Реферат по предмету "Психология"


Психология душевных волнений

Содержание
1. Главные формы и общиесвойства психических элементов
2. Основные формы чувств
3. Соединение простыхчувств
4. Общие свойствасвязанных с представлениями чувств
5. Аффекты
6. Волевые процессы
Библиографический список

1. Главныеформы и общие свойства психических элементов
Так каквсякое содержание психического опыта бывает сложно по своей природе, то психическиеэлементы в смысле, безусловно, составных частей психического ряда явленийпредставляют собой порождение анализа и отвлечения. Подобное отвлечениевозможно только благодаря тому, что элементы связываются друг с другом вдействительности различным образом.
Непосредственныйопыт состоит из двух факторов, объективного содержания опыта и испытующего субъекта,и в соответствии с этим мы имеем два рода психических элементов, получаемых врезультате психологического анализа. Элементы объективного содержания опыта мыназываем элементами ощущения, или просто ощущениями, например, тон, известноеощущение тепла, холода, света и т. д. Субъективные элементы мы называем элементамичувства, или простыми чувствами. Примером таковых могут служить: чувство,сопровождающее какое-нибудь ощущение звука, вкуса, света, обоняния, тепла,холода, боли, или чувства, испытываемые нами: при виде предметов, которые намнравятся или не нравятся, чувютва при внимании, в момент волевого акта и т. д.В ощущениях и простых чувствах мы находим и некоторые общие свойства, инекоторые характерные различия. К общим свойствам относится, например, то, чтокаждому элементу присущи два определения: качество и интенсивность. Всякоепростое ощущение, всякое простое чувство имеют определенное качество, но оновсегда дано бывает в различной силе (интенсивности). В названиях психическихэлементов мы руководствуемся исключительно их качествами; так, среди ощущениймы различаем голубой, желтый цвет, тепло, холод и т. п., среди чувств —серьезные, веселые, печальные, мрачные чувства и т. д. Напротив, различияинтенсивности элементов обозначаются нами во всех случаях одинаковымиобозначениями величины, как-то: слабый, сильный, средней силы, очень сильный.
Ощущения ичувства… отличаются друг от друга в некоторых существенных свойствах, которыесвязаны с тем, что наши чувства имеют отношение к единому субъекту, а ощущения— к многообразным объектам.
Всемногообразие чистых ощущений распадается на несколько отделенных друг от другасистем, между элементами которых нет никаких отношений по качеству. Поэтомуощущения, принадлежащие к различным системам, называются диспаратными. В этомсмысле диспаратны тон и цвет, но также и ощущения тепла и давления. Напротив,все простые чувства образуют одно целое связное многообразие, так как нет ниодного чувства, отправляясь от которого нельзя было бы через ряд промежуточныхступеней и полосу безразличия дойти до всякого другого чувства.
Качественноемногообразие простых чувств необозримо велико, по-видимому; во всяком случае,оно более значительно, чем многообразие ощущений.
Тем не менее,в пределах этого многообразия можно различать несколько главных направлений,простирающихся между контрастами чувства доминирующего характера. Такие главныенаправления могут быть, поэтому передаваемы каждое с помощью двух обозначений,отмечающих эти контрасты. Но при этом каждое такое обозначение следуетрассматривать лишь как собирательное выражение, обнимающее множествоиндивидуально изменчивых чувств.
2.Основные формы чувств
Не может бытьи сомнения, что если мы обратимся за данными к непосредственному опыту, топеред нами выделятся в качестве двух отчетливо различных форм чувстваудовольствия и неудовольствия. Но пусть наблюдатель попытается распространитьсубъективный анализ чувств на более широкую область наблюдения...; тогданеминуемо выделится перед ним множество душевных состояний, которым необходимоприписать характер чувства, но в то же время подогнать под шаблонную схемуудовольствия-неудовольствия невозможно.
Если мы будемсмотреть в темном пространстве сперва на блистающий спектрально-чистый красныйцвет, а потом на такой же самый голубой цвет, то и тот, и другой охарактеризую,конечно, как в высшей степени радостные впечатления, т. е. возбуждающиеудовольствия. И несмотря на это, чувства, пробуждаемые во мне ими обоими, будутсовершенно различны. Наиболее подходящими названиями для них могут служитьвыражения: возбуждение и успокоение; для высших же степеней последнего можновыбрать название подавленность (депрессия). Эти же чувства, очевидно,обусловливают отчасти и противоположный эмоциональный характер, свойственный высокими низким тонам, резким и мягким тембрам.
Будем,например, умеренно напрягая внимание, прислушиваться к ударам медленноотбивающего такт метронома. Тогда в промежутке от одного удара до другогопоявится и будет становиться все сильнее и сильнее особое состояние, которое мыможем назвать чувством напряжения (соответственно причине, чаще всеговызывающей это чувство). Как только ожидаемый удар маятника прозвучал, чувствоэто разрешается в некоторое противоположное эмоциональное состояние. Будемназывать последнее чувством разрешения. Конечно, и то, и другое можетсоединяться с чувствами удовольствия-неудовольствия, равно как и с чувствамивозбуждения и успокоения; но могут они проявляться и без всякой субъективнозаметной примеси.
Однако найтиеще какие-нибудь другие эмоциональные элементы, специфически отличающиеся оттрех выше различенных пар противоположностей, по-видимому, уже нельзя.
Такимобразом, всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений, вкотором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающихдруг друга. Наоборот, каждое из шести основных направлений, получающихся такимобразом, может сосуществовать с чувствами тех двух измерений, к которым самооно не принадлежит. Направления же одного и того же измерения, разумеется,в каждом данном мгновенном эмоциональном состоянии исключают друг друга. Такимобразом, многообразие чувств можно символически изобразить посредствомгеометрического построения, данного на рис. 1. В промежутке апс размещены попорядку чувства, разложимые на удовольствия и возбуждения, в and чувства,разложимые на удовольствие и успокоение и т. д. В пространстве, ограниченномлиниями па, пс и пе, будут распределены те чувства, которые содержатодновременно удовольствие, возбуждение и напряжение и т. д.
/>
Каждоеединичное чувство в непрерывности, изображенной на рис. 1, представленоотдельной точкой. Пойдем теперь дальше. Обратим внимание на то обстоятельство,что каждая такая точка изображает лишь одно мгновенное состояние чувства и чтоэто состояние никогда или почти никогда не держится долее. Напротив того,каждое реальное чувство всегда входит в состав какого-нибудь течения чувства, впродолжение которого отдельные компоненты могут претерпевать частьюнепрерывные, частью внезапные изменения. Изобразим наглядно ход изменениячувства в таком течении. Для этого можно представить каждое отдельное измерениеэмоциональной непрерывности особо, разъединив символически изображающие ихлинии. Изменениям в области каждого отдельного измерения будет тогдасоответствовать своя особая кривая. Линия абсцисс при ней будет выражатьвременные величины, а восхождение кривой над линией абсцисс и падение ниже еебудет соответствовать противоположным фазам чувства в пределах одного и того жеданного измерения (рис. 2). Свойстве простых чувств
Простымичувствами следует называть такие самостоятельные существующие чувства, которыехотя и могут вступать в соединение с другими элементами сознания, но сами уже насамостоятельные более простые чувства неразложимы.
Если прианализе чувств мы найдем такую составную часть, которая возможна только какотдельное определение, как один из признаков чувства, а в качестве реальногосуществующего чувства встретиться не может, то значит здесь дело идет уже не очувстве, а о свойстве чувств, вроде того как бывает в области ощущений:интенсивность и качество ощущения не есть ощущение, а только его свойство. Обаэти свойства — интенсивность и качество — суть нераздельно друг с другомсвязанные определения всех простых психических содержаний. Присущи они вдействительности и чувству. Качественная особенность, свойственная всякомучувству и отличающая его от всех прочих чувств, характеризуется тем, что всегдапринадлежит к основным эмоциональным формам — к удовольствию илинеудовольствию, возбуждению или угнетению, напряжению или разрешению (рис. 1).Она может входить или в одно их этих измерений, или в два, или во все три.Таким образом, если мы назовем качество и интенсивность основными свойствамичувства, то первое из этих основных свойств, качество, может быть определеноболее подробно, потому что всегда занимает известный пункт в каком-нибудь местеэмоциональной непрерывности, построенной по трем измерениям общих основныхэмоциональных форм.
Будем, вотличие от основных свойств, называть такие определения чувства (по главным егонаправлениям) компонентами эмоционального качества.
Понятие«чувственный тон» представляет в общем краткое обозначение тех простых чувств,которые мы более или менее регулярно встречаем в связи с определенными простымиощущениями. Если мы придадим слову «чувственный тон» такой суженный н потомуясный и однозначный смысл, то получим возможность представить проблемуизменений интенсивности простых чувств в виде вопроса: как изменяетсячувственный тон ощущения при переменах в интенсивности последнего?
Об общемответе даже на этот простой вопрос нечего и думать — так невероятно сложны изапутаны условия эмоциональной жизни. Но при одном из вышеразличенных измеренийчувства все-таки наблюдателю бросается в глаза сильная связь междуинтенсивностью ощущений и чувственным тоном, хотя в отдельных случаях эта связьи подвержена значительным колебаниям.
Можнонаглядно изобразить общую зависимость чувственного тона от интенсивностиощущения следующим образом (рис. 3). Абсциссы будут обозначать величиныраздражения или соответствующие им абсолютные величины ощущения.
/>
Рис. 3
Условимся,что положительные ординаты над линией абсцисс означают величины удовольствия.идущие же вниз, отрицательные выражают величины неудовольствия. Тогда криваяудовольствия начнется у порога ощущения, а бесконечно малыми величинамиудовольствия и поднимется затем до максимума, достигаемого при определеннойсредней силе ощущения. От максимума она опять постепенно понижается и в пункте едостигает нулевой точки. При дальнейшем же усилении ощущений эта криваяпереходит на отрицательную сторону, что указывает на постепенное возрастаниевеличины неудовольствия.
От качества ощущенийвсегда зависит и особое специфическое для каждого ощущения качествосопровождающего чувственного тона. Особенно, по-видимому, это надо иметь в видупо отношению к чувствам возбуждения и успокоения. Так, красный цвет — цветэнергической силы. При значительной силе света ему свойственно возбуждающеечувство больше, чем всякому другому цвету. Как известно, кроваво-красный цветприводит в раздражение животных и дикарей. При слабой силе света чувственныйтон красного ослабляется до степени серьезного настроения и чувствадостоинства; еще совершеннее и полнее обнаруживается этот оттенок чувства впурпурном цвете, где красный переходит в цвета, сопровождающиеся спокойнымнастроением, в фиолетовый или голубой. Наконец, фиолетовый цвет принимаетхарактер мрачной серьезности и беспокойного страстно-жаждущего настроения,соответственно своему родству одновременно с голубым и с красным. Эти же чертыотчасти свойственны уже индиго-синему цвету.
Непосредственнаязависимость между качеством ощущения компонентами возбуждения и успокоениявыступает особенно ярко и отчетливо при звуковых и световых впечатлениях. Это ипонятно. Свойства чувств выражены в этом случае резко и вместе с тем оттенки ихразнообразны. Но исходя из этого наблюдения нельзя не заметить, что зависимостьэта существует и в остальных областях ощущений. Например, довольно отчетливовыделяется возбуждающее настроение при впечатлении теплоты и угнетающее — причувстве холода. На это указывают и метафорические определения цветов — «теплый»цвет, «холодный» цвет, — о которых мы говорили раньше.
Можновысказать такой эмпирический закон: если дана какая-нибудь система ощущений и вней, как и в системе тонов и цветов, наибольшие качественные различия являютсякрайними членами постепенного ряда чистых качеств ощущений, то различия этиобыкновенно соединяются с противоположностью чувственных тонов, последние жепредставляют собой какие-нибудь модификации основных форм возбуждения иуспокоения. Вероятно даже, что самый характер противоположности, приобретаемыйв таких случаях различающимися ощущениями, обусловлен исключительнопротивоположностью сопровождающих их чувств. Если бы холодное и теплое, высокоеи глубокое, белое и черное или даже голубое и желтое даны были нам лишь какчистые ощущения и совершенно лишены эмоциональных элементов, то нельзя было бы,собственно говоря, понять, почему именно должны мы их воспринимать какпротивоположности. Конечно, они и тогда означали бы различия, иногда даже и наибольшие.Но противоположностями их делают только сильные связанные с ними эмоциональныепротивоположности, противоположность чувств. Совершенно иное положение занимаеттретье измерение чувств — напряжения и разрешения. Конечно, качества ощущенийимеют существенное значение и для их возникновения — точно так же, как длявозникновения удовольствия и неудовольствия. Но при этих компонентах чувстваопределяющую роль играет их временное течение.
Это стоит,очевидно, в связи со специфической природой чувства напряжения и разрешения. Чувстванапряжения являются для нас первичными субъективными симптомами тех состоянийсознания, которые мы (имея в виду именно эту их субъективную сторону) называем«состояниями внимания»; психическим же следствием их является апперцепция, т.е. «выяснение» какого-нибудь одного содержания сознания при одновременномподавлении прочих. Чувства напряжения и разрешения занимают постольку отличноеот прочих компонентов место, поскольку связаны с более центральной частью техпростых процессов сознания, субъективными дополнениями которых являются простыечувства. Прочие компоненты связаны с интенсивностью и качеством содержанийсознания, поэтому и изменяются преимущественно и прежде всего вместе с этимипризнаками содержаний сознания. Чувства же напряжения и разрешения — составные'части апперцепции этих содержаний, они — части того фактора внимания, которыйнеобходимо должен привходить в содержание сознания, чтобы оно было замечено. Ноапперцепция и внимание суть процессы, развивающиеся во времени, они вместе стем и изменяются в определенной временной последовательности, так как каждоечувство разрешения необходимо предполагает предшествовавшее напряжение, а новоенапряжение возникает только на основе предшествовавших разрешений. Поэтому данныекомпоненты чувства тесней связаны с временным течением процессов сознания, чемпрочие
3.Соединение простых чувств
Все имеющиесяв любой данный момент в сознании элементы чувств объединяются в одну единуюравнодействующую чувства. Правда, и одновременные ощущения в пределах известной областичувств тоже обыкновенно более или менее тесно объединяются в одно целое. Так,одновременные звуки объединяются в созвучие, одновременные световые впечатления— или в одно предметное представление, или же по крайней мере в известное числопространственно связанных друг с другом представлений объектов. Но осязательноеи зрительное впечатление, видимый предмет и услышанный звук все-таки могутсуществовать в нашем сознании сравнительно самостоятельно друг от друга. Онисвязываются в конце концов друг с другом в единое целое только потому, чтокаждое из них обыкновенно сопровождается чувственным тоном известной степени:это подчиняет их вышеуказанному принципу соединения эмоциональных элементов.
Мы будемназывать этот принцип принципом единства эмоционального состояния. Согласно сним нет в сознании двух одновременных представлений, хотя самых диспаратных инезависимых друг от друга, эмоциональные элементы которых не объединялись бы водно равнодействующее чувство. Нетрудно видеть, что этот принцип единстваэмоционального состояния непосредственным образом связан с одним основнымсвойством чувств, — с тем именно, что все чувства, каково бы ни было ихпроисхождение, в каком бы отношении ни стояли связанные с ними представления,всегда принадлежат к одной и той же эмоциональной непрерывности.
Далее,психологическое наблюдение показывает нам, что все простые чувства,объединяющиеся согласно принципу единства, взаимно модифицируют друг друга ичто все они модифицируются общей равнодействующей: при этом самым характернымявляется то обстоятельство, что отдельные простые чувства в общем или совсемперестают различаться как отдельные составные части сознания и только вносятсвою долю в своеобразную эмоциональную окраску последнего, или, по крайней мереотступают на задний план по сравнению с совокупным впечатлением.
Назовемединую равнодействующую всех имеющихся в данный момент эмоциональных действий цельнымчувством, а отдельные чувства, входящие в состав его как части, — частичнымичувствами. Пользуясь этими терминами, можно определить особенности структурычувства так: простые чувства, являющиеся всегда конечными элементами подобныхсоединений, не объединяются в последние непосредственно; некоторое числопростых чувств соединяется прежде всего в ближайшее частичное чувство, накоторое по отношению к составляющим его чувствам можно смотреть как наотносительно цельное чувство; только это последнее уже является в свою очередьодним из компонентов окончательного, настоящего цельного чувства. Общее понятиеслияния чувств основано, следовательно, на том факте, что простые чувстваобразуют известную упорядоченную градацию соединений: сначала они соединяются вчастичные чувства первого порядка, эти, в свою очередь, в чувства второго порядкаи в случае очень развитой сложности состава чувства, например, при высшихэстетических чувствах, сюда может примыкать еще неопределенный ряд дальнейшихпорядков. Ближайшими частичными чувствами при аккорде ceg являются чувства,сопровождающие созвучия се, eg и cg, а в эти последние входят в свою очередьтри чувства, сопровождающие звуки с, е и g — уже чувства простые.
Если мы будемнаблюдать эти изменения цельных чувств при помощи вариации входящих в нихчастичных чувств различного порядка, то обнаружатся прежде всего два принципаэмоциональных слияний. Принцип градации элементов состоит в том, что каждоесложное цельное чувство содержит в себе одно какое-нибудь господствующеечастичное чувство, придающее ему основной его характер; остальные частичные чувстватолько более или менее видоизменяют последний. Принцип ценности целогозаключается в том, что цельное никогда не является только суммой частичныхчувств, на которые его можно разложить. В нем всегда прибавляется еще особая,специфическая, хотя по своим качествам и обусловленная в существенномчастичными чувствами, эмоциональная ценность. Последняя и является собственнотем, что придает самому цельному чувству его своеобразность. Вместе с темтолько из этого принципа эмоциональных равнодействующих и объясняется то мощноеповышение чувств, которое может проявиться при их сложении. Поэтому его можноназвать также и принципом усиления ценности чувств при их сложении.
Каждоеотдельное простое чувство обладает еще ассоциативными связями, и последние вомногих отношениях определяют общую связь эмоциональной жизни. В общейсовокупности душевной жизни играют значительную роль главным образом два видатаких эмоциональных ассоциаций. Ассоциации одного вида сводятся к соединениюединичного чувства с репродуктивными элементами, связанными с какими-нибудьсложными представлениями, в ассоциациях второго вида соединяются сами по себедиспаратные ощущения благодаря родственности их чувственных тонов.
Благодаряассоциации, например, зеленый цвет напоминает о зелени леса и луга, звонколокола или звук органа веет представлением о выходе в церковь и обогослужении. Благодаря этим ассоциациям к чистому ощущению как бы пристаетчто-то из чувственного тона, сопровождающего соответственные сложныепредставления. Далее, во многих отношениях важное ассоциативное усиление чувствможет возникать и благодаря непосредственному родству самих чувственных тоновразличных ощущений. Например, нам кажется, что низкие тона соответствуют темнымцветам и черному, высокие тона — светлым цветам и белому. Резкий звук,например, звук трубы и цвета из возбуждающего ряда — желтый и светло-красный —соответствуют друг другу, точно так же, как глухой тембр соответствуетспокойному синему цвету. Подобные же сравнения между низшими и высшими внешнимичувствами Делаем мы и тогда, когда различаем теплый и холодный цвет, илиговорим: «.резкий звук» и «насыщенный цвет» и т. д. Все подобные аналоги,вероятно, основываются исключительно на родстве простых чувств, лежащих воснове их. Если рассматривать низкий тон как чистое ощущение, вряд ли он имееткакую-нибудь связь с темным цветом, но обоим им присущ одинаковый серьезныйчувственный тон; это сходство мы переносим и на самые ощущения, которыепредставляются нам тоже родственными друг с другом.
4. Общие свойствасвязанных с представлениями чувств
Подобно томукак ощущения никогда не могут возникать в нашем сознании без сопровожденияразнообразнейших по содержанию представлений, так же точно и связанный всегда сощущениями субъективный элемент душевной жизни — чувство, свойствен нам, говорявообще, исключительно в форме сложных образований более или менее запутанногосостава. При этом он проявляется или в виде непосредственных соединений междуодновременно возникающими простыми чувствами, и тогда мы обозначаем его именем сложныхчувств; или же для своего проявления он требует известного, более или менеедлительного промежутка времени, и тогда в зависимости от тех или иных условийего течения во времени будет называться или аффектами, или волевыми актами.
Ощущения ипростые чувства представляют собой объективные и субъективные элементы одного итого же состояния сознания, в действительности оказывающегося всюду нераздельноединым; исходя из этого мы должны признать взаимную связь также и междупредставлениями и относящимися к ним чувствами, тем более, что последние всегдаявляются суммированными чувствами в вышеустановленном нами смысле, аналогичнотому, как представления оказываются продуктом слияния ощущений, на которые онии могут быть разложены.
При этом особоезначение имеет одна особенность этих слияний чувств: вероятно, под влияниемпринципа единства душевного состояния варьирующие эмоциональные элементы могутподавлять прочие составные части того же суммированного чувства и таким образомоказывать господствующее влияние на все состояние чувства, если этомублагоприятствуют также еще и условия, лежащие вне самого представления. Этимисоотношениями объясняется факт, который имеет величайшее значение для всейжизни чувства с ее проявлениями в форме аффектов и волевых процессов;
кратко мыможем его обозначить как несоответствие между представлением и связанным с нимчувством. Это несовпадение резче всего проявляется в том, что при некоторыхобстоятельствах связанное с представлением чувство может достигнуть такойинтенсивности, которая не стоит ни в каком отношении к интенсивности элементовощущения и апперцепции или к ясности представления. Обратную сторону этогонесоответствия в положительном смысле представляют те явления, которыесоответствуют приближению чувств к точке безразличия постоянной их величины.Это двоякая форма разлада между представлением и чувством может, кроме того,проявляться еще и таким образом, что они достигают восприятия не одновременно,а во временной последовательности; при этом или чувство предшествуетобъективному представлению, с которым оно связано, или же наоборот. Появлениепредшествующего во времени чувственного тона очень часто связывается сперевесом эмоциональных элементов в комплексе представлений; между темпредшествование объективного содержания представления во всех случаяхнаблюдается тогда, когда чувственный тон представления оказывается слабым,приближающимся к порогу безразличия. Подтверждение этому находим в том важномразличии, которое наблюдается между чувственными представлениями, возникающимипод влиянием внешних раздражении, и между представлениями, воспроизведеннымипамятью. При непосредственных чувственных представлениях входящие в нихэлементы чувства обыкновенно следуют за объективными впечатлениями, между темкак при воспроизведенных представлениях наоборот — они со столь же правильнойзакономерностью идут впереди. И в действительности при вызванных внешнимираздражителями чувственных восприятиях последовательность «представление —чувство» оказывается настолько постоянной, что она бесконечное число раз моглабыть подтверждена простым самонаблюдением. Не менее наглядно обнаруживается этапоследовательность при так называемых «опытах с ассоциациями». При этом вогромном большинстве случаев в результате оказывается, что спервавоспринимается представление в смысле его объективного содержания и тольковслед за ним, нередко по истечении вполне заметного промежутка времени,выступает в сознании чувственный тон его. Особенно постоянно это имеет местотогда, когда чувственный тон представления оказывается слабым, причемнепосредственно граничит с этим тот случай, когда чувственный тон вообщеделается равным нулю. Вместе с тем и именно при очень слабых чувственныхраздражениях наблюдали иногда противоположные факты, которые можно объяснитьисключительно лишь апперцепцией чувственного тона данного представления, идущейвпереди апперцепции самого представления. В этом можно убедиться при помощи техвпечатлений, особенно из области чувства осязания, обоняния и вкуса, которыепри сильной интенсивности способны вызвать ясное чувство неудовольствия; есливзять их в слабой степени, то в этом случае они возбудят все же общеенеприятное настроение, несмотря на то, что объективное содержание ихпредставлений совершенно не достигнет апперцепции вследствие сосредоточениявнимания на других впечатлениях. Если при впечатлениях, вызванных внешнимираздражениями, последовательность «представление — чувство» может, несмотря наУпомянутые исключения, быть рассматриваема как норма в том смысле, что привозбуждениях ощущений и чувств умеренной силы она наступает с известнойрегулярностью, то при воспроизведенных представлениях, наоборот,противоположный порядок: «чувство — представление» оказывается преобладающим.Также и здесь целый ряд неопровержимых доказательств мы можем почерпнутьопять-таки из опытов с ассоциациями. Так было, например, в том случае, когда уодного из наблюдателей при слове «суждение» сначала появлялось неопределенное,но живое радостное чувство и лишь затем вслед за ним выступало общеепредставление известной логической теории суждения, одобряемой наблюдателем,которое и являлось для этого чувства мотивирующим содержанием представления.Или в другом случае наблюдатель при слове «бездна» ясно замечал у себя преждевсего чувство эстетического неудовольствия, а вслед за этим у него возникло какобраз воспоминания представление недавно виденной неудачной картины, на которойбыла изображена бездна, и т. д.
Выше былопоказано, что вообще чувство есть реакция центральных функций сознания, т. е.апперцепции, на отдельные переживания в сфере сознания. При некоторой среднейвеличине возбудимости чувств мы можем в общем допустить, что субъективнаяреакция следует за апперцепцией представления настолько близко что оба акта вовремени сливаются для нас в один. Но известно что, прежде чем получитьвозможность быть апперцепированным всякое объективное содержание представления,будет ли последне-зависеть от внешних впечатлений или слагаться главным образомиз воспроизведенных элементов, всегда должно быть сперва пер цепировано, т. е.вообще вступить в сознание, вследствие же этого при представлениях,сравнительно сильно окрашенных, или при необычной возбудимости чувств, легкоможет случиться, что объективные элементы комплекса еще не успеют апперцепироваться,в то время как апперцептивная реакция на него уже произойдет совершенноявственно; вслед за этим могут явиться задерживающие моменты, которые мимолетноили длительно помешают апперцепции самого представления, и тогда в результатеэтого возникнут те многоразличные явления, которые мы видим при некоторых, повидимому, беспричинных настроениях, при неопределенных воспо минаниях, приприпоминании ускользающего из памяти и т. п.
5. Аффекты
Аффектызанимают среднее место: с одной стороны, они составляются из чувств, а сдругой, при известных условиях, входят в волевые процессы. От обыкновенныхчувств аффекты отличаются, впрочем, не только тем, что соединяют сменяющие»:
чувства водно, но обыкновенно еще и большей силой чувст. Кроме того, сильные чувства иаффекты так тесно связаны между собой, что каждое значительное усиление чувстваведет к аффект Может случиться, что аффект, вызванный интенсивным возбуждениемчувств, переходит в более слабые чувства. Подобные аффект отличающиесясравнительно небольшой силой составляющих и чувств, обыкновенно называют настроениями.
Аффектамможно дать следующее определение: это формы течения чувств, которые связаны сизменениями в течении и соединениях представлений, причем эти измененияблагодаря связанным с ними чувствам, в свою очередь усиливают аффекты. Каждоеболее сильное чувство ведет к аффекту, причем первоначальное чувство переходитв другое; и течение этих чувств, благодаря тесной связи между субъективным иобъективным содержанием нашего сознания, связано с соответствующим течениемпредставлений.
Эти качествааффекта в сущности неизменны, какое бы ни было их содержание. Следовательно,аффект не имеет собственной качественной окраски, последняя всецело принадлежитчувствам, которые составляют содержание аффекта. Этим объясняется, что сильныеаффекты, в особенности в начальной стадии, субъективно очень похожи междусобой. Испуг, удивление, сильная радость, гнев сходны в том, что всепредставления исчезают, кроме того одного, которое является носителем чувства исовершенно заполняет всю душу. Только при дальнейшем развитии отдельныесоставные части выступают яснее. И тогда, после первой задержки, происходитнаплыв множества представлений, которые находятся в связи с впечатлением,вызывавшим аффект, или же в сознании могут утвердиться те представления,которые с самого начала вызвали аффект. Аффекты, сопровождающиеся наплывомпредставлений, обыкновенно встречаются при радостном возбуждении сознания.
В нашей речиимеются различные словесные обозначения аффектов. Однако эти наименования,подобно названиям чувств, обозначают не какие-либо индивидуальные процессы, аимеют смысл родовых понятий, каждое из которых обнимает значительное числоотдельных душевных волнений, отмеченных известными общими признаками. Такиеаффекты, как радость, надежда, печаль, гнев и т. д., не только сопровождаются вкаждом отдельном случае своеобразными представлениями, но и состав чувств, идаже характер течения чувств могут в каждом отдельном случае принимать самыеразличные формы. Следовательно, общие словесные наименования аффектов могутиметь в лучшем случае то значение, что они обнимают известные типичные формытечения чувств родственного содержания.
Если заоснование для различения форм течения аффектов принять прилив и отлив чувств,то получаются две противоположные основные формы аффектов, аффекты«возбуждающие» и «угнетающие». Если на оси абсцисс откладывать время, а на осиординат — интенсивность чувств, то одна из основных форм, а именно возбуждающаяили стеническая, могла бы быть изображена положительной кривой, т. е. кривой,проходящей над абсциссой, а другая, угнетающая или астеническая форма —отрицательной кривой, т. е. кривой, проходящей под абсциссой.
При такомпредположении каждая из двух противоположных основных форм будет иметь двасущественно различных типа форм течения: тип быстро возрастающего и медленноспадающего и тип медленно возрастающего и сравнительно быстро спадающегоаффекта.
/>
Рис. 4.
Линииизображают два типа астенической формы: типы астенической формы были бысовершенно подобны, с той только разницей, что кривая находилась бы нижеабсциссы. Тип А, а также и подобный ему отрицательный тип соответствует всемаффектам, которые происходят от внезапного восприятия извне: это,следовательно, самая обыкновенная форма аффекта, особенно аффектов восприятия,которые возникают, например, при виде какого-нибудь предмета или при полученииизвестия. Сюда же следует отнести и гнев и испуг, причем первый возбуждающего,а второй угнетающего характера. Тип В соответствует аффектам, похожим нанастроения, которые вырастают понемногу из внутренних мотивов, особенно изразмышлений с сопровождающими их чувствами. Эти аффекты — удовольствие, надеждаили при отрицательной кривой — забота, горе, печаль. Если аффект длится болеепродолжительное время, то эти простые формы течения осложняются, так чтополучается не одно связное движение вверх и вниз, а возобновляющееся несколькораз или даже перемещающееся движение аффекта, а в некоторых случаях дажедвижение, колеблющееся между двумя противоположными настроениями.Возобновляющийся тип изображен при помощи кривой С. Колеблющиеся аффекты,переходящие от возбуждения к угнетению и обратно, принадлежащие к типу D.
/>
Рис. 5. Схематическое течениеаффекта удовольствия:
«радость»
/>
Рис. 6. Схематическое течениеаффекта неудовольствия:
«гнев»

Если аффектвызывается восприятием извне, то колеблющаяся форма может быть вызванавпечатлениями, которые сначала производят сравнительно безразличные аффекты,которые, однако, легко могут развиться и в одну и в другую сторону. Этонаблюдается, например, при переходе ожидания в надежду, страх или заботу.
Задачаточного психологического анализа аффектов состояла бы в том, чтобы в смыслесхемы, изображенной на рис. 2, разобрать типическое течение определенной формыаффекта, разложив его по трем главным факторам чувства. Понятно, что внастоящее время, когда только лишь приступили к анализу чувств, не только ополном, но даже и о приблизительном исполнении этой задачи не может быть иречи. В виде схематических примеров добытого самонаблюдением анализа аффектаприводим чертежи, изображающие течение двух аффектов: одного — удовольствия, адругого — неудовольствия. Выбираем особенно типический случай аффекта «радости»,вызванного внезапными, но не длительными впечатлениями, и параллельно течениеаффекта «гнева», вызванного также внезапным впечатлением (рис. 5 и 6). Значениекривых, после того что сказано раньше (см. рис. 2), не требует дальнейшегоразъяснения.
6. Волевыепроцессы
психическийчувство аффект
Каждый аффектпредставляет собой связное преемство чувств, отмеченное характером цельности.Такой процесс может иметь двоякий исход. Или аффект уступает место обычному,более или менее изменчивому и сравнительно лишенному аффективной окраскигечению чувств — такие душевные волнения, замирающие без какого-нибудьокончательного результата, образуют класс подлинных аффектов. Или же аффектзавершается тем, что состав представления и чувства внезапно изменяется, и этоведет к непосредственному прекращению аффекта. Такие изменения общего состоянияпредставлений и чувств, подготовляемые каким-нибудь аффектом и мгновеннопрекращающие его, мы называем волевыми действиями. Аффект сам по себе вместе сэтим проистекающим из него конечным действием есть волевой процесс.
Волевойпроцесс примыкает, следовательно, к аффекту, подобно тому как аффект к чувству:как процесс, стоящий на более высокой ступени. Волевое действие представляетсобой лишь одну определенную часть этого процесса, именно ту стадию, котораясоставляет характерное отличие его от аффекта. Примитивные волевые процессывозникают, по всем вероятиям, всегда под влиянием чувств неудовольствия,вызывающих различные внешние двигательные реакции, в результате которых появляютсяконтрастирующие чувства удовольствия, как их следствие. Схватывание пищи дляутоления голода, борьба с врагом для Удовлетворения чувства мести — таковыпервичные волевые процессы подобного рода. Аффекты, возникающие из физическихчувств, а также и более распространенные социальные аффекты, пример любовь,ненависть, гнев, месть, являются таким образом первичными источниками воли,общими человеку с животными. Волевой процесс отличается здесь от аффекта тем,что к аффекту непосредственно примыкает известное внешнее действие, вызывающеесвоими результатами чувства, которые благодаря контрасту по отношению кчувствам, входящим в состав аффекта, приостанавливают самый аффект.
Нет такогочувства и такого аффекта, которые не подготовляли бы так или иначе какое-нибудьволевое действие или по крайней мере не могли бы принимать участия в такомподготовлении их. Всякие, даже сравнительно безразличные, чувства содержат всебе в некоторой степени стремление или противодействие, направленное иногдалишь на поддержание или устранение душевного состояния данного момента. Еслипоэтому волевой процесс представляет собой наиболее сложную форму душевныхволнений, которая предполагает в качестве своих элементов наличность чувств иаффектов, то, с другой стороны, не следует также упускать из вида, что, хотя вотдельных случаях и встречаются чувства, которые не объединяются в какие-либоаффекты, и аффекты, которые не заканчиваются какими-нибудь волевыми действиями,однако в общей связи психических процессов эти три ступени взаимнообусловливают друг друга, образуя взаимно связанные члены одного и того жепроцесса, который достигает высшей ступени своего развития в форме волевогопроцесса. В этом смысле чувство может быть рассматриваемо как начало волевогодействия с тем же правом, как и, наоборот, воля может рассматриваться каксложный процесс чувства, а аффект — как переходная ступень между тем и другим.
В аффекте,завершающемся каким-нибудь волевым действием, отдельные чувства, входящие всостав его, имеют обыкновенно различное значение и смысл; некоторые из этихчувств вмеси со связанными с ними представлениями выделяются из числа прочихкак те, которые предпочтительно подготовляют волевой акт. Эти связипредставления и чувства, непосредственно подготовляющие по нашему субъективномувосприятию какое-нибудь действие, называются обыкновенно волевыми мотивами. Новсякий мотив расчленяется, в свою очередь, на элемент представления и элементчувств, из которых первый можно назвать основанием, а второй — побудительнойпричиной воли. Когда хищное животное схватывает свою добычу, то основаниемслужит вид добычи, а побудительной причиной может быть неприятное чувствоголода или родовая ненависть, вызываемая видом добычи. Основанием преступноюубийства могут быть присвоение чужих денег, устранение врат и т. п., апобудительными причинами — чувство недостатка, ненависть, месть, зависть и т.п. Простейший случай волевого процесса мы имеем тогда, копу в каком-нибудьаффекте подходящего строения отдельное чувство с сопровождающим егопредставлением получает значение мотива и завершает процесс соответствующим емувнешним движением. Такие волевые процессы, определяемые одним мотивом можноназвать простыми волевыми процессами. Движения, которыми они заканчиваются,называются также импульсивными действиями.
Если вкаком-нибудь аффекте несколько чувств и представлений стремятся вызвать внешнеедействие и если эти элементы аффекта, получившие значение мотивов, влекутодновременно к различным внешним окончательным действиям, отчасти родственнымдруг другу, отчасти противоположным, из простого волевого действия получается сложное.В отличие от простых волевых действий или импульсивных мы будем называть этотсложный волевой акт произвольным действием. Произвольные действия отличаютсятем, что здесь решающий мотив постепенно выделяется из несколькихмотивов, различных и противодействующих друг другу, существующих наряду друг сдругом. Когда борьба таких противодействующих мотивов предшествует действию иотчетливо воспринимается нами, мы называем произвольное действие специально актомвыбора, а предваряющий его процесс—процессом выбора.
Если начальнаястадия волевого процесса не отличается определенным образом от обычного теченияаффекта, то эти конечные стадии отличаются от аффекта вполне характернымисвойствами. Эти стадии отмечены сопутствующими чувствами, встречающимися тольков волевых процессах и поэтому справедливо причисляемыми к специфическисвоеобразным элементам воли. К таким чувствам относятся, прежде всего, чувствапростого и обдуманного решения, причем последнее отличается от первого лишьсвоей большей интенсивностью. Они относятся к разряду чувств возбуждения иразрешения и сочетаются в зависимости от тех или иных обстоятельств судовольствием или неудовольствием. Сравнительно большая сила чувства обдуманногорешения объясняется, вероятно, его контрастом по отношению к предшествующемучувству сомнения, сопровождающему колебание между различными мотивами. Переходпростых волевых действий в сложные сопровождается целым рядом дальнейшихизменений, имеющих большое значение для развития воли. Первое из этих измененийсостоит в том, что аффекты, которыми вводятся волевые процессы, все более иболее слабеют в своей интенсивности вследствие противодействия различныхчувств, взаимно задерживающих друг друга; в конце концов, волевые действияпроистекают как будто из такого чувства, которое, по-видимому, совершеннолишено каких-либо элементов аффекта. Конечно, при этом никогда не может бытьречи о безусловном отсутствии аффекта. Для того чтобы тот или иной мотив,выступающий в процессе обычного течения чувства, мог вызвать простое илиобдуманное решение, он должен быть всегда связан до известной степени скаким-нибудь аффективным возбуждением. Но это возбуждение может быть фактическинастолько слабо и преходяще, что оно ускользает от нашего внимания. Этоослабление аффектов вызывается главным образом теми связями психическихпроцессов, которые мы относим к области интеллектуального развития.

Библиографическийсписок
1. Архипкина О.С.Реконструкция субъективного семантического пространства, означающегоэмоциональные состояния. — Вести. Моск. ун-та. Сер. Психология. 2008, № 2.
2. Бюлер К. Духовноеразвитие ребенка. М., 2009.
3. Васильев И.А.,Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 2010.
4. Вилюнас В.К.Психология эмоциональных явлений. М., 2009.
5. Вудвортс Р.Экспериментальная психология. М., 2008


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.