МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ ИСЕРВИСА
ИНСТИТУТЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА ПС
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплинеМетодологические проблемы психологии
Пути решения психофизическойпроблемы
студент
Т.А.Карпова
Владивосток2006
Содержание
Введение
1. Формулировка проблемы
2. Принципы психофизическоговзаимодействия и параллелизма
3. Предлагаемое решение проблемы.Трудности проблемы
4. Объяснение психического со стороныфизиологии
Заключение
Список использованных источников
Введение
Сегодня психологам уже ненужно убеждать специалистов из других областей знания, что существует такаянаука, как психология. Наука – это, прежде всего исследование. Поэтому характеристиканауки не исчерпывается определением её предмета; она включает и определение еёметода. Методы, то есть пути познания – это способы посредством которыхпознаётся предмет науки. Психология как каждая наука употребляет не один, ацелую систему частных методов или методик. Основные методы науки, служараскрытию закономерностей, сами опираются на основные закономерности предметанауки. Поэтому метод психологии сознания был иной, чем метод психологии какнауки о душе: не даром первую обычно называют эмпирической психологией, авторую рациональной, характеризуя таким образом предмет науки по тому методу,которым он познаётся: и метод поведенческой психологии отличен от методапсихологии сознания, которую часто по её методу называют интроспективнойпсихологией.
Осознаёт этоисследователь или нет, его научная работа объективно в своей методике всегдареализует ту или иную методологию. Психология как наука, принявшая методологиюестествознания, сложилась в конце XIX – начале XX века. Огромныйвклад в развитие научной методологии внесли К.Поппер, И.Лакатос, П.Фейервбенд,П.Холтон и ряд других выдающихся философов и учёных.
1. Формулировкапроблемы
Материалистический взглядна психику, зародившийся в представлениях древних философов, всё болееутверждался в научном и обыденном сознании и в настоящее время является аксиомой,поскольку вряд ли можно всерьез подвергать сомнению связь между «мозгом» и«психикой». На изучение «физиологических основ» психики, или «физиологическихмеханизмов» психики, направлены усилия представителей многих дисциплин:медицины, физиологии, психофизиологии, нейропсихологии и др. Однако и в нашидни продолжает дискутироваться одна проблема, которая имеет не конкретнонаучный, а методологический характер. В истории естествознания она получиланазвание психофизической, а с конца XIX века – психофизиологической проблемы. Эти два названия употребляются исейчас как синонимы. До сих пор нет окончательного и общепринятого решенияпсихофизиологической проблемы. Это связано с её чрезвычайной сложностью. Принадлежностькаждого психического процесса конкретному индивиду, в жизнь которого онвключается как переживание, и отношение его к прежнему предметному миру,который он отражает, свидетельствуют о связи психического с физическим и ставяттак называемую психофизическую проблему. В чём суть этой проблемы? Формальноона может быть выражена в виде вопроса: как соотносятся физиологические ипсихические процессы? Различное решение этого вопроса служит основнымводоразделом между материализмом и идеализмом. Материализм утверждаетпервичность материи и рассматривает психику, сознание, дух, идею как нечтопроизводное. Идеализм, наоборот, утверждает первенство и независимость идеи,духа, сознания, психики. Предлагалось два основных варианта решения.
2. Принципыпсихофизического взаимодействия и параллелизма
Первое получило названиепринципа психофизического взаимодействия. В наивной форме оно было изложено ещёу Р.Декарта.
Он считал, что в головноммозге находится шишковидная железа, через которую душа воздействует на животныхдухов, а животные духи на душу. Второе решение известно как принциппсихофизического параллелизма. Суть его состоит в утверждении невозможностипричинного взаимодействия между психическими и физиологическими процессами. Напозициях психофизического параллелизма стояла психология сознания (В.Вундт),имевшая в качестве своего необходимого дополнения (дополнения, а неорганической части) физиологическую психологию.
Это была отрасль науки,занимавшаяся физиологическими процессами, которые сопровождают психическиепроцессы, или сопутствуют им, но в которых психология не должна искать своихзаконов. С тех пор как Декарт резко сопоставил друг другу материю и дух как дверазличные субстанции, психофизическая проблема приобрела особенную остроту. В принципе,в философском плане душа и тело, психика и организм были дуалистическиразъединены. Между тем факты сначала обыденной жизни, а затем и данные всёболее углублённого научного исследования на каждом шагу свидетельствовали оналичии между ними определённых взаимоотношений. Особенно яркие доказательствавзаимосвязи психики и организма дали генетическое исследование и патология.
Изучение развития нервнойсистемы в филогенезе с показательной ясностью вскрыло соответствие междууровнем развития центральной нервной системы и психики. Изучение патологическихслучаев, особенно нарушение деятельности различных участков коры большихполушарий головного мозга, которые влекли за собой выпадение или нарушениепсихических функций, с полной доказательностью установило зависимость,существующую между психикой и деятельностью коры. В пределах нормальногофункционирования организма обнаруживается взаимосвязь в изменениифизиологических и психологических функций. Эти факты нужно было теоретическиинтерпретировать, чтобы согласовать их с философскими предпосылками. В этихцелях на основе дуалистичеких предпосылок, установленных Декартом, были выдвинутыдве основные теории: теория психофизического параллелизма и теория взаимодействия.Этим дуалистическим теориям противопоставляются теории тожества. Теориитожества сводят психическое к физическому или, наоборот, физическое кпсихическому. Согласно принципу, или теории, психофизического воздействия физиологическиепроцессы непосредственно влияют на психические, а психические — нафизиологические. Приведу примеры очевидного влияния мозга на психику. Это любыенарушения психических процессов (памяти, мышления, речи) в результате мозговойпатологии – мозговых травм, опухолей и др.; психические следствия различныхфармакологических воздействий на мозг – алкоголя, наркотиков и др.; психическиефеномены (ощущений, образы воспоминаний, эмоциональные состояния), возникающиепри непосредственном раздражении мозговых центров. Фактов, свидетельствующих обобратных влияниях – психики на физиологические процессы, не меньше. Это, преждевсего все произвольные движения (захотел – поднял руку); психосоматическиезаболевания (язвы желудка, инфаркты); все психотерапевтические эффекты –излечение болезней в результате внушения, собственно психотерапия.
Несмотря на кажущуюсяочевидность фактов взаимодействия психических и физиологических процессов,теория воздействия наталкивается на серьёзные возражения. Одно из нихзаключается в обращении к фундаментальному закону природы – закону сохраненияколичества энергии. В самом деле, если бы материальные процессы вызывалисьидеальной, психической причиной, то это означало бы возникновение энергии изничего. Наоборот, превращение материального процесса в психический (нематериальный)означало бы исчезновение энергии. Сведение психического к физическому лежит воснове поведенческой психологии. С точки зрения этой механической психологииданные сознания могут быть безостаточно сведены к физиологическим процессам и,в конце концов, описаны в те же терминах механики и химии, что и физическиеданные. Они не являются своеобразным видом существования. Это позиция механистическогоматериализма. Она совершенно не в состоянии объяснить те в высшей степенисложные взаимоотношения между мозгом и психикой, которые раскрыла современнаяпсихоневрология.
Наряду с этоймеханической теорией выступает и идеалистическая теория в духе феноменализмаили спиритуализма. В противовес как дуализму, противопоставляющему психическоеи физическое, так и учению о тожестве психического и физического в духемеханистического материализма у одних, спиритуализма у других, советская психологияисходит из их единства, внутри которого и психическое и физическое сохраняютсвои специфические свойства.
Принцип психофизическогоединства – первый основной принцип советской психологии. Внутри этого единстваопределяющими являются материальные основы психики, но психическое сохраняетсвоё качественное своеобразие. Оно не сводится к физическим свойствам материи ине превращается в бездейственный эпифеномен. Как замечает Ж. Пиаже, сэпифеноменалистической точки зрения сознание должно рассматриваться какрезультат случайной мутации. Но тогда становится необъяснимым неуклонное развитиепсихики в филогенезе и её бурное развитие в онтогенезе, наконец, прогресс сознательныхформ отражения в историческом развитии человечества, который обнаруживаетсяхотя бы в неуклонном развитие научных знаний. Таким образом, несмотря на самыеоптимистические надежды физиологов, необходимость объяснения полезной функциипсихики остаётся.
3. Предлагаемоерешение проблемы. Трудности проблемы
Итак, подытожимтрудности, на которые наталкиваются два основных решения психофизическойпроблемы. Теория взаимодействия оказывается не состоятельной, во-первых, по«энергетическим» соображениям: если психический процесс понимается как нематериальный,то данная теория вынуждена признать возникновение материи из ничего ипревращение материи в ничто. Во- вторых (если за психическими процессамипризнать материальную природу), остаётся принципиальная невозможностьпроследить последовательный переход психического процесса в физиологический инаоборот.
Перед лицом этихтрудностей более приемлемым кажется паралелистическое решение в вариантематериалистического монизма. Оно исходи из представления о существованияединого материального процесса, который имеет две стороны: физиологическую ипсихическую. Эти стороны просто соответствуют друг другу. Однако в таком случаепсихика оказывается в роли эпифеномена: физиологический процесс от начала доконца идёт сам по себе и не нуждается в участии психики. Сознание оказываетсябезработным, пассивным созерцателем.
Признание же полезнойфункции сознания (и психики вообще) возвращает к идее взаимодейтвия. В самомделе, что значит утверждение о том, что сознание имеет полезную функцию? Этозначит, что без него процессы жизнедеятельности в целом не могутосуществляться, что процессы сознания «вставлены» в процесс жизнедеятельности вкачестве необходимого звена. А из этого и следует, что они оказываются причинойнекоторых физических действий.
Признанием этих общихфилософских положений дело психологии в разрешении психофизической проблемы незаканчивается. Не достаточно признать принцип психофизического единства какруководящее начало, надо конкретно реализовать его.
При разрешениипсихофизической проблемы, с одной стороны необходимо вскрытьорганически-функциональную зависимость психики от мозга, от нервной системы, оторганического «субстата» психофизических функций: психика, сознание, мысль –«функции мозга». С другой стороны – необходимо учесть зависимость её отобъекта, с которым субъект вступает в действенный и познавательный контакт:сознание – осознанное бытие. Мозг, нервная система составляют материальныйсубстрат психики, но для психики не менее существенно отношение к материальномуобъекту, который она отражает. Отражая бытие, существующее вне и независимо отсубъекта, психика выходит за пределы внутриорганических отношений. Вульгарныйматериализм пытается свести решение психофизической проблемы к одной лишьпервой зависимости. В результате приходят к представлению об однозначнойдетерминированности сознания изнутри одними лишь внутриорганическими зависимостями.Поскольку психика – отражение действительности, поскольку сознание – это осознанноебытие, они не могут не детерминироваться также своим объектом, предметнымсодержанием мысли, осознаваемым бытиём, всем миром, с которым человек вступаетв действенный и познавательный контакт. Иногда этот второй гносеологический аспектпсихофизической проблемы, выражающийся в зависимости осознания от объекта,вытесняет или подменяет первую функционально-органическую связь психики с её«субстратом». ( Б.Спиноза). Единство души и тела, с точки зрения Спинозы,основывается на том, что тело индивида является объектом его души. В попыткеустановить психофизическое единство реальная связь структуры и функцииподменяется идеальной, гносеологической связью идеи и её объекта. В отличие какот одной, так и от другой из этих попыток разрешить психофизическую проблему вплане только одной из двух зависимостей, действительное её разрешение требуетвключение обеих. Первая связь психики и её субстрата раскрывается как отношениестроения и функции. Она определяется положением о единстве и взаимосвязистроения и функции. Вторая связь – это связь сознания как отражения, какзнания, с объектом, который в нём отражается. Она определяется положением оединстве субъективного и объективного, в котором внешнее, объективноеопосредует и определяет внутренне, субъективное. Речь при этом не может идти орядоположном существовании двух разнородных и между собой никак не связанныхдетерминаций. Ведущая роль принадлежит здесь связи индивида с миром, с которымон вступает в действенный и познавательный контакт. Оба выделенные анализомсоотношения, детерминирующие психику, включаются в единый контекст, которым онив целом и определяются. Для разрешения психофизической проблемы, особенносущественно правильно их соотнести.
4. Объяснениепсихического со стороны физиологии
Психический процесс, которыйпринципиально не сводится только к нервному физиологическому процессу,выступает по большей части как действие, направленное на разрешение задачи,предмет и условия которой заданы прямо или косвенно, непосредственно илиопосредованно предметным миром. Природа этой задачи определяет характерневрологических механизмов, которые включаются в процесс её разрешения. Этоположение отчётливо выступает, например, в правильно поставленном психофизиологическомисследовании движения, которое показывает, что с изменением задачи, котораяразрешалась движением, отношения к ней со стороны субъекта, его мотивации,составляющей внутреннее психологическое содержание действия, изменяется такженеврологический уровень и механизмы осуществления движения. Действие человекаявляется подлинным психофизическим единством. Таким образом, в планеконкретного исследования преодолеваются представления, насквозь пронизанныетрадиционным дуализмом, согласно которым психические моменты в человеческойдеятельности будто бы являются внешними силами, извне управляющими движением, апоследнее – чисто физическим образованием, для физиологической характеристикикоторого безразличен тот психофизический контекст, в который оно включено(Рубенштейн).
Лишь в таком единствеобоих соотношений, к которые включается психика, перестраивается пониманиекаждого из них, до конца преодолевается психофизический дуализм, непреодолимый,пока каждое из них борется порознь. Психика при этом неизбежнопротивопоставляется мозгу, субстрату или объекту. На самом деле мы имеем не дваравноправных и внеположных соотношения. Одно из них в действительности включенов другое и в свою очередь определяет его. В онтогенезе строение мозгаобусловливает возможные для данного индивида формы поведения, его образа жизни;в свою очередь образ жизни обуславливает строение мозга и его функции. Ведущим,определяющим является при этом развитие образа жизни, в процессе изменение иперестройки которого происходит развитие организмов и их органов – в том числемозга – заодно с их психофизическими функциями. При переходе от биологическихформ существования и жизнедеятельности животных к историческим формамобщественно-исторической деятельности у человека изменяются материальныеосновы, определяющие психику, и она сама. С переходом от биологического развитияк историческому у человека психика переходит на новую, высшую ступень. Этойвысшей, качественно специфической ступенью в развитии психики является сознаниечеловека. С развитием у человека трудовой деятельности, которая материализуетсяв определённых продуктах, сознание человека, формирующееся и развивающееся впроцессе этой деятельности, опосредуется предметным бытием историческисоздаваемой материальной и духовной культуры. Будучи «продуктом» мозга,сознание становится историческим продуктом. Генезис сознания неразрывно связансо становлением человеческой личности, с выделением её из окружающего ипротивопоставлением ей окружающего как предметного мира, объекта еёдеятельности. Становление предметного сознания, в котором субъектпротивополагается объекту, является по существу не чем иным, как идеальнымаспектом становления личности как реального субъекта общественной практики.Сознание предполагает возможность индивида выделит себя из природы и осознатьсвоё отношение к природе, к другим людям и к самому себе. Оно зарождается впроцессе материальной деятельности, изменяющей природу, и материального общениямежду людьми. Получая в речи, в языке форму реального практическогосуществования, сознание человека развивается как продукт общественной жизнииндивида.
Заключение
Появление психики и еёновых форм всегда связано с появлением и развитием новых форм жизни, новых формсуществования. Так, в частности, появление и развитие сознания – этой высшейспецифически человеческой формы психики – связано с развитием общественнойжизни. Психология как наука имеет другие возможности потому, что пользуетсяпонятиями, адекватными для другого уровня описания процесса жизнедеятельности.Благодаря этим понятиям выделяются те аспекты существования человека, которыесвязаны с его взаимодействием с предметами, с людьми и с самим собой. Психофизическуюпроблему можно решить, если постараться избавиться от нескольких ложных ходовмысли. Первый: онтологизация стороны, выделяется в анализе, превращение её всамостоятельный процесс. Физиологические процессы и психические процессы – лишьдве стороны сложного, многообразного, но единого процесса жизнедеятельностичеловека. Второй: из того факта, что мозговой процесс сопровождает любые, дажесамые сложные и тонкие «движения души», не следует, что эти движения могут бытьадекватно описаны на физиологическом языке.
Самый общий вывод состоитв том, что чем дальше будет развиваться физиология, тем более чётко будутвыделяться задачи, решение которых будет доступно только психологии с её особымязыком.
Список использованныхисточников
1. Брушлинский А.В. О субъектепсихологии. – М., 1995
2. Гиппенрейн Ю.Б. Введение в общуюпсихологию. – м., 2002
3. Дружинин В.Н. Экспериментальнаяпсихология. Питер., 2003
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.Основытеоретической психологии
5. Рубинштейн С.Л. Основы общейпсихологии. – СПб., 1998