ПсихологическийфакультетРеферат по общейпсихологии
на тему: «Психотерапия в рамках трансперсональной психологии»
Санкт-Петербург
2004г.
Трансперсональнаяпсихология на сегодняшний день представляет собой одно из направленийпсихологии, в рамках которого в определенной степени происходит развитие икачественное преобразование идей и концепций многих школ: психоанализа, гуманистическойи экзистенциальной психологии. Данный подход ставит под сомнение возможностьпостроения какой-либо единственно верной модели психики и(или) сознания. Представителиэтого направления (а одним из ведущих представителей является Станислав Гроф,чьи работы «За пределами мозга» и «Области человеческого бессознательного» иположены в основу данной работы) обращают особое внимание на несовпадение сдействительностью любой модели, недопустимость такого отождествления, посколькусоздание моделей чаще всего служит цели упрощения понимания исследуемыхпроцессов. Модели описывают лишь часть происходящего, представляют адекватноеотображение лишь некоторых аспектов действительности, но, с другой стороны,необходимы для нормального развития науки, поскольку обеспечивают некоторыйуровень определенности исходных предпосылок и способов интерпретации получаемыхрезультатов. Однако обширный эмпирический материал, полученный исследователямив результате работы в данном направлении, лег в основу так называемойрасширенной картографии психики, в соответствии с которой предполагаетсяналичие четырех (взаимосвязанных, но различимых) обширных областейчеловеческого бессознательного. Различие проводится по типам переживаний,возникающих на сеансах при применении методов трансперсональной психологии (основнымиметодами являются психоделическая терапия и холотропное дыхание) и относимых кодной из сфер: абстрактные и эстетические переживания, психодинамическиепереживания, перинатальные переживания и трансперсональные переживания. Вданной работе я не буду приводить подробную характеристику этих областей (этотвопрос, несомненно, представляет значительный интерес, но вполне можетсоставить самостоятельную тему для рассмотрения). Отметим лишь наиболее общиечерты. Абстрактные и эстетические переживания представляют собой наиболееповерхностный уровень переживаний. Они «…не раскрывают бессознательное субъектаи не имеют никакого психодинамического значения; наиболее значительные аспекты этихпереживаний можно объяснить в физиологических терминах как результат химическойстимуляции сенсорных органов, отражающих их внутреннюю структуру ифункциональные характеристики» ([2]). Писходинамические переживания происходятиз области индивидуального бессознательного и сфер личности, доступных вобычном состоянии сознания. Они относятся к важнейшим воспоминаниям,неразрешенным конфликтам и подавленному материалу различных периодов жизничеловека; большинство явлений, происходящих на этом уровне, может бытьпроинтерпретировано и понято в психодинамических терминах. Феноменологияпереживаний данного уровня в значительной степени согласуется с основнымиконцепциями классического психоанализа. Переживания периода внутриутробногоразвития и момента рождения составляют основу перинатальных переживаний.Главной философской темой данного уровня С. Гроф называет сходство междурождением и смертью, «поражающее понимание того, что начало жизни есть то жесамое, что и ее конец»([2]). В то же время «для человека, целиком погруженногов динамику этого уровня бессознательного, рождение может выступать каквсеобъясняющий принцип» ([1], с. 119). Трансперсональные переживания включают всебя опыты пространственного и временного изменения сознания, в том числесужение и расширение границ сознания и собственного Я, восприятие прошлого,опыты прошлых перевоплощений а опыты идентификации себя с объектами живой инеживой природы, космическими объектами.
Интересной чертой даннойконцепции является признание странной парадоксальной природы человека,проявляющей иногда свойства сложного ньютоно-картезианского объекта, а иногда –свойства поля сознания, не ограниченного ни временем, ни пространством, нилинейной причинностью. Такая двойственность иногда сравнивается счастице-волновой дихотомией света и субатомного вещества. В основе же подобныхпарадоксов лежит возможность использования различных теоретических предпосылокили, в более общем случае, возможность мыслить в рамках разных научныхпарадигм. Именно с господством ньютоно-картезианской парадигмы в современнойнауке связывают трудности применения трансперсонального подхода в психиатрии.Трудности, вызванные несоответствием между таким подходом и сформировавшейсяконцепцией.
В психиатрии позициямньютоно-картезианской парадигмы соответствует классический медицинский подход,для которого свойственен поиск органических причин ментальных расстройств, атакже стремление контролировать симптомы различных эмоциональных и поведенческихнарушений, этиологию которых невозможно обнаружить.
Несмотря напервоначальный успех по данным направлениям, медицинский подход в психиатрии несумел установить органическую этиологию для заболеваний, от которых страдаетабсолютное большинство пациентов: депрессий, психоневрозов и психосоматических расстройств. Более того, сомнительнопродвижение в поисках медицинских причин так называемых эндогенных психозов,особенно шизофрении и МДП. Неудачи медицинского подхода и систематическихклинических исследований по поводу эмоциональных нарушений дали толчокальтернативному, психологическому подходу в психиатрии, который положил началоразвитию динамических школ психотерапии. С точки зрения такого нового подхода большинствослучаев, так называемых внутренних болезней нужно рассматривать как выражение иотражение внутренней борьбы индивида с жизненными проблемами. Они представляютсобой скорее социальные, этические и правовые проблемы, чем «болезни» вмедицинском смысле.
Повышенное внимание кправильной постановке диагноза и разработке точной диагностической иликлассификационной системы в психиатрии представляет собой еще одно следствиемедицинского подхода. Даже если психиатрический диагноз будет надежным иосновательным, все же остается сомнение в его практической полезности.Совершенно очевидно, что за некоторыми исключениями поиск точного диагноза вконечном счете бесплоден из-за отсутствия согласия относительно этиологии,терапии и прогнозирования.
В медицине почти всегдаесть линейная зависимость между выраженностью симптомов и тяжестью заболевания.Поэтому ослабление симптомов рассматривается как признак улучшения лежащего вих основе состояния. Терапия в соматической медицине направлена (в той мере, вкакой это возможно) на причину заболевания, симптоматическая терапияприменяется только при неизлечимых заболеваниях или в дополнение к основной.
Применение этого принципав психиатрии привело к серьезной путанице. Наряду с общей тенденцией считатьослабление симптомов улучшением, динамическая психиатрия ввела в обиходразличие между симптоматическим лечением и каузальным (т.е. лечением причины).Ясно, что симптоматическое лечение не решает основную проблему, а как бымаскирует ее. Психоаналитические наблюдения показывают, что усиление симптомовчасто свидетельствует о серьезной внутренней работе над главной, скрытойпроблемой. Новые эмпирические подходы рассматривают усиление симптомов какглавное терапевтическое средство и используют мощные техники для ихактивизации. Наблюдения, полученные в ходе такой практики, позволяют суверенностью предположить, что симптомы являются попытками организма избавитьсяот старой проблемы – и эти попытки следует, конечно же, одобрять иподдерживать.
Примером противоречийслужит также тот факт, что прямые духовные переживания – ощущение космическогоединства, чувство божественной энергии, струящейся через тело, эпизодысмерти-возрождения, видение света сверхъестественной красоты, память прошлыхвоплощений или встречи с архетипическими персонажами рассматриваются каксерьезные психотические искажения объективной реальности, свидетельствующие опатологическом процессе или о душевной болезни.
Роль и содержаниесимптомов при эмпирической терапии понимаются несколько иначе. Динамическуюструктуру психогенных симптомов, коренящихся в трансперсональных областяхпсихики, лучше всего описывать через представление их в качестве компромиссныхобразований из защитного цепляния за рациональный, материалистический имеханистический образ мира и из переполняющего осознания того, что человеческоесуществование и Вселенная суть проявления глубокого таинства, не вмещающегося врамки рассудка. Как только индивид откроется навстречу переживаниям, лежащим воснове этих симптомов, новая информация о Вселенной и существовании радикальнопреобразит его мировоззрение. На перинатальном уровне симптомы представляюттакой же пространственно-временной гибрид, связующий настоящий момент свременем и пространством биологического рождения. В каком-то смысле индивидиспытывает «здесь и сейчас» словно конфронтацию с родовым каналом: эмоции ителесные ощущения, которые должны быть полным соответствием рождению,становятся, в другом контексте, психопатологическими симптомами. И такойчеловек переживает не текущую ситуацию и не биологическое рождение; вопределенном смысле он как бы застревает в родовом канале и еще не родился.
Тот же принцип можноприменить и к симптомам, включающим переживания трансперсональной природы.Единственное значительное отличие состоит в том, что для большинства из них мыне в состоянии вообразить материальный субстрат, которым они могли бы бытьопосредованы. Тем из них, которые связаны с исторической регрессией, оченьтрудно дать интерпретацию через механизмы памяти в общепринятом смысле. Длядругих, связанных с трансценденцией пространственных барьеров, передачуинформации по материальным каналам невозможно не только обнаружить, но часто ипомыслить с позиций механистического мировоззрения.
Следовательно, то, чтопредставляется психиатрическим симптомом, можно в самом широком смыслерассматривать как конфликт на стыке двух различных модусов опыта, в которыхлюди могут осознавать себя самих. Первый из этих модусов можно назватьхилотропическим сознанием: он подразумевает знание о себе как о вещественном физическомсубстрате с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном, котороеживет в трехмерном пространстве и в линейном времени в мире материальныхобъектов. Переживания этого модуса систематически поддерживают некоторое числобазовых предположений: материя вещественна; два объекта не могут одновременнозанимать одно и то же пространство; прошлые события безвозвратно утеряны;будущие события эмпирически недоступны; невозможно одновременно находиться вдвух местах и более; можно существовать только в единственной временной системецелое больше части; нечто не может быть истинным и неистинным одновременно.
Другой эмпирический модусможно назвать холотропическим сознанием: он подразумевает поле сознания безопределенных границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различнымаспектам реальности без посредства органов чувств. И здесь есть многожизнеспособных альтернатив трехмерному пространству и линейному времени.Переживания в холотропическом модусе систематически поддерживаются наборомпереживаний, диаметрально противоположных тем, что характерны дляхилотропического плана: вещественность и непрерывность материи являетсяиллюзией, порожденной частной оркестровкой событий в сознании; время ипространство в высшей степени произвольны; одно и то же пространство можетодновременно быть занято многими объектами; прошлое и будущее можно эмпирическиперенести в настоящий момент; можно переживать несколько временных системсразу; можно быть частью и целым одновременно; форма и пустота взаимозаменимы ит.д.
Жизненный опыт,ограниченный хилотропическим модусом и систематически отрицающийхолотропический, в конечном счете лишен завершенности и чреват потерей смысла,хотя может обходиться без больших эмоциональных невзгод. А выборочный иисключительный фокус на холотропическом модусе несовместим (в то время, покатакое переживание длится), с адекватным функционированием в материальном мире.Как и хилотропический, холотропический опыт может быт трудным или же приятным,но в нем нет серьезных проблем до тех пор, пока человек защищен от внешнейситуации. Психопатологические проблемы возникают в столкновении и негармоничномсмешении двух модусов, когда ни один из них не переживается в чистом виде, неинтегрируется с другим в переживании высшего порядка.
В таких обстоятельствахстихия внезапного перехода в холотропический модус слишком сильна, и она мощновторгается в хилотропический модус. Но в то же время индивид противитсявозникшему переживанию, потому что оно, как ему кажется, нарушает ментальноеравновесие или даже бросает вызов существующему мировоззрению – принятие такогоопыта потребовало бы коренного пересмотра природы реальности. И такое смешениедвух модусов, интерпретируемое как нарушение согласованногоньютоно-картезианского образа реальности, составляет психопатологическоерасстройство.
Многие неожиданные идраматические примеры изменений на уровнях психики могут быть объясненывзаимодействием бессознательных структур, выполняющих функцию динамическихуправляющих систем. Самыми важными из них являются системы конденсированногоопыта, которые организуют материал биографического характера, и базовыеперинатальные матрицы, которые играют аналогичную роль хранилища переживаний, связанныхс рождением и процессом смерти-возрождения. Можно также упомянуть здесьтрансперсональные динамические матрицы, однако из-за чрезвычайного богатства иболее свободной организации трансперсональных сфер им не так просто датьисчерпывающие описания.
По характеруэмоционального заряда нужно отличать негативные управляющие системы (негативныеСКО, БПМ-II, БПМ-III, негативные аспекты БПМ-I, негативные трансперсональные матрицы) от позитивныхуправляющих систем (позитивные СКО, БПМ-IV, позитивные аспекты БПМ-I, позитивные трансперсональные матрицы). Общая стратегияэмпирической терапии заключается в том, чтобы уменьшить эмоциональный заряд,привязанный к негативным системам и наладить эмпирический доступ к позитивным.Более специальное тактическое правило заключается в структурированиизаключительного периода каждого индивидуального сеанса таким образом, чтобы онспособствовал завершению и интеграции бессознательного материала, с которымвелась работа в этот конкретный день.
Во многих случаяхвнезапное и резкое улучшение в ходе терапии можно объяснить сдвигом отпсихологического преобладания негативной управляющей системы к состоянию, вкотором человек находится под исключительным влиянием позитивной констелляции.Такая перемена не обязательно означает, что отработан весь бессознательныйматериал, лежащий в основе имеющейся психопатологии. Он просто указывает навнутреннее динамическое смещение от одной управляющей системы к другой. Этотпроцесс, который следовало бы назвать трансмодуляцией, может начаться на любомиз психических уровней. Сдвиг, связанный с биографическими констелляциями,можно назвать трансмодуляцией СКО. Похожее динамическое смещение от однойдоминирующей перинатальной матрицы к другой будет тогда трансмодуляцией БПМ. Атрансперсональная трансмодуляция связана с управляющими функциональнымисистемами в трансиндивидуальных сферах бессознательного. Типичная позитивнаятрансмодуляция имеет две фазы. Речь идет об интенсификации доминирующейнегативной системы и о внезапном смещении к позитивной. Впрочем, если сильнаяпозитивная система уже доступна, она может преобладать на эмпирическом сеансе ссамого начала, в то время как негативная система будет отходить на задний план.И надо сказать, что смещение от одной динамической системы к другой необязательно ведет к клиническому улучшению. Остается возможность того, чтоплохо проведенный и неадекватно интегрированный сеанс повлечет за собойнегативную трансмодуляцию – смещение от позитивной системы к негативной. Длятакой ситуации характерно неожиданное появление психопатологических симптомов,которые не появлялись до сеанса. Это служит указанием на то, что в ближайшембудущем для завершения гештальта необходим еще один сеанс. Другая интереснаявозможность – смещение от одной негативной системы к другой, тоже негативной.Внешне это внутрипсихическое событие проявляется в заметном качественномизменении психопатологии, в смене одного клинического синдрома другим. Иногдатакое преобразование может быть столь резким, что в течение нескольких часовпациент переходит в совершенно иную клиническую категорию.
Трансперсональныепереживания обладают огромным целительным потенциалом, превосходящим почти всеиз арсенала средств современной психиатрии. Каково бы ни было профессиональнееили философское мнение терапевта о характере трансперсональных переживаний, емувсегда следует сознавать их терапевтический потенциал и поддерживать пациентов,если вольное или невольное самоисследование ведет их в трансперсональные сферы.
Отражают подобныепереживания «объективную реальность» или нет, все равно их терапевтическаяценность бесспорна. Терапевт, не желающий поддержать их из-за своегоинтеллектуального скепсиса, отказывается от терапевтического инструментаэкстраординарной силы.
Таким образом,переживания психотических пациентов следует поддерживать, но не в смысле ихверности по отношению к материальному миру, а как важные шаги в процесселичностной трансформации.
Есть только две категориипациентов, у которых данный подход сталкивается со значительными трудностями иможет оказаться неприемлемым. Как правило, пациенты с сильными параноидальнымитенденциями будут очень неподатливы; по большей части они испытывают ранниестадии БПМ-II. Любое предложение заняться глубокимсамоисследованием в таких обстоятельствах равно приглашению прокатится в ад, итерапевт, делающий это, автоматически становится врагом. Чрезмерноеиспользование проекций, нежелание владеть внутренним процессом, тенденция кцеплянию за элементы внешней реальности и неспособность к доверительнымотношениям – вот комбинация условий, представляющих серьезное препятствие дляэффективной психологической работы. К маниакальным пациентам трудноподступиться по другому ряду причин. Их состояние отражает неполное переживаниеперехода от БПМ-III к БПМ-IV. Терапевт, пытающийся применитьэмпирическую психотерапию к маниакальным пациентам, столкнется со сложнойзадачей убеждения, что они должны отказаться от оборонительного цепляния засвою шаткую новую свободу и выполнить более серьезную работу с оставшимисяэлементами БПМ-III. Для многихманиакальных пациентов современное лечение с использованием солей лития будетоставаться предпочтительной терапией даже при наличии опытногопрофессионального руководства. Параноидальные и маниакальные пациенты плоховоспринимают эмпирический подход, и в их случаях использование внутреннегоцелительного потенциала психики было бы чрезвычайно утомительным делом. Иногдапациенты из других диагностических категорий могут выказывать нежелание или неспособностьвстретиться со своими проблемами на опыте; лучшим средством для них будетподавляющий симптомы психофармакологический подход. Но тем не менее, приблагоприятных обстоятельствах активная помощь процессу и его углублениевыглядят более предпочтительными. Как только симптомы мобилизованы и начинаюттрансформироваться в поток эмоций, телесных ощущений или ярких и сложныхпереживаний, важно поощрить полную самоотдачу переживаниям и подключениепериферийных каналов для запертых энергий, при этом помогая испытателюизбавиться от внутренней цензуры и от блокирования процесса по когнитивнымубеждениям. При такой стратегии симптомы буквальным образом трансмутируют вразличные последовательности переживаний и поглощаются самим процессом.
Каков бы ни были характери сила техники, используемой для активизации бессознательного, базоваятерапевтическая стратегия остается все той же: и терапевт и пациент должныдоверять мудрости организма пациента больше, чем своим собственныминтеллектуальным суждениям. Если оба они поддерживают естественноеразвертывание процесса и разумно сотрудничают с ним – без ограничений,продиктованных традиционными концептуальными, эмоциональными, эстетическими илиэтическими соображениями, – итоговое переживание будет непременно исцеляющим посамой своей природе. И терапевт, и пациент на время должны отказаться так же иот ожиданий и представлений о том, куда поведет процесс. Они должны стать открытыми,храбрыми и просто следовать за потоком энергии и опыта, куда бы он ни вел,глубоко веря, что процесс сам пробьет себе дорогу на благо пациенту. Всякий интеллектуальныйанализ во время переживания обычно оказывается признаком сопротивления исерьезно мешает прогрессу.
Результаты примененияметодов эмпирической терапии рассматриваются с точки зрения эффективноговзаимодействия двух модусов существования человека. Существованию личности, чейэмпирический мир ограничен лишь хилотропическим модусом, свойственнанеаутентичность. Она характеризуется отсутствием подлинности, избирательнымфокусом на преследовании целей и неспособностью воспринимать жизненный процессс благодарностью. Типичными чертами в данном случае являются излишняя занятостьпрошлым и будущим, недостаточное осознание настоящего момента и исключительноевнимание к манипуляциям во внешнем мире, связанное с крайним отчуждением отвнутреннего психологического процесса. Спроецированный на социальную и глобальнуюситуацию, этот модус переживания фокусирует внимание на внешних показателях ина объективных параметрах, видя в них показатели уровня жизни и благополучия.Появляется тенденция мерить качество жизни объемом материального производства иобладания, а не характером жизненного опыта и не субъективным ощущениемудовлетворения. Дальнейшее развитие человека и общества по такому направлениюне вселяет надежду в авторов данной концепции.
С другой стороны, человекв холотропическом модусе сознания неспособен адекватно относиться кматериальному миру как к обязательной и наиважнейшей системе координат.Реальность повседневной жизни, мир твердых материальных объектов и раздельногосуществования воспринимается как иллюзия. Неспособность отождествиться стелесным Эго и ощущать себя отдельным существом, четко отличимым от тотальностикосмической сети, приводит к отрицанию основных правил, соблюдение которыхнеобходимо для продолжения существования отдельного организма. Потеряиндивидуальных границ, пространственных и временных координат, адекватной связис реальностью представляет значительную угрозу выживанию никаких потребностейнет или они полностью удовлетворены – человек, погруженный в холотропическиймодус, нуждается во внимании других людей, заботящихся о его основныхпотребностях. Опыт холотропического сознания следует рассматривать какпроявление свойственного человеческой природе потенциала, и сам по себе он несоставляет психопатологии. Когда такое переживание встречается в чистом виде ив соответствующих обстоятельствах, оно может стать исцеляющим, развивающим ипреобразующим. Оно может быть чрезвычайно ценным как промежуточное состояние,за которым следует процесс хорошей интеграции, но его нельзя совместить спотребностями повседневной реальности. Его ценность решающим образом зависит отситуации, от того, как индивид способен его принять и конструктивноинтегрировать.
Два модуса могутвзаимодействовать так, что будут мешать повседневной жизни или же будутгармонично сливаться и усиливать жизненный опыт. Невротические и психотическиеявления можно рассматривать как результат незавершенного конфликта между двумямодусами, как компромиссные образования и «шум на границе взаимодействия».Прецептуальные, эмоциональные, понятийные, психосоматические и другие аспектыпсихопатологических явлений, проявляющиеся как непостижимые искажения логичногои приемлемого способа реагирования на существующие материальные обстоятельства,будут совершенно понятны как интегральные части холотропического гештальта,который стремится к проявлению.
В соответствии с даннымподходом формулируется понятие «высшего психического здоровья» или подлинногодушевного здоровья, и применяется оно к тем лицам, которые достиглисбалансированного взаимодействия обоих взаимодополняющих модусов сознания.Такие люди знакомы с этими модусами, признают их и могут использовать сдостаточной гибкостью и различением в зависимости от обстоятельств. Человекподходит к повседневной реальности с предельной серьезностью, с полной личной исоциальной ответственностью и в то же время осознает относительную ценностьтакой перспективы. Отождествление с Эго и с телом происходит по своей воле ивыбору, оно не безусловно, не абсолютно и не принудительно. Уравновешенноеобъединение двух взаимодополняющих аспектов человеческого опыта ориентируетсяна жизнеутверждающее отношение к существованию. Интегральной частью здоровогофункционирования будет способность довольствоваться простыми и обыкновеннымиаспектами повседневной жизни, природой, людьми, человеческими отношениями илизанятиями, а также едой, сном, физической близостью и другими физиологическимипроцессами тела. Такая способность ценить жизнь стихийна; она не зависит отвнешних условий жизни, за исключением суровых крайностей. Ее можно почтицеликом свести к радости существовать, обладать сознанием. Если человекнаходится в таком состоянии духа, любые другие прелести жизни – подпитывающиевзаимоотношения, обладание деньгами и материальными ценностями, хорошие рабочиеусловия, возможность путешествовать – будут восприниматься как сверхроскошь. Акогда такого отношения к жизни и такого эмпирического настроя нет, никакойвнешний успех и никакие материальные достижения их не заменят.
эмпирическийтерапия переживание соматический медицина
Литература
1. Гроф С. За пределамимозга. М., 1995.
2. Гроф С. Областичеловеческого бессознательного. М., 1994.
3. Гуманистическая итрансперсональная психология. Хрестоматия. /Сост. Сельченок К.В. М., 2000.