Реферат по предмету "Психология"


Психологические проблемы в семьях с детьми с соматическими заболеваниями

Содержание
1БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
2 РАК
3 ДИАБЕТ I ТИПА
4ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ КИШЕЧНИКА
5ПОДРОСТКОВЫЙ РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ
Библиографическийсписок

1 БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
Определенную особенность представляют семьи детей, страдающихбронхиальной астмой. 30% этих семей были неполными. Разводы родителей в рядеслучаев оказались непосредственной причиной или провокацией возникновениязаболевания. В каждой четвертой семье родители злоупотребляли алкоголем. Оченьвелика доля родителей, имеющих своеобразные черты личности: претенциозность,подозрительность, ревнивость и др. Лишь в незначительном числе семейпсихологический климат был благоприятным. В подавляющем большинстве случаевродители в той или иной степени обнаруживали несостоятельность как воспитатели,не умели устанавливать гармоничные взаимоотношения в семье.
Неблагоприятная семейная обстановка, особенности личностибольных, трудности приспособления к детскому коллективу, тяжелое илисреднетяжелое течение бронхиальной астмы — все эти и некоторые другие факторыприводят к тому, что у 10% больных детей возникают нервно-психическиерасстройства. Среди детей, лечившихся в стационаре, количество больных с этимиосложнениями доходило до 63%. Наиболее частые проявления — невротическиесимптомы, отражающие переживания больных в связи с разочарованиями иконфликтами, и астенические, вызванные как нарушением дыхания, так и другимивоздействиями на организм. Когда поступление кислорода в ЦНС постояннонарушается из-за препятствий при прохождении воздуха через дыхательные пути,создаются особенно благоприятные условия для возникновения нервно-психическихрасстройств. Дети становятся плаксивыми, раздражительными, у них нарушаетсяпамять, утяжеляется усвоение школьной программы, в особенно тяжелых случаяхстойко снижается настроение, могут появиться судорожные приступы, которые, какправило, провоцируются неприятными переживаниями.

2 РАК
В Швеции каждый год примерно 250 детей и подростковзаболевают раком. Примерно треть диагнозов составляет лейкемия, четверть —опухоли ЦНС и другие. В последние десятилетия прогноз по поводу рака улучшилсяРаньше это была смертельная болезнь, сегодня 2/3 заболевших детей вылечивают,но при некоторых формах рака для 26—98% заболевших продолжительность жизниварьирует в пределах пяти лет. Медицинское лечение становится все болееуспешным и проводится сегодня в первую очередь цитостатиками, облучением илихирургическим методом. В Швеции лечение комплексное и сосредоточено в основномв детских онкологических центрах при университетах.
Течение и лечение различных видов рака можно подразделить начетыре фазы: диагностику, интенсивное лечение, поддерживающее лечение,наблюдение после окончания лечения. Медицинское лечение продолжительно,зачастую оно сопровождается большими нагрузками для ребенка и семьи, прогноз невсегда ясен. В большинстве случаев лечение проходит успешно, но иногдаотмечаются осложнения в виде рецидивов или смерти. При большинстве форм ракаиспользуется, как уже говорилось, лечение цитостатиками, оно очень интенсивноеи может вызвать осложнения в виде сопутствующей инфекции, выпадения волос,рвоты.
Обычно родители, прежде всего те, кто мало знает о раке,испытывают шок, услышав такой диагноз. Особенно тяжело родителям, которые несовсем правильно восприняли информацию. Поэтому надо обязательно поговорить оболезни с ребенком и родителями.
В начале болезни, как правило, требуется госпитализация,проведение многочисленных анализов и лечение, что может вызвать массутрудностей. Родители должны находиться рядом с ребенком, поэтому вынужденыбрать отпуск на работе. В это время им нужна постоянная поддержка близких идрузей, информация от врачей и медицинского персонала. Часто в первое времясемья отдаляется от окружающих, у нее не остается свободного времени. Несмотряна все заботы и проблемы, отношения между супругами во время болезни ребенкаулучшаются, они становятся более близкими друг другу, в этот период редкослучаются разводы. Напряжение возникает обычно в тех семьях, где стресс из-заболезни ребенка воспринимается родителями по-разному.
Во время поддерживающего лечения родители, как правило,возвращаются к своей работе. Но у многих остаются чувство усталости, проблемысо сном и беспокойство по поводу здоровья ребенка и возможных рецидивовболезни. У матерей, которым недостает поддержки, может начаться депрессия.Братья и сестры больного ребенка могут переживать из-за того, что им уделяетсяменьше внимания в семье, хотя большинство относится к этому нормально, безочевидного стресса и психических нарушений.
Больной раком ребенок обычно подвергается интенсивному частоповторяющемуся лечению, которое требует длительного пребывания в больнице.Взятие анализов, процедура наркоза или проведение других медицинскихманипуляций могут вызвать у него неприятные или болезненные ощущения. Прилечении может также измениться внешность ребенка.
Порой возникает опасность сопутствующих инфекций, поэтомубольного ребенка лучше на время изолировать от общества, друзей, ограничить егофизическую активность. Во время болезни ребенок испытывает соматическиесимптомы, например слабость, а также недостаток самоконтроля. Эти проблемыявляются последствием серьезного заболевания.
Из-за того, что ребенок пропускает школу, обычно нарушаетсяобщение с товарищами, он отстает от школьной программы. Обычно больной ребенокполучает образование дома. У детей, страдающих опухолью мозга и подвергающихсяоблучению, есть риск развития нарушений психосоциальных и когнитивных функций.Поэтому в последние годы стало больше ограничений для облучения ЦНС у маленькихдетей. У детей постарше, которых лечат облучением или цитостатиками, есть рисквозникновения осложнений в форме когнитивных дефектов (проблемы с памятью,вниманием или концентрацией, трудности с чтением или математикой. Это можетпривести к тому, что ребенку потребуется специальное обучение.
Долговременный прогноз для детей, которые прожили более пятилет после болезни, предполагает и в дальнейшем трудности в психосоциальнойадаптации, особенно у тех, кого лечили облучением в ранние годы. У детей сопухолью мозга часто возникают трудности с обучением, соматические проблемы,связанные с функциональными ограничениями.
Применение болеутоляющих средств и лечение при раке должныбыть эффективными. Родители переживают тяжелые времена, когда у ребенкавозникает рецидив или он умирает.
На ранних стадиях болезни родители хотят не только услышатьконкретную информацию о том, насколько профессионально проводится лечение, но иполучить поддержку, быть в контакте с врачами. Они часто ищут другие семьи стакими же ситуациями. Долгое наблюдение семей с больным ребенком показывает,что хорошо адаптируются в психосоциальном плане после окончания лечения чащевсего те семьи, где хорошо владели ситуацией во время болезни. Немаловажнытакже поддержка со стороны друзей и родственников, общение с другими людьми.
Худший психосоциальный прогноз у больных раком детей былсвязан с поздним дебютом болезни и рецидивом (особенно если опухольлокализовалась в мозге), а также другими стресс-факторами в семье (например,материальные проблемы).
Несмотря на улучшение прогноза относительно некоторых формрака, дети все равно умирают. Многие родители с этим справляются, но спустянесколько лет у них возможно развитие психических проблем. Риск выше, еслиболезнь протекала долго и социальная поддержка семьи была слабой. Если ребенокумирает, родители всегда нуждаются в психологической поддержке. Интенсивнаяподдержка семьи в это самое тяжелое время может дать родителям возможностьлучше справиться с ситуацией.
При взятии анализов, лечении цитостатиками и осложненияхэффективно применение фармакологических средств, но можно использовать ипсихологические методы, чтобы сгладить неприятные ощущения. Гипноз илиабстрагирование от ситуации могут уменьшить переживание ребенком боли илистраха.
Перед возвращением к прежним условиям, в школу ребенка нужноспециально готовить, чтобы облегчить адаптацию. После болезни многие детипо-другому осмысливают жизнь, лучше видят ее позитивные стороны.
3 ДИАБЕТ I ТИПА
Диабет 1 типа проявляется обычно между тремя и пятнадцатьюгодами. Он отличается от других хронических болезней однородным течением.
В 1950-е гг. существовали различные теории, согласно которымзаболевание якобы провоцируют особые личностные черты человека. Контрольныеизучения не смогли доказать этих гипотез. В последние годы обнаруженавзаимосвязь между проявлением диабета и психосоциальным стрессом (негативныежизненные переживания), который может быть одним из факторов возникновенияболезни.
Еще более очевидна связь между психосоциальными факторами итечением болезни. Большинство детей приспосабливаются к болезни и при разумныхограничениях в пище, физической активности и привычках ведут нормальную жизнь.
Международные исследования психического здоровья детей иподростков с диабетом дают противоречивые результаты. Некоторые говорят оботносительно большом числе психических проблем у больных. Шведские жеисследования показывают, что по сравнению со здоровыми лишь незначительноечисло детей с диабетом имеют такие проблемы. Причиной этого могут быть какразные методики оценки, так и высокое качество педиатрической и психологическойработы в Швеции.
Несмотря на такую в целом благоприятную картину, у небольшойгруппы шведских детей, страдающих диабетом, есть значительные проблемы ссамоконтролем. У некоторых заболевание протекает нестабильно, что означаетсистематическое пребывание в больнице, а от этого страдают отношения стоварищами и адаптация в школе.
Считают, что на болезнь прямо или косвенно влияет стресс.Экспериментальные исследования показали, что производство стресс-индуцированныхгормонов гипофиза и катехоламинов может вызвать уменьшение производстваинсулина и повышение уровня жировых кислот в крови. Так, психически тягостноеинтервью во время обследования может повысить содержание как катехоламинов, таки свободных жирных кислот. Продолжительный эффект таких стресс-реакций вразвитии диабета неясен.
Косвенная связь между стрессом и диабетом обнаруживаетсячерез понятие «податливость», то есть как ребенок (или семья) можетприспособиться к требованиям относительно инсулина, тестов, пищи и т. д.Наблюдения детей с плохим самоконтролем при диабете показали определенныенарушения функции семьи: частые конфликты, неадекватное отношение родителей кребенку и другие проблемы. У самих детей наблюдались депрессия, озлобленность,низкое доверие к окружающим и трудности в школе.
Обычно самоконтроль при диабете удается хорошо, пока ребенокмаленький. Когда человек входит в стадию полового созревания, контроль надсобой чаще всего ухудшается, хотя именно в это время нужно быть особенноответственным. Естественно волнение и беспокойство родителей. В этот периоддиабет может быть причиной даже обычных конфликтов между подростками. Тазащита, которая помогала ребенку, уже не срабатывает, а служит помехой длядальнейшего его развития. Это обычное явление, которое может случиться в любойсемье, и оно не указывает на нарушение ее функции.
В Швеции в последние годы появилась тенденция как можнораньше возлагать ответственность за течение болезни на самого ребенка. Этоможно оценивать положительно, пока все складывается хорошо, но в периодыобострения болезни ребенок может думать, что ухудшение его состояния зависиттолько от него. Амбиции ребенка, когда дело касается метаболического контроля,могут быть настолько высоки, что возможны депрессия и другие психическиетрудности.
При дебюте болезни у родителей и у ребенка часто возникаеткризисная реакция. При этом остальные дети в семье тоже могут страдать, ибо онине получают больше необходимого им внимания, потому что вся энергия родителейуходит на удовлетворение потребностей больного ребенка. Важно обращать вниманиена различные кризисные реакции в семье. В большинстве случаев достаточноподдержки и обеспечения помощи семье больного ребенка, чтобы вес былонормально.
Если во время болезни проявляются психосоциальные трудности,надо обязательно подключать семейную терапию. Считается, что она достаточноэффективна, однако исследований в этой области немного.
Такая хроническая болезнь, как диабет, требует ежедневныхинъекций инсулина, специального питания, определенной физической активности иконтроля за уровнем сахара в крови. В некоторых случаях болезнь может перейти вболее тяжелую стадию, тяготить ребенка и семью, поэтому требуются болееэффективные меры в работе с семьей. Поддержка родителям и дискуссии в группе потемам, связанным с диабетом, дают хорошие результаты: растет компетенция семьи,повышается самоконтроль ребенка относительно болезни.
детизаболевание психологический семья диабет артрит

4 ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ КИШЕЧНИКА
Обычные болезни этой группы — неспецифический язвенный колити болезнь Крона. Обе характеризуются болями в кишечнике, кровотечением, диареейи такими симптомами, как быстрая утомляемость, температура и плохоесамочувствие. В Швеции примерно десять детей и подростков ежедневно заболеваютодной из этих болезней. Причины их многофакторны. Доказательств психогеннойэтиологии воспалительных заболеваний кишечника, а также подтверждений теории обособых личностных чертах ребенка как одной из причин собрано недостаточно.
Психосоциальные компоненты играют важную роль в самочувствиибольных. Возможно, психологические факторы влияют на течение болезни, покрайней мере стресс может вызвать или ухудшить болезнь. В контрольном изученииу 60% больных были отмечены признаки психических нарушений (чаще всегодепрессия или страх). Сравнительный анализ психического здоровья прихронических заболеваниях показал, что группа детей и подростков с такимиболезнями — самая уязвимая среди детей с хроническими соматическими болезнями.
Болезнь может давать о себе знать постоянно или периодически.На психическое здоровье более всего влияют эпизодические варианты. В периоды,когда симптомов нет, дети и подростки не признают хронического характераболезни. Такой механизм защиты нормален и часто адаптирует человека к болезни,но спустя некоторое время происходит адаптация к ситуации и развитиекомпенсаторных стратегий. Характер симптомов болезни таков, что ребенок нередкостыдится ее, не хочет, чтобы о ней знали друзья, поэтому часто вынужден лгать,скрывать истинную причину того, почему он не ходит в школу, чувствует себяусталым и т. д. Не слишком охотно говорят о болезни в семье.
Отрицание болезни может привести к депрессии и страху, что, всвою очередь, приводит к плохому взаимодействию с врачами при лечении и рискуухудшения состояния.
5 ПОДРОСТКОВЫЙ РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ
Дети с таким заболеванием часто подвержены психическимпроблемам. В норвежском исследовании 64% детей с ПРА имели психическиенарушения (чаще депрессию и беспокойство), но зачастую мягкого или умеренногохарактера. Такую депрессию невозможно проследить родителям, и достаточно умныйребенок может скрыть ее симптомы.
Другие исследования показали четкую связь между уровнемзаболевания и проявлением психических симптомов. Решающим фактором был, однако,не соматический уровень болезни, определяемый согласно объективным медицинскимкритериям, а уровень сдерживания социальной активности.
Функция семьи при ПРА зависит от течения болезни. Большаячасть матерей реагирует на диагноз стрессом и беспокойством, которые не связаныс уровнем тяжести заболевания. Стресс в семье оказывает негативное влияние натечение болезни и на психическое здоровье ребенка.
Уровень боли у детей с ПРА может значительно варьировать изависеть от активности развития болезни и ее локализации. Существуют такжеисследования, указывающие, что на психический статус ребенка и функции семьивлияют переживания боли. Лечение боли при ПРА должно заключаться не только вназначении анальгетиков, но и влиянии на психологическую ситуацию индивида исемьи в целом. Нужно также поддерживать самоконтроль ребенка в отношенииболезни, поощрять его социальную деятельность.

Библиографический список
1. БанщиковВ. М., Гуськов В. С, Мягков И. Ф. Медицинская психология. М.: Медицина, 2008
2. БуяновМ. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 2009
3. ВалерьяновК. С. и др. Клиническое обследование матерей, имеющих детей с органическими нарушениямиЦНС Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. М., 2009. Т. XV. Вып. 5.
4. МалперА.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственноотсталых детей//Дефектология. 2010. № 3.
5. МастюковаЕ. М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 2010


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Из опыта подготовки и выполнения норматива мастера спорта России по пауэрлифтингу за период обучения в вузе
Реферат Право человека и гражданина на обращение
Реферат Обжиг цинкового концентрата
Реферат Comdey Essay Research Paper Ryan Zimmerman21600Some may
Реферат Администрация войсковицкого сельского поселения гатчинского муниципального района ленинградской области постановление
Реферат Організація і проведення рятувальних робіт на об`єктах із сильнодіючими отруйними речовинами
Реферат Lyme Disease Essay Research Paper Lyme DiseaseLyme
Реферат East Asian Economy Essay Research Paper A
Реферат AntiDrug Efforts Essay Research Paper On July
Реферат Йога как средство адаптации детей младшего школьного возраста к учебному процессу
Реферат Reconstruction Essay Research Paper Victoria Hubble February
Реферат Ордынский дефлот
Реферат Технология производства корпусной мебели
Реферат Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире 2
Реферат Вклад русской культуры 19 в. в мировую культуру