Реферат по предмету "Психология"


Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях

Содержание
Введение
1. Сущность и содержаниепсихологии поведения в чрезвычайных ситуациях
2. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям
3. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях
3.1 Паника
3.2 Профилактика панических реакций
4. Информационно-психологические рекомендации воздействия на людейв чрезвычайных ситуациях
Заключение
Список литературы

Введение
 
Чрезвычайная ситуация– это положение, которое сложилось в результате аварии, природного явления илииного бедствия, которые сопровождаются человеческими жертвами, материальнымипотерями или ущербом для природной среды.
С развитиемцивилизации, с применением всё более новых технологий, прогрессом научныхисследований постоянно возрастает угроза техногенных катастроф. На территориистраны имеется большое количество складов с запасами горючих, взрывчатых, сильнодействующихядовитых и радиоактивных веществ. Кроме того, имеется огромное количествохимического и бактериологического оружия. Все эти запасы долгое время хранятсябез надлежащей ревизии и утилизации, хранилища нередко находятся в аварийномсостоянии. Износ оборудования часто превышает допустимые нормативы: так,например, отслужили свой срок 40% трубопроводов для перекачки газа и нефти.Зоной повышенной опасности являются транспортные коммуникации, объектыэлектроэнергетики. Считается, что в опасных зонах проживает 30% населения, вчрезвычайно опасных – 10%. В частности, город Дубна относится к такого родаопасным зонам: здесь имеются определённые запасы радиоактивных веществ,обеспечивающих работу ядерного реактора Объединённого Института Ядерных Исследований;имеется плотина, которая удерживает огромные запасы воды Московского моря(Иваньковского водохранилища). В условиях низкой технологической дисциплины,хронической нехватки финансовых и материальных ресурсов для поддержанияосновных фондов в рабочем состоянии, возрастает вероятность массовых аварий,техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.
Все чрезвычайные ситуации можно подразделить налокальные, местные, территориальные, региональные, федеральные итрансграничные. Критериями подобной классификации чрезвычайных ситуацийявляются: численность пострадавшего населения, размер материального ущерба, атак же границы зон распространения поражающих факторов. Однако социальныйрезонанс зависит очень часто не от числа пострадавших, а от условий, прикоторых произошла катастрофа. В качестве примера можно привести атомнуюподводную лодку «Курск», затонувшую в августе 2000 года, в результатеаварии, на которой погибло 118 человек. В результате многочисленных терактов,совершаемых на территории нашей страны, техногенных аварий и природныхкатаклизмов гибнет больше людей, однако эти события не получают столь широкогоосвещения в средствах массовой информации.
Вопросыпсихологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целяхподготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальныхситуациях.
Прирассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое вниманиеуделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условияхчеловеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие егосуществованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный илидлительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимойопасностью. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал,вызывающий вероятные защитные действия человека.
Страхвызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха,но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите,так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым,продлить свое существование.
Следуетучитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являютсянеобдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции наопасность.
Наибольшуюопасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель врезультате различных агрессивных воздействий — это различные физические,химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие(радиоактивные) излучения. Все эти факторы требуют различных способов защитычеловека и группы людей, т. е. индивидуальных и коллективных способовзащиты к которым можно отнести: стремление человека удалиться за пределыдействия поражающих факторов (убежать от опасности, защититься экраноми т. д.); энергичная атака человеком источника возможных поражающихфакторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможныхпоражающих факторов.
Особыеусловия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у негопсихологическую и эмоциональную напряжённость. Как следствие, у одних этосопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других — снижениеили даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими ипсихологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальныхособенностей организма, условий труда и воспитания, осведомлённости опроисходящих событиях и понимания степени опасности.
Во всехтрудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и психическоесостояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным ирасчётливым действиям в любых критических моментах.

1. Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайныхситуациях
Психологиясостояний объединяет огромный опыт мировой психологической науки в областиисследования психических состояний. Проблему оптимальных состояний человекарассматривал Е.П. Ильин. А.О. Прохоров занимается разработкой психологиинеравновесных состояний. Психология состояний включает и рассмотрение отдельныхвидов состояний, в том числе, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Тензионныесостояния (состояния напряжения) изучали Т.А. Немчин, Л.П. Гримак В.И. Лебедев.Эмоциональные состояния, возникающие в чрезвычайных ситуациях, исследовал А.О.Прохоров, А Кемпински и др.
Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основныхмест. В то же время, несмотря на интенсивное изучение проблемы психическихсостояний, очень многое в ней остается неясным. По мнению Т.А. Немчина,«необходима успешная разработка этой проблемы потому, что психические состояниясущественно определяют характер деятельности человека».
И.П. Павловсчитал, что психология является наукой о наших состояниях, и что благодаря ейможно представить всю сложность субъективного.
На фонеразногласий и большого разнообразия мнений по поводу определения, состава,структур, функций, механизмов, классификаций и других проблем, связанных спсихическим состоянием, многие авторы остаются, едины во мнении о большом, еслине решающем, значении исследований данного психического явления для психологии.Так, Н.Д. Левитов, впервые поставивший понятие «психическое состояние» в статуспсихологической категории, считал, что решение данной проблемы восполняетимеющуюся брешь в психологии – разрыв между учением о психических процессах ипсихических свойствах личности. По этому поводу Ю.Е. Сосновикова пишет: «Нельзяпонять психику в целом, не исследуя ее конкретных интегральных проявлений вформе психических состояний».
Итак, пролистаем работы разных авторов. Встречается термин «напряженные ситуации»- М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко, «крайние условия» — Л.Г.Дикая, «сложные ситуации» — А.В. Либин, «стрессовые ситуации» — Г. Селье,Китаев-Смык, «острособытийные ситуации — В.В. Авдеев, «чрезвычайные ситуации» — А.Ф. Майдыков, «нештатные условия» — В.Д.Туманов, «особые условия» — С.А.Шапкин, Л.Г. Дикая. Термином «экстремальные ситуации» оперируют следующиеавторы: Т.А. Немчин, В.Г. Анд-росюк, В.И.Лебедев, Г.В. Суворов, М.П.Мингалиева, Т.С. Назарова и В.С. Шаповаленко и другие.
Украинскиеученые М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко также указывают наважность субъективного восприятия чрезвычайной (в их тезаурусе сложной)ситуации: «Напряженная ситуация – это такое усложнение условий деятельности,которое приобрело для личности особую значимость. Другими словами, сложныеобъективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когдаони воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т.д.Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Это тем болееотносится к напряженной ситуации, объединяющей определенное содержаниеобъективной деятельности с потребностями, мотивами, целями, отношениямичеловека. Следовательно, напряженная ситуация, как и всякая ситуация воплощаетв себе единство объективного и субъективного. Объективное – это усложненныеусловия и процесс деятельности; субъективное – состояние, установки, способыдействий в резко изменившихся обстоятельствах. Общее, что характеризуетнапряженные ситуации, — это возникновение достаточно сложной для субъектазадачи, «трудного» психического состояния».
В.Г.Андросюк в своей книге «Педагогика и психология» приходит к такому выводу:«чрезвычайная ситуация – это такое состояние системы жизнедеятельности, котороеопасно для жизни и здоровья, неблагоприятно для функционирования психикичеловека и может вызвать напряженность».
Исходя из всего вышесказанного, перечислим основные характеристики чрезвычайнойситуации:
1. Этоситуация крайняя, с очень большим по силе воздействием, выходящим за пределы диапазонавозможностей человека.
2. Этоусложненные условия деятельности, которые субъективно воспринимаются,понимаются и оцениваются человеком как трудные, опасные и т.д.
3. Ситуациявызывает возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного»психического состояния.
4. Чрезвычайнаяситуация ведет к появлению состояния динамического рассогласования и требуетмаксимальной мобилизации ресурсов организма.
5. Такаяситуация вызывает негативные функциональные состояния, нарушения психологическойрегуляции деятельности, и, тем самым снижает эффективность и надежностьдеятельности.
6. Человексталкивается с невозможностью реализации своих мотивов, стремлений, ценностей,интересов.
Чрезвычайнаяситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционированияпсихики человека. Факторы, порождающие психическую напряженность, могут в однихслучаях оказывать положительное мобилизующее влияние на человека, а в других –отрицательное, дезорганизующее воздействие. Нас интересует ресурсное состояниев экстремальных ситуациях, поэтому рассмотрим положительные, мобилизующиеизменения в эмоциональной, познавательной и поведенческой сфере личности,вызываемые воздействием таких ситуаций.
По мнениюВ.Г. Андросюк, к таким изменениям относятся:
 -снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательныхреакций. Человек проявляет способность к более точной оценке раздражителей,быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;
понижениеутомляемости, — исчезновение илипритупление чувства усталости. У человека повышается выносливость иработоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативныхусловиях;
— повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляютсяволевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развитияситуации оптимально сочетается со здравым риском;
— активизация деловых мотивов, чувств долга. У человека возникаетделовое возбуждение, конечная и промежуточная цели деятельности определяютсяотчетливо и однозначно;
— активизация познавательной деятельности. Человек проявляетостроту восприятия, активно включает резервы оперативной и долговременнойпамяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью,гибкостью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Широкоприменяется интуиция.
-проявление интереса, энтузиазма. В решении задач человекоммобилизуются его психологические возможности и специальные способности).
Возможностьпротивостоять чрезвычайной ситуации включает три составляющие:
1.физиологическую устойчивость, обусловленную состоянием физических ифизиологических качеств организма (конституционные особенности, тип нервнойсистемы, вегетативная пластичность);
2.психическую устойчивость, обусловленную подготовкой и общим уровнем качествличности (специальные навыки действий в экстремальной си-туации, наличиеположительной мотивации и др.);
3. психологическуюготовность (активнодеятельностное состояние, мобилизованность всех сил ивозможностей на предстоящие действия)».
Различные авторы дают разные определения понятия «психическое состояние».Некоторые из них, например, Джемс, идентифицируют понятия «состояние» и«процесс», другие сводят понятие «психическое состояние» к понятию «состояниесознания», третьи, так или иначе, связывают психическое состояние схарактеристиками эмоциональной сферы.
Нам представляется наиболее полным определение психического состояния Д.Н.Левитова: «это целостная характеристика психической деятельности заопределенный период времени, показывающая своеобразие протекания психическихпроцессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности,предшествующих состояний и психических свойств личности». Анализ поведения исостояния человека в экстремальной ситуации показывает, что наиболее сильнымраздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является неполнота информации.
П.В.Симонов разработал информационную теорию эмоций, согласно которой, при дефицитеналичной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума вслучае полного отсутствия информации. Положительная эмоция возникает, когданаличная информация превышает информацию, необходимую для удовлетворения даннойпотребности. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личностиснимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и психическое состояниеличности, открывают доступ к внутренним ресурсам человека.
«Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения идеятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий».Преодоление человеком препятствий требует волевого усилия – особого состояниянервно — психического напряжения, мобилизующего его физические,интеллектуальные и моральные силы. Воля проявляется как уверенность человека всвоих силах, как решимость совершить тот поступок, который считаетцелесообразным и необходимым в конкретной ситуации.
Поскольку состояние – многомерное явление, то любое состояние может бытьописано широким спектром параметров. Тот или иной параметр может быть ведущим.Какие параметры состояния выходят на первый план в чрезвычайной ситуации? Преждевсего – напряжение.
Напряжениев словаре психологии Дж. Древера определено как чувство натяжения, напряжения,общее ощущение нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встречес каким-либо угрожающим ситуативным фактором. Такими факторами может бытьповышенная нагрузка, дефицит времени, недостаток информации и др. По мнениюЛ.В. Куликова именно эти факторы являются действительной причиной напряжения, ане вызванные ими переживания, являющиеся закономерной реакцией на ситуацию.Поэтому с трактовкой эмоций как причины напряжения, по мнению Л.В. Куликова,трудно полностью согласиться. Роль эмоции достаточно точно определена А.В. Запорожцем,писавшим, что эмоция представляет собой не самый процесс активации, а особуюформу отражения действительности, при посредстве которого производитсяпсихическое управление активацией или, вернее было бы сказать, осуществляетсяпсихическая регуляция общей направленности и динамики поведения.
поведение человек чрезвычайная ситуация

2. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям
Стихийныебедствия, крупные аварии и катастрофы, их трагические последствия вызывают улюдей большую эмоциональную возбуждённость, требуют высокой морально — психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощьпострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности.
Тяжёлаякартина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательновоздействуют на психику человека. В некоторых случаях могут нарушить процесснормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, чтоприводит к неоправданным и непредсказуемым действиям.
Какправило, преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личнойответственности, осознание значимости дела, которое делают. Опасность и рискдля здоровья, важность выполняемых работ — всё это поднимает значимостьсовершаемого в собственных глазах и во мнении общества в целом.
Унеподготовленных психологически, не закалённых людей появляется чувство страхаи стремление убежать из опасного места, у других — психологический шок,сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормальногомышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами иволей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например,у некоторых расширяются зрачки — говорят, «у страха глаза велики»,нарушается дыхание, начинается сердцебиение «сердце готово вырваться изгруди», спазмы периферических кровеносных сосудов — «побелел какмел», появляется холодный пот, слабеют мышцы — «опустились руки иликолени подогнулись», меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи.Известны даже случаи смерти при внезапном страхе от резкого нарушения работысердечно- сосудистой системы.
Такоесостояние бывает довольно продолжительным — от нескольких часов до несколькихсуток. При ликвидации последствий землетрясений и аварий приходится иногданаблюдать людей, которые находятся в состоянии душевной подавленности, могутдлительное время бесцельно бродить по развалинам.
Неожиданностьвозникновения опасности, незнание характера и возможных последствий стихийногобедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта инавыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка — всеэто причины такого поведения людей.

3.Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях
3.1 Паника
 
Подгрупповым поведением людей в ЧС понимают поведение большинства лиц, входящих вгруппу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозытакого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено среальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами ихарактеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка.
Групповоеповедение людей связано с одним и тем же внешним событием и зависит от такихэмоциональных факторов, которые связаны с групповым умонастроением, а не синдивидуальными свойствами психики человека. Об этом говорит статистикакатастроф, судьбы пострадавших, действия спасателей и поведение окружающегонаселения, которое само по себе не пострадало от действия чрезвычайныхситуаций.
Поведениелюдей в экстремальных ситуациях делится на две категории.
Случаирационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем иуправлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальныхситуациях не наблюдалось патологического поведения людей и отмечалась адаптациялюдей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты,взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядокжизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций ираспоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнениераспоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойстваи вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своейзащиты.
Случаи,носящие негативный, патологический характер, отличаются отсутствиемадаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опаснымидля окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественныйпорядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда массалюдей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей.Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, когда страх передопасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикоебеспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное допримитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно можетсопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаютсяпрепятствия, преодоление которых сопровождается большим количествомчеловеческих жертв.
Паническиереакции могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестнойпланировкой, когда человек ощущает угрозу своей жизни. Многие в этих случаяхсчитают, что спастись почти нельзя, мгновенно подвергаются чувству массовогостраха, особенно, если в группе есть неуравновешенные люди, а таких может бытьне более 2 % от числа всей группы. В психологическом плане паника оченьзаразительна, так как связана с проявлением “стадного инстинкта”. Необходимознать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностьюгарантировать возможности возникновения паники, но могут ее существенноуменьшить, поэтому принятие таких мер обязательно.
3.2 Профилактикапанических реакций
1) Основупрофилактики любых психологических явлений составляет анализ особенностейвозникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакцийстраха (паники).
2)Профотбор лиц для работы на опасных видах труда и особенно руководителейпроизводственных коллективов (существуют личности с повышенным уровнем риска).Накопленный опыт изучения катастрофических ситуаций позволяет утверждатьположение о наличии лиц (психопатия, нервность), склонных к созданию несчастныхслучаев и к неадекватным действиям в угрожающей ситуации.
3) Обучениепроблемам обеспечения безопасности и воспитательная работа по формированию всознании людей осторожности, предупреждению и разумному поведению в аварийных ичрезвычайных ситуациях. Человек, работающий на опасных производствах должен:
 -знать свои обязанности по профилактике ЧС и нести ответственность не только завозникновение несчастных случаев, но и за характер своих действий при руководствемассами при пожарах и других ЧС;
— иметьпсихологическую готовность к действиям в ЧС, сознавать, что взрыв, пожар илидругие явления — это реальная опасность, и быть готовым не только дляпрофилактики или остановки катастрофического процесса, но и для руководствамассами людей;
— знатьграфики работы смен и схемы действий в критических ситуациях;
— участвовать не только в деловых играх, но и в аварийных играх, что способствуетпознанию проблемы и формированию автоматизма действий в ЧС.
4) Основнойзадачей в ЧС и во время катастрофы является сохранение спокойствия людей ибыстрая разумная деятельность. Это достигается информационными средствами ипримером действий окружающих лиц. Люди должны знать и понимать, что народ вусловиях давки гибнет.
5) Руководствомассой людей составляет основу профилактики паники. Паническая реакция —это всегда индукция страха, утрата степени сознательного руководства ислучайный захват “руководства” действиями людей лицами, находящимися всостоянии страха и действующими бессознательно, автоматически. Эти лицаяркостью поступков и речи (крики) возбуждают окружающих и фактически увлекаютза собой лиц, находящихся в связи со страхом в состоянии суженного сознания идействующих автоматически без оценки сложившейся ситуации. В состояниистраха люди легко поддаются управлению и могут быть привлечены в условиябезопасной и объективной деятельности. Если руководство массой осуществляетсясознательной личностью, то люди сохраняют способность разумных действий изащиты своей жизни.
6) Особуюроль в профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человекаи демонстрация организованности действий окружающих лиц. “Действие спасает отстраха. Оно спасает и от страха, и от слабостей, даже от холода и болезней”(Антуан де Сент-Экзюпери). Так, солдаты, привлеченные спасать детей приповторных толчках землетрясения, не испытывали страха в отличие от ничем незанятых людей (Ленинакан).
7) В остройситуации или угрожающей обстановке необходимо убирать (фиксировать) людей,способных индуцировать страх и вовлечь людей в опасную деятельность. Их влияниена окружающих должно быть приостановлено, так как может произойти индукция(передача) их действий массе людей.
8) Вструктуре руководства массой людей большую роль играет система оповещения:громкоговорящее оповещение, световые и звуковые сигналы, указатели выходов,направления движения и другие средства.
Громкоговорящееоповещение населения (громкоговорители на улицах, в помещениях) позволяетобеспечить безопасность поступков лиц, находящихся в кризисной(катастрофической) ситуации. Сообщается об опасности пользования лифтом(остановка и невозможность его покинуть) и даются указания о действиях позащите и выходу из опасной зоны и т. д.

4. Информационно-психологическиерекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях
Достоверныйисточник информации в период стихийных бедствий и ликвидации их последствийассоциируется у местных жителей с центральным для данного района органомисполнительной власти. В целях профилактики нежелательных психоэмоциональныхреакций людей, панических настроений целесообразно укреплять местные органывласти на уровне глав районов городов, поселков информационными ресурсамисубъекта Федерации и федерального центра.
Местные СМИ(по сравнению с центральными) в период стихийных бедствий и ликвидации ихпоследствий обладают большей эффективностью воздействия на сознание людей,поскольку газеты, телевидение, радио того или иного района непосредственновключаются в экстремальные условия его жизнедеятельности, в процесс ликвидациипоследствий ЧС.
Информационныесообщения для жителей населенных пунктов, подвергшихся стихийному бедствию,должны проходить оперативную психологическую экспертизу. Для всех источниковинформации следует готовить соответствующие рекомендации, основанные на знаниипсихологических закономерностей восприятия и переработки людьми информации вусловиях стресса.
Мероприятияпо ликвидации последствий стихийных бедствий желательно “привязывать” кестественным циклам и суточным ритмам жизнедеятельности человека (если,конечно, приостановка аварийно-восстановительных работ или их замедление негрозит появлением новых жертв).
Недостатокинформации о событии способствует возникновению слухов и любой дезинформации.Если власть запаздывает с информированием населения, естественно, появляютсяраспространители слухов, сплетен.
Объективноуспокаивает любая информация, исходящая из доверительного источника. Люди, и впервую очередь взрослые, нуждаются в правдивой информации, исходящей от властейили от компетентных специалистов. Чаще более спокойно и уверенно чувствуют себяте, кто находится ближе к источнику информации, даже если она не самаяобнадеживающая.
В меньшейстепени страдают люди, которые с самого начала чрезвычайного события включилисьв практическую, общественно полезную деятельность (практически не остаетсяпсихических проявлений).
Необходимопродолжать изучать и обобщать опыт (в том числе и зарубежный) психологическогоинформационного воздействия на население в период различных ЧС.

Заключение
Нормальноесостояние является важнейшей частью всей психической регуляции, играетсущественную роль в любом виде деятельности и поведения. Однако теорияпсихических состояний далека от завершенности, очень многие аспекты психическихсостояний с необходимой полнотой не изучены. По мнению доктора психологическихнаук Л.В. Куликова, «остаются мало исследованными потенциалы личности, позволяющиерегулировать состояние.
Анализувлияния эмоционального напряжения на организм посвящены исследования авторов –специалистов в области социологии, психологии и физиологии. Прежде всего, втаких ситуациях нужно учитывать возможность нормальной положительной адаптациик фрустрациям. «Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком своейнеудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижениижелаемой цели». Человек, которому часто приходится находиться в чрезвычайныхситуациях, способен выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболееправильной мобилизации своих функций. Возможно обучение разным способамэлиминации страха. Значительна и роль положительного опыта, чувствоудовлетворения в связи с выполняемой задачей. Все это приводит к росту доверияк себе, что способствует лучшей адаптации к экстремальным ситуациям, которыемогут возникнуть в результате ЧС.
В заключении также можносделать вывод о том, как следует поступить, чтобы избежать подавленногосостояния людей в условиях чрезвычайной ситуации.
Во-первых,надо учитывать, что человек, перенесший тяжелую психическую травму, гораздобыстрее восстанавливает душевное равновесие, если его привлечь к какой- либофизической работе и не одного, а в составе группы.
Во-вторых,чтобы ослабить негативное воздействие на человека, нужны постоянная подготовкак действиям в чрезвычайных ситуациях, формирование психической устойчивости,воспитание воли. Вот почему основным содержанием психологической подготовкиявляется выработка и закрепление необходимых психологических качеств.
В-третьих,особое значение приобретает подготовка коллективов — всех тружениковпредприятий, организаций и учреждений к повышению стойкости, к психологическимнагрузкам, развитии выносливости, самообладания, неуклонному стремлений квыполнению поставленных задач, развитию взаимовыручки и взаимодействия.
Надопомнить, что уровень психологической подготовки людей — один из важнейшихфакторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом началеаварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести ктяжёлым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относитсяк должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив,показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.

Список литературы
1.В.Г.Бахарев. Аутотреннинг. М., «Знание», 1992.
2.Гуренкова Т.Н., Елисеева И.Н., Кузнецова Т.Ю., Макарова О.Л., Матафонова Т.Ю.,Павлова М.В., Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. М., 1997.
3.Дружинин В.Ф., Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях, М., 1996.
4.Стреляков Я. Роль темпераментов в психологическом развитии. М.,1982.
5.Практическая психология в местах, или как научиться понимать себя и других. М.,АСТ-ПРЕСС., 1997.
6.С.К.Шойгу, С.М.Кудинов, А.Ф.Неживой, С.А.Ножевой. Учебник спасателя. М., 1997.
7.С.К.Шойгу, С.М.Кудинов, А.Ф.Неживой, А.В.Герокарис. Охрана труда спасателя. М.,1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.