--PAGE_BREAK--
Ш. Организация и проведение психолого-педагогического экспериментального исследования качества обучения учащихся начальной школы и интерпретация результатов.
Проблема обученности, т.е. эффективности обучения волнует педагогическое сообщество вероятно столько времени, сколько существует организованное обучение. В наше время, как правило педагоги пытаются делать выводы о уровне обученности учащихся на основании оценки успешности выполнения ими тестовых заданий, или по текущим годовым отметкам.
Недостаточная адекватность отметок знаниям, а тем более качеству преподавания, несравнимость одних и тех же отметок, поставленных в разных школах разными учителями, — общеизвестны. Тесты достижений (предметные) дают информацию для сравнительного анализа успешности выполнения того или иного типа школьных заданий, т.е. в той или иной мере привычных заданий.
В процессе проведения психолого-педагогического экспериментального исследования мы попробовали оценить степень присутствия в деятельности школьников знаний, умений и навыков, которые должны являться результатом обучения в начальной школе.
Цельюнашего исследования является выявление уровня умственного развития выпускников начальных школ Комсомольского района города Тольятти.
Задачи исследования:
n выявить наличие или отсутствие проблем качества обучения и обученности учащихся в начальных школах Комсомольского района;
n провести сравнительный анализ обученности по школам;
n попытаться выявить особенности в способах мыслительной деятельности выпускников начальной школы — то есть вероятные причины реального состояния обученности.
Объект исследования.
Учащиеся 5-х классов в период завершения этапа повторения материала начальной школы. 2 подгруппы: обычные классы, в том числе и гимназические и лицейные и классы коррекционно-развивающего обучения.
Предмет исследования.
Мыслительные операции младших школьников проявляющиеся при выполнении заданий на материалах учебных программ начальной школы.
Логический анализ (интерпретация и операциональное определение основных понятий).
Уровень умственного развития — степень развития мыслительных операций, действий как результат обучения в начальной школе, таких как:
n умение вычленить учебную задачу;
n оперирование житейскими понятиями;
n умозаключения по аналогии;
n понимание структуры и смысла различных по сложности построения фраз;
n обобщение способа мыслительного действия и т.п.
Развитие вышеперечисленных интеллектуальных операций в пределах возрастной нормы можно интерпретировать как показатель качественного уровня обучения, ведущего за собой развитие.
Гипотеза исследования.
Результатом эффективного обучения в начальной школе, кроме ЗУНов, определенных Госстандартом, должно являться такое новообразование как учебная деятельность.
Компоненты учебной деятельности:
1. целеполагание — умение определить, вычленить учебную задачу;
2. учебные действия — навык исполнения изученных алгоритмов действий с учебным материалом;
3. контроль и оценка — умение оценить свои возможности относительно решения той или иной учебной задачи и отслеживать в ходе исполнения его качество.
Сформированность учебной деятельности позволяет детям при переходе в среднее звено школы удерживать уровень успеваемости и является “гарантом” учебной мотивации.
Методы сбора информации.
Тестирование учащихся по методике ГИТ (Групповой интеллектуальный тест) Акимовой М.К., Борисовой Е.М. и др. Тест стандартизирован и позволяет оценивать полученные данные с нормативными, кроме того субтесты специализированы по отдельным мыслительным операциям:
n Учебные действия ( 2 с.т. — на материале арифметики, 3 с.т. — на материале русского языка).
n Умение ставить перед собой учебную задачу ( 1с.т.).
n Умение действовать в умственном плане по аналогии ( 4 с.т.).
n Умение оперировать простейшими понятиями (род-вид, часть — целое) — 6 с.т.
n Анализ и обобщение — 5 с.т.
n Сформированность контроля — 7 с.т. и количество ошибок.
Определение выборочной совокупности.
Простая механическая выборка 10% в обычных классах и 20% в классах КРО.
Методология исследования.
Тестирование проводится в группах в первой половине дня. Первичные данные анализируются по каждой школе и по всему району в целом. В сравнении не только друг с другом, но и со статистической нормой.
Анализ результатов психолого-педагогического экспериментального исследования качества обучения в начальной школе.
В ноябре 1999 года Психолого-педагогический центр, при участии школьных психологов, провел исследование качества обученности выпускников начальной школы.
Выборка простая механическая 10%. Всего было протестировано 201 учащийся 5 классов 16 школ района. Школа № 8 не имеет начальных классов, а школа № 11 представила недостоверные данные.
Метод: Групповой Интеллектуальный Тест М.А. Акимовой, Е.М.Борисовой и др., который позволяет оценить эффективность обучения младших подростков, а также уровень развития отдельных интеллектуальных функций. Диагностика проводилась по одному алгоритму и во всех школах одновременно. Время проведения диагностики было назначено нами на конец 1-ой четверти, когда в 5-м классе заканчивается период повторения материала, пройденного в начальной школе. Полученные результаты сравниваются со стандартными, приведенными авторами методики, в тексте эти показатели обозначаются словом “норма”. Кроме того, анализу подвергается соотношение данных по каждой школе между собой и со средними показателями по району.
Описание результатов.
Результаты выше нормы: более 100 баллов — 24 чел. — 11,9%
Норма от 80 до 100 баллов — 44 чел. — 21,9%
Близкие к норме от 60 до 79 баллов — 65 чел. — 26,9%
Ниже нормы от 40 до 59 баллов — 54 чел. — 26,9%
Очень низкие менее 40 баллов — 14 чел. — 7,0%
То есть всего 33,8 % учащихся показывают результаты не ниже нормы.
В следующей таблице № 1 представлено распределение по нормативным категориям результатов учащихся каждой школы в абсолютных (чел.) и % показателях.
Таблица № 1.
№
№ СШ
Кол-во
Выше нормы
Норма
близкое к норме
ниже нормы
очень низкие
чел
%
чел
%
чел
%
чел
%
чел
%
1.
2
12
2
16,7
3
25
5
41,7
2
16,7
2.
6
12
7
58,3
4
33,3
1
8,3
3.
7
11
3
27,3
5
45,4
2
18,2
1
9
4.
12
6
1
16,6
4
66,7
1
16,6
5.
14
8
1
12,5
6
75
1
12,5
6.
15
13
2
15,4
4
30,8
6
46,2
1
7,7
7.
18
19
5
26,4
4
21,1
7
36,8
3
15,8
8.
25
8
2
25
6
75
9.
39
15
3
20
7
46,7
2
13,3
3
20
10
54
19
1
5,3
4
21,1
7
36,8
6
31,6
1
5,3
11
55
10
6
60
4
40
12
60
12
5
41,7
4
33,3
3
25
13
75
12
2
16,7
1
8,3
3
25
5
41,7
1
8.3
14
80
16
6
37,5
8
50
2
12,5
15
83
9
1
11,1
4
44,4
3
33,3
1
11,1
16
85
12
3
25
1
8,3
5
41,7
3
25
В таблице № 1 количество учащихся меньше 201 (общая 10% выборка), так как в эту таблицу мы включили данные только по обычным ( не КРО) классам, за исключением 80 школы. Результаты учащихся этой школы по всей выборке однородны, различия по результатам между классом ККО и обычными классами отсутствуют.
В 3-х школах (6, 80 и 39) результаты “выше нормы” и “норма” составляют: 91,6; 87,5; и 66,7% от количества протестированных соответственно. У 6 и 80 школ отсутствуют результаты “ниже нормы” и “очень низкие”.
Как видно из приведенной таблицы в выборке 9 школ вообще не встречаются результаты “выше нормы”, то есть выше 100 баллов. В 2-х школах ( 12 и 55) нет в выборке ни одного ученика набравшего нормативный балл, и в 4-х школах ( 14, 75, 83, 85) таких учеников всего по одному в выборке.
В 4-х школах более 50% выборки показывают результаты “ниже нормы” и “очень низкие” ( школы №№ 2, 15, 18, 75).
Средние показатели: общий и по каждому субтесту (выборка 201 чел.).
Таблица № 2.
иност
ариф
предл
разл
числ.р.
анал
симв
сум-ма
Ош.
баллы
7,03
4,95
5,97
15
7,46
14
16
70,87
25,0
% выполн.
35,15
24,75
39,85
37,5
37,3
35
40
35,43
мах
возм.
20
20
20
40
20
40
40
200
Суммарный средний балл по выборке ниже нормы. Статистически нормативным результатом считается результат, который показывают около 50% попавших в нормативную выборку. Как видно из приведенных выше данных, в нашем случае и общий средний показатель существенно ниже нормы и количество детей, достигающих нормального результата всего лишь 21,9% от выборки.
Средние результаты по каждой школе см. таблицу № 3.
В последующих таблицах отсутствует школа № 39, так как в выборку попали, в основном, учащиеся, закончившие начальные классы в других школах. Поскольку мы исследуем качество обучения в начальной школе, их данные и были присоединены к данным школ, где они учились ранее.
Средний результат по выборке в пределах нормы показывают учащиеся только двух школ: 6 и 80. Средний по выборке суммарный результат школа № 2 относится к категории “ниже нормы”. Результаты остальных школ — к категории “близкие к норме”.
Поскольку результаты по школам 6 и 80 существенно отличаются от остальных, мы посчитали средние показатели без данных этих школ — получилась выборка в 158 человек.
Таблица № 4.
иност
ариф
предл
разл
числ.р.
анал
симв
сум-ма
Ош.
баллы
6,61
4,73
5,82
14,3
7,35
13,1
16
67,92
25,3
% выполн.
33
23,6
29
35,7
36,7
32,75
40
33,9
Если сравнить данные, приведенные в таблице № 1 и таблице №3, то можно увидеть, что для 13 школ средний результат еще ниже.
Результаты 2 и 3 с/т самые низкие, при этом разброс индивидуальных результатов маленький, так как результативность выполнения этих субтестов зависит от учебных программ. Самые значительные расхождения по с.т: инструкция,
различение,
аналогия.
Это как раз с.т. предназначенные для диагностики сформированности собственно учебной деятельности у выпускников младшей школы, то есть умения вычленять учебную задачу (инстр.), различать понятия (с.т понятия), вычленять простейшие способы действия с информацией на примерах и действовать по аналогии (аналогия). Дополнительным подтверждением несформированности умения учиться служит показатель количества ошибок. В норме количество ошибок по всему тесту не должно превышать 25. В нашей выборке средний показатель выше 25. Это означает, что действия учащихся во многом случайны, отсутствует контроль.
Далее приведена таблица № 5, в которой представлены ранговые места каждой школы по всем субтестам, суммарному показателю и количеству ошибок. В столбце “М” — среднее арифметическое ранговых мест. В столбце “Р” — окончательный ранг по качеству обучения в начальной школе.
Таблица № 5.
Ранговые места по субтестам и всему тесту в целом.
№
№ СШ
1 с.т
2 с.т
3 с.т
4 с.т
5 с.т
6 с.т
7 с.т
Сумма
Ош.
М
Р
1
2
12
13
13
14
12
15
12
15
11
13
14
2
6
1
2
1
1
2
1
2
1
7
2
2
3
7
8
4
8
4
6
3
13
4
2
5,78
4
4
12
7
15
15
10
15
13
1
7
15
10,89
12
5
14
13
11
14
8
8
9
8
9
4
9,33
8
6
15
10
14
12
12
13
11
10
14
13
12,11
13
7
18
11
3
6
13
10
10
15
13
5
9,56
10
8
25
9
5
9
5
7
4
14
5
3
6,78
5
9
54
14
9
4
6
11
8
7
8
14
9
7
10
55
3
12
3
11
9
14
11
12
10
9,44
9
11
60
5
10
11
7
3
6
5
6
8
6,78
5
12
75
4
6
7
15
4
12
3
10
9
7,78
6
13
80
2
1
2
2
1
2
4
2
1
1,89
1
14
83
15
8
10
9
14
7
9
11
12
10,56
11
15
85
6
7
5
3
5
5
6
3
6
5,11
3
Итак, по качеству обучения в начальной школе
на 1 месте — школа № 80,
на 2 месте — школа № 6.
На последнем месте — ранг 14 — школа № 2 со средним результатом по выборке “ниже нормы”.
Обсуждение результатов.
Низкие результаты, полученные нами в исследовании, являются свидетельством недостаточного качества обучения в начальной школе, что, в свою очередь, закладывает основу низкой успешности обучения в средней школе.
Если около 70% из обследуемых учеников, обучающихся в разных школах в основном по традиционным программам показывают результаты “ниже нормы”, это означает, что необходимо менять дидактические методы и средства, используемые в традиционных классах начальной школы.
В пользу высказанного нами суждения говорят следующие факты: первые места по обученности заняли представители школ в которых организация и методика обучения имеет явные отличия от других школ района. Кроме того, мы имеем возможность привести для сравнения данные исследования по этой же методике детей, прошедших обучение в начальной школе по системе Эльконина-Давыдова. Из приведенной далее таблицы № 6 видно, что другая программа и методика преподавания создает базу для более высоких результатов и по субтестам “арифметика”, “предложения” и “различение” по окончании начальной школы.
--PAGE_BREAK--
Выводы.
1. Качество обучения в начальной школе в районе не обеспечивает более чем 70% учащихся достижения нормативных результатов.
2. 2 школы (6 и 80) имеют специфику в организации обучения в начальной школе и их ученики в массовом порядке достигают результатов “не ниже нормы”.
3. Практически во всех школах, кроме указанных выше 2-х ученики к окончанию начальной школы не осваивают собственно учебную деятельность.
4. Обучение в классах КРО не эффективно.
Рекомендации
1. Проанализировать и распространить методический опыт 6 и 80 школ.
2. Обратить внимание педагогов начальной школы на необходимость формирования учебных навыков и умственных действий как базы для дальнейшего обучения.
3. Провести повторное исследование качества обучения этих же учащихся в конце текущего учебного года.
--PAGE_BREAK--