Реферат по предмету "Психология"


Психофизиология эмоций

Реферат попредмету
«Психофизиология»
на тему
«Психофизиология эмоций»

Выполнила студенткагруппы
Левченко А.А.
2010 год

Содержание
Введение
Субстрат эмоций
Теории эмоций
Методы изучения и диагностики эмоций
Заключение
Литература
Введение
Долгие годы проблемаэмоций отечественной юридической литературой практически не рассматривалась итолько одна из их составляющих — состояние аффекта изучалась в целяхустановления субъективной стороны преступления. В то же время за рубежом этотвопрос заслужил более широкого рассмотрения.
Эмоции — одна изсущественных функций нервно-психической деятельности человека, создаютличностную окраску для любого поведенческого акта и являются энергетическимкомпонентом любого вида продуктивной деятельности.
Крупнейшие отечественныефизиологи И.П.Павлов и И.М.Сеченов в своих трудах по высшей нервнойдеятельности подчеркивали тесную взаимосвязь между психическими ифизиологическими процессами в организме. Психолог Б.Д.Поршнев отмечал, чтовсякие помыслы психологии без физиологии ненаучны и вступают в противоречие ссовременным знанием.
Преступление, как всякийиной акт поведения, не может быть рассмотрено оторвано и изолированно отчеловеческой психики, от особенностей интеллектуальной, эмоциональной, волевойсферы данного человека. Оперативным сотрудникам, следователям и судьям хорошоизвестно, что воспоминания о совершенном преступлении длительное времясохраняются в памяти виновного лица. Поэтому эмоциональное состояние, котороеон пережил, можно попытаться воспроизвести в его сознании, произносяслова-раздражители, предъявляя объекты, связанные с преступлением, либодемонстрируя их изображения. У непричастного к преступлению лица этираздражители как неактуальные эмоциональных проявлений и сопровождающих ихпсихофизиологических реакций не вызовут.
Разрабатывая эту тему,А.Р.Лурия писал, что эмоции связаны не только с самим преступлением, но и с егоотдельными деталями, которые оказываются резко эмоционально окрашенными дляпреступника и практически не касаются заподозренного ошибочно. Совокупностьобразов, прямо или случайно связанных с преступлением, породившим сильноеэмоциональное переживание, образует в памяти прочный комплекс. Искусственнаяактивизация одного из элементов этого комплекса, даже против воли субъекта,автоматически воссоздает в сознании все его элементы.
Таким образом,эмоциональная и психофизиологическая сферы человека тесно взаимосвязаны совсеми сторонами его деятельности, не исключая и преступных действий управонарушителей. Детектор лжи успешно решает поставленные задачи
Субстрат эмоций
Возникновение ипротекание эмоций тесно связано с деятельностью модулирующих систем мозга,причем решающую роль играет лимбическая система.
/>
Лимбическая система — комплекс функциональносвязанных между собой филогенетически древних глубинных структур головногомозга, участвующих в регуляции вегетативно-висцеральных функций и поведенческихреакций организма. Термин «лимбическая система» ввел в 1952 г. Мак Лин. Однако еще ранее, в 1937 г. Папец предположил наличие «анатомического» эмоционального кольца. В него входили: гиппокамп— свод — мамиллярные тела — переднее ядро таламуса — поясная извилина —гиппокамп. Папец считал, что любая афферентация, поступающая в таламус,разделяется на три потока: движения, мысли и чувства. Поток «чувств»циркулирует по анатомическому «эмоциональному кольцу», создавая такимобразом физиологическую основу эмоциональных переживаний.
/>/>Круг Папеца лег в основу лимбической системы. В своихосновных частях она сходна у всех млекопитающих. К лимбической системе, кромекольца Папеца, принято относить: некоторые ядра гипоталамуса, миндалевидноетело, или миндалину (клеточное скопление, величиной с орех), обонятельнуюлуковицу, тракт и бугорок, неспецифические ядра таламуса и ретикулярнуюформацию среднего мозга. В совокупности эти морфологические структуры образуютединую гипоталамо-лимбико-ретикулярную систему. Центральной частью лимбическойсистемы является гиппокамп. Кроме того, существует точка зрения, что передняялобная область является неокортикальным продолжением лимбической системы.
Нервные сигналы,поступающие от всех органов чувств, направляясь по нервным путям ствола мозга вкору, проходят через одну или несколько лимбических структур — миндалину,гиппокамп или часть гипоталамуса. Сигналы, исходящие от коры, тоже проходятчерез эти структуры. Различные отделы лимбической системы по-разномуответственны за формирование эмоций. Их возникновение зависит в большей степениот активности миндалевидного комплекса и поясной извилины. Однако лимбическаясистема принимает участие в запуске преимущественно тех эмоциональных реакций,которые уже апробированы в ходе жизненного опыта.
Существуют убедительныеданные в пользу того, что ряд фундаментальных человеческих эмоций имеетэволюционную основу. Эти эмоции оказываются наследственно закрепленными влимбической системе.
Ретикулярная формация. Важную роль в обеспечении эмоцийиграет ретикулярная формация ствола мозга. Как известно, волокна от нейроновретикулярной формации идут в различные области коры больших полушарий.Большинство этих нейронов считаются «неспецифическими», т.е. вотличие от нейронов первичных сенсорных зон, зрительных или слуховых,реагирующих только на один вид раздражителей, нейроны ретикулярной формациимогут отвечать на многие виды стимулов. Эти нейроны передают сигналы от всехорганов чувств (глаз, кожи, мышц, внутренних органов и т.д.) к структурамлимбической системы и коре больших полушарий.
/>/>Некоторые участки ретикулярной формации обладают болееопределенными функциями. Так, например, особый отдел ретикулярной формации,называемый голубым пятном (это плотное скопление нейронов, отростки которыхобразуют широко ветвящиеся сети с одним выходом, использующие в качествемедиатора норадреналин), имеет отношение к пробуждению эмоций. От голубогопятна к таламусу, гипоталамусу и многим областям коры идут нервные пути, покоторым пробудившаяся эмоциональная реакция может широко распространяться повсем структурам мозга. По некоторым данным, недостаток норадреналина в мозгуприводит к депрессии. Положительный эффект электрошоковой терапии, вбольшинстве случаев устраняющей депрессию у пациента, связан с усилениемсинтеза и ростом концентрации норадреналина в мозге. Результаты исследованиямозга больных, покончивших с собой в состоянии депрессии, показали, что онобеднен норадреналином и серотонином. Возможно, что норадреналин играет роль ввозникновении реакций, субъективно воспринимаемых как удовольствие. Во всякомслучае дефицит норадреналина проявляется в появлении депрессивных состояний,связанных с тоской, а недостаток адреналина связывается с депрессиями тревоги.
/>Другойотдел ретикулярной формации, называемый черной субстанцией, представляет собойскопление нейронов, также образующих широко ветвящиеся сети с одним выходом, новыделяющих другой медиатор — дофамин, который способствует возникновениюприятных ощущений. Не исключено, что он участвует в возникновении особогопсихического состояния — эйфории.
Лобные доли коры больших полушарий из всехотделов коры мозга в наибольшей степени ответственны за возникновение иосознание эмоциональных переживаний. К лобным долям идут прямые нейронные путиот таламуса, лимбической системы, ретикулярной формации.
Ранения людей в областилобных долей мозга показывают, что чаще всего у них наблюдаются изменениянастроения от эйфории до депрессии, а также своеобразная утрата ориентировки,выражающаяся в неспособности строить планы. Иногда изменения психики напоминаютдепрессию: больной проявляет апатию, утрату инициативы, эмоциональнуюзаторможенность, равнодушие к сексу. Иногда же изменения сходны спсихопатическим поведением: утрачивается восприимчивость к социальным сигналам,появляется несдержанность в поведении и речи.
/>Межполушарнаяасимметрия и эмоции.Есть немало фактов, говорящих о том, что в обеспечении эмоциональной сферычеловека левое и правое полушария головного мозга вносят разный вклад. Болееэмоциогенным является правое полушарие. Так, у здоровых людей обнаруженопреимущество левой половины зрительного поля (т.е. правого полушария) приоценке выражения лица, а также левого уха (тоже правого полушария) — при оценкеэмоционального тона голоса и других звуковых проявлений человеческих чувств(смеха, плача), при восприятии музыкальных фрагментов. Помимо этого выявленотакже более интенсивное выражений эмоций (мимические проявления) на левойполовине лица. Существует также мнение, что левая половина лица в большейстепени отражает отрицательные, правая — положительные эмоции. По некоторымданным эти различия проявляются уже у младенцев, в частности в асимметриимимики при вкусовом восприятии сладкого и горького.
Из клиники известно, чтоэмоциональные нарушения при поражении правого полушария выражены сильнее, приэтом отмечается избирательное ухудшение способности оценивать иидентифицировать эмоциональную экспрессию в мимике. При левостороннихпоражениях у больных часто возникают приступы тревоги, беспокойства и страха,усиливается интенсивность отрицательных эмоциональных переживаний. Больным с поражениямправого полушария более свойственны состояния благодушия, веселости, а такжебезразличия к окружающим. Им трудно оценить настроения и выявить эмоциональныекомпоненты речи других людей. Клинические наблюдения за больными спатологическим навязчивым смехом или плачем показывают, что патологический смехчасто связан с правосторонними поражениями, а патологический плач — слевосторонними.
Функция восприятия эмоцийпо выражению лица у больных с поврежденным правым полушарием страдает больше,чем у людей с поврежденным левым полушарием. При этом знак эмоций не имеетзначения, однако когнитивная оценка значимости эмоциональных слов оказывается утаких больных адекватной. Иными словами у них страдает только восприятие эмоций.Право- и левосторонние поражения по-разному влияют и на временные аспектыэмоциональных явлений: с поражением правого полушария чаще связаны внезапные аффективныеизменения, а с поражением левого — долговременные эмоциональные переживания.
По некоторымпредставлениям левое полушарие ответственно за восприятие и экспрессиюположительных эмоций, а правое — отрицательных. Депрессивные переживания,возникающие при поражении левого полушария, рассматриваются как результатрастормаживания правого, а эйфория, нередко сопровождающая поражение правогополушария, — как результат растормаживания левого.
Существуют и другиеподходы к описанию специфики межполушарного взаимодействия в обеспеченииэмоций. Например, высказывается предположение, что тенденция правого полушарияк синтезу и объединению множества сигналов в глобальный образ играет решающуюроль в выработке и стимулировании эмоционального переживания. В то же времяпреимущество левого полушария в анализе отдельных упорядоченных во времени ичетко определенных деталей используется для видоизменения и ослабленияэмоциональных реакций. Таким образом, когнитивные и эмоциональные функции обоихполушарий тесно связаны и в когнитивной сфере, и в регуляции эмоций.
По другим представлениям,каждое из полушарий обладает собственным эмоциональным «видением»мира. При этом правое полушарие, которое рассматривается как источник бессознательноймотивации, в отличие от левого воспринимает окружающий мир в неприятном, угрожающем свете,но именно левое полушарие доминирует в организации целостного эмоциональногопереживания на сознательном уровне. Таким образом, корковая регуляция эмоцийосуществляется в норме при взаимодействии полушарий./> Теорииэмоций
/>
Проблемы происхождения ифункционального значения эмоций в поведении человека и животных представляютпредмет постоянных исследований и дискуссий. В настоящее время существуетнесколько физиологических теорий эмоций.
Биологическая теорияДарвина. Одним изпервых, кто выделил регуляторную роль эмоций в поведении млекопитающих, былвыдающийся естествоиспытатель Ч. Дарвин. Проведенный им анализ эмоциональныхвыразительных движений животных дал основания рассматривать эти движения каксвоеобразное проявление инстинктивных действий, исполняющих роль биологическизначимых сигналов для представителей не только своего, но и других видов животных.Эти эмоциональные сигналы (страх, угроза, радость) и сопровождающие ихмимические и пантомимические движения имеют адаптивное значение. Многие из нихпроявляются с момента рождения и определяются как врожденные эмоциональныереакции.
Каждому из нас знакомымимика и пантомимика, сопровождающая эмоциональные переживания. По выражениюлица человека и напряжению его тела довольно точно можно определить, что онпереживает: страх, гнев, радость или другие чувства.
Итак, Дарвин первымобратил внимание на особую роль в проявлении эмоций, которую играет мышечнаясистема организма и в первую очередь, те ее отделы, которые участвуют ворганизации специфических для большинства эмоций движений тела и выраженийлица. Кроме того, он указал на значение обратной связи в регуляции эмоций,подчеркивая, что усиление эмоций связано с свободным внешним их выражением.Напротив, подавление всех внешних признаков эмоций ослабляет силуэмоционального переживания.
Однако, кроме внешнихпроявлений эмоций, при эмоциональном возбуждении наблюдаются изменения частотысердечного ритма, дыхания, мышечного напряжения и т.д. Все это свидетельствуето том, что эмоциональные переживания тесно связаны с вегетативными сдвигами ворганизме. Какова природа этой связи и какие физиологические механизмы лежат воснове эмоционального переживания?
/>ТеорияДжеймса-Ланге — однаиз первых теорий, пытавшихся связать эмоции и вегетативные сдвиги в организмечеловека, сопровождающие эмоциональные переживания. Она предполагает, что послевосприятия события, вызвавшего эмоцию, человек переживает эту эмоцию какощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е. физическиеощущения и есть сама эмоция. Как утверждал Джеймс: " мы грустим, потомучто плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим".
Теория неоднократноподвергались критике. В первую очередь отмечалось, что ошибочно само исходноеположение, в соответствии с которым каждой эмоции соответствует свойсобственный набор физиологических изменений. Экспериментально было показано,что одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать разные эмоциональныепереживания. Другими словами, физиологические сдвиги имеют слишком неспецифическийхарактер и потому сами по себе не могут определять качественное своеобразие испецифику эмоциональных переживаний. Кроме того, вегетативные изменения ворганизме человека обладают определенной инертностью, т.е. могут протекатьмедленнее и не успевать следовать за той гаммой чувств, которые человекспособен иногда переживать почти одномоментно (например, страх и гнев или страхи радость).
Таламическая теория Кеннона-Барда. Эта теория в качестве центральногозвена, ответственного за переживание эмоций, выделила одно из образованийглубоких структур мозга — таламус (зрительный бугор). Согласно этой теории, привосприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала поступают вталамус, где потоки импульсации делятся: часть из них поступает в кору большихполушарий, где возникает субъективное переживание эмоции (страха, радости идр.). Другая часть поступает в гипоталамус, который, как уже неоднократноговорилось, отвечает за вегетативные изменения в организме. Таким образом, этатеория выделила как самостоятельное звено субъективное переживание эмоции исоотнесла его с деятельностью коры больших полушарий.
Активационная теорияЛиндсли. Центральнуюроль в обеспечении эмоций в этой теории играет активирующая ретикулярнаяформация ствола мозга. Активация, возникающая в результате возбуждение нейроновретикулярной формации, выполняет главную эмоциогенную функцию. Согласно этойтеории, эмоциогенный стимул возбуждает нейроны ствола мозга, которые посылаютимпульсы к таламусу, гипоталамусу и коре. Таким образом, выраженнаяэмоциональная реакция возникает при диффузной активации коры с одновременнымвключением гипоталамических центров промежуточного мозга. Основное условиепоявления эмоциональных реакций — наличие активирующих влияний из ретикулярнойформации при ослаблении коркового контроля за лимбической системой. Предполагаемыйактивирующий механизм преобразует эти импульсы в поведение, сопровождающеесяэмоциональным возбуждением. Эта теория, разумеется, не объясняет всехмеханизмов физиологического обеспечения эмоций, но она позволяет связатьпонятия активации и эмоционального возбуждения с некоторыми характернымиизменениями в биоэлектрической активности мозга.
Биологическая теорияП.К. Анохина, как итеория Дарвина, подчеркивает эволюционный приспособительный характер эмоций, ихрегуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающейсреде. Согласно этой теории, в поведении живых существ условно можно выделитьдве основные стадии, которые, чередуясь, составляют основу жизнедеятельности:стадию формирования потребностей и стадию их удовлетворения. Каждая из стадийсопровождается своими эмоциональными переживаниями: первая, в основном, —негативной окраски, вторая, напротив, позитивной. Действительно, удовлетворениепотребности, как правило, связано с чувством удовольствия. Неудовлетвореннаяпотребность всегда является источником дискомфорта. Таким образом, сбиологической точки зрения эмоциональные ощущения закрепились как своеобразныйинструмент, удерживающий процесс адаптации организма к среде в оптимальныхграницах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избыткакаких-либо факторов для его жизни.
Итак, суть биологическойтеории состоит в следующем: положительное эмоциональное состояние (например,удовлетворение какой-либо потребности) возникает лишь в том случае, еслиобратная информация от результатов совершенного действия точно совпадает сожидаемым результатом, т.е. акцептором действия. Таким образом, эмоцияудовлетворения закрепляет правильность любого поведенческого акта в том случае,если его результат достигает цели, т.е. приносит пользу, обеспечиваяприспособление. Напротив, несовпадение получаемого результата с ожиданияминемедленно ведет к беспокойству и поиску, который может обеспечить достижениетребуемого результата, и, следовательно, к полноценной эмоции удовлетворения. Сточки зрения Анохина, во всех эмоциях, начиная от грубых низших и заканчиваявысшими, социально обусловленными, используется одна и та же физиологическаяархитектура.
Информационная теорияэмоций вводит в круганализируемых явлений понятие информации. Эмоции тесно связаны с информацией,которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоции возникают из-занеожиданного события, к которому человек не был готов. В то же время эмоция невозникает, если мы встречаем ситуацию с достаточным запасом нужных сведений.Отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации иособенно при недостаточной информации, положительные — при получениидостаточной информации, особенно когда она оказалась лучше ожидаемой.
С точки зрения автораэтой теории П.В. Симонова, эмоция — это отражение мозгом человека и животныхкакой-то актуальной потребности (ее качества и величины), а также вероятности(возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетическогои ранее приобретенного индивидуального опыта. Видно, что небольшая вероятностьудовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций.Напротив, возрастание вероятности достижения цели, т.е. удовлетворенияпотребности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом приводит к возникновениюположительных эмоций.
Эта теория на первый планвыдвигает оценочную функцию эмоций, которая всегда представляет собой результатвзаимодействия двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможностиудовлетворения этой потребности).
Теория дифференциальныхэмоций. Центральнымположением этой теории является представление о существовании некоторого числабазисных эмоций, каждая из которых обладает присущими только ей мотивационнымии феноменологическими свойствами.
/>
Базисные эмоции (радость,страх, гнев и др.) ведут к различным внутренним переживаниям и различнымвнешним проявлениям и могут взаимодействовать друг с другом, ослабляя илиусиливая одна другую.
Каждая эмоция включаеттри взаимосвязанных компонента:
·          нейроннуюактивность мозга и периферической нервной системы (неврологический компонент);
·          деятельностьпоперечно-полосатой мускулатуры, обеспечивающей мимическую и пантомимическуювыразительность и обратную связь в системе «тело/лицо-мозг»(выразительный компонент);
·          субъективноеэмоциональное переживание (субъективный компонент).
Каждый из компонентовобладает определенной автономностью и может существовать независимо от других.
К сожалению, теориядифференциальных эмоций не дает удовлетворительного объяснения тому, какактуализируется та или иная эмоция, каковы внешние и внутренние условия еепробуждения. Кроме того, недостатком этой теории является нечеткость вопределении собственно базисных эмоций. Их число колеблется от четырех додесяти. Для выделения используются эволюционные и кросскультурные данные.Наличие сходных эмоций у человекообразных обезьян и людей, а также у людей,выросших в разных культурах, свидетельствует в пользу существования рядабазисных эмоций. Однако способность эмоциональных процессов вступать вовзаимодействие и образовывать сложные комплексы эмоционального реагированиязатрудняет четкое выделение фундаментальных базисных эмоций.
Нейрокультурная теорияэмоций быларазработана П. Экманом в 70-е гг. ХХ в. Как и в теории дифференциальных эмоций,ее исходным положением является представление о шести основных (базисных)эмоциях. Согласно этой теории, экспрессивные проявления основных эмоций (гнева,страха, печали, удивления, отвращения, счастья) универсальны и практически нечувствительны к воздействию факторов среды. Другими словами, все людипрактически одинаково используют мышцы лица при переживании основных эмоций.Каждая из них связана с генетически детерминированной программой движениялицевых мышц.
 Тем не менее принятые в обществе нормы социального контроля определяют правилапроявления эмоций. Например, японцы обычно маскируют свои отрицательныеэмоциональные переживания, демонстрируя более позитивное отношение к событиям,чем это есть в реальности. О механизме социального контроля проявления эмоцийсвидетельствуют так называемые кратковременные выражения лица. Они фиксируютсяво время специальной киносъемки и отражают реальное отношение человека кситуации, чередуясь с социально нормативными выражениями лица. Длительностьтаких подлинных экспрессивных реакций составляет 300-500 мс. Таким образом, вситуации социального контроля люди способны контролировать выражение лица в соответствиис принятыми нормами и традициями воспитания.
Из всего вышеизложенногоследует, что единой общепринятой физиологический теории эмоций не существует.Каждая из теорий позволяет понять лишь некоторые стороны психофизиологическихмеханизмов функционирования эмоционально-потребностной сферы человека, выводяна первый план проблемы: адаптации к среде (теории Дарвина, Анохина), мозговогообеспечения и физиологических показателей эмоциональных переживаний(таламическая и активационная теории, теория Экмана), вегетативных игомеостатических компонентов эмоций (теория Джемса-Ланге), влиянияинформированности на эмоциональное переживания (теория Симонова), спецификибазисных эмоций (теория дифференциальных эмоций).
Многообразие несогласованных друг с другом подходов осложняет воссоздание целостной картины исвидетельствует о том, что появление единой логически непротиворечивой теорииэмоций, видимо, дело отдаленного будущего.  Методыизучения и диагностики эмоций
/>
Изучение физиологическихмеханизмов эмоций — многосторонний процесс, который включает эксперименты наживотных, связанные с раздражением и разрушением отдельных участков мозга,изучение особенностей эмоционального реагирования у пациентов с различнымипоражениями мозга, а также лабораторные исследования здоровых людей припереживании ими искусственно создаваемых эмоциогенных ситуаций.
Электрическая стимуляциямозга. Стимуляция разных отделов мозга через вживленные электроды нередковызывает эмоциональные переживания у пациентов, а также своеобразные измененияповедения у животных.
 При стимуляции различных отделов гипоталамуса у кошки может быть получена,например, реакция «бегства», когда животное отчаянно ищет убежища.Стимуляция образований среднего мозга ведет к активации с положительной илиотрицательной эмоциональной окраской или к состоянию успокоения. Раздражениепередней и нижней поверхности височной доли вызывает чувство страха; переднегои заднего отделов гипоталамуса — тревоги и ярости; перегородки — наслаждения;миндалевидного тела — страха, ярости и гнева, а в некоторых случаях иудовольствия.
/>Широкуюизвестность приобрели опыты Д. Олдса, в которых крысам вживляли электроды вразные области гипоталамуса. Крысы, обнаружив связь между нажатием педали иполучением стимуляции, в некоторых случаях продолжали стимулировать свой мозг споразительным упорством. Они могли нажимать на педаль по несколько тысяч раз вчас в течение десяти часов, доходя до полного изнеможения. Участкигипоталамуса, которые крысы стремились раздражать, получили название«центров удовольствия». По аналогии с этим были выявлены участкимозга, раздражения которых животные всеми силами старались избегать.
Электростимуляциюпроводили также у некоторых больных во время операций на головном мозге.Некоторые из таких операций проходят без общего наркоза, поскольку манипуляциис мозговой тканью не вызывают боли. Во время подобной операции с больнымвступали в контакт и выясняли, что он испытывает при раздражении тех или иныхточек. Больные нередко сообщали о приятных ощущениях, возникавших прираздражении участков мозга, которые примерно соответствуют расположению«центров удовольствия» у животных. Точно так же были выявленыучастки, раздражение которых вызывало неприятные ощущения.
Разрушение мозга.Частично влияние повреждения разных отделов мозга было проанализировано выше,когда рассматривалась проблема морфофизиологического субстрата эмоций. Клиникаочаговых поражений мозга дает немало сведений о том, как влияют на протеканиеэмоциональных переживаний человека повреждение лобных долей мозга, левого иправого полушария.
Наряду с этим имеетсябольшой массив экспериментальных исследований на животных, в которыхпроводилось целенаправленное разрушение или удаление отдельных эмоциогенных зонс целью выявления эффектов этого вмешательства. Хорошо известны эксперименты наобезьянах с разрушением миндалевидного ядра, в результате чего ранеедоминирующий в группе самец занимал самое низкое положение в стадной иерархии.
Диагностика эмоциональныхпереживаний. Физиологические проявления эмоциональных переживаний здоровогочеловека широко исследуются в лабораторных условиях. При этом, как правило,используется метод психологического моделирования, т.е. либо создаются условия,непосредственно вызывающие у индивида эмоциональное напряжение (например,критические замечания в адрес его деятельности в условиях эксперимента), либоиспытуемому предъявляют внешние стимулы, заведомо провоцирующие возникновениетех или иных эмоций (например, фотографии, вызывающие отвращение). При изучениифизиологических коррелятов эмоциональных переживаний обычно сравниваютсяданные, полученные в состоянии покоя и при эмоциональном напряжении.
Изучение мимики лица. Повыражению лица человека нередко можно определить, какие чувства он переживает.Особенности мимики при переживании эмоций получили название лицевой экспрессии.В работах П. Экмана была разработана особая техника идентификации эмоций повыражению лица. Существует атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для 6 базисныхэмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости. Кроме этого,была детально изучена анатомия лицевых мышц, было выделено 24 варианта реакцийотдельных мышц и 20 вариантов, отражающих работу групп мышц. Проводилось прямоесопоставление силы переживания с активностью мышц лица. Оказалось, например,что переживание счастья связано с активностью большой скуловой мышцы. Чемсильнее активность этой мышцы, тем выше уровень субъективной оценкипереживаемого «счастья» при просмотре приятного фильма. По активностибольшой скуловой мышцы можно предсказывать появление положительногоэмоционального переживания. В то же время отрицательные эмоции (гнев, печаль)сочетаются с подавлением активности большой скуловой мышцы и возрастаниемактивности мышцы нахмуривания.
Реакции сердечно — сосудистойсистемы. Изменения деятельности сердца, вне зависимости от того, идет ли речьоб урежении или учащении сердечных сокращений, служат наиболее надежнымиобъективными показателями степени эмоционального напряжения у человека посравнению с другими вегетативными функциями при наличии двух условий:эмоциональное переживание характеризуется сильным напряжением и не сопровождаетсяфизической нагрузкой.
Сильное эмоциональноенапряжение без всякой физической нагрузки может существенно изменять частотусердечных сокращений. Например, у переводчиков-синхронистов частота сердечныхсокращений (ЧСС) во время работы достигает иногда 160 ударов в минуту. При этомдаже значительная физическая нагрузка у них же увеличивает ЧСС до 145 ударов вминуту.
/>/>Заключение
В настоящее время еще нетполного представления о всех возможных психофизиологических показателяхразличных эмоциональных реакций и состояний. Очевидно, однако, что вподавляющем большинстве случаев выделенные корреляты и средства диагностикиэмоций не обладают необходимой мерой специфичности. Другими словами, изменениябольшинства показателей не позволяют судить о качестве мотивационного иэмоционального напряжения, а лишь о его динамике во времени и отчасти о силе.
Одним из путей, которыйпоможет раскрыть психофизиологические закономерности эмоционально — потребностнойсферы человека, должно стать комплексное психологическое, морфофизиологическоеи нейрохимическое изучение всей совокупности процессов, обеспечивающихфункционирование этой сферы в индивидуальном развитии./>
Литература
1. Годфруа Ж. Что такое психология?: В 2 т. М.:Мир, 1992. Т.1.
2. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс,1998.
3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшейнервной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.
4. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1980.
5. Основы психофизиологии / Под ред.Ю.И.Александрова. М.: ИНФРА-М, 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.