитательных учреждениях;дети, проживающие в малоимущих семьях; детис отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результатесложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Именно по отношению к трудности ситуациикаждого ребенка в соответствии с вышеназванными законами органыи учреждения, в том числе и образования, должны предпринимать необходимыедействия, восстанавливающие права ребенка иситуацию его благополучия.
В то же время три названных социальных законарассматривают фактически по единому основанию различного объекта — потенциального клиента.
Закон «Об основах социального обслуживаниянаселения» выделяет, в первую очередь, в качестве объекта несовершеннолетних,по отношению к которым может быть применен специфическийпрофессиональный инструмент социальной работы и органов социальной защитынаселенияРоссии — социальные услуги.
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка вРФ» описываетв основном положение несовершеннолетнего — ученика или учащегося какого бы то ни было образовательного учреждения, инструментом помощи которомувыступают собственнообразовательные услуги и программы учреждения,системы образования в целом.
Закон «Об основах системы профилактики...»,наоборот, рассматривает в качестве объекта несовершеннолетнего безотносительнок его образовательному или социальному статусу, но провозглашаетзащиту его прав в контексте задач профилактической работы. Именнопоэтому законодателем вычленены в Федеральном законе «Обосновах системыпрофилактики...»специфические признаки групп детей — объектов профилактическойработы, а именно:
- безнадзорный- несовершеннолетний,контроль за поведением которого отсутствуетвследствие неисполнения илиненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и /илисодержанию со стороны родителей илизаконных представителей либо должностных лиц;
- беспризорный- безнадзорный, не имеющийместа жиельства и/или места пребывания;
- несовершеннолетний,находящийся в социально опасном положении, — лицо в возрасте до 18лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизниили здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушениеили антиобщественные действия;
— семьей, находящейся в социально опасном положении, считается такая семья, где дети находятся всоциально опасном положении, а также,где родители или законные представителинесовершеннолетних не исполняют своих обязанностейпо их воспитанию, обучению и/или содержанию и/или отрицательно влияют на ихповедение либо жестоко обращаются сними.
Принципиально с точки зрения закона выделениеи более частных параметров возможного объекта профилактической работы. Всоответствии со ст. 5 Закона «Об основах системыпрофилактики...», к лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, отнесены следующие несовершеннолетние:
1)безнадзорные или беспризорные;
2)занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
3)содержащиеся в социально-реабилитационныхцентрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям,оставшимся без попечения родителей, специальныхучебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних,нуждающиеся в социальной помощи и/или реабилитации;
4)употребляющие наркотические средства илипсихотропные вещества без назначения врача либо употребляющиеодурманивающие вещества;
5)совершившие правонарушение, повлекшее применениемеры административного взыскания;
6)совершившие правонарушение до достижениявозраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденныеот уголовной ответственности вследствие акта об амнистии илив связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано,что исправление несовершеннолетнего может быть достигнутопутем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) неподлежащие уголовной ответственности в связи с недостижениемвозраста, с которого наступает уголовная ответственность, иливследствие отставания в психическом развитии, не связанногос психическим расстройством;
9) обвиняемыеили подозреваемые в совершении преступлений, в отношениикоторых избраны меры пресечения, не связанные с заключением подстражу;
10)условно-досрочно освобожденные от отбываниянаказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистииили в связи с помилованием;
11)получившие отсрочку отбывания наказания илиотсрочку исполнения приговора;
12)освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы,вернувшиеся из специальных учебно- воспитательныхучреждений закрытого типа, если они в периодпребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и/или после освобождения (выпуска) находятся всоциально опасном положении и/или нуждаются в социальной помощи и/или реабилитации;
13)осужденные за совершение преступлениянебольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания сприменением принудительных мер воспитательного воздействия;
14)осужденные условно, осужденные к обязательнымработам, исправительным работам или иным мерам наказания,не связанным с лишением свободы.
При этом профилактика безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних рассматривается как система социальных,правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление иустранение причин и условий, способствующих безнадзорности,беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиямнесовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальнойпрофилактической работой с ними и их семьями, находящимися всоциально опасном положении.
Важнейшим, до сих пор неадекватно оцененнымнововведением, является представленная в законе индивидуальнаяпрофилактическая работа, заявленная как ведущий инструмент игосударственная технология работы с детьми группы риска.
Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлениюнесовершеннолетних и семей,находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и/или предупреждению совершения ими правонарушенийи антиобщественных действий.
Введение института индивидуальнойпрофилактическойработы — явление весьма актуальное и своевременное. Превентивные меры однозначно защищают приоритет индивидуального подхода в решении проблем детейкак компонент общегосударственнойтехнологии.
Впервые в российской практике взаимодействияс детьми группы риска предусмотрена и определена мера ответственностилиц за нераспространение конфиденциальной информации о ребенке. Закономдекларируется невмешательство в жизнь семьи, уточнены условиявмешательства государства в процесс воспитания ребенка.
Впервые за многие годы профилактическойработы приоритетынаказания и ответственного воздействия на ребенка,несовершеннолетнего, совершившего противоправные действия, уступили место социально-педагогической работе повыявлению и предупреждению причин идействий со стороны несовершеннолетнего, которые могли бы квалифицироваться как противоправные, антиобщественные.
Законодателем предусмотрены условияразвертывания индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего.Только решение Комиссии по делам несовершеннолетних и защитеих прав может явиться полноправным основанием для организациииндивидуальной профилактической работы в отношении любогоребенка или семьи, оказавшихся в трудной или социально опасной ситуации.
Таким образом, введение институтаиндивидуальной профилактической работы решает как минимум двезадачи:
- организацияадресной работы с детьми, которые действительно должны бытьподвержены целенаправленному воздействию со стороны органов власти иправоохранительных органов в случае совершения ими неправомерных деяний,
- защита несовершеннолетнихи их семей от нерегламентированного, необоснованногои неквалифицированного вмешательствав жизнь под различными предлогами.
• Все вышеприведенные размышления дают однозначныйответ на вопрос об объекте общегосударственной технологииработы с детьми группы риска.
Выделенные особенности и противоречияхарактеризуют особенности выбора объекта общегосударственного подходав профилактической работе с детьми группы риска. Анализ позволяет сделать выводо том, что к настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваютсягосударством и обществом целостно.
В то же время получен определенный опытреализации социального законодательства, практика показала, что ведомственнаяразобщенность в решении этих проблем играет крайне негативную роль.
В современной психолого-педагогической исоциальной литературе все настойчивее звучит мысль о необходимостиоформления целостной социальной политики в отношениинесовершеннолетних группы риска в рамках ювенальной юстиции игосударственной политики детства.
Перед специалистом в сфере профилактики исоциальной работы с детьми возникла задача профессионального освоенияне только инструментальных средств и способов работы с несовершеннолетними, нои основ государственного подхода в решении проблемнесовершеннолетних, поиск таких форм работы, которые обеспечивали быуспешность социального развития ребенка.
Определенная противоречивостьобщегосударственного подхода в выборе объекта профилактики и социальной работыможет быть преодолена путем согласования позиций и организациивзаимодействия всех специалистов, занимающихся социальнымвоспитанием ребенка.
Это аксиома социального взаимодействия.
Коль скоро социальное законодательство поцелям совпадаетеведущей категорией социальной педагогики — социальным воспитанием, необходимо проанализировать, насколько перечень субъектовсоциального воспитания совпадает с перечнем субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений, представленным в законодательстве.
В соответствии с текстом Закона «Об основахсистемы профилактики...» к субъектам системы отнесены:
- Комиссиипо делам несовершеннолетних и защите их
прав, образуемые в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации и законодательством субъектов РоссийскойФедерации;
- органыуправления социальной защитой населения;
- органыуправления образованием;
- органыопеки и попечительства;
- органыпо делам молодежи;
- органыуправления здравоохранением;
- органыслужбы занятости;
- органывнутренних дел.
В тексте закона предусмотрительно разведеныфункции и полномочия органов управления и учреждений, служб названныхвыше профильных государственных и местных органов власти. Такимобразом, с одной стороны, с точки зрения государственногоуправления в число субъектов системы включены всеуправленческие органы, реализующие те или иные функции поработе с детьми и несовершеннолетними. С другой стороны, в составесубъектов не просматриваются семья и организации, представляющиеее интересы в обществе, кроме органов опеки и попечительства, не указанавозможность участия в системе профилактики общественных объединений иорганизаций граждан, реализующих целевые программы работы с детьми,в том числе с детьми, имеющими трудности в поведении и развитии.
Впервые за многие годы в российскомзаконодательстве появились нормы и процедуры, согласовываемыес ведущими законами педагогической деятельности, предусматривающиефункции и задачи социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в качествеприоритета профилактической работы.
В то же время законодательство ярко отражаеткартину динамики общественных и научных взглядов на проблемыдетского неблагополучия и правонарушений в российском обществе:
- содной стороны, сам по себе государственный подход претендуетна целостность разрешения проблем детей и защиты их прав;
- сдругой стороны, законодатель так и не определил, в
какой сфере социальной практики должна профессионально осуществлятьсякомплексная работа с детьми, нуждающимися в помощи и поддержкесо стороны государства.
Какое из направлений государственной социальной политики может реализоватьдекларированные в законах приоритеты защиты прав несовершеннолетних?
Вновь, как это неоднократно было вроссийской истории, идеи социальной работы захватывают умы исердца людей, готовых заниматься ею добросовестно и профессионально.
В то же время официального признаниясоциальной работы в качестве самостоятельного направления и инструментасоциальной политики государства до настоящего времени непроизошло. Органы и учреждения, специалисты, призванные законодателемосуществлять ежедневную социальную работу с детьми, выполняют свои обязанностив пределах профилактической работы, объективно защищаютправа несовершеннолетних, но ограничены в решении этих задачмасштабом и объемом профилактики.
В то же время только в рамках профессиональноорганизованной социальной работы можномаксимально эффективно провести адресную диагностику проблем клиента -ребенка — ипредложить необходимый в каждом конкретномслучае способ взаимодействия и выхода из трудной жизненной ситуации.
По целям система профилактики игосударственный подход в разрешении проблем детей ориентированы на достижение этого результата. Но списки субъектовсистемы (читай: список носителейпрофессиональных инструментов решения детских проблем) и носителей технологии открытой социальной работы с ребенком крайненевелики.
При этом управленцам хорошо известно, чтоименно носители профессиональных технологий определяют содержаниеидеологии, воспроизводимой в результате их деятельности. Вспроектированном государственном подходе существует определенная,заложенная самим законодателем, опасность. Система можетвоспроизводить в качестве результата не столько статистикупозитивных изменений в жизни детей, оказавшихся в трудных илисоциально опасных ситуациях, сколько набор и перечень действий,мер, проводимых субъектами системы профилактики применительноне к конкретному ребенку, а по отношению к детям вообще.
При этом законодатель по сути противопоставилвыстроенную систему профилактики и Комиссию по делам несовершеннолетнихв этой системе. Комиссия, с одной стороны, призвана защищатьправа несовершеннолетних, а с другой — выполнять специфическую профессиональную функцию — социальную работу. Таким образом, по замыслу создателейгосударственной технологии профилактики, именно Комиссия по делам несовершеннолетних обязана выполнить роль координатора, «конкретизатора»,организатора и контролераэффективного сопровождения ребенка.
Глава2. Технология социальной работы с несовершеннолетними с противоправнымповедением
2.1. Методыработы социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением
Наилучшими методами решения этой проблемыостаются до сих пор методы, разработанныеи успешно испытанные А. С. Макаренко в его педагогической деятельности.В последние десятилетия в нашей странешироко развернулись психолого-педагогическиеисследования по этой проблеме. Наибольшую известность получили труды Д. И. Фельдштейна. Он указывает четыре группы несовершеннолетнихправонарушителей.
Представители первой группы характеризуютсяналичием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественныхвзглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены,агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любяттрудиться. Для исправления поведения таких подростков их нужнововлекать в общественно полезные трудовые дела, используя присущееим упорство в достижении поставленной цели, стремлениек первенству, частично осознанное чувство их социальнойнеполноценности.
Ко второй группе относятся подростки сдеформированными потребностями, подражающие представителям первойгруппы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых.Коррекционная работа заключается в изменении обстановки и привычныхформ поведения, высказывании доверия к ним, одобрении их достижений,вырабатывании умения не только подчиняться, но и командовать.
У подростков третьей группыналичествуют как деформированные, так и позитивные потребности ивзгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизми слабоволие обрекают их на асоциальныепоступки. Полезнойдля них в воспитательном отношении является ритмичная инапряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможностьпроявить себя и самоутвердиться.
К четвертой группе можно отнести неверящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильнымитоварищамиподростков. Представители этой группы — случайныеправонарушители. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием. У подростков этой группы важно пробудитьинтерес к нормальной жизни, создать перспективу развития личности, подвести их квключению в полезную трудовуюдеятельность. Им необходима постояннаяработа в коллективе, систематический контроль и оценка их деятельности, личнаяответственность, активное участие всоревновании.
Рассмотрим способы социально — педагогической коррекции агрессивногоповедения подростков. В длительном процессе их перевоспитания требуется обратить особое внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих чувству подобных правонарушителей. В целяхисправления не следует: закреплять отрицательную оценку за подобными молодыми людьми, препятствовать их участию в обычных молодежных объединениях, слишком настойчиво и бесцеремонно вовлекать в общие дела коллектива учащихся. Наоборот, при перевоспитанииправонарушителей требуется выдержка,умение терпеливо и настойчиво объяснить неправильность их взглядов и поведения, переубеждать и открывать для молодежидостойные и увлекательные жизненныеперспективы.
Агрессивность может проявляться у школьников среднихклассов в стычках между отдельными группами. Спор между проживающимипо соседству подростковыми группами обычно идет из-затерриториальных «сфер влияния»: клубов, кинотеатров,танцплощадок и т. п. Соперников туда стремятся не допускать.Для предотвращения подобных действий рекомендуется организациясовместных массовых мероприятий, объединяющих подростков изсоседних дворов. При этом важно помнить, что в подготовке этогомероприятия должны принять самое активное участие лидеры этихдворовых групп подростков.
С несовершеннолетними, присваивающими чужие вещи,необходимо провести большую разъяснительную работу, показав негуманностьих действий по отношению к пострадавшему и сформировав правильноесодержание понятия «честность» как важной личной и гражданственнойчерты. Но дело этим не ограничивается. Следует предпринять все возможные мерыпо ликвидации педагогической запущенности такого школьника.
Стремление подростка испытать себя врискованном деле (набег на соседский сад, сельскохозяйственные угодья и т. п.) непозволяет ему глубоко и серьезно задуматься над неправильнойформой его осуществления. Поэтому необходима разъяснительная работа воспитателей повскрытию противоправности таких действий.Требуется также, чтобы подросток понимал не только свои интересы, но ивстал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в различные виды полезнойдеятельности, в которой он получил бывозможность удовлетворить указанныевыше потребности.
2.2.Анализ деятельности учреждения
Работу социального педагогас несовершеннолетними – правонарушителями проанализируем на примере Майкопскойвоспитательной колонии.
Сегодня к жизни в Майкопскойвоспитательнойколонии приспосабливаются 33 подростка изСеверной Осетии, Карачаево-Черкесиии,Адыгеи, Ставропольского края.Директор общеобразовательной школыМВК УФСИН России по РА ИринаАлексеевна Краевая, заместитель начальника МВК Б.А.Абрамян.
Здесь находятся такиекак Сергей, который убегал из дома, воровал, нюхал клеи, в 9 летприбился к бомжам и устроился вместе с нимижить на кладбище. Отыскал себеперину, соорудил шалаш.
Другой пример «теплыхотношений» отцов и детей — жалостливое письмо матери. В семье помимо старшего, который досиживает в МВК срок за вооруженный разбой, подрастаютеще двое — четырех и двух лет. Мать найтиработу не может, семья в прямом смысле слова голодает. И просит убитая горемродительница единственногокормильца за решеткой: какосвободишься, придумай что-нибудь, но деньги достань. Где он будет доставать, и так понятно.
В общем, тех, кто попадаетв колонию, трудно назвать обычными детьми. Некоторые из нихв силу своего «подзаборного» существования не знают элементарныхвещей, не обучены грамоте. А в умственном и физическомразвитии лет на пять отстают от своих благополучныхсверстников. Одни впервые за свои 17 лет увидели по телевизору мультики и смеялись как 5-летние дети. Кто-то пришел в восторг от того, какая это удобная вещь —подушка, дивился белому постельному белью, банным дням 2 раза в неделю, кто-топервый раз в жизни наелся досыта. Такиевот социальные маугли, живущие по законам человеческих джунглей. Неудивительно, что все работники Майкопской колонии в голос признаются: работа с подростками самая трудная, поскольку в силу переходного возраста и неустойчивой психики они взрывоопасны.
Проголодавшийся Сергей16-ти лет с особой жестокостью убил бабушку и забрал на пропитание 73 рубля. Такая теория социальной справедливости или, проще говоря, «естественный отбор», для них вполне приемлемы. 17-летний Олег совершенное убийство называет не иначе как «бедой», приключившейся по недоразумению. И «нормальная жизнь закончилась» для него не в тот момент, когда свершилось непоправимое.
В них сидит не простонакопившееся отчаяние, горечь непонимания, тоска от ненужности,но и нездоровый эгоцентризм, который не прошибут никакие гуманистические аксиомы.О том, как можно жить по-человечески, не грабя и не убивая,понятие очень слабое, вызывающее нигилизм. Так что задача персоналаВК, как не раз подчеркивали сами работники колонии, это нетюремное наказание, а
реабилитация ребенка после того дна, накотором он пребывал, обучение новым правилам человеческогообщежития. Получается парадокс — учить жизни в обществе в изоляции от самого общества. Но такова сегодня система «перевоспитания» падших, а педагоги и воспитатели стремятся выполнить эту сверхзадачу.
Попытки наставить малолетнихпреступников на путь истинный часто оцениваются обществом одной фразой —«горбатого могила исправит».
Но работники колонии в этоне верят. Они стараются помочь подросткам.
Помогают им представителиДуховного управления мусульман РА: нодарского края,Майкопской и Адыгейской епархии Русской православной церкви,которая входит в состав попечительского совета. Еженедельныедуховные беседы с отцом Георгием у многих ребят вызывают неподдельныйинтерес.
Большинство их них в прошлойжизни не только не умели учиться или работать, но и отдых их можно назватьспецифическим: уколоться, надышаться,напиться и забыться. Педагоги и воспитатели стараются изменить понятие «свободное время». Для воспитанников организуется спортивные секции, кружки по интересам.
Ребята теперь учатся в школе и осваивают в ПТУ 2-3 «хлебные»профессии, по плану воскресного дня судовольствием играют в баскетбол ифутбол, сражаются в шахматы. Традиционным для МВК стало участие во всероссийскихспортивных соревнованиях «Звезды надежды», проводимых во всех ВК страны Детским социальным фондом «Республика Спорт» совместно с ФСИН, при участии Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму. Оказывается, дети остаются детьми, даже преступив закон. Все равно в тайниках души живет тяга к прекрасному. И пусть к новогоднему празднику с трудом удаетсязапомнить слова и мотив детской песенки «Влесу родилась елочка» и выучить четверостишье,да и загадки даются с трудом, зато сколькоудовольствия приносит президентский сладкийподарок и хоровод вокруг пушистой елки, купленной на рынке лично заместителем начальника МВК по воспитательной работе.Здесь царят особая радость и несколькоиное понятие Нового года (сколько еще «мотать»осталось?).
За 6 месяцев до освобождения отправляется запросы в службу занятости по месту жительства. Оттуда получают справку-обязательство о том, что подросток включен в список соискателей, но и только.
У воспитателей колонии естьпрограмма, по которой они с работют с несовершеннолетними.Она дает возможностьвоспитателю не делить детей на «плохих» и «хороших», укаждого из них имеются «хорошие» и «плохие» стороны. Удетей, находящихся в колонии, часто нарушено равновесие между«хорошими» и «плохими» сторонами: преобладают плохие. Но укаждого ребенка есть и хорошие стороны. Задача воспитателя, оказывающегоребенку помощь, — увеличить количество хороших и уменьшить количество плохихсторон. Для этого необходимо знать, какие сильные стороны у подростка имеются ив чем он отстает. С этой целью воспитатели должны иметь диагностическую картуразвития качеств подростка данного возраста. Диагностическая картаразрабатывается психологом совместно с воспитателем. На основании анализавыделяются пункты для обучения: чему мы должны ребенка научить; чем мы можемпомочь ребенку, чтобы он лучше мог функционировать в своем окружении. Всеспециалисты — воспитатель, психолог, социальный педагог — выделяют для себя тенаправления работы, которые могут помочь ребенку измениться в положительнуюсторону.
Поведение подростка, недавноприбывшего, например, отличается от его же поведения несколько месяцев спустя,что требует разделения на этапы времени пребывания ребенка в учреждении. Вконце, когда ребенок уже знает, что скоро покинет, он тоже будет вести себясовсем по-другому. В разное время к нему будут предъявляться различныетребования: у подростка будут другие обязанности, поэтому им надо будетпо-другому руководить и по-другому поддерживать его.
Они даю возможность уделить вниманиеименно тем навыкам, которые необходимо развить в подростке.
Подросток поступает в учреждение,при этом происходит знакомство в форме беседы. Ему доступно, в зависимости отего возраста, объясняют, что он будет жить в данном учреждении. На первом этапеочень важно построить отношения доверия между воспитанником и воспитателем ирабочие отношения. Он должен привыкнуть к ежедневному распорядку дня. Вниманиевоспитателя группы обращено в основном на обучение навыкам, необходимым дляповседневной жизни, с тем чтобы воспитанник с каждым днем чувствовал себяболее уверенно, чтобы ему было бы легче заниматься повседневными делами. Дляэтого необходимо познакомить его с правилами поведения и традициями группы ипривить ему некоторые навыки: убирать за собой, аккуратно есть, соблюдатьочередность, мыться, дружелюбно относиться к товарищам, считаться с ними,разрешать конфликты, играть в игры и т. д.Воспитатель поощряет адекватноеповедение воспитанника, хваля его, уделяя ему положительное внимание.
На втором этапе проводятвоспитанниками (ответственный — психолог) специальный курс поведенческойтерапии (работа по социализации и развитию, коррекция поведения), например:научить обращаться с эмоциями (страх, стресс, печаль и т. п. ); подготовкадетей к встрече с родителями/родственниками, друзьями (важно, чтобывоспитатели групп с самого начала могли принять тот факт, что их по-прежнемулюбят, какими бы плохими они не были).
По ходу работы у социального педагога колониивыработалась своя программа
Примерная программа по профилактики правонарушений
Таблица 1
Цель этапа
Основные направления в работе
Методы работы
1 этап
Цель:
Изучение причин, способствующих совершению правонарушений. Составление социально — психологического портрета учащегося,
Первичная диагностика
Определить «зоны» неблагополучия;
Изучить личность подростка, его мотивационно-потребностную сферу
Методы изучения личности
(анализ документов, беседа, опрос).
2 этап
Цель:
Изменение нежелательного стереотипа поведения подростка. Развитие положительной мотивации и качеств личности подростка.
1. Развитие положительных взаимоотношений с подростком (личных и деловых);
2. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей подростка;
3. Привлечение подростка к участию в различных формах коллективной творческой деятельности;
Методы коррекции
метод поощрения, метод убеждения, методика организации коллективной творческой деятельности, индивидуальная консультация и др.
3 этап
Цель:
Формирование законопослушного поведения подростка
4.Формирование доверительных отношений с подростком;
5.Достижение устойчивых позитивных результатов в учебе и других видах деятельности;
Метод аутогенной тренировки, тренинги социальных навыков Индивидуальная педагогическая поддержка.
Заключение
Итак,в заключении следует отметить, что основные профилактические мероприятия сподростками, совершившими правонарушения, проводятся, в основном, в открытомсоциуме (подросток совершил мелкие правонарушения или осужден условно), и вспециальных учебно-воспитательных заведениях, то в воспитательных колониях, восновном, реализуются реабилитационные программы помощи несовершеннолетнийосужденным.
Как отметил работник ОВД по делам несовершеннолетних, процесс воспитания вколониях для несовершеннолетних существенно отличается от «взрослых» колонийпрежде всего тем, что в них законодательство предоставляет для работы сосужденными большие возможности в применении позитивных мер воздействия,значительно увеличивая перечень льгот и уменьшая объ-ем карательных мер.Основной акцент в работе с подростками следует делаеть на учебно-воспитательнуюработу, включающую в себя общеобразовательное и профессиональное обучение.Здесьмы особо отмечаем, что изменение названия «воспитательная трудовая колония» на«воспитательная колония» подчеркивает при всей важности трудовой деятельностиприоритетность именно воспитательных мероприятий.
Совместнаядеятельность с социальными педагогами школы … позволила нам выявить, чтонеобходимым условием для предотвращения отклоняющегося поведения всехвоспитанников является — получение ими специальности. При этом долженобеспечиваться как можно более широкий и добровольный выбор профессий,учитываться потребности региона и рынка труда (перспектива), возраст,физические, умственные и психические особенности. Нами выявлено, что повышениеэффективности трудового воспитания — это наиболее важный фактор решения задачисоциализации подростков, подготовки их к самостоятельной жизни. Однако в настоящеевремя это условие в полной мере не обеспечивается, о чем свидетельствуют данныеопросов бывших осужденных, отбывавших срок наказания в воспитательных колонияхи вернувшихся к месту постоянного проживания в … более 60% которых в будущем несобираются работать по приобретенным в колонии профессиям.
Большинствоосужденных, как подчеркивает работник ОВД по делам несовершеннолетних …, доколонии, обучаясь в школах и профессиональных училищах, характеризовалось какнарушители дисциплины, организаторы и участники конфликтных ситуаций, онисбегали с уроков, оскорбляли ровесников и преподавателей. Поэтому необходимо,по нашему убеждению, уделять серьезное внимание построению взаимоотношенийучителей и мастеров производственного обучения с учащимися-осужденными. Умениевызвать интерес к своему предмету, увлечь полезными делами, быть терпеливым,но настойчивым в достижении поставленной цели являются, как мы считаем,критериями профессионального мастерства педагога, работающего с этимконтингентом несовершеннолетних.
Намибыло выявлено, что большое значение в изменении негативной позиции криминальныхподростков к реальности имеет обеспечение воспитанников работой с высокимуровнем организации и культуры производства, технологии. Социальным педагогамнеобходимо добиваться проведения оплаты выполненной работы, что обеспечитзаинтересованность подростка в результатах его труда.
Кчислу основных средств, обеспечивающих процесс исправления преступников, понашему мнению, относится общеобразовательное обучение. Относительнонесовершеннолетних осужденных необходимо отметить особую роль, которуюприобретает данное средство воздействия. Ведь в воспитательной колониипрактически каждый осужденный проходит через образовательную школу, являющуюсяодним из главных структурных элементов учреждения и фактически — центромпроводимой в колонии воспитательной работы. При поступлении в колонию всеосужденные зачисляются в соответствующий класс общеобразовательной школы,распределение по отрядам производится исходя из имеющегося у нихобразовательного уровня по принципу «отделение-класс». Работа на производствеили обучение в профессиональном училище может производиться только в свободноеот учебы в школе время. В отличие от исправительных колоний для взрослых,преподаватели школ в воспитательной колонии являются сотрудниками данногоучреждения, что подчеркивает особую роль школы в воспитательном процессе. Оченьважно четкое взаимодействие в воспитательном процессе учителей школы, воспитателейотрядов и отделений, преподавателей профессионального училища, мастеровпроизводства, так как в работе с осужденными много дублирования, не всегдасоблюдается принцип единства педагогических требований.
Выходиз этого положения мы видим в создании единого учебно-воспитательногопроцесса, охватывающего все службы колонии. Для современных воспитательныхколоний необходимы высококвалифици-рованные специалисты, знающие возрастнуюспецифику несовершеннолетних, и прежде всего социальные педагоги. Воспитательнаяработа должна проводиться дифференцирование, с учетом степени нравственнойдеформации осужденных. Желательно, по нашему мнению, применение таких методов,как совет, напоминание, пожелание. Необходимо использовать активность,эмоциональность и впечатлительность, одновременно преодолевая внутреннеесопротивление осужденных к воспитательным воздействиям (иногда открытое, ночаще скрытое).
Кнаиболее распространенным формам воспитательной работы мы отнесим беседы,лекции, диспуты, встречи с интересными людьми, широкая практика встреч сбывшими воспитанниками колоний, ведущими честный образ жизни, с родственникамиосужденных, с представителями общественных и религиозных организаций — такназываемые меры общественного воздействия. Общественное воздействие, мысчитаем, одним из условий обеспечения процесса социализациинесовершеннолетних, отбывающих уголовное наказание, приобщения их к нормальнойчеловеческой деятельности и участию в общественной жизни, и здесь открываетсяширочайший простор для деятельности социального педагога.
Правильнаяорганизация свободного от учебы и работы времени способствует улучшениюздоровья и физического развития осужденных. В условиях лишения свободы этовремя, в основном, носит регламентированный характер. Поэтому необходимо четкопланировать досуговые мероприятия для осужденных, с одной стороны, чтобы онине носили формальный характер («ради галочки»), с другой— обучали правильномупланированию своего времени (отсутствие навыков в планировании свободноговремени и умения распоряжаться им — одна из основных причин совершенияправонарушений подростками). Мероприятия должны пробуждать у подростковинтерес к жизни, формировать волевые качества и черты характера, позволяющиеим противостоять антисоциальным влияниям.
Физическоевоспитание также способствует повышению авторитета в глазах другихвоспитанников, что является прекрасным стимулом для привлечения осужденных кактивным занятиям спортом, а также формированию не только физических, но иморально-волевых, нравственных качеств личности.
Большоезначение в организации воспитательного процесса, как это было выявлено нами избесед с бывшими осужденными имеет коллектив осужденных. Положительный эффектздесь достигается чаще при воздействии на осужденного через его первичныйколлектив (отряд, бригаду, класс), члены которого находятся в постоянномобщении и взаимодействии друг с другом, повседневно связаны общими интересамии делами, отношениями ответственной зависимости и находятся под постояннымконтролем воспитателя, знающего о характере межгрупповых и межличностныхотношений осужденных. Необходимо доверять подросткам роль активных организаторов,а не только исполнителей воли воспитателей, использовать различные формыколлективной деятельности на основе самоуправления, творческого начала,самостоятельности. Перестройка нравственного сознания осужденного осуществляетсяв неразрывной связи с формированием позитивного опыта жизнедеятельности.
Большоезначение имеет использование социально-полезных связей с родственникамиосужденных, которое активизирует процесс воспитательной работы, позволяетразрушить созданный ранее стереотип антиобщественного образа жизни и поведения.
Гуманизацияи педагогизация воспитательного процесса должна быть построена на здравом иреалистическом анализе обстановки — «на разумном гуманизме», т. е.система наказания должна быть достаточно гибкой, обеспечивать избирательность вприменении режимных ограничений, создавать предпосылки для реальногоустановления в учреждениях атмосферы человечности, уважительного отношения кзакону и нравственным нормам. В настоящее время расширены права администрации иарсенал средств для дифференциации и индивидуализации воспитательных мервоздействия на осужденных в сторону ослабления репрессий и изоляции их отобщества.
Исправительное воздействие на несовершеннолетних преступников следуетрассматривать как единый процесс, начиная с момента взятия его под стражу изаканчивая периодом реабилитации и социальной адаптации после освобождения. Напрактике этот процесс оказывается разорванным. Причина — отсутствие должноговзаимодействия между службами и учреждениями, обеспечивающими работу снесовершеннолетними правонарушителями и профилактику преступности.
Один из возможных вариантов организации совместной работы — воспитательныецентры для несовершеннолетних преступников, в состав которых должны входить:
—следственный изолятор для содержания подследственных несовершеннолетних (ксожалению, в некоторых изоляторах несовершеннолетние содержатся вместе совзрослыми и неоднократно судимыми в условиях «субкультуры», позже переносяполученный опыт в воспитательную колонию);
—служба, обеспечивающая исполнение наказания в виде краткосрочного ареста;
—служба по исполнению наказания в виде лишения свободы (воспитательнаяколония);
—участок социальной адаптации для лиц, готовящихся к освобождению от наказания;
—временное общежитие для освобожденных, не имеющих постоянного места жительства;
—служба социального контроля, обеспечивающая работу с осужденными по отбытиинаказания.
Созданиетаких центров могло бы обеспечить необходимое комплексное воздействие нанесовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, ипреемственность в работе с ними, оградить их от негативного влияния взрослойпреступной среды.
Эффективностьисправительного воздействия, оказываемого на осужденных несовершеннолетних,определяется по общим критериям, основывающимся на известных степенях исправления:«встал на путь исправления», «твердо встал на путь исправления». К сожалению,эти критерии оценки являются единственными для всех исправительных учреждений ине отражают адекватно реальные процессы. Следовательно, достовернымпоказателем, определяющим эффективность исправительного воздействия, являетсярецидив преступного поведения после освобождения.
Неблагоприятныетенденции роста и ожесточения подростковой преступности, увеличениеправонарушений в самих колониях и следственных изоляторах, достаточно высокийуровень рецидива свидетельствуют о том, что эффективность исправительноговоздействия на данную категорию преступников пока низка. В этой связипредставляется целесообразным расширять применение к несовершеннолетним иных,помимо лишения свободы, видов наказаний. Одним из таких альтернативныхдлительному лишению свободы видов наказаний может стать краткосрочный арест,который широко практикуется в европейских странах. Что же касается условногоосуждения, то к данному виду наказания необходимо подходить более взвешенно ис установлением обязательного четкого контроля за лицами, к которым оноприменено, так как подростки оказываются предоставленными самим себе, ощущаябезнаказанность за совершенные преступные деяния. Необходимо также внедрятьдецентрализацию управления органами, исполняющими наказания, и предоставлениебольшей самостоятельности местным органам власти. В таком случае вопросыисправительного воздействия на несовершеннолетних преступников, применение кним избирательного подхода при назначении и исполнении наказания могли бырешаться более оперативно и действенно.
Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивнойпреступности несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения квоспитательной работе с ними социальных педагогов-профессионалов. Плодотворноработать с трудными подростками, по нашему убеждению, могут только люди духовнобогатые, щедро отдающие это богатство своим подопечным. Еще В. С. Соловьевписал: «Первое и самое важное условие есть, конечно, то, чтобы во главепенитенциарных учреждений стояли воспитатели, способные к такой высокой итрудной задаче, — лучшие из юристов, психиатров и лиц с религиозным призванием»[см. 62 — с. 270].
Литература
1. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность вмикросреде). – М., 1975.
2. Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Понкратов В.В. Криминологическая характеристика возрастных параметров правовойответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастныеособенности и проблемы правовой ответственности. – М., 1994.
3. Баженов В. Профилактическая работа снесовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.
4. Башкатов И.П.Социально-психологические методы изучения личности и группнесовершеннолетних осужденных. – М., 1986.
5. Башкатов И.П.Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков //Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред.С.А. Беличевой. Тюмень: ТГУ, 1985.- С.15-26.
6. Беличева С.А. Парадоксы превентивной теории и практики //
7. Психологический журнал. – 1987. –Т.8- № 6. – С.36-40.
8. Беличева С.А. Основы превентивнойпсихологии. – М., 1993.
9. Белкин А.С. Отклонения в поведениишкольников. Свердловск, 1973.
10. Бестужев-Лада И.В. Факторы риска. –М., 1989.
11. Божович Л.Я. Личность и ееформирование в детском возрасте. – М., 1968.
12. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Под ред. И.П. Лановенко. – Киев: Наук. Думка, 1981.
13. Букин В.Р. Научно-технологическийпроцесс и психология ведущего. – Л., 1973.
14. Ветров Н.И. Профилактикаправонарушений среди молодежи. – М., 1986.
15. Волков Б.С. Детерминистическаяприрода преступного поведения. – Каз., 1985.
16. Данилин Е.М. Использование системыА.С. Макаренко в деятельности ВТК. – М., 1991.
17. Долгова А.И.Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. – М.: Юрид.лит., 1981.
18. Драгунова Г.О. Психология подростка.– М., 1987.
19. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. – М., 1990.
20. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательнаяработа с трудными учащимися. – М., 1982.
21. Игошев К.Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних:
22. Социально-психологический очерк. – Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во, 1973.
23. Игошев К.Е. Психология преступныхпроявлений среди молодежи. – М., 1982.
24. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. – М.: Юрид. Лит., 1980.
25. Калмыкова З. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога. 1982.
26. Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986.
27. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.
28. Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая характеристика антиобщественного поведения – В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1985.
29. Курбатова Т.Н.Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей:Автореф. Канд. Дисс. – Л., 1981.
30. Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах.Т.3 – М., 1989.
31. Миллз Т.М. О социологии малых групп.– Американская социология. – М., 1975.
32. Овчарова Р.В. Технологиипрактического психолога образования. – М., 2000.
33. Семенов В.Д. Педагогика среды. –Екатеринбург, 1993.
34. Социально-психологические,социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактикиправонарушений несовершеннолетних / Под. Ред. В.Ф. Пирожкова и др. – М., 1980.
35. Хижченко Л.С. Положение в классемладших школьников с отклонениями в поведении: Психологическое изучениетрудновоспитуемости школьников и несовершеннолетних правонарушителей. – М.,1984.