Реферат по предмету "Психология"


Психологическая наука и общественная практика

Содержание
 
Введение
1.Выявлениерезервов роста производительности труда
2.Совершенствованиесистем управления в организациях и на предприятиях
3.Совершенствованиесферы обслуживания
4.Охраназдоровья людей
5.Обучениеи воспитание
Заключение
Список литературы

Введение
 
Особенностиразвития психологического знания зависят не только от связей психологии сдругими науками. Не в меньшей (а скорее, в большей) степени они определяютсявозрастающими потребностями общественной практики. Какизвестно, прежде психология была преимущественно теоретической(мировоззренческой) дисциплиной, теперь же, сохраняя свою познавательную роль,она является и областью особой профессиональной практической деятельности впромышленности, государственном управлении, системе образования, вздравоохранении, культуре, спорте и т. д.
Включениепсихологической науки в решение практических задач существенно изменяет иусловия развития ее теории.
Задачи,решение которых требует психологической компетенции, возникают в той форме вовсех сферах жизни общества, что определяется возрастающей ролью так называемогочеловеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий кругсоциально-психологических, психологических и психофизиологических свойств,которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретнойдеятельности, оказывая влияние на качество и эффективность этой деятельности.
Главнаяцель данной работы заключается в рассмотрении важнейших задач, поставленныхперед психологией общественной практикой в условиях современного общества.

1. Выявление резервов роста производительности труда
Достижениятехники и технологии, совершенствование системы экономического планирования иуправления производством открывают мощные резервы роста производительноститруда, но они могут быть по-настоящему реализованы только при условии развитиятворческой активности человека.
Существенныммоментом совершенствования трудовой деятельности человека является еепсихологический анализ: в частности, выявление обусловленных этой деятельностьютребований к восприятию и вниманию, памяти и мышлению, эмоциям и воле человекаи определение наиболее эффективных путей формирования важных для той или инойконкретной деятельности психологических качеств. Сюда же относится изучениестроения (структуры) трудовой деятельности, определение ее основных«составляющих», взаимоотношений между ними, динамики деятельности и механизмовее регуляции.
Этии ряд других вопросов, а также связанных с ними практических задач составляютпредмет особой научной дисциплины – психологии труда.
Посколькудеятельность человека является ведущими компонентом производственного процесса,естественно, что при любом его изменении возникает вопрос: как это изменениеповлияет на деятельность, а вместе с тем и на психику человека? В одних случаяхоно может повести к усложнению человеческой деятельности, а соответственно кувеличению нагрузки на «психическую сферу», в других – к упрощению, связанномус обеднением содержания деятельности. И тот и другой варианты требуютспециального психологического изучения.
Важнуюнаучную задачу составляет изучение механизма влияния психологических факторовна динамику работоспособности человека – как физической, так и умственной. Этифакторы могут, как известно, либо содействовать сохранению работоспособности навысоком уровне в течение длительного времени и препятствовать развитиюутомления, либо действовать противоположным образом. Целостная картина динамикиработоспособности и управляющих ею механизмов вряд ли может быть получена бездетального изучения ее психологических составляющих.
Психологиятруда участвует также в решении задачи повышения уровня мотивации трудовойдеятельности, от характера которой существенно зависит эффективность моральногои материального стимулирования труда. Нужно отметить, что часто понятия «мотив»и «стимул» отождествляют. Между тем это не одно и то же. Мотив – это то, чтопобуждает человека к деятельности, является внутренней силой поведения. Стимул– это внешнее воздействие. Действие стимула опосредованно психикой человека:его чувствами, настроениями, интересами, склонностями, взглядами и т. д.поэтому стимул лишь тогда становится реальной побудительной силой, когда онпревращается в мотив. Важнейшей задачей психологии труда является изучениезакономерностей такого превращения, его механизмов, факторов и условий,влияющих на него.
Врешении задач повышения производительности труда участвуют не только психологиятруда, но и другие психологические дисциплины. Человек, осуществляющий своютрудовую деятельность на том или ином месте работы, чаще всего являетсявключенным в определенный трудовой коллектив. Проблема организации и развитиятрудовых коллективов включает много аспектов: экономический, социальный,политический, социально-психологический. Когда говорят об этом последнем, тоимеются в виду такие моменты жизни коллектива, как «психологический климат»,«настроение коллектива», «межличностные отношения», механизмы подражания,внушения, сопереживания.
Социально-психологическиефакторы существенно влияют на такие характеристики трудового коллектива, какуровень организованности (сработанности), способы обмена информацией между еечленами, уровень коллективной инициативы и «творческого потенциала», а вконечном счете – на производительность труда.
Игнорированиеэтих факторов в организации труда обычно приводит к возникновению«психологических» барьеров, межличностным конфликтам и т. п. так, реорганизацияколлектива, диктуемая экономическими, технологическими и иными соображениями,может привести к возникновению конфликтов в сфере межличностных отношений.Реализация подобных мероприятий протекает болезненно, если не учитываютсясоциально-психологические особенности сложившегося коллектива и не проводитсяспециальная психологическая подготовка
«Психологическиебарьеры» иногда возникают также при внедрении новой техники и новых методовтруда. Их причиной является столкновение между новыми требованиями,определяемыми новой техникой (или методами), и сложившимися стереотипамисовместной деятельности (привычные подходы к решению задач, привычные способыобмена информацией и т. п.).
Всвязи с развитием рационализаторства и изобретательства перед психологиейставится задача изучения законов и механизмов творчество в различных видахтрудовой деятельности.
Определенноеучастие в решении задачи повышения производительности труда принимаютпедагогическая, возрастная, дифференциальная, медицинская и некоторые другиепсихологические дисциплины.
Исследуемыекаждой из них закономерности и разрабатываемые на этой основе практическиерекомендации могут дать существенный технико-экономический эффект, помогаютвскрыть неиспользованные резервы роста производительности труда.
Одновременно– и это не менее важно – использование таких научно обоснованных рекомендацийпозволит совершенствовать трудовой процесс так, чтобы обеспечить развитиепсихологических свойств и возможностей каждого человека, чтобы труддействительно стал его жизненной потребностью.
2. Совершенствование систем управления в организациях ина предприятиях
Каки все другие крупные задачи, возникающие в общественной практике, эта задачатакже является комплексной. Ее решение требует изучения широкого кругавопросов. Но какой бы из вопросов ни был взят, его решение связано снеобходимостью изучения и учета человеческих факторов. Поскольку управлениевключает как важнейший компонент руководство деятельностью людей, егосовершенствование предполагает использование знаний о человеке, озакономерностях деятельности и поведения, о возможностях и способностяхчеловека, о психологических различиях между людьми, об их взаимодействии втрудовых коллективах.
Беззнания этих закономерностей трудно добиться высокой эффективности управления;они необходимы руководителю современного производства не меньше, чем, например,знания в области технологии и экономики.
Недоучетили недостаточное понимание психологических аспектов управления, как показываетопыт, приводит к возникновению конфликтов, высокой текучести кадров, нарушениямтрудовой дисциплины. Нечеткая организация управления порождает и такойспецифический социально-психологический феномен, как «диффузияответственности».
Всеэто в конечном счете приводит к снижению производительности труда иоборачивается большими экономическими потерями.
Напротив,разумное использование психологических факторов позволяет подчас относительно«малыми» средствами получать значительный экономический эффект.
Всвязи с тем что в процессах управления участвуют взаимосвязанные коллективылюдей, возникает необходимость разработки и ряда социально-психологическихпроблем. Для науки управления проблема коллектива выступает в двух аспектах. Содной стороны, трудовой коллектив является объектом управления. Поэтомузакономерности формирования и развитии коллектива, его структуру и динамикуследует знать дли того, чтобы в каждом конкретном случае находить наиболееэффективные средства воздействия на него. С другой стороны, сама управленческаядеятельность в условиях современного производства также является коллективной,т. е. коллектив выступает в роли субъекта управления. Поэтому соответствующиезнания о коллективе необходимы и для того, чтобы понять, как формируетсяколлективное решение и управляющее воздействие, от каких условий взаимодействиялюдей они зависят, а значит, определить и наиболее эффективные формы и способыдеятельности управляющих коллективов.
Психологическиеисследования важны также для оценки эффективности тех или иных управляющихвоздействий. Особое значение в этой связи имеет изучение структуры и механизмовповедения как коллективов, так и отдельных людей. Руководство людьми неизбежновключает педагогический момент, поэтому в разработке проблем, которые ставитперед психологией задача совершенствования управления, немаловажное место принадлежитданным педагогической психологии, изучающей психологические аспекты процессовобучения и воспитания.
Такимобразом, задача совершенствования систем управления на предприятиях и ворганизациях ставит ряд психологических проблем. Их разработка предполагаетсоциально-психологическое изучение производственных и управленческихколлективов, психолого-педагогическое исследование подготовки руководящихкадров, изучение психологических аспектов управленческого труда.
Этипроблемы требуют и новых форм взаимосвязи между психологией труда, социальной,инженерной, педагогической психологией и некоторыми другими областямипсихологической науки.
Впоследние годы на базе психологии и науки управления сформировалась особаядисциплина – психология управления (или организационная психология),занимающаяся именно изучением психологических закономерностей управленческойдеятельности.
3. Совершенствование сферы обслуживания
Человеквключен не только в процессы производства. Он включен также в процессыраспределения продуктов труда и их потребления (общественного ииндивидуального).
Системапроцессов распределения и потребления образует особую относительносамостоятельную область общественной жизни – сферу обслуживания. Сфераобслуживания – это сфера работы с людьми и потому имеет сильный психологическийаспект, требующий специального изучения. Отметим некоторые проблемы в этойобласти, имеющие большое практическое значение.
Ктаким проблемам относятся проблема спроса и неразрывно связанная с ней проблемапотребностей. Понятно, что их разработка предполагает совместные усилия ряданаук, прежде всего экономики, социологии и психологии. Экономика и социологияисследуют развитие человеческих потребностей (и соответственно спроса), имея ввиду большие группы людей и общество в целом. Они имеют дело с макромасштабнымрассмотрением потребностей.
Но,как известно, потребности варьируют от одной общности людей к другой, откультуры к культуре, от индивида к индивиду. Это создает необходимостьдополнить макромасштабный анализ общей картины развития потребностей анализомтех микропроцессов, в которых отражаются исторически обусловленные измененияпотребностей и из которых эти изменения складываются. Именно эти микропроцессынаходятся в центре внимания психологии. Но, исследуя их, психология стремитсявскрыть те общие законы, которым подчиняется развитие потребностей индивида, ипонять их обусловленность законами развития общества. Психология исследуеттакже законы развития потребностей общностей разного уровня, особенно малыхгрупп и коллективов.
Какимзаконам подчиняется развитие потребностей индивида (и группы людей)? Чемопределяется их специфически индивидуальное сочетание? Каковы формы проявленияпотребностей в повседневной жизни? Какую роль играют потребности в детерминацииповедения индивидов и групп людей? Эти и ряд других вопросов и составляютпредмет психологического исследования.
Большоезначение для решения задач, возникающих в сфере обслуживания, имеетисследование соотношений между потребностями, интересами и вкусами людей.Серьезного внимания заслуживает и такое социально-психологическое явление, какмода, связанная с действием механизмов подражания и контрподражания.
Психологическиеисследования в сфере обслуживания, которые включают ряд дисциплин, могутоказать существенную помощь в повышении ее общей культуры.
4. Охрана здоровья людей
Совершенствованиесистемы здравоохранения предполагает изучение не только собственно медицинских,но и психологических проблем. Положение о том, что врач должен лечить неболезнь, а больного, требует знания не только его соматических, физиологическихи других особенностей, но и особенностей его психики. Решением проблем, которыев системе медицинских наук относятся к компетенции психологии, занимаются такиеее дисциплины, как медицинская психология, клиническая психология,патопсихология, нейропсихология и психофармакология. Здесь отметим, что ворганизации медицинского обслуживания возникают также социально-психологическиепроблемы (например, общение врача и пациента), психолого-педагогические(например, пропаганда медицинских знаний), инженерно-психолгические (например,согласование медицинской техники с психологическими свойствами человека).
Задачуохраны здоровья было бы неверно сводить целиком к заботе о здоровье индивида.На самом деле это – более широкая задача. Она относится также и к обществу вцелом. При такой постановке естественно обнаруживается целый ряд ее новыхграней, разработка которых требует использования знаний, накапливаемых вомногих общественных науках, а соответственно и в связанных с нимипсихологических дисциплинах.
5. Обучение и воспитание
 
Врешении задачи совершенствования организации обучения и воспитания, всех егоформ, средств и методов психологии бесспорно принадлежит одно из важнейшихмест. В первую очередь это, конечно, относится к педагогической психологии. Вовсех звеньях системы образования (дошкольное воспитание, средняяобщеобразовательная школа, среднее специальное образование, высшая школа)возникают проблемы, адресованные психологии. Исследование фактически всейсистемы психических явлений – от элементарных ощущений и до психических свойствличности, от индивидуально-психологических особенностей людей до массовидныхсоциально-психологических явлений, – направленное на раскрытие объективныхзаконов, которым они подчиняются, имеет первостепенное для создания научнойбазы решения общественной задачи совершенствования организации обучения ивоспитания. А это значит, что разработка психологических аспектов данной задачиотносится не только к педагогической психологии: этим занимаются и многиедругие психологические дисциплины. Безусловно, в разных сферах педагогическойпрактики и применительно к разным частным педагогическим задачам их соотношениескладывается по-разному, но все они в конце концов смыкаются в области изучениязаконов психического развития человека, которые охватывают всю его жизнь – отрождения до старости.

Заключение
Такимобразом, в данной работе мы кратко охарактеризовали лишь некоторыенаучно-практические направления психологии и сделали попытку обрисовать круг возникающихв этой связи теоретических проблем. К ним можно было бы добавить направления,связанные с задачами охраны правопорядка, развития культуры и многие другие.
Однако,кажется, и сказанного достаточно, чтобы представить широту «панорамы» сферпрактического применения психологии.
Важноотметить, что эта панорама включает задачи разного масштаба – от исследованиявосприятия человеком показаний прибора до изучения массовидных психическихявлений. Психологические аспекты можно выявить в глобальных проблемахсовременности (борьба за сохранение мира, охрана окружающей среды, освоениекосмоса и др.) и в частных вопросах повседневной жизни людей (снятиеэмоциональной напряженности, преодоление межличностных конфликтов и др.). иничего неестественного в таком размахе нет, поскольку эти проблемы так илииначе касаются человека. Когда же речь идет о человеке, то неизбежно и в первуюочередь нас интересует его психика.
Общаякартина направлений психологических исследований, схематично очерченная впредставленной работе, выглядит как многоплановая, но недостаточно хорошоизученная. Однако все же можно выявить несколько основных проблемных зон, ккоторым как б стягиваются все остальные. Это проблемы психического отражения иего механизмов, деятельности, общения, личности, взаимосвязи биологического исоциального в психическом развитии человека.

Списоклитературы
психология общество
1. Андреева Г.М. Социальная психология:учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – 368 с.
2. Волков Б.С. Методология и методыпсихологического исследования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – М.:Академический проект, 2009. – 384 с.
3. Корнилова Т.В. Методологическиеосновы психологии / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.
4. Ломов Б.С. Методологические итеоретические проблемы психологии / ответ. ред. Ю.М. Забродин, Е.В. Шорохова. –М.: Наука, 1984. – 444 с.
5. Маланов С.В. Методологические итеоретические основы психологии / С.В. Маланов. – М.; Воронеж: МПСИ, МОДЭК,2005. – 336 С.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.