--PAGE_BREAK--Итоги занятия
1. Антонова Ира, 6 лет – 9 баллов.
За выполнение задания взялась уверенно. Вопросов не возникло. Работала быстро, правильно и точно находя правильный ответ. В последнем задании допустила ошибку по невнимательности. По окончании тестирования сама поняла свою ошибку. Очень расстроилась.
2. Семенов Игорь, 6 лет- 9 баллов
Во время работы у Игоря проснулся интерес к тесту. Ребенок проявлял усидчивость и логическое мышление. Рассуждал вслух во время выполнения задания. Работал не торопясь, внимательно просматривая все задания.
3. Чуреев Аслан, 7 лет – 7 баллов
Перед выполнением методики ребенок испугался, что не справится с заданием. Благодаря подбадриванию мальчик сразу согласился выполнить упражнение.
Работал быстро, но не очень внимательно. Допустил 3 ошибки в заданиях, связанных с расчетами, и сравнениями размеров предметов.
4. Ивлева Аня, 6 лет – 10 баллов
Перед выполнением задания ребенок сказал, что справится с ним без проблем. Задание выполняла долго, но не допустила ни одной ошибки.
Работала с интересом, спокойно, уверенно.
5. Игошина Надя, 6 лет – 8 баллов
Сложности вызвало упражнение под номером 9, связанное со сравнением размеров одинаковых предметов. Вторую ошибку допустила, так как работала быстро и уверенно, но не очень внимательно.
6. Чукманов Никита, 6 лет – 10 баллов
Перед выполнением задания Никита проявил большую заинтересованность.
Ребенок проявлял усидчивость, аккуратность и внимательность. Результаты хорошие.
7. Карпова Настя, 7 лет – 9 балл
Задание восприняла положительно. Работала внимательно, сосредоточено. Правильные ответы находила быстро.
8. Тишина Полина, 6 лет – 7 баллов
Ребенок задание воспринял с интересом. Внимательно выслушала задание, задавая уточняющие вопросы.
Работала спокойно, сосредоточенно. Допустила 3 ошибки.
9. Буров Семен, 7 лет – 10 баллов
Задание выполнил хорошо. Затруднений и дополнительных вопросов не возникало.
Во время работы чувствовал себя спокойно, уверенно. Результаты хорошие.
10.Трошин Артем, 7 лет – 10 баллов
Вопросов по выполнению задания не возникало. Выполнение новой задачи воспринял положительно и с интересом.
Во время работы чувствовал себя уверенно и спокойно.
Графический диктант и методика Керна – Йерасека.
Образец графического диктанта
Ребенку дают листок бумаги в клеточку и карандаш. Показывают и объясняют, как нужно проводить линии.
Инструкция. «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Сначала я покажу тебе, как нужно рисовать, а потом я буду тебе диктовать, а ты внимательно слушай и рисуй. Давай попробуем.»
Например: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз.
«Видишь какой рисунок получился? Понял? Теперь выполни задание под мою диктовку, начиная вот от этой точки.» (Ставится точка в начале строки.)
Первое графическое изображение
Инструкция. «Теперь внимательно слушай меня и рисуй только то, что я буду диктовать: одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз.»
Оценка: за все задание — 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.
Второй графический диктант
Инструкция. «Теперь нарисуй еще один рисунок. Слушай меня внимательно: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо.»
Оценка: за все задания — 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.
Третий графический диктант
Инструкция. «Теперь нарисуем еще один узор. Слушай меня внимательно: одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо.»
Оценка: за все задание — 10 баллов. За каждую ошибку снимается 0,5 баллов.
Результаты теста
1. Антонова Ира, 6 лет
На тест была настроена положительно.
При выполнении всех трех упражнений ребенок чувствовал себя спокойно, проявлял заинтересованность. Результаты теста хорошие.
Первый графический диктант – 9 баллов,
Второй графический диктант – 9 баллов,
Третий графический диктант – 10 баллов.
Итого 28 баллов
2. Семенов Игорь, 6 лет
Ребенок на тест был настроен положительно. Чувствовалось желание выполнить еще не известное задание. Задание выполнял с интересом, спокойно.
На втором упражнении допустил две ошибки. С упражнением справился. 3 Задание выполнил хорошо. Затруднений не возникало. Во время работы Игорь чувствовал себя спокойно, уверенно. Результаты хорошие.
Первый графический диктант – 10 баллов,
Второй графический диктант – 8 баллов,
Третий графический диктант – 10 баллов.
Итого 28 баллов
3. Чуреев Аслан, 7 лет
При проведении теста дополнительных вопросов не возникало. Ребенок работал заинтересованно, спокойно, но временами отвлекался. Старался аккуратно и точно выполнить задания.
Первый графический диктант – 7 баллов,
Второй графический диктант – 8 баллов,
Третий графический диктант – 8,5 баллов.
Итого 23,5 балла
4. Ивлева Аня, 6 лет
На выполнение теста была настроена положительно. Ребенок работал сосредоточенно, спокойно.
Первый графический диктант – 9 баллов,
Второй графический диктант – 10 баллов,
Третий графический диктант – 9,5 баллов.
Итого 28,5 баллов
5. Игошина Надя, 6 лет
На выполнение теста была настроена положительно. Во время выполнения всех заданий ребенок отвлекался, но не нервничал. При преступлении к выполнению очередного задания девочка спрашивала, как его выполнять.
Первый графический диктант – 8 баллов,
Второй графический диктант – 9 баллов,
Третий графический диктант – 9,5 баллов.
Итого 26,5 баллов
6. Чукманов Никита, 6 лет
Ребенок на тест был настроен положительно. Чувствовалось желание выполнить еще не известное задание. Задание выполнял с интересом, спокойно.
С упражнением справился.
Первый графический диктант – 10 баллов,
Второй графический диктант – 9 баллов,
Третий графический диктант – 9,5 баллов.
Итого 28,5 баллов
7.Карпова Настя, 7 лет
На выполнение теста была настроена положительно. Рисовала очень старательно. Все задания выполнены аккуратно.
Первый графический диктант – 10 баллов,
Второй графический диктант – 9 баллов,
Третий графический диктант – 9,5 баллов.
Итого 28,5 баллов
7. Тишина Полина, 6 лет
Начала рисовать, не дослушав задание. Часто отвлекалась, роняла карандаш, переспрашивала задание. Все задачи выполнила быстро, но не аккуратно.
Первый графический диктант – 9 баллов,
Второй графический диктант – 10 баллов,
Третий графический диктант – 9,5 баллов.
Итого 28,5 баллов
9. Буров Семен, 7 лет
Задание выполнил хорошо. Затруднений и дополнительных вопросов не возникало. Положительно отнесся к выполнению нового задания.
Работал спокойно, уверенно. Результаты хорошие.
Первый графический диктант – 10 баллов,
Второй графический диктант – 10 баллов,
Третий графический диктант – 9,5 баллов.
Итого 29,5 баллов
10. Трошин Артем, 7 лет
Вопросов по выполнению задания не возникало. Выполнение новой задачи воспринял положительно и с интересом.
Во время работы чувствовал себя уверенно и спокойно.
Первый графический диктант – 8 баллов,
Второй графический диктант – 10 баллов,
Третий графический диктант – 10 баллов.
Итого 28 баллов.
Результаты констатирующего эксперимента представим в виде диаграммы (рис.1)
Рисунок 1. Результаты констатирующего эксперимента
2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента
Цель проведения формирующего эксперимента – помочь дошкольникам в ходе занятия сформировать необходимые навыки.
Самое полезное и действенное занятие для дошкольника – это игра. Специалисты считают, что сюжетно-ролевая игра является ведущим типом деятельности ребенка 5-7 лет. Игра, где есть сюжет и определены роли, имеет три важные составляющие – мотивацию, произвольность и развитие ума. Это те самые три кита, которые позволяют детям хорошо учиться в школе.
Игра детей-дошкольников, особенно если она осуществляется при умелом руководстве педагогов-воспитателей, способствует развитию у них прежде всего воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать замыслы коллективных и индивидуальных игровых действий. С нашей точки зрения, как раз в «замысле» ребенка обнаруживается одна из важнейших особенностей воображения — умение «видеть» целое раньше частей. «Замысел» — это некоторая общая целостность, которую можно раскрыть через многие части. Такое раскрытие осуществляется в процессе реализации и воплощения «замысла».
Это наше понимание «замысла» подтверждается результатами исследования О. М. Дьяченко [31, стр. 100]. Ею установлено, что воображение имеет два компонента: порождение общей идеи решения задачи и составление плана реализации этой идеи («общая идея» — это то, что мы назвали замыслом, требующим реализации). При создании общей идеи дети от 3 до 5 лет используют в основном элементы реальности в качестве центральной части нового образа. У детей 6—7 лет эти элементы занимают второстепенное место,— новый образ строится ими в процессе свободного оперирования представлениями. При воплощении нового образа дошкольники могут использовать наглядную модель, фиксирующую последовательность получения продукта. В рассматриваемой работе показано, что в дошкольном возрасте вполне возможно целенаправленное воздействие на развитие воображения ребенка с помощью специальных заданий (разработана соответствующая программа для детей 3—7 лет).
Существенно следующее обстоятельство: в дошкольном возрасте наряду с игрой большую роль в развитии воображения имеют художественная деятельность, конструирование, элементы труда и учения, которые реализуются средствами художественного, умственного и нравственного воспитания детей. Правда, эти средства первоначально имеют игровую форму, но вместе с тем они обладают своими особыми целями. Они взаимосвязаны и направлены на выполнение детьми различных действий, которые принято называть творческими (например, лепка, танцы, конструирование).
Именно поэтому занятия, направленные на формирования навыков, необходимых для обучения в школе, следует проводить в форме игры.
Для проведения формирующего эксперимента автором дипломной работы была разработана программа «Скоро в школу», которая приведена в Приложении.
2.3 Описание полученных результатов в контрольном эксперименте по методикам
В ходе проведения контрольного эксперимента использовались те же тестовые задания, что и в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного эксперимента представлены в виде диаграммы (рис.2)
Как видно из рисунка, результаты тестов несколько улучшились в результате проведения с детьми рекомендованных занятий.
В результате диагностики мы получили следующие результаты: общий уровень готовности обследованных детей – выше среднего. Высокий уровень готовности к школьному обучению на момент обследования показали три мальчика и одна девочка - Чукманов Никита, Буров Семен, Трошин Артем, Антонова Ира, это благодаря тому, что детям уделялось внимание дома, с ними занимались родители. Невысокийуровень готовности к школьному обучению у одного мальчика: Чуреев Аслан, 7 лет. Очень низкий уровень готовности связан также с тем, что дома ребенок принадлежит сам себе, мальчик из неполной семьи, получает очень мало внимания со стороны взрослых. С неготовыми к школьному обучению детьми необходимо проведение психокоррекционной работы.
Такие аспекты как: смысловая память, образно-логическое мышление, устойчивость внимания имеют средний уровень развития почти у всех обследуемых детей. Для коррекции этих сторон психической деятельностиможно проводить с детьми фронтальные занятия на основе формирующего эксперимента, где экспериментатор выступает в роли педагога.
Заключение
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцепт в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Наш опыт показывает, что надежность результатов психолого– педагогической диагностики очень высокая. Существенным является и тот факт, что прогноз оказывается долговременным и охватывает период начальной школы, а не только начало обучения в первом классе. Кроме того, выявлена положительная корреляция между прогнозом обучения и школьной успешностью ребенка. Все сказанное выше приводит к очень важному выводу о том, что принципиально возможно дать прогноз интеллектуальной успешности детей на уровне приема в первый класс. При этом не исключаются варианты неравномерного, скачкообразного интеллектуального развития детей, но надежность результатов диагностики, основанная теоретическим подходом, выбором адекватных методов и методик, такова, что выводит на решение проблемы приема детей в первый класс школ с обучением на высоком уровне трудностей.
Диагностика дошкольников имеет большое значение. Особенно важно, чтобы педагог мог квалифицировано провести все мероприятия и в полной мере владел методами и приёмами обследования.
Непрофессионализм может привести к неправильным выводам и нанести вред ребёнку.
Педагог должен не только, квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции.
В нашей работе было проведено обследование, которое выявило стороны психической деятельности детей, нуждающиеся в коррекции. Коррекционная работа проводилась в виде формирующего эксперимента и дидактических игр. Повторная диагностика детей показала, что пути коррекции были выбраны правильно и могли бы быть рекомендованы для дальнейшего применения.
Список литературы:
1. Анастази А. Психологическое тестирование — Москва, 1982г.
2. Буре Р.С. Готовим детей к школе — Москва, 1987г.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте — Москва, 1968г.
4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков — Москва, 1972г.
5. Большая советская энциклопедия – Москва: изд. «Советская энциклопедия», 1990г.
6. Бухвалов В.А. Технология педагогического творчества — М., 1993.
7. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Опыт психологического консультирования детей дошкольного возраста//Вестник Московского университета, Психология. 1986. № 3.
8. Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина//Вопр. психологии. 1988. №3.
9. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.Л. Дети, взрослые и мир вокруг — М., 1993.
10.Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада — М., 1990.
11.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте — М., 1989.
12.Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте//Избранные психологические исследования. М., 1956г.
13.Гаврилова Т. П. О кризисах в психическом развитии личности ребенка//Психологические особенности формирования личности школьник М., 1983г.
14.Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978г.
15.Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения.//Вопросы психологии, 1994г.
16.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога — М.: Академический Проект, 2000г.
17.Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучения – Москва: МГППУ, 2002г.
18. Диагностика психического развития/ Под ред. Й. Шванцары. Прага, 1978г.
19.Диагностика умственного развития дошкольников/Под ред. Л. А. Вегнера, В. В. Холмовской – Москва, 1978г.
20.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития ребенка/ Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Вегнера — Москва, 1981г.
21.Дьяченко О.М. О соотношении речевых и образных средств при решении задач на воображение // Новые исследования в психологических науках, 1988г.
22.Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. — М.: Мозаика-Синтез, 2008г.
23.Запорожец А. В. Интеллектуальная подготовка детей к школе//Дошкольное воспитание, 1977г. № 8
24.Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности//Принцип развития в психологии — Москва, 1978г.
25.3апорожец А. В. Развитие произвольных движений//Избр. психол. труды. Т. 1 – Москва, 1986г.
26.Как подготовить ребенка к школе. Ситуации, упражнения, диагностика/ Волков Б.С., Волкова Н.В. – Москва: Ось-89, 2004г.
27.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. — М, Знание, 1987г.
28.Кулагина И.Ю. «Возрастная психология» — Москва, 1991г.
29.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения — М.: Педагогика, 1986.
30.Методы изучения и диагностики психического развития ребенка/Под ред. Н. И. Непомнящей. М., 1975. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе – Москва, 1986г.
31.Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста/Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Вегнера – Москва, 1988г.
32.Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии – Спб: изд. «Питер», 2000г.
33.Российская педагогическая энциклопедия — http://www.otrok.ru
34.Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // В кн.: Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.– М.: Педагогика, 1981г.
35.Bandura A. Principles of Behavior Modification. N. Y., 1969г.
Приложение
Программа формирующего эксперимента
«Скоро в школу»
Составила Д.О.Н.
Группа________
Тематический план занятий
Тема занятия
Цели занятия
Структура занятия
Занятие 1 «Экскурсия в лесную школу»
Знакомство с детьми, создание благоприятной атмосферы, развитие математических способностей
1. Организационный момент
2. Игра «Четыре стихии»
3. Урок математики с мудрой совой
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 2 «В гостях у кролика»
Формирование положительного отношения к школе, развитие речи
1. Организационный момент
2. Игра «Бег ассоциаций»
3. Урок развития речи с кроликом
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 3 «Колючий еж ждет нас»
Развитие памяти, внимания, навыка работы в парах
1. Организационный момент
2. Игра «попугай»
3. У ежика на уроке
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 4 «Михаил Потапыч учит запоминать»
Развитие памяти, воображения, быстрота реакции, обогащение словарного запаса
1. Организационный момент
2. Игра «настроение в цвете»
3. Урок Михаила Потапыча
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 5 «В гостях у серого волка»
Развитие мышления, навыка совместной деятельности
1. Организационный момент
2. Игра «путаница»
3. Игра «Собери картинку»
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 6 «Урок письма Сороки Белобоки»
Развитие мелкой моторики рук, внимания
1. Организационный момент
2. Игра «волшебное яйцо»
3. Урок письма с сорокой белобокой
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 7 «Лиса Алиса учит грамоте»
Развитие речи, умение различать гласные и согласные, сопоставлять картинку со звуком, воспитание культуры поведения
1. Организационный момент
2. Игра «найди гласные и согласные буквы»
3. Игра «найди место для буквы»
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 8 «На уроке окружающий мир»
Развитие мышления, внимания, речи, наблюдательности
1. Организационный момент
2. Вопросы Белки
3. Игра «Что такое?»
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 9 «Повоображаем с лягушонком -кваки»
Развитие речи, воображения, обогащение словарного запаса
1. Организационный момент
2. «Волшебный лес»
3. Игра «Узнай, кто я?»
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 10
«Крот – кладоискатель»
Развитие речи, пространственных представлений
1. Организационный момент
2. Игра «Поиск клада»
3. Игра «Рисуем карту»
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 11
«Уроки мудрой Совы»
Развитие внимания, памяти, обогащение словарного запаса
1. Организационный момент
2. Игра «Что изменилось?»
3. Игра «Рассказываем сказку»
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 12
«Кот Котофей учит считать»
Развитие мелкой моторики, навыков счёта
1. Организационный момент
2. Игра «Рыбалка»
3. Игра «Подбери цифру»
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 13
«Уроки с воробьём»
Развитие пространственных представлений
1. Организационный момент
2. Ориентация в пространстве
3. Игра «Изучаем части тела»
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 14
«Занимательные уроки с Мышкой-норушкой»
Развитие речи, ориентации
во времени
1. Организационный момент
2. Игра «Время суток»
3. Игра «Дни недели»
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 15 «Прощай, лесная школа»
Развитие творческих способностей, воображения, подведение итогов комплекса занятий
1. Организационный момент
2. Игра «Три стихии»
3. «Моя лесная школа»
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 1 «Экскурсия в лесную школу»
1. Организационный момент
2. Игра «Четыре стихии»
Цель: развитие мышления, речи, обогащение словарного запаса, развитие внимания.
Оборудование: тематические карточки (картинки, изображающие спички, стакан с водой, сосульку, воздушный шарик, клумбу и т.д.)
Ход: дети получают набор карточек. Необходимо разложить их в четыре стопочки: в зависимости от того, к какой стихии они имеют отношение. Ребенок должен не только выполнить задание, но и объяснить свой выбор.
3. Урок математики с мудрой совой
Цель: развитие внимания, мелкой моторики.
Оборудование: лист бумаги, карандаш, тематические карточки.
Ход: дети получают задание нарисовать столько ягод, орехов (в зависимости от того, какое животное нарисовано на карточке), какая цифра указана на карточке с изображением животного.
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 2 «В гостях у кролика»
1. Организационный момент
2. Игра «Бег ассоциаций»
Цель: формирование положительного отношения к школе.
Ход: Дети делятся на 2 группы. Психолог задает вопрос: «Какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?
Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии «Школа»
3. Урок развития речи с кроликом
Цель: развитие речи.
Оборудование: картинки.
Рассмотри картинки. Расскажи, что на них изображено. Рисунок 1.
Назови одним предложением то, что нарисовано. А затем подбери другие слова к картинкам. Например, мальчик смеется, мальчик хохочет. (Рисунок 2)
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 3 «Колючий еж ждет нас»
1. Организационный момент
2. Игра «попугай»
Цель: развитие навыка работы в парах, умения работать по образцу, развитие внимания, памяти, умения понимать другого человека.
Ход: Психолог демонстрирует упражнение с кем-то из ребят. Он просит ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о себе. Психолог играет роль попугая, стараясь схватить интонацию ребенка, повторить голос. Дети разбиваются на пары, играют, отражая мимику, жесты, внимательно наблюдая за партнером.
3. У ежика на уроке
Цель: развитие внимания, памяти.
Оборудование: задание, карандаш.
Ход: помоги маленькому ежику добраться до дома. Для этого пройди лабиринт. (рисунок 3)
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 4 «Михаил Потапыч учит запоминать»
1. Организационный момент
2. Игра «настроение в цвете»
Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход: детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги. Затем психолог предлагает поддержать тех, у кого настроение плохое. Дети делают это с символом в руках.
3. Урок Михаила Потапыча
Цель: развитие памяти.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход: Михаил Потапович просит детей запомнить все изображённые объекты их расположение. На это он дал им 30 секунд. А затем посмотреть на другую картинку и сказать, что изменилось по сравнению с предыдущей картинкой. После этого задания Миша провёл с детьми физминутку «Миша Косолапый по лесу идёт, шишки собирает и в карман кладёт. Вот упала шишка прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою топ. «Больше не буду я шишки собирать, сяду я в машину и поеду спать».
Запомни на картинки все объекты и их расположение. Посмотри на другую картинку. Что изменилось по сравнению с предыдущей картинкой. (рисунок 4 и 5).
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 5 «В гостях у серого волка»
1. Организационный момент
2. Игра «путаница»
Цель: развитие навыка совместной деятельности.
Ход: Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки в кругу, не разжимая рук начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий «распутывает», не разжимая детей.
3. Игра «Найди лишнее».
Цель: развитие мышления.
Оборудование: листы с заданием, карандаш.
Ход: Серый Волк предложил детям поиграть с ним в игру. В каждой рамке нарисовано по четыре предмета. Найти среди них один лишний предмет. Объясни, почему он лишний.
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 6 «Урок письма Сороки Белобоки»
1. Организационный момент
2. Игра «волшебное яйцо»
Цель: развитие воображения.
Оборудование: листы с нарисованным яйцом, карандаши.
Ход: Детям раздаются листы, они должны достроить образ.
3. Урок письма с Сорокой — Белобокой.
Цель: развитие мелкой моторики руки.
Оборудование: лист бумаги с заданием, карандаш.
Ход: Сорока просит ребят нарисовать точно такой же паровозик (рисунок 6).
4. Подведение итогов. Рефлексия
Занятие 7 «Лиса Алиса учит грамоте»
1. Организационный момент
2. Игра «найди гласные и согласные буквы».
Цель: развитие речи, умение различать гласные и согласные.
Оборудование: лист с заданием, цветные карандаши.
Ход: Лиса – Алиса приготовила для вас задание. продолжение
--PAGE_BREAK--