Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности подросткового возраста и проявление агрессии

--PAGE_BREAK--
1.3. Психологические особенности подросткового возраста и проявленияагрессии

        Рассмотрим общие психологические особенности подросткового возраста и проявления агрессии в этом возрасте.

    В психологическом словаре подростковый возраст описывается как период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью [14].

    В психологии  многие авторы описывали подростковый возраст как стремительное развитие, как этап значительных изменений в формировании личности.

   И. Ю. Кулагина рассматривает данный возраст как противоположные тенденции, черты, стремления, которые сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Яконцепцню».  Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем — как равноправного участника этой жизни [16].

   Анна Фрейд утверждает: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующихпериодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование.Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма» [30].

   Мухина В.С. описывает  подростковый возраст как  период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от10-12 до14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени пери­од подросток проходит великий путь в своем развитии: через внут­ренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскры­вающееся его сознанию общество жестоко инициирует его. Так же Мухина В. С. Делает акцент на то, что подросток в данный возрастной период обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности [19].

      Выготский Л. С. Описывает данный возрастной период как собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Автор так же выделяет  проблему общения, которая занимает центральное положение в подростковом возрасте, происходит  переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение является для подростков очень важным информационным каналом, специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Общение для подростка- это специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения [11].

   Обухова Л. Ф. отмечает, что подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность — склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. В интеллектуальной сфере Автор отмечает следующие качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план [21].

     Центральными новообразованиями в данном возрастном периоде, по мнению Абрамовой Г.С. является чувство взрослости- отношение к себе как к взролому. Это выражаетсяв желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть — учебы. Автор так же отмечает, что активно развивается самосознание, формируется  «Я-концепция»- система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я», происходит формирование самоанализа, заметное развитие волевых качеств, отмечается большая потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл [1].

Говоря о подростковом возрасте необходимо отметить и кризис, который преодолевает ребенок в денный период. В 12-14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент. Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д. Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости.

Кризис подросткового возраста проходит в несколько стадий. Фельдштейн Д. И. выделяет две стадии подросткового кризиса – негативная и позитивная.

 Негативная фаза – переход к новому типу отношений в условиях, когда сдвиги в развитии личности ребенка в начале подросткового периода опережают появление соответствующих им изменений в отношениям со взрослыми. То есть подросток путем разных форм неподчинения взрослому ломает прежние, детские отношения с ним и навязывает новый тип взрослых отношений, которым объективно принадлежит будущее (только при таких отношениях может развиваться социальная взрослость подростка).

Негативная фаза связывается с разрушением у подростка прежних и появление новых интересов. Если это происходит по инициативе подростка, то возникают конфликтные отношения, которые способствуют нежелательной эмансипации подростка, создают у него смысловой барьер к воздействиям взрослого. Если же это происходит по инициативе взрослых, то может протекать постепенно, без конфликтов. В этом случае взрослый начинает заранее перестраивать свое отношение к подростку и выяснять, где именно и как можно расширить его самостоятельность и права, а одновременно и повысить требования к нему, увеличить его ответственность.

 Позитивная фаза — фаза культурных интересов. Из многообразия интересов постепенно, путем дифференциации, выбирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов ( как правило, от романтических стремлений к реалистичному и практичному выбору одного наиболее устойчивого интереса, который и определит всю его дальнейшую жизнь) [33].

   Кризис данного возрастного периода проявляется в различных формах. Боссарт А.Б. выделяет следующие проявления :  Негативизм проявляется как негативная установка по отношению ко всему окружающему, в том числе к предметам недавнего интереса. Иногда проявляется более мягко, иногда — в форме разрушительной активности. Субъективные переживания — угнетенное состояние, тоска, подавленность – могут, к сожалению, скрываться и проявляться только в интимной жизни — дневниках, с близкими друзьями и т.д

Интеллектуализация как средство психологической защитысостоит в погружении в абстрактные, философские вопросы и восприятие их как предметов непосредственного интереса часто отражают личное, глубоко затаенное чувство беспокойства. Надо отметить, что непродуктивность воображения в сочетании со сверхценными идеями — возможный признак вялотекущей шизофрении. Пример – подросток говорит, что занимается планированием городов, но вычерчивает только сотни примитивных схем, а о реальном планировании городов ничего не читает и не хочет. Еще пример — влечение к таинственным идеям (парапсихологии и т.д.) Настораживающим признаком должно стать и неумение подростка связно и последовательно изложить свои идеи; если он в то же время не воспринимают никакой критики в свой адрес.

С другой стороны, интеллектуализация несет в себе и безусловно положительный момент — подросток научается абстрактно мыслить, формулировать и проверять гипотезы и т.д.

Склонность к анализу, в том числе к безжалостному анализу окружающих — родителей, учителей и т.д.) и самоанализу в сочетании с крайней эгоцентричностью – еще одно проявление подросткового кризиса. Юноша, который без конца щупает свои мускулы, или девушка, которая часами красится и т.д., как правило, искренне воображают, что произведут не просто значимое, а неизгладимое впечатление на других.

Это подчас становится истинной трагедией подросткового возраста, поскольку, когда молодые люди собираются вместе, внимание каждого из них гораздо больше сосредоточено на самом себе, чем на тех, кто рядом.

Подростковая депрессиябывает двух видов:

  — безразличие и чувство пустоты; ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым он себя еще не чувствует. Возникает некоторый вакуум, который воспринимается как скорбь по утраченному человеку — части самого себя. Непродолжительна, легко лечится.

— результат полосы жизненных поражений (старался решить поставленные проблемы, но безуспешно: либо окружающие не понимают его, либо он ощутил ограничение своих потенциальны возможностей). В то же время адаптивные механизмы взрослого человека еще отсутствуют. Прогноз тяжелый. Так, значительное число самоубийств в юности происходит не после длительного поиска альтернативных решений сложной проблемы, а вследствие мгновенного порыва. Часто последней каплей становится потеря ощущения значимости связи с родителями или с другом [7].

  Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности, агрессии.

  В психологии существует  множество исследований направленных на изучение проявления форм агрессии  подростков. Семенюк Л.М. проводил исследования направленные на изучение проявления форм агрессии у подростков (см. табл. 3).
Таблица 3

Проявления различных форм агрессивности у подростков 10-15 лет

Возрастные группы

Формы агрессивности, (%)

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

10-11 летние подростки

49

32

44

45

12-13 летние подростки

56

48

51

64

14-15 летние подростки

61

51

72

65


Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что у 10-11- летних детей преобладают физические формы агрессивности. Особенно быстрыми темпами с возрастом растёт негативизм. По мере взросления у подростков всё сильнее проявляется вербальная агрессия.

Дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. Установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения наиболее выражен у детей из рабочей среды, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у подростков этой группы отмечается минимальный уровень негативизма.  Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков из семьи служащих среднего звена. В то же время эти подростки отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семей подсобных работников и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию [29].

Таким образом, подростковый возраст – это период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью, в котором происходит стремительное развитие, значительное изменение в формирование личности. В подростковом возрасте имеет место быть и кризис, которые преодолевает ребенок на данном этапе развития. Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости. Выделяют 2 фазы протекания подросткового кризиса: негативная — переход к новому типу отношений в условиях, когда сдвиги в развитии личности ребенка в начале подросткового периода опережают появление соответствующих им изменений в отношениям с взрослыми, и позитивная — фаза культурных интересов. Подростковый возраст- это период повышенной эмоциональности, что проявляется в возбудимости и повышенной агрессивности, неуравновешенности. Так же необходимо отметить, что у подростковпреобладают физические формы агрессивности, особенно быстрыми темпами с возрастом растёт негативизм и по мере взросления у подростков всё сильнее проявляется вербальная агрессия.
Глава 2. Эмпирическое исследование

2.1. Организационные основы исследования

    Исследование проводилось на базе средней школы №10 города Пласта Челябинской области. В исследовании приняли участие 30 человек- учащихся 9 класса, среди которых 19 девочек и 11 мальчиков. Средний возраст испытуемых 14 лет.

       Цель работы: исследование агрессии и форм ее проявления у подростков.

Объект: поведение подростков;

Предмет: агрессия и формы ее проявления у подростков;

Гипотеза: у подростков преобладает вербальная форма агрессии;

Задачи исследования:

1.     Произвести анализ психологической литературы по проблеме исследования;

2.     На основе изученной литературы раскрыть основные положения;

3.     Подбор методов для проведения эмпирического исследования;

4.     Провести эмпирическое исследование;

5.     Обработать результаты, полученные в результате нашего исследования.

     Исследование проходило в несколько этапов:

1. Поисково-подготовительный;

 2. Основной-эмпирический;

3. Аналитико-результативный.

   На первом этапе- поисково-подготовительном- мы решали следующие задачи:

— анализ психологической литературы по проблеме;

— определить группы испытуемых для проведения эмпирического исследования;

— подобрать методы исследования.

   Для решения задач данного этапа применялись следующие методы:

-анализ научной литературы, проведенных исследований по проблеме;

   На втором этапе- основном- решалась следующие задача:

— выявление форм агрессии у подростков.

Для решения данной задачи мы использовали следующие метод:

-использование методик: диагностика показателей и форм поведения  А. Басса и А. Дарки, диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, методика «Кактус» М. А. Панфилова.

— письменный опрос школьников;

— беседа.


   На третьем этапе были обобщены и проанализированы результаты исследования.

   Для решения данной задачи мы использовали такие методы как:

— анализ;

-обобщение;

— обработка количественных и интерпретация качественных данных.
2.2 Методологические основы исследования

    
Для проведения нашего исследования мы выбрали следующие методики: методика диагностики показателей и форм поведения  А. Басса и А. Дарки, методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, методика «Кактус» М. А. Панфилова.


   Методика А. Басса и А. Дарки [24].

     Опросник личностный, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
   Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
   При составлении опросника авторами использовались следующие принципы:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить эффект социальной желательности ответов.
    Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
     Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый — мотивационная агрессия, как самоценность, второй — инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность).
    При разработке диагностического инструментария А. Басс, также разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "… реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий" [24].

   Методика К. Томаса [3]. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отно­шения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элимини­ровать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную мо­дель регулирования конфликтов, основополагающими из­мерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлечен­ных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К.                Томас выделяет сле­дующие способы регулирования конфликтов:

1)соперничество, как стремление добить­ся удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2)приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интере­сов ради другого;

3)компромисс

4)избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5)сотрудничество, когда участники ситуации прихо­дят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интере­сы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведе­ния, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на ком­промиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем опроснике по выявлению типичных форм по­ведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов.Опроснок состоит из 30 пар суждений, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его по­ведения [3].

   Методика М. А. Панфилова [22]. Цель данной методики – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка,
выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Испытуемым предлагалась следующая инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!» Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования  ребенку предлагались вопросы, на которые он дает письменные ответы.

Вопросы к тесту:

1.     Кактус домашний или дикий?

2.     Его можно потрогать?

3.     Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают?

4.     У кактуса есть соседи?

5.     Какие растения его соседи?

6.     Когда кактус вырастет, что в нем измениться?

   Результаты интерпретируются следующим образом:

Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены;
Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим;
Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа;
Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа;
Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм;

Скрытность, осторожность; расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса;

Оптимизм: использование ярких цветов;

Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии;

Неуверенность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм;
Экстровертированность: наличие других кактусов, цветов;
Интровертированность: изображен только один кактус;
Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка;
Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус [22].

   Выбранные нами методики надежны и валидны. Данные методики соответствуют все критериям валидности:

1.     Критерий исполнения (в их число входят: количество выполненных работ, успеваемость, время, затраченное на обучение, темп роста квалификации и т. п.).

2.     Субъективные критерии (они включают различные виды ответов, которые отражают отношение человека к чему-либо или к кому-либо, его мнения, взгляды, предпочтения, субъективные критерии получают с помощью интервью, вопросников, анкет).

3.     Физиологические критерии (они используются при изучении влияния окружающей среды и других ситуационных переменных на организм и психику человека).

4.     Критерий случайностей (применяется, когда цель исследования     касается, например, проблемы отбора для работы таких лиц, которые менее подвержены несчастным случаям) [12].

   В соответствии с данными критериями мы выбрали валидные методики для проведения нашего исследования. Данные, которые мы получили в результате, точны и достоверны.

    Таким образом, для проведения исследования мы выбрали методики: методика диагностики показателей и форм поведения  А. Басса и А. Дарки, методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, методика «Кактус» М. А. Панфилова. Методики надежны и валидны, они соответствуют критериям валидности:критерий исполнения, субъективные критерии, физиологические критерии, критерий случайностей.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.