Реферат по предмету "Психология"


Психологическое воздействие как социально-психологический феномен

Контрольная работа
Психологическоевоздействие как социально-психологический феномен

План:
Введение
1. Сущностьсоциально-психологического воздействия
2. Характеристикасоциально-психологического воздействия
Список использованной литературы

Введение
Наобщеметодологическом уровне социально-психологической теории психологическоевоздействие выступает в качестве системообразующей категории психологии,которая во многом определяет целевую перспективу (т.е. поиск законов управленияпсихическими явлениями) и прикладной потенциал, общественное лицо этой науки,обусловленное реальной дееспособностью выявленных в ней законов и концепций, ихприменимостью в социальной практике. На более конкретном уровнеметодологического обобщения именно категория психологического воздействия идолжна представлять собой основное понятие отсутствующей пока в отечественнойнауке прикладной методологии. Предназначение последней – перекинуть надежныймост между социально-психологической наукой и социальной практикой,воссоединить абстрактную научную мысль и живую человеческую реальность в целяхнаучно обоснованного управления ею.

1.  Сущностьсоциально-психологического воздействия
Психологиявоздействия – одно из самых традиционных направлений социально –психологического знания. Однако, несмотря на это, проблематика психологическоговоздействия и сегодня продолжает оставаться, пожалуй, наиболее популярной иинтегрирующей сферой исследовательских и практических интересов психологии.Такая ситуация связана в первую очередь с тем, что данная предметная область напрямуювыходит на раскрытие механизмов, способов и методов управления психическимипроцессами; определяет общую логику развития и основную «сверхзадачу»социальной психологии как научно – практической дисциплины, указывает нанаиболее проблемные узлы соприкосновения психологической науки и общественнойпрактики, социального заказа.
Структурасоциально-психологического воздействия или социальных влияний можно представитьследующим образом: субъект, объект, способы влияния, средства, механизм.
Вкачестве субъектов социальных влияний могут выступать как человек, отдельнаяличность, так и общество. По мере осложнения социальной обстановки характерсубъектов воздействия меняется. Например, в условиях чрезвычайного положенияуправление в социальной сфере переходит к военным органам.
Объектомсоциальных влияний выступают самые разнообразные социально-психологическиеявления: личность, общности, их образ жизни, стратификация общества, конфликты,социальная напряженность групп, толпа и пр. Что же касается способов социальныхвлияний, то здесь можно условно выделить как силовые административные приемы(применение военной силы), так и несиловые (увольнение, система наказания), атак же социально-психологические и психотерапевтические.
Традиционнок социально-психологическим способам влияния относили внушение, заражение,подражание, убеждение. На самом деле к их числу также относятся слухи, рэкет,захват заложников, публичные территориальные акты, аварии, эпидемии, митинги,демонстрации, голодовки, стачки, забастовки, акты самосожжения, использованиесредств массовой информации, модификация поведения, религия, мода, реклама,психотропное оружие. При этом способы влияния, могут быть правовыми ианти-правовыми, стихийными и умышленными.
Вопросо средствах и механизмах социальных влияний выходит за рамки социальнойпсихологии, так как это междисциплинарная проблема. Она может быть решенатолько при координации усилий психологов, физиков, медиков, гигиенистов идругих специалистов. Психотерапевтическое вмешательство предполагает позитивныеизменения личностной и групповой роли посредствам применения тренингов,психодрамы.
Говоряо социально-психологическом воздействии, нельзя не сказать о технике егоприменения. Вообще психотехника как научное направление имеет давнюю историю.Своими корнями она уходит в 20-е годы, историю психологии труда. Здесь следуетотметить наличие частных теорий, связанных с разработкой рекламы, применениемсредств массовой информации и т.п. Но об общей теории техникисоциально-психологического воздействия вести речь не приходится. Между темдалеко продвинулись разработки в области «модификации поведения», направленныена манипулирование массовым поведением, формирование общественного мнения,установок. При этом все большее распространение приобретает техника гуманистическойпсихологии, в частности ненасильственного общения, разрабатываемая научнымицентрами, расположенными в Швейцарии и США.
Запоследние 20-25 лет в мировой психологии возникло несколько принципиально новыхконцептуальных подходов, пытающихся изучить целостные взаимосвязи междучеловеком и его окружением. Эти направления, будучи междисциплинарными похарактеру, получили различные наименования в зависимости от своих предметныхпристрастий (в качестве примера можно назвать поведенческую экологию, психологиюархитектуры, социальную экологию, психогеографию и т.п.).
Вместес тем в этой уже достаточно обширной исследовательской области одно направлениепретендует на системный охват взаимоотношений человека и среды в рамкахпсихологического знания – это так называемая психология среды или экологическаяпсихология.
Центральнымпонятием экологической психологии является понятие «место поведения», или«поведенческая ситуация. Место проведения – это определенным организованные иограниченные во времени и пространстве характеристики среды поведения, в рамкахкоторой конкретная деятельность и поведение человека унифицированы и цикличноповторяются, например, унифицированное ролевыми предписаниями ихарактеристиками конкретной средовой обстановки поведение людей в аптеке,гараже, школьном классе, на баскетбольной площадке и т.п. Место поведения,объединяющее физические свойства ситуации и социальной нормы, однозначнодетерминирует и определенные паттерны поведения людей в данной конкретнойситуации. Иными словами, специфическое поведение, которое должно возникнуть,скорее можно предсказать или спровоцировать исходя из организации специфическойситуации, чем на основе индивидуальных различий между людьми. Таким образом«ведет себя» не только сам индивид, сколько вся экологическая система (индивиди среда), которая изменяется во времени и пространстве.
Довольновпечатляющим примером работы такой целостной системы, места поведения и еевоздействия (в данном случае отрицательном) на психологические характеристикилюдей могут служить результаты тюремного эксперимента, организованногоамериканским психологом Ф. Зимбардо. Поведенческая ситуация экспериментаоказала настолько сильное дегуманизирующее влияние на испытуемых (обычныхстудентов), что эксперимент пришлось прекратить значительно раньшепервоначально планируемого срока. Испытуемые слишком сильно сталиидентифицировать себя как с физической средой (обстановкой тюремногозаключения), так и с предписанными им ролями (либо заключенных, либонадзирателей), личностно отождествляться с соответствующими этим ролямспецифическими моделями поведения и взаимодействия между собой.
Кчислу средств воздействия можно отнести, в частности, современные методыпсихологической конверсии и индокринации, психопрограммирования и психологическогоконтроля и так называемые активные методы социального обучения и т.п.Отличительной чертой этих методов и техник является, то что для достижениякардинальных психологических эффектов при использовании большинства из нихпреднамеренно и достаточно тонко варьируется целостный комплекс параметров какфизического, так и социального окружения, а так же учитываются индивидуальныехарактеристики объектов воздействия.
Вобласти психологии воздействия можно выделить два основных направления,связанных с неосознаваемой областью психического.
Первоенаправление как в научном, так и в практическом плане охватывает большую группуметодов, прежде всего саморегуляции и самопрограммирования, основноепредназначение которых – мобилизация и совершенствование индивидуальныхпсихофизических возможностей человека, раскрытие и развитие его творческихспособностей и потенциалов, обретение состояния творческого самочувствия ипереживания. Разработанные главным образом восточными философскими учениями ишколами, эти методы предполагают использование средств физической релаксации,концентрации с целью углубленного изучения человеком самого себя, собственноготела, пробуждения своих субъективных глубинных чувств и переживаний, обретениясостояния «просветления», в первую очередь для более совершенногосамоуправления своей психической деятельностью, безотносительно к влияниювнешнего социального окружения. В сегодняшней человеческой культуре в несколькоизмененном варианте применяются такие методы и техники психического самовоздействияи психофизической саморегуляции, как аутогенная тренировка и трансцендентальнаямедитация, биоэнергетика и психосинтез, дыхательная и голосовая терапия,терапия движения и «рольфинг» и др. Об их широком распространении, прежде всегов западной культуре, свидетельствует такой факт, что только в США насчитываютсясотни учреждений и специальных центров, разрабатывающих и использующихразнообразные средства модификации поведения и самопрограммирования психикичеловека, где постоянно задействованы миллионы людей.
Второенаправление обусловлено изучением возможностей и разработкой средств и методоввнешних (подпороговых) воздействий на сферу бессознательного дляцеленаправленной модификации психических процессов, состояния и поведениячеловека, т.е. в обход контроля сознания за внешней стимуляцией. Особенно частометоды подпорогового (а так же «маргинального») воздействия используются вкоммерческой рекламе и политической пропаганде, в современных поп-арте ирок-культуре, распространяемых с помощью СМИ и коммуникации. На Западе иногдапризнают, что человек сейчас является объектом постоянной и целенаправленнойпсихологической манипуляции контроля, формулирующих зачастую его базовыесоциальные потребности, ценности, интересы, определенные способы поведения и стиляжизнедеятельности, и что возможности такого манипулирования практическибезграничны.
Кэффективным практическим средствам невербального воздействия можно отнести итак называемые эффекты зеркалирования и синхронии, недавно открытые в рамкахнового направления в психологии – нейролингвистического программирования.
Зеркалированиепроявляется в заимствовании и копировании поз, жестов, тона голоса, а иногдадиалектов и произношения при взаимодействии партнеров по общению.Зеркалирование усиливает взаимосвязь с взаимовлияния между ними.

2.  Характеристикасоциально-психологического воздействия
Многиенаучные разработки ориентированы на системный, «синтетический» охватпсихических явлений психологического воздействия. Достаточно упомянуть работы вобласти экологической психологии, психологии поведенческих и социальных влияний(Р.Брекер,1963,1973; Дж. Гибсон, 1988; А. Мерибиан, 1974, и др.).Эмпирическим аналогом системного подхода может служить многолетний ифундаментальный цикл тех же Йельских исследований, посвященных комплексномуизучению факторов, влияющих на понятия объектом воздействия убеждающейинформации. Всестороннему эмпирическому анализу были подвергнуты возможныеисточники информации, само по себе информационное сообщение, каналы, черезкоторые оно могло быть передано, а так же индивидуально-психологические,личностные характеристики реципиента как объекта убеждающей коммуникации.Наконец, вместе с возникновением необихевиористической ориентации вповеденческой психологии обозначалось довольно зримая перспектива для обоюдногосближения и взаимного проникновения этих прежде считавшихся альтернативныминаучных направлений в психологии.
Убедительнеевсего эта тенденция на данном этапе развития психологии воздействия вотносительно взаимном слиянии конкретных концепций, разработанных первоначальнов рамках бихевиоризма и когнитивизма. Определенный «идейный обмен» в настоящеевремя начинает происходить и между некоторыми представителями бихевиоризма ипсихоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии и т.п., причем как науровне так и в области практической психологии.
Своеобразнымитогом сделанного обзора будет формулирование некоторых практических правил ипринципов организации эффективной, убеждающей информации (в основном пригоднойдля целей массового воздействия на аудиторию). Эти принципы представляют собойквинтэссенцию из результатов Йельских исследований других эмпирическихразработок.
1. Мнениелюдей подвергается более сильному влиянию со стороны коммуникаторов, которыекажутся экспертами в своей области и вызывают доверие.
2. Впечатлениеоб искренности коммуникатора и доверие к нему (а, следовательно, иэффективность воздействия) могут быть увеличены, если он ярко аргументируетпозицию, которая заслуживает доверия.
3. Еслиаудитория и знает о прагматических целях и намерениях коммуникатора, имеющегоочень высокий авторитет у нее, он будет оказывать на нее влияние только из-заодного желания аудитории идентифицироваться с авторитетной личностью, брать снее пример.
4. Привысоком авторитете коммуникатора аудитория будет тем более убеждаема, чембольше противоречий будет существовать между ее начальным моментом и точкизрения, которую отстаивает коммуникатор.
5. Имеяоткровенно слабый или неопределенный авторитет, коммуникатор может воздействоватьна аудиторию только при среднем расхождении позиций между ними.
6. Наибольший«убеждающий» эффект дает апелляции коммуникатора к эмоциям аудитории всочетании с логической аргументацией к конкретным инструкциям по выполнениюдействий в рамках поставленных задач.
7. Эффективностьвоздействия в немалой степени зависит и от способа организации и стратегииподачи информации, которые в свою очередь, обязательно должны быть соотнесены сконкретными характеристиками и актуальным состоянием той аудитории, по отношениюк которой это информационное воздействие применяют.
8. Восприимчивостьаудитории оптимальна, когда она изначально спокойна, удовлетворена изаинтересована в общении. Вместе с тем более интеллектуальная аудитория вменьшей степени убеждаема односторонней аргументацией и будет болееудовлетворена, если ей преподнесут альтернативные точки зрения, которые затемопровергнут. Если аудитория имеет более низкий образовательный уровень илименьше информирована и, кроме того, расположена к коммуникатору, то большеевоздействие будет иметь односторонняя аргументация.
9. Следуетопасаться называемого «инокуляционного эффекта» в коммуникации. Кратко суть егосостоит в том, что если человек изначально формирует отрицательную установку насообщении или отвергает плохо аргументированное сообщение, то он как бы«иммунизируется» против принятия всей последующей информации от этогоисточника, даже если его дальнейшие сообщения более добротны и убедительны.
10. Вситуации, когда два коммуникатора защищают точки зрения, альтернативные другдругу, большое значение приобретает временная последовательность передачисообщений. Так сообщение первого коммуникатора станет более влиятельным дляаудитории, выступлением, если временной интервал между первым и вторым былнебольшой. Однако этот интервал должен быть большим между последнимвыступлением оппонента и решением аудитории как арбитра. Этот эффект получилназвание «эффект первичности».
11. Другаятактика, известная под названием «эффект недавности», срабатывает в пользувыступления последнего коммуникатора. В этом случае нужно, чтобы временнойинтервал между обоими выступлениями был как можно больше, а промежуток междувторым сообщением и окончательным решением аудитории – как можно меньше.

Список использованной литературы
1. Андреева Г.М. Социальнаяпсихология М.1994
2. Годфруа Ж. Что такое психологияМ. 1992
3. Ковалев Г.А. Теориясоциально-психологического воздействия //Основы социально-психологическойтеории / Под. ред. А.А. Бодалева, А.Н.Сухова. – Рязань 1995


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.