--PAGE_BREAK--Память. Под определением памяти следует понимать отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении и узнавании того, что раньше было сделано1.
Память является основой психической жизни личности. Без сохранения следов воздействовавших раздражителей каждое ощущение или восприятие переживалось бы как впервые возникшее. Человек перестал бы ориентироваться в окружающей среде. Мышление предполагает управление оператором понятий и представлений. Создание образов в воображении не возможно без создания представлений, преобразуя которые можно создать нечто новое. Для того чтобы оперировать представлениями и понятиями необходимо хранить их в памяти. Целостность человеческого «я», осознание себя как личности с определённым отношением к миру, с устойчивыми интересами, мотивами, потребностями невозможно без памяти. Клинические наблюдения показывают, что «человек без памяти» перестаёт быть личностью; он автомат, действующий под влиянием примитивных потребностей и сиюминутных внешних стимулов.
По материалу, который запоминается, сохраняется и воспроизводится, выделяют образную (зрительная, слуховая, двигательная и др.), словесно-логическую и эмоциональную память (память на чувства).
Воображение. Психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путём приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Воображение возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты труда можно было только «забежав вперёд» тех дел, которые совершались в данный момент.
Например, хорошо знающий клиента социальный работник может «забежав вперёд» смело задавать вопрос, уже зная реакцию собеседника.
Если при помощи восприятия человек узнаёт о свойствах, связях, явлений, существующих реально, то в воображении отражается и то, что есть, но недоступно по каким — либо причинам, и то, что было, но свидетелем этого человек быть не мог, и то, чего нет, но может быть. В воображении находит отражение и то, что никогда не произойдёт, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии человек выходит за рамки реального мира во времени и в пространстве: он может соединить и разъединить несоединимое и неразложимое, перемешать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.
Виды и приёмы воображения. Различают два типа воображения – воссоздающее и творческое. В данной работе нас, конечно же, больше всего интересует творческое воображение.
_______________________________________________
1 См.: В.В. Нагаев. Лекции по общей психологии. С.136
13
Творческое воображение – создание нового оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно новое и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующего, оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.
Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы «кирпичики», из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализирован, иначе говоря, на его основе трудом человека создаётся вещь, предмет, но образ его может остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его в практике невозможно.
Приёмы творческого воображения. Принято различать несколько приёмов творческих образов. Наиболее простым является агглютинация.* Этот приём состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и они соединяются так, что получается образ нового предмета. Этим приёмом создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище быка, шея и голова – верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост – рыбы).
Агглютинация широкого распространения не имеет: при её помощи довольно редко удаётся образ, который затем воплощается в реальную вещь. Однако он часто используется, когда дело ограничивается фантазией, когда нет надобности обращать образ в реальный предмет.
Примером создания творческих образов является аналогия. Её сущность состоит в том, что строится образ, в чём-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная инженерная наука – бионика. Известно, что бионика выделяет некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает их для создания механизмов. Так были созданы ныне действующие приборы разного назначения (локатор – аналог с органами ориентации летучей мыши, электронный глаз — «отпрыск» глаза леопардовой лягушки).
Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдалённой, ступенчатой. Например, внешний вид самолёта очень напоминает парящую птицу. Это самая близкая аналогия. Вертолёт – отдалённая аналогия с птицей.
Творческие образы создаются при помощи анкетирования и преувеличения. Первое сводится к тому, что в создаваемом образе какая – либо часть, деталь выделяется, особенно подчёркивается. Писатель-юморист изображает действующее лицо, ситуацию, заострив то, что принадлежит осмеянию, должно
__________________________________
* с греч. – Склеивание.
14
вызвать чувство юмора.
Приём преувеличения несколько отличен от акцентирования. Если акцентирование – подчёркивание части объекта, заострение, обнажение её, то преувеличение распространяется на весь объект, на всю ситуацию.
Для примера можно вспомнить сказку Салтыкова-Щедрина – «История одного города».
Наиболее сложный приём творческого воображения – типизация. Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на неё. Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже, ситуации выразить не единичное лицо или событие, а типичное, много раз повторяющееся, наиболее распространённое. Типизация – сложный процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношения между людьми). По этому поводу А.М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут какого-нибудь отдельного человека, а берут настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета и т.д. Всё это обобщённые типы». Типизация как приём воображения близко примыкает к мышлению, и практически бывает трудно расчленить их в акте создания типического образа.
Воображение является существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Тот или иной приём создания творческих образов используется в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большее значение имеет аналогия, в изобразительной деятельности – акцентирование, типизация, в литературном деле – типизация.
15
§ 3. Качества, проявляемые социальным работником при общении с клиентом.
Работа с людьми, переживающими тяжёлую утрату — трудна и требует большого напряжения и душевных сил. Создать верный климат бывает нелегко: тяжёлая утрата – глубокое личное переживание, которое может по-разному затронуть скорбящего. Часто реакция людей на горе непредсказуема. Люди, переживающие горе, становятся очень уязвимыми в результате потери, их нужно оберегать, стараться облегчить боль.
Цели консультации и терапии тяжёлой утраты сложны, и при установлении отношений с теми, кто переживает горе, следует учитывать некоторые исключительные условия:
· нет «правильного» или «неправильного» способа переживать горе (у любого человека душа болит так, как болит только у него). Это нормально – испытывать разные чувства при утрате: «жутко чувствовать себя, или быть в чрезмерном напряжении, прятаться и плакать, хотеть ругаться и кричать… Нормально почувствовать… облегчение». Поэтому необходимо позволить человеку горевать так, как получается у него, слушать и принимать его без осуждения;
· поскольку мы не можем изменить случившегося, то мы должны принять, как данность то, что не можем помочь человеку сразу перестать чувствовать боль; горе преодолевается только со временем;
· не возможно сразу предложить способы решения проблемы потому, что таких способов нет;
· во время работы с людьми, переживающими тяжёлую утрату, самое лучшее, что им можно предложить, — это мы сами; мы просто должны быть рядом и выслушать человека;
· также необходимо знать о своих собственных реакциях на горе, чтобы понять, что испытывает клиент, переживающий утрату;
· нужно проявить искреннее сочувствие; нельзя чтобы клиент чувствовал поверхностное, неглубокое отношение к себе, к своей проблеме; формальное сочувствие не принесёт необходимого ему облегчения;
· нужно быть готовым к агрессии, а иногда и к молчанию со стороны собеседника; не принимать злобу на свой счёт: она скорее всего – часть горя;
· стоит подбадривать человека объяснением, что тяжёлые чувства являются частью горя, они естественны и неизбежны;
· есть необходимость соблюдать дистанцию; собственные чувства могут отражать те чувства, которые испытывает потерпевший (если слишком близко принять их к сердцу), и тогда вряд ли можно сохранить позицию помогающего.
Чтобы помочь потерпевшим утрату необходимо знать, как люди переживают
горе. Несмотря на его личностный характер, всё же можно проследить процесс,
16
который проходят люди. Он состоит из нескольких стадий и заключается в следующем:
Первая стадия – шок. Эта стадия обычно наступает непосредственно вслед за утратой и может не наступить, если умерший долго и тяжело болел. Чувство, которое ассоциируется с этой стадией – оцепенение, что может выразиться в потерянности, нерешимости, отчуждении, чувстве одиночества, нерациональном поведении.
Проявляется в различных симптомах: дрожь, стеснение в груди и горле; сильная физическая и душевная боль; глубокие вздохи, слёзы и всхлипывания (может продолжаться от нескольких дней до двух недель).
Вторая стадия – отрицание. На этой стадии срабатывает механизм психологической защиты, который не даёт принять того, что произошло. Скорбящий может думать, что всё это кошмарный сон. «Завтра я увижу её снова», «В больнице что-то напутали». (Эта стадия может продолжаться от смерти до двух недель.)
На этой стадии может появиться протест. «Это – неправда», Почему это случилось именно со мной?», «За что мне такое выпало?» Появляется сильная тоска по умершему, возникает желание вернуть человека, ожидается его возвращение.
Симптомами могут быть нарушение сна, ночные кошмары, острая эмоциональная боль, отсутствие интереса к чему-либо.
Появляются навязчивые мысли об умершем, его идеализация. Возможны галлюцинации: умершего видят в толпе, слышат голос, чувствуют присутствие в доме.
Постоянными являются воспоминания. Особую значимость приобретают места и ситуации, связанные с ушедшим. Ничто не приносит удовольствия. Возникают ощущения предельной потерянности, беспокойства, попытки заполнить пустоту, например, в бесцельных хождениях по магазинам, чрезмерных тратах. Преобладающими чувствами становятся ненадёжность и страх.
Третья стадия – озлобленность, злость. (Эта стадия может длиться от 1 до 3 месяцев.) Вину в случившемся начинают искать в действиях других людей или в стечении неблагоприятных обстоятельств. «Довели» – основной лейтмотив мыслей. В представлении скорбящего за смерть несут ответственность родственники, члены коллектива, в котором работал умерший, начальство, больница, врачи.
На этой стадии возможно самообвинение. «Это я виноват (виновата), только я», злость по отношению к себе: «Если бы я не сказала ему в тот день, он бы не умер». Жизнь многогранна и поэтому в разные её периоды мы испытываем разные чувства к близкому человеку. Начинают вспоминаться случаи несправедливого отношения к умершему; понёсший утрату задаётся вопросами: «А всё ли я сделал для него?» Это происходит по тому, что в скорби происходит возврат к прошлому времени, которое было прервано смертью,
17
предпринимается попытка понять их значение в перспективе времени.
Скорбящий заверяет, что вёл бы себя совсем иначе, появись у него возможность вернуться в то время. Чувство отвергнутости, одиночества характерно для этого периода.
Возможна на этой стадии и парадоксальная реакция – обвинение умершего. «Как он мог это сделать?» Но это бывает преимущественно в случаях неожиданной, скоропостижной смерти.
Четвёртая стадия называется – «надежда сторговаться» Может иметь место какое-то магическое поверье, что если скорбящий будет думать и вести себя особым образом, то реальность смерти изменится. Но эта стадия больше имеет отношение к случаям, когда человек умирает и близкие надеются, что если они будут делать что-то особенное, например, перестанут ссориться, то ситуация изменится.
Трудный духовный процесс приводит к стадии компромисса с утратой, когда скорбящий начинает осознавать необратимость произошедшего.
На стадии депрессии, сопровождающейся комплексом негативных чувств (тоска, безнадёжность, безразличие, апатия), большую роль играют особенности реакции на изменившуюся ситуацию. Например, человеку, склонному заглушать болезненные воспоминания какой-либо деятельностью, «духовная» работа скорби может не помочь, ему может помочь активность. Отмечено, например, что женщины более склонны к навязчивым раздумьям, что усугубляет положение.
В случае затянувшегося или ненормального переживания горя может произойти обострение существующих проблем, чувство потери личности (из-за потери супружеского социального статуса). Возможна потеря друзей, избегание встреч с супружескими парами. Может произойти социальное изгнание.
При нормальном переживании горя человек к концу данного периода как бы «дозревает» для перехода к завершающей стадии скорби. Происходит смягчение чувства потери. Появляется радость в хороших воспоминаниях, становятся выносимыми воспоминания о годовщинах и праздниках, находится смысл во всех этих переживаниях, появляется ощущение, что выполняется работа преодоления горя. Происходит обретение смысла жизни (эта стадия может продолжаться от 3 до 9 месяцев).
Пятая стадия – принятие. Это относится к тому времени, когда человек смирился с фактом утраты и может продолжать жизнь, не забывая умершего, но и не давая горю сокрушать себя. Вновь обретается жизненное равновесие. Утрата больше не переживается как ужасная трагедия. Возобновляются исчезнувшие интересы, в том числе к работе. Человека всё больше и больше начинают занимать новые события, новые люди.Происходит заживание душевной раны. Перестраивается образ жизни, появляются новые интересы, увлечения, друзья. Возможна новая женитьба (замужество). Может углубиться религиозность или наступить более сочувственное отношение к другим людям и ситуациям. Но депрессия на этой стадии может и продолжиться, особенно у
18
пожилых людей. (Может потребоваться 1 – 2 года и дольше. (При благотворных факторах эта стадия может наступить через 9 месяцев).
Несмотря на то, что в переживании горя можно разделить на стадии, это не означает, что процесс начинается именно на этой стадии и заканчивается точно на пятой.
Может быть правильнее рассматривать процесс переживания горя, как цикличный. Это предполагает прохождение через стадии. Для этого представим «колесо», в котором люди переживают горе снова и снова (например, когда они услышат любимую музыку или наткнутся на фотографию). В этом случае горе переживается как только что прошедшее.
Значительный процент людей, переживающих тяжёлую утрату, не нуждаются в помощи, особенно если рядом со скорбящим – его семья, близкие и друзья. В этом случае переживание горя проходит без особых психологических трудностей.
Итак, выяснилось, что со временем может произойти адаптация к случившемуся – делает своё дело так называемая «работа скорби», приводящая к изменению мыслей об ушедшем, снижению горечи утраты.
Однако существую самые разные реакции на тяжёлую утрату, например, некоторые люди не могут принять факт определённых тяжёлых утрат (родители часто не могут пережить смерть ребёнка).
Существуют факторы, которые влияют на процесс переживания горя:
· характер смерти. Она может быть внезапна и необычна. Например, в результате несчастного случая, бедствия. Такая смерть может подавить способность справиться с трагедией.
· Неестественная смерть может наступить в результате насилия, убийства;
· Преждевременная смерть может наступить в результате сердечного приступа, отравления. В таких случаях скобящий человек может думать о неправильности, несправедливости случившегося;
· Неуверенность в утрате – это происходит тогда, когда нет тела и переживающий утрату не хочет начинать воспринимать её, как реальность.
Нарушается траурный ритуал, в котором происходит символическое прощание с умершим, человек ещё не готов реалистично думать о смерти. Ритуалы очень нужны скорбящему для выражения сложных и глубоких чувств, связанных со скорбью. Может возникнуть чувство беспомощности, чувство чего-то незаконченного, нежелание смириться, желание разобраться – т.е. желание вернуть порядок в свою жизнь. Шок на такую смерть гораздо сильнее. Человеку бывает трудно поверить в этот факт.
Следующий важный фактор: была ли смерть предотвратима? Где она случилась? В зависимости от того, как люди воспринимают фактор смерти, будет зависеть, справятся ли они с чувством вины.
Продолжительность, например, смертельной болезни может повлиять на процесс переживания горя. Крайне долгий и очень короткий срок болезни могут ассоциироваться с длительным переживанием горя.
19
Существуют и другие факторы, которые ассоциируются с плохим исходом переживания горя.
· Двойственность отношения к умершему. Часто смешанные чувства могут привести к самообвинению, затягивающемуся чувству вины, злости по отношению к себе.
· Крайняя зависимость от умершего. Это может привести к сильной и болезненной тоске.
· Предельная эмоциональная близость. Это может привести к потере собственной личности.
· Незаконность дел или отношений между умершим и потерявшим его. Это может привести к чувству вины, злости и неспособности принять реальность утраты.
· Психологические и психиатрические проблемы. Тяжёлая утрата может подорвать и без того слабую способность справляться со стрессом.
· Неспособность справляться с эмоциональными крайностями. Для людей, не обладающих такой способностью, реакция на горе может оказаться слишком сильной, чтобы перенести её.
· Люди, занимающие в семье предписанную им роль. Например, роль «сильного» папы, может привести к развитию конфликта между собой и окружающими.
· Многочисленные утраты. Это может добавить новые стрессы тогда, когда человек совсем не готов к ним и менее всего их ожидает. И, тем не менее, вероятно, что он сможет справиться с этим.
Итак, эти факторы могут утяжелить переживание потери и сами по себе требуют особого внимания специалиста.
Некоторые симптомы указывают на «ненормальное» – необычное горе.
Во-первых, это видимое отсутствие горя. Это может означать, игнорирование смерти, неприятие её, онемение чувств.
Во-вторых, подавление горя, это может означать, что весь стресс проявился в физических симптомах, а потом в болезнях.
В-третьих, отсроченное горе. Человек не может принять эту ситуацию и как бы «откладывает» переживание. Это может длиться месяцы и даже годы.
Искажённое горе. Оно может проявляться как крайнее чувство злобы или вины, в то время как другие симптомы подавляются. «Почему я?» – боль воспринимается как несправедливость. Злость направляется на всех и вся: другие люди всё делают неправильно. Возникает зависть по отношению к семейным парам, избегание контактов с ними (в случае потери супруга). Может возникнуть обида на умершего.
Затянувшееся или хроническое горе. Оно может проявляться как острое страдание, затянувшееся на многие годы. Это может быть способом отрицания реальности утраты и как бы сохраняет человека в «живых» – ежедневным переживанием о нём.
20
Некоторые особенности поведения могут привлечь внимание специалиста к тому, что переживание горя затягивается:
· переживающий утрату говорит о ней так, как будто она произошла вчера;
· скорбящий отказывается выбросить или раздать кому-то личные вещи умершего;
· переживающий утрату развивает физические симптомы, подобные тем, которые были у умершего человека. Это может развиться в фобию на заболевание умершего.
· тяжёлая депрессия, сопряжённая с острым чувством вины и низкой самооценкой;
· переживающий утрату перенимает черты характера умершего;
· чья-то смерть рождает в человеке реакцию сильного горя;
· переживающий утрату мгновенно после смерти предпринимает в своей жизни радикальные изменения.
продолжение
--PAGE_BREAK--