Реферат по предмету "Психология"


Психологические последствия насилия у детей

Психологическиепоследствия насилия у детей

Проблемапсихотравмирующего влияния насилия на ребенка столь сложна и актуальна, что еепредставляется необходимым рассмотреть отдельно. Она имеет не толькопсихологический, но также социальный и юридический аспекты. Нарушения,возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческогофункционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которыепрепятствуют способности ребенка реализовать себя в будущем.
Насилиеможет вызывать различные нарушения, такие как нарушения в познавательной сфере,а также расстройства аппетита, сна; злоупотребление наркотиками, алкоголизм;непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попыткисамонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб.
Помимонепосредственного влияния насилие, пережитое в детстве, также может приводить кдолгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно можетспособствовать формированию специфических семейных отношений, особых жизненныхсценариев. В исследовании психологических историй жизни людей, совершающихдействия, травмирующие детей, иногда обнаруживается собственный неразрешенныйопыт насилия в детстве.
Существуетнесколько параметров, по которым классифицируется насилие. Так, насилие можетбыть явным и скрытым (косвенным) в зависимости от стратегии поведения обидчика.По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом.По длительности насилие может быть единичным или множественным, длящимся долгиегоды. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома — со стороныродственников, в школе — со стороны педагогов или детей, на улице — со стороныдетей или со стороны незнакомых взрослых.
Наибольшеераспространение получила следующая классификация насилия, которая изложена вруководстве по предупреждению насилия над детьми (1997) под редакцией М.Д.Асановой. Выделяется четыре основных типа насилия:
-Физическоенасилие — это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18лет.
-Сексуальноенасилие — это использование ребенка или подростка другим лицом для получениясексуального удовлетворения.
-Пренебрежение- это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход,обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, впище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре,недоношенные или с малым весом при рождении (так как такие дети обычно болеераздражительны, больше плачут, менее привлекательны.
-Психологическоенасилие — хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление,издевательства и высмеивание ребенка.
Какправило, ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия. Можносказать, что всякая жертва переживает «много насилий сразу». Так, для детей,страдающих от инцеста, неизбежными являются сопутствующие ему разрушениесемейных отношений и доверия к семье, манипуляторское отношение, а зачастую изапугивания со стороны родителя-насильника, квалифицируемые как психологическоенасилие. Дети и взрослые — жертвы изнасилования, например, часто переживают ифизическое насилие (избиение), и эмоциональное (угрозы убить или покалечить).
Английскийисследователь проблемы сексуального насилия в семье П. Дейл полагает, что воснове любой формы насилия, в том числе и сексуального, лежит насилиеэмоциональное, депривация, отвержение, которое автор называет «особенноковарным» и «причиняющим значительный ущерб развитию личности и формированиюкопинговых механизмов».
Наиболеечасто жертвами различного рода насилия как со стороны взрослых, так исверстников, становятся:
— дети, воспитывающиеся в условиях жестких отношений в семье, которые враждебновоспринимают мир и готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и самипроявлять насилие к слабым;
— дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности, эмоциональногоотвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла и частоимеющие отставание психофизического развития, легко внушаемые, не способныеоценить степень опасности и сопротивляться насилию;
— дети, предоставленные улице;
— дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, неумеющие сказать «нет», с нечеткими внутренними границами, делающими их неспособными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;
— дети с психическими аномалиями (психопатии, олигофрении, последствияорганических заболеваний ЦНС и ЧМТ), не способные адекватно оценить опасностьситуации;
— маленькие дети в силу их беспомощности;
Основнымипоследствиями физического насилия для детей являются отсутствие контроля надсвоей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверияк людям, депрессии. Непосредственно после травмы могут возникать острыесостояния страха (1995). Кроме того, отсроченными последствиями физическогонасилия могут быть садистские наклонности.
Большинствородителей, жестоко обращающихся с детьми, сами переживали физическое насилие,отвержение, депривацию в детстве. Для большинства из них свойственна низкаясамооценка, недостаточный самоконтроль.
Сексуальноенасилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится ксамым тяжелым психологическим травмам. Тем не менее, до недавнего временипсихологи в нашей стране не уделяли этой теме достаточного внимания.Сексуальное насилие в отношении детей включает большее количество действий идополняется такими из них, как принуждение или поощрение ребенка совершатьсексуально окрашенные прикосновения к телу взрослого или ребенка, принуждениеребенка к обнажению, вовлечение в оргии и ритуалы, сопровождаемые сексуальнымидействиями. Отметим, что не все сексуальные насильственные действия включаютраздевание и прикосновения.
Дети,единожды подвергшиеся насилию незнакомцем, и дети, вовлеченные в инцестныеотношения в течение многих лет, в равной мере определяются как жертвы насилия.Фактически однолинейная модель детского сексуального насилия не вполнеадекватна, поскольку игнорирует важность предшествующего опыта ребенка,семейного контекста, а также сопутствующего эмоционального отвержения илипренебрежения.
Американскиеисследователи определяют сексуальное насилие над детьми как любой сексуальныйопыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам — до 18) и человеком, покрайней мере, на 5 лет старше него. Сексуальное насилие над детьми определяетсятакже как «вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей иподростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей,которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии датьосмысленного согласия».
Статистическиеданные по этому поводу разнородны, но, несмотря на это, они позволяют сделатьвывод о распространенности данной проблемы в современном обществе. К сожалению,в нашей стране долгое время тема насилия была закрыта и не существуетэпидемиологических данных о распространенности насилия над детьми в России.
Подобныеисследования проводились только за рубежом, но они могут продемонстрироватьраспространенность данной проблемы в современном обществе.
Приблизительно1 из 4 женщин и 1 из 6 мужчин испытали сексуальное насилие до 18-летнеговозраста.
ВСеверной Америке сообщается о 150-200 тысячах новых случаев за год.
Несмотряна существующий стереотип, среди всех случаев насилия над детьми 75-90 % (поразным источникам) насильников знакомы детям, и только 10-25 % случаев насилиясовершается незнакомыми людьми. В 35-45 % случаев насильником являетсяродственник, а в 30-45 % — более дальний знакомый.
Вто же время только 2 % жертв внутрисемейного и 6 % жертв внесемейного насилиясообщают о случаях насилия властям. Следовательно, в Приведенные выше данныевходят лишь те случаи насилия, о которых жертвы сами решили рассказать.Реальные же цифры гораздо больше (1994).
Самаятяжелая по своим последствиям форма сексуального насилия — инцест, иликровосмешение, когда сексуальное насилие по отношению к ребенку совершаетсяблизким родственником. Подобные сексуальные злоупотребления являютсяпроявлениями нарушенного функционирования семьи.
Бытуетмнение, что инцест не является насильственным по отношению к ребенку, посколькуон не всегда включает в себя применение силы или прямое принуждение. Зачастуюдети добровольно соглашаются на те или иные сексуальные действия. Причин этомумного, например доверие и любовь к насильнику, страх потерять его расположение.
Однакоспециалистам, работающим с детьми, следует учитывать, что ребенок может неосознавать, что над ним совершается насилие, в силу своего возраста или другихпричин. Чрезвычайно важно понимать, что даже в том случае, когда дети осознаютзначение производимых с ними действий, они все равно не обладают достаточнымопытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психическогоили физического здоровья.
Наначальном этапе развития инцестных отношений они не кажутся ребенкунасильственными, поскольку начинается все обычно с физического контакта, такогокак прикосновения, поглаживания, и лишь позднее эти действия приобретают всеболее и более сексуализированный характер.
Маленькиедети могут считать, что такие отношения являются нормальными и приемлемыми междулюбящими взрослым и ребенком, и именно такое выражение любви встречается вжизни всех детей. Некоторые жертвы рассказывают о том, что они понималинеправильность всего того, что с ними происходило, но они не хотели терять тоэмоциональное тепло, которое получали от насильника в обмен на согласие имолчание. Также сохранение ребенком тайны может поддерживаться за счет угроз идезинформации. Как правило, насильник не применяет физическую силу, но можетугрожать побоями или смертью самому ребенку или человеку, которого ребеноклюбит.
Чащевсего факт насилия раскрывается, когда ребенок сам решается рассказать о нем.Обычно первым человеком, кому ребенок решается рассказать об этом, являетсядругой ребенок — ровесник. Реже дети рассказывают о случившемся родителям идругим взрослым.
Впсихологии насилия описан такой феномен, как «открытое предупреждение», когдародители непрямыми намеками и двусмысленными фразами дают специалисту понять,что, находясь в доме, их ребенок подвергается опасности. К сожалению, специалистыв большинстве случаев закрывают глаза на эти сигналы опасности.
Сдругой стороны, родители могут сознательно отрицать наличие насилия надребенком. Причиной этого может быть то, что они сами вовлечены в ситуациюнасилия и могут быть ее прямыми виновниками. Поэтому информация, полученная отродителей, не может считаться достаточной, особенно если она противоречитпоказаниям ребенка или тем нарушениям в его поведении, которые позволилипредположить существование насилия.
Детимогут делать двусмысленные заявления, например о «другом маленьком мальчике,которого я знаю», описывая свою собственную ситуацию относительно этоговымышленного ребенка. Маленькие жертвы могут воспроизводить сексуальныедействия в играх со сверстниками. Это также является сигналом опасности,который должен привлечь внимание родителей и специалистов.
Старшиедети, пытаясь разоблачить насилие, делают намеки о происходящем близкимдрузьям, социальным работникам, учителям, соседям. Подростки могут уходить издома без видимой на то причины, возможно, надеясь, что кто-нибудь спросит отяжелых переживаниях, которые заставили их пойти на этот шаг. Все этипроявления стресса могут являться свидетельствами того, что ребенок подвергсясексуальному насилию.
Детизачастую делают и более прямые заявления о сексуальном насилии, но, ксожалению, далеко не всегда они бывают услышаны взрослым. Такие попытки детисовершают, лишь находясь в комфортном для них состоянии, например, готовясь ктому, чтобы лечь спать, или уже лежа в кровати.
Сначаладети обычно рассказывают лишь о небольшой части того, что произошло с ними,чтобы получить представление о том, как взрослый отреагирует на сказанное.Только в том случае, если в ответ ребенок получает любовь и поддержку, ончувствует себя достаточно защищенным для того, чтобы рассказать остальное.
Дети,подвергнутые насилию, могут на довольно продолжительное время забывать о своемтравматическом опыте, вспоминая о нем уже будучи взрослыми, часто — в ходепсихотерапевтического процесса.
Детии подростки, пережившие насилие, чувствуют бессилие и замешательство, смущениеи стыд. Они часто обвиняют себя в том, что случилось, чувствуют себясоучастниками или виновниками происшедшего. В глубине души некоторые детисознают, что это — не их вина, но большинство все-таки считают, чтонасильственное обращение с ними обусловлено их поведением, характером илиположением в семье.
Иногдаих тело (особенно девочкам-подросткам) кажется причиной насилия, поэтому онипытаются сделать его непривлекательным для насильника. Они начинают худеть или,наоборот, много есть, прятать тело под длинной одеждой, для них характерныпопытки самоистязания или самонаказания.
Последствиясексуального насилия также затрагивают когнитивную сферу. Это может выражатьсяв нарушении концентрации внимания, поскольку все мысли ребенка занятытравматическим опытом. Ребенок пристально следит за всем, что происходит вокругнего, словно ему угрожает постоянная опасность, причем опасность не тольковнешняя, но и внутренняя, которая состоит в том, что нежелательныетравматические впечатления прорвутся в сознание.
Дети,пережившие сексуальное насилие, перестают доверять людям, из-за этого кругобщения сужается, они становятся замкнутыми и недоверчивыми. Одним из важныхпсихологических последствий у детей, переживших насилие, является неадекватноеснижение самооценки.
А.Ровен, Д. Фои, Дж. Гудвин пишут о том, что сексуальное насилие, пережитое вдетстве чаще, чем другие травматические ситуации, приводит к развитиюпосттравматического стрессового расстройства (ПТСР)
Оченьважно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая еговозрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобнуюпсихологическую травму может проявляться по-разному. Наиболее общимисимптомами, в зависимости от возраста ребенка, являются:
— для детей до 3 лет — страхи, спутанность чувств, в поведении отмечаютсянарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми,сексуальные игры;
— для дошкольников — тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины,стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности; в поведении отмечаютсярегрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;
— для детей младшего школьного возраста — амбивалентные чувства по отношению квзрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда,отвращения, испорченности, недоверия к миру; в поведении отмечаютсяотстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение,ощущение «грязного тела», молчаливость либо неожиданная разговорчивость,сексуальные действия с другими детьми;
— для детей 9-13 лет — то же, что и для детей младшего школьного возраста, атакже депрессия, чувство потери ощущений; в поведении отмечаются изоляция,манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения,противоречивое поведение;
— для подростков 13-18 лет — отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентныечувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированностьсоциальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; вповедении отмечаются попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение,избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность ипротиворечивость поведения.
ПоследствияПТСР оказывают влияние в целом на психику ребенка, и эти последствияпроявляются во взрослой жизни в форме психосоматических заболеваний, различныхзлоупотреблений (наркотиками, алкоголем, лекарственными препаратами), различныхнарушений, связанных с неприятием своего тела (Мэнделл Д., Дамон Л., 1998).Отмечаются нарушения в сексуальных отношениях с партнером. Есть данные,показывающие, что большинство мужчин, совершающих насилие, сами в детствеподвергались сексуальному насилию. Для многих женщин, переживших, характерныповторяющиеся случаи насилия во взрослой жизни (1996).
Особенностипроявления ПТСР у детей
Проявленияи развитие ПТСР у детей имеют ряд особенностей по сравнению со взрослыми,которым был поставлен аналогичный диагноз. Это связано в первую очередь сособенностями детской психики. Так, дети не всегда могут связать своитравматические проявления с фактом психологической травмы, что крайне важно припроработке травмы.
КритерийA DSM -IV (Американская психиатрическая ассоциация, 1994) подразумевает«фактическую или угрожающую смерть или серьезное повреждение, или угрозуфизической целостности по отношению к себе или другим» в дополнение к опыту«интенсивного страха, беспомощности иди ужаса» (или нарушенное или возбужденноеповедение детей непосредственно после травматического события). Это определениетравмы исключает такие события, как, например, развод родителей или запугиваниев школе без реальной угрозы физического вреда. Однако многие исследователисчитают, что дети, пережившие эти события, удовлетворяют требованиям признака.
Навязчивоевоспроизведение травматического случая у детей может иметь форму повторяющихсяигр, в которых прослеживаются тема или аспекты травмы (Черепанова Е. М., 1997).Это особый вид игры, когда дети однообразно, монотонно повторяют один и тот жесюжет игры, не внося туда никаких изменений, никакого развития. В таких играх,как правило, отсутствуют катартические элементы, т. е. дети, проигравопределенные сюжеты, не испытывают облегчения.
Удетей могут быть сны, на первый взгляд непонятные, но вызывающие ужас. Ребенокможет не понимать, что во сне каким-то образом отражена катастрофа, тогда какпостороннему взрослому человеку это очевидно.
Нарушенияв познавательной сфере у детей порой достигают такой выраженности, что ихуспехи в обучении сильно ухудшаются. Отличники становятся двоечниками, оченьболезненно переживая это.
Вероятно,у детей имеют место тревожные мысли неосознаваемого содержания, вызванныетравматическими переживаниями. Часто ребенок не может представить себе, что унего будет долгая жизнь, семья, карьера, дети и т. д.
Потрясшиенашу страну за последние годы катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные имежрегиональные конфликты, рост насилия подтверждают, насколько важно оказаниесвоевременной квалифицированной помощи детям, пережившим травматический опыт.Данные многочисленных, в основном зарубежных, исследований по-казывают, чтонеразрешенность этого травматического опыта приводит к отсроченным негативнымпсихологическим последствиям, которые препятствуют способности ребенкареализовать себя социально, профессионально и личностно. Однако нельзя неотметить, что в настоящее время в области изучения ПТСР у детей наметилисьположительные тенденции. Проводятся исследования, публикаются статьи,посвященные данной проблематике.
Наоснове интервью, составленного в отделении по изучению и предотвращениядетского насилия при Бостонском национальном центре ПТСР был разработан и вданный момент проходит апробацию диагностический пакет изполуструктурированного интервью для оценки травматических переживаний детей иродительской анкеты для оценки травматических переживаний детей (1999). Припомощи данного пакета обследовано 100 детей — учеников московской школы ввозрасте от 7 до 13 лет и их родители. Результаты исследования показывают, чторазработанные методики позволяют определить наличие травматического опыта удетей, а также установить интенсивность симптомов ПТСР. Показано также, чтохотя родители в основном имеют верное представление о состоянии ребенка, но онистремятся преуменьшить негативные аспекты состояния ребенка, особенно вслучаях, если сами родители вовлечены в травматическую ситуацию или являются еевиновниками. Понимание и описание родителями травматической ситуации болееадекватно для детей 7-10 лет. В возрастной группе 10-13-летних детейродительские анкеты могут использоваться только в качестве дополнения иуточнения к детским.
Вдисгармоничных/неполных семьях дети психологически менее защищены оттравматических ситуаций, чем в нормальных семьях. Родители в таких семьяхгораздо реже имеют верное представление о травматическом опыте своих детей.Также в дисгармоничных семьях родители чаще пытаются преуменьшить или скрытьтравматический опыт своего ребенка.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.