Реферат по предмету "Психология"


Работа практического психолога в ортопедическом санатории "Пионерск"

РоссийскийГосударственный Университет им. И. Канта
Отчет по практике

В течениемесяца (период прохождения практики) я была воспитателем в детскомортопедическом санатории «Пионерск». Дети, отдыхающие в этом санатории, имеютпроблемы, связанные нарушением опорно-двигательного аппарата, или проходятреабилитацию после серьезных травм.
Санаторийявляется ортопедическим, здесь оказывается помощь детям с проблемамиопорно-двигательного аппарата. В ФГУ ДОС «Пионерск» приезжают дети со всейРоссии. В нем есть несколько корпусов с определенной специализацией по возрастуи степенью нарушений опорно-двигательного аппарата.
Процедурызанимают первую половину дня: это водные процедуры (различные ванны), лечебнаяфизкультура, грязи, электрофорез, тренажерный зал. В сложных ситуациях на местеделают операции. Многие дети проводят здесь годы, здесь они получают образование,как и в обычной школе. Им необходима постоянная помощь квалифицированныхспециалистов, поэтому многие родители устраиваются в «Пионерск» в качествевоспитателей.
В санаториивоспитатели, в том числе и мы, работали с детьми как с незначительными нарушениямиопорно-двигательного аппарата, организуя досуговую часть их жизни в санатории,контроль над прохождением всех процедур, соблюдения распорядка дня и правилсанатория; так и с детьми, которым нужна была моральная поддержка, поддержаниепсихологической обстановки – для «лежачих» детей. Санаторий имеет большуютерриторию и оборудован детской площадкой, но, к сожалению, эта площадканевелика для летнего периода, когда в санаторий едут дети со всей России.
За этотпериод сменилось две смены (по две недели каждая) детей в возрасте 7–11 лет по32 ребенка каждая. Перед прохождением практики я познакомилась с коллективомсанатория, на протяжении всей практики находилась в постоянном контакте с главнымвоспитателем, педагогом по воспитательной работе и психологом. Они всегда шлина контакт, активно сотрудничали, находили свободное время для предоставлениядокументации и бесед.
Основнойзадачей воспитателя в первой половине дня являлось направление детей напрохождение процедур и их сопровождение. В первые дни заезда каждый ребенокпрошел осмотр врачей и им были определены различные медицинские процедуры.Начинались они с 7.00 утра, а заканчивались до 16.00, практически все детипроходили процедуры в дообеденный период.
Дети училисьпорядку и гигиене. Каждое утро проходил рейд чистоты, где проверялся порядоккомнаты, ставились оценки, мотивирующие к улучшению порядка, получению навыкамзаправки кроватей, уборки, опрятности, стирке.
В течение дняс детьми проводились подвижные игры на воздухе, прогулки по городу, походы наморе, поездки в музеи, предоставлялось свободное время для занятий и игр(игровая комната была представлена широким арсеналом различных развивающих игр,мозаик, конструкторов, шашек, шахмат, настольного тенниса, бадминтон, скакалки,обручи, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, музыка, караоке,компьютерный класс).
Вечеромпроводились воспитательные мероприятия: спортивные, интеллектуальные викторины,конкурсы, игры, занятия; на знакомство, доверие, снятие агрессии, профилактикуалкоголизма, наркомании, курения. Также по выходным проходили дискотеки.
Все игрыдетьми воспринимались на ура. Дух соревнования, ситуация успеха, системапоощрения (специальные жетончики) побуждали каждого ребенка принять участие вразличных соревнованиях.
С первых днейс детьми был налажен контакт, отношения строились на основе четкойсубординации, детям было показано и уяснено с первых минут общения оневозможности сесть на шею молодым воспитателям, но не были холодными. Практикапрошла без эксцессов, гладко, проблем в организации и общении с детьми невозникло.
1 деньвыполнения заданий – ознакомление с условиями работы, направлениями деятельности иструктурой учреждения; изучение документации, регламентирующей деятельностьучреждения.
Федеральноегосударственное учреждение детский ортопедический санаторий «Пионерск» имеетлицензию (от 5 марта 2007 года) и право осуществления образовательнойдеятельности по образовательным программам, указанных в приложениях к настоящейлицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов ипредельной численности контингента обучающихся, воспитанников (Приложение №1,стр. 1)
Всоответствии с лицензией учреждение имеет право на реализацию:
·         дошкольногообразования «Программа воспитания и обучения детей в детском саду п/рВасильевой» – 3 года;
·         начальногообщего образования – 4 года;
·         основногообщего образования – 5 лет.
Контрольныенормативы, утвержденные правительством Калининградской области, Министерствомобразования:
1.         соответствиестроительным нормам и правилам – соответствие установленным требованиям;
2.         соответствиесанитарным и гигиеническим нормам; обеспечение охраны здоровья обучающихся,воспитанников и работников – соответствие; наличие условий, гарантирующихохрану здоровья;
3.         оборудованиеучебных помещений – обеспечение возможности и реализации образовательныхпрограмм;
4.         оснащенностьучебного процесса библиотечно-информационными ресурсами – обеспечениевозможности и реализации образовательных программ;
5.         образовательныйценз педагогических работников – 69,23% педагогических работников имеют высшееобразование;
6.         укомплектованностьштатов – общая 100%, штатных педагогических работников 100%;
7.         предельнаячисленность контингента обучающихся, воспитанников – 225 человек (в классе до25 чел., в группе – до 20 чел.)
8.         реквизитырешения лицензирующего органа о выдаче лицензии – приказ от 05.03.2007 г. №210/I (Приложение №1, стр. 2)
2 деньвыполнения заданий – ознакомление с нормативно-правовыми документами учреждения.
Основныминормативно-правовыми документами являются Правила Внутреннего трудовогораспорядка для работников школы санатория «Пионерск» (рассматриваются общиеположения, рабочее время, ответственность за нарушение трудовой дисциплины,внешний вид, поощрения за успехи в работе – стр. 3–4), правила поведения вдетском санатории «Пионерск» – стр. 5, Единые требования к учащимся призачислении в школу санатория – стр. 6 (Приложение №1)
Формыметодической работы с педагогическим коллективом санатория: – педагогический совет,консультации, семинары, открытые просмотры, самоанализ, педагогические чтения,анкетирование, тестирование, обмен опытом, выставки. (Приложение №1, стр. 7)
График работыкружков в санатории; (стр. 8)
Графикоказания услуг по отдыху и оздоровлению малообеспеченных семей с детьми; (стр. 10)
Министерствообразования РФ Инструктивное письмо №29/1886-б «Об использовании рабочеговремени педагога-психолога образовательного учреждения» от 24.12.2001 г.Настоящее письмо предлагается для руководства в организации деятельностипедагогов-психологов службы практической психологии в системе образования РФ, всостав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов,образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической имедико-социальной помощи, психолого-медико-педагогические комиссии, научныеучреждения Минобразования России, и др. учреждения, оказывающие психологическуюпомощь участникам образовательного процесса. (стр. 13)
Примерныйперечень по социально-психологической реабилитации (для родителей и детей);(Приложение №1, стр. 11)
3 деньвыполнения заданий – функциональные обязанности психолога.
Тарифно-квалификационныехарактеристики по должностям работников учреждений и организации образования(педагог-психолог – 8–14 разряды):
Проводитработу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психическогоздоровья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющиестановление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики,психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает помощь детям,учителям и родителям в решении личностных, профессиональных и других конкретныхпроблем. Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности к обучениюпри переходе из одной возрастной категории в другую и выборе соответствующегоуровню психического развития личности типа образовательной программы. Совместнос учителем планирует и разрабатывает развивающие и психокоррекционные программыучебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностейличности ребенка. Выполняет профориентационную, способствующую самостоятельномуи осознанному выбору молодежью профессий с учетом их ценностных ориентаций,способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив. Выявляет детей сэмоциональными и интеллектуальными задержками развития. Обследует и оказываетсоциально-психологическую поддержку детям с дефектами умственного и физическогоразвития. Осуществляет первичную психологическую профилактику алкоголизма инаркомании среди подростков, проводит психологическую экспертизу ипсихолого-педагогическую коррекцию отклоняющегося и асоциального поведения.Участвует в работе психолого-медико-педагогической комиссии, в работе комиссиипо социально-правовой защите детей и подростков, сотрудничает с территориальнымислужбами занятости и центрами профориентации. Формирует психологическуюкультуру детей, учащихся, учителей, родителей, в том числе и культуру половоговоспитания. Консультирует руководителей и сотрудников учреждения по вопросамразвития данного учреждения, практического применения психологии,ориентированной на повышение социально-психологической компетенции детей,учителей, родителей (лиц, их заменяющих).
Всоответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкойпедагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:консультативную, развивающую, коррекционную, диагностически-аналитическую,экспертно-консультационную, учебно-воспитательную, профилактическую,культурно-просветительскую и организационно – методическую.
Нагрузкапедагога-психолога в образовательном учреждении составляет 36 часов в неделю,из них:
Наиндивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную,коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися,воспитанниками, на экспертную, консультационную работу с педагогическимиработниками и родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей вобразовательном учреждении, на участие в психолого-медико-педагогическомконсилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов внеделю;
Остальноевремя в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочеговремени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе сучащимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученныхрезультатов; подготовку к экспертно-консультационной с педагогическимиработниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно – методическуюдеятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование,супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов,заполнение аналитической и отчетной документации и др.) (Приложение №2)
Содержаниеработы психолога в санатории:
– ознакомлениес санаторием, знакомство с персоналом;
– ознакомлениес документацией
– консультативныевстречи с лечащим врачом;
– индивидуальныеконсультации для медработников и педагогов;
– индивидуальныеконсультации для родителей;
– беседыс детьми
– индивидуальнаяпсиходиагностика;
– коррекционнаяработа с детьми;
– групповоезанятие;
Занятияпроводятся с отделением «Пионер Балтики», отделением «Мать и дитя» сродителями, отделением оперблока, обучающимися во время учебного процесса,педагогами, медработниками, лечащими врачами.
– просветительскаядеятельность (примерные занятия):
А. в работе сдетьми:
1.        «Курение– опасное увлечение»
2.        Мирэмоций «Тепло семьи»
3.        Подростоки правонарушения. Поступки и их последствия
4.        Чтотакое духовное богатство человека?
5.        Мирчеловеческих чувств
6.        Покаким критериям судить о воспитанности людей?
7.        Воспитаниеволевых качеств
8.        Какизучить свой характер?
9.        Внешняякультура человека
10.     Человеки обстоятельство
11.     Дружелюбность,трудолюбие, честь и достоинство
12.     Какработать над собой?
Б. сродителями («Мать и дитя»):
1.        Мама,пойми меня правильно
2.        Доклад«Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду»
3.        Рольродителей в воспитании ребенка
4.        Школародительской любви
5.        Влияниеродительских установок на развитие детей
6.        Беседа«Детская агрессия»
7.        Беседа«Поведение в обществе»
8.        Урокродительства
9.        Беседа«Ошибки семейного воспитания»
10.     Беседа«Ложь или обман» и др. (Приложение №4)
4 деньвыполнения задания: перечень основной категории людей, с которым работает данноеучреждение, назвать их ведущие проблемы и потребности; изучение документации,отражающей работу с ребенком и его проблемами.
Клиентамисанатория «Пионерск» являются дети-инвалиды и с нарушениями (разной силы)опорно-двигательного аппарата. В санаторий они приезжают поправить здоровье,пройти определенные процедуры, операции (если необходимо). Кто-то проводитздесь не первый год (с постоянным проживанием и учебой), кто-то приезжает насмену. Медицинские услуги широко представлены: грязелечение, гимнастика,водолечение, тренажерный зал, индивидуальные физические занятия, различные видымассажа, диетическое питание.
Основнаякатегория, с которой работает психолог – дети-инвалиды. Основной задачейявляется социально-психологическая адаптация детей с ограниченнымивозможностями. Как правило, заявки, которые подаются психологу (родителями иливоспитателями) связаны с последствиями их ограниченности. Основные проблемы – страхи,тревожность, агрессия по отношению к другим, сложности в семейных отношениях(практически в каждой семье, чьи дети находятся в санатории «Пионерск» естьпроблемы, усложняющие психологическую ситуацию.)
Как уже былосказано, работа психолога с ребенком начинается после заявки поданной либородителем, либо воспитателем (учителем). С этого момента начинается встречи,планирование, беседы, психодиагностика, коррекция – все, чего требуетсложившаяся ситуация.
Психологведет учет проводимой работы:
1.        планработы педагога-психолога
2.        заключенияпо результатам проведенного психодиагностического исследования
3.        журналконсультаций психолога
4.        журналучета групповых форм работы
5.        картапсихолого-медико-социальной помощи ребенку
6.        программаработы педагога-психолога с группой
7.        коррекционнаяработа
8.        программакоррекционно-развивающих занятий
9.        аналитическийотчет о работе педагога-психолога
Психологомбыл представлен широкий методический материал (программы, тренинги, занятия,коррекционные игры), журналы учета и планирования деятельности. (Приложение №3)
Также былипредоставлены документы ПМПК (образцы заключения городской психолого-медико-педагогическойконсультации, примерная схема педагогического направления ребенка в ПМПК,образец соглашения с родителями, образец выписки из истории болезни ребенка,образец направления на ПМПК, образец психолого-педагогического представленияучащегося на ПМПК, ПАМЯТКА для прохождения ПМПК – (Приложение №5)
Воспитателямиданного санатория разработана педагогическая методика«Социально-психологическаяадаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствамихудожественного воздействия». Методика написана в рамках проекта ТАСИС«Создание международного реабилитационного центра для детей с ограниченнымивозможностями здоровья», чтобы помочь в решении проблемсоциально-психологической адаптации больных детей. Педагогическая адаптациядетей с ограниченными возможностями осуществляется с помощью методики,рассчитанной на средства художественного воздействия. При этом ребенок учитсяобщаться с окружающим миром на уровне экосистемы, используя изобразительные,двигательные и звуковые средства. Артпедагогика является наиболее подходящейдля психокоррекции ребенка с проблемами и его социальной адаптации, т.к. спомощью искусства развивает гармоническую личность. Процесс создания любоготворческого продукта базируется на таких психологических функциях как активноевосприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.
Главнаязадача педагога направлена на развитие мотивации к деятельности, отбор приемоварт-терапии, которая является неотъемлемой частью данной методики. Программапредставлена циклом из 15 занятий: 1 блок– 6 занятий, 2 блок – 9 занятий.Временной режим проведения занятий ориентирован на 21 день. В занятия включеныэлементы арттерапевтического искусства (драмтерапия, танцевально-двигательнаятерапия и музыкальная терапия). Педагоги на основе этих занятий могут составитьсвои варианты.
На протяжениисмены все мероприятия были частью реализации данной методики посоциально-психологической адаптации детей.
5 деньвыполнения задания: изучение документов психолога, связанного с планированием на разныесроки.
График работыпсихолога Сукачевой С.В.:
понедельник –1-е отделение,
вторник – 2-еотделение,
среда – отделение«Пионер Балтика»,
пятница – отделение«Мать и дитя» (Приложение №1, стр. 12)
Так каксменяемость детей происходит часто, то в основном психолог занимался текущимпланированием своих встреч с детьми, но для детей, которые параллельно лечениюполучают здесь образование, составлялся годовой план работы.
Тематическоепланирование психологических занятий для детей 4–5 лет (работа со страхами, свосприятием), 5–6 лет (работа с испугом, тревогой, капризностью, радостью,ленью, обидчивостью и т.д.) – с сентября по май, работа с родителями (лекции,консультации, круглые столы), по заявкам. (Приложение №6, стр. 1–3)
Такжепсихолог занимался календарно-тематическим планированием факультатива«Психология» для учеников 6–9 классов. (Приложение №6, стр. 4–9)
Приоритетныенаправлениями работы с клиентами являются следующие:
·    адаптациядетей – в течение года
·    диагностикауровня сформированности познавательных процессов у детей к школе – октябрь,ноябрь
·    ЦТО –изучение эмоционального благополучия детей в санатории – ноябрь, декабрь
·    Диагностикауровня развития творческого воображения – январь
·    Социометрия– февраль
·    Оценкауровня нервно-психического развития у детей (по запросу) – в течение года
·    Изучениеэмоционального взаимоотношения – март, апрель
·    Готовностьдетей к обучению в школе. Школьная мотивация – апрель
·    Диагностикапо изучению готовности детей к обучению в школе (индивидуальный запрос) – май
·    Диагностикавысших психических функций – май (Приложение №6, стр. 10)
6 деньвыполнения заданий: анализ диагностического материала в работе психолога.
В своейпрактике психолог использует широкий диагностический материал, разнообразнуюподборку методик. Они преследуют следующие цели:
· направленные на снижениетревожности детей в связи со школьной ситуацией;
· ввести в сложившийся мирчеловеческих отношений, помочь прожить определенный эмоциональные состояния,объяснить, что они обозначают и дать им словесное объяснение;
· способствовать осмыслениюконфликтной ситуации, связанной с пропажей чужих вещей, с вмешательством вчужую жизнь
· развитие коммуникативныхнавыков
· тренировка умения братьответственность
· развитие представлений освоих правах, их взаимосвязи с правами других людей о своих обязанностях
· осознание важностиздоровьесберегающего отношения к организации своего досуга
· «Я – уникальная инеповторимая личность» – навыки толерантности и терпимости к себе и другим
· «Школа родительскойлюбви» – занятие для родителей (знакомство и сплочение родителей, определениекруга общих проблем, возникающих в семьях, ошибки семейного воспитания,осознание ценности контакта с ребенком, показать значение совместных игр всемье, познакомить с формами игрового досуга в семье, рекомендации)
· демонстрацияиндивидуальных особенностей людей (изменить отношение к непохожим людям)
· создание условий,способствующих утверждению позиции школьника
· программы развитиянавыков конструктивного общения
· содействие созданиюконструктивных отношений «ребенок – взрослый» через повышение компетентностидетей и взрослых по вопросам предупреждения и адекватного разрешенияконфликтных ситуаций и др.
Используютсятакже методики для изучения степени развития основных компонентовпедагогического взаимодействия (определить представления школьника о еговзаимодействии с педагогом, выявить существующие проблемы в межличностномвзаимодействии педагога с детьми), для изучения социализированности личностиучащегося, для определения уровня воспитанности (позволяет выявить мерусоответствия личности воспитанника запланированному воспитательному результатуи степень реализации целей и задач воспитательной работы учебного заведения) ит.д.
Занятияпроходят с элементами тренинга, релаксации, медитации; используютсясказкотерапия и куклотерапия, игротерапия, рисование.
Психологомпроводится профилактика правонарушений, вредных привычек.
Постояннымклиентом психолога является мальчик Даниил, с ним уже проведено 42 занятия – напротяжение более 1 года, направленные на:
– развитиезрительного восприятия, внимания, памяти, развитие речи, закрепление словесногообозначения, развитие мышления, навыков, развитие моторики, доброжелательногоотношения к окружающим, развитие эмоциональной сферы, создание эмоциональногокомфорта, развитие познавательных процессов, доверительное общение, созданиеположительного эмоционального фона.
В первый деньработы в санатории акцент я сделала на знакомство с детьми, было проведенонесколько игр на знакомство, так как необходимо было в кратчайшиесроки запомнить детей, выявить лидеров, при необходимости организовать встречус психологом.
·          «Снежный ком». Группа встает в круг, и первый называет своеимя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое.Вместе с именем можно изобразить свой любимый жест, назвать свой любимыйнапиток, личностное качество (вариант – начинающееся на первую букву имени),хобби и т.п.
·          «Собраться в группы по именам и хором прокричать свое имя». Люди с уникальными именамиобъединяются в одну группу и должны прокричать что-нибудь их объединяющее.
·          «Представиться по-разному». Каждый человек в кругу должен «представитьсебя»: изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.
·          «Мяч по кругу». Все сидят в кругу. У первого игрока в рукахмяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мячдолжен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будетобойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз.
·          «Построиться по именам в алфавитном порятке». Хорошо при первойвстрече.
·          «Карточки». Группе раздаются карточки, разделенные наквадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека. (Hапример: Ялюблю петь. У меня есть собака. Мне грустно. И т. п.) Каждый должен найтилюдей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказалисьзаполнены все клетки. В упражнение следует включать те качества, которые важныпедагогу: интерес к профильной деятельности (я люблю театр), группы по увлечениям(я люблю читать фантастику), качества присущие только участнику, которогохочется «выиграть» в рамках упражнения (пишутся под конкретного человека).
·          Несколькоребят становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом водящийотворачивается, участники меняются местами и водящий должен правильно назватьих по именам.
Во время проведения тренинга на знакомство в первой смене, детиуже разбились на кружки по интересам, так как на это было время. Задачей,конечно же, было не просто знакомство как таковое, а выявление интересов,способностей, лидеров. В ходе тренинга было выявлено несколько лидеров, которыев течение этого мероприятия активно проявляли себя и несколько человек, которыестеснялись и которым было сложно представиться.
Во второй смене знакомство проходило менее расковано, так как детитолько приехали и не успели познакомиться друг с другом. Первые минуты былосложно выудить из детей какую-либо информацию, но после того как несколькочеловек было разговорено, дети проявили интерес к своей презентации, послеобщение шло намного легче.
На будущее были сделаны выводы, и все последующие воспитательныемероприятия велись на основе выявленного: лидерство одних направлялось вправильное русло (разрешение конфликтов, объединение детей в команды), длятихих и скромных детей были созданы условия для творчества и возможностираскрыться, особое внимание было направлено на гиперактивных детей.
Чтобы войти в более близкий контакт был проведены тренинги надоверие, как в первой, так и во второй смене:
1.        «М-М-М по кругу». Группа сидит в кругу. Первый человек долготянет звук м-м-м-м-м… на определенной высоте. В тот момент, когда онзаканчивает, следующий должен подхватить, и так далее по кругу. Важно, чтобызвук не прерывался.
2.        «Восковая палочка». Группа стоит в плотном кругу. В центре врасслабленном состоянии стоит человек. Он начинает падать (не сгибая ног) вкакую-то сторону. Группа ловит его и возвращает назад. Первый вариант: человексам выбирает, куда падать. Второй вариант: Группа качает человека в каком-либонаправлении.
3.        «Фотоаппарат.» Группа делится на пары. Первый в паре становитсяфотографом, второй фотоаппаратом. Фотоаппарат закрывает глаза, фотографподводит его к интересному месту в помещении, и слегка нажимая на его голову «делаетснимки» (Фотоаппарат на секунду открывает глаза, а потом закрывает опять).Потом фотоаппарат должен угадать, в каком месте «сделаны снимки». Затем ролименяются. Hа самом деле упражнение имеет скрытый подтекст, о котором говоритсяна последующем обсуждении.
Наиболее важные моменты следующие: кто из фотографов как вел засобой свой фотоаппарат, предупреждал ли об опасностях, думал ли о напарнике илитолько о себе. Насколько фотоаппарату было комфортно со своим фотографом,насколько он доверял ему. Кому приятнее было быть фотографом (то есть ведущим),кому фотоаппаратом (то есть ведомым) и т.д.
4.        «Паровозик». Все стоят в колонне, положив руки на плечи другдругу. Глаза закрыты у всех, кроме первого, который ведет группу через разныепрепятствия. Если препятствие серьезное, то лучше группу о них предупреждать.Вариант: глаза открыты только у последнего и он говорит первому и всей группе,куда идти.
Проводя игры на доверие можно отметить, что во время данноговоспитательного мероприятия дети вели себя расковано как в плане доверияпартнеру, так и без стеснения. После таких занятий дети стали намногосплоченней, завязалась дружба вне комнат, среди мальчиков и девочек. И вдальнейшем легче было организовывать детей в смешанном составе, в отличие отпервых дней, когда общение ребят велось внутри комнат.
Несколько ребят были гиперактивными (и в первой и во второйсмене). И непосредственно по их вине или с их участием происходили драки. Детямнеобходима была разрядка, поэтому были проведены тренинги на снятиеагрессии:
·          «Пара ласковых». Группа в кругу. Одному завязывают глаза. Ведущий(или сосед) показывает на кого-то рукой и просит вылить на него всю злость.После потока «высказываний» человеку развязывают глаза. Он видит свою «жертву» иизвиняется перед ней. Мол, был несдержан. «Сорвалось». Интересный эффект, когдапоказывают человеку на его самого.
·          «Рисунок». Hарисовать портрет человека, к которому испытываешьагрессию. Потом подписать его корявыми буквами, порвать и выбросить.
·          «Фигура». Сидя в кругу, составляется фигура из всего агрессивного,плохого, что есть в группе. «Hа общее дело» идут клыки, зубы, когти и т.д. покругу. (Или качества для более старших). Затем одновременным нажатием «кнопок» наручках стульев фигура отправляется в космос.
Преодолению агрессивности ребенка помогаетрасположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплое общение,доброе слово, ласковый взгляд. Поэтому чаще всего при новых случаях агрессии,работа велась индивидуально; «воспитание» проходило спокойным тоном. Ребенку нужнобыло сначала остыть, снять напряжение, а затем уже вступать в разговор.
В групповом тренинге дети проявили себядостаточно открыто. Был составлен (рисунок) образ агрессивного человека (наоснове фантазий), впоследствии порван и выброшен. Детям понравилось данноемероприятие, тренинги по снятию агрессии мы проводили несколько раз (в двухсменах), настроение значительно улучшалось, дети остывали и переключались надругие виды деятельности.
В конце сменысовместно с другими воспитателями была проведена профилактика алкоголизма,наркомании, курения, представленная в виде театрализованного представления сучастием самих воспитанников. Закрепление полученного материала прошло спомощью специальных социальных рекламных роликов («Береги себя»).
Основная цельданного мероприятия – дети должны задуматься, что для них в жизни являетсяважным, данная тема должна подтолкнуть их к этому и помочь сделать правильноерешение. С помощью данной темы дети задумаются над своим поведением и поймут,что от них зависит дальнейшее развитие нашей страны.
7 деньвыполнения задания: оценить способы и формы профилактической деятельности данногоучреждения.
Как ужеговорилось ранее, в санатории реализуется методика «Социально-психологическойадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья путем средствамихудожественного воздействия». Данная методика посредством художественноговоспитания помогает педагогу включить детей 7 – 14 лет в активную творческуюжизнь, реализовать их способности, избавить от ряда комплексов и чувства неполноценности.Временной режим проведения занятий ориентирован на 21 день (т.е. целая смена).2 блока:
I. Использованиеэлементарных методов и приемов изотерапии при работе с детьми с ограниченнымивозможностями здоровья в условиях санаторно-курортного лечения.
Целевые ориентации.
·         Научитьребенка понимать, принимать и любить себя и окружающий мир.
·         Развиватьпотребность самореализации в сфере культуры, в частности изодеятельности.
·         Оказатькаждому ребенку индивидуальную и психологическую помощь. Помочь ребенкусправиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональноеравновесие или устранить нарушения поведения.
·         Создатьусловия для проявления способностей в различных видах изодеятельности.
·         Развиватьнавыки и умения изодеятельности, научив владеть определенными художественнымисредствами выражения, присущими разным видам искусств и отображения их спомощью своих чувств, своего отношения к миру, своих творческих замыслов.
·         Обеспечитькаждому ребенку уверенное вхождение в социум.
Система данных занятий позволяет педагогу решать следующие задачи:воспитательные (развитие способности к переживанию, освоение этики поведения),коррекционные (коррекция развития эмоциональной сферы), психотерапевтические(эмпатичное общение), диагностические (выявление глубинных, внутреннихособенностей ребенка), развивающие (развитие способности к творчеству,спонтанности).
Позицияпедагога.
·         Педагогявляется не только источником знаний, он должен задействовать разум, мыслиребенка, пробудить активность.
·         Педагогявляется наблюдателем и аналитиком детского творчества, но может быть активнымучастником создания сюжетов, вербальных ситуаций.
·         Педагогсоздает постоянный эмоционально-положительный фон.
·         Педагогверит в творческие способности ученика, что само по себе уже несет целебныйзаряд.
·         Педагогосторожен и чувствителен к внутренним детским переживаниям.
Особенностизанятия.
·         Незанятие – схема, а занятие – событие, занятие – погружение, занятие –«путешествие к истокам самого себя».
·         Использованиетехники «направленной визуализации», где используется рассказ какой-либоистории с ее последующим рисуночным отображением и вербализацией самимребенком.
·         Открытаявербализация планов, мечтаний, опасений, страхов, обсуждение и включение их всюжеты изодеятельности в виде персонифицированных образов.
·         Применениедиагностического тестирования, результаты тестов закрыты.
·         Уважаетсяправо учащихся не разговаривать, не рассказывать о себе. Дети уносятарттерапевтический опыт с собой.
·         Атмосферадружелюбия и спокойствия, поскольку именно в такой атмосфере ребенок можетполнее раскрыться и исследовать себя.
·         Использованиеразличных изобразительных материалов (краски, фломастеры, карандаши, природныематериалы, бумага, ткань).
Защищенность,безопасность, конфиденциальность, безоценочность.
Целямизанятий является: изучение цвета и познание через цвет своего характера,испытать радость открытия себя в творческом самовыражении, создать условия длявыявления ценностных ориентиров детей, проявление особенностей характера черезвыбор и описание камней, создать условия для внешнего выражения подсознательныхстрахов, помочь ребенку осознать себя частью социума и осознанно выбрать своеместо в жизни
II. Использованиеэлементарных методов и приемов драматерапии при работе с детьми с ограниченнымивозможностями здоровья в условиях санаторно-курортного лечения.
Целевыеориентации:
·          цельюприменения арт-терапии среди детей с ограниченными возможностями здоровьяявляется сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация путёмреализации её психокоррекционного, диагностического и психопрофилактическогопотенциала;
·          формированиеоснов художественной культуры ребёнка с проблемами;
·          развитиелиц с ограниченными возможностями средствами театрализованной деятельности;
·          развитиепознавательной деятельности и эмоциональной сферы;
·          развитиетворческого потенциала учащихся;
·          развитиекоммуникативных навыков детей;
·          развитиепотребностей самореализации в различных видах театрализованной деятельности;
Основные шагитехнологии.
1. Введениеучащихся в процесс знакомства с методами театрализованной деятельности(знакомство детей друг с другом, воспитателя с группой.).
2. Созданиедоброжелательной атмосферы.
3. Знакомствос понятиями «жесты», «мимика»
4. Стимулированиетворческого самовыражения, развитие рефлексии.
5. Занятия«психогимнастикой», способствующие снятию напряжения, формирование навыковпередачи и получения обратной связи. Выражение предлагаемых заданий с помощьюдвижений, мимики, пантомимы.
6. Занятия«сказкотерапией», направленные на развитие творческих способностей, мышления,воображения и внимания детей.
7. Занятиятеатроведением, направленные на развитие у ребёнка речевого дыхания, развитияумения пользоваться жестами и движением, развитие интереса к сценическому искусству(ритмика, техника речи).       
Такимобразом, в санатории ведется широкая работа по адаптации ребенка сограниченными возможностями здоровья. Не менее важным и реализуемым являетсяпрофилактика наркомании, алкоголизма, курения; каждая новая смена обязательнопроходит через мероприятия данного направления, в том числе и я с группойвоспитателей провела профилактику данного направления. (Приложение №7-диск)
8 деньвыполнения заданий: профессионально-этическое взаимодействие психолога с клиентами.
В работе сосвоими клиентами психолог руководствуется профессионально-этическим кодексом,формирующим этические правила поведения.
Этическиепринципы и правила работы практического психолога образования
Этика работыпрактического психолога основывается на общечеловеческих моральных инравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации,защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развитияличности и ее уважения, сближения людей, создание гуманного общества являютсяопределяющими для деятельности психолога.
Проанализировавэтику работы практического психолога можно выделить следующие правилапрофессионально-этического взаимодействия психолога с клиентами:
1. Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой,чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью,состоянию или социальному положению.
2. Принципкомпетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только техвопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующимиправами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.
3. Принципбеспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение испытуемому,какое бы субъективное впечатление он не производил своим видом, юридическим илисоциальным положением.
4. Принцип конфиденциальности.Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основедоверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению идолжен быть представлен таким образом, чтобы он не смог скомпрометировать нииспытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.
5. Принципосведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципахи правилах психологической деятельности.
6. Правиловзаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личногодостоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных КонституциейРоссийской Федерации. Работа допускается только при получении согласияиспытуемого в ней участвовать.
7. Правилобезопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методикиисследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.
8. Правилопредупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информируетиспытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это толькопосле согласия испытуемого.
9. Правилосотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика ореальных возможностях современной психологической науки в области поставленныхзаказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своихвозможностей.
10. Правилопрофессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владетьметодами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействияна таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решатьпоставленную задачу, а с другой – поддерживать у испытуемого чувствоудовлетворения от общения с психологом.
11. Правилообоснованности результатов исследований психолога. Психолог формируетрезультаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологическойнауке.
12. Правилоадекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целямисследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиямэксперимента.
13. Правилонаучности результатов исследования. В результатах исследования должно бытьтолько то, что непременно получит любой другой исследователь такой жеспециализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретациюпервичных данных, которые предъявляет психолог.
14. Правиловзвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчикурезультаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в формеконкретных рекомендации. Он не передает никаких сведений, которые могли быухудшить положение испытуемого, заказчика.
15. Правилокодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываютсяне фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный толькопсихологу.
16. Правилоконтролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог долженпредварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ кматериалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения,цели использования и сроки уничтожения.
17. Правилокорректного использования сведений психологического характера. Сведенияпсихологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежатьоткрытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей,рекомендованных психологом.
Изучивэтические принципы и правила психолога, можно отметить, что наша совместная работавелась в рамках дозволенного по принципу неразглашения информации о клиентах(кодированная), предоставленная документация корректна и не делает уязвимымиклиентов, методики безопасны, сохранена конфиденциальность работы с клиентами.
Проанализировавсвою деятельность, можно сказать, что с поставленными задачами я справилась,практически все задания выполнены в полной мере, в ходе практики трудностей вобщении не возникало. Педагог по воспитательной работе совместно с психологомпредоставили мне большое количество информации, уделили много времени.
Я получилабольшой опыт взаимодействия с администрацией, работой с документацией;организовывала досуг детей, провела тренинги и профилактику курения,наркомании, алкоголизма.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.