Реферат по предмету "Психология"


Психосоциальные аспекты реабилитации при наркозависимости

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕАСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ
ПлашкоР.В. КФ МГЭИ, 5 курс.
Нормализациясемейных отношений является одной из самых важ­нейших задач реабилитациинаркозависимых и больных алкоголизмом, так как включение членов семьи вреабилитационный процесс, в 2-3 раза по­вышает его эффективность (Meyenberg R.,1988).
Дляразработки обоснованной программы психологической поддержки наркозависимогоподростка, необходимо исследование содержания и соци­ально-психологическихмеханизмов формирования личностных изменений у подростков, а так же изучениеспецифики структуры внутрисемейных и ро­дительско-детских отношений в их семьях(РДО).
Предполагается,что у наркозависимых подростков личностные деформации формируются в средеподростков и в семье, т.е превалируют социально-психологические факторы наотношение человека к наркотикам.
Длядостижения общей цели работы необходима разработка детальной характеристикисфер личностных деформаций, через рассмотрение их формирования в системеотношений подростка. В процессе работы в этом направлении были определеныследующие сферы:
1.Сфера самосознания и самооценки (отношение к себе как к личности).
2.Сфера мотивации, отношение к причинам, порождающим опреде­ленное поведение.
3.Сфера общения, социальных отношений.
4.Сфера психологической защиты, особенности отношения к травми­рующим событиям иситуациям, переживание удачных моментов жизни.
5.Морально-волевая сфера, особенности отношения к собственному по­ведению иповедению других людей.
6.Аффективно-эмоциональная сфера отношений к предметам и явлени­ям окружающегомира.
Испытуемымивыступили подростки в возрасте 15-18 лет, состоящие на учете у подростковоговрача-нарколога психоневрологического диспансера г. Воркуты (экспериментальнаягруппа) и 14-16 летние учащиеся средней об­щеобразовательной школы N 40 г.Воркуты (контрольная группа). В обеих группах было протестировано 48 человек.Экспериментальная группа состояла из 31 юноши и 17 девушек, контрольная из 22юношей и 26 девушек.
Использовалиськонстатирующий и сравнительный методы исследования. В качестве эмпирическогометода использованы: для исследования личност­ных особенностей подростков всфере самосознания и са­моотношения блок методик разработанных А.С.Спиваковской — перспектив­ные рисунки «Я» и  «Каким я хочубыть» («Я — реальное», «Я — идеальное» и модифицированныеварианты методики Дембо-Рубинштейна).
Дляизучения самоотношения подростка использовался стандартный бланк методикиДембо-Рубенштейна, на листе бумаги была изображена лестница из 10 ступеней. Мывыбрали, более общую шкалу — «плохой» — «хо­роший».
Дляисследования особенностей развития мотивационной сферы под­ростков мыиспользовали методики «Изучение мотивов взаимодействия с взрослыми» и«Изучение мотивов поведения в ситуации выбора», разрабо­танные Ю.А.Афонькиной и Г.А. Урунтаевой.
Длядиагностики коммуникативных навыков подростка с наркозави­симостью,определяющих особенности развития их социальных отношений, мы использовалиметод научного наблюдения во время беседы с подростковым врачом-наркологом и натренинговых занятиях у психотерапевта.
Длядиагностики личностных особенностей подростков в сфере соци­альных отношенийиспользовалась проективная психодиагностическая мето­дика Рене-Жиля.Посредством ее применения планировалось оценить соци­альную приспособленностьподростков, особенности поведения в ситуации социального взаимодействия, атакже их восприятие отношений в семье.
Дляисследования осо6енностей реагирования на фрустрирующие си­туации подростков,как формы проявления их защитных механизмов, ис­пользовался вариант теста — ассоциацииизображений Розенцвейга. Для выявления эмоциональных особенностейиспользовались результаты ин­терпретации проективных рисунков, в ходенаблюдения за общением нарко­зависимых подростков отмечались их эмоциональныереакции. В качестве дополнительного источника информации использовалисьанамнестические данные (anamnesis vitae, anamnesis morbi).
Длядиагностики развития морально-волевых качеств подростков ис­пользовались методынаблюдения и беседы, касающейся осознания под­ростком нравственных основ поведения.Таким образом, в результате срав­нительного исследования личностныхособенностей подростков, страдающих наркозависимостью, были выделеныспецифические характеристики лично­стного развития наркозависимых подростков исоциально-психологические механизмы их формирования, содержание которыхпредставлено в выводах:
1.Основным механизмом развития личностных изменений у наркоза­висимых подростков- является социальное сравнение. Оно определяет фор­мирование негативногосамоотношения, преобладание эмоциональной на­правленности взаимодействия свзрослыми вследствие осознания соб­ственной неполноценности в ходе общения сосверстниками и ослабление коммуникативной направленности, несущей угрозусамооценке подростка.
2.Формирование самоотношения в структуре личности определяется со­циально-психологическиммеханизмом компенсации чувства неудовле­творенности собой, возникающего всоциальном взаимодействии. Он реа­лизуется путем активизации коммуникативныхотношений, что находит вы­ражение в связи между самооценкой подростка и егостремлением к ли­дерству в группе.
 3.Стержневым моментом формирования личности наркозависимого подростка являетсяусиление самозащитных тенденций, выражающееся в активном избегании травмирующихвоздействий, а также в реализации эго­защитного типа реагирования вфрустрирующих ситуациях. Это определяет строение защитных структурнаркозависимых подростков, а также особен­ности мотивации их взаимодействия совзрослыми.
 Входе работы по исследованию специфики и особенностей структуры отношений всемьях наркозависимых подростков изучалась структура пред­ставлений членовсемьи друг о друге и о семье в целом, для этого ис­пользовалась методиканаписания проективного сочинения «Я и моя семья», а также проективныйрисунок «Я и моя семья». При изучении вопросов, свя­занных сособенностями межличностной коммуникации в семье был исполь­зован метод беседыи взрослый вариант методики изучения способов реаги­рования на фрустрационныеситуации Розенцвейга. Изучая взаимопонимания в семейном общении, мы использовалимодифицированный вариант методи­ки Розенцвейга. Испытуемым предлагалосьвыполнить задания, отвечая сна­чала за себя, а затем попробовать«угадать» ответы своего супруга. Прове­денное исследование выявилоспецифику развития структуры и взаимоотно­шений в семьях наркозависимыхподростков, что дает основания сделать следующие выводы:
1.Семьи наркозависимых подростков отличаются недифференциро­ванностью и низкойструктурированностью субъективных представлений о членах семьи по сравнению ссемьями здоровых детей.
2.Для семей подростков с наркозависимостью, характерно наличие за­щитныхтенденций, выраженных в нежелании решать или выносить на обсу­ждениесуществующие проблемы. Их развитие связано с деструктивным ти­пом семейнойструктуры.
3.В экспериментальных группах зафиксировано расхождение в субъ­ективномвосприятии семьи между детьми и родителями «тенденция идеа­лизации»или «тенденция отрицания». Это подтверждает вывод о сущест­вовании иусилении защитных механизмов в семьях наркозависимых под­ростков.
4.В исследуемых группах различаются направленность и типы реакций в коммуникации.Родители наркозависимых подростков склонны к внешнеоб­винительным реакциям иждут разрешения конфликтов от других людей. От­сутствие ответственности заразрешение ситуации ведет к восприятию ее как деструктивной и обусловливаетдеструктивный тип развития семьи.
5.Обнаружены значимые различия между семьями здоровых и нарко­зависимыхподростков по параметру «конструктивность – деструктивность отношений».Это связано с меньшей интегрированностью семей последних.
6.Обнаружены значимые различия между семьями здоровых и нарко­зависимыхподростков по параметру «здоровый образ жизни», с чем связано снижениекритичности оценки наркомании, как явления.
Полученныев исследовании данные могут быть использованы для осуще­ствленияиндивидуального и дифференцированного подхода к наркозависи­мым подросткам врамках комплексной борьбы с наркотизмом несовершен­нолетних и оказания импсихосоциальной и медикосоциальной помощи

Списоклитературы.
    1.Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике — СПб.: ПитерКом, 1999.
    2.Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактив­нымивеществами в подростковом возрасте. — СПб.: Алетейя, 2006.
    3.МКБ-10/IСD-10. Психические расстройства и расстройства поведения(FОО — F99) / (КлассV МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации). М., 1998
    4.Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам.Женева: ВОЗ. 1996.
    5.Соломзес ДЖ. А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Иллойн, 1998.
    6.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.:Издательство«Питер»,2005.
7.Meyenberg R. Why do youth turn to drugs? Aspects of drug addiction prevention inand out of schoo1s. Alcoho1, drugs and tobacco: Prev. and control / Rea1 ANDaspirate.: Proc 35 Th. Int. Kong. Alc. and Drug Depend, Oslo 31 Juli — 6 Aug.Abstr. — Lausanne. 1988. Р. 270.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.