Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахстанско-РоссийскийУниверситет
Кафедра Психологиии педагогики
Курсовая работа
По дисциплине:Педагогическая психология
На тему: Психологическиемеханизмы выработки у школьников нравственных ценностей
/>Караганда — 2008
/>Введение
1. Теоретические основы нравственного воспитания
1.1 Понятие нравственного воспитания
1.2 Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическимпроцессом
2. Психологические особенности воспитания школьников
3. Основные психолого-педагогические механизмы нравственноговоспитания школьников
3.1 Механизмы формирования нравственных качеств младшихшкольников
3.2 Психолого-педагогические методики нравственноговоспитания подростков
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На современном этапе развития нашего общества активизациячеловеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.
В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставитсязадача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оцениватьпроисходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающихего людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойствличности школьника, выработкой у школьника нравственных ценностей.
Действительно, проблема нравственного воспитания детейпостоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблемаприобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.
Задачей учителей современной школы является воспитаниев детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках,развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемаясоциально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательныйпроцесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в егопереломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности,нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест,как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночныхотношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитаниеновой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, чтобыи рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом: для блага человека.
Решениеданных вопросов невозможно без психологических аспектов воспитания. Каждый педагогпросто обязан быть психологом, для того чтобы грамотно вести воспитательную работув школе, чтобы эта работа давала положительные результаты.
Объектисследования – процесс нравственноговоспитания.
Предметисследования – психологиявоспитательной работы в школе.
Цель курсовойработы: определить и охарактеризоватьпсихологические механизмы выработки у школьников нравственных ценностей.
Для достиженияданной цели были поставлены следующие задачи:
- определить сущностьнравственного воспитания;
- выявить взаимосвязьнравственного воспитания с общепедагогическим процессом;
- выявить психологическиеособенности воспитания детей разных возрастных периодов;
- рассмотреть механизмы,применяемые в процессе нравственного воспитания.
/>/>1. Теоретические основы нравственного воспитания 1.1 Понятие нравственного воспитания
В научной литературе нравственность определяется какспецифическая форма регулирование человеческого поведения. «Нравственность регулируетчеловеческое поведение и сознание человека в этой или иной мере во всех без исключениясферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в семейных личных и внутригрупповых,межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемыхчеловеку в каждый из этих областей, связанных со спецификой деятельности, внутригрупповыхсвязей и профессиональных критерий коллективности, принципы марале имеют социально-всеобщеезначение и распространяются на всех людей, фиксируя то общее и основное, что составляеткультуру межчеловеческих отношений и откладывается в лично-вековом опыте развитияобщества. Они поддерживают и санкционируют определенные общественные устал, общийстрой жизни и формы общения в самой общей форме В силу обобщенности своих принциповнравственности отражает более глубинные слои социально- исторических условиях бытиячеловека, выражает его существование потребности.»
Нравственность как уже сказано выше – это совокупностьисторических передаваемых знаний, умения, навыков, воспитание и обучение на основе,которой формировались определенные обычая и традиции, определенная норма поведенияи т.д.
Нравственное воспитание – это формирование нравственногосознания, чувств и поведения важнейших моральных качеств личности.
«Важно учитывать, что воспитание нравственности являетсячастью всего процесса нравственного формирования личности, детерминирующую рольв котором играет социальная среда». Но воспитательный процесс, соответствующий ведущимобщественным отношениям, учитывающий все условия жизни, средства, логику процессаусвоения нравственности, может привести к достижению того результата, который былзапланирован в нравственном развитии личности.
Нравственное воспитание – это целенаправленная, организационнаясила, с учетом социальных условий нравственного формирования личности, дает в конечномитоге гарантированный результат и в состояние регулировать, направлять нравственноеразвитие. Результат нравственного воспитания и нравственного формирования нравственныхкачеств и свойства личности является совокупным результатом и не делится в личностина отдельные секции. Так в процессе воспитания нравственности достигается ранеезапланированные результаты (нравственные качества и свойства личности), где направляетсяна конечное влияние личность и воздействие социальной среды, то есть определяетсяполучение конечного результата всего процесса формирование личности. В противоположномслучае, когда процесс нравственного воспитания оказывается в противоречии с даннымитенденциями, оно может не привести к достижению планируемого результата.1.2 Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическимпроцессом
Чтобы глубже понять, что представляет процесс нравственноговоспитания, его сущность и особенность, структуру и содержание, нужно прежде вычислитьвзаимосвязь этого процесса с общепедагогическим процессом, изучить функции и характер.
Сущность нравственного воспитания носит двухстороннийхарактер. Он включает в себя, как целенаправленное воздействие педагогов на школьника,так и поведение последнего. В характеристике процесса воспитания и его возможностейважное значение имеет установление соотношения между указными сторонами. В связимежду воспитательными воздействиями и деятельностью учеников можно и охарактеризоватьболее эффективные системы и комплексы мероприятий по воспитанию, а так же средстви методов.
«Важно учитывать, что воспитание нравственности являетсячастью всего процесса нравственного формирования личности, детерминирующую рольв котором играет социальная среда». Воспитательный процесс, соответствующий ведущимобщественным отношениям, учитывающий все условия жизни, средства, логику процессаусвоения нравственности, может привести к достижению того результата, который былзапланирован в нравственном развитии личности. Нравственное воспитание – это целенаправленная,организационная сила, с учетом социальных условий нравственного формирования личности,дает в конечном итоге гарантированный результат и в состояние регулировать, направлятьнравственное развитие. А так же нужно отметить, что результат нравственного воспитанияи нравственного формирования нравственных качеств и свойства личности является совокупнымрезультатом и не делится в личности на отдельные секции. Так в процессе воспитаниянравственности достигается ранее запланированные результаты (нравственные качестваи свойства личности), где направляется на конечное влияние личность и воздействиесоциальной среды, то есть определяется получение конечного результата всего процессаформирование личности.
«Анализ условий воспитание показывает, что хотя общаяидея о влиянии положительных факторов на повышение уровня нравственного развитиядетей является очевидной и бесспорной, нельзя всегда и во всех случаях ожидать прямойвзаимосвязи между этими факторами и воспитательными результатами. Это связано стем, что в каждом факторе потенциально заложено и положительные, и отрицательныевоспитания возможности. Сила их влияния зависит от тех условий, в которых они действуют,и от того, какие они вызывают отношения у школьников».
Организованное воспитание ставит задачи с учетом нетолько целенаправленных воздействий, но и учитывает ведущее тенденции влияния напсихику личности доминирующих общественных отношений, сложившихся в обществе, могущихрегулировать, корректировать, оптимизировать процесс нравственного формированияличности.
Важно подчеркнуть, что ведущая роль целенаправленныхвоздействий на процесс становления нравственности имеет и обратный характер зависимости,то есть что сами внешние воздействия должны организовываться с учетом уровня формированияличности школьника, логики развития его деятельности.
Требуется отметить, что диалектическое понимание развитияне принижает роли воспитания в нравственном развитии школьника, а дает такую возможность,при которой можно сделать процесс воспитания личности более эффективным и регулируемым.Там, где воспитатели не игнорируют законы развития личности, а грамотно используютих, может быть достигнут целенаправленный результат.
Конечно, есть трудности в диалектическом развитии личностии объясняется это тем, что пока не удалось полно раскрыть суть понятий «внутренняядвижущая сила» чаще она описывается, как внутренний мир человека. Не стоит, конечно,исключать из самодвижения психики личности материальную деятельность. Так как онане только выражает внутренний мир личности, но сама по себе является важным факторомсамодвижением в нравственном развитии.
Такой подход к нравственному развитию личности, подчеркиваетего самодвижение, которое продвигается по собственным законам, и одновременно открываетвозможность его детерминистического объяснения и регулирование в процессе воспитания.Известно, что человек действует ради достижения своих целей, удовлетворения своихпотребностей. В своей жизни он постоянно встречает и преодолеет внешние и внутренниетрудности. Задача воспитания нравственности заключается в том, чтобы актуализироватьэто противоречие и способствовать развитию устремлений и потребностям, выработкенравственных ценностей, осознанию между своими желаниями и уровнем развития морально–волевыхкачеств. Воспитание личности требует не только опережать ее нравственное развитиеи создавать внешнее противоречие, но и переходить в требования воспитуемого к себе,то есть способствовать созданию внутреннего противоречия. Это важно, так как нравственно-воспитанную личность характеризует внутреннее принятие принципов и норм нравственностии собственного поведения, когда они выполняются по внутреннему убеждению. Так внешниетребования если определяют нравственный поступок, то проходят через эмоциональную,интеллектуальную сферу личности и становятся требованием внутренним. Требованияличности к самой себе, направленные на свое нравственное развитие, становятся важнымдвижением фактором процесса нравственного воспитания. Именно так личность становитсятворцом своего собственного нравственного развития.
Таким образом, задачи воспитания и самовоспитания объединяютсяв единое, в результате чего усилия воспитания и самовоспитания взаимно дополняти поддерживают друг друга, способствуют более быстрому развитию нравственности личности.«Гармония противоположности», по выражению Л.И. Анциферовой, становится важной движущейсилой развития личности. Данная гармония является естественным следствием взаимозависимостивоспитания и самовоспитания, и в первую очередь социальной детерминированности самовоспитания».
Процесс воспитания формирует у человека предпосылкисамовоспитания, а в дальнейшем отражается на процессе самовоспитания. Человек иливнешнее приспосабливается к окружающей действительности, или принимает ее как онаесть, или борется с недостатками в ней. Всегда присутствует связь между деятельностьюличности в самовоспитании и внешним миром, то есть с обществом с организованнымиили неорганизованными воздействиями на человека. Эти воздействия преломляются вовнутреннем мире личности и могут не оказывать влияния на процесс самовоспитания.Совершенствуя себя личность, может управлять собою, так и воздействиями на окружающуюдеятельность с той целью, чтобы приспособить ее к своим требованиям. Человек поддействием убеждений, качеств, привычек и изменений внутреннего мира может изменятькакие-то свои желания, запросы и по своему усмотрению влиять на характер отношенийвнешним миром, а не просто стремиться достигнуть установившиеся ранее целесообразныхотношений.
Самовоспитание позволяет личности достигнуть более высокойотносительной независимости от внешних условий, хотя индивид и продолжает находитьсяв определенной зависимости и в различных формах связи с ними.
Экономические отношения являются основой всей системынравственных отношений. Большую роль играет идеология государства, как совокупностьтеории, идей, целей, идеалов. По этому в содержании воспитании школьников вкладываетсяте нормы, которые должны быть руководящими в повседневном поведении, в гражданскойпозиции каждого школьника.
Нравственность является нормой поведения и показаниемзрелости личности. А по этому нравственное воспитание в школе должно оказывать систематическоевлияние на жизнь каждого ученика, проникать в учебную, трудовую, общественно–политическую,культурную и другие деятельности. Помогать более глубже раскрыть мотивы безнравственныхи нравственных поступков каждого ученика. Можно обобщить это тем, что у каждогоучащегося должно сформироваться нравственное сознание (знание, взгляды, убеждения,суждения, оценки, идеалы) и морально–волевые черты характера (намерения, мотивировка,решения), ориентировочное поведение (действия, поступки, привычки, навыки). Составляютвсе эти части основу личности, в то время, как внутреннее содержание объединяетв целое качество, выражающих отношений личности к людям, к труду и так далее, кобщественной собственности, к дружбе, коллективизму, ответственности и так далее.Нужно также заметить, что все качества связаны друг с другом и составляют целостнуюфункционирующую систему. Но в одних условиях могут проявлять одни качества в других- другие. И чем выше идейность личности, тем эффективнее проявляются нравственныекачества. В реальной жизни нравственные качества школьника проявляются в активномотношении к окружающему миру.
Общественная функция нравственного воспитания состоитв том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственные чувства, устойчивоеморальное поведение, нравственные чувства, устойчивое моральное поведение, выработатьнавыки и привычки, развить у молодежи собственное активное отношение к жизни и конкретнойдеятельности, соотносить свои привычки с общественным долгом. Осмысление ученикамисвоего отношения к людям, обществу и себе. Корректировка этих отношений являютсянеобходимыми условиями нравственного воспитания и самовоспитания.
Процесс нравственного воспитания школьников позволяетутверждать, что все его стороны и компоненты зависят от логики. Логика этого процессавыражается в последовательном достижении развития личности школьника с учетом еговозрастных возможностей. Эта логика определяет структуру процесса. В этой логическойструктуре находятся во взаимодействии связи, стороны и компоненты, которые не всегдареализуются в действительности в строгой последовательности.
Нравственное воспитание и развитие личности направляетсявоспитанием, семей, коллективом. Необходима согласованность в их действиях, чтобынравственные отношения не стояли давлеющими и принуждающими над учащимися.
Процесс нравственного воспитания определяется содержаниеми организационным влиянием. Так что понимается под процессом нравственного воспитанияшкольников – «Это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллективавоспитанников, направленных на достижение эффективности и качества педагогическойдеятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности школьника в соответствиис идеалом современного и будущего общества».
Много уже было сказано, что процесс нравственного воспитанияхарактеризуется двусторонностью. Личность всегда проявляет активность, испытываяна себе влияние внешних факторов и условий. Оно взаимодействует с этим влиянием,изменяет свое качество состояния и проявляет его в поступках и внешних действияхпо отношению к окружающей ее действительности. Задача перед воспитателем создаватьусловия для более эффективного взаимодействия этих сторон процесса.
В процессе основы нравственного воспитания лежит длительностьи непрерывность, так как конечные итоги процесса нравственного воспитания проявляютсяне скоро. У процесса нравственного воспитания не определены временные рамки и регламент.
В единении педагогических влияний на личность школьника,в единстве системы отношений лежит еще одна особенность процесса нравственного воспитания.На основе сопоставлений результатов и затраченного воспитания труда, можно говоритьоб эффективности процесса нравственного воспитания и о его характере, в частностио твердости убеждений, стабильности поведения воспитания.
Нравственное воспитание проходит не только на основеопределенных требований и особенностей, но и на основе отношений в ученическом коллективе.Это значит, что нравственные отношения всегда активны, так же как сам воспитанник.Эти отношения являются продуктом социального развития и педагогических условий междушкольниками в накоплении ими коллективного и личного опыта. Сущность ученика здесьвыражается этими нравственными отношениями. Эта сущность есть результат единогоразвития человечества и индивидуального развития.
Нравственные отношения состоят из системы норм отношениймежду детьми и взрослыми, а также коллектива. Каждый ребенок соотносит свои действияс нормами общества и коллектива и подвергается оценки своим коллективом и обществом.Проявления этих отношений многообразны. Осознания учеником нравственных отношенийзаставляют проявляться их в его общественно-практической деятельности и поведении,и становятся реально–практическими связями. Разнообразие этих отношений составляютмногогранность структуры личности школьника.
2. Психологические особенностивоспитания школьников
Деятельность педагогавесьма специфична. Педагог работает и как учитель, и как классный руководитель.От его работы во многом зависит, насколько успешно будет протекать жизнедеятельностьребенка в школе. Здесь особенно важно знание возрастных особенностей детей: из-запренебрежения ими не полностью реализуются интеллектуальные, нравственные, творческиесилы ребенка, вполне «благополучные» дети могут стать «трудными». Поэтому оченьважно учитывать специфику любого школьного возраста.
Поведение — один из важнейших факторов, связывающих ребенкас окружающим миром, оказывающих влияние на направленность личности. Именно в поведениивыражаются ценностные ориентации детей (нравственные, этические и др.), их взгляды,убеждения, интересы, склонности. Актуальную педагогическую задачу представляет собойвыявление тех форм поведения ребенка, в которых выражены отклонения от общепринятыхнорм и даже зачатки этих отклонений. Отдельные поступки значимы не сами по себе,а лишь в связи с тем, какие тенденции развития личности за ними скрываются. Поступокребенка всегда обнаруживает то, что происходит в его сознании и что зачастую остаетсяскрытым от взрослых. Речь идет о внутренних психических процессах, которые являютсяосновой формирующихся социальных, нравственных качеств.
Таким образом, с одной стороны, поведение — это признакзарождения и развития соответствующих нравственных качеств, а с другой — проводниквоспитательного воздействия на ребенка. Важно помнить о необходимости распознаватьза внешними особенностями поведения причины, их вызывающие. И только после этогопринимать решения по поводу тех или иных поступков детей.
Когда6-7-летний ребенок приходит в школу, наступает самый сложный и интересный этап егожизни. Начинает действовать внешний контроль со стороны взрослых и сверстников.Теперь ему приходится изменить свое реальное поведение, подчинить его нормам. Наступаетмомент, когда словесное и реальное поведение совпадают. За этим непростым явлениемстоят два типа мотивации:
— мотивы,вызванные к жизни внешним контролем (например, основанные на страхе наказания или на стремлении к поощрению);
— мотивы,проявляемые бескорыстным общением близких взрослых, их любовью, добротой. При ощущенииее, у ребенка возникает нравственная самооценка, изменяется отношение к самому себе,появляются зачатки новых, бескорыстных, «внутренних» мотивов поведения.
Такимобразом, ребенок переходит от подчинения лишь внешнему контролю к подчинению самомусебе, своей совести.
Одни и те же внешне сходныеособенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих впсихике младшего школьника.
В психическом плане подростковый возраст — период становлениянравственности подростка и открытия его «Я», обретения новой социальной позиции,а также период потери детского образа жизни, пора мучительно тревожных сомненийв себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других. В это время у ребенкавозникает потребность в знаниях общих признаков устройства мира, места человекав этом мире. Основной задачей подростка является усвоение нравственных ценностей,усвоение норм человеческих взаимоотношений. Причем эти знания не выучиваются, априобретаются собственным опытом. Подростки реально воспроизводят то, что есть всовременном обществе.
3. Основные психолого-педагогическиемеханизмы нравственного воспитания школьников 3.1 Механизмыформирования нравственных качеств младших школьников
Механизмы нравственного воспитания — это пути и способыреализации задач нравственного воспитания. Механизмы нравственного воспитания определяютсяего целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.
Механизмы формирования нравственного поведения
Основные функции методов данной группы формирование опытаобщественного поведения и общественных отношений детей. К этой группе относятсяприучение к формам общественного поведения, упражнение, организация разнообразнойдеятельности детей (игра, обучение, труд) и руководствоею.
Приучение к формам общественного поведения. Воспитаниеповедения начинается с приучения — практической выработки у детей определенных умений,навыков и привычек. Главный результат приучения — формирование навыков и уменийповедения. Повторяясь ежедневно, эти умения и навыки превращаются в привычные способыповедения.
В школьном возрасте имеет место процесс приучения детейк коллективному ритму жизни, к организованности, культуре общения и поведения.
Для того чтобы приучение было действенным и эффективным,используются в комплексе следующие приемы: указание, что делать; определение результата— что и зачем; показ и объяснение или только объяснение способа действия или способаповедения (много различных действий в последовательности); повторность (организацияупражнений); контроль и оценка. В процессе самообслуживания и общения педагоги показываютдетям на конкретных примерах, как войти, поздороваться, обратиться к взрослому илисверстнику. Приучение предполагает использование упражнений.
Упражнение в нравственном поведении обычно включаетсяв общий поток жизненных ситуаций. Чтобы сформировать стойкие привычки к определеннымформам поведения в меняющихся, условиях социального общения, чтобы можно было обобщатьтребования к поведению при разных обстоятельствах, упражнения необходимо проводитьв различных жизненных ситуациях.
Поручение — это специально организованная взрослым ситуациядля многократных упражнений в тех или иных формах поведения.
В результате многократных упражнений в различных условияху детей формируются прочные привычки культурного общения и поведения.
Руководство разнообразной деятельностью детей как методвоспитания поведения.
Мерилом нравственности являются не слова, а поведениеи поступки. Любой вид деятельности — общение, игра, труд, учение — важен для освоениязнаний о нормах и правилах поведения и для упражнения в поступках и действиях.Но формирование личности в процессе деятельности обеспечивается лишь целенаправленнымруководством ею со стороны педагога. При этом условии руководство деятельностьюстановится механизмом нравственного воспитания.
Методы и механизмы формирования нравственного сознания
Основная функция приемов данной группы — формированиенравственных представлений, понятий и на их основе убеждений и нравственной направленностиличности.
Убеждение рассматривается в педагогической психологиикак метод педагогического воздействия на сознание, чувства и волю воспитанниковс целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устраненияотрицательных черт в характере и поведении. При помощи убеждения воспитатель формируету детей моральные представления и понятия, руководствуясь которыми дети вырабатываютправильные суждения, оценочные отношения к поступкам людей, к общественным событиями к самому себе, овладевают моральными нормами и правилами поведения в быту, в обществе,в своем коллективе.
Разъяснение применяется в соответствии с возрастом детейи уровнем развития нравственного сознания. Уже при формировании у детей дошкольноговозраста элементарных моральных представлений и понятий о нормах и правилах поведенияприменяется разъяснение. Педагог не только сообщает им правила поведения, но и разъясняетзначение каждого правила, подчеркивает необходимость обязательного его выполнения.Постепенно у ребенка формируется представление об общественной значимости его поведения.При разъяснении воспитатель пользуется также указанием: он рассказывает, что нужноделай и как нужно поступать.
Разъяснением необходимо сопровождать введение новых правил,требований, чтобы предупредить их нарушение. Разъяснение применяется при обсужденииотрицательных действий, поступков детей и при одобрении, поощрении, вызывая у детейположительные переживания и чувства. При разъяснении применяется показ способови образцов действий и отношений, которыми дети должны овладеть. Это особенно необходимов младшем школьном возрасте. Разъяснение, указание, показ формируют у детей осознаниесвоего поведения, убежденность, т. е. уверенность в том, что поступать нужно именнотак, а не иначе.
Внушение используется на всех ступенях возрастного развитиядетей. Впечатлительность детей младшего школьного возраста делает их податливымик внушению.
Применение внушения должно основываться на уважении кличности ребенка, на глубокой вере в его силы и возможности. Дети со слабой волейособенно нуждаются в таком внушении. В них вселяют уверенность в том, что они могутбыть смелее, добрее, что они в состоянии выполнить требования, предъявляемые к нимвоспитателем, учителем, коллективом. Им советуют, что нужно делать и как надо поступать,чтобы заслужить уважение товарищей. Отдельных детей путем внушения предостерегаютот зазнайства, хвастовства, эгоизма.
Эффективность применения данного метода зависит от того,насколько учитель опирается на жизненный опыт детей. Внушение применяется по отношениюк группе сверстников и к отдельным детям с учетом их индивидуальных особенностей(застенчивость, робость, неуверенность, беспомощность).
Разъяснение и внушение тесно связаны с приучением к правильномуповедению, с упражнением в положительных моральных поступках.
Это дает возможность воспитывать устойчивые навыки ипривычки нравственного поведения, формировать осознанность. В осмысленность всехдействий, отношений.
Специфическими методами формирования морального сознанияявляются этические беседы, лекции, конференции, диспуты.
Этическая беседа — это беседа на моральные темы. Функцияее — моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования иразвития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитываетсяубежденность. Источниками для этических бесед в детском саду и в начальной школеявляются факты, явления, события в жизни самого детского коллектива, поступки детей,их взаимоотношения, поступки героев художественных произведений, кинофильмов, спектаклей.
К этическим беседам предъявляются определенные требования:идейная направленность содержания, тесная связь с жизнью данного детского коллективаи с жизнью страны, соответствие содержания и методики проведения беседы возрастнымвозможностям и индивидуальным особенностям детей, закрепление моральных представлений,понятий, норм, правил в ходе живого обмена мнениями.
В начальной школе этические и нравственные беседы проводятсяучителем, воспитателем с отдельным ребенком и с коллективом детей. Назначение индивидуальнойбеседы — опираясь на особенности и возможности отдельных детей, на специфику ихпоступков, «поговорить по душам», оказать воздействие на сознание, чувства и поведениевоспитанника.
Стимулирование чувств и отношений ребенка
К этой группе механизмов относятся пример нравственногоповедения, поощрения и наказания.
Пример — это воздействие поступков и действий на чувства,сознание и поведение воспитуемого. Непосредственное воздействие может оказать личныйпример окружающих людей, примеры из жизни и деятельности великих людей, героев литературныхпроизведений, кинофильмов и театральных спектаклей. Примеры обладают наглядностью,большой силой эмоционального воздействия на детей, поэтому облегчают усвоение нравственныхпривычек и навыков. Применение примера как механизма нравственного воспитания основываетсятакже на любви и уважении детей к окружающим их людям. Дети младшего школьного возрастаподражают поступкам и поведению детей, которые пользуются у них авторитетом: стараютсякопировать их действия, манеры и т. д. Велика роль примера окружающих, в первуюочередь воспитателей и родителей. Дети искренно любят внимательных, заботливых,справедливых взрослых, стараются им во всем подражать.
Специфика и сила примера как механизма нравственноговоспитания заключается в том, что при его использовании знания формируются в единствесо способами поведения. Дети усваивают знания о способах поведения в конкретныхнравственных ситуациях.
Поощрения и наказания рассматриваются как необходимыев воспитательном процессе средства педагогического воздействия. В сложном процессенравственного воспитания личности ребенка поощрения и наказания выступают как вспомогательныесредства, но в определенных ситуациях они приобретают решающее значение.
Поощрение и наказание нельзя свести только к нравственнойоценке поведения детей, т. е. к одобрению или осуждению. Не всякое одобрение являетсяпоощрением в полном смысле слова, и не всякое осуждение является наказанием. Междунравственной оценкой поведения детей и поощрением или наказанием имеется определенноеразличие. Одобрение и осуждение являются повседневными, рядовыми воздействиями навоспитанников. При поощрении или наказании педагог или детский коллектив принимаютрешение, которое выделяет одного воспитанника или группу из общей массы, производитопределенное изменение в их правах и обязанностях, во взаимоотношениях с ними.
Поощрение и наказание отличаются от других средств нравственноговоспитания силой воздействия.
Эффективность поощрений и наказаний зависит от методикиих применения. При использовании поощрений и наказаний надо, прежде всего, исходитьиз анализа конкретной ситуации. Именно создавшаяся ситуация подсказывает педагогу,какие изменения нужно внести во взаимоотношения с данным воспитанником: отсрочитьнаказание, выждать самоосуждение ребенком своих действий. Применение поощрения инаказания предполагает осознание ребенком последствий своих поступков и должно помочьему выбрать правильную линию поведения.
Важнейшим требованием в применении поощрений, а такженаказаний является справедливость и объективность. При соблюдении этих требованийоценка педагога встречает одобрение в детском коллективе и является более действенной.
Поощрение есть выражение внимания к воспитаннику, оценкаего усилий, результатов его работы или поведения. Признание и одобрение коллективаимеют большое воспитательное влияние, оказывают сильное воздействие на чувства детей,вызывают удовлетворение, радость. Справедливое поощрение повышает веру детей в своисилы, вызывая желание проявить себя с лучшей стороны.
Применяя поощрения, необходимо соблюдать меру. При частомиспользовании их дети привыкают к ним как к обыденному, и в силу этого воспитательнаяценность поощрений снижается.
Поощрения надо сочетать со справедливой требовательностью,с самокритикой, учить детей не успокаиваться на достигнутом, воспитывать умениеценить доверие коллектива, учителя и стремление оправдать его. В младшем школьномвозрасте нельзя допускать перехваливания: оно ведет к возникновению зазнайства иэгоизма. Особое внимание нужно обратить на робких, скромных детей, которых частозаслоняют более бойкие и активные дети. Надо систематически, повседневно поддерживатьскромных детей, высказывать одобрение им перед всем коллективом, стимулировать ихк инициативным действиям и т. д.
В сложном процессе формирования нравственной направленностиличности приходится применять и наказание как одно из средств педагогического воздействияна поведение детей.
Наказание используется очень редко в тех случаях, когдаотдельный ребенок или группа в целом не выполнили установленных требований, нарушилипринятые нормы и правила жизни в коллективе, а характер нарушения требует немедленноговоздействия.
Наказание всегда должно быть обосновано и понятно дляпровинившегося, а также для всех членов коллектива. Следует добиваться, чтобы наказаниеубеждало ребенка в необходимости исправить свое поведение, вызывало в нем чувствостыда, раскаяния, пробуждения совести.
В применении наказаний необходим индивидуальный подход,учет индивидуальных особенностей характера, типа нервной системы. Полученное воспитанникомнаказание после исправления им своего поведения не может служить поводом для обидныхнапоминаний и укоров. Недопустимы угнетающие человеческое достоинство наказаниямобидные клички, грубые слова, стояние в углу. Категорически недопустимы телесныенаказания, которые озлобляют ребенка, заставляют его лгать, скрытничать, хитрить,воспитывают трусость.
Воспитательное воздействие имеет такая форма наказания,как изменение отношения учителя к ребенку, выражающее недовольство его поведением.Кратковременное отчуждение учителя оказывают сильное воздействие: ребенок переживаетэто отношение, испытывает чувство раскаяния, желание исправить свое поведение./> 3.2 Психолого-педагогическиеметодики нравственного воспитания подростков
В последнее время психолого-педагогические методики стали доступны,особенно с введением в школу психологической службы. И, педагог должен их осваивать,максимально приспосабливая к условиям реального воспитательного процесса: выбираяте или иные методики в зависимости от поставленной цели: изучения учащихся, классногоколлектива, хода и результативности воспитательного процесса (изучение их при первоначальномзнакомстве, проверяя эффективность использованных средств и методов воспитания,подводя итоги за определенный период времени); группируя их по своему усмотрению;«вплетая» в ткань процесса нравственного воспитания, превращая из методов изученияв методы воспитательного воздействия… Таким образом, у каждого школьного педагогаскапливается собственный набор — «пакет школьных методик» изучения и воспитанияучащихся, ученического коллектива и учебно-воспитательного процесса.
Есть целый ряд условий, которые необходимо выполнять: «скрытые»педагогические цели и задачи, необходимость полученных результатов для конкретныхреальных дел (классных часов, дискуссий, пресс-конференций, творческих вечеров,уроков человековедения, нравственных уроков, практикумов по самовоспитанию); отсутствиепедагогического «давления», создание ситуаций и обстановки, располагающей учащихсяк «свободному выбору» (умозрительному, эмоциональному, поведенческо-деятельностному);создание условий взаимного влияния учащихся друг на друга; повторяемость отдельныхметодик (для сравнения результатов, выявления тенденций развития); право на анонимностьили работу под псевдонимом; соблюдение высокой степени педагогического такта, смыслкоторого—в принципе «Не навреди!» И еще одно, самое главное условие, методическоеправило, выраженное еще А.С. Макаренко: «Знание воспитанника должно прийти к воспитателюне в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работыи самой активной помощи ему. Каждое узнавание чего-либо нового о воспитаннике немедленнодолжно претворяться в практическое действие». Приведем здесь некоторые примеры возможногоиспользования различных методик.
Это, прежде всего, целыйряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школьникови уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности, качествахличности и т.д.: наблюдение (целенаправленное, с фиксацией количественных характеристикв тетради классного руководителя), нравственная беседа (с постановкой цели — какизучения, так и для выработки нравственных ценностей); опросники, интервью, анкеты,тесты (цель их — не только выявление определенных качеств личности, общественногомнения и отношений учащихся к чему-либо, но и сбор содержательного материала дляразличных механизмов воспитательной работы, а также для выявления индивидуальногосвоеобразия каждого воспитанника). К примеру, простейший опрос на тему «Что я люблю,и что я ненавижу» позволит классному руководителю увидеть своеобразие внутреннегомира и душевного состояния учащихся, их «непохожесть» и определить характер индивидуальноговоздействия.
Прекрасным подспорьем для изучения детей и индивидуального и дифференцированногоподхода могут стать самые разнообразные тесты. Школьники их любят, с удовольствиемпринимают участие в тестировании. К примеру, тест «Кто я» дает возможность учащимся(и педагогу) изучить себя по восьми параметрам: экстраверт-интраверт, циклотомик-шизотомик,соматоник-церебро-тоник-висцеротоник, сила «Я» — слабость «Я» (степень эмоциональнойустойчивости), общительность — лидерство — конформизм, женственность — мужественность,лживость — правдивость (корректурная шкала). Есть тесты, которые предполагают нетолько воздействие, но и выработку определенной стратегии и тактики самовоспитания,содержат целую систему упражнений для самостоятельного психологического и педагогическоготренинга. Например, тест «Стратегический, оперативный и тактический жизненный анализ»и тест «Что Вы за птица?», содержащий рекомендации-упражнения для различных типовхарактеров по развитию позитивных качеств и устранению негативных. Есть специальныеподборки тестов для школьников.
Хороший материал для изучения индивидуальности учащихсяи включения их в воспитательный процесс дают следующие методики:
- недописанного тезиса(предложения, рассказа, сочинения...). Например, «Хорошая жизнь — это ...», «Принципиальныйчеловек всегда...», «Чтобы иметь друзей, надо...», «Нельзя позволять унижать себя,ибо...», «Когда я вижу недостатки человека, то я...», «Я не согласен с тем, чтоговорят, будто...» и др.;
- «тезис и мнение понему». Например, «Гордый человек — это всегда скромный человек», «Чтобы воспитатьсчастливого человека, надо «приготовлять его не для счастья, а к труду жизни» (К.Д.Ушинский), «Горе — учитель мудрых» и др.;
- «альтернативный тезис»типа «Дисциплина — это свобода. Дисциплина — это неволя»; «Друзей должна быть оченьмного. Друзей должно быть мало (один-два), но.верных»; «Учит жизни не книга, аопыт. Учит жизни не опыт, а книга» и др.;
- «метод ранжирования»(расстановки в порядке очередности по степени личностной значимости). Например,перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, принципиальный,веселый, гуманный, целеустремленный, здоровый, великодушный, красивый, мужественныйи т.д.;
- «цветограмма» (раскрашиваниедней недели, часов дня… соответственно настроению, душевному состоянию человека),позволяет воспитателю, классному руководителю не только знать, но и корректироватьс помощью определенных воспитательных воздействий эмоциональное состояние своихвоспитанников;
- «метод обобщения независимыххарактеристик» позволяет «высветить» разносторонние «грани» личности воспитанников,когда их характеризуют разные люди — родители, сверстники (активисты, друзья, любящиеи неуважающие их одноклассники), учителя, просто знакомые люди. С использованиемэтого метода нередко происходит как бы «акт открытия человека». Недаром еще Лихтенбергвысказал интересную мысль: «Постоянно оказывается, что так называемые «дурные люди»от более основательного их изучения выигрывают, а «хорошие» — теряют»;
— «социометрическое изучениемежличностных отношений в классном коллективе» позволяет классному руководителю,периодически повторяя его (как минимум два раза в год), узнать многое о классе вцелом и о каждом ученике: кто из учащихся лидер, «звезда», предпочитаемые, принятые,изолированные («изгои»); кто кого предпочитает в свободном выборе; каковы отношениямежду девочками и мальчиками; каковы у кого выборы вне классного коллектива; какиегруппировки в классе и каковы их взаимоотношения; сколь сплоченным является коллектив;каков его воспитательный потенциал (в зависимости от того, кто в лидерах и предпочитаемых);как лучше строить в классе отношения «ответственной зависимости»; как распределятьответственность за определенные поручения; как комплектовать группы для выполненияопределенных классных дел; как организовать группы взаимопомощи; как рациональнеерассадить учащихся в классе для учебной работы. И многие-многие другие вопросы.Возможно использование специальных психологических, педагогических, нравственныхигр для изучения и воспитания учащихся. Например, нравственное «буриме», «дружескиеобъявления» («Я… ищу друга, который был бы...»), игра «Я подарю тебе… потомучто...» (по цепочке проходят все учащиеся класса) и др.
Заключение
В общественной жизни Казахстана происходят постоянныеизменения в различных сферах – политической, экономической, научно – технической,культурной, требующей от педагогических учебных заведений постоянного совершенствованиясвоей работы.
Наше общество постоянно развивается,и активизация человеческого фактора выступает, как одно из условий всего прогресса.Перед образовательными учреждениями стоит задача по воспитанию высоконравственногообщественного гражданина, способного строить свою деятельность в соответствии синтересами других людей.
Нравственное воспитание представляетсобой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социальногобытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественновыработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие — формированиепсихологической ориентации школьников на определенные нравственные ценности, самостоятельностив решении сложных нравственных проблем.
Формирование человека какличности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствованиясистемы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийносложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслимабез опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развитияребенка в процессе онтогенеза.
В области нравственного воспитанияподрастающего поколения важную роль играют психологические механизмы формированиянравственных ценностей. Механизмы нравственного воспитания — это пути и способыреализации задач нравственного воспитания. Механизмы нравственного воспитания определяютсяего целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей. К таким механизмамотносятся механизмы формирования нравственного сознания, поведения, стимулированиенравственных чувств и отношений ребенка.
В процессе выявления осознанногоотношения детей к нравственным ценностям существенное значение имеет, прежде всего,целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школьникови уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности, качествахличности и т.д.: наблюдение, нравственная беседа (с постановкой цели — как изучения,так и для выработки нравственных ценностей); опросники, интервью, анкеты, тесты(цель их — не только выявление определенных качеств личности, общественного мненияи отношений учащихся к нравственным ценностям).
Также в процессе выявлениянравственных качеств личности ребенка помогают такие психологические методы, как«тезис», «недописанный тезис», «цветограмма», «метод обобщения независимых характеристик».
Таким образом, важно так строитьпедагогический процесс, чтобы педагог вырабатывал у ребенка устойчивые нравственныеценности, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельныхи ответственных поступков.
/>Списокиспользованной литературы
нравственность поведение воспитание школьник
1. Бабанский Ю.К.Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов – М.: Просвещение, 1983г.
2. Гаврилова Г.П. О воспитании нравственностичувств- М.: 1984г.
3. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М., 1989.
4. Дробицкий О.Г. Проблемы нравственности- М.: 1997г.
5. Дубровина И.В. и др., Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной., — М.,Издательский центр «Академия», 1999.
6. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М., 1992.
7. Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1994.
8. Козлов И.И. Как относиться к себе и людям (Практическая психология на каждыйдень). М., 1992.
9. Коломенский Я.Л. Общая психология. Москва, «Просвещение», 1986.
10. Коротав В.М. Педагогическая диагностика и учет// Кн. Введение в педагогику.М., 1999. С. 175—179.
11. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Учебное пособие длястудентов пед.институтов – М.: Просвещение, 1988.
12. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., 2002.
13. Марьенко И.С. «Основы процесса нравственного воспитания школьников». М., — 1980.
14. Монахов Н.И. Мысли о воспитании.-4-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1986г.
15. Немов Р.С. Психология. Кн. 2., 1997.
16. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М., 1999.
17. Подласый И.П. Педагогика — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000г.
18. Психологические тесты для тинейджеров / Сост. Т.В.Орлова. Киев, 1996.
19. Психология и педагогика /Учебное пособие/ М., — Нов, 1999.
20. Рувинский Л.И. Психолого – педагогическая проблема нравственного воспитанияшкольников — М., «Педагогика» 1981г.
21. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
22. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии – М.: Просвещение:Владос, 1995г.
23. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каппунович И.Я. Изучение личности учащегося иученических коллективов. М., 1988.
24. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997.
25. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб.,1998.