Московский городскойпсихолого-педагогический университет
Факультет психологииобразования
Курсоваяработа
Психологическоесопровождение профессионального и личностного самоопределение старшеклассников
Москва, 2009г
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты профессиональногои личностного самоопределения старшеклассников
1.1 Психологические особенности формированияличности подростка
1.2 Характеристика профессионального иличностного самоопределения в старшем школьном возрасте
2. Содержание, методы и социально-психологическиеусловия профориентационного консультирования старшеклассников
2.1 История становления профориентации
2.1.1 Развитие профориентации в зарубежныхстранах
2.1.2 Отечественный опыт профориентации
2.2 Профориентация сегодня, проблемы,перспективы
2.3 Психологическое сопровождение профессиональногои личностного самоопределения старшеклассников
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Работа посвящена актуальнойпроблеме профессионального и личностного самоопределения современных старшеклассников.
На данный момент сложиласьтакая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающихнашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит?Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведенийс высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов»,их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего. Наличие образованияуже не обеспечивает автоматически профессиональную карьеру, даже просто получениеработы. По данным органов управления образованием, значительная часть выпускниковшкол не имеет сформированных планов профессионального самоопределения и не делаетосознанного выбора профессии. Выпускники нередко весьма смутно представляют содержаниепрофессий, потребность в них, путь из освоения, возможности трудоустройства.
Особого внимания в сложившейсяситуации требуют учащиеся старших классов, находящиеся накануне выбора профессиии места учёбы или работы, так как действующие учебные программы не учитывают современныхпотребностей рынка труда.
Как показывают исследования,учащиеся не получают знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынкетруда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностяхв сфере трудовых отношений. Молодые люди не готовы конкурировать и быть субъектомна рынке труда.
В настоящее время в системенепрерывного образования отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационнаяработа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределениис учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынкетруда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванныхрешать задачи профессионального самоопределения и занятости.
Сделать социально и глубоколичностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и неиз легких.
Самостоятельный выбор профессии– это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненныйпуть, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенностьработой, физическое и психологическое здоровье, радость и счастье.
В настоящей работе предпринятапопытка: рассмотреть теоретические аспекты профессионального и личностного самоопределениястаршеклассников, определить их сущность и взаимосвязь на данном возрастном этапе;осветить содержание, основные формы и методы работы психолога по психологическомусопровождению профессионального и личностного самоопределения на данном возрастномэтапе.
Цель: изучение особенностей психологического сопровождения личностного и профессиональногосамоопределения старшеклассников.
Объект: процесс психолого — профориентационнойработы.
Предмет: содержание, методы и условия профессиональногоконсультирования, направленного на выбор профессии подростками.
Задачи исследования:
-охарактеризовать возрастные особенностистаршеклассников и их влияние на профессиональное и личностное самоопределение;
-изучить научные и теоретическиеаспекты профконсультационной работы со старшеклассниками;
-описать содержание, методыи условия психологического сопровождения личностного и профессионального самоопределениястаршеклассников.
Методы: теоретические:
— анализ и синтез методологической, психологической литературыпо вопросам психологических особенностей формирования личности подростков, профессиональнойориентации старших подростков, инструкций и методических рекомендаций по проблемамисследования.Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения,библиографии, приложения.
Глава 1. Теоретическиеаспекты профессионального и личностного самоопределения старшеклассников
Существует множество мненийо границах подросткового возраста. Проблема возрастной периодизации психическогоразвития является одной из дискуссионных в психологии.
Подростковый возраст cчитаетсясравнительно молодым достижением человечества. Его появление большинство исследователейсвязывают с развитием общества, ставящего новые, более высокие требования передчеловеком в плане социальной зрелости. Если раньше для того, чтобы считаться взрослым,человеку нужно было пройти через точку полового созревания, то теперь этого недостаточно:перед молодым человеком встает задача соответствия требованиям общества и лишь прирешении данной задачи он может быть признан зрелым. Разные авторы предлагали различныеперечни подобных задач развития. Соответственно и продолжительность периода времени,в течение которого эти задачи развития могут и должны быть разрешены, оцениваласьпо-разному. Отсюда существенные различия в сроках начала и окончания подростковогопериода, его продолжительности в жизни человека. Тем не менее, подавляющее большинствопсихологов, характеризуя данный возрастной период, отмечают наличие резких изменений,затрагивающих практически все сферы жизни подростка, ведущих к перестройке всейсистемы отношений с окружающими.
Многие психологи обращалиськ исследованию подросткового возраста. Так, Стэнли Холл, первым описавший особенностиподросткового периода и очертив круг проблем, связанный с данным возрастом, рассматриваяразвитие человека с позиций теории рекапитуляции, охарактеризовал отрочество, какпериод бури и натиска. Подростковым возрастом интересовались Ш.Бюлер, Э.Штерн, Э.Эриксони др., среди отечественных психологов можно выделить классические работы Л.С.Выготского,А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович. В настоящее время в развитых странахмира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современнымданным он охватывает почти десятилетие — от 11 до 20 лет. На Западе существует,а теперь приживается у нас слово «тинейджер», как общее название для любого, комуот 13 до 19 лет. В отечественной науке этап отрочества охватывает период от 10-11до 13-14 лет и совпадает со временем обучения детей в 5-8 классах, а юность определяетсяв границах 14-18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития личностии индивидуальности.
1.1 Психологическиеособенности формирования личности подросткового и раннего юношеского возраста
Приступая к своей профессиональной деятельности, психолог –профконсультантдолжен иметь чёткое представление о закономерностях психологического развития, отех новообразованиях которые присутствуют в том или ином возрасте. Это знание позволяетболее осознанно оценить уровень психологического развития учащегося, построить взаимодействиес учётом возрастных особенностей клиента. К тому же, построение перспективы профессиональногороста, без знаний особенностей возраста, — очень затруднительное занятие. Рассмотримпсихологические особенности формирования личности подросткового и раннего юношескоговозраста.
Обратимся, для начала, к психологическимособенностям, характеризующим подростковый возраст.
В настоящее время в условияхнашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 — 11до 14 — 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.
Подростковый возраст – это период, который оказывает огромноевлияние на всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события своейжизни, принимать решения, какой круг общения выберет, как будет относиться к самомусебе и к свом близким, как будет строить отношения с людьми, будет ли он успешным,научится ли достигать желаемого, каковы будут его стремления и как он будет преодолеватьтрудности – личностные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладываются именнов подростковом возрасте.
Чем же характеризуется подростковый возраст?
Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественныеизменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройкиявляется фоном, на котором протекает психологический кризис. Это время большой «перестройки»не только организма, но и личности.
«Подростковый возраст обычнохарактеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст половогосозревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, половогои социального». [12, с.359]. Л С. Выготский подходил к подростковому периоду какк историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительностьподросткового возраста варьируют в зависимости от уровня развития общества. «Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что в подростковом возрасте структура возрастныхпотребностей и интересов определяется в основном социально-классовой принадлежностьюподростка. Он писал: «Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретаеттакого большого значения, как именно в переходном возрасте. Теперь по уровню развитияинтеллекта все сильнее и сильнее отличаются город и деревня, мальчик и девочка,дети различных социальных и классовых слоев»[ 12, с.360].
В России за небольшой историческийпериод произошли глубокие изменения в разных сферах жизни, которые оказали влияниена развивающуюся личность, что было хорошо показано в работе Н. Н. Толстых, котораяизучала отношение подростков к будущему. Сравнивая свои данные, полученные в результатеобследований школьников с третьего по восьмой классы, с результатами подобных исследованийЛ И. Божович и Н. И Крылова, Н. Н. Толстых обнаружила интересный факт, касающийсяграниц подросткового возраста. «В исследованиях Л. И Божович, которые проводилисьв середине 50-х годов, переломный момент в представлении о будущем наблюдался уучащихся восьмого и девятого классов, т.е. в 15 лет. Десятилетие спустя исследованияН. И. Крылова показали, что профессиональная направленность школьников, выбор будущейпрофессии становится актуальным для юношей и девушек только 16-17 лет. В начале80-х Н. Н. Толстых отмечает время яркого перелома в отношении к будущему на рубежешестого и восьмого классов, что примерно соответствует возрасту 13 лет Такое расхождениерезультатов можно объяснить изменением в социальной ситуации развития поколений.Это еще раз подтверждает историческую и социальную обусловленность развития личностии отсутствие стабильных границ подросткового возраста» [12, с.361].
Подростковый период, как социально-психологическоеявление, обусловленное конкретно-историческими обстоятельствами развития общества,с одной стороны отличается стабильностью глубинно-психологической сущности основныххарактеристик, но с другой стороны, эти изменения обуславливают качественные различияпроцессов формирования сознания, самосознания, личностного становления.
«Подростковыйвозраст — возраст критического ума, быстро нарастающего логического мышления, стремленияк познанию всего окружающего, активности, инициативности, смелости, мужества, атакже нравственно-эмоционального развития. Как в организме подростка, так и в егопсихическом мире происходят существенные изменения. В этом возрасте продолжаетсястановление личности, дальнейшее развитие интеллектуальных и волевых черт характера.Подросток деятелен, а это значит, что с каждым годом нарастает способность к абстрактномумышлению и формированию творческого мышления. В отличие от младшего школьника, онспособен не только отдельным произвольным действиям, но и к волевой деятельности.Бурно развиваются его чувства. Эмоциональные переживания приобретают устойчивость»[25,c.25].
Вместе с подростком изменяется то место, которое он занимал всистеме человеческих отношений. Ему легче, по сравнению с младшим школьником сопоставитьсвоё поведение с поведением других людей (сверстников и взрослых), анализироватьих, и свою деятельность. Подросток считает себя взрослым и стремится к тому, чтобывсе относились к нему, как к взрослому. Он имеет собственное мнение и болезненнопереживает, если старшие бездоказательно отвергают его доводы.
Ярко в характере подростковпроявляется повышенная критичность к взрослым (родителям и учителям в первую очередь)и недостаточная самокритичность, увлечение героическими делами людей, любимых героев,стремление подражать своему идеалу (если, конечно, он есть), развитие и закаливаниеволи. У подростков возникает интерес к собственной личности, к развитию у себя положительныхи преодолению отрицательных качеств. Однако, суждения его носят неглубокий характер,а свойства личности далеко не устойчивы. Но в то же время ему свойственны повышеннаявозбудимость, неуравновешенность, отсутствие необходимого опыта в разных видах деятельности.Несмотря на то, что развитие интеллекта, воли, чувств идёт в направлении сознательногорегулирования поведения, значение непосредственных побуждений и эмоций как стимуловдействий продолжает оставаться значительным. Поэтому подростки часто бывают невыдержанными,грубыми, невнимательными.
Личность подростка дисгармонична- считают А.И. Воробьёва, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн. «Свертывание установившейсясистемы интересов, протестующий способ поведения сочетаются с возрастающей самостоятельностью,с более многообразными отношениями с другими детьми и со взрослыми, со значительнымрасширением сферы его деятельности качественно меняют свой характер вследствие направленностина новые формы отношений» [2. с.33].
Ведущей для психологического развития подростков является общественно-полезнаядеятельность, включающая такие её виды, как учебная, производственно-трудовая, организационно-общественная,художественная, спортивная. В ведущем типе деятельности ярче всего раскрываетсяличность подростка. Интересы выступают огромной побудительной силой к приобретениюзнаний, умений и навыков, а так же в расширении кругозора. Критерием наличия техили иных интересов и степени их активности является деятельность, в которой онипоявляются и формируются.
Вот какхарактеризует подростковый возраст Э. Эриксон:
«Подростковыйвозраст и юность составляет пятую стадию развития личности, период самого глубокогокризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизни, завершаясь, приводитк формированию идентичности. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность,инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу которая ставитперед ним общество, — задачу самоопределения, выбора жизненного пути. [11 с.145]
Пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность.Противоположные черты, стремления, тенденции существуют и борются друг с другом,определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребёнка.
Среди многих личностных особенностей,присущих подростку, особо выделим формирующееся у него чувство взрослости и “Я концепцию”.
Претендуя на равные со взрослымиправа, подросток начинает им подражать во внешнем облике, манерах, по линии развлечений,романтических отношений.
Встречаются и по-настоящемуценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностногоразвития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность,когда ребёнок интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясьсамообразованием. Или заботы о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневныхрутинных проблем.
«Познаниесебя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента “Я- концепции”. С ним связаны ещё два – оценочный и поведенческий. Для подростка важноне только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальныеособенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главнымобразом благодаря влиянию семьи и сверстников » [11, с.292].«Помимореального “Я”, “Я — концепция” включает в себя “Я – идеальное”. При высоком уровнепритязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное “Я” может слишкомсильно отличаются от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальнымобразом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешнеможет выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образпредставляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки стремятся развиватьв себе желаемые качества…
Самовоспитаниестановится возможным в этот период благодаря тому, что у подростков развиваетсясаморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силуволи и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Чаще,вместо того, чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий» [11, с.293].
Оченьважно в развитии подростка и то, удовлетворяет ли его формальная самостоятельность,внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная, отвечающаяглубокому чувству. «Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которуювключён ребёнок, — признание или непризнание его взрослости родителями, учителями,сверстниками.» [11, с.290]
В 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затемпроисходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открываетдля себя свой внутренний мир.
« Способностьподростков познавать самих себя порождает у них потребность к самоутверждению, самовыражению,то есть стремление проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными.Депривация этих потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.»[ 1, с.149]
Как писала Л. И. Божович:«Из специфических человеческих побудителей поведения особое место занимает самооценка.Её формирование тесно связано с процессом развития самосознания. [1, с.54] «Самооценка — механизм переработкизнаний о себе на уровне аффективного (отношение к себе) процесса, как один из инструментальныхпоказателей развитости образа “Я”. Формирование самооценки зависит от умения учащихсяне только анализировать свою деятельность, но и учитывать её результаты. [ 23, с.71]
Итак, основными новообразованиямив подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умениеучитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.
Новообразования не возникаютсами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результатеактивного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.
Л.И. Божович подчеркивала,что в психическом развитии ребенка определяющим является не только характер еговедущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими еголюдьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.
Поэтому общение подростковсо сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностногоразвития. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно оченьважное.
Следующимвозрастным этапом, который затрагивает сферу наших интересов, является ранний юношескийвозраст (12 – 17 лет), о психологических особенностях которого далее и пойдёт речь.
Старшийподростковый возраст характеризуется как период, в который происходит смена некоторого“объективистского” взгляда на себя “извне” на субъективную динамическую позицию“изнутри”. Критерии самооценки приобретают другие формы. Она проявляется в уменииотделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего представления о себе,своих возможностях и способностях.
Юношеский возраст – этап формированиясамосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений,этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могутбыть первостепенными.
Отвечая самому себе на вопросы“Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь ?”, молодой человек формирует: 1) самосознание- целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценкасвоей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинстви недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования,самовоспитания; 2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний,убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительнуюсумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно – теоретическому мышлению,без чего разрозненные знания не складываются в единую систему; 3) стремление зановои критически осмыслить всё окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность,создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п.
« Именно в старшем школьном возрасте дети особенно часто начинаюториентироваться не столько на оценку их окружающими людьми, сколько на самооценку,в связи с этим в этот период у них особенно интенсивно формируется чувство собственногодостоинства, самоуважения, стремление отвечать не только требованиям окружающих,но и своим собственным требованиям к себе.
В связис этим подросток в известной степени эмансипируется от непосредственного влияниявзрослых, и его поведение, а тем самым и развитие начинает всё больше и больше определятьсявнутренними условиями: ценностями, которые он усвоил, образцами, на которые ориентируется,сформировавшейся самооценкой.» [1, с.54]
Для юношества свойственнымаксимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории,юноша ведёт себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории– действительности. Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождаютсятипичными поведенческими реакциями: “пренебрежительного отношения” к советам старших,недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытоепротиводействие. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержкуровесников, и это приводит к типичной реакции “повышенной подверженности” (неосознаннаявнушаемость, сознательный конформизм) – влиянию ровесников, которая обусловливаетединообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодёжная мода, жаргон, субкультура).Даже преступления среди молодёжи, как правило, носят групповой характер, совершаютсяпод влиянием группы.
Ранний юношеский возраст –период подготовки к выбору будущей профессии и осуществления профессионального выбора,перехода к профессиональному обучению.
Определённость выбора профессиии его устойчивости рассматривается М.Р. Гинзбургом как два параметра «определённостибудущего», которая является одним из основных показателей, характеризующих смысловоебудущее старшеклассника. Вторым является «валентность», которая объединяет параметрыценностной насыщенности эмоциональной привлекательности смыслового будущего.
В этом возрасте на основестремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания,развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы.
Старший школьник включаетсяв новый тип ведущей деятельности учебно — профессиональную, правильная организациякоторой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности,его отношение к труду. Это ещё в большей степени определяет как бы подчинение учебнойдеятельности более важной цели – будущей деятельности. Человек учится не ради самогоучения, а для чего – то значимого для него в будущем.
Такова, в общих чертах, характеристикапсихологического развития раннего юношеского возраста. Конечно, каждая из приведённыххарактеристик не обладает абсолютной полнотой и завершённостью, но при всей своейкраткости они позволяют выделить те важнейшие психологические образования возраста,учёт которых в деятельности специалиста – профконсультанта крайне необходим и важен.
1.2 Характеристикапрофессионального и личностного самоопределения в старшем школьном возрасте
«Профессиональноесамоопределение – это определение своего места в мире профессий, нахождение личностногосмысла в выполняемой работе, внесение коррективов в «вектор» профессионального становленияличности» [4, с.3].
Формирование профессионального самоопределения начинаетсяуже в дошкольном возрасте, проявляясь в избирательном интересе к сюжетно-ролевымиграм, в младшем школьном — в учебно-познавательном интересе, в подростковом — всклонностях и способностях к учебным предметам, а в возрасте ранней юности профессиональноесамоопределение приобретает наибольшую значимость и становится одним из центральныхпсихологических новообразований.
Для начала намнужно увидеть место профессионального и других видов самоопределения внутри целостногопроцесса жизненного самоопределения.
Н.С. Пряжниковпредлагает семь типов самоопределения личности. И как отмечает Н.С. Пряжников, профессиональноеи личностное самоопределение имеют много общего, но в то же время в их содержаниивыделяет два принципиально важных отличия:
— профессиональноесамоопределение является более конкретным и его проще оформить официально, личностноесамоопределение — более сложное понятие;
— профессиональноесамоопределение в большей степени зависит от внешних (благоприятных) условий, аличностное самоопределение – от самого человека.
Очень важно отметить,что профессиональное самоопределение – это часть более общего процесса жизненногосамоопределения. По словам, Е.А. Климова, профессиональное самоопределение не сводитсяк одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональнойподготовки по избранной специальности; оно продолжается на протяжении всей профессиональнойжизни. Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии илиальтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процессразвития личности.
Подробно анализируяпрофессиональное самоопределение, Е.А. Климов понимает его «…как важное проявлениепсихического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей»чего-то полезного, сообщества профессионалов» [8. c.39].
Более сложныйтип – личностное самоопределение, Н.С. Пряжников рассматривает его как высшеепроявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуациии всей своей жизни. Можно сказать, что личностное самоопределение – это нахождениесамобытного образа «Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его средиокружающих людей.
По мере того как человек приобретает жизненный опыт, происходитболее или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс её переосмысливания,проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержаниеего внутреннего существа, определяющие мотивы его действий и внутренний смысл техзадач, которые он разрешает в жизни.
«Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подростокостался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, какправило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий период срок необходимосоздать жизненный план — решить вопросы кем быть (профессиональное самоопределение)и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен непросто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достиженияпоставленных целей» [11, с.322].
По мнению Н.С. Пряжникова, у старшеклассников постепенно формируетсяготовность к самоанализу основных склонностей и способностей, что может стать основойдля готовности к подлинному самоопределению. «Одновременно все больше рассматриваются,сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различныеобразы жизни). Это невозможно без обращения к ценностно-смысловым аспектам профессиональногои личностного самоопределения. Как считают многие серьезные специалисты, именноценностно-нравственные ориентации составляют «ядро» самоопределяющейся личности.В старших и выпускных классах основной акцент переносится на конкретный выбор» [16, с.33].
« То, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ,в который ребёнок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Это можетбыть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлениеммалодушия, страха перед решительным шагом» [11, с.322].
Итак, «самоопределение как профессиональное, так и личностное,становится центральным новообразованием старшего подросткового возраста. Это новаявнутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своегоместа в нём» [11, с.322].
В этом возрасте осознаётсявременная перспектива, развивается устойчивая самооценка, нравственная устойчивостьличности. Самоопределение и стабилизация личности в старшем подростковом возрастетесно связана с выработкой мировоззрения, системой ясных устойчивых убеждений. Встарших классах происходит их окончательное становление.
Самосознание проходит совершенноособенный этап в старшем подростковом возрасте. И.С. Кон пишет, что если число ребят,озабоченных своим настоящим «Я» в подростковом и юношеском возрасте, практическиодинаково, то в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим «Я»[ 9,с.71-72].
Ещё один момент, связанный с самоопределением в данном возрасте,— изменение учебной мотивации. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьномвозрасте появляется сознательное отношение к учению. [11, с.327].
Итак, решая вопросы профессионального самоопределения, выборажизненного пути, старшеклассник исходит из формирующихся у него основных жизненныхпозиций, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций. При этом он «примеряет» этиубеждения к своей будущей жизни и глубже осознает их. Таким образом, в старшем школьномвозрасте становление мировоззрения, личностного и профессионального самоопределенияосуществляется в тесной взаимосвязи. Личностное самоопределение лежит в основе процессасамоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах, оно определяет развитиевсех других видов самоопределения (социального и профессионального).
2. Содержание, методы и социально-психологические условия профориентационногоконсультирования старшеклассников
Профессиональная ориентация(от франц. оrientation — установка) – система психолого-педагогическихи медицинских мероприятий, по оказанию помощи в выборе профессии, в соответствиис индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляетчеловеку общество. Профориентация – очень объемное понятие. В профориентации традиционновыделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение,профдиагностика и профконсультация.
2.1 История становленияпрофориентации
Профессиональной ориентацииболее ста лет. Рождение профориентации было связано с именем американского психологаГуго Мюнстерберга, основателя психотехники, который вначале XX века впервые стал разрабатывать и использовать психологическиетесты для оценки профессиональных способностей человека. Первые лаборатории профориентациипоявились в 1903 г. В Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в Бостоне (США). Согласнодругой точке зрения, профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности.Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, и она имеетсвою историю и предысторию.
История появления некоторыхэлементов профпригодности человека уходит в глубокое прошлое. Это относится в основномк диагностике знаний, умений и способностей. Так например, в Древнем Вавилоне, всередине III тысячелетия до н. э. проводили испытаниявыпускников школ, готовивших писцов.
В III тысячелетия до н. э. в Китае появилисьпервые элементы профотбора на должность правительственного чиновника.
Другие примеры дает нам древняяистория Спарты, Афин, Рима. В Спарте была создана и успешно осуществлялась системавоспитания воинов, в Риме — система отбора и обучения гладиаторов
Подобные данные указываютна довольно ранний период возникновения элементов того, что сейчас принято называтьпрофдиагностикой и профотбором. Если исходить из распространенной сегодня точкизрения о включенности профдиагностики и профотбора в систему профессиональной ориентации,то можно сказать что профориентация возникла давно.
Однако, если посмотреть напрофориентацию как на общественный процесс, включающий в себя также еще профпросвещение,профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию, профессиональное воспитание,станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека моглапоявиться в период бурной дифференциации и интеграции отдельных наук. И, следовательно,история профориентации началась позже, в период развитого капитализма, в периодповышения интенсивности производственных процессов, возрастания роли специализациии профессионализации труда, а также вынужденной необходимости осуществления профессиональнойподготовки рабочих масс. Именно в это время возникла потребность в привлечении рабочейсилы, ее обучении и распределении на различные трудовые операции в соответствиис индивидуальными различиями и способностями.
Основателем научного изученияиндивидуальных различий считается Френсис Гальтон (1822-1911), английский антропологи психолог, автор книги „Исследование человеческих способностей и их развитие“.Гальтон развивал учение о наследственной обусловленности индивидуально –психологическихразличий между людьми. Ему также принадлежит идея тестированияпсихических функций. Согласно его теории, тестами можно измерять психические процессыпотому, что они, являясь функцией мозга и будучи обусловлены наследственно, обладаютпостоянством на протяжении всей жизни человека.
2.1.1Развитие профориентациив зарубежных странах
Итак, в январе 1908 года вг. Бостоне начало работу первое бюро профориентации молодежи по оказанию помощиподросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро ипринято считать началом профориентации. Затем подобное бюро учредили в Нью-Йорке.Там занимались изучением требований, предъявляемых к человеку различными профессиями,изучением способностей школьников. Бюро вело свою работу в контакте с учителями,пользуясь тестами и анкетами. Этот опыт стал распространяться в США, Испании, Финляндии,Швейцарии, Чехословакии и других странах.
Первая мировая война (1914-1918гг.)вызвала дальнейшее расширение потребности в определении профессиональной пригодности.
Интенсивное техническое перевооружениепромышленности ведущих капиталистических государств, развитие новой техники, в томчисле военной, актуализировали проблему «человек-техника». В США был создан первыйвариант группового теста по выявлению пригодности призывников к военной службе вразличных родах войск. Для целей профориентации начали использоваться специальныетесты и психодиагностические методики. Опыт американских психологов показал эффективностьпрофессионально-психологического отбора в профессию. В тех учебных заведениях, гдепри отборе кандидатов на обучение применялся профотбор, отсев в процессе обученияснижался на 25-30 процентов, а аварийность на предприятиях на 40-70 процентов.
В настоящее время проблемамипрофориентации в Европе и США занимаются крупные университеты, научно-исследовательскиеи консультативные центры.
2.1.2Отечественный опытпрофориентации
Теперь рассмотрим основныеэтапы развития профориентации в России с конца XIX в.
«Первая служба по «приисканию»работы в России появилась в 1897г. (но только в годы Первой мировой войны подобныеслужбы приобрели государственный статус)» [16, с.12]. В дореволюционной России издавалисьжурналы с информацией о профессиональных учебных заведениях. В условиях сильногоограничения свобод профориентации в дореволюционной России как таковой не было,но предпосылки для этого вызревали.
« В Советской России проблемытруда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темамимарксистской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921годупо прямому указанию В.И. Ленина) была создана лаборатория, занимающаяся вопросамипрофориентации» [16, с.13].
В мае 1924г. появилась перваяЛаборатория профконсультации, организованная А.Ф. Кларком при Ленинградском институтепо изучению мозга. В апреле 1927г. при поддержке В.М. Бехтерева при институте мозгабыло открыто первое в СССР Бюро профконсультации. За 1927-1928гг. было обследовано2700 подростков, за 1929-1939гг.- 7 млн.600тыс. человек.
«В 1928г. организуются Бюропо профконсультации в Свердловске, Ростове-на-Дону, Иваново-Вознесенске, Брянске,Киеве, Одессе, а в 1929году – в Перми, Ярославле, Шахтах. За период с 1930 по 1933гг. открыто 47 Бюро профконсультации. Сразу же стали готовить профконсультантов.В школах вопросами профориентации занимались педагоги. В 30-е гг. Центральная лабораторияпо профконсультации и профотбору ВЦСПС стала разрабатывать систему школьной профориентации.В 1932г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации»[16, с.13] .
В 1937 году отменили трудовоеобучение в школе и стали резко сворачивать профориентационную работу. Таким образом,в эпоху сталинского тоталитаризма – профориентацию, связанную со свободой выбора,просто запретили. Лидер советской психотехники И.Н. Шпильрейн, занимающийся проблемамипрофотбора и профориентации был арестован и расстрелян в 1937 году.
Только в конце 50-х гг. сталипоявляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 60-е гг. былаорганизована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР подруководством А.Н. Волковского, организован НИИ Трудового обучения и профориентациипри Академии педагогических наук СССР под руководством А.М. Голомшток.
С середины 60-х до середины80-х гг. профориентацию не запрещали, но уровень разработок понизился и в этот периодпрофориентация стала деградировать.
С середины 80-х гг., в период«горбачевской» перестройки, было создано более 60 региональных Центров профессиональнойориентации молодежи, а в районах множество пунктов профконсультаций. В этот периодстоит отметить имя О.П. Апостолова, внесшего большой вклад для возрождения отечественнойпрофориентации, и фактически для становления школьной психологической службы.
На базе Госкомтруда началасьактивная подготовка профконсультантов. В школе ввели курс «Основы производства.Выбор профессии».
В итоге в 1986 г. была созданареальная государственная служба профориентации.
Далее, на смену «перестройке»пришла эпоха «демократических преобразований». И в 1991г. вышел закон «О занятостинаселения», где школьную профориентацию фактически перевели в службы занятости.С 1992г. школьная профориентация была почти разрушена, лишившись государственнойподдержки. И на Втором съезде школьных психологов в 1995 г. в Перми в программныхматериалах не было ни одного упоминания о профессиональном самоопределении, и опрофориентации.
В связи с переходом на рыночнуюэкономику появилась безработица, была создана государственная служба занятости,где основное внимание отведено трудоустройству. Появилась острая потребность в профессиональномпереобучении, профориентации психологической поддержке взрослых людей. Бюджетноефинансирование городских центров профориентации было сведено до минимума. Большинствоквалифицированных психологов из этих центров стали сотрудничать с центрами занятостиили перешли на работу в коммерческие структуры для подбора персонала. В этих условияхразвитие профориентационных ресурсов в России распределилось между несколькими организациями.
Что касается государственныхслужб профориентации, то ранее лидирующий в методическом плане, Санкт-Петербургскийгородской центр по профориентации, в настоящее время уступил эту роль Ярославскомуобластному центру профориентации « Ресурс». Этот центр стал новой моделью организационно-методическогообеспечения профориентации и психологической поддержки населения. Центр известенсвоими публикациями, методическими разработками, учебно-методическими семинарамии интернет-сайтом «Психология образования».
Командой Санкт — Петербургскойгородской службы занятости под руководством М. А. Бендюкова и И.Л. Соломина быласоздана современная система профориентации молодежи и взрослых людей, а также разработаныновые эффективные методики профессиональной психодиагностики, индивидуального игруппового консультирования; написаны книги «Азбука профориентации», «Ищу работу»,«Как стать профессионалом», « Ты и твоя профессия», «Дорога в будущее» и другие,а также сняты видеофильмы для профориентации молодежи.
В то же время получили широкоераспространение активные игровые профориентационные методики, разработанные ученикомЕ.А.Климова, известным психологом Николаем Сергеевичем Пряжниковым, сотрудникомфакультета психологии МГУ, профессора МГППУ и научным консультантом Московской областнойслужбы занятости. Книги Н.С. Пряжникова, такие как «Профессиональное и личностноесамоопределение», «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники»,содержащие оригинальные теоретические и методические разработки в области профконсультирования,стали бестселлерами среди профконсультантов.
Нельзя не отметить первыйв русскоязычном интернете сайт «Профориентация. Образование. Занятость»(http://ACarrer.ru)
Наконец, при Комитете трудаи занятости правительства Москвы был учрежден Государственный Центр профессиональнойориентации психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения,хорошо оснащенный высококвалифицированными кадрами. Центр обслуживал безработныхи профконсультантов, проводил конференции по профориентации, издавал научно-методическийжурнал «Профессиональный потенциал».
Итак, в конце XX века отмечался теоретический и методический прогресс в российскойпрофориентации. Но практическая профориентация в нашей стране к концу XX века находилась в критическом состоянии, так как для миллионовмолодых и взрослых людей она была не доступна.
Где школьник мог получитьграмотную профконсультацию или пройти курс занятий по выбору профессии? Только вцентрах профориентации крупных городов. А в психолого-педагогических, медико-социальныхцентрах или школах? Здесь профориентация проводилась исключительно на энтузиазмепсихологов и администрации, и в большинстве случаев они не были обеспечены необходимымисредствами, методиками и информационными материалами.
В результате практически никтоне готовил молодежь к эффективному поведению в условиях современного рынка труда,в условиях жесткой конкуренции, в условиях, когда для достижения профессиональногоуспеха необходима полная реализация индивидуальных способностей.
Итак, к концу XX века оказалось, что будущая профессиональная судьба школьниковменьше всего интересовала руководство системы образования.
2.2 Профориентация сегодня,проблемы, перспективы
Что же изменилось в российскойпрофориентации сегодня, в начале XXI века?
В конце 2003года было прекращенобюджетное финансирование центров профориентации. В 2004году было ликвидировано Министерствотруда и социального развития РФ, в которое входила Федеральная государственная службазанятости населения. Сегодня эта служба подчиняется Министерству здравоохраненияи социального развития и работа по профориентации сворачивается. В 2005 году психолого-педагогическиеи медико-социальные центры перестают получать в необходимом объеме бюджетное финансированиеи активизируют коммерческую деятельность. Приходится признать, что современное российскоегосударство снимает с себя ответственность за профориентацию, и на первый план выходиткоммерческая система профориентации в форме работы специалистов и центров, оказывающихподобные услуги на платной основе.
А как обстоят дела с профориентациейза рубежом? На Западе профориентация заменена термином «развитие карьеры». КурсCareer Development включен в американскую систему образования и проводится для детейв возрасте от 5 до 14 лет и направлен на самопознание, знакомство с возможностямиобразования, профессиями и планирование карьеры. А каждый колледж или университетимеет в своей структуре отдел или центр Career Development.
В соответствии с принятымКонгрессом США Актом «Shool-to-Work»(Школа – Работе), главным национальным богатством страныпровозглашается не сырье, а высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры.
В качестве базовой теориив Career Development используется популярная на Западе методика Джона Голланда, основаннаяна выделении шести типов профессиональной направленности личности: реалистичного,интеллектуального, артистического, социального, предпринимательского и конвенциального.А ведущим направлением психологического профконсультирования является конструктивизм.
К сожалению, сравнение нев нашу пользу, так как профориентация в нашей стране пока еще не выступает однимиз факторов общественного развития.
2.3 Психологическое сопровождениепрофессионального и личностного самоопределения старшеклассников
Как же осуществляется психологическоесопровождение профессионального и личностного самоопределения старшеклассников?
Прежде всего, определим, чтоже такое психологическое сопровождение. Согласно «словарю русского языка» «сопровождать- значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»[13, с.689].Отсюда психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределенияличности – это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременноеуказание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка.
Кто же осуществляет это сопровождение?Сопровождающих много: это родители, родственники, учителя, друзья. Компетентноеи продуктивное психологическое сопровождение может осуществлять – психолог-профконсультант.Психолог оказывает человеку помощь и поддержку в выборе траектории профессиональногоразвития, не навязывая ему своего мнения, а помогая наметить ориентиры. Именно отаком сопровождении и идет речь.
«Таким образом, психологическоесопровождение – это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекциипрофессионального становления личности.
Философским основанием системысопровождения человека является концепция свободного выбора как условия развития.
Естественно, каждая ситуациявыбора порождает множественность вариантов решений, опосредованных социально-экономическимиусловиями. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационногополя развития, ответственность за действия в котором несет он сам» [4, с.96].
Цель такого психологическогосопровождения — полноценнаяреализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворениесубъекта деятельности.
Одна из важных задач психологическогосопровождения профессионального становления личности не только оказывать своевременнуюпомощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудностиэтого процесса, ответственно относиться к своему становлению. Необходимость решенияэтой задачи обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленнымижизненными переменами, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайнымиобстоятельствами.
Психологическое сопровождениепредполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности,укрепление профессионального Я, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощьи поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности.
«Таким образом, психологическоесопровождение – это технология, основанная на единстве четырех функций: диагностикивозникшей проблемы, информации о проблеме и путях решения, консультации на этапепринятия решения и выработке плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализацииплана решения» [4, с.101].
Теперь остановимся на особенностяхпсихологического сопровождения на стадии оптации, т.е. на подготовке старшеклассниковк сознательному выбору профессионального пути.
Здесь важное значение приобретаетпрофессиональное консультирование, которое осуществляет школьный психолог. Основнаязадача профориетационной и профконсультанционной работы со старшеклассниками — всемерноесодействие пробуждению собственной активности молодого человека.
Можно выделить наиболее распространенныеситуации психологического сопровождения самоопределения старшеклассников:
1. Обращение к психологу за подтверждениемправильности выбора профессии
В этом случае важно проверитьустойчивость профессиональных намерений. Для этого психолог может провести беседуо профессиональном плане, обратив внимание на соответствие интересов содержаниюпрофессии, степень продуманности путей приобретения профессии, адекватность оценкисвоих возможностей в овладении выбранной профессией. Диагностические приемы следуетиспользовать в случаях, когда выбранная профессия предъявляет жесткие требованияк психофизиологическим особенностям. Результаты необходимо подробно обсудить с оптантом.И в случае выявления серьезных препятствий для овладения профессией, психолог долженсообщить об этом и постараться найти альтернативные для него области деятельностив русле избранной профессии.
2. Обращение к психологуза помощью в самоопределении, в случае отсутствия выраженных интересов и способностей.
Такая ситуация наиболее сложнаядля психолога и требует порядка 5-6 встреч, чтобы добиться активизации процессапрофессионального самоопределения. Здесь задача психолога — пробудить у школьникаинтерес к проблеме своего будущего, к себе, к своим возможностям, активизироватьпроцесс самопознания. Для этого можно провести обстоятельное диагностическое обследование,позволяющее обсудить со школьником его тестовый профиль, психофизиологические особенностии черты личности. Учитывая особую чувствительность старших подростков к оценке себя,психологу следует создать обстановку крайней доброжелательности, полное принятиеоптанта.
3.Обращение к психологув связи с тем, что у школьника наблюдается расхождение между интересами испособностями
Здесь позиция психолога такова:при выборе профессии в наибольшей степени следовать за интересами оптанта, исключение– прямые ограничения психофизиологического характера.
4. Обращение к психологувызвано расхождением мнения учащегося и его родителей относительно профессиональноговыбора
Здесь имеет место работа совсей семьей. Позиция психолога: отстаивание интересов оптанта, исходя их его реальныхвозможностей и склонностей, тактично помогая родителям лучше понять своего ребенка.
Центральным моментом профессиональногосамоопределения старшеклассников является конкретный выбор профессии.
Согласно обобщенной моделипрофессиональной жизни человека, предложенной Е.А. Климовым, выбор профессии – принятиежизненно и профессионально значимого решения, которое меняет вектор дальнейшегопрофессионального становления. Именно в эти переломные моменты жизни человек нуждаетсяв психологической помощи.
При принятии решения полезноруководствоваться формулой выбора профессии (см. приложение 1). Наиболее удачно,стратегия выбора профессии дана в Уроке 30 в учебно-методическом пособии Г.В. Резапкиной«Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки» [26, с.174-177]
При выборе профессии необходимоучитывать следующие обстоятельства:
· потребности экономическогорегиона в кадрах той или иной профессии и квалификации;
· требования, которыепредъявляет профессия к состоянию здоровья, психофизиологическим свойствами, психологическимкачествам человека;
· профессионально-образовательныевозможности оптанта;
· перспективы профессиональногороста, карьеры, повышения квалификации;
· противопоказания иограничения по возрасту и полу.
Психологунеобходимо учесть основные причины ошибочного выбора профессии:
« • отношениек выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища. В условиях динамичногоэкономического развития общества, технологического прогресса человеку нередко приходитсянесколько раз в течение жизни менять специальность и профессию;
• предрассудкичести — необоснованный взгляд на некоторые важные профессии, считающиеся непрестижнымии «неприличными»;
• выбор профессиипод прямым или косвенным влиянием друзей, родственников, знакомых;
• переносотношения к человеку — представителю той или иной профессии — на саму профессию;
• увлечениетолько внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. К таким привлекательнымпрофессиям относятся профессии менеджера, топ-модели, летчика, актера и др.;
• отождествлениеучебного предмета в школе с профессией;
•незнаниеили недооценка своих физических возможностей и способностей;
• незнаниеосновного содержания трудовых действий и операций выбираемой профессии или слабоепредставление о нем» [8, с.164-168].
Психологическаяпомощь при выборе профессии осуществляется психологом преимущественно двумя способами:путем индивидуальной психологической консультации и через работу в группах.
«При индивидуальнойработе взаимодействие с оптантом ориентировано прежде всего на самосознание индивида;используются психотехнологии на осознаваемой основе: беседа, интервью, диагностика,сочинения, психобиография и др. При групповой работе значительно большую роль играютпроцессы идентификации эмоционального заражения, внушения, т.е. неосознаваемые процессы.К групповым формам консультативного взаимодействия относятся профориентационныеигры, тренинги, психологические практикумы и др.» [4, c.108-109]. Индивидуальные формы проведения консультации занимаютмного времени, но обеспечивают доверительность, конфиденциальность. Групповые формыпрофконсультации позволяют за менее продолжительное время оказать помощь большемуколичеству людей. Эффективность групповых технологий консультирования для решенияпроблем профессионального самоопределения убедительно показал Н.С.Пряжников. Имразработаны активизирующие профконсультационные методики, адекватные целям профессиональногосамоопределения.
Наиболееподробно данный теоретический и практический материал для работы со старшеклассникамипредставлен в книгах Н.С. Пряжникова и Е.Ю. Пряжниковой «Игры и методики для профессиональногосамоопределения старшеклассников.» [17], Н.С. Пряжникова «Профориентация в школеи колледже: игры, упражнения, опросники» [16], М.Ю. Савченко, «Профориентация. Личностноеразвитие. Тренинг готовности к экзаменам» [27], а также Ю. Тюшева «Выбор профессии»[30], программе предпрофильной подготовки Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии»[26],С.Н. Чистяковой «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Методическоепособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников»[31].
Проведемкраткий обзор некоторых выше перечисленных программ.
Н.С. Пряжников в своей книге «Профориентация в школеи колледже: игры, упражнения, опросники (8-11классы)» предлагает активизирующиеметодики для использования профориентационных занятий, тематических классных часов,индивидуальных консультаций. Методики сгруппированы по разделам:
— для работыс классом(20-25 человек)
-с группой(10-15человек)
-с группой(3-6 человек)
-для индивидуальнойконсультации.
Здесь данынаучно-методические основы школьной профориентации, с учетом современных тенденцийв школьном образовании, о необходимости первичного профессионального самоопределенияучащихся в процессе профильного обучения и предпрофильной подготовки, даны оригинальные(авторские) игры, упражнения, опросы, дискуссии. Игровые профориентационные упражненияоснованы на весьма эффективной методике. Участники рассаживаются в круг (по 8—15чел.), что делает упражнения внешне похожими на занятия психотерапевтических групп.
Н.С. Пряжниковпредлагает следующие игровые профориентационные упражнения: «Профессия на букву...»[16, с.156],«Автопортрет»[16, с.161], «Человек-профессия»[16, с.160]. По утверждению Н.С.Пряжникова,карточные профконсультационные методики являются высокоэффективными технологиями.Главные их достоинства — предметность поискового действия и возможность оперативногосоставления из карточек образов моделируемых объектов. Данная технология весьмапродуктивна при проектировании профессиональной судьбы. Важной особенностью проведениякарточных консультационных игр является их высокая динамичность, позволяющая охватыватьмоделируемую жизнь в целостности, а не рассматривать частные вопросы.
Важной особенностьюпредлагаемых методик является то, что большинство методик психологи могут модифицироватьи использовать в зависимости от конкретных ситуаций, т.е. они не являются строгостандартизированными.
Г.В. Резапкина«Психология и выбор профессии». В этом учебно-методическом пособии содержатся подробные конспектызанятий, включающие надежные профдиагностические методики, деловые и ролевые игры,проблемно — поисковые задачи, элементы исследовательской и проектной деятельностии профинформационные материалы. В комплект входит Рабочая тетрадь учащегося, чтовлияет на эффективность занятий.
Эта программаразработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения.Программа рассчитана на 1 год при одном уроке в неделю. Уроки сгруппированы в четыресамостоятельных, но логически связанных модуля, по принципу один модуль – одна четверть:
I четверть. Что я знаю о своих возможностях.
II четверть. Что я знаю профессиях.
III четверть. Способности и профессиональнаяпригодность.
IV четверть. Планирование профессиональнойкарьеры.
Цель программы:формирование психологической готовности старшеклассника к профессиональной карьере.
«Основнаязадача курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональномпотенциале на основе самодиагностики и знания мирра профессий; ознакомление со спецификойсовременного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии» [26,c.6].
СавченкоМ.Ю. «Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы». В этом пособии дан практический материалдля работы со старшеклассниками в виде:
- сценариев занятийпо профориентации;
- групповых занятий(cоциально-психологических тренингов);
- диагностического материала.
Курс занятийпо профориентации « Мои профессиональные намерения» (9 класс) имеет цели:
-оказатьэффективную психолого-педагогическую поддержку старшеклассникам;
— открытьперспективу в дальнейшем личностном развитии;
-помочь определитьсвои жизненные планы.
Задачи:
-формированиеактуального для подростка «информационного поля», развитие умений и навыков по целеполаганиюи планироаванию;
-обеспечениеподростков средствами самопознания;
-формированиямотивов саморазвития, личностного роста.
Программарассчитана на 9 занятий, в объеме 11-16 часов. Работа осуществляется с помощью игровыхметодов, методов моделирования, использования диагностических методик, методов групповойработы, таких как дискуссия и «генерация идей», («мозговой штурм»).
Проведениепрофориентации часто сопровождается психологической диагностикой, которая значительноповышает продуктивность работы психолога.
Психодиагностика – лучше вотдельном параграфе.
Психодиагностика — теорияи практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степенивыраженности у человека определенных психологических признаков. Из этого определенияследует, что психодиагностика является средством информационного обеспечения профконсультирования.Объектами психодиагностики выступают знания, умения, общие и специальные способности,особенности психических процессов, состояния, направленность, мотивы, интересы,черты личности и др.
Психологическаядиагностика старшеклассников при психологическом сопровождении профессиональногои личностного самоопределения, как правило, осуществляется в такой последовательности:
1.Изучение профессиональныхнамерений учащегося с помощью беседы, анкет, сочинений на тему о выборе профессии.Необходимо выяснить, есть ли у него предпочитаемые профессии, продуманы ли путиовладения ими, имеются ли резервные намерения.
2.Определение профессиональнойнаправленности учащихся.
Направленность выступает каксистемообразующее качество личности, определяющее ее психологический склад. Именнов направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы исубъективные отношения к различным сторонам действительности. Между развитием мотиваи овладением деятельностью существуют сложные взаимоотношения. Каждый период жизничеловека приводит к изменению мотивационной сферы. Для выявления сформированностипрофессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленностиличности в профконсультации обычно используются:
Дифференциально-диагностическийопросник Е.А. Климова (ДДО) [24, c.569], методика, предназначена для отбора на различныетипы профессий в соответствии с классификацией типов профессий.
Методика диагностики направленностиличности Б. Баcса [24, c.563] (ориентационная анкета).
3. Исследование познавательныхинтересов учащихся.
Профессиональные интересыу подростка формируются на основе имеющихся познавательных интересов и тесно с нимивзаимосвязаны. Поэтому диагностика познавательных интересов имеет существенное значениев практике профконсультации. Для этого используются «Карты интересов» [24, c.573],разнообразных модификаций, включающие разное количество вопросов и информационныхкарт. Наиболее удобна в нашем случае методика «Профиль» (модификация методики «Картаинтересов» А. Голомштока) предложенная Г.В. Резапкиной [26, c.70-73].
4. Исследование взаимосвязитипа личности и сферы профессиональной деятельности.
Отнесение людей к тому илииному психологическому типу осуществляется с помощью соответствующих опросниковпо методике Дж. Голланда, различных модификаций, например: «Определение профессиональноготипа личности» [26, с. 75-79].
5. Диагностика (специальных)способностей.
Для диагностики применяютнаблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности,тесты. Для выявления артистических, музыкальных, художественных способностей требуетсяучастие специалистов-экспертов. Одним из признаков способностей является высокаярезультативность в каком-либо виде деятельности. Чтобы выявить степень развитияэтих способностей, можно использовать не только тесты специальных способностей,но и некоторые тесты интеллекта, например:
1) тест Р. Амтхауэра, позволяетполучить тестовый профиль по трём параметрам: по выраженности гуманитарных, математическихи технических способностей.
2) Тест ШТУР позволяет определитьвыраженность способностей к гуманитарным, естественнонаучным и физико-математическимдисциплинам. Наиболее удобная модификация Школьного теста умственного развития длянашего возраста предложен Г.В. Резапкиной [26,c.98-104] и т.д.
Наиболее рационально предложеныметодики по диагностике способностей и профессиональной пригодности в книге Г.В.Резапкиной [26, c.93-134]
6. Диагностика профессионально-важныхкачеств — внимания, памяти, восприятия, ощущения. Она осуществляется по стандартизированнымтестам.
7. Диагностика индивидуальныхпсихологических особенностей включает следующие методики: Методики Г. Айзенка (определениетемперамента) [24, с.121]; цветовой тест Люшера (настроение, устойчивые черты личности)[ 24, с.92]; Тейлора (измерение уровня тревожности) [ 24, с.64]; методику экспресс-диагностикисвойств нервной системы Е.П. Ильина (определение силы-слабости нервных процессов,работоспособности)[ 24, с.528].
Заключение
В результате проделанной работырешены задачи по изучению:
— психологических особенностейформирования личности подростков;
— особенностей профессиональноеи личностное самоопределение старшеклассников;
— научных и теоретическихоснов профессионального ориентирования, включая исторические факты и закономерности;
— деятельности по решениюпроблем, связанных с профессиональной ориентацией на разных исторических этапах;
— методологии, используемойв профориентационной работе, которая помогает повысить эффективность практическойработы.
Во второй главе описаны: структураработы по психологическому сопровождению профессионального и личностного самоопределенияучащихся старших классов; современные методы и методики профконсультационной работы,наиболее эффективно используемые в работе со старшеклассниками.
Анализ результатов проведённогонами исследования позволяет сделать следующие выводы:
1.Помощь учащимся старшихклассов в профессиональном и личностном самоопределении – одна из актуальных задачшкольного психолога. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболеесовершенных путей профессиональной ориентации.
2.Психологическое сопровождениепрофессионального самоопределения старшеклассников предусматривает участие психологана этапах формирования профессиональных намерений, выбора профессии а также коррекциивыбора и реориентации.
3.Осуществление этих видовпрофориентации сопровождается применением развивающих психотехнологий: профессиональногоконсультирования, психодиагностики, психотренингов и групповых занятий по программампредпрофильной подготовки.
4. Включение в учебно-воспитательныйпроцесс определённого комплекса методик, предложенных выше, способствует более успешномувыбору профессии учащимися старших классов.
старшеклассникпсихологический личность профориентационный
Библиография
1.Божович Л.И. Проблемы формирования личности.М. — Воронеж, 1995.
2.Воробьёва А.И., Петровский В.А., ФельдштейнД.И. Психологическая роль и место подростка в онтогенезе. М, 1987.
3.Выготский Л.С. Проблема возраста/Л.С.Выготский//Cобр.соч.: В 6 т.- М.,1884.Т.4
4.Зеер Э.Ф. Психология профессиональногосамоопределения в ранней юности: Учеб. Пособие/Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей.- М.: ИздательствоМПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.
5.Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.:Академический проект; Екатеринбург. 2003.
6.Климов Е.А. Путь в профессии/ Е.А Климов.Л., 1974.
7.Климов Е.А. Как выбирать профессию.М.: Просвещение, 1991
8.Климов Е.А. Психология профессиональногосамоопределения.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
9.Кон И.С. Психология юношескоговозраста. М., «Просвещение», 1979.
10.Кон И.С. Психология старшеклассника.М., «Просвещение», 1980.
11.Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н.Возрастнаяпсихология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентоввысших учебных заведений.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
12.Обухова Л.Ф.Возрастная психология:учебник для вузов.- М. Высшее образование; МГППУ, 2007.
13.Ожегов С.И.Словарь русского языка/C.И.Ожегов.- М.,1972.
14.Практическая психология образования:Уч. пособие 4-еизд./Под редакцией И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2007.
15.Профессиональная ориентация учащихся/А.Д.Сазонов,В.Д.Симоненко, В.С. Аванесов, Б.И. Бухалов.- СПб., 2003
16.Пряжников Н.С.Профориентация в школеи колледже: игры, упражнения, опросники (8-11классы).- М.: ВАКО, 2006.
17.Пряжников Н.С. Пряжникова Е.Ю. Игрыи методики для профессионального самоопределения старшеклассников- М.: Издательство«Первое сентября», 2004.
18.ПряжниковН.С. Профессиональное и личностноесамоопределение. М.: 1996
19.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психологиятруда и человеческого достоинства. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: Издательский центр «Академия». 2003
20.Психологическая диагностика: Учебникдля вузов/ Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. — СПб.: Питер, 2005.
21.Психология личности в трудах отечественныхпсихологов/Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. — СПб.: Питер, 2002.
22.Психология подростка: учебник под редакциейчлена корреспондента РАО А.А. Реана. — СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2006.
23.Психология современного подростка /под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1987
24.РайгородскийД.Я.(редактор-составитель).Практическаяпсиходиагностика.Методика и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М»,2005.
25. Райс Ф. Психология подросткового июношеского возраста. — СПб., 2000.
26.Резапкина Г. В. Психология и выборпрофессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие.- 2-еизд.- М.: Генезис, 2008.
27.Савченко М.Ю. Личностное развитие.Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы.- М.: ВАКО, 2008.
28.Современные методы психологическойэкспресс — диагностики и профессионального консультирования.- СПб.: Речь, 2006.
29.Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодаягвардия. 1988
30.Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренингдля подростков СПб.: Питер, 2007.
31.Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождениесамоопределения школьников: Методическое пособие для профильной и профессиональнойориентации и профильного обучения школьников М.: Издательство: ИЦ Академия, 2007
32.Фельдштейн Д.И. Психология развивающейсяличности.-М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК»,1996.
Приложение 1
/>