Реферат по предмету "Психология"


Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Юридическая психология
На тему: «Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе»
2009 г.
Оглавление
Введение
1. Личность бывшего осужденного и основные проблемы ее социальной адаптации
1.1 Психология осужденного
1.2 Способы психологического воздействия на личность бывшего преступника
2. Труд, как фактор воздействия на личность
2.1 Факторы, влияющие на успех социальной адаптации
2.2 Меры, направленные на социальную адаптацию бывшего преступника.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
При написании контрольной работы я ставила перед собою следующие цели, а именно, рассмотреть основные правовые термины: понятие «личность осужденного», «психология осужденного», «адаптация осужденного» и т.д. Проанализировать проблематистику каждой из этих понятий.
Рассмотреть, как осуществляются полномочия органами местного самоуправления, в проведении помощи бывшего осужденного к приспособлениям на свободе, и сделать определенные выводы по окончанию рассмотрения всех вопросов по данной теме.
Выяснить закономерности развития психологической характеристики адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе и выяснить путь исследования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-обосновать методы анализов;
— раскрыть психологические черты личности бывшего преступника, основные проблемы ее социальной адаптации, способы и методы психологического воздействия, на личность бывшего осужденного;
— рассмотреть основные факторы, влияющие на успех социальной адаптации бывших преступников и меры, направленные на это.
Основным объектом исследования, при написании данной работы, является процесс изучения темы, поставленных целей, вопросов и его основные элементы.
Процесс адаптации, приспособления к условиям жизни на свободе в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы сложен, он требует от личности мобилизации всех ее лучших качеств. Человеку необходимо в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: научиться расходовать заработанные за период нахождения в местах лишения свободы деньги, обеспечивать себя питанием, одеждой, жильем, мобильно перемещаться в пределах довольно значительных расстояний. Материально-бытовая необустроенность, неприятие обществом, не просто нежелание оказать помощь или содействие в чем-либо, но категоричный отказ по той лишь причине — «ранее судим», приводят бывшего осужденного, даже совершенно исправившегося в период отбывания наказания, к совершению нового преступления. Отсюда вытекает другая, еще более острая социальная проблема — борьба с рецидивом преступлений.
И особенно актуальна она по отношению к несовершеннолетним преступникам, которые еще могут вернуться в нормальную социальную среду, стать полноценными гражданами общества. Все это определяет социально-практическую значимость темы курсовой работы, актуальность вопросов, затронутых в ней.
Социальная реадаптация освобожденных из мест заключения — сложный и многогранный процесс. Он охватывает комплекс вопросов их нравственной, психологической, практической подготовки к жизни в обществе, освоения ими новых социальных ролей, постановления полезных контактов, устранения или нейтрализации отрицательных факторов, препятствующих возвращению данной категории граждан в русло честного согласующегося с законом существования. А также разумеется активного управления этим процессом со стороны государственных и общественных организаций.
Положение ранее судимых осложняется тем, что в период лишения свободы они повседневно подчиняясь строгим правилам тюремного распорядка, утрачивают способность к самостоятельности, отвыкают от необходимости, заботиться о себе во всем полагаются на предусмотрительность администрации. И при выходе на волю не всегда готовы проявлять достаточно энергии для того, чтобы включиться в трудовую деятельность, подчас склонны идти по пути наименьшего сопротивления преступным рецидивом. На личность преступника, отбывшего наказание практически нельзя воздействовать эффективно, не внося коррективы в непосредственно окружающую его социальную среду, не меняя способы взаимодействия с этой средой.
Завершающим и наиболее ответственным этапом социализации бывшего осужденного является его приспособление к жизни на свободе, как правило, в новых, порой трудных условиях, при бытовой неустроенности, отсутствии жилья, больших сложностях в трудоустройстве и т. д. Все это требует от освобожденного значительных душевных усилий, терпения, выносливости, что под силу далеко не каждому.
В результате нередко лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершают преступления. Эти проблемы обусловливают необходимость проведения в условиях исправительного учреждения специальной работы, по психологической подготовке освобождающихся к жизни в новых условиях. Причем необходимо отметить, что только нравственной и практической подготовки осужденных к жизни в нормальных условиях недостаточно. Необходима еще их психологическая подготовка, которая состоит в активизации психики, формировании установки на соответствующее поведение в условиях свободы. В результате таких целенаправленных воздействий у освобождаемого формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает безболезненное вхождение в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.
1. Личность бывшего осужденного и основные проблемы ее социальной адаптации
Проблема социальной адаптации (приспособления) освобожденного к условиям нормального существования в нормальной социальной среде на свободе тесно связана с проблемой борьбы с рецидивной преступностью. Большое значение для решения этих обеих социальных проблем имеет изучение личности осужденного к моменту его освобождения из исправительно-трудового учреждения.
Главным видом готовой продукции исправительно-трудовых учреждений, как отмечает В. Л. Васильев в своем учебнике «Юридическая психология», является социально-значимый человеческий материал, который должен представлять собой освобожденный из заключения. К сожалению, еще нередки случаи, когда лица, вышедшие из исправительно-трудовых учреждений, вновь совершают преступления. В этой связи встает проблема доказательства исправления человека, которая не менее актуальна, чем проблема доказательства виновности1.
Всех лиц, освобождающихся из мест заключения, можно разделить на три категории.
1. Лица, вполне исправившиеся в период отбытия наказания. После освобождения они стремятся активно включиться в честную трудовую жизнь. Иногда это стремление способно преодолеть значительные трудности, с которыми освобожденный сталкивается в период адаптации.
2. Лица с дефектами воспитания. Эти дефекты у освобожденных могут быть в мировоззрении, в правосознании, в моральных и нравственных программах, а также в области трудовых навыков. Положительный прогноз поведения лиц этой категории после освобождения в значительной степени зависит от условий окружающей среды, в которую они попадут.
3. Лица, не исправившиеся в процессе отбытия наказания. В процессе пребывания в местах лишения свободы по ряду причин они не избавились от своих преступных взглядов, наклонностей, установок, а порой даже преступного мировоззрения. Что еще хуже, в иных случаях эти лица в местах лишения свободы обогатили свой преступный опыт, развили преступные навыки и преступное мировоззрение. Освобождение этого лица рассматривают как возможность продолжения преступной деятельности.
Социальная адаптация зависит от степени социальной отчужденности личности, характера преступной деятельности, ее продолжительности, состояния микросреды, в которую он входит. Труднее всего адаптироваться лицам, совершившим насильственные преступления, а также грабителям, ворам; легче — расхитителям, спекулянтам.
Показателями интенсивности рецидива преступлений признаются его интервалы, то есть отрезки времени, прошедшие после освобождения лица от отбывания наказания в виде лишения свободы до совершения нового преступления.
Основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до 3 лет с момента освобождения.
Таким образом, процесс адаптации освобожденных из учреждений исполнения наказаний завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части — к одному году. В противном случае высокая эффективность профилактики рецидивной преступности среди освобожденных от наказания обеспечена не будет. Если освобожденные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива.
Примерно в 60% случаев наблюдается успешная социальная адаптация, то есть констатируются совпадение (гармония) ожиданий-требований социальной среды и уровня притязаний конкретного лица, наличие устойчивых положительных связей. В процессе успешной социальной адаптации вырабатываются такие личностные качества, которые позволяют человеку стать активным субъектом деятельности2.
Процесс адаптации, приспособления к условиям нормального существования в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы — сложное явление, требующее активных волевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, хорошо развитого правосознания. Человек должен в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков. Он должен уметь тратить заработанные деньги, обеспечивать себя одеждой, питанием, жильем, активно перемещаться в пределах иногда довольно значительных расстояний и т. д.
К объективным факторам относится то, что к моменту освобождения из мест лишения свободы человек утрачивает определенные социальные связи: семью, трудовой коллектив, жилую площадь, квалификацию и т. д. Процесс его возвращения в сферу нормальных общественных отношений возможен лишь через трудовую деятельность в коллективе. Вместе с тем, переход предприятий на хозяйственный расчет, принципы самостоятельности, самофинансирования и самоокупаемости, ведущие к снижению числа занятых в основном производстве, ставят под угрозу вопрос своевременного устройства на работу по желаемой специальности лица, отбывшего наказание. Этот момент нельзя не учитывать, так как невозможность удовлетворять свои, даже самые простые потребности трудом неминуемо толкнет ранее судимого на путь совершения преступления повторно. Анализируя эту проблему нужно подчеркнуть, что в определенной степени общество само способствует рецидиву, не обеспечивая гарантированного трудоустройства, продолжая ограничивать прописку лицам, освободившимся из мест заключения.
К специальным факторам рецидивной преступности относится распространенность пьянства и алкоголизма среди лиц, ранее судимых, а также недостатки в деятельности правоохранительных органов, направленной на предупреждение рецидива.--PAGE_BREAK--
Хотя около половины респондентов воспринимают их спокойно, преобладает позиция ярко выраженного неприятия как потенциальных преступников, настороженного отношения к ним. Многие из них видят реальную социальную опасность отбывших уголовное наказание. Отчетливее всех придерживаются такой точки зрения работники правоохранительных органов, руководители, служащие, горожане, то есть те, от кого чаще, чем от остальных зависит судьба этих людей. Возможность установления с ними родственных связей проблема только для десятой части опрошенных, остальная же масса пытается свести всякие контакты до минимума.
Утверждение морально нравственных ценностей в сознании бывших заключенных — неотъемлемая составная их социальной адаптации. Совершивший преступление и понесший за это кару человек сразу по освобождении оказывается в трудных социальных условиях. В первое же после «отсидки» время он, и без того униженный и оскорбленный самим наказанием, неизменно вынужден считаться с положением гонимого и отверженного.
Сложность их взаимоотношений с окружающим миром, отчужденность иллюстрируются и тем фактом, что преобладающее большинство или не очень обращают внимание на общественное мнение о себе или вовсе выражают полнейшее безразличие. А это не что иное, как потеря доверия к обществу, его гуманности, объективности, неприятие его установок. Итог закономерен — механизм воздействия на процесс адаптации становится трудноуправляем.
Молодым людям, склонным к совершению преступлений свойственен разрыв между теми нравственными ценностями, которые они вроде бы признают, и теми, которым фактически следуют. Показатель возможности рецидива — отношение к требованиям закона — лишь небольшая часть респондентов считают их выполнение необходимым; большинство же готовы им следовать до тех пор, пока не затрагиваются собственные интересы. Оттого то, вряд ли можно считать основную массу выходцев из уголовно-исполнительных учреждений законопослушными гражданами. Готовность преступить закон — прямой путь к рецидиву.3
1.1 Психология осужденного
Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания осужденных. Тесно взаимодействуя с исправительным правом, исправительная психология призвана выработать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, также разрабатывать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей.
Исправительная психология должна исследовать психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обычной социальной среде, динамику личности осужденного и факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также должна разрабатывать практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных. Исправительная психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, психологией труда, педагогикой и социальной психологией. Перед исправительно-трудовыми учреждениями стоят чрезвычайно сложные задачи по перевоспитанию лиц, совершивших преступления, приобщению их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе.
Каждый осужденный, попадая в исправительно-трудовое учреждение, планирует для себя только окончание срока наказания. Перед воспитателями исправительно-трудовых учреждений стоит гораздо более сложная задача, а именно воспитать человека, добиться, чтобы осужденный сам стремился к перевоспитанию, к переделке своей собственной личности.
У преступника (бандита, грабителя, вора и т. д.) при длительном занятии преступной деятельностью вырабатываются своеобразные привычки и навыки, то есть вырабатывается своеобразный динамический преступный стереотип. Человек привыкает к отсутствию постоянного жилья, перестает самостоятельно трудиться и теряет свои трудовые навыки, зато приобретает преступные и впоследствии каждую окружающую его ситуацию рассматривает только под одним углом зрения — можно ли в данных обстоятельствах безнаказанно совершить преступление?
Исправительная психология должна исследовать динамику личности осужденного, факторы, влияющие положительно на осужденного и способствующие активной перестройке его личности, а это режим, труд, коллектив, воспитательное воздействие, также и факультативные факторы — семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение самодеятельностью и т. д.
Нахождение в местах лишения свободы, безусловно, не может не отразиться на психологии человека. Однако общие условия, которые имеются в местах лишения свободы и постоянно нарушаются со стороны администрации, по-разному воздействуют на осужденных и влияют на изменение их психологии. Знание особенностей психологии осужденных является необходимой и важной предпосылкой для правильной организации взаимоотношений с ними, для достижения целей перевоспитания. Основными факторами, влияющими на формирование особенностей у лишенных свободы, являются: наличие режима места лишения свободы, ограничение потребностей, изменение сложившегося стереотипа жизни, переживания, связанные с осуждением к лишению свободы. Психология осужденного во многом должна определяться его отношением к самому факту лишения свободы.
1.2 Способы психологического воздействия на личность бывшего преступника
Обобщение опыта деятельности исправительно-трудовых учреждений убеждает в необходимости проведения специальной работы по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Значение психологической подготовки существенно возросло в связи с тем, что в последние годы в криминологии подвергся глубокому анализу психологической фактор и, в частности, его роль в рецидивной преступности. Именно в последние годы была выделена недостаточность нравственной и практической подготовки осужденного к жизни в новых условиях. Психологическая подготовка выступает начальным и завершающим звеном в процессе исправления и перевоспитания осужденных. Психологическая подготовка осужденных заключается в активизации их психики, настрое их чувств, привычек, психических состояний и формировании установки вести себя подобающим образом в новых условиях. В результате таких целенаправленных психических воздействий у осужденного формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.
Необходимость психологической подготовки вызвана тем, что человек, попадая в новые условия жизни и социальную среду, встречается со специфическими трудностями, к преодолению которых он не всегда психологически готов. Такая встреча для осужденных часто бывает неожиданной и вызывает реакции, их адекватные условиям ситуации и требованиям норм морали. Нередко это усугубляется неправильным отношением окружающих к осужденным, что ведет к чрезмерному возбуждению или торможению нервных процессов и к нервным срывам. Осужденный начинает неверно оценивать свое поведение и поступки других людей и, как следствие, неправильно действовать. Психологическая подготовка помогает преодолеть инертность человеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи с изменением обстоятельств.
Выделяют:
1) психологическую подготовку осужденных к отбыванию уголовного наказания в конкретном виде исправительно-трудового учреждения;
2) психологическую подготовку при перемещении осужденных в рамках учреждений, исполняющих уголовные наказания, в связи с изменением условий их содержания;
3) психологическую подготовку осужденных при переводе из воспитательно-трудовых в исправительно-трудовые колонии при достижении совершеннолетия;
4) психологическую подготовку освобождаемых к жизни на свободе.
Важнее всего активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях.
Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п.
Можно напомнить и о прошлых ошибках, но излишне напоминание об отрицательных качествах личности осужденного и неправильном поведении у людей, решивших порвать с преступным прошлым, обычно вызывает психологический барьер, делает личность невосприимчивой к психологическим действиям.
По современным воззрениям психологическая подготовка состоит из двух основных разделов: общей и специальной психологической подготовки. Система общего воздействия на осужденных является неотъемлемой частью их исправления и перевоспитания.
Индивидуальное психологическое воздействие осуществляется воспитателем на отдельную личность; коллективное — направлено на группу осужденных с целью вызова таких групповых психических состояний, которые благоприятно влияли бы на всех членов данного трудового коллектива по закону психологической инерции. Психологическое воздействие, при котором осужденный получает информацию непосредственно, называется прямым.
Психологическое воздействие называется косвенным, когда процесс психопрофилактической беседы осужденный делает вывод о том, как ему поступить, в том, или ином случае на основе опыта других людей. Следовательно, как индивидуальное, так и коллективное воздействие могут быть прямым и косвенным.
Внушение в отличие от убеждения — это психологическое воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие осужденным воспитательной информации, в силу авторитетности личности воспитателя. Внушение может осуществляться только в бодрствующем состоянии. Воспитатель не имеет права пользоваться гипнозом и наркогипнозом; эти методы внушения могут применять только врачи: психотерапевт, психиатр или психолог. Выделяют два способа проведения внушения: словесное — путем прямого речевого воздействия на осужденного и косвенное, опосредованное каким-либо предметом или действием.
Механизм самовнушения заключается в реализации заданной воспитателем схемы осужденным самому себе. Поэтому самовнушением осужденных воспитатель может управлять.
Если восстановление правового статуса освобождаемого до статуса обычного гражданина в основном зависит от поведения самого лица, то для бытового и трудового устройства ему необходима помощь.
Этим проблемам уделяется внимание уже в ходе исполнения наказания. С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, ему разъясняются его права и обязанности.4
2. Труд, как фактор воздействия на личность
Труду как особому фактору воздействия всегда отводилось особое место. Причина этого заключается в том, что труд является специфической человеческой деятельностью, формирующей личность. Труд является тем мерилом, по отношению к которому измеряется общественная ценность человека. Как правило, труд сам по себе не перевоспитывает, а предохраняет человека от личностного распада. В целом он организует психику человека, интегрирует его жизнедеятельность определенной целеустремленностью, создает условия для рационального межличностного общения, организует структурирование микросреды. Хорошо организованный труд — это мостик связи человека с социальной действительностью.
Правильно организованный полезный труд способствует гармоническому развитию физических и умственных качеств осужденного и оказывает преобразующее воздействие на его личность. Широко известно выражение Ф. Энгельса, что труд создал человека. Труд воспитывает в человеке сознательность, дисциплинированность, чувство товарищества и коллективизма. Он формирует и закрепляет в человеке положительные моральные, этические, нравственные и правовые программы.
Воздействие труда на личность осужденного огромно, однако это чрезвычайно сложный процесс, так как многие осужденные не имеют трудовых навыков и в связи с извращением своих моральных и нравственных критериев отрицательно относятся к своему личному участию в трудовом процессе. А в настоящее время и администрация исправительных учреждений не всегда уделяет этому вопросу должное внимание.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Социально-психологические дефекты в личности осужденных в значительной мере определяются их отрицательным отношением к труду, отсутствием соотношения между потребностями и мерой труда. Однако труд может и должен воздействовать на личность преступника с укоренившейся иждивенческой психологией, помочь такому человеку найти свое место в жизни, по возможности стать полноправным членом общества. Трудовой процесс должен быть основой для восприятия общественно полезных взглядов и навыков, мотивов и целей. Выработке трудовых навыков способствует общий ритм трудового процесса, его постоянство, развивающее стереотип определенных привычек, навыков и деятельности. Интерес к работе, увлеченность трудовым процессом способствуют изменению комплекса психических состояний, что в свою очередь позволяет активизировать и деятельность по перевоспитанию такой личности. Трудовые процессы способствуют и накоплению опыта, формированию системы положительных связей и т. д.
Труд должен способствовать изменению основной направленности личности. Отсюда процесс труда должен заинтересовывать осужденного, ставить перед ним определенные задачи, заставлять работать не только физически, но и умственно. Труд должен не отуплять тяжестью и бесцельностью, а вовлекать в свой процесс физические и умственные силы человека.
Главная же цель воспитательного процесса — сделать так, чтобы труд становился необходимой потребностью осужденного. Когда это будет достигнуто, можно говорить о положительном моменте перевоспитания личности. Осужденный должен видеть результаты своего труда и конкретно осмысливать их. Он должен ощущать радость в процессе труда, и поэтому ни в коем случае не следует поручать выполнение трудовых операций осужденному, который заведомо с ними не может справиться. Огромной силой воспитательного воздействия обладают все формы производственной деятельности, соревнования, перенесенные с определенными изменениями в деятельность.
Это создает условия для полного восприятия осужденными опыта нормальных трудовых взаимоотношений между людьми на свободе.
2.1 Факторы, влияющие на успех социальной адаптации
Успех адаптации зависит, по крайней мере, от трех групп факторов.
К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, мораль, правосознание, этика, нравственность, образование, специальность, трудовые навыки и т. д.
Ко второй — условия внешней среды, окружающей личность освобожденного. Наличие жилья, прописки, семья и взаимоотношения с ней, работа, удовлетворенность ею и взаимоотношения с трудовым коллективом, отношения с членами малых групп, в которые освобожденный входит по месту работы, жительства и т. п., тактика работников милиции, которые осуществляют надзор.
К третьей группе относятся условия, в которых находился осужденный и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных, срок пребывания в исправительно-трудовых учреждениях, учеба, воспитательное воздействие администрации, структура малых групп, в которые входил осужденный.
Социальная реадаптация возможна только в случае, если будет сопровождаться:
1) включением человека в сферу труда (учебы);
2) установлением здоровых семейных отношений;
3) восстановлением коммуникативных общественных связей;
4) укреплением системы нравственных ценностей как регулятора социального поведения.
Профессиональная реадаптация состоит из множества компонентов: поиск работы или выбор профессии, проблема производственного адаптирования, степень удовлетворенности своим трудом как фактор закрепления на рабочем месте и т. д. Выбор определенного предприятия, организации для части опрошенных проходил под влиянием друзей, родителей или по направлению службы занятости.
Воспроизводство нормальных семейных отношений также является важным фактором успеха или неудачи социальной адаптации. Подавляющее большинство освобожденных стремиться вернуться в семью. От того, как встретят родные, как сложатся взаимоотношения, во многом зависит их дальнейшая судьба.5
Молодые правонарушители, возвращаясь в родительский дом, зачастую встречаются с той же житейской обстановкой, которая, так или иначе, способствовала их противозаконным поступкам.
Воссоздание нормальных коммуникативных связей — еще один из важнейших процессов реадаптации бывших заключенных, установление бесконфликтных отношений в обществе. Поиск общения чаще ведется в знакомой среде, где легче ориентирования, получать информацию, находить сочувствие. Между тем, повсеместное отсутствие специальных учреждений, центров, которые занимались бы адаптацией отбывших уголовные наказания, создает парадоксальную ситуацию — забота об их благополучии возложена на карательные органы. Практически все молодые люди после выхода на свободу берутся на учет органами внутренних дел. При этом формы контроля не отличаются разнообразием — посещения на дому, беседы.
Почти половина опрошенных экспертов — работники правоохранительных органов (46,9%) — полагают, своевременным формирование фонда материальной помощи бывшим заключенным. По их мнению, это будет содействовать преодолению многих трудностей. Однако 37,7% придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая такие финансовые затраты излишними.
Следствием многолетней карательной практики государства явилось массовое убеждение в неизбежности жестоких репрессий в борьбе с преступностью. Они образуют предвзятое, опирающееся не на рациональное осмысление явления, а на выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий мнение, которое отражает установку определенных общественных групп.6
2.2 Меры, направленные на социальную адаптацию бывшего преступника
Российское уголовно-исполнительное законодательство с целью облегчения процесса социальной реадаптации лиц, отбывших уголовное наказание, предусматривает следующие социальные гарантии для бывших заключенных. Согласно ч. 1 ст. 180 Уголовно-исполнительного кодекса РФ не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока ареста либо за 6 месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости об избранном осужденным месте жительства после предстоящего освобождения, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.
В соответствии со ст. 181 УИК РФ осужденным, освобождаемым от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, в целях способствования им в адаптации к условиям жизни открытого общества, особенно при выходе на свободу, а также из соображений гуманности и профилактики право нарушений им оказывается материальная помощь в разных формах: освобождаемые обеспечиваются бесплатным билетом до конечного пункта назначения и продуктами питания или, по их желанию, деньгами на проезд по установленным нормам. Обычно освобождаемым оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах. Однако с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (каюты третьего класса), автомобильным или воздушным транспортом.
Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2-го класса. Больные, а также беременные женщины и женщины с малолетними детьми снабжаются питанием, исходя из норм, установленных в учреждениях для соответствующих категорий осужденных.
При отсутствии у освобождаемого на лицевом счете денег ему может быть выдано единовременное денежное пособие в размере установленного законом месячного заработка, если иное не установлено нормативными правовыми актами. Законом не запрещено использование в этих целях и иных средств, например, из общественных фондов помощи осужденным, за счет финансовых поступлений из благотворительных организаций.
При отсутствии у освобождаемого из мест лишения свободы необходимой по сезону одежды и обуви либо средств на ее приобретение он обеспечивается одеждой и обувью за счет государства.
Закон не обязывает администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, ставить заранее в известность родственников осужденного или иных лиц о времени его освобождения. Исключение сделано лишь в отношении несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также больных осужденных, нуждающихся в постороннем уходе.
При необходимости об освобождении в известность ставятся органы опеки и попечительства, органы здравоохранения. При неприбытии родственников и иных лиц, способных сопровождать освобожденных названных категорий, они направляются к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.
Статья 182 УИК РФ дублирует конституционно закрепленные права граждан на труд, жилище, получение социальной помощи (ст. 37, 39, 40 Конституции РФ). Отдельные положения указанных норм нашли свое закрепление в иных законах и нормативных правовых актах. Так, в период вынужденной безработицы лицо, освобожденное от наказания и зарегистрированное в службе занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от его среднего заработка в период отбывания наказания, но не менее установленного размера минимальной заработной платы.
Бытовое устройство освобождаемых, не имеющих собственного жилья, является особенно сложным вопросом. В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса РФ, освобожденные от отбывания наказания (как и осужденные, находящиеся в местах лишения свободы) вправе обратиться в соответствующие органы о восстановлении их права на утраченную жилую площадь.
Наличие у освобожденного жилой площади до осуждения, согласие проживающих там, на регистрацию служат основанием для возвращения его для проживания по прежнему месту жительства.
В целях решения жилищных вопросов освобожденных в ряде регионов созданы центры социальной реабилитации, предназначенные, в том числе и для решения вопросов временного проживания лиц, не имеющих жилья.
Заключение
Данной контрольной работе посвящена тема "Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе ". Считаю, что это очень интересная и сложная по своей сути проблема, в частности и из-за значительных изменений в личности бывшего осужденного и его психологическая и моральная адаптация в обществе после освобождения.
На основе вышеуказанных новаций, а также с учетом научной и учебной литературы, в том числе трудов известных ученых психологов и материалов, попыталась рассмотреть основные моменты данной темы.
В качестве основного методологического подхода для данного исследования сделано немалое количество работ, внесено изменений.
Я постаралась раскрыть все поставленные передо мною цели, определить сущность, решить все перечисленные задачи, определить, в чем заключается понятие и сущность психологической адаптации, лиц покинувших места лишения свободы.
Социальная адаптация считается успешной, когда социально полезные связи освобожденного от наказания в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенных отклонений (нормальные отношения в семье, наличие жилья, регистрации по месту жительства, постоянного места работы, участие в общественной работе, полезное проведение досуга, повышение общеобразовательного и культурного уровня и т. д.). Нормально адаптированный, освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Основными проблемами в сфере социальной реадаптации лиц, отбывших наказание являются: их профессиональная ориентация и трудоустройство, благополучная обстановка в семье, в кругу родственников, а также друзей, знакомых, соседей. Как уже было сказано, в большинстве случаев, у бывшего осужденного складываются напряженные отношения с окружающими, как правило, он наталкивается на стену неприятия и равнодушия.
Из всех рассмотренных в работе факторов, способствующих социальной реадаптации бывших заключенных, нет ни одного, который сколько-нибудь полно реализуется в нашем государстве.
Анализ статистики и итогов социологических исследований наглядно выявляет остроту затронутой темы. Незамедлительно требуются специальные меры законодательного порядка, и, в первую очередь, гарантирующие соблюдение прав отбывших уголовные наказания, обеспечивающие изменение форм и направленности профилактической работы.
В этой связи есть, наверное, смысл обратиться к опыту прошлых лет, в частности, широко использовать деятельность детских судов и инспекций (братьев и сестер социальной помощи), патронажных (попечительских) служб. Все учреждения, где перевоспитываются подростки, должны обрести гражданского хозяина. Сокровенными делами этой возрастной категории надобно заниматься психологам, педагогам, социологам, психиатрам, а не тем, кто представляет карающую десницу, и вряд ли может рассчитывать на доверительное отношение подопечных.
В стране с трудом, но все же возникают и начинают действовать центры, фонды, движения, комитеты, цель которых — не оставить без всесторонней общественной заботы наших заблудших сынов и дочерей, облегчить всем искупившим вину возвращение к нормальной жизни. Словом, появляется необходимое осознание насущной проблемы, ее масштабов и возможных последствий.
В качестве новых подходов предлагается в отношении ряда категорий освобожденных организовать через центры социальной адаптации патронат (данная форма социального контроля несколько строже общественного наблюдения, но значительно мягче административного надзора).
В то же время за лицами, которые не подпадают под административный надзор, не встали на путь исправления во время отбывания наказания или нарушают правопорядок после освобождения от наказания, также по инициативе Совета центра социальной адаптации и под их контролем следует организовать общественное наблюдение.
Общественными являются миротворческие усилия церкви, ее вклад в восстановление и учреждение общечеловеческих норм и ценностей. Представляется, что речь идет не о религиозных объединениях как коллективном субъекте центра социальной адаптации, а об участии в работе центра верующих и религиозных деятелей в качестве отдельных лиц7.
Сложный процесс ресоциализации, перевоспитания и возвращения в общество лица, совершившего преступление, начавшийся на первом его допросе у следователя, заканчивается после его полной адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде.
Список используемой литературы
1. Васильев В. Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. — М: «Юнис», 1997 г., С. 600
2. Зубков А. И. Уголовно-исполнительное право. Учебник для вузов. — М: «Право», 2006 г. С. 482
3. Казаринова Н. В., Филатова О. Г., Социология. Учебник для вузов. — М: «НОТАБЕНЕ», 2000 г. С. 643
4. Касьянов В. В., Социология права. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001 г. С. 376
Кравченко А. И. Социология: учебник для вузов. — М: Академический проект, 2001 г. С. 623
Немцов Р. Л. Психология. Учебник для вузов. – М: «Правда», 2000 г. С. 368
Трубников В. М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания, — Киев, «Дрофа» 2001 г. С. 480
8. Татидинова Т. Г. Социальная адаптация бывших заключенных. Социологические исследования, — М: «Прайт», 1993 г. № 13. С. 564
9. Шиханцев Г. Г. Юридическая психология. — М: «Спектр», 2005 г. С. 585


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.