Реферат по предмету "Психология"


Психологическая защита при разрешении внутриличностных конфликтов

Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические основы возникновения, протекания иразрешения внутриличностных конфликтов
1.1 Понятие о внутриличностных конфликтах. Взгляды отечественныхи зарубежных ученых на проблему внутриличностных конфликтов
1.2 Виды внутриличностных конфликтов
1.3 Причины, особенности переживания и последствиявнутриличностных конфликтов
1.4 Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов
Глава 2. Экспериментальное изучение механизмовпсихологической защиты при разрешении внутриличностных конфликтов
2.1 Цели, содержание и критерии оценки методик исследования
2.2 Обработка полученных данных и их интерпретация
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
Научное изучениевнутриличностных конфликтов началось в конце XIX века. Считается, что философы-этики в этом плане опередилипсихологов, поскольку категория морального внутриличностного конфликта получилауже достаточно солидное отражение в философской литературе. Наличие противоречивыхжеланий, ценностей, ролей, актуализирующихся и приходящих в столкновение вразличных жизненных ситуациях имманентно человеческому бытию. Положение осложном строении внутреннего мира субъекта, обуславливающем существованиеразнонаправленных мотивационных, смысловых, эмоциональных и иных тенденций,признается всеми научными направлениями независимо от их частныхметодологических принципов. Проблемы патологических изменений в психике иорганизме человека в результате переживания критических ситуаций давноразрабатываются психиатрией и биологией. В психологии в течение XX века накоплен значительный теоретическийи эмпирический материал по проблеме интрапсихических или внутриличностныхконфликтов, а также продолжает широко разрабатываться в современной психологии.
В течение долгого временик изучению проблемы внутренних конфликтов обращались многие ученые, выдвигалисвои идеи и теории, пытались объяснить природу причин их появления,особенностей течения и способов выхода из конфликта. Одним из первыхисследователей феномена внутриличностных конфликтов в научной психологии стализвестнейший на весь мир основатель глубинной психологии Зигмунд Фрейд. Такжеэта проблема в большей или меньшей степени была затронута такими зарубежнымипсихологами как К. Левин, дочь Фрейда А. Фрейд, К. Юнг, гуманисты К. Роджерс и К.Хорни, внесли свой вклад и А. Маслоу и «логотерапевт» Ф. Франкл и др. Изотечественных психологов-ученых, затронувших в своих трудах проблемуинтрапсихических конфликтов, можно выделить В. Мясищева, В. Мерлина, Н.Левитова, Ф. Василюка. В настоящее время конфликты активно исследуются Т.Титаренко, Н. Гришиной, Ю. Юрловым, а также А. Анцуповым и А. Шипиловым имножеством других. Касательно истории изучения психологических механизмов,находящихся центральным объектом данного исследования, то их действие иособенности также впервые описал З. Фрейд. Продолжили их изучение А. Фрейд, Б.Зейгарник, Е. Романова, В. Каменская. Вопрос о внутренних конфликтах личноститеоретически и практически разработан во многих трудах, однако по сей деньостается открытым, как и все другие вопросы психологии.
Наша научная работа такжепредназначена для изучения внутриличностных конфликтов, в связи с чем мыохарактеризуем выборку испытуемых, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи иметоды данного исследования.
Таким образом,«подопытными» представленного эксперимента стали мужчины и женщины в количестве25 человек (16 представительниц женского пола и 9 – мужского) в возрасте от 20до 27 лет.
Цель исследования будетявляться изучение особенностей психологической защиты личности при разрешениивнутриличностных конфликтов.
В качестве объекта исследованиявыступят механизмы психологической защиты, в качестве предмета – регрессия иреактивные образования.
Гипотеза исследованиязвучит следующим образом: психологическая защита в виде механизмов регрессии иреактивных образований проявляется у внутренне напряженных и эмоциональнонеустойчивых личностей.
Задачи исследованиясостоят в следующем:
· Изучитьсовременное состояние проблемы исследования в психолого-педагогическойлитературе;
· Исследоватьособенности испытуемой группы людей с позиции используемых ими при разрешениивнутриличностных конфликтов психологических защит;
· Выяснить наличиелибо отсутствие связи между показателями внутренней конфликтности,эмоциональной устойчивости и стратегией выбора защитных механизмов личности.
Методы исследованияпредставлены следующими методиками:
1. Методика «Индексжизненного стиля» («Life Index Style») Р. Плутчика.
2. Опросник по изучениюсамоотношений В. В. Столина.
3. Методика диагностикиуровня эмоциональной стабильности и нестабильности личности (по Г. Айзенку).
4. Опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк).
Данная научная работаимеет и свою практическую значимость. В первую очередь, представленная работасодержит теоретический обзор проблемы внутриличностных конфликтов, а такжеданные, полученные при экспериментальном ее изучении, и привносит совсемнебольшой, даже мизерный, но все-таки вклад в психологическую науку. Во-вторых,данное исследование важно и значимо для самого экспериментатора как для будущегопсихолога, а именно значимо тем, чтобы он полной мере выработал у себя всенеобходимые навыки для успешного осуществления своей профессиональнойдеятельности, усовершенствовал владение своими мыслительными операциями, такихкак анализ и обобщение, особенно необходимых при работе с большим количествомлитературы и интерпретации результатов исследования. Практический этаписследования, как мы убедились, позволит выявить уровень внутреннейконфликтности и эмоциональной устойчивости – невротизма у обследуемых людей, ипредоставит возможность убедиться в необходимости оказания психологическойпомощи, например, чрезмерно невротизированным личностям, ограниченной хотя бы вразработке небольших рекомендаций.

Глава 1. Теоретическиеосновы происхождения, течения и разрешения внутриличностных конфликтов
1.1Понятие о внутриличностныхконфликтах. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблемувнутриличностных конфликтов
Личность является предельнымсубъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из егосторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельными генераторомконфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами – личностьпостоянно производит воспроизводит конфликты внутри себя – внутриличностныеконфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать,что вся жизнь нормального человека – это конфликт, и, прежде всего конфликт невнешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться.
Научное изучениевнутриличностного конфликта, как было указано выше, было связано в первую очередьс именем основателя психоанализа – австрийского ученого Зигмунда Фрейда,раскрывшего биопсихологический и биосоциальный характер внутриличностногоконфликта. У человека в состоянии конфликта происходит столкновение желаний,часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Постоянноспорят друг с другом такие структуры психики как Оно, Я и Сверх-Я. [2, 7]
Оно – это первичная,врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципуудовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которыереализуются в бессознательных импульсах и реакциях.
Я – разумная инстанция,основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы ОноЯ приводит в соответствие с требованиями реальной действительности.
Сверх-Я – «цензурная»инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормамии ценностями, требованиями, kоторыеобщество предъявляет к личности. [24]
Основные внутриличностныеконфликты проистекают из-за расхождения интересов Оно и Сверх-Я. Преодолеть ихпомогают механизмы сублимации, проекции, рационализации, вытеснения, регрессиии др. Oднако такие процессы протекают невсегда успешно.
В теории К.Г.Юнгавнутриличностный конфликт — это регресс в сферу бессознательного, проигрываниетак называемого «родительского сценария». У К.Хорни внутриличностный конфликтрассматривается с двух позиций — как столкновение стремления к удовлетворениюжеланий и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей»,удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.
Большой вклад в изучениепроблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин, которыйопределил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуютпротивоположно направленные силы примерно одинаковой величины, и субъектвынужден делать выбор между тенденциями: положительной и отрицательной;положительной и положительной; отрицательной и отрицательной. [1, 2]
В рамках гуманистическойпсихологии К. Роджерса предлагается другая теория внутриличностного конфликта.Фундаментальным компонентом структуры личности, считает он, является«Я-концепция» — представление личности о самой себе, образ собственного «Я»,формирующийся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. На основе«Я-концепции» происходит саморегуляция поведения человека.
Но «Я-концепция» часто несовпадает с представлением об идеальном «Я». Между ними происходитрассогласование. Этот диссонанс между «Я-концепцией» и идеальным «Я» ивыступает как внутриличностный конфликт, который может привести к тяжеломупсихологическому заболеванию. [20]
Широкую известностьполучила концепция внутриличностного конфликта американского психолога АбрахамаМаслоу. Согласно ему, мотивационную структуру личности образует рядиерархически организованных потребностей: 1) физиологические потребности; 2) потребностьв безопасности; 3) потребность в любви; 4) потребность в уважении; 5) потребностьв самоактуализации.
 Самая высшая –потребность в самоактуализациии, то есть в реализации потенций, способностей италантов человека. Она выражается в том, что человек стремиться быть тем, кемон может стать. Но это ему не всегда удается. Самоактуализация как способностьможет присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинства она являетсясвершившейся, реализованной. Этот разрыв между стремлением к самоактуализации иреальным результатом и лежит в основе внутриличностного конфликта. [11]
Еще одна теориявнутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатромВиктором Франклом, создавшим новое направление в психотерапии – логотерапию. Поего определению, логотерапия «занимается смыслом человеческого существования ипоиском этого смысла».
Согласно концепцииФранкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смыслажизни и борьба за него. Но осуществить смысл жизни удается лишь немногим.Отсутствие же его порождает у человека состояние, которое он называетэкзистенциальным вакуумом, или чувством бесцельности и пустоты. Именноэкзистенциальный вакуум и порождает в широких масштабах внутриличностныеконфликты, выражающиеся с наибольшей силой в «ноогенных» (нусогенных)неврозах».
По мнению автора теории,внутриличностный конфликт в виде ноогенного невроза возникает из-за духовныхпроблем и связан с расстройством «духовного ядра личности», в которомлокализованы смыслы и ценности человеческого существования, играющиеопределяющую роль в поведении личности. Таким образом, ноогенный невроз – эторасстройство внутренней структуры личности, вызванное экзистенциальным вакуумом,отсутствием у человека смысла жизни. [12]
Когнитивная психологиярассматривает внутриличностый конфликт через когнитивный диссонанс (Л.Фестингер). Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее вситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективнокогнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремитсяустранить его. [5]
Интеракционизм прианализе внутриличностного конфликта исходит из понимания его конфликта ролей(А. Голднер).
Основатель концепциипсихосинтеза Р. Ассаджиоли видит сущность внутриличностного конфликта в наличииострых противоречий внутри личности, снижающих цельность «Я».
В большинстве теорийвнутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основусоставляют категории противоречия, внутренней борьбы и понятие психологическойзащиты (преодоление конфликта). [3]
Средиотечественных психологов одним из первых внутренние конфликты исследовал А.Лурия. Под внутриличностным конфликтом он понимал ситуацию, когда в поведениииндивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.
Значительныйвклад в развитие теории внутриличностного конфликта внесли психологи В. Мерлин,В. Мясищев, Н. Левитов, Л. Славина.
В.Мерлин рассматривал внугриличностный конфликт как «результат острогонеудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности». Если впроцессе деятельности возникает состояние длительной дезинтеграции личности,выражающееся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами,отношениями и действиями личности, то такое психическое состояние являетсявнутриличнocтным конфликтом. [21]
Длительностьи интенсивность конфликта зависят от того, какое место занимают нарушенныеантагонистические отношения во всей системе отношений человека. Пристолкновении центральных отношений конфликт принимает глобальные размеры, захватываетвсю личность. Она как бы внутренне расщепляется, и этот внутренний конфликтможет перерасти в невроз. [14]
ПоН. Левитову внутренний конфликт представляет борьбу мотивов, которая осознаетсякак переживание душевного разлада.
Впоследние годы внутриличностный конфликт активно изучается Ф. Василюком, Т.Титаренко, Ю. Юрловым, А. Анцуповым и А. Шипиловым. Ф. Василюк рассматриваетвнутренний конфликт как один из видов критических жизненных ситуаций (наряду сострессом, фрустрацией, кризисом). Конфликт возникает в результате столкновениядвух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельныхценностей. Внутренний конфликт протекает форме особого «ценностногопереживания». Показателем внутриличностного конфликта является сомнение вистинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался в жизнисубъект. [4]
Внутриличностныйконфликт можно рассматривать как одновременное присутствие и крайнюю степеньвыраженности ряда несогласующихся образований внутреннего мира субъекта.Подобное несоответствие может осознаваться и оставаться неосознанным, однако втом или ином случае оно находит свое отражение в деятельности человека.
Внутриличностныйконфликт выступает двояко – как переживание дискомфорта, напряженности,неудовлетворенности и как склонность к определенным поведенческим паттернам,иногда продуцирующим, в том числе и межличностные конфликты. Дискомфорт инапряженность влияют на восприятие и оценку внешних событий, однако сутьисходного противоречия нередко остается неосознанной. [28]
Несмотряна многочисленные исследования, в настоящее время не существует единогопредставления о причинах возникновения, механизмах протекания и путяхразрешения внутриличностных конфликтов. По выражению Ф. Е. Василюка, если датьопределение внутриличностному конфликту, не рассогласующееся ни с одной изимеющихся концепций, оно рискует оказаться бессодержательным, констатирующимлишь «столкновение чего-то с чем-то». Рассматривая, какие же образованиявнутреннего мира выделяются в качестве полюсов возможного конфликта в различнызшколах, автор приходит к выводу о том, что в центре внимания находятсяконструкты, обозначаемые такими фундаментальными категориями современнойпсихологии, как мотив, действие и образ. [4, 28]
Темне менее, наша работа требует формулировки определения изучаемого явления,поэтому мы будем ссылаться на определение внутриличностного конфликта, данное А.Анцуповым и А. Шипиловым. Таким образом, внутрилuчностный конфликт – это остроенегативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннегомира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой изадерживающее принятие решения. [2]
Ознакомившисьсо столь разнообразными теориями и концепциями внутриличностных конфликтов,можно выделить следующие общие для всех этих теорий характеристики изучаемоговида конфликта:
· внутриличностныйконфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структурыличности;
· сторонамивнутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуреличности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;
· внутриличностныйконфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являютсяравновеликими. В противном случае человек из двух зол выбирает меньшее, из двухблаг большее, а наказанию предпочитает награду;
· Любойвнутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями;
·  Основулюбого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся: противоречивымипозициями сторон; противоположными мотивами, целями и интересами сторон; противоположнымисредствами достижения целей в данных условиях; отсутствием возможностиудовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможностью ееустранения.
Усвоивосновные характеристики внутриличностного конфликта, также необходимо изучитьего виды, чему и будет посвящена дальнейшая работа.
1.2Виды внутриличностных конфликтов
Вбольшинстве теоретических концепций представлен один или несколько видоввнутриличносного конфликта. В психоанализе центральное место занимают конфликтымежду потребностями личности, а также между потребностями и социальныминормами. В интеракционизме анализу подвергаются ролевые конфликты. Однако вреальной жизни происходит множество других внутриличностых конфликтов. Для тогочтобы построить их единую типологию, необходимо основание, на котором можнообъединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основойявляется ценностно-мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферойпсихики человека связана его внутренняя конфликтность, так как именно онаотражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром.
Исходяиз этого выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности,вступающие в конфликт.
·Мотивы, отражающие стремления личности различногоуровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.) Они могут бытьвыражены понятием «хочу» («Я хочу»).
·Ценности, воплощающие в себе общественныенормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. Мы имеем в видуличностные ценности, т.е. принятые личностью, а также те, которые непринимаются ею, но в силу их общественной или другой значимости личностьвынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо», («Я должен»).
·Самооценка, определяемая как са.моценность себя длясебя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразнымпобудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Яесть»). [21]
Взависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают вовнутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностногоконфликта (см. приложение 1, табл. 1).
 1.Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностногоконфликта, в частности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликтымежду бессознателными стремлениями [23], между стремлениями к обладанию и к безопасности[25], между двумя положительными тенденциями — классическая дилемма «буридановаосла», или как столкновение различных мотивов.
2.Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называютморальным или нормативным конфликтом. Рассматривается как конфликт междужеланием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностям. А.Спиваковская выделяет конфликт между стремлением действовать в соответствии сжеланием и требованиями взрослых или общества. Иногда рассматривается какконфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать ему [4, 22].
3.Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности.Эго конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует ихудовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, какони» (референтная группа) и невозможностью это реализовать. Конфликт можетвозникать не только когда действительность блокирует реализацию желания, но и врезультате физической невозможности человека его осуществить. Эго конфликты,возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными испособностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основекоторых лежат сексуальные патологии.
4.Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных сневозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевойвнутриличностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требованийсамой личности к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому видуотносятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями илисмыслами жизни.
5.Адаптационный конфликт понимается как в широком смысле, то естькак возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающейсредой, так и в узком смысле — при нарушении процесса социальной илипрофессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности ивозможностями человека — профессиональными, физическими, психологическими.Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности можетрассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнитьпредъявляемые требования.
6.Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценкиличности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения куспехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностейведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональныесрывы и др. [16] Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликтымежду завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности,между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, атакже между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех,и понизить притязания, чтобы избежать неудачи.
Крометого, выделяют невротический конфликт как результат длительно сохраняющегося«простого» внутриличностного конфликта. [11]
Рассмотреввсе разнообразие внутриличностных конфликтов, мы выяснили, что основанием дляих классификации выступает то, какая сторона внутреннего мира человека (мотивы,ценности или самооценка) вызывает эти конфликты. Далее нашей задачей будетявляться ознакомление с причинами возникновения внутриличностных конфликтов, атакже изучение особенностей их переживания.
1.3Причины, особенности переживания и последствия внутриличностных конфликтов
Внутриличностныйконфликт, как и всякий другой, не возникает на «пустом месте». Человек живет всоциальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которыевоздействуют на него в различных направлениях и с разным знаком. Ни одининдивид как существо социальное не может развиваться вне этой системыобщественных отношений. И только в обществе он может удовлетворить своипотребности, утвердить интересы и достигнуть поставленных целей. Другимисловами, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. С другой стороны,всякая личность стремится к свободе и самореализации. Это объективноепротиворечие между личностью и обществом изначально предопределяет появлениеразличных внутриличностных конфликтов, имеющих разнообразные последствия дляразвития личности.
Отношениячеловека к миру, к другим людям и к самому себе носят противоречивый характер,который обусловливает и противоречивость внутренней структуры личности. Человеккак часть общества не может «выскочить» из целостной системы противоречивыхобщественных отношений, которые, в конечном счете, детерминируют его сознание,психику и весь внутренний мир.
Приболее конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можноразделить на три вида: внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самойличности; внешние причины, обусловленные положением личности в социальнойгруппе; внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.
Внутренниепричины. Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся впротиворечиях между различными мотивами личности, в рассогласованности еевнутренней структуры. При этом, чем сложнее внутренний мир человека, чем большеразвиты его чувства, ценности и притязания. Чем выше его способности к самоанализу,тем в большей степени личность подвержена конфликту. Среди основныхпротиворечий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие:
· Противоречиемежду потребностью и социальной нормой;
· Противоречиемотивов, интересов и потребностей;
· Противоречиесоциальных ролей;
· Противоречиесоциальных ценностей и норм.
Длявозникновения внутриличностного конфликта указанные противоречия должныприобрести глубокий личностный смысл, иначе человек не будет придавать имзначения. Кроме того, различные стороны противоречий по силе своего воздействияна личность должны быть примерно одинаковыми. В противном случае, как былоранее отмечено, из двух зол человек выбирает меньшее, а из двух благ – большее.И никакого конфликта не возникает. [12]
Внешниепричины. Внешние причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены: 1)положением личности в группе; 2) положением личности в организации; 3)положением личности в обществе.
1.Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личностив группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит вневозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуацииглубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов. Вэтой связи выделяют четыре вида ситуаций, вызывающих внутрилиностный конфликт:
· физическиепреграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей: узник,которому камера не дает свободы передвижения; непогода, препятствующая уборкеурожая;
· отсутствиеобъекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности (я хочувыпить чашку кофе, но магазины закрыты, и дома его больше не осталось);
· биологическиеограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами, у которыхпрепятствие корениться в самом организме);
· социальныеусловия (главный источник наибольшего числа наших внутриличностных конфликтов).[17]
Когданаша потребность в уважении не встречает понимания, когда мы лишены свободы ичувствуем себя чужими в своем классе из-за отношения к нам некоторых людей, — мы находимся в состоянии фрустрации. Существует множество примеров конфликтныхситуаций подобного типа в жизни общества, поскольку очень часто группыоказывают давление на своих членов, что приводит к личным конфликтам.
2.На уровне организации внешние причины, вызывающие внутриличностный конфликт,могут быть представлены такими видами противоречий, как:
· противоречиемежду жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохимиусловиями и плохими условиями труда;
· противоречиемежду большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации;
· противоречиямежду двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями;
· противоречиемежду жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствамиее выполнения:
· противоречиемежду производственными требованиями, нормами и традициями, с одной стороны, иличными ценностями или потребностями, с другой.;
· противоречиемежду стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению и возможностямиреализации этого в рамках организации;
· противоречия,вызванные несовместимостью социальных ролей личности;
· противоречиемежду стремлением к прибыли и нравственными нормами.
3.Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личностив обществе. Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровнесоциальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальнойструктуры общества, его политического устройства и экономической жизни.
Конфликт,возникнувший во внутренней структуре личности по тем или иным причинам, имеетсвои особенности переживания. Переживание является формой активности личности,в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективномуровне. Переживание — это эмоционально окрашенное состояние личности. Средиизменяющихся характеристик субъекта, относимых к переменным состояниям, частовыделяют активационные и эмоциональные характеристики. [21]
 Активационныехарактеристикиотражают физиологическую обеспеченность психического состояния. Наряду сактивационными часто обращаются к эмоциональным составляющим психическогосостояния. Долгое время состояние в психологии изучалось именно какэмоциональное, с которым обычно отождествляется наличие тех или иныхпереживаний. Традиционность выделения эмоциональных характеристик состояниясвязана с тем, что именно они придают психическому состоянию субъективнуюопределенность, тем самым, делая его явлением, доступным непосредственномуизучению [4].
Вовнутриличностном конфликте эмоциональная составляющая представлена психоэмоциональнымнапряжением. Его принято относить к классу эмоциональных явлений.Психоэмоциональная напряженность является формой представленности в психикечеловека личностного смысла происходящих в его жизни событий и отражает степеньудовлетворения его потребностей. Психоэмоциональное напряжение характеризуетсясубъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием.
Посубъективному качеству психоэмоциональное напряжение, как и другие эмоции,возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, является отрицательнымэмоциональным переживанием. К нему относят такие модальностиэмоций, как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога,дискомфорт и т.п. Неблагоприятное эмоциональное состояние может воздействоватьна физиологические процессы в организме человека и способствовать развитиюмногих хронических заболеваний.
Предметноесодержание психоэмоционалного напряжения составляют ситуации, условия исобытия, происходящие в жизнедеятельности человека и воспринимаемые им какпрепятствие к удовлетворению потребностей. Это, как правило, трудные ситуациидеятельности, социального взаимодействия и внутренней жизни человека. [1, 2]
Автор[4] выделяет четыре типа переживаний: гедоническое, реалистическое, ценностноеи творческое. Для внутреннего конфликта, по его мнению, характерно ценностноепереживание.
Существуютдва подтипа ценностного переживания. Первый из них реализуется, когда субъектеще не достиг высших этапов ценностного совершенствования, и сопровождаетсяизменением его ценностно-мотивационной системы. Возможны случаи, когда мотивы,не соответствующие ценностям, отвергаются сознанием принципиально либо простоснижаются по иерархическому рангу, лишаясь своей значимости.
Ценностныепереживания второго подтипа возможны на высших ступенях развития ценностногосознания. Здесь не ценность принадлежит личности, а, напротив, личностьоказывается частью объемлющей ее ценности, принадлежит ей и в ней находит смыслсвоей жизни.
Такимобразом, переживание внутриличностного конфликта отличается от других типовпереживаний тем, что: обычно представлено как психоэмоциональное напряжение; внем выражается осознание личностью трудности данной ситуации; выражает процессвыбора, сомнения и борьбы; отражает перестройку ценностно-мотивационной системыличности. [19]
Касательнопоследствий, которые вызывают внутренние конфликты личности, они могут быть какконструктивными (продуктивными, оптимальными), так и деструктивными(дисфункциональными, разрушающими личностные структуры человека).
Конструктивнымявляется конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующихструктур и минимальными личностными затратами на его разрешение. Конструктивнопреодолеваемый внутриличностный конфликт это один из механизмов гармонизации личностногоразвития.
· ПсихологиВ. Афонькова, Л. Божович, анализируя ранние периоды развития ребенка,отмечают, что внутренние конфликты усложняют психическую жизнь, способствуют еепереходу на новые уровни функционирования.
· Оптимальныйвнутриличностный конфликт рассматривается как основа морального развития. Воснове совершения морального поступка находится «больная совесть», котораяпобуждает человека действовать вопреки собственной выгоде и подниматься квысшим моральным ценностям. [1]
Индивидосознает себя личностью на основе разрешения внутриличностных противоречий иконфликтов. Характеристика личности лежит в соотношении разных системсложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними. По мнениюпсихолога А.Н. Леонтьева, «иногда эта борьба проходит во внешне неприметных,обыденно драматических, так сказать, формах и не нарушает гамоничности личности,ее развития; ведь гармоничная личность вовсе не есть личность, не знающаяникакой внутренней борьбы. Однако иногда эта внутренняя борьба становитсяглавным, что определяет весь облик человека». [13]
· Позитивноразрешенные конфликты закаляют характер, формируют решительность, устойчивостьповедения, независимость от случайных обстоятельств, способствуют становлениюстабильной направленности личности.
В.С.Мерлин считал, что «психологические конфликты играютсущественную роль в формировании новых черт характера и вкоренной перестройке личности».
· Внутриличностныйконфликт может способствовать формированию адекватнойсамооценки, что в свою очередь помогает самопознанию и самореализации личности.
· Преодоленияконфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче,ярче и полноценнее. В этом плане внутриличностные конфликты дают намвозможность насладиться победой над самим собой, когда человек свое реальное«Я» хотя бы немного приближает к своему идеальному «Я».
Деструктивнымивнутриличностыми конфликтами считаются такие, когда личность не может найтивыход из сложившейся конфликтной ситуации, не в состоянии разрешить противоречиявнутренней структуры. Дисфункциональные конфликты усугубляют раздвоениеличности, перерастают в жизненные кризисы или ведут к развитию невротическихреакций. [1]
Вобщем плане можно выделить следующие отрицательные последствия изучаемого видаконфликтов, касающиеся состояния самой личности: прекращение развития личности,начало деградации; психическая и физиологическая дезорганизация личности;снижение активности и эффективности деятельности; состояние сомнения,психической подавленности, тревожности и зависимости человека от других людей иобстоятельств, общая депрессия; появление агрессии, или, напротив, покорности вповедении человека в качестве защитных реакций на внутриличностный конфликт;появление неуверенности в своих силах, чувства неполноценности и никчемности;разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни.[1, 11, 12]
Отрицательныепоследствия внутриличностного конфликта касаются не только состояния самойличности, ее внутренней структуры, и ее взаимодействия с другими людьми вгруппе – в семье, школе, организации и т. д. Такими негативными последствиямимогут быть: деструкция существующих межличностных отношений; неожиданноеобособление личности в группе, молчание, отсутствие увлеченности, вообще всето, что в психологии получило название «отступление»; повышеннаячувствительность к критике; пугающая информация – критиканство, ругательства,демонстрация своего превосходства; девиантное поведение и неадекватная реакцияна поведение других жесткий формализм – буквоедство, формальная вежливость,слежение за другими; поиск виноватых – обвинение во всех грехах или, напротив,самобичевание. [12]
Есливнутриличностный конфликт вовремя не разрешается, то он может привести к болеетяжелым последствиям, наиболее сильные из которых стресс, фрустрация и невроз.
Стресс– состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные эмоциональныевоздействия. Он может проявляться на физиологическом, психологическом иповеденческом уровнях и является весьма распространенной реакцией навнутриличностный конфликт, если тот зашел достаточно далеко и личность неспособна его вовремя и конструктивно решить. При этом сам стресс частопровоцирует дальнейшее развитие конфликта или порождает новые конфликты,поскольку некоторые пытаются сорвать свое раздражение и гнев на окружающих.
Фрустрация– эмоциональное состояние человека, вызываемое непреодолимыми объективными (илисубъективно воспринимаеиыми в качестве таковых) трудностями, возникающими напути к достижению цели или разрешению задачи. Фрустрация – всегда тягостноепереживание неудачи или неразрешимого противоречия. [8]
Данноесостояние есть негативное следствие внутриличностного конфликта, когда ростнапряжения превышает фрустрационную толерантность, т. е. устойчивость личностик фрустраторам. Фрустратором выступаетнепреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной имцели. Она сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций: гневом,раздражением, чувством вины, враждебностью, досадой, тревогой и т. д. и чемсильнее внутриличностный конфликт, тем больше глубина фрустрации. Разные людисправляются с ней по-разному. Каждый имеет свой порог чувствительности иобладает индивидуальными силами для преодоления фрустрационной реакции навнутриличностный конфликт.
Неврозы– это группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, имеющихпсихогенную природу. В основе неврозов лежит непродуктивно разрешаемоепротиворечие между личностью и значимыми для нее факторами действительности.Глубокий внутриличностный конфликт, который личность не в состоянии разрешитьположительно и рационально, — важнейшая причина неврозов. Эта невозможностьразрешения конфликта сопровождается возникновением болезненных и тягостныхпереживаний неудач, неудовлетворенных потребностей, недостижимости жизненныхцелей, потери смысла жизни. Появление неврозов означает, что внутриличностныйконфликт перерос в невротический конфликт.
Невротическийконфликт как высшая стадия внутриличностного конфликта может возникнуть в любомвозрасте. Присущие конфликту переживания становятся источникомзаболевания в том случае, когда занимают центральное место в системе отношенийличности. Человек не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патогенноенапряжение, и был найден рациональный выход из сложившегося положения. Такойконфликт занимает ведущее место в жизни человека, оказывается для негонеразрешимым и, затягиваясь, создает аффективное напряжение, которое обостряетпротиворечия, усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбудимость,углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает продуктивность исамоконтроль. [21]
Классификацияневротических конфликтов с учетом внутренних механизмов их развития дана В.Н.Мясищевым [14]. Он описывает конфликты истерического,обсессивно-психастенического и неврастенического типов.
Истерическийтип характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкойсубъективных условий или требований окружающих.
Обессивно-психастеническийтип невротического конфликта характеризуется противоречивыми собственнымипотребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами иличными привязанностями.
Неврастеническийтип представляет собой противоречие между возможностями личности и еезавышенными требованиями к себе. При возникновении этого конфликта играют рольвысокие требования, предъявляемые напряженностью современной жизни.
Такимобразом, невротический конфликт как личностно неразрешимая проблема «быть собойсреди других» преломляется проблемой «быть» (базальным уровнембеспокойствапри неврозе страха), проблемой «быть собой» (при неврозе навязчивых состояний),проблемой «быть собой среди других» (с акцентом на «быть собой» приистерическом неврозе) или «быть среди других» (при неврастении).

1.4Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов
Подразрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимаетсявосстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единствасознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение новогожизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может бытьконструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолениивнутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляетсяпонимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешениевнутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний,связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений 'негативныхпсихологических и социально-психологических факторов внутриличностноroконфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.
Взависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутреннимпротиворечиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтныхситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать,третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно, что человек, отдавая себеотчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешениявнутренних противоречий, конструктивное отношение к ним.
•Преодоление внутриличностного конфликта зависит от глубинных мировоззренческихустановок личности, содержания ее веры, от опыта преодоления себя.
•Развитость волевых качеств способствует успешному преодолениючеловеком внутренних конфликтов. Воля составляет основу всей системы саморегуляциичеловека. В трудных ситуациях воля, как правило, приводит в соответствиевнешние требования и внутренние желания. Если же воля развита недостаточно,побеждает то, что требует наименьшего сопротивления, а это не всегда приводит куспеху. [5]
•Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разнымитипами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражениенеопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, нерешаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительныйрефлексивный процесс не исключает возможности в корне изменить сложившуюсяситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решениявнутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость,индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне иливовнутрь [6].
•На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастныеособенности личности. С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретаюттипичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминаяпрожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-тонарушившим размеренное течение бытия, поновому их переосмысливаем, все болееглубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодолениятого, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственнойбиографии – один из путей развития внутренней стабильности, цельности,гармоничности.
Различныспособы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, онис каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средствразрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Женщиныразнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины – в ролевых. Женщиныбольше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт,мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти изконфликта. [2]
Преодолениевнутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмовпсихологической защиты. Психологическая защита — нормальный, повседневноработающий механизм психики. Она является продуктом онтогенетического развитияи научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации,механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в техслучаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях ихпереживания и выражения. [18]
Рассмотрим механизмыпсихологической защиты подробнее:
Отрицание («не замечайэто») – один из онтогенетически ранних и наиболее простых механизмов защиты. Этомеханизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности,которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемыне существует. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций,вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумеваетинфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новымиобстоятельствами, их игнорированием. [23]
Проекция («обвини это»). Воснове проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые инеприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываетсядругим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативный,социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например,агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать своюсобственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как быв защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянноприписывает другим собственные аморальные стремления.
Реже встречается другойвид проекции, при котором значимым лицам (чаще из микросоциального окружения)приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия,которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особыхспособностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученикаталантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя(«победителю ученику от побежденного учителя»). [18]
Регрессия(«плачь об этом»). В классических представлениях регрессия рассматривается какмеханизм психологической защиты, посредством которого личность в своихповеденческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на болееранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность,подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективноболее сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихсяситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотиповсущественно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладанияконфликтных ситуаций. К этому механизму относится и упоминаемая в литературезащита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания иликонфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознаванию. Большинствоэмоциональных проблем имеют регрессивные черты. [9]
Замещение(«напади на что-то, заменяющее это»). Действие этого защитного механизмапроявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева),которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или болеедоступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например,открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательныйконфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. Вбольшинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее подвлиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижениюпоставленной цели, В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчасбессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение. [15, 18]
Вытеснение(«не помни об этом»). З. Фрейд считал этот механизм (его аналогом служитподавление) главным способом защиты инфантильного «Я», неспособногосопротивляться соблазну. Другими словами, вытеснение — механизм защиты,посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли,чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. По мнению большинстваисследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитныхмеханизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения вповедении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психовегетативныекомпоненты. Например, типична ситуация, когда содержательная сторонапсихотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факткакого-ибо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, авызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешненемотивированная тревога. Именно поэтому вытесненные влечения могут проявлятьсяв невротических и психофизиологических симптомах. Как показывают исследования иклинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностныекачества и поступки, не делающие личность привлекательной в собственных глазахсебя и в глазах других, например, завистливость, недоброжелательность,неблагодарность и т. п. Следует подчеркнуть, что психотравмирующиеобстоятельства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознаниячеловека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействиевоспоминаниям и самоанализу. [9]
Изоляция («не чувствуйэто») — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувстватревоги.
Интроекция («не знай,откуда это») — присвоение ценностей или черт характера других людей дляпредупреждения угроз с их стороны. Это символическая интернализация (включениев себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции.Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку наее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируетсяво время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняютсяразличия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместоозлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительныепобуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошлаинтроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.
Интеллектуализация(«переосмысли это») развивается в раннем подростковом возрасте. Предполагаетпроизвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контролянад ситуацией. При этом используются способы: сравнение противоборствующихтенденций; составление списка “+” и “—” каждой из тенденций и их анализ;шкалирование каждого “+” и “—” в каждой из тенденций и их суммирование. Сюдавходят также механизмы аннулирования, сублимации рационализации. [2]
Аннулирование («отмениэто») — поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нетпредыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.
Сублимация(«трансформируй это») — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства(сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив.Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение привлекательных,общественно значимых поступков.
Рационализация («найдиоправдание этому») — нахождение правдоподобных причин для оправдания действий,вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами. Реализуемые способы:дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого); дискредитациязначимого другого, который отказывает во внимании; преувеличение ролиобстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационнойсистемы; самодискредитация (искупление вины).
Компенсация («приобретиэто»)— онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, которыйразвивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен длясдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты,недостатка, неполноценности. Компенсаторное поведение универсально, посколькудостижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсацияможет быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) инеприемлемой (компенсация низкого роста – стремлением к власти иагрессивностью; компенсация инвалидности – грубостью и конфликтностью). Ещевыделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышнойобласти) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере). Внего входят механизмы идентификации и фантазии.[2]
Реактивное образование(«обрати это в противоположное»). Этот вид психологической защиты нередкоотождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятныхили неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенногоразвития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бытрансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность.Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивныеобразования по отношению к бессознательной черствости, жестокости илиэмоционального безразличия. [18]
Идентификация («будь какэто, чтобы не потерять его») — моделирование поведения другого лица как путь кповышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможнымразделением или утратой.
Фантазия, воображение («мечтайоб этом») — создание программы поведения, когда проблемная ситуация,порождающая внутриличностный конфликт, неопределенна. Воображение состоит всоздании образов или способа поведения, которые заменяют реальную деятельность.Часто воображение связано с созданием образа желаемого будущего, в котороеличность, находящаяся в состоянии внутриличностного конфликта, желает убежать.
Механизмы защиты,развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и разрешения конфликтов,могут при определенных условиях вызывать противоположные состояния дезадаптациии перманентного конфликта. В основе этой неоднозначности лежит то, чтомеханизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов раннегоонтогенеза. [1]
Итак, с подходами кпониманию природы внутриличностных конфликтов мы ознакомились, основные иххарактеристики, виды, причины, особенности переживания и последствиярассмотрели, а также нами было усвоено, что разрешение внутренних конфликтовличности происходит посредством действия различных механизмов психологическойзащиты. Последнее нас особенно интересует, поэтому приступим к познаниюпсихологических защитных механизмов на практике.

Глава 2. Экспериментальноеизучение механизмов психологической защиты при разрешении внутриличностныхконфликтов
внутриличностныйконфликт психологический защита
2.1 Цели, содержание икритерии оценки методик исследования
Освоив теоретические азыизучаемой темы, и имея благодаря этому некоторые знания и представления,следует приступить непосредственно к практическому этапу нашей научнойдеятельности, к самому исследованию, которое поможет стать научно ближе к такиминтересующим явлениям в психологии, как защитные механизмы, и укрепитьсуществующую информацию в своей памяти.
Первоначально следуетопределиться с выбором соответствующих гипотезе исследования методик, которыемогли бы предоставить достоверные данные об изучаемых явлениях. В настоящеевремя в психологической науке не существует методик, предназначенных именно дляизмерения внутриличностной конфликтности, поэтому приходится использовать теметоды исследования, косвенно указывающие на присутствие во внутреннем миречеловека конфликтов. Исходя из этого, нами были отобраны четыреметодики-опросника:
1. Методика «Индексжизненного стиля» («Life Index Style») Р. Плутчика.
2. Опросник по изучениюсамоотношений В. В. Столина.
3. Методика диагностикиуровня эмоциональной стабильности и нестабильности личности (по Г. Айзенку).
4. Опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк).
Первая методикапредназначена для диагностики механизмов психологической защиты «Я» и включает97 утверждений, требующих ответа по типу «верно – неверно». Измеряются восемьвидов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация,реактивное образование, проекция, интеллектуализация и регрессия. Каждому изэтих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающихличностные реакции человека, возникающие в различных ситуациях.
Восемь эгозащитныхмеханизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которыхвыводятся из числа положительных ответов на определенные утверждения,разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждойпсихологической защиты подсчитывается по формуле:
/>
где n – числоположительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихсяк этой шкале. (Приложение 2)
В этойметодике для нас представляет особый интерес результаты по шкале регрессии иреактивных образований, так как гипотеза исследования предполагает эмпирическуюнаправленность именно на эти механизмы.
Следующаяметодика – «Опросник по изучению самоотношений В. В. Столина», также содержит110 утверждений, с которыми испытуемым предлагается либо согласиться, либо ихопровергнуть. Ключ к обработке методики включает в себя 9 шкал, оценивающих рядспецифических модальностей (измерений) отношения человека к самому себе. Попроведении тестирования суммируется количество положительных ответов по каждойшкале, а затем полученное число баллов переводится в стены. Определенный номерстена указывает на низкие, умеренные, высокие и крайне высокие значения. Мы внашей работе будем подсчитывать баллы лишь по одной шкале, именуемой«внутренняя конфликтность», позволяющей зафиксировать, насколько обследуемыевнутренне напряжены. Если ответы испытуемого соотносятся со стенами 1, 2 – этокрайне низкие значения, 3 – низкие значения, 4, 5 – умеренные, 7, 8 – высокие,9, 10 – крайне высокие значения. (Приложение 3)
Третьяметодика, именуемая также «Определение темперамента» Ганса Айзенка,представляет собой опросник, состоящий из 57 вопросов, на которые следуетответить «да» или «нет». Методика содержит 3 шкалы – «экстраверсия –интроверсия», «эмоциональная устойчивость – невротизм» и «ложь». Послезавершения тестирования подсчитывается количество совпадающих с ключом ответовпо каждой из трех шкал, и полученная сумма позволяет судить о силе проявления вповедении человека измеряемых типологических особенностей. Нашей задачейявляется подсчет баллов по шкале, определяющей эмоциональную стабильность либонестабильность личности, а также по шкале лжи, чтобы быть уверенными вдостоверности ответов. (Приложение 4)
Последняяметодика, как и предыдущая, представлена в виде 101 вопроса, на которыеиспытуемые также должны ответить «да» либо «нет». Данная методика включает всебя 4 шкалы: экстраверсия-интроверсия, психотизм, невротизм и специфическуюшкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения кобследованию. Нами будет вестись подсчет баллов по двум последним шкалам, т. к.наше «научное» внимание сконцентрировано на измерении уровня эмоциональной устойчивостиличности. При этом, по шкале невротизма баллы от 0 до 7 соответствуют низкимпоказателям, от 8 до 16 – средние, свыше 17 – высокие показатели. Если по шкалелжи количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаютсянедостоверными. (Приложение 5)
После того,как испытуемые выполнили все задания, их результаты заносились в сводныетаблицы, составленные по каждой методике и отражающие процентное соотношениеуровней изучаемых психологических явлений.
2.2 Обработка полученныхданных и их интерпретация
Таким образом, нашенаучное исследование вплотную подошло к самой важной его части – интерпретацииполученных результатов, которая позволит судить об истинности выдвинутой наначальном этапе исследования гипотезы.
Обратимся к данным попервой проведенной методике, именуемой «Индекс жизненного стиля». В своднойтаблице № 1 отражены абсолютные показатели количества испытуемых,предпочитаемых использовать при разрешении интрапсихических конфликтовопределенные защитные механизмы, и их процентное соотношение друг между другом.
Таблица № 1. Отрицание Вытеснение Регрессия Компенсация Проекция Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Итого: 2 8 2 8 4 16 5 20 3 12
2 Замещение Интеллектуализация Реактивные образования Абс. % Абс. % Абс. % Итого: 4 16 2 8 3 12
Просмотрев данныетаблицы, становится очевидным факт наличия у пятой части исследуемых людейтакого механизма психологической защиты как компенсация. Он присущ 20 % обследуемых.Механизмы регрессии и компенсации оказались свойственными восьмерым (по 4человека и 16 % процентов приходится на каждый защитный механизм). Реактивныеобразования и проекция 12 % и 3 человека соответственно. Отрицание, вытеснениеи интеллектуализацию используют в качестве психологической защиты по 2 %испытуемых.
Это свидетельствует, чтоу пятой части экспериментируемых внутриличностные конфликты разрешаютсянаиболее конструктивным способом, т. е. с помощью психологической защиты в видекомпенсации, а это снижает риск возникновения «рецидива» конфликта или егообострения. Также благополучное разрешение внутренних конфликтом можетобеспечиваться действием защитного механизма интеллектуализации,диагностируемого лишь у двух человек. Наиболее же деструктивными способамиразрешения внутриличностных конфликтов выступают механизм проекции, вывяленныйу трех человек, и механизм вытеснения, свойственный двум обследуемым. Эти двазащитных механизма, в отличие от пары предыдущих, повышают вероятностьвторичного появления внутриличностного конфликта.
Однако наше исследованиезаинтересовано испытуемыми, которым свойственны регрессия и реактивныеобразования, в связи с чем приступим к интерпретации результатов следующихметодик.
В опроснике Столина поизучению самоотношений, как указывалось выше, наш научный интерес вызывает лишьодна его шкала – «внутренняя конфликтность». Данные по ней можно увидеть всводной таблице № 2.
Таблица № 2. Крайне низкие Низкие Умеренные Высокие Крайне высокие Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Итого: 1 4 4 16 11 44 7 28 2 8
У наибольшего процентаиспытуемых (44%, 11 человек) выявлен умеренный показатель внутреннейнапряженности, что говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении всебя, осознании своих трудностей, адекватном образе «Я» и отсутствиивытеснении. Действительно, у испытуемых с умеренным повышением по шкале незафиксировано по первой проведенной методике наличия деструктивных защит, т. е.проекции и вытеснения. А это вполне может свидетельствовать о благополучномразрешении такими личностями своих интрапсихических конфликтов.
Крайне низкие и низкиезначения шкалы (4 и 16 % изучаемых людей) указывают на отрицание проблем,закрытость, поверхностное самодовольство.
Высокие же значения поданной шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласиис собой, тревожно депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувствавины. У людей с такими симптомами, несомненно, высокая внутренняянапряженность.
В ходе дальнейшейдеятельности проследим, действительно ли высоко напряженным личностям, понаучному предположению данной курсовой работы, характерна эмоциональнаянеустойчивость, невротизм.
Данные по третьейметодике, предназначенной для диагностики уровня эмоциональной стабильности илинестабильности, отображены в таблице №3.
Таблица № 3. Низкие Умеренные Высокие Крайне высокие Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Итого: 4 16 12 48 7 28 2 8
Следует напомнить, что вэтом опроснике баллы подсчитывались лишь по одной из трех имеющихся в нем шкал,называемой «эмоциональная устойчивость – невротизм». И снова, как и впредыдущей методике, наибольшему проценту испытуемых оказались свойственныумеренные показатели, следовательно, у половины людей изучаемой выборки можнодиагностировать лишь эмоциональную впечатлительность. У 7 обследуемых людей (28%) выявились высокие показатели, указывающие на появление у них отдельныхпризнаков расшатанности нервной системы. А вот двум испытуемым (8 %) по ихбаллам можно поставить диагноз – невротизм, граничащий с патологией, возможно,у них срыв, невроз. Четверо испытуемых (16 %) – эмоционально устойчивы. Мыбудем особенно будем следить за дальнейшими результатами эмоциональнонеустойчивых обследуемых, т. е. имеющих высокие и крайне высокие значения поданной методике.
С помощью сводной таблицы№ 4 можно ознакомиться с тем, каким образом соотнеслись показателиэкспериментируемой группы в опроснике Ганса и Сибиллы Айзенк с уровнями,определяющими степень выраженности психической неустойчивости.
Таблица № 4. Низкие значения Средние значения Высокие значения Абс. % Абс. % Абс. % Итого: 3 12 14 56 8 32
Испытуемые с выявленными входе проведения третьей методики средними показателями по шкале невротизматакже стали обладателями средних значений по шкале невротизма последнейиспользуемой методики. Однако есть и небольшое расхождение: один обследуемыйчеловек с низким показателем по методике определения темперамента в опроснике PEN оказался со средним значением, ещеже одному испытуемому по данной методике характерны умеренные значения, вотличие от показателей предыдущей методики, в которой у него был высокийпоказатель. Остальные экспериментируемые, т. е. люди с раннее диагностируемойвысокой эмоциональной неустойчивостью, эмоционально неустойчивы и в этот раз.
Таким образом, ссылаясьна выдвинутую в представленной работе гипотезу, проведенный экспериментпозволяет зафиксировать следующие его особенности: для внутренне напряженныхлюдей действительно является характерной высокая эмоциональная неустойчивость(невротизм). Им могут быть свойственны сверхчувствительные реакции,тревожность, недовольство собой и окружающим миром, ригидность, а значит, иобладание различного рода внутриличностными конфликтами. Используемые методикипомогли выяснить, что испытуемые с подобными особенностями чаще выбирают приразрешении своих внутренних конфликтов такие механизмы психологической защитыкак реактивные образования, проекция и регрессия. Однако не только невротичнымлюдям свойственно использование этих механизмов: двое из обследуемых сумеренной выраженностью их эмоциональных реакций тоже явились обладателямипсихологических защит проекции и реактивных образований. К сожалению, проекцияявляется неконструктивным способом разрешения внутриличностных конфликтов,также как регрессия и реактивные образования. Подобная психологическая защита,как мы говорили выше, увеличивает риск повторного возникновения конфликтов, неснимает должным образом интрапсихического напряжения, оно накапливается,усугубляя стабильность эмоционального фона индивида. В связи с этим личностьвсе более невротизируется, что является очень неблагоприятным для гармоничногосуществования и развития человека в окружающем мире. Людям с подобнымисимптомами рекомендуется более рационально размышлять над причинами появлениясвоих внутренних конфликтов, не прибегать к неадекватному эмоциональномуреагированию, пытаться лишь в состоянии спокойствия искать пути борьбы с ними,что обеспечивает возможность благополучного выхода из внутриконфликтныхситуаций.
В целом особенностьюиспытуемой группы является преобладание в ней индивидов с умеренными и низкимипоказателями конфликтности и психической неустойчивости. Также большинство изиспытуемых для снятия внутрличностной напряженности применяют другие способы,такие как замещение, интеллектуализация, компенсация и др., что свидетельствуето зрелости личности.

Заключение
Завершениенаучно-исследовательской работы предполагает обобщающую формулировку полученныхв ходе ее проведения выводов.
Данный экспериментпредоставил возможность научно и творчески подойти к изучению проблемывнутриличностных конфликтов, которая, как и множество других проблемпсихологической науки носит дискуссионный характер и не имеет равнозначногоответа на вопрос о причинах возникновения, особенностях протекания и механизмахразрешения интрапсихических конфликтов.
При ознакомлении стеоретическими основами феномена внутриличностных конфликтов было отмечено, чтоданный вид конфликта есть психоэмоциональное переживание, и переживаниедостаточно сильное, вызываемое несогласованностью внутренних стремлений (мотивов,потребностей, интересов, желаний) личности. Подобная несогласованность выраженав столкновении противоположных тенденций, затрудняет принятие решения иразрушает цельность «Я». Интрапсихические конфликты дифференцируются нанесколько видов, имеют внешние и внутренние причины своего появления, особенностипереживания, а также вызывают различные последствия, которые бываютдеструктивными и конструктивными. И механизмы психологической защиты(являющиеся темой изучения данной исследовательской работы) – это способы,посредством которых люди пытаются выйти из состояния внутренней напряженности,конфликтности.
Экспериментальноеизучение внутриличностных конфликтов предоставило шанс определить зависимостьмежду использованием личностью психологических защитных механизмов с такими ееособенностями как эмоциональная неустойчивость и внутренняя конфликтность. Былоотмечено, что людям с высоким уровнем интрапсихической напряженности иневротизма свойственны механизмы проекции, регрессии и реактивных образований,которые считаются деструктивными способами разрешения внутриличностныхконфликтов и не обеспечивают должного снятия тревоги. Поэтому конфликт можетвновь возникнуть.
Люди с умеренной и низкойвнутренней конфликтностью чаще склонны к более спокойным эмоциональнымреакциям, и в качестве способа разрешения своих внутренних конфликтов они предпочитаютприменение также и других существующих механизмов психологической защиты –вытеснения, отрицания, компенсации, интеллектуализации. Вытеснение тоже один изнеконструктивных путей выхода из конфликта, однако подобная психологическаязащита выявлена у самого малого процента испытуемых. Касательно двух последних– компенсации и интеллектуализации, то они многими учеными считаются наилучшимимеханизмами разрешения внутриличностных конфликтов, преобладание которыхзафиксировано у сравнительно большего количества эмоционально устойчивых и умеренновнутренне напряженных личностей.
Можно ли считать гипотезуистинной? Однозначно на этот вопрос ответить оказывается не совсем легко, таккак исследуемая выборка представлена не столь большим количеством человек, дляее научного подтверждения необходимо привлечь намного больше людей, что врамках курсовой работы очень затруднительно, скорее даже, невозможно. Однако,если рассуждать об истинности научного предположения в рамках данной работы, тоответ явно близок к положительному. И все же вопрос остается открытым дляисследований.
Таким образом, проведениенаучно-исследовательской работы позволило сопоставить и связать концептуальныевзгляды на феномен внутриличностных конфликтов с его экспериментальнымизучением.

Список литературы:
1. Анцупов А. Я.,Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006.
2. Анцупов А. Я.,Шипилов А. И. Конфликтология: [теория, методы, практика]. – СПб.: Питер, 2009.
3. Богданов Е.Н.,Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. – СПб.: Питер,2004.
4. Василюк Ф. Е.Психология переживания. – М.: Издательство МГУ, 1984.
5. Гришина Н. В.Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005.
6. Донченко Е. А.,Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. – Киев: Политиздат, 1989.
7. Емельянов С. М.Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2005.
8. Ильин Е. П.Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
9. Каменская В. Г.Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. – СПб.:Детство-пресс, 1999.
10. Козырев Г. И.Введение в кофликтологию. – М.: Владос, 1999.
11. Конфликтология /под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999.
12. Конфликтология:Учебник для вузов / В. П. Ратников, В. Ф. Голубь, Г. С. Лукашова и др.; подред. проф. В. П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
13. Леонтьев А. Н.Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Владос, 1997.
14. Мясищев В. Н.Личность и неврозы. – Л.: Издательство ЛГУ, 1987.
15. Немов Р. С.Психология. В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2001.
16. Психология:Словарь / под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.:Политиздат, 1990.
17. Робер М.-А.,Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988.
18. Романова Е. С.,Гребенников Я. Р. Механизмы психологической защиты. – Мытищи: Издательство«Талант», 1996.
19. Светлов В. А.Управление конфликтом. – СПб.: «Росток», 2003.
20. Семенов В.А.Феномен конфликта. – СПб.: Питер, 2005.
21. Уткин Э. А.Конфликтология: теория и практика. – М.: Эксмос, 2002.
22. Франкл В. Человекв поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.
23. Фрейд А.Психология «Я» и защитные механизмы: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1993.
24. Фрейд З. Введениев психоанализ. Лекции. – М.: Просвещение, 1989.
25. Хорни К. Вашивнутренние конфликты. – СПб.: Лань, 1998.
26. Безменова И. К.Конфликты. Что делать? // Справочник секретаря и офис-менеждера. – 2003. — № 1.– с. 70-74.
27. Коноваленко М.Знакомьтесь: конфликт // Управление персоналом. – 2004. — № 3. – с. 73-76.
28. Пукинска О. В.«Триада риска» как проявление внутриличностного конфликта // Психологическийжурнал. – 2005. – Том 29. — № 5. – с. 63-72.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.