Реферат по предмету "Психология"


Психолого-педагогическое исследование качества обучения учащихся начальной школы

--PAGE_BREAK--
Ш. Организация и проведение психолого-педагогического экспериментального исследования качества обучения учащихся начальной школы и интерпретация результатов.
Проблема обученности, т.е. эффективности обучения волнует педагогическое сообщество вероятно столько времени, сколько существует организованное обучение. В наше время, как правило педагоги пытаются делать выводы о уровне обученности учащихся на основании оценки успешности выполнения ими тестовых заданий, или по текущим годовым отметкам.

Недостаточная адекватность отметок знаниям, а тем более качеству преподавания, несравнимость одних и тех же отметок, поставленных в разных школах разными учителями, — общеизвестны. Тесты достижений (предметные) дают информацию для сравнительного анализа успешности выполнения того или иного типа школьных заданий, т.е. в той или иной мере привычных заданий.

В процессе проведения психолого-педагогического экспериментального исследования мы попробовали оценить степень присутствия в деятельности школьников знаний, умений и навыков, которые должны являться результатом обучения в начальной школе.

Цельюнашего исследования является выявление уровня умственного развития выпускников начальных школ Комсомольского района города Тольятти. 

Задачи исследования:

n   выявить наличие или отсутствие проблем качества обучения и обученности учащихся  в начальных школах Комсомольского района;

n   провести сравнительный анализ обученности по школам;

n   попытаться выявить особенности в способах мыслительной деятельности выпускников начальной школы — то есть вероятные причины реального состояния обученности.

Объект исследования.

Учащиеся 5-х классов в период завершения этапа повторения материала начальной школы. 2 подгруппы: обычные классы, в том числе и гимназические и лицейные и классы коррекционно-развивающего обучения.

Предмет исследования.

Мыслительные операции младших школьников проявляющиеся при выполнении заданий на материалах учебных программ начальной школы.

Логический анализ (интерпретация и операциональное определение основных понятий).

Уровень умственного развития — степень развития мыслительных операций, действий как результат обучения в начальной школе, таких как:

n   умение вычленить учебную задачу;

n   оперирование житейскими понятиями;

n   умозаключения по аналогии;

n   понимание структуры и смысла различных по сложности построения фраз;

n   обобщение способа мыслительного действия и т.п.

Развитие вышеперечисленных интеллектуальных операций в пределах возрастной нормы можно интерпретировать как показатель качественного уровня обучения, ведущего за собой развитие.

Гипотеза исследования.

Результатом эффективного обучения в начальной школе, кроме ЗУНов, определенных Госстандартом, должно являться такое новообразование как учебная деятельность.

Компоненты учебной деятельности:

1. целеполагание — умение определить, вычленить учебную задачу;

2. учебные действия — навык исполнения изученных алгоритмов действий с учебным материалом;

3. контроль и оценка — умение оценить свои возможности относительно решения той или иной учебной задачи и отслеживать в ходе исполнения его качество.

Сформированность учебной деятельности позволяет детям при переходе в среднее звено школы удерживать уровень успеваемости и является “гарантом” учебной мотивации.

Методы сбора информации.

Тестирование учащихся по методике ГИТ (Групповой интеллектуальный тест) Акимовой М.К., Борисовой Е.М. и др. Тест стандартизирован и позволяет оценивать полученные данные с нормативными, кроме того субтесты специализированы по отдельным мыслительным операциям:

n   Учебные действия ( 2 с.т. — на материале арифметики, 3 с.т. — на материале русского языка).

n   Умение ставить перед собой учебную задачу ( 1с.т.).

n   Умение действовать в умственном плане по аналогии ( 4 с.т.).

n   Умение оперировать простейшими понятиями (род-вид, часть — целое) — 6 с.т.

n   Анализ и обобщение — 5 с.т.

n   Сформированность контроля — 7 с.т. и количество ошибок.


Определение выборочной совокупности.

Простая механическая выборка 10% в обычных классах и 20% в классах КРО.

Методология исследования.

Тестирование проводится в группах в первой половине дня. Первичные данные анализируются по каждой школе и по всему району в целом. В сравнении не только друг с другом, но и со статистической нормой.
Анализ результатов психолого-педагогического экспериментального исследования качества обучения в начальной школе.

В ноябре 1999 года Психолого-педагогический центр, при участии школьных психологов, провел исследование качества обученности выпускников начальной школы.

Выборка простая механическая 10%. Всего было протестировано 201 учащийся 5 классов 16 школ района. Школа № 8 не имеет начальных классов, а школа № 11 представила недостоверные данные.

Метод: Групповой Интеллектуальный Тест М.А. Акимовой, Е.М.Борисовой и др., который позволяет оценить эффективность обучения младших подростков, а также уровень развития отдельных интеллектуальных функций. Диагностика проводилась по одному алгоритму и во всех школах одновременно. Время проведения диагностики было назначено нами на конец 1-ой четверти, когда в 5-м классе заканчивается период повторения материала, пройденного в начальной школе. Полученные результаты сравниваются со стандартными, приведенными авторами методики, в тексте эти показатели обозначаются словом “норма”. Кроме того, анализу подвергается соотношение данных по каждой школе между собой и со средними показателями по району.

Описание результатов.

Результаты выше нормы: более 100 баллов — 24 чел. — 11,9%

Норма от 80 до 100 баллов                            — 44 чел. — 21,9%

Близкие к норме от 60 до 79 баллов            — 65 чел. — 26,9%

Ниже нормы от 40 до 59 баллов                  — 54 чел. — 26,9%

Очень низкие менее 40 баллов                     — 14 чел. — 7,0%

То есть всего 33,8 % учащихся показывают результаты не ниже нормы.

В следующей таблице № 1 представлено распределение по нормативным категориям результатов учащихся каждой школы в абсолютных (чел.) и % показателях.

Таблица № 1.



№ СШ

Кол-во

Выше нормы

Норма

близкое к норме

ниже нормы

очень низкие







чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

1.

2

12





2

16,7

3

25

5

41,7

2

16,7

2.

6

12

7

58,3

4

33,3

1

8,3









3.

7

11





3

27,3

5

45,4

2

18,2

1

9

4.

12

6

1

16,6





4

66,7

1

16,6





5.

14

8





1

12,5

6

75

1

12,5





6.

15

13





2

15,4

4

30,8

6

46,2

1

7,7

7.

18

19





5

26,4

4

21,1

7

36,8

3

15,8

8.

25

8





2

25

6

75









9.

39

15

3

20

7

46,7

2

13,3

3

20





10

54

19

1

5,3

4

21,1

7

36,8

6

31,6

1

5,3

11

55

10









6

60

4

40





12

60

12





5

41,7

4

33,3

3

25





13

75

12

2

16,7

1

8,3

3

25

5

41,7

1

8.3

14

80

16

6

37,5

8

50

2

12,5









15

83

9





1

11,1

4

44,4

3

33,3

1

11,1

16

85

12

3

25

1

8,3

5

41,7

3

25







В таблице № 1 количество учащихся меньше 201 (общая 10% выборка), так как в эту таблицу мы включили данные только по обычным ( не КРО) классам, за исключением 80 школы. Результаты учащихся этой школы по всей выборке однородны, различия по результатам между классом ККО и обычными классами отсутствуют.

В 3-х школах  (6, 80 и 39) результаты “выше нормы” и “норма” составляют: 91,6; 87,5; и 66,7% от количества протестированных соответственно. У 6 и 80 школ отсутствуют результаты “ниже нормы” и “очень низкие”.

Как видно из приведенной таблицы в выборке 9 школ вообще не встречаются результаты “выше нормы”, то есть выше 100 баллов. В 2-х школах ( 12 и 55) нет в выборке ни одного ученика набравшего нормативный балл, и в 4-х школах ( 14, 75, 83, 85) таких учеников всего по одному в выборке.

В 4-х школах более 50% выборки показывают результаты “ниже нормы” и “очень низкие” ( школы №№ 2, 15, 18, 75).

Средние показатели: общий и по каждому субтесту (выборка 201 чел.).

Таблица № 2.



иност

ариф

предл

разл

числ.р.

анал

симв

сум-ма

Ош.

баллы

7,03



4,95

5,97

15

7,46

14

16

70,87

25,0

% выполн.

35,15

24,75

39,85

37,5

37,3

35

40

35,43



мах

возм.

20

20

20

40

20

40

40

200





Суммарный средний балл по выборке ниже нормы. Статистически нормативным результатом считается результат, который показывают около 50% попавших в нормативную выборку. Как видно из приведенных выше данных, в нашем случае и общий средний показатель существенно ниже нормы и количество детей, достигающих нормального результата всего лишь 21,9% от выборки.

Средние результаты по каждой школе см. таблицу № 3.

В последующих таблицах отсутствует школа № 39, так как в выборку попали, в основном, учащиеся, закончившие начальные классы в других школах. Поскольку мы исследуем качество обучения в начальной школе, их данные и были присоединены к данным школ, где они учились ранее.

Средний результат по выборке в пределах нормы показывают учащиеся только двух школ: 6 и 80. Средний по выборке суммарный результат школа № 2 относится к категории “ниже нормы”. Результаты остальных школ — к категории “близкие к норме”.

Поскольку результаты по школам 6 и 80 существенно отличаются от остальных, мы посчитали средние показатели без данных этих школ — получилась выборка в 158 человек.
Таблица № 4.



иност

ариф

предл

разл

числ.р.

анал

симв

сум-ма

Ош.

баллы

6,61

4,73

5,82

14,3

7,35

13,1

16

67,92

25,3

% выполн.

33

23,6

29

35,7

36,7

32,75

40

33,9





Если сравнить данные, приведенные в таблице № 1 и таблице №3, то можно увидеть, что для 13 школ средний результат еще ниже.

Результаты 2 и 3 с/т самые низкие, при этом разброс индивидуальных результатов маленький, так как результативность выполнения этих субтестов зависит от учебных программ. Самые значительные расхождения по с.т: инструкция,

                                                 различение,

                                                 аналогия.

Это как раз с.т. предназначенные для диагностики сформированности собственно учебной деятельности у выпускников младшей школы, то есть умения вычленять учебную задачу (инстр.), различать понятия (с.т понятия), вычленять простейшие способы действия с информацией на примерах и действовать по аналогии (аналогия). Дополнительным подтверждением несформированности умения учиться служит показатель количества ошибок. В норме количество ошибок по всему тесту не должно превышать 25. В нашей выборке средний показатель выше 25. Это означает, что действия учащихся во многом случайны, отсутствует контроль.

Далее приведена таблица № 5, в которой представлены ранговые места каждой школы по всем субтестам, суммарному показателю и количеству ошибок. В столбце “М” — среднее арифметическое ранговых мест. В столбце “Р” — окончательный ранг по качеству обучения в начальной школе.

Таблица № 5.

Ранговые места по субтестам и всему тесту в целом.



№ СШ

1 с.т

2 с.т

3 с.т

4 с.т

5 с.т

6 с.т

7 с.т

Сумма

Ош.

М

Р

1

2

12

13

13

14

12

15

12

15

11

13

14

2

6

1

2

1

1

2

1

2

1

7

2

2

3

7

8

4

8

4

6

3

13

4

2

5,78

4

4

12

7

15

15

10

15

13

1

7

15

10,89

12

5

14

13

11

14

8

8

9

8

9

4

9,33

8

6

15

10

14

12

12

13

11

10

14

13

12,11

13

7

18

11

3

6

13

10

10

15

13

5

9,56

10

8

25

9

5

9

5

7

4

14

5

3

6,78

5

9

54

14

9

4

6

11

8

7

8

14

9

7

10

55

3

12

3

11

9

14

11

12

10

9,44

9

11

60

5

10

11

7

3

6

5

6

8

6,78

5

12

75

4

6

7

15

4

12

3

10

9

7,78

6

13

80

2

1

2

2

1

2

4

2

1

1,89

1

14

83

15

8

10

9

14

7

9

11

12

10,56

11

15

85

6

7

5

3

5

5

6

3

6

5,11

3


Итак, по качеству обучения в начальной школе

на 1 месте — школа № 80,

на 2 месте — школа № 6.

На последнем месте — ранг 14 — школа № 2 со средним результатом по выборке “ниже нормы”.
Обсуждение результатов.

Низкие результаты, полученные нами в исследовании, являются свидетельством недостаточного качества обучения в начальной школе, что, в свою очередь, закладывает основу низкой успешности обучения в средней школе.

Если около 70% из обследуемых учеников, обучающихся  в разных школах в основном по традиционным программам показывают результаты “ниже нормы”, это означает, что необходимо менять дидактические методы и средства, используемые в традиционных классах начальной школы.

В пользу высказанного нами суждения говорят следующие факты: первые места по обученности заняли представители школ в которых организация и методика обучения имеет явные отличия от других школ района. Кроме того, мы имеем возможность привести для сравнения данные исследования по этой же методике детей, прошедших обучение в начальной школе по системе Эльконина-Давыдова. Из приведенной далее таблицы № 6 видно, что другая программа и методика преподавания создает базу для более высоких результатов и по субтестам “арифметика”, “предложения” и “различение” по окончании начальной школы.



--PAGE_BREAK--
Выводы.

1. Качество обучения в начальной школе в районе не обеспечивает более чем 70% учащихся достижения нормативных результатов.

2.  2 школы (6 и 80) имеют специфику в организации обучения в начальной школе и их ученики в массовом порядке достигают результатов “не ниже нормы”.


3. Практически во всех школах, кроме указанных выше 2-х ученики к окончанию начальной школы не осваивают собственно учебную деятельность.


4. Обучение в классах КРО не эффективно.


Рекомендации

1. Проанализировать и распространить методический опыт 6 и 80 школ.

2.  Обратить внимание педагогов начальной школы на необходимость формирования учебных навыков и умственных действий как базы для дальнейшего обучения.


3. Провести повторное исследование качества обучения этих же учащихся в конце текущего учебного года.

--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.