Оглавление
Введение
1. Характеристика психологическихтестов
2. Виды тестов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На создание эффективногопсихологического теста уходит от 10 лет работы авторских коллективов. Качествотеста обеспечивается многоступенчатой процедурой проверки и стандартизации егошкал. Тестов, прошедших адаптацию к российской действительности 1990-х годовмало, поэтому выбор хороших психологических тестов для оценки персоналазатруднен. Конечно, кроме тестов известны разные методы изучения личности, икаждые решают свои задачи.
Современные исследованияв области искусственного интеллекта и опыт, накопленный исследователями вобласти нейроинформатики, открывают новые возможности в областипсиходиагностики. В частности, М. Г. Доррер с соавторами показали, что припомощи аппарата нейронных сетей возможно удовлетворение потребностипрактикующих психологов и исследователей в создании психодиагностическихметодик на базе их опыта, минуя стадию формализации и построениядиагностической модели.
Тесты начали применятьсяв 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся.Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф.Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числуиндивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки.
Термин «тест»впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году. Предложенная имсерия из 50 тестов фактически представляла программу определения примитивныхпсихофизиологических характеристик: базирующихся на наиболее разработанных в товремя психологических экспериментах (например, измерение силы правой и левойрук посредством динамометра, скорости реакции на звук, и т.д.)
Французский психолог А.Бине применил принципы тестологических исследований к высшим психическимфункциям человека: в его серию тестов (1891) вошли задания на испытание памяти,типа представления, внимания, эстетические и этические чувства и т.д.
Первыйстандартизированный педагогический тест был составлен американским психологомЭ. Торнодайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловившихпроникновение в психологию и педагогику математических методов.
Американский психолог К.Спирмен разработал основные методы корреляционного анализа для стандартизациитестов и объективного измерения тестологических исследований. Статистическиеметоды Спирмена — применение факторного анализа — сыграли большую роль вдальнейшем развитии тестирования.
Значительноераспространение тестирование получило в психотехнике для профессиональногоотбора. Интенсивное развитие психотехники приходится на время 1-й мировой войны1914-1918 года, когда первоочередными стали вопросы профессионального отборадля нужд армии и военного производства. В связи с этим широкое применение в психотехникеимеет метод тестов.
Наибольшее развитиетестологического исследования получили в США (например, за время 2-й мировойвойны с 1939 по 45 год при мобилизации в армию было тестировано около 20миллионов человек). В России составление и применение тестов относится к 20-мгодам прошлого века, в 1926 году была опубликована первая серия тестов дляшкол.
С конца прошлого векаэксперимент стал применяться и в исследовании высших умственных процессов(суждения, умозаключения, мышления), хотя раньше неоднократно высказывалосьубеждение, что эксперимент может применяться только к элементарным психическимпроцессам.
Для чего нужныпсихологические тесты? Чтобы выяснить, что испытуемый может, а какие задачипока решить не в состоянии. Для этого в тест вводится определенное содержание вотношении тех знаний и умений, которые будут изучаться.
Составление тестовстроится по единой схеме: определение целей тестирования, составление тестов вчерновом виде, апробация тестов на репрезентативной выборке испытуемых и исправлениенедостатков, разработка шкалы измерений (на основе качественных соображений истатистической обработки результатов) и правил интерпретации результатов.
Целью данной контрольнойработы является изучение психологических тестов:
Указаннаяцель достигается при решении следующих задач:
- Раскрытие понятия«психологический тест»;
- Изучение основныххарактеристик психологических тестов;
1. Характеристикипсихологических тестов
Стандартность — тестоваяметодика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должнысоответствовать закону нормального распределения или же норме социкультурногохарактера. В соответствии с нормами формируются диапазоны значений говорящиенам о силе выраженности исследуемого признака.
Надёжность — свойствотеста давать при повторном измерении близкие результаты. Надежная методика даетсходные результаты независимо от времени года или пола экспериментатора,влияния подобных фоновых факторов, должно сводится к минимуму самой методикой,что и определяет ее надежность.
Валидность — соответствиерезультатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен.Различают внутреннюю и внешнюю валидность. В случае с внешней это соответствиеможет быть проверенно положительной корреляцией, с объективными достижениями,результаты по тесту интеллекта, могут сопоставляться с академическойуспеваемостью. В случае с внутренней все сложнее, здесь речь идет отеоретической связи, о том, насколько выстроенная модель реально моделируетзаявленный аспект. Но все может быть проще, если аналогичные«проверенные» методики уже существуют, тогда возможно обойтиськорреляцией с уже известным методом. В случае если вам повезло быть новатором,внутренняя валидность находится путем долгой экспериментальной иинтеллектуальной работы и в каком-то роде остается на совести«создателя».
Трудовой кодекс непредусматривает (но и не запрещает) проведения психологического тестирования нипри приеме на работу, ни с работниками, с которыми трудовой договор ужезаключен. В работе правоохранительных органов психофизиологическое исследованиеявляется гласным оперативно-розыскным мероприятием. В начале 90-х годовтестирование применялось в отношении кандидатов на определенные посты вправительстве государства, позднее оно было отменено и в настоящее время такоетестирование не применяется. Незаконное «тестирование» может повлечьнеблагоприятные последствия для предприятия и для его руководителя. С этойцелью в коллективных договорах, правилах внутреннего трудового распорядка,положениях о приеме на работу и т. д. указывается на возможность прохожденияработниками различного рода тестирований и исследований (как и аттестаций). Приприеме на работу каждый ознакамливается с данными документами.
2. Виды тестов
Различают тестывербальные и невербальные, это зависит от того, представлен или нет в тестеречевой компонент. Так, тест на словарный запас — вербальный, невербальный —тест, требующий определенных действий в качестве ответа.
Групповые ииндивидуальные тесты отличаются тем, что при групповом тестировании исследуетсягруппа испытуемых.
Тесты достижений иличностные тесты различаются на основе того, какие из свойств личностиподвергаются тестированию.
Тесты достижений — этотесты успеваемости, тесты творческих возможностей, тесты способностей,сенсорно-моторные тесты и, конечно, тесты интеллекта.
Личностные тесты — этотесты на установки, характерологические тесты, интересы, темперамент имотивационные тесты. Однако понятно, что это деление довольно схематично,возможны некоторые отклонения.
Объективные тестывключают в себя большинство тестов достижений и психофизиологических тестов. Это отличается от субъективных тестов, при выполнении которых испытуемый можетне предполагать о действительной цели исследования.
Проективные тесты врезультате дают ответ, который не может быть расценен как«правильный» или «не правильный», а должен быть дансвободный ответ, т.е. должен быть такой способ построения тестового задания,при котором испытуемый должен получить ответ «из головы», а невыбирать его из заданного списка.
Простые и сложные тестыразличаются тем, что последние состоят из нескольких самостоятельных подтестов,по каждому из которых должен быть получен ответ, при этом высчитывается общаяоценка. В случае соединения нескольких единичных тестов образуется тестоваябатарея или пакет тестов.
Опросники также могутбыть отнесены к тестам, если они удовлетворяют требованиям, предъявляемым кданному методу сбора психологической или социологической информации.
В настоящее времяполучили распространение критериально-ориентированные тесты, позволяющиеоценивать испытуемого по отношению к заранее заданной норме, не сравнивая сосреднестатистическими данными.
Результаты тестирования
Норма в тестологии — этосреднестатистические данные, полученные в результате предварительноготестирования определенной группы лиц. Переносить интерпретацию полученныхрезультатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основнымсоциокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.
Для повышения надежностирезультатов необходимо увеличить базовые выборки, т.е. повыситьрепрезентативность, ввести поправочные коэффициенты с учетом характеристиквыборки, ввести невербальный способ предъявления материала.
Для наглядностирезультаты тестирования могут быть представлены в виде графического изображенияпо каждому подтесту тестовым профилем.
Психологическоетестирование все шире и шире используется в различных сферах общественнойпрактики. Именно интеллектуальные, эмоциональные и личностные особенностичеловека определяют его успех или неуспех в конкретных ситуациях. Тесты и иныепсиходиагностические процедуры позволяют быстро и довольно точно определить,какими именно качествами обладает данный человек. Полученная таким способоминформация позволяет понять многое из уже случившегося в его судьбе,прогнозировать вероятные будущие достижения и успешно обойти многие препятствияпа пути к личной цели.
Первоначально тесты былисозданы для выявления умственно отсталых индивидов. В дальнейшем они получилираспространение в клинике при дифференциальной диагностике психическихотклонений, выявлении последствий травм нервной системы, обследованииправонарушителей, лиц с эмоциональными и другими видами расстройств.
Тестирование прочно вошлов практику работы школьного психолога. Готовность к обучению, уровеньсформированности различных познавательных процессов и ряд других характеристикразвития ребенка определяются уже и в старших группах детского сада. Выявлениеинтеллектуально отсталых и особо одаренных детей, оценка причин академическойнеуспеваемости, решение проблем межличностных отношений в классе,профессиональное консультирование учащихся — лишь некоторые из областейиспользования тестов в системе образования.
Прием на работу ираспределение персонала внутри предприятия — тоже одна из сфер психологическоготестирования. Многие виды профессий предполагают наличие у человека тех илииных психологических качеств. К сожалению, не все они поддаются развитию иликоррекции, поэтому и существуют ограничения на занятие некоторыми видами деятельности.Тесты позволяют вовремя обнаружить эти ограничения и тем самым предотвратитьлишние затраты на обучение, возможные будущие аварии и вероятные личностныепроблемы в связи с неудачно выбранной профессией. Многие тесты выявляют скрытыепотенции человека, обнаруживая перспективные направления его профессиональногороста.
Развитие практикипсихологического консультирования открывает широкое поле для применения тестов.В процессе консультации специалист порой касается, чуть ли не всех аспектовжизни человека. Все чаще люди обращаются к тестам как средству самопознания иизменения своей личности. Это порождает особый класс тестовых процедур: отпопулярных, нередко шуточных опросников до слабо структурированных проективныхметодов, затрагивающих глубины человеческой психики.
Заключение
Психологическаядиагностика, в том числе, тестирование, может быть эффективным средствомпрофессиональной деятельности психолога-консультанта. Однако использованиепсиходиагностических тестов предъявляет повышенные требования к уровнюквалификации специалиста. Несмотря на кажущуюся разработанность темыпсиходиагностики, вопросы практического использования тестовых результатовостаются полем, свободным для профессионального творчества. И потребуются ещезначительные усилия большого количества психологов-практиков для интеграциипринципов и методов психологического консультирования и тестирования.
Список использованнойлитературы
психологическийтест валидность стандартизация
1. Анастази А. Психологическоетестирование. Т.1. – М.: Педагогика, 2002. – 254 с.
1. Аванесов В.С.Тесты в социологическом исследовании. – М.: Наука, 2005. – 157 с.
2. Акимова М.К.Интеллектуальные тесты. – М.: Изд-во МГУ. – 186 с.
3. Психология.Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; «2-е»изд., испр и доп. – М.: Политиздат, 2004. – 237 с.
4. Талызина Н.Ф.,Карпов Ю.В. Педагогическая психология: Психодиагностика интеллекта. – М.:Изд-во МГУ, 2005. – 204 с.