Введение
Внедрение психолога вобразовательные учреждения в нашей стране началось в 1988 г., когда ставка «психолога» была введена в учебно-воспитательные учреждения. Основной целью какдетского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологическойслужбы образования является обеспечение психологического здоровья детей.
Детский психологвыполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развитиякаждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. вниманиеспециалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства,увлечения, отношения ребенка и пр.
От психолога требуетсясоздать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а такженеобходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и ихродителям, воспитателям.
Психологическаядеятельность в детском учреждении сложна, специфична и предъявляет большиетребования к человеку, который занимается этой деятельностью, поэтому основной цельюнаучно-исследовательскойпрактики является:
закрепление, расширение иуглубление полученных теоретических знаний по основным психологическимдисциплинам;
выработка практическихнавыков работы психолога и подготовка к самостоятельной трудовой деятельности;
формирование навыковсамостоятельной научно-исследовательской работы;
подготовка к написаниювыпускной квалификационной работы.
Поставленная цельдостигается решением задач:
знакомство с базойпрактики, с воспитателями, с детьми;
знакомство сособенностями и методами работы психолога данного учреждения;
изучение и выбор соответствующихметодик исследования;
активное участие восуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения всоответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работыпсихолога;
для выпускнойквалификационной работы;
изучение и анализтеоретического материала, периодической литературы и методических материалов повопросам, разрабатываемым в выпускной квалификационной работе;
сбор, систематизация иобобщение практического материала для использования в выпускнойквалификационной работе;
формулировка выводов поитогам научно-исследовательской практики.
Научно-исследовательскаяпрактика проходила в Детском саду №26 «Детская академия «Эрудит»г.Зеленогорска.
Продолжительностьюпрактики — 2 недели, что составляет 40 часов и охватывает период с 06.10.08 по19.10.08 года.
Схематично практикапроходила в два этапа:
сбор и обработкатеоретических и методических материалов, которые определяется содержаниемтеоретической части выпускной квалификационной работы. Эта работа продолжаласьв течение всей практики.
сбор, систематизация иобработка практического материала в соответствии с темой выпускнойквалификационной работы, а также разработка предложений, направленных наулучшение работы психолога ДОУ.
На период практикипредусмотрен следующий краткий план:
Всестороннее знакомстводетским учреждением.
Знакомство с организациейработы психолога.
Изучение основныхнаправлений работы психолога ДОУ и их методическое обеспечение.
Выбор и реализацияпрограммы наблюдения за детьми.
Подведение итоговпрактики.
Отчет попрактике
Умение общаться с другимилюдьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться иогорчаться, познавать новое ярко и нестандартно, по своему видеть и пониматьжизнь – все это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство.
Работа психолога ДОУ направлена на сохранениепсихического, соматического и социального благополучия воспитанников. Егозадача — помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решенииконкретных проблем. Педагог-психолог ДОУ:
проводит психологическуюдиагностику;
определяет степеньотклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников;
выявляет нарушениясоциального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;
участвует в планировании,разработке развивающих и коррекционных программ;
содействует развитиютворчески одаренных воспитанников;
формирует психологическуюкультуру педагогических работников, а также детей и их родителей.
1. Характеристикадетского дошкольного учреждения
Детский сад №26 «Детскаяакадемия «Эрудит» расположен по ул.Набережная,32.
Заведующая — Потоскуева ЕленаАлександровна.
Дошкольное учреждениерасполагается в отдельном здании, имеет 10 групп с полным комплексомвспомогательных помещений, участками для прогулок. Оборудован медицинскийкабинет, физкультурный, музыкальный залы, кабинеты логопеда и психолога,бассейн.
С детьми занимаются квалифицированныеспециалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, руководитель физическоговоспитания, музыкальный руководитель, учителя дополнительного образования поритмике и ручному труду, медицинский персонал.
Миссия детского сада №26«Детская академия «Эрудит»:
Формирование здоровогообраза жизни.
Развитие интересов,любознательности у дошкольника, как основы познавательной активности будущегоученика.
Развитие способностейребенка, как способов самостоятельного решения различного рода задач, каксредств, позволяющих быть успешным в различных видах деятельности.
Развитие творческоговоображения как необходимого условия интеллектуального и личностного развития.
Развитиекоммуникативности.
Детский сад №26 «Детскаяакадемия «Эрудит» работает по программам:
1) «Развитие» (Т.Н.Доронова,В.В.Гербова) — приоритетные направления деятельности:
Предоставление ребенкувозможности радостно и содержательно прожить дошкольное детство;
Обеспечение охраны иукрепления здоровья детей;
Всестороннее исвоевременное психическое развитие;
Формирование бережного иактивного отношения к окружающему миру;
Приобщение к основнымсферам человеческой культуры.
2) «Программа воспитанияи обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В.Гербовой), задачи которой:
Охрана и укреплениездоровья детей, полноценное физическое развитие.
Всестороннее гармоничноевоспитание и развитие детей.
Воспитание патриотическихи интернациональных чувств.
Формирование у детейинтереса к труду и потребности в трудовой деятельности.
Формирование нравственныхчувств, навыков культуры поведения.
Воспитание любви кпрекрасному, обогащение духовного мира.
2. Организация деятельностипедагога-психолога детского сада №26 «Детская академия «Эрудит»
Далее я познакомилась сорганизацией в данном детском учреждении работы психолога. Педагог-психолог МДОУ№26 «Эрудит» — Силина Ирина Викторовна, в своей работе руководствуетсядолжностной инструкцией (Приложение 1).
Документы и методическиематериалы кабинета психолога.
Нормативные документы РФ,краевого, городского управления образованием по психологической службе, краевогоцентра практической психологии образования (Приложение 2).
Функциональныеобязанности и задачи психолога, составленные с учетом специфики МДОУ иутвержденные заведующей (Приложение 3).
График работы психолога,утвержденный заведующей МДОУ.
Календарный план работыпсихолога на год по направлениям деятельности с учетом общейпсихолого-педагогической проблемы детского сада, согласованный с заведующейМДОУ.
Перечень психологическогоинструментария, используемого психологом в работе.
Программы проведения занятий,факультативов, диагностической и коррекционной работы.
Журналы учета работыпсихолога.
Психологические карты и диагностическиепротоколы обследованных групп и воспитанников детского сада.
Материалы выступлений насобраниях, семинарах, отчеты психолога и т.д.
Оборудованиекабинета.
Техническиесредства:видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр с набором видео и аудиокассет,компьютер, принтер, ксерокс, видеокамера.
Мебель: рабочий столпсихолога, шкаф для пособий, шкаф для техники, рабочие места детей, журнальныйстолик, 2 кресла и диван, стулья.
Дополнительные средства:перегородки помещения, цветы, аквариум. Перегородками служат стеллажи икомпозиции из растений.
Методическиематериалы (Приложение 4):
практические материалыдля психологической работы в ДОУ;
набор игрушек, настольныхигр, соответствующих возрасту детей;
набор различныхматериалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши,фломастеры, бумага, клей и т.п.);
библиотека практическогопсихолога;
кейс практического психолога(набор материалов и методик для профилактической, диагностической икоррекционной работы);
раздаточный материал длядетей, родителей и воспитателей, родителей, участников группсоциально-психологического тренинга и для других групповых занятий, которыеиспользуются в игротерапии или сказкотерапии;
набор игрушек инастольных игр (мячи, игрушки, детские поделки, куклы, пирамидки, кубики, лото,домино, строительные и другие материалы).
Перечень видов документовкабинета педагога-психолога:
График работы;
Перспективно-календарныйплан работы (Приложение 5);
Тематический планмероприятий (Приложение 5);
Журналы приема,посещаемости;
Журнал учета групповыхформ коррекционно-развивающей работы;
Журнал учетаиндивидуальных и групповых консультаций и диагностических обследований(Приложение 6);
Аналитический истатистический отчет педагога-психолога (Приложение 7);
Протокол диагностическогообследования (Приложение 8);
Карты психологическогообследования детей и бланки для регистрации результатов обследования(Приложение 9);
Паспорт кабинетапедагога-психолога (Приложение 10).
Кабинет психолога МДОУ№26 «Эрудит» находится в стороне от помещений хозяйственного и бытовогообслуживания, административного и медицинского блоков, а так же от заловмузыкальных и физкультурных занятий.
Кабинет теплый, хорошопроветриваемый, просторный, звуко-изолированный (двойная дверь), с регулируемым(от очень яркого до приглушенного) освещением, для проведения корригирующихгимнастических и релаксационных упражнений на полу мягкое пушистое покрытие.
Реализация психологомкомплекса мероприятий предполагает проведение занятий в специальнооборудованном помещении.
Психологический кабинетявляется основным «рабочим» местом психолога, следовательно, помещение кабинета,разделено на несколько «рабочих» зон психолога, которые соответствуют основнымнаправлениям его работы в учреждении. Каждая из зон должна иметь свое цветовоеоформление.
Первая зона — пространствовзаимодействия с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической,изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-моделирующей,двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровойдеятельности.
Вторая зона кабинета — пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Онообеспечивается средствами для коммуникативной деятельности.
Третья зонаобеспечивается средствами интерпретационной и организационно-планирующейдеятельностей психолога. Организационное обеспечение данных пространствпредставлено в Приложении 11.
Таким образом, кабинетоборудован в соответствии со специальными требованиями к помещениям иматериально-технической оснащенности кабинета детского психолога, все зоныподчинены решению главной задачи: созданию условий для обеспечения психическогоздоровья детей.
3. Знакомство с основныминаправлениями и методами работы педагога-психолога детского сада №26 «Детскаяакадемия «Эрудит»
Дошкольное детство – этопериод, когда закладываются основы физического, психического развития издоровья будущего человека.
Специфика дошкольноговозраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны ипластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степенизависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.
Профессиональнаядеятельность психолога ДОУ направлена на сохранение психического здоровья исоциального благополучия детей. Основой является создание благоприятнойатмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Задачи,выдвигаемые для реализации данной цели:
Способствованиестановлению базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственныхценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системеотношений с другими людьми, т.е. помочь ребенку поверить в свои силы, научитьдетей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональноесостояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способамповедения в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Формированиекоммуникативных навыков: устанавливать и поддерживать контакт, кооперироватьсяи сотрудничать.
Реализация поставленнойцели ведется по основным направлениям деятельности педагога- психолога.
Психодиагностическаяработа (Приложение 12).
Диагностика развитиядетей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям правильностроить с ним педагогическое общение. проведение психологического обследованияребенка с целью определения хода его психического развития, соответствиеразвития возрастным нормативам, например:
проведениедифференциальной диагностики различных отклонений в психическом развитии(совместно со специалистами соответствующего профиля);
проведениепсихологической диагностики на определение психологической готовности к школе.
В работе последовательноиспользуются такие виды диагностик, как скрининговая диагностика, котораяпроводится с группой детей и направлена на выделение детей «группы риска».Углубленная психологическая диагностика проводится индивидуально или в малыхгруппах с детьми, имеющих какие-либо особенности развития и нуждающихся вдополнительной развивающей или коррекционной работе, то есть в специальнойпсихологической помощи.
Дважды в год: в началеучебного года (первичное) и в конце учебного года (вторичное) осуществляетсяпсиходиагностическое исследование готовности к школьному обучению детей 6-7лет, посещающих МДОУ №26 по методикам Ю.З.Гильбух, А.Н.Корнева, А.Л.Венгер,А.М.Игнатенко, Г.А.Урунтаевой, С.Г.Якобсон, А.И.Захарова, Р.Тэммл и др.
Результаты итоговыхдиагностик по определению готовности к школьному обучению выпускников детскогосада заносятся в диагностические карты и передаются в психологический центрдиагностики и консультирования при Управлении образования города Зеленогорска,а затем педагогам-психологам образовательных учреждений города.
Применяется системапсихологических рисуночных тестов для составления на их основе «психологическихпортретов» детей и взрослых («Рисунок человека», «Рисунок семьи»,«Автопортрет», тематическое рисование « Мое настроение», «Страхи» и пр.),социометрические игры «Секрет» (Урунтаева Г.А.), «Два дома» в группахдошкольного возраста.
Психопрофилактическаяработа:
работа по созданиюблагоприятного психологического климата в учреждении (способствование улучшениюформ общения педагогов с детьми; консультирование педагогов и других работниковучреждения по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
психологическоепросвещение родителей по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейноговоспитания.
Просвещение родителей повопросу психологической готовности к школьному обучению, индивидуальноеконсультирование, анкетирование родителей позволяет добиться тесноговзаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при подготовкеребенка к школьной жизни.
В рамках повышенияпсихологической и педагогической компетентности педагогов в текущем годупроведены:
семинары-практикумы сиспользование новейших достижений психологической науки по проблемампедагогического общения: «Самоанализ опыта общения с родителями», «Особенностиобщения воспитателей с детьми», « Детская агрессивность».
тематическиеконсультации: «Баланс без арбитра», «Леворукий ребенок и его проблемы», «Плохиеслова», «Дети и деньги», «Гиперактивный ребенок», «Эмоциональное развитие детейдошкольного возраста», «Принципы изучения психики ребенка».
выступления напедсоветах: «Психологическое здоровье и безопасность», «Значение сказкотерапиив развитие ребенка», «Преемственность дошкольного и начального образования».
семинары-лекции: «Детскиестрахи», «Конфликты и пути их разрешения», «О взаимоотношениях сиблингов всемье».
Экспертно-проектировочнаядеятельность: диагностика отношения родителей и педагогов к дошкольномуучреждению и др.
Развивающая ипсихокоррекционная работа с детьми, направленная на активное воздействие на личностьи индивидуальность ребенка.
По результатам первичнойдиагностики совместно с воспитателями и родителями проводится работа поразвитию внимания, зрительной памяти, мелкой моторике рук, мышления,произвольности, речи.
Для детейподготовительной группы проводятся занятия по программе А.Л.Сиротюк «Развитиеинтеллекта дошкольника через кинезиологический комплекс» с целью синхронизацииработы полушарий головного мозга, развития способностей, памяти, внимания,речи, мышления.
Большой раздел работыпосвящен проблемам общения. На занятиях проигрываются различные ситуацииотношений между детьми, между взрослым и ребенком.
Проводятся занятия сдетьми старшего дошкольного возраста направленные на развитие эмоциональнойсферы, коммуникативных навыков, сплочения группы по программе А.Ивашовой«Сотрудничество», по программе «Общение». Цель занятий – научить ребенкаосознанно воспринимать свои эмоции, понимать эмоциональное состояния другихлюдей, знакомит с системой органов чувств человека, развивает коммуникативные способностидетей, обращает внимание ребенка на невербальную сторону общения, знакомит стакими понятиями как мимика, жесты, интонация, походка, телодвижения, позволяялучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Коррекционно-развивающаяпрограмма формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки удетей младшего возраста Н.П.Слободяник «Я учусь владеть собой» — направленнаяна развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственногоповедения, формирование психических новообразований, необходимых для успешногообучения в начальной школе.
Программа С.В.Крюковой «Давайтежить дружно!»:
адаптация детей кусловиям дошкольного учреждения;
создание чувствапринадлежности к группе, положительного эмоционального фона;
развитие коммуникативныхнавыков, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувствадругих людей.
Программа помощи детям сличностными и поведенческими проблемами (Васильева Н.Л., Афанасьева Е.И.)направленная на:
- психологическаяпомощь детям в решении проблем в общении,
- коррекционнаяработа по сглаживанию психоповеденческих проблем.
«Тропинка к своему Я» (Хухлаева О.В.) — программапсихологических занятий для младших школьников, цель которой сохранение иформирование психологического здоровья детей.
Другие программы,направленные на создание и поддержание у ребенка нормального психологическогосамочувствия, повышение эффективности его обучения, на устранение проблем вмежличностном общении.
Консультативная работа: повышениепсихологической культуры педагогов, родителей путем проведения индивидуальных игрупповых консультаций, участием в педсоветах, чтением лекций.
Консультированиевоспитателей по результатам готовности детей к школе и индивидуальныерекомендации помогают оказать поддержку и внимание детям.
В старших иподготовительных группах индивидуально на каждого ребенка заполняется карты«индивидуального развития» с целью отслеживания особенностей развития ипланирования коррекционно-развивающей работы.
Для родителей проводятсятематические консультации в рамках семинаров, лекториев, круглых столов попроблемам личностного развития детей, возрастным особенностям детей дошкольноговозраста (Приложение 13).
Тематика встречформируется на основе актуальных запросов родителей: «Детские страхи», «Тревожныедети», «Адаптация детей в ДОУ», «Кризис трех лет», «Психологическая готовностьк школьному обучению», «Развитие речи первых лет жизни», «Детский онанизм», «Половое воспитание», «Сказка в жизни ребенка», «Возрастные особенности детей»,«Как облегчить адаптацию ребенка к школе».
В каждой группе созданапапка — «Психолог – родителям», с тематическими консультациями. В частности, для родителей предлагаютсянесложные методы диагностики развития и игры для детей, а также основныенормативы развития детей (познавательная сфера, двигательная сфера).
Система игр, с которойзнакомятся родители, учитывает возрастные особенности. Эти игры одновременно иопределяют степень развития психологических качеств, и помогают развить их.Здесь еще не существует жестких норм для каждой игры, например, выполнить этозадание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один разили несколько.
Главное — есть ли уребенка интерес к данной деятельности. Даже, если не все задания он выполняет спервого раза, а каждый день делает пусть маленький, но шаг вперед,самостоятельно или с помощью родителей — все равно это значит, что процессразвития идет.
Таким образом, длясохранения психологического здоровья и социального благополучия детейнеобходимо включение в работу всего коллектива ДОУ, активное участие родителей,отбор диагностических методов и развивающих упражнений, адекватных особенностямдетей дошкольного возраста.
4. Выбор и реализация программынаблюдения за детьми
Психологическое здоровьеявляется необходимым условием полноценного функционирования и развития человекав процессе его жизнедеятельности. Оно является условием адекватного выполнениячеловеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а также обеспечиваетвозможность непрерывного развития в течение всей жизни.
Из этого следует, что психологическиздоровый ребенок – веселый, активный, самостоятельный и доброжелательный,помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый исопереживающий. Критерии и методы оценки психологического здоровья детейпредложены в Приложение 14.
Всоответствии с этим, для наблюдения выбрана программа О.В.Хухлаевой «Тропинка ксвоему Я»— программапсихологических занятий, цель которой сохранение и формированиепсихологического здоровья детей.
В занятиях, на основе структуры психологического здоровья,выделены следующие направления:
аксиологическое, которое предполагает формирование уменияпринимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои ичужие достоинства и недостатки;
инструментальное — требует формирования уменияосознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строитьжизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии;
потребностно-мотивационноенаправление содержитформирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя,принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор,формирование потребности в самоизменении и личностном росте;
развивающее — предполагает для дошкольниковадекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации ипроизвольной регуляции поведения.
Выделение этих компонентовпозволяет определить следующие задачи психологической поддержки детей:
обучение положительномусамоотношению и принятию других людей;
обучение рефлексивнымумениям;
формирование потребностив саморазвитии. Однако программа групповых занятий должна, с одной стороны,обеспечить формирование психологического здоровья в соответствии с еготрехкомпонентной структурой, выделенной авторами программы ранее, с другойстороны – обеспечить формирование основных новообразований, поэтому выделеначетвертая:
содействие росту,развитию ребенка.
Кроме того, можновыделить следующие задачи:
психологическаяподдержка;
сохранение и поддержкапсихологического здоровья;
способствовать обретениюгармонии или баланса (гармония между различными сторонами человека:эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п., а такжегармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом).
забота о полноценномпсихическом развитии детей на всех этапах онтогенеза;
ориентация детей наабсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро (пробуждение духовного начала вдетях);
забота об этической базедетей;
развитие игры у детей(творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речиребенка);
Качества, которые должныбыть сформированы после реализации программы — ребенок должен стать психологическиздоровым, т.е. веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным,помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым исопереживающим. Кроме того, у ребенка должен сформироваться опыт борьбы,увенчивающейся успехом.
Занятия по программе«Тропинка к своему Я» способствуют:
— обучение положительномуотношению к себе и принятию других людей, адекватному поведению исотрудничеству в среде сверстников и взрослых;
— обучение навыкамрефлексии (осознание своих чувств, причин поведения, последствий поступков,постановка целей для себя);
— формированиепотребности в саморазвитии, умению делать выбор;
— содействие росту иразвитию ребенка.
Формы работы с детьми: групповые– по 8 человек.
Занятия проводиться трираза в неделю в течение всего года.
Продолжительность занятиязависит от возраста детей:
для детей 3-4 лет – 15минут,
для старших дошкольников– 30 минут.
Большое значение имеетразмещение детей в комнате. Дошкольники рассаживаются «парашютиком», т.е.полукругом-куполом, ведущий (педагог-психолог) при этом находится на некоторомрасстоянии от купола. Это дает ему возможность держать в поле своего вниманиявсю группу, а детям – хорошо его видеть. Дети 3-4 лет ставят по «куполупарашютика» свои стульчики. Старших дошкольников рассаживают «бусинками» прямона ковре с помощью разложенной полукругом веревочки
Методические средства,используемые в программе. В процессе групповой работы используются приемы,содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционнымзадачам программы. В программу включены упражнений, с одной стороны, дающиевозможность решать несколько задач, с другой – позволяющих оказывать на разныхдетей различное воздействие. Приложение 15 представлены занятия для двухвозрастных групп.
Подведение итогов
Поскольку ограниченныесроки практики не позволяют практиканту выявить заметные результаты выполненияпрограммы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я», для отчета взяты результатывыполнения программы по итогам 2007-2008 года, сделанные педагогом-психологом детскогосада №26 «Детская академия «Эрудит» Силиной И.В. (Приложение 16).
Заключение
В ходе практики я познакомиласьс нормативными и методическими материалами, принимала участие в плановой работепсихолога, присутствовала на занятиях разных групп развития; самостоятельно провеларяд методик, анализировала результаты, подбирала коррекционно-развивающиеупражнения; посетила родительское собрание в младшей группе.
Развивающее направлениеработы педагога-психолога данного ДОУ, на который сделан основной акцент –психологическое здоровье. Исходя из этого направления мною продолжена этаработа по программе психологических занятий для дошкольников О.В.Хухлаевой «Тропинкак своему Я». Думается, что проведенная работа по реализации этой программы,поможет детям стать психологически здоровыми и жизнерадостными.
Основные трудности,которые возникли при реализации программы – этонедостаточная активностьродителей, непонимание ими важности психологической профилактики.
Резюмируя вышесказанное,можно сделать следующий вывод: сохранение и укрепление здоровья воспитанников,как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должнобазироваться на осознанном отношении ребенка к своему психологическомуздоровью, чему, безусловно, помогает реализация программы «Тропинка к своемуЯ».
Также отмечу, что работапсихолога в детском дошкольном учреждении мне доставила удовольствие ипрактический опыт, полученный в ходе практики, несомненно, пригодиться вдальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.
Кроме того, в ходепрактики, собран теоретический и практический материал для выпускнойквалификационной работы.
Приложение1
/>
Зеленогорск
I. Общие положения
Педагог — психологотносится к категории специалистов, принимается и освобождается от должностиприказом
На должностьпедагога-психолога без категории назначается лицо, имеющее высшеепедагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» безпредъявления требований к стажу работы, 2 категории — стаж работы поспециальности не менее 3 лет, 1 категории — стаж работы по специальности неменее 5 лет, высшей категории -стаж работы по специальности не менее 10 лет.
II. Педагог — психолог должен знать:
Конституцию РФ.
Законы РФ, постановленияи решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием повопросам образования.
Декларацию прав и свободчеловека.
Конвенцию о правахребенка.
Нормативные документы,регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации и социальнойзащиты детей.
Общую и педагогическуюпсихологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальнуюпсихологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, детскуюнейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.
Основы дефектологии,психотерапии, психогигиены, психодиагностику.
Методы активногообучения, социально-психологического тренинга общения.
Современные методыиндивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекциинормального и аномального ребенка.
2.10. Правила и нормыохраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2.11. Правила внутреннеготрудового распорядка ДОУ.
2.12. Производственныеинструкции и инструкции по охране труда согласно Перечню на допуск ксамостоятельной работе.
Характеристикиобслуживаемого оборудования (ПК, аудио-, видеоаппаратура и др.), опасные ивредные факторы по своему рабочему месту, способы защиты от их воздействия.
Правила оказания первойдоврачебной помощи пострадавшему и порядок обращения за помощью при получениитравмы.
Федеральный закон «Обосновах охраны труда в РФ», «Трудовой кодекс РФ» в объеме, достаточном длявыполнения своих должностных обязанностей.
Стандарты безопасноститруда, правила, нормы, положения, инструкции и другие нормативные документы поохране труда.
«Положение обособенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельныхотраслях и организациях».
Настоящую инструкцию итрудовой договор.
2.19. На время отсутствияпедагога-психолога (отпуск, болезнь и др.) его обязанности исполняет лицо,назначенное приказом начальника ОДОУ. Данное лицо приобретает соответствующиеправа и несет ответственность за качественное и своевременное исполнениевозложенных на него обязанностей.
III. Должностные обязанности
Педагог-психолог:
Осуществляетпрофессиональную деятельность, направленную на сохранение психического,соматического и социального благополучия детей в процессе воспитания иобучения.
Содействует охране правличности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
Определяет факторы,препятствующие развитию личности детей и принимает меры по оказанию различноговида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной иконсультативной).
Оказывает помощь детям,родителям (или лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решенииконкретных проблем.
Составляетпсихолого-педагогйческие заключения по материалам исследовательских работ сцелью ориентации педагогического коллектива, родителей в проблемах личностногои социального развития детей.
Ведет документацию поустановленной форме и использует ее по назначению.
Участвует в планированиии разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельностис учетом индивидуальных особенностей личности детей.
Осуществляетпедагогическую поддержку одаренных детей, содействует их развитию и поиску.
Определяет степеньотклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии детей, а такжеразличного вида нарушений социального развития и проводит ихпсихолого-педагогическую коррекцию.
Формирует психологическуюкультуру детей, педагогических работников и родителей.
Консультирует работниковДОУ по вопросам практического применения психологии.
Ежедневно перед началомработы осуществляет самоконтроль за соответствием рабочего места или порученнойработы требованиям охраны труда и своевременно принимает меры по устранениювыявленных отклонений от них.
3.13. Выполняет только туработу, которая входит в должностные обязанности, не приступает к работе, еслине известны безопасные способы ее выполнения.
3.14. Соблюдаетустановленные правила, нормы и инструкции по охране труда.
3.15. Следит за исправнымсостоянием и правильной эксплуатацией оборудования, приспособлений, инвентаря.
3.16. Немедленно сообщаетвышестоящему руководителю об обнаруженных нарушениях, о возникновениитравмоопасных, аварийноопасных и пожароопасных ситуаций и несчастных случаях слюдьми.
3.17. 0 любом случаеполучения травмы на производстве, по пути с работы или на работу (даже самойнезначительной), а также при ухудшении состояния своего здоровья немедленносообщает своему непосредственному или вышестоящему руководителю. Принеобходимости обращается в здравпункт или поликлинику (в больницу) всопровождении представителя администрации.
3.18. Систематическисовершенствует свои знания по вопросам безопасности труда путем самостоятельнойподготовки.
3.19. В установленномпорядке проходит обучение по охране труда и предусмотренные периодическиемедицинские осмотры.
3.20. Проводитдиагностику детей, связанную с определением уровня психического развития иподготовкой их к школе.
IV. Права. Педагог — психолог вправе:
3.21. Знакомиться спроектами решений руководства ДОУ, касающимися его деятельности.
3.22. По вопросам,находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства ДОУпредложения по улучшению деятельности и совершенствованию методов работы,замечания по деятельности работников ДОУ, предлагать варианты устраненияимеющихся недостатков.
3.23. Запрашивать личноили по поручению руководства ДОУ от структурных подразделений и специалистовинформацию и документы, необходимые для выполнения его должностныхобязанностей.
3.24. Привлекатьспециалистов всех структурных подразделений к решению задач, возложенных нанего.
3.25. Требовать отруководства ДОУ оказания содействия в исполнении им его должностныхобязанностей и прав.
3.26. Повышать своюквалификацию.
V. Ответственность.
Педагог — психолог несетответственность:
3.27. 3а правонарушения,совершенные в процессе своей деятельности — в пределах, определенныхдействующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
3.28. 3а причинениематериального ущерба — в пределах, определенных действующим административным,уголовным и гражданским законодательством РФ.
3.29. 3а применение, вт.ч. однократное, методов воспитания, связанных с психологическим и физическимнасилием над личностью детей. В данном случае педагог — психолог может быть освобожденот должности в соответствии с ТК и Законом «Об образовании», увольнение неявляется мерой дисциплинарного взыскания.
3.30. 3а нарушение правилпожарной безопасности, охраны труда, санитарно – гигиенических правил.
Должностная инструкцияразработана в соответствии со стандартом Предприятия ТП 406 102 — 2004.
/>
Приложение2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИСОДЕРЖАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЯХ
Назначениепсихологической службы муниципального дошкольного образовательного учреждения(МДОУ)
В Российской системеобразования складывается система поддержки и помощи ребенку вучебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение. Разработаны ивнедрены в практику вариативные модели сопровождения, которые соответствуютприоритетным целям и задачам, сформулированным в Концепции модернизациироссийского образования на период до 2010 года.
Исходным положением дляформирования теории и практики комплексного сопровождения является системно –ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор иосвоение субъектом развития тех или иных инноваций. Под сопровождениемпонимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектомразвития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Дляосуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимонаучить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации,выработать план решения и сделать первые шаги.
Данные методическиерекомендации опираются на функциональные обязанности педагога-психолога,работающего в образовании, а также на Этический кодекс психолога.
Педагог-психолог МДОУосуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности,работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующийвозрастной норме.
Целью психологическогосопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечениенормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждениевозникновения проблем развития ребенка;
- помощь(содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения исоциализации;
- развитиепсихолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей,родителей, педагогов;
- психологическоеобеспечение образовательных программ.
Основными направлениямипсихологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция иразвитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическоепросвещение и обучение.
Психологическоесопровождение рассматривается как стратегия работы психологической службы,направленная на создание социально-психологических условий для успешногоразвития и обучения каждого ребенка.
Задачи психологическогосопровождения конкретизируются в зависимости от уровня (ступени) образования.Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к.ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенкавозрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения.Осознавая важность психологической службы в ДОУ, областным научно-методическимсоветом службы практической психологии в системе образования областиподготовлены методические рекомендации по организации психолого-педагогическогосопровождения ребенка в ДОУ. Психологическая служба ДОУ является одним изважнейших компонентов в структуре областной психологической службы. В видутого, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются вдошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенкадошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность.
Психологическая службаДОУ призвана содействовать:
- созданию условийдля всестороннего развития каждого ребенка;
- повышению качествавоспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени;
- повышениюпсихологической компетентности педагогов;
- развитию дошкольного образовательного учреждения вцелом.
Цель и задачипсихологической службы ДОУ.
Цель психологическойслужбы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития как субъектовобразовательного процесса, так и учреждения в целом.
Основными задачамипсихологической службы в ДОУ являются:
1. Психологическое сопровождениевоспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2. Проведениеиндивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологическихособенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.
3. Содействиеразвитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержкапроцесса формирования команды единомышленников.
Функции психологическойслужбы ДОУ.
Создание условий длясохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучиядетей.
Максимальное содействиеполноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Подготовка детей к новойсоциальной ситуации развития.
Изучение индивидуальныхособенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер ихпроявления.
Оказание помощи детям,нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организациидеятельности.
Участие в созданииоптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моментыинновационных изменений работы ДОУ.
Профилактическая ипропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детейличностных новообразований дошкольного возраста.
Обучение сотрудников ДОУи родителей полноценному развивающему общению с детьми.
Содействие формированиюпсихологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностяхразвития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.
Основные направлениядеятельности психолога ДОУ.
Предлагаемое содержаниедеятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательныхвидах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктованотем обстоятельством, что нагрузка психологов в ДОУ различна (может составлять0,25 ставки, 0,5 ставки и т.п.). Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспеченминимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны педагогическогоколлектива, администрации или родителей психолог может осуществлятьдополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом всоответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи,специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психологдолжен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получитьданную консультационную услугу.
1. Психодиагностика. Цель: получение информации обуровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей ипроблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария дляпроведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно взависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающихзадач.
Обязательно:
Обследование детей второймладшей группы (3 года) для определения уровня психического развития ивыстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
Диагностика воспитанниковстаршей группы с целью определения уровня психического развития для организациии координации работы в подготовительной группе.
Диагностика воспитанниковв рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласноположению о ПМПк.
Диагностикапсихологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно: По запросам родителей, воспитателей,администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленнуюдиагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительскогоколлективов с целью выявления и конкретизации проблем участниковвоспитательно-образовательного процесса.
2. Психопрофилактика.Цель: предотвращениевозможных проблем в развитии и взаимодействии участниковвоспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастаниемколичества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическомразвитии, перед психологической службой стоит задача в рамкахпсихопрофилактического направления содействовать первичной профилактике иинтеграции этих детей в социум.
Обязательно:
Работа по адаптации субъектовобразовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новойсоциальной среды:
- анализ медицинскихкарт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для полученияинформации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска,требующих повышенного внимания психолога;
- групповые ииндивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информированиепедагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизациивзаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Выявление случаевпсихологического неблагополучия педагогов и разработка совместно садминистрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно: Отслеживание динамикисоциально-эмоционального развития детей. Содействие благоприятномусоциально-психологическому климату в ДОУ. Профилактика профессиональноговыгорания у педагогического коллектива.
При введении новшеств вДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании,организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.
3. Коррекционная иразвивающая работа.Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка,коррекция отклонений психического развития.
Если в коррекционнойработе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которомустремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется насредневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребеноксможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
Последний может быть каквыше, так и ниже среднестатистического.
Коррекционную иразвивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетныхнаправлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельногоребенка.
Педагог-психолог ДОУосуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своейпрофессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровеньпсихического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка впределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем впознавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п.сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога.Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительнойстепени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистампсихолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические имедико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с даннымидетьми строится на основе полученного заключения и рекомендацийпсихолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов,лечащего врача и других специалистов.
Обязательно:
Выстраиваниеиндивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
Проведениекоррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с цельюформирования учебно-важных качеств (с учетом полученных диагностических данныхстаршей группы).
Дополнительно: Проведение занятий с детьми другихвозрастных групп. При изменении статуса учреждения, программы развития,образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) — участие вэкспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.
4. Психологическоеконсультирование. Цель: оптимизациявзаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание импсихологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программывоспитания и развития.
Психологическоеконсультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем,с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ.Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместнуюпроработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематикапроводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональнойкомпетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психологориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службахпсихолого-педагогической и медико-социальной помощи Ярославской области.
Обязательно: Консультирование по вопросам,связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семьев интересах ребенка.
Дополнительно: Психолог может инициироватьгрупповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей. Психолог можетинициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного ипрофессионального роста.
5. Психологическоепросвещение и обучение. Цель:создание условий для повышения психологической компетентности педагогов,администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация исистематизация имеющихся знаний;
- повышениеуровня психологических знаний;
- включениеимеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическоепросвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии.Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данногоДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенностипедагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
Проведениесистематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика– см. «Примерный перечень»).
Проведениесистематизированного психологического просвещения родителей в формеродительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематикевозраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.
Дополнительно: Создание информационных уголков потипу «Советы психолога».
Каждое из названныхнаправлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущеговида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.
Приложение3
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ
Психолог в детском саду —это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийсяне только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психическогоразвития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучиспециалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертахориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию,занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместнуюдеятельность.
Основные функциипсихолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического ипсихического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют ихэмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитиеспособностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целогоряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и сих родителями и персоналом детского сада.
Успешность работыпсихолога в большой степени зависит от места, которое он сумеет занять вколлективе, от его взаимоотношений с заведующей и остальным персоналом детскогосада. Он ни в коем случае не должен стремиться подменять руководство, егозадача — выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта,чьи рекомендации выполняются благодаря его личному авторитету и признаннойвсеми квалификации. Для того чтобы приобрести такой авторитет, необходимосистематически вести психологическое просвещение коллектива, самой своейдеятельностью убеждать коллег в значимости психологических знаний для успешноговыполнения ими своих обязанностей.
Задачи психолога вдетском саду можно условно подразделить на две группы. Во-первых, он долженучаствовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его«психологизации». Большое значение здесь отводится психологическому просвещениюперсонала детского сада и родителей: передаче им знаний о психологии детей, обих возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого сдетьми и общения детей разного возраста между собой, принципах организациидетских групп и т.п. Конечно, психологическое просвещение не можетограничиваться общими сведениями по детской психологии: оно должно опираться нарезультаты изучения конкретных особенностей данного детского сада и егоколлектива, учитывать национальные традиции и местные условия, квалификациюперсонала и индивидуальный стиль работы воспитателей, своеобразие детей и ихродителей.
Вторая группа задачзначительно сложнее и многообразнее, она связана с индивидуальной работой сдетьми и должна содействовать учету их индивидуально-психологическихособенностей в воспитательном процессе. С помощью наблюдения и соответствующихдиагностических методик психолог должен в процессе длительного изучения каждойгруппы детского сада определить особенности взаимоотношений воспитателя сдетьми и детей между собой, а также оценить индивидуально-психологическиекачества отдельных детей и уровни их умственного развития. Результатом такойработы должны стать рекомендации для воспитателей и родителей, в том числе и подифференциации обучения и воспитания, а в отдельных случаях — разработкиприемов коррекционной работы с детьми. Следует, однако, иметь в виду, чтопсихолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенциимедицины и специальной педагогики. Он лишь рекомендует при необходимостиобратиться к соответствующему специалисту — педиатру, детскому психоневрологу,дефектологу, логопеду — или же сам привлекает их для консультации.
К этой — второй — группезадач относится также такая важная функция психолога, как определениеготовности ребенка к школе и проведение соответствующей коррекционной работы.Вместе с тем, хотя формирование психологической готовности ребенка к обучению вшколе традиционно рассматривается как одна из важнейших задач дошкольноговоспитания, психологу необходимо иметь в виду, что эта задача не является ниединственной, ни даже самой главной в его деятельности. При всехобстоятельствах важнее всего обеспечить эмоциональное благополучие имаксимально возможное общее развитие ребенка.
Приложение4
Каталогучебно-методической литературы и пособий
Литература по общей,педагогической, социальной и возрастной психологии
Учебники по психологиидетей и взрослых
Словари, справочники
Методические пособия
Картотека игр, упражнений
Периодические издания
Видеоматериалы(видеокассеты, лазерные диски, слайды)
Аудиоматериалы(аудиокассеты, лазерные диски)N п/п Название Автор Издательство Год издания 1 2 3 4 5
ДиагностическийинструментарийНазвание методики, автор Назначение Возраст
Форма проведения
(индивид., групповая)
Стимульный
материал
ПрограммыN п/п Наименование Назначение Возраст