Содержание
Введение
1. Особенности психологиипредпринимательства
2. Предпринимательство какдеятельность
3. Психофизиологический подход кисследованию
предпринимательства
4. Предпринимательство как поведение
Заключение
Введение
Предпринимательство каксоциально-психологическое явление вызывает активный интерес многих зарубежных иотечественных исследователей, потому что одной из его важнейших социальных функцийявляется повышение благосостояния общества.
После многих лет экспериментирования сгосударственно-бюрократической экономикой наше общество приходит к осознаниюдавно уже признанного в мире положения о том, что основным двигателем развитияи обновления экономической жизни являются инициатива и творчество частногопредпринимателя.
Говоря о предпринимателе,мы имеем в виду, прежде всего предпринимателя-производителя, «организаторапроизводства», а не спекулянта-перекупщика. Как по своей функциональной роли вэкономике, так и по психологическому складу эти два типа не имеют между собойничего общего. У первых в качестве ведущего мотива выступает стремление ксамостоятельной творческой и созидательной деятельности, у вторых — желаниебыстро и легко обогатиться.
Одним из стимуловразвития предпринимательской деятельности нередко оказываются ситуативныеобстоятельства, затрагивающие судьбы отдельных людей, побуждающие их решатьсвои жизненные проблемы вступлением на путь предпринимательства. Однакозначительное число исследователей придерживается мнения, что научитьпредпринимательству нельзя. Для этого рода деятельности необходимы особыеспособности. Природной же предпосылкой развития способностей является наличиезадатков – некоторых врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга инервной системы. К задаткам, согласно позиции отечественного психолога В.А.Крутецкого, относятся типологические свойства нервной системы, природныесвойства анализаторов, индивидуальные варианты функционирования коры головногомозга.
В настоящее время ни водной стране мира не существует профессии «предприниматель», несмотря на то,что предпринимательство как занятие существует. Распространенным средиисследователей предпринимательства является мнение, что ему практическиневозможно научить. Люди начиная какое-либо дело, обнаруживают, что знания,полученные в процессе обычной учебы, оказываются практически бесполезными,связь между деловыми качествами предпринимателя и его образованием отсутствуют.Кстати, в Гарвардскую школу бизнеса, принимают людей, обладающихпредпринимательским типом личности по специальному тесту Мейерса – Бриггса.Остается выяснить, какие именно задатки способствуют проявлениюпредпринимательских способностей, и тогда появится уникальная возможность выявлятьсклонных к предпринимательству с раннего детства.
В рамках даннойконтрольной мы рассмотрим предпринимательство как экономическую деятельность,затронем мотивацию предпринимательства и предпринимательский риск, а такжепсихофизиологический подход к исследованию предпринимательства, и наконецпредпринимательство как социально – экономическое поведение. Затем подведемитоги работы которые отражены в заключительной части.
1.Особенности психологии предпринимательства
Один из первыхисследователей предпринимательства И.А. Шумптер предположил, что оно помогаетразвиваться обществу при переходе экономики от одного равновесного состояния кдругому. Иными словами, предпринимательство несет функцию разрушенияэкономического равновесия в обществе.
Если И.А. Шумптер, Дж.Долан и Е. Лидсей считают основной функцией предпринимательства способствованиеразвитию экономики с помощью разрушения экономического равновесия, то И.Керцнер и Р. Кантильон придерживаются обратной точки зрения, считая основнойфункцией предпринимательства поддержку движения экономики к равновесию.Предприниматель обладает «уравновешивающей силой». При этом в основепредпринимательства лежит созидательный акт открытия новых прибыльныхвозможностей в условиях неравновесного состояния экономической системы.
Обе точки зрения нафункцию предпринимательства в обществе вполне справедливы. Ибо именно последовательнаясмена функций способствует развитию экономики, разрушающей равновесие, иявляется мощным фактором этого развития, так как не позволяет экономике низастаиваться, ни разбалансироваться. Эти функции являются сторонами одно медали– рынка, где главной фигурой выступает предприниматель.
Каждая из функцийвыполняет свое назначение на соответствующей стадии развитияпредпринимательской деятельности. Первая – создание рынка для новой продукции.Именно здесь необходимо предпринимательское чутье и превосходство в информациидля нахождения неудовлетворенного или потенциального спроса потребителей.
Вторая стадияпредпринимательской деятельности наступает, когда новый товар необходимпотребителю. Эта стадия связанна с чисто организационными моментами:расширением объема производства, приемом на работу новых людей и т.д.
Главная задачапредпринимателя – объединить вокруг себя весь личный персонал, направить егоусилия на достижение своих целей. Для этого лидер фирмы должен иметь силупогрузить в свою ценностную среду всех нанятых работников, что ведет за собойрождение особой культуры организации. На этой стадии предпринимательствопредставляет «социальную архитектуру» — изучающую и создающую «культуру труда»- те неосязаемые и трудно выявляемые элементы, которые, тем не менее,исключительно важны: поведение, ценности и нормы.
В конце концов, наступаеттретья стадия предпринимательской деятельности. Шумптер назвал ее – вторжениеконкурентов. Дело теряет свой предпринимательский новаторский характер. Рынокприходит в равновесие, а предприниматель, не желающий расстаться со своефункцией, начинает искать новые рынки, стремясь вывести рынок их равновесия. Конкуренцияв данном случае служит толчком к «процедуре открытия», ибо главное впредпринимателе – это замечать и делать то, что не замечают и не делают другие.
Одна из важнейшихособенностей предпринимательской деятельности – предприниматель может одновременнофункционировать на различных стадиях по разным товарам и услугам. Так по товару«А» он может находится на первой стадии, а по товару «Б» — уже на третьей. Темне менее каждый товар и услуга должны вместе с предпринимателем пройти все тристадии.
Таким образом, основнойфункцией предпринимательской деятельности является развитие общественнойэкономики путем последовательного приведения ее из неравновесного в равновесноесостояние и наоборот.
Распространенным являетсяописание трех типов предпринимателей: поневоле, административный ипредприниматель – романтик. Первый из них формировался в среде руководителейсоветского предприятия и был поставлен в условия обязательного выполненияплановых заданий, не имея для этого достаточных ресурсов. Представители этоготипа сохранили качество, основанные на стремлении скорректировать план,получить дополнительные фонды, скрыть реальные ресурсы, завысить цены напродукцию, совершить приписки, брать взятки, и т.д. У них укоренилась привычкаради выполнения одного Закона – Плана, нарушать другой – Кодекс. Объективнообусловленная «виноватость» усиливала зависимость руководителя от покрывающегоего «грехи» вышестоящего начальства.
Второй – предпринимательс мандатом. Он начинал действовать на ограниченном стратегическом пространстве(важным для выживания всей системы), «при полной свободе новых комбинаций».Позитивный заметный эффект достигался быстро, но негативные последствия дляэкономики, природы и общества могли принять затяжной или необратимый характер.
Третий тип – человек,который на свой страх и риск, движимый страстью к самовыражению, осмысленной итворческой работе, занимался внедрением новых комбинаций не по правиламадминистративной системы, а в обход или против них.
2. Предпринимательствокак деятельность
В современнойотечественной психологии предпринимательство, как правило, рассматривается спозиции традиционного деятельностного подхода. Примечательно, что изначительное число зарубежных работ находится в прямом соответствии с ним.
Любая человеческая деятельность,в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она включает всебя цели – будущие результаты, на достижение которых направлена деятельность;потребности мотивы побуждающие к деятельности; предмет, видоизменение котороговозможно для достижения цели знание об этом предмете, способы и средствадостижения цели, а так же условия деятельности.
Единицей деятельностиявляется действие. Оно осуществляется такими средствами и способами, которые,отвечая условиям деятельности, способствуют реализации выбранной цели.
Данное пониманиеструктуры деятельности впервые четко сформулировано в работах Л.Н. Леонтьева идо сих пор поддерживается в отечественной психологии. Рассмотрим отдельныеэлементы этой структуры. Начнем с цели, или чего хочет добиться, получить илисоздать человек, и что является предвосхищаемым результатом.
А. Коул считает: «Цельнаправлена на создание, сохранение или увеличение ориентированной на получениеприбыли организационной единицы. Данная единица занимается производством илираспределением хозяйственных благ, чтобы добиться денежной или иной выгоды,являющейся мерой успеха, во взаимодействии с внутренней ситуацией в самойорганизации или с экономическими, политическими и социальными условиямипериода, позволяющего значительную степень принятия решений»[1].Из этого определения следует предпринимательской деятельности – получение«денежной или иной выгоды», что главная цель. Под денежной выгодой понимаетсяприбыль, которая по мнению Д. Вэнса, «в известном смысле содержит в себе такиевыгоды»[2].
Однако «средой»деятельности предпринимателя является, по выражению другого известногоамериканского исследователя Ф. Найта, неопределенность. Необходимость окунатьсяв нее возникает тогда, когда экономическая ситуация не может быть типизированана основании прошлого опыта и вероятностный характер событий неизвестенследовательно, человек является предпринимателем, если у него есть готовность кзанятию такой деятельностью, при которой само получение прибыли и ее величинабудут неопределенным. При этом человек берет на себя конечную ответственностьза реализацию своей задачи. В процессе предпринимательской деятельности, пословам И. Шумптера, «при производстве совершенно нового блага, которое в началенадо навязать потребителям хотя бы даром», должна проявиться готовность кполучению минимальной прибыли и даже убыткам.
В таких ситуацияхпроявляется исключительная особенность предпринимателя от капиталиста, котораясостоит, по утверждению И. Шумптера, в том, что этот человек отождествляет себяс делом, а не с капиталом. Только предприниматель способен замечать и делатьто, что не замечают и не делают другие люди, несмотря на рискованностьбольшинства мероприятий.
Чем же обусловленапредпринимательская цель? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотретьэлемент структуры предпринимательской деятельности, который называется мотивамиили внутренними побуждениями к деятельности.
Особое место зарубежныепсихологи уделяют мотиву достижения. По мнению Д. Маккленанда, мотив достиженияуспеха каждым отдельным человеком во многом определяет прогресс экономики всегообщества. Мотив же избегания неудачи проявляется значительно реже. Очень важнаячерта предпринимателя – вера в свой успех, а так же ответственность за принятиерешений, а также за их реализацию. Мотив соединенный с верой, придаетпредпринимательству страстность, увлеченность, создает впечатление легкостипредпринимательского труда.
И. Шумптер выделяет трипредпринимательских мотива. Первый – потребность в господстве, власти влиянии.Она материализуется в накоплении предпринимателями имущества. Второй – жаждапобеды, стремление к успеху в борьбе с соперником и с самим собой. Третий мотив– радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.
Отечественныеисследователи А.Д. Смирнов, В.Ф. Максимов, Д.Н. Акуленок и др. видятмотивационную структуру предпринимателя так. Во- первых, необходимо остроежелание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое самолюбие. Во –вторых стремиться к независимости. В – третьих, желать принести благо обществу.В – четвертых удовлетворить личные потребности в лидерстве. В – пятых проявитьпотребность в самовыражении, самоактуализации, которая является отчаянной борьбойза бессмертие. Наиболее ярко выражена такая мотивация у творческих людей, изаключается она в стремлении «оставить после себя след на земле».
Ни в однойвышеперечисленных мотивационных структур не встречается весьма актуальная длябелорусских предпринимателей мотивация вынужденного занятия этим видомдеятельности в ущерб своим интересам. Назовем ее вынужденной мотивациейобеспечения себя и своей семьи жизненно важными предметами потребления,вызванной нежеланием влачить жалкое нищенское существование.
Чтобы обеспечитьреальность воплощения в жизнь любого из вышеперечисленных мотивов, необходимсоответствующий доход. В связи с этим В.С. Автономов пишет, что достижениебольших прибылей для предпринимателя является необходимым условием дляудовлетворения жизненных потребностей, а также символом успеха.
Следующим элементомпредпринимательской деятельности является способ и средства достижения цели.Под ними понимаются особые знания, умения, навыки, а также способности изадатки.
Люди обладают врожденнымииндивидуальными различиями в задатках. Потому у некоторых имеются преимуществав овладении определенной деятельностью. Задатки определяются генетическойпрограммой и проявляются в виде способностей – прижизненных образований,формирующих социальный опыт человека, условия его жизни, обучения, воспитания.
Дж. Долан и Е. Лидсей определяютпредпринимательство как способность к творчеству: «Если вы познаете механизм,подавляющий проявления творческих потенциалов, то поймете, как создать условиядля их процветания. Создание ситуаций, максимально развивающих творческуюактивность, — ключевая проблема предпринимательства и инновационных процессов,равно как и достижение вершин в искусстве». Аналогичное понимание мы встречаему Р. Макконнэл и Л. Брю, считающих, что «предпринимательство – это особый видчеловеческих талантов – предпринимательских способностей».
Способность понимаетсяздесь как одно из качеств личности, обнаруживающееся в быстроте, глубине ипрочности овладения знаниями, умениями и навыками, применяемыми в конкретнойдеятельности. Рассмотрим некоторые точки зрения по этому вопросу.
По утверждению Шумптера,первым основным качеством предпринимателя является развитая интуиция,восполняющая недостаток информации. Автор отмечает, что основная подготовка,специальные знания, способность к логическому анализу могут стать лишьисточником неудач. Второе основное качество – сильная воля, помогающаяпреодолевать не только инерцию собственного и общественного мышления, но исопротивление среды – традиций, правовых и моральных норм и т.п. наконец,третьим качеством является развитое воображение, помогающее придумывать новыекомбинации и снижать степень неопределенности, живущую в сознании каждогопредпринимателя.
Предприниматели, поутверждению Б. Карлоф, — творческие, изобретательные, энергичные люди. Частоэто незаурядные личности, с трудом вписываются в административно-корпоративнуюкультуру. Они могут строить корабли, учится играть на пианино, создаватькомпании. В общем, значение их для создания и процветания фирмы невозможнопереоценить.
Есть еще два очень важныхкачества предпринимателя, отмечаемых исследователями. Первое – способностьдоводить дело до конца, второе – умение объединить вокруг себя людей,благоприятствующих выполнению основных задач. Профессор кафедрыпредпринимательства в США Р. Хизрич и его коллега, профессор факультетамаркетинга М. Питерс считают, что специальные курсы для предпринимателей могутвыработать у слушателей, способных к бизнесу, необходимые умения и дать нужныезнания. Ссылаясь на Р.С. Ронстад, они приводят 14 наименований особыхпредпринимательских умений и знаний.
Вот некоторые из них.
· Ясное пониманиепредпринимательства. Отделение фактов от мифов.
· Умение даватьвзвешенные оценки.
· Умение находитьнестандартные решения.
· Умениевырабатывать новые коммерческие идеи.
· Умение оцениватьперспективность новых идей.
· Знания,необходимые для создания нового дела.
· Умение оценитьвнешнюю ситуацию.
· Умение оцениватьдействия с точки зрения этики и морали.
· Умение заключатьсделки, устанавливать контакты, вести переговоры.
· Умение получитьпричитающееся.
По мнению авторов,большинство из перечисленных умений можно выработать у людей, имеющих особыеврожденные задатки, что говорит о необходимости первичного отбора на курсыпредпринимателей.
Итак, прояснено еще однопонимание предпринимательства как способности, а также необходимость находитьлюдей, обладающих этим редким даром. Во многих странах мира существуетспециальная государственная политика, поощряющая предпринимательство, исоздаются благоприятные условия для его развития. Условия являются одним изкомпонентов структуры деятельности. Следовательно, переходим к рассмотрениюследующего элемента предпринимательской деятельности под которым понимаютсяобстоятельства, способствующие или не способствующие данному роду занятий.
Чтобы человек проявилсебя как талантливый предприниматель, приносящий пользу обществу, недостаточноиметь редкие способности и определенные мотивации. Необходимы благоприятныеусловия, которые, как питательная среда, взрастят из предпринимательских семянзрелые сочные плоды экономического благосостояния.
По мнению А.И. Агеева,неизбежным атрибутом всяких структурных сдвигов создания новых и ростасуществующих производств является новаторство.
Новаторство часто идет«рука об руку» с творчеством и изобретательством. Б. Карлоф считает, чтопредпринимательство имеет много общего с творчеством, которое, в его понимании,состоит в способности интегрировать отдельные элементы знаний в абсолютно новыекомбинации.
Чтобы создать что-либоновое, даже в виде идеи, необходимо мыслить определенным образом. Далеко некаждому дано на основе прошлых знаний сконструировать принципиально новую идею,а затем с помощью способностей разрушить стереотипы общественного мышления и претворитьсвою идею в жизнь.
Итак, отличительнымичертами предпринимательства являются самостоятельность, ответственность, рискованность,инициативность, склонность к творчеству, новаторству.
Рассмотренопредпринимательство как деятельность, определена ее структура, выделеныосновные черты и общественные функции. Это позволяет дать определениепредпринимательства с точки зрения экономической деятельности.Предпринимательство – это новаторская деятельность людей, принадлежащих кособой социальной группе, называемых предпринимателями, обладающих редкимиспособностями, позволяющими нести бремя отличительных черт этой деятельности иразвивающих экономику функций с целью получения прибыли.
3. Психофизиологическийподход к исследованию предпринимательства
Каждый человек способенотождествлять себя с определенным родом деятельности. Так личность заявляет освоей индивидуальности в социуме или принадлежности к какой-либо социальнойгруппе. Собственно предпринимательство можно трактовать как состояние, спомощью которого личность отождествляет себя с данной деятельностью, заявляет освой индивидуальности и в то же время принадлежности к определенной социальнойсреде.
Попробуем взглянуть напредпринимательство с точки зрения некоторого специфического состояниячеловека, отождествляющего себя с этой деятельностью. Для этого вспомним, чтоего отличительной чертой является риск.
Существует около двухтысяч профессий, каждая из которых обладает определенной долей риска. Риск,подразумевающийся в различных профессиях, связан обычно с угрозой для здоровьяи жизни. Сущность предпринимательского риска отличается спецификой.
Люди разделяются поотношению к риску. Одни при осуществлении своей цели испытывают тягу к нему,другие избегают неудачи при выполнении действий и, следовательно, не способныдействовать в рискованных ситуациях. Почему же одни люди стремятся крискованным видам деятельности, в частности к предпринимательству, а другиеизбегают их? Согласно нейрогуморальной теории существуют люди с повышеннойактивностью симпатической нервной системы – симпатотоники. Стимуляциясимпатического отдела нервной системы позволяет снимать мышечное утомление.Симпатотоники могут долго и много работать, ни испытывая чувства усталости.Достойные представители ярко выраженного «трудового энтузиазма». Стремятся копределенным видам деятельности, поддерживающим их активность.
Предпринимательскаядеятельность вполне удовлетворяет симпатотоников наличием большого количества напряженнойработы с изобилием «пиковых ситуаций».
Известно, что необузданнаярадости и неадекватное «стремление свернуть горы на своем пути» не всегдаприводят к благоприятному исходу. Необходимо испытывать чувство надежности,уверенности в себе. Такие ощущения позволяют брать на себя ответственность, самостоятельнопринимать оптимальные решения в любых опасных ситуациях которыми изобилуетпредпринимательская деятельность. Чувство надежности определяетсянейропептидным обменом, в частности содержанием эндорфина и других гормонов, подействию сходных с морфием, в крови человека. Именно людям, испытывающимчувство надежности, дано стать хозяевами любой опасной ситуации, аследовательно и хозяевами своей судьбы, а не наоборот.
Экспериментальноустановлено, что эндорфины по действию конкурируют с морфием. Они позволяютиспытать эйфорию, окрашивая жизнь положительными эмоциями и снимая тревогу.Эндорфины оказывают заметное влияние на поведение и мотивацию. Например, ониподавляют рефлексы избегания опасности, активизируют память и психическуюдеятельности и повышают сопротивляемость к стрессам.
Итак, привычное дляпредпринимателей погружение в неопределенности приносит прибыль, а так жеприятные ощущения, что вместе доставляет удовольствие. Однако большинству людейне дано испытать такого рода удовлетворение, если неожиданно они попадут всреду неопределенности, так как вместо радости испытают страх, чувствобеспомощности и одиночества.
Наличие риска впредпринимательской деятельности обуславливает частые стрессы, возникающие отдействия чрезвычайных раздражителей. Они де приводят к напряжению адаптационныхмеханизмов организма. Согласно Г. Селье, наблюдающийся при стрессеадаптационный синдром имеет три фазы. В фазе тревоги происходит мобилизация силорганизма; на стадии резистенции – увеличение сопротивляемости к воздействиювнешних раздражителей; в фазе истощения – болезни, приводящие к смерти. Можнопредположить, что успешные предприниматели функционируют в основном на первой ивторой фазах достаточно известными сейчас являются данные о том, что дольшевсех живут люди достигшие успеха в жизни. На первом месте – духовенство, навтором – успешные предприниматели. Очевидно, что люди не способные кпредпринимательству, при первых же попытках заняться этим родом деятельноститерпят неудачи и «отсеиваются», так как попадают в третью фазу адаптационногосиндрома, где организм начинает давать сбои из-за истощения нервной системы.
Можно предположить, чтопредпринимательство – это особое состояние, выраженное интегральным комплексомэмоциональных ощущений, вызванных специфическим балансом нейрогуморальных регуляторныхмеханизмов, а также повышенной сопротивляемостью организма к стрессам.
4. Предпринимательствокак поведение
Предпринимательское поведениеявляется социально-экономическим.
Под таким поведениемпонимается цепь последовательно совершаемых поступков человека, направленных наполучение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложеннымиусилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения, и обменаматериальных и духовных ценностей.
Можно предположить, чтопредпринимательское поведение обусловлено установками, вызывающими состояниеготовности к совершению поступков предпринимательского характера в случае наличиипотребности и удовлетворяющей ее ситуации.
Степень свободы выбора,которую позволяют себе успешные предприниматели, заставляет предположить, чтоданный тип людей обладает значительно меньшим количеством фрустрирующих личностьустановок, чем другие. Область сознательного представлена здесь значительно вболее широком диапазоне. Известно, что невозможно добиться успеха, еслиповедение неадекватно ситуации. Чтобы быть «везучим», необходимо четкореагировать на изменение окружающей действительности. Особенно часто такиеизменения происходят при занятиях предпринимательством, где «неопределенность»является главной «средой обитания». В подсознании предпринимателей можетсодержаться готовность быть гибким, оптимальным успешным, творческим,обеспеченным и другие регуляторы, способствующее победе в этой жизни. Данныеустановки довольно легко можно вывести в область социального. Следовательно,есть шанс признать свое поведение или отказаться от него.
Установки несовместимые спредпринимательством сформулировал М.Мольц. Это готовность к разочарованию,неуверенности, испытанию чувства одиночества, обиды, опустошенности ииспользованию агрессии по полезным каналам приложения.
На поведениепредпринимателей влияют не только внутренние установки, но и внешниеобстоятельства, порожденные конкретной исторической обстановкой,государственной идеологией, культурой нации, а также того социального слоя, изкоторого формировался предпринимательский социум.
Живя в обществе,предприниматель знает, что любой его поступок в семье, в офисе, на улицеоценивается в позиции нравственности, что в свою очередь влияет на основнуюцель предпринимательства – получение прибыли. Поэтому предпринимательскиепоступки должны соотноситься как с национальной культурой общества, так и спредпринимательской культурой – созидаемыми и передаваемыми социальной группойпредпринимателей системами ценностей, идей и символов. Именно поведениечеловека выявляет его отношение к социальным ценностям и определяет спецификуобраза жизни.
Итак, людей, имеющихпредпринимательское поведение, объединяет одна субкультура, являющаясясоставным элементом общей национальной культуры. Эта субкультура проявляется вявных или неявных правилах поведения, спонтанно возникающих в ходе эволюциипредпринимательского социума и группирующихся в определенных культурныхтрадициях, поступках, ритуалах, обычаях, нравах или «кодексах поведения».
Заключение
Любая человеческаядеятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру.Она содержит цели – будущие результаты, на достижение которых, направленадеятельность, потребности, мотивы, побуждающие к деятельности, предметвидоизменение которого возможно для достижения цели, знания об этом предмете,способы и средства достижения цели, а также условия деятельности.
Отличительные чертыпредпринимательства, направленные на получение прибыли как главной цели, это самостоятельность,ответственность, неопределенность, рискованность, творчество, новаторство, иинициативность.
Предпринимательство –новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе,называемой предпринимателями, которые обладают редкими способностями,позволяющими нести бремя не только отличительных черт этой деятельности, но иразвивающими экономику функций с целью получения прибыли.
Предпринимательскоеповедение является социально-экономическим. Под таким поведением понимаетсяцепь последовательно совершаемых поступков, направленных на получениесубъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями иполученным результатом в процессе приобретения, хранения и обмена материальныхи духовных ценностей. Можно предположить, что предпринимательское поведенииобусловлено установками, вызывающими состояние готовности к совершениюпоступков предпринимательского характера в случае наличия потребности иситуации, ее удовлетворяющей.
Изменение установок,препятствующих предпринимательскому поведению, дело крайне трудное. Современныепсихологи придают смене установок большое значение.
Списокиспользуемой литературы
1. ВарфоломееваО. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия,1999. – 180 с.
2. Мещерякова Е.В.Психология управления: учебн. пособие. Мн.: Выш. шк., 2005. – 237.
3. Реан А.А., Бордовская Н. В., Розум. С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер,2000. – 432 с.
4. Рощин С.К. «Психология успешного предпринимательства в США». Психологический журнал. –1993. Т.14 — №5.
5. Ф.Котлер. Основы маркетинга: пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М., 2000. – 944 с.
6. ЧириковаА.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологическийжурнал. – 1990. Т. 19 — №1.