Реферат по предмету "Психология"


Психология профессиональной деформации личности работников правоохранительных органов

--PAGE_BREAK--Основные проявления профессиональной деформации личности
Как утверждает А.К. Маркова (1996), профессиональная деформация проявляется в негативных изменениях в профессиональной деятельности и в поведении. Однозначно связывается обсуждаемое явление с негативными изменениями социально-психологической структуры личности. Например, меняются стереотипы поведения, профессиональные привычки, стиль общения  и навыки, которые затрудняют успешное осуществление профессиональной деятельности. Проявлениями профессиональной деформации при этом могут быть формальное отношение к выполнению функциональных обязанностей, перенос большей доли специфических профессиональных действий, стереотипов и установок на поведение вне работы и другие. Также профессиональная деформация вызывает нежелательные преобразования и собственно психических характеристик индивида. Речь идет о психических процессах, состояниях, свойствах, качествах, и структуре личности, включая ее сознательные и подсознательные компоненты. Эти преобразования влекут за собой изменения в отрицательную сторону профессиональных возможностей личности и ее склонностей. [5] 

Выделяют несколько способов систематизации проявлений деформации личности:

I. Чаще всего встречается должностная деформация, когда руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное.

При адаптивной деформации происходит пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате у человека формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели              поведения.

При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.

При крайней степени профессиональной деформации, которую называют уже профессиональной деградацией, личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной [ 2 ].

II. Зеер Э.Ф. выделяет следующую классификацию уровней профессиональных деформации [6, с. 158-159]:

1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов — синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).

2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя — правовая подозрительность;  у оперативного работника — актуальная агрессивность; у адвоката — профессиональная изворотливость; у прокурора — обвинительность.

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате — складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

а) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

б) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей — организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм).

в) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие,  «должностная интервенция», доминантность, индифферентность). 

4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных  профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций Например: сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и др. [ 6, c.158-159 ].

III. Борисова С.Е. в своей диссертации выделяет группу проявлений, связанных с деформацией индивидуальной профессиональной концепции сотрудника и появлением в ее структуре жестких стереотипов, отражающих неверное восприятие организации и самого себя в ее структуре.

Исследования позволили выявить шесть подобных стереотипов:

1. Стереотип «начальник должен быть жестким, твердым, настойчивым» меняет       структуру управленческого взаимодействия, переводя ее на режим угрозы  наказанием за проступок, приказное общение.

2. Стереотип «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность       решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.

3.  Стереотип догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведет к  внутри личностным конфликтам, если имеется собственное мнение о  необходимости действовать по-другому.

4. Стереотип «маленького человека» ведет к снижению профессиональной   самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.

5. Стереотип «оптимального» ролевого поведения часто выступает как механизм       приспособительного поведения к определенным служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний от подозреваемого и т.д.

6. Стереотип «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению      виновного, его наказанию и т.п. При этом работа по выявлению истинных  причин неэффективности деятельности уходит на задний план, и ее недостатки не вскрываются.

Проявления профессиональной деформации имеют место как во внешней среде       деятельности, взаимодействии с объектом деятельности (правонарушителем) и  другими гражданами, так и во внутрисистемном общении, совместном  выполнении служебных задач с другими работниками, контактах с  руководителем.

Во внешней среде деятельности можно рассмотреть следующие проявления профессиональной деформации работников органов правопорядка:

* уверенность и порой самоуверенность в собственной непогрешимости при  решении профессиональных задач, чрезмерное самомнение и завышенная  самооценка;

* наличие установки на «обвинительный уклон» по отношению к другим людям,       чрезмерная подозрительность, грубые ошибки в восприятии и оценке других  людей, их действий и поступков;

* правовой нигилизм, который проявляется в пренебрежительном отношении к     требованиям закона, игнорировании требований закона и произвольном толковании закона и подзаконных нормативных актов;

* правовой ригоризм, представляющий собой выраженную установку на ужесточение наказания, применение к правонарушителю более жестких мер наказания безотносительно к особенностям его личности, к ситуации совершенного правонарушения;

* стереотип закрытости, стремления к излишней секретности, приданию своей работе мнимой значительности, тенденция к сверхконтролю;

* перенос своей служебной роли, профессиональных навыков и установок во   внеслужебные отношения;

* усвоение элементов криминальной субкультуры (уголовного жаргона, норм поведения, обращения к другому человеку и т.д.) и их использование в своей  деятельности;

* упрощение делового общения, выражающееся в снижении культуры и этики общения с гражданами, обращения на «ты», применении выражений, оскорбительных для других людей, и т.п.;

* наличие установки на применение только властных методов воздействия на правонарушителей и других граждан, пренебрежение методами психологического влияния, достижения согласия, разрешения конфликта на основе вербального  воздействия и т.д.

* педантичность, излишний формализм в работе и затягивание вопросов о принятии конкретных решений в рамках своей компетенции.

Во внутрисистемном управлении, в общении с руководителями и сослуживцами    возможны следующие проявления профессиональной деформации:

* потеря инициативы в работе, выражающаяся в ориентации только на  исполнение приказов и распоряжений руководителей, вышестоящих звеньев  управления и забвении своих личных должностных обязанностей и ответственности;

*  установка на приоритетность текущего процесса деятельности, выполнения текущих задач вне связи с достижением конечных результатов деятельности, имитация активной деятельности;

* переоценка старых, привычных методов работы и недооценка необходимости внедрения новых методов деятельности, инноваций;

* установка на совершение формализованных, документально оформленных  профессиональных действий при недостаточном внимании к человеку;

* профессиональный эгоизм (эгоцентризм), часто блокирующий эффективное взаимодействие работников различных служб органа правопорядка и снижающий результаты совместной деятельности [ 3, c. 20-21 ].

Часто проявления профессиональной деформации являются следствием обращения      работника к неадекватным защитным механизмам в своей деятельности: рационализации (объяснения своих незаконных действий интересами раскрытия и расследования преступления и т.п.); вымещения (например, словесного оскорбления задержанных, избиения их и т.п.); замещения (например, достижение ложного ощущения своей профессиональной значимости за счет внешней атрибутики деятельности и т.п.); изоляции (сокращения контактов с другими людьми вне  рамок своей правоохранительной системы, сужение коммуникативных связей) и  др.

 

Профилактика и преодоление профессиональной деформации сотрудников органов правопорядка

Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации.

Одной из задач такой профилактики является блокирование и сглаживание трех  групп указанных факторов, способствующих развитию профессиональной деформации.

Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого, воспитательного характера.

К частным задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной    деформации работников органов правопорядка, следует отнести:

• выработку у сотрудников профессионального иммунитета и высокой культуры  в работе;

• развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка;

• формирование у работников установки на следование в работе кодексу   профессиональной чести;

• совершенствование стиля и методов управления персоналом;

• формирование оптимального морально-психологического климата в службах и     подразделениях органов правопорядка [ 7, c. 287 ].

 
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.