Реферат по предмету "Психология"


Психолого-педагогические факторы возникновения конфликтов в юношеском возрасте

Учреждение образования
Белорусский государственный педагогический университет
им. М. Танка
 
Кафедра психологии
Психолого-педагогические факторы возникновения конфликтов вюношеском возрасте

                                                              курсовая работа студента
                                                              III курса 33группы      
                                                              факультета народной культуры
                                                             Лебедева Алексея Юрьевича
    
                                                 научный руководитель:
Макаренко Ольга Анатольевна
Минск, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Теоретическая часть
   Понятие конфликтав отечественной и зарубежной психологии
1.2. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии
1.3. Исследование конфликтов взападных и русскоязычных странах
1.4. Становление личности в юношеском возрасте
1.5.   Напряжённость в отношениях междуюношами и родителями
1.6. Суть конфликта; факторы, влияющие на возникновениеконфликта; последствия конфликтов
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование
2.1. Методы и организация исследования
2.2. Анализ проведённого исследования и обработка результатов
2.3. Рекомендации
Заключение  
Список использованных источников
Приложение

Введение
 
Актуальность:человек живет вобществе. Общество состоит из личностей, связанных между собой семейными,профессиональными, религиозными связями.  У каждого есть свои потребности,стремления, цели. Общность стремлений, целей, нужд сопутствует созданию групп,коалиций, партий.
Схожестьстремлений может привести к возникновению разногласий меж­ду группами иличностями. Значит, здесь уже уместно ввести такое понятие как конфликт. Т.к.это довольно частое психологическое явление в нашем обществе.
Возникновениеконфликта зависит от того, как воспринимается и понимает­ся ситуация, а так же,как ведут себя ее участники.
Поэтомутема моей курсовой работы «психолого-педагогические факторы возникновенияконфликтов в юношеском возрасте» является на сегодня одной из самых актуальныхв психологии.
Цель работы: является исследование возникновенияконфликтов в юношеском возрасте.
Объект исследования: поведение личности в конфликтнойситуации.
Предмет исследования: взаимосвязь родителей и стилейповедения личности в конфликте.
Гипотеза исследования: представление о поведении вконфликте между родителями и детьми старшего школьного возраста определяет:конфликт по поводу экономических взаимоотношений внутри семьи; недостаточнаястепень доверия родителей к своим детям; конфликты чаще всего случаются междуюношами и отцами.
Задачи исследования:
1.  провести анализлитературы по проблеме возникновения конфликта в старшем школьном возрасте.
2.  изучениеконфликта в западных и русскоязычных странах.
3.  исследоватьконфликт в юношеском возрасте.
4.  выявлениевзаимосвязи между родителями и детьми юношеского возраста.
В качестве методовисследования былииспользованы: работа с литературой, анкетирование.

ГЛАВА 1. Теоретическая часть
 
1.1 Понятие конфликта в отечественнойи зарубежной психологии
 
1.2.Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии
Конфликт — весьма сложное социальное и психологическоеявление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходныхметодологических и теоретических предпосылок, используемых методов. Решениерассматриваемых ниже проблем может способствовать преодолению тех трудностей,которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта, объекта ипредмета конфликтологии.
Прежде всего, необходимо максимально четко определитьсодержание, которое мы вкладываем в понятие «конфликт», обозначив тем самымграницы предметной области конфликтологии. Наиболее распространены два подходак пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновениесторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможныи в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятсясопоставимыми по объему. Другой подход заключается в понимании конфликта какстолкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений иливзглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Здесь предполагается, чтосубъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либолюди и группы людей.
Прогресс науки, особенно на этапе ее становления, зависит оттого, насколько удачно определены границы предмета ее изучения. Важно, с однойстороны, не упустить ничего, так как при этом теряется системное представлениео предмете, с другой стороны — не включить в предмет ничего лишнего, посколькуэто приводит к расширению круга изучаемых явлений, увеличению объемаисследовательской работы. Кроме того, важно уже в определении предмета повозможности точно раскрыть сущность изучаемого явления. В этой связицелесообразно внести в понимание конфликта два принципиальных уточнения.
Прежде всего, мы полагаем необходимым сузить широкоепонимание конфликта и считать, что конфликты возникают только при социальномвзаимодействии. При этом если социальное взаимодействие понимать в широкомсмысле, то в него целесообразно включить и взаимодействие между животными.Такая позиция на сегодняшний день обоснована в достаточно большом количестверабот, посвященных различным аспектам проблемы биосоциальной эволюции. Поэтомув объект конфликтологии, по нашему мнению, необходимо включить зооконфликты —конфликты в животном мире. В неживой природе конфликтов нет, там естьпротиворечия, противодействия, столкновения и т.п.
Второе уточнение касается сути конфликта. Представляется, что сущностьконфликта заключается не столько в возникновении противоречия, столкновенииинтересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, впротиводействии субъектов социального взаимодействия. Всевозможные противоречиявозникают везде и всегда, но только незначительная часть их разрешается путемконфликтов. Интересы и взгляды также сталкиваются довольно часто. Однакосущность конфликта шире этого столкновения. Она — в противодействии субъектовконфликта в целом.
Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способразрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия,заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийсянегативными эмоциями. Если субъекты конфликта противодействуют, но непереживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии,спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, новнешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуацииявляются предконфликтными, Противодействие субъектов конфликта можетразворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.
На сегодняшний день представляется необходимым связать в систему все тепрактически не связанные между собой исследования конфликта, которые ведутся врамках военных наук, искусствоведения, истории, математики, педагогики,политологии, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, философии инекоторых других (например, психиатрии и экономики). Такая система не будетискусственным образованием. Ее создание возможно, поскольку в основе любогоконфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль, как дляразличных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. Ее созданиенеобходимо, поскольку люди, органы управления имеют дело с целостными реальнымиконфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими,социологическими и другими аспектами.
Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельнойнауки — конфликтологии. Объектом ее комплексного изучения являются конфликты вцелом, а предметом — общие закономерности их возникновения, развития изавершения. Конфликтологию, по всей видимости, должны интересовать три типаконфликтов: внутриличностные, социальные, зооконфликты. К основным видамсоциальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты междумалыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты междуотдельными государствами и их коалициями.
Центральным объектом конфликтологии являются социальныеконфликты, а их ядром — межличностные. Исследование межличностных конфликтов,менее сложных среди других социальных конфликтов, может вскрыть основныепричины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны свнутриличностными конфликтами. Поэтому понимание мотивов социальных конфликтовбудет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике ипредшествуют конфликтному поведению человека.
Каждая из одиннадцати частных конфликтологических наук имеет,в общем, для этих наук объекте свой предмет. Он представляет собой ту часть,сторону, уровень объекта, которую исследует данная наука. Однако и, самаконфликтология не в состоянии описать и объяснить конфликты во всей их полноте.Конфликты — неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютновсе. Поэтому предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны,характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать наука на данномэтапе своего развития. Объект конфликтологии — гораздо более консервативноеобразование по сравнению с предметом. Объект может изменяться в результатесвоего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связис более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений. Объектконфликтологии — социальные, внутриличностные и зооконфликты — в обозримомбудущем вряд ли претерпит существенные изменения. Ядро предмета конфликтологииформулируется в понятийной схеме описания конфликтов. Двадцать лет назад этасхема включала четыре основные категориальные группы. В настоящее времяпонятийная схема описания конфликтов состоит, как уже сказано выше, изодиннадцати основных категориальных групп. Понимание предмета науки развиваетсявместе с развитием конфликтологии.
Основныецели и задачи конфликтологии:
Для тогочтобы ускорить формирование конфликтологии, необходимо максимально четкоопределять основные цели и задачи на каждом этапе развития науки. Основнымицелями конфликтологии, которая одновременно носит фундаментальный и прикладнойхарактер, являются:
•  исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки, интенсивное развитиеконфликтологической теории;
•  создание системы конфликтологического образования в стране, пропагандаконфликтологических знаний в обществе;
      •   организация в стране системы практической работы конфликтологов попрогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.
Основныевиды классификации конфликтов
Конфликтологиянаходится на этапе выделения в самостоятельную науку. В этих условияхпервоочередными задачами Классификации являются уточнение границ того множестваконфликтов, которые выступают объектом науки, и выделение наиболее общихструктурных единиц в объектном поле конфликтологии.
Один изсущественных признаков конфликта составляют характер и особенности участвующихв нем сторон. От того, кем представлены   конфликтующие   стороны,   решающим  образом зависят характеристики конфликта.
Основной объект конфликтологии составляют семь  видов социальных конфликтов.
Межличностныеконфликты представляют собой столкновения интересов двух людей. Если начальникотдела противопоставил себя группе подчиненных, то это будет конфликт типа«личность — группа». Борьба в учительском коллективе средней школы междусторонниками директора и его противниками — это конфликт между малыми группами.Средние социальные группы по количественному составу занимают промежуточноеположение между малыми и большими. Если количество участников конфликтапревышает несколько сотен человек, то это конфликт между большими социальнымигруппами. Международные конфликты представляют собой борьбу между двумягосударствами или их коалициями. Может также возникнуть конфликт междугосударством и группой государств. Кроме того, коалиции государств могутнасчитывать от нескольких участников до большого числа их. Это влияет нахарактер международного конфликта.
В зависимости от типа противоречия конфликты можно делить навозникшие как результат антагонистического противоречия и вследствиенеантагонистического противоречия.
Важной характеристикой конфликта является остротапротиводействия участвующих в нем сторон. В западной конфликтологии этахарактеристика называется интенсивностью конфликта. По этому основанию выделяютконфликты низкой, средней высокой  интенсивности.   Конфликт  низкой  интенсивности протекает в форме спора между оппонентами. Конфликт наивысшейинтенсивности завершается физическим уничтожением одной из сторон.
В зависимости от сфер жизнедеятельности человека, в которойпроисходят конфликты, их делят на семейные, бытовые, производственные,трудовые, политические и др.    
Существенной количественной характеристикой конфликтов, часто приводящейк качественным различиям, выступает их длительность. В общественном транспортеконфликт может длиться десятки секунд. Как уже сказано выше, Столетняя войнамежду Англией и Францией длилась 116 лет. Затем еще 105 лет этоттерриториальный конфликт завершался невоенными способами.
Каждый конфликт имеет конструктивные и деструктивные функции. Взависимости от соотношения позитивных и негативных элементов в конфликтах ихделят на конструктивные; имеющие позитивные и негативные последствияодновременно, и деструктивные.
Американские конфликтологи (Р. Даль и др.) классифицируютсоциальные конфликты в обществе по количеству сторон, участвующих в конфликте,и их последствиям.
Конфликты можно классифицировать в зависимости от степениразработанности  нормативных способов их разрешения. Существуют конфликты, дляразрешения которых не разработано никаких нормативных механизмов. Примеромтакого конфликта  может быть ссора двух пассажиров в общественном 4 транспорте.Можно выделить полностью институционализированные конфликты. Например, дуэль.Между этими крайними полюсами  существует  много  видов  конфликтов,  нормативное урегулирование которых осуществляется частично.
Помимо общих классификаций конфликтов может быть дано большоеколичество частных типологий. Они охватывают не всё объектное полеконфликтологии, а только его часть, связанную с одним из видов или типовконфликтов. Разнообразие конфликтов во многом определяется заложенными в нихпричинно-мотивационными связями. Учитывая это, В. Гришина в результате изученияпроизводственных конфликтов выделила конфликты, возникающие как реакция напрепятствие к достижению первичных, т.е. основных, целей трудовой деятельности;препятствие к достижению вторичных, (имеющих личный характер) целей совместнойтрудовой деятельности; поведение, не соответствующее принятым нормам отношений,и поведение людей в совместной трудовой деятельности, не отвечающее ихожиданиям; личные конфликты, возникающие в силу личных особенностей членовтрудового коллектива. Межличностные конфликты в зависимости от характераотношений подчиненности между оппонентами можно классифицировать на конфликты«по вертикали», «по горизонтали» и «по диагонали» — когда оппоненты находятся вотношениях косвенной подчиненности.
 
1.3. Исследование конфликтов врусскоязычных и западных странах
 
Изучениеконфликта в русскоязычных странах
По количеству публикаций психология занимает выраженноелидирующее положение среди отраслей конфликтологии. Более четверти публикацийпо проблеме конфликта подготовлено психологами.
При содержательном анализе психологической литературы авторыисходили из логики понятийной схемы описания конфликта. Такой подход вотечественной психологии предложен Л.А. Петровской. Ею выделены четырекатегориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология.Было предложены семь, а затем — одиннадцать групп понятий в психологическоманализе конфликта. К ним отнесены: сущность конфликта; его генезис; эволюцияконфликта; классификация; структура; динамика; функции; информация в конфликте;предупреждение; разрешение конфликта; методы диагностики и исследованияконфликта.
В психологии пока не сложилось общепризнанного пониманиясущности конфликта. Часть авторов трактует его как столкновение,противодействие, противоречие. Иногда конфликт понимается как вид общения,ситуационная несовместимость, ситуация ненайденного выхода, тип конкурентноговзаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречиямежду субъектами; их противодействие; негативные эмоции по отношению друг кдругу.
Среди причин конфликтов выделяют субъективные и объективные.Конкретный конфликт происходит в силу действия тех и других причин. Психологовинтересуют субъективные причины.
Проблемаэволюции конфликта поставлена одним из авторов несколько лет назад. Эволюцияпредположительно имеет девять видов: макроэволюция; межвидовая; внутривидовая уживотных; в онтогенезе у животных; в антропогенезе; общественно-историческая;эволюция конфликтов в XX в.;в онтогенезе человека; эволюция конкретных конфликтов.
Наличие многих общих и частных классификаций конфликта говорит о том, чтоих может быть столько, сколько различных сторон выявляет в нем психология. Кпризнакам, на основе которых предлагаются различные типологии, относятся:объект конфликта; особенности сторон; длительность; функции; формы проявления;тип отношений; последствия и т.п.
К структурным компонентам конфликта относят объект и предмет конфликта,личности оппонентов, ситуацию в стране, регионе, месте жительства, условияработы и жизни человека, обстановку социального взаимодействия, а такжепотребности, интересы, цели оппонентов и конфликтное взаимодействие (приемы испособы воздействия друг на друга, т. е. стратегию и тактику противодействия).
Большинство авторов в динамике конфликта выделяют следующиеэтапы: возникновение объективной предконфликтной ситуации; ее осознание какконфликтной; инцидент или собственно конфликт; разрешение (завершение)конфликта; послеконфликтная ситуация.
Функции конфликта делят на конструктивные и деструктивные.Обычно конфликт несет в себе и то, и другое, поэтому его оценивают по тому,какое начало преобладает. Функциональность конфликта по мере его развития можетизменяться в сторону положительных или отрицательных последствий.
Информацияв конфликте представлена главным образом информационными   моделями  конфликтной   ситуации,   которые имеются у каждой из участвующих сторон,информационным обменом оппонентов и информационной средой, в которой протекаетконфликт.
Предупреждение конфликтов — это создание объективных условийи субъективных предпосылок, способствующих разрешению предконфликтных ситуацийнеконфликтными способами.
Разрешение конфликта предполагает конструктивноесамо-разрешение человеком своих конфликтов, а также умение руководителейразрешать конфликты между подчиненными.
Методы диагностики и исследования конфликтов являютсяключевой проблемой, решение которой обеспечивает успех в их изучении. Анализлитературы показал, что используются практически все методы психологии, однаконаиболее часто — лабораторные эксперименты, ретроспективные и бланковыеметодики и тесты. Перспективы изучения конфликтов связаны с выбором в качествеединицы их анализа конфликтной ситуации.
В психологической литературе по проблеме конфликта выделяютсянесколько направлений. Первая попытка их систематизации изложена в работе Р.Л.Кричевского и Е.М. Дубовской. Исходя из схемы анализа межличностного конфликта«организационный контекст — совместная реализуемая деятельность — целеполагание— когнитивные процессы», выделяются четыре направления: организационное,деятельностное, мотивационное, когнитивное. Мотивационное направлениепредставлено работами только западных психологов. Удачным является выделениетаких направлений, как организационное и деятельностное. Что касаетсямотивационного и когнитивного, то в отечественной психологии они являются,несмотря на различия, подходами одного направления, которое можно назватьличностным. Личность в нем рассматривается как центральное звено конфликтноговзаимодействия.
В психологии сложилась определенная неравномерность в изучении различныхвидов конфликта. Около 83% работ приходится на изучение межличностныхконфликтов. Внутриличностным конфликтам посвящено около 8% публикаций. Психологическаяхарактеристика конфликтов между малыми, средними и большими группами,международных конфликтов представлена в 3—4% работ. Около 5% работ носятметодологический и общетеоретический характер.
Кроме того, психологи исследуют конфликты в различных видах человеческойдеятельности и сферах отношений:
·   в трудовых коллективах;
·   в научно-исследовательскихколлективах;
·   в деятельности правоохранительныхорганов;
·   в воинских коллективах;
·   в спорте;
·   в среде осужденных;
·   в педагогической деятельности;
·   конфликтность семейно-брачныхотношений.
Изучаются конфликты на разных этапах социализации личности:
·  в дошкольном возрасте (А.А. Рояк,Т.И. Юферова и др.);
·  в школьном возрасте (В.М. Афонькова,Л.С. Славина и др.);
·  в подростковый период (Т.В. Драгунова,Е.В. Первышева и др.);
·  в молодежных, студенческих группах(В.М. Басова, А.И. Шкиль и др.).
В целом можно утверждать, что в период с 30-х до середины70-х годов психологические исследования конфликта носили фрагментарныйхарактер. Отсутствовали обобщающие работы, необходимые для формированияметодологической и теоретической базы изучения конфликта. Во второй половине70-х годов появляются работы, в которых предприняты попытки теоретическогоосмысления накопившегося эмпирического материала. Предложена понятийная схемапсихологического анализа конфликта. К середине 80-х годов сформировалось триподхода к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный. Нарубеже 80-х — 90-х годов стала осознаваться необходимость междисциплинарного изученияконфликта.
 
Изучениеконфликта в западных странах
Зарубежная психология имеет значительные традиции в изучениивнутриличностностных и социальных конфликтов. Большой теоретический иэмпирический материал, накопленный почни за 100 летний период, отражается вразнообразии подходов и теоретических платформ. Можно условно выделить дваэтапа в истории изучения конфликта: начало 20 в.-50 е. годы. Конец 50-х годов –настоящее время. Основанием различения служит степень выделения проблемыконфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первойполовине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, арассматривался как составная часть более широких концепций (например, впсихоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствияконфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт какцентральное звено исследования.
На рубеже 50-х — 60-х годов появляются исследования, где научный интереспсихологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основныеподходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта. Вэтот период появляются публикации отечественных ученых, по анализу зарубежныхисследований конфликта. Количество публикаций менялось в зависимости ототношения к конфликтам в нашей стране. Работы носили критический характер. Пиккритики приходится на годы застоя, когда интенсивно пропагандировалосьбесконфликтное развитие нашего общества.
В данном параграфе рассмотрим психологические теории преимущественномежличностного конфликта. Взгляды зарубежных психологов на природувнутриличностных и межгрупповых конфликтов рассмотрены далее в соответствующихглавах.
Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта впервой половине XX в. выделяются:
·        психоаналитическое(3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);
·        социотропное (У.Ма.к-Дугалл, С. Сигеле и др.);
·        этологическое (К.Лоренц, Н. Тинберген);
·        теория групповойдинамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);
·        фрустрационно-агрессивное(Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Мил-лер);
·        поведенческое (А.Басс, А. Бандура, Р. Сирс);
·        социометрическое(Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додц, Г. Гурвич);
·        интеракционистское(Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).
Психоаналитический подход связан, прежде всего, с именем австрийскогопсихолога 3. Фрейда (1856—1939), создавшего одну из первых концепцийчеловеческой конфликтности. Несмотря на то, что 3. Фрейд занималсяпреимущественно внутриличностными конфликтами, его заслугой является указаниена необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сферебессознательного. Последователь 3. Фрейда Альфред Адлер (1870—1937) содержаниеконфликтов личности с микросредой видел в попытках индивида освободиться отчувства неполноценности и доминирования одних над другими.
Американские психологи К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен расширилипонимание природы конфликта, попытались внести в нее социальный контекст. Так,К. Хорни (1885—1952) основной причиной конфликтов между индивидом и егоокружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, впервую очередь родителей. По мнению Э. Фромма, конфликты возникают из-заневозможности реализовать в обществе личностные стремления и потребности.
В 20 — 30-е годы конфликт начинает привлекать внимание социальныхпсихологов. По мнению англо-американского психолога У. Мак-Дугалла (1871—1938),конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типастраха, стадности, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтомулюди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждениеЧ. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование,развитие вида, У. Мак-Дугалл распространил его и на человеческое общество.Созданная им теория социальных инстинктов имела сторонников, определившихсоциотропное направление в изучении конфликтов (С. Сигеле и др.).
Начало этологического подхода к конфликту было положено в 30-х годахработами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии КонрадаЛоренца (1903—1989). Впервые в мировой науке им была высказана гипотеза о том,что главной причиной социальных конфликтов является агрессивность индивида итолпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных ичеловека однотипны, а агрессия — постоянное состояние живого организма.Этологические идеи К. Лоренца получили развитие в исследованиях нидерландскогоэтолога Н. Тинбергена (1907—1988).
Исследуя проблемы групповой динамики, германо-американскийпсихолог Курт Левин (1890—1947) разработал концепцию динамической системыповедения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие междуиндивидом и средой. Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Источникомконфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы. К. Левинвидел пути разрешения конфликтов в реорганизации мотивационных полей личности иструктуры взаимодействия индивидов.
Группа психологов Йельского университета (США) во главе с Д.Доллардом, опираясь на труды 3. Фрейда и К. Левина, предложила новую гипотезуконфликта — фрустрационно-агрессивную. В этой концепции интегрированабиосоциальная причина конфликтов — агрессивность индивида и социальная причина— фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивногоповедения обычно предполагают существование фрустрации.
Известным представителем поведенческого направления являетсяамериканский психолог Арнольд Басс. Причины конфликтов он ищет не только вбиологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении,которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающейсоциальной средой.
В соответствии с теорией социометрии, разработаннойсоциальным психологом Я. Морено (1892—1974), межличностные конфликтыопределяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями иантипатиями по отношению друг к другу. Я. Морено пришел к выводу, что всеконфликты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путемперестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы«социометрическая революция» позволила гармонизировать общественные отношения.
Вслед за работами основателя символического интеракционизма —американского психолога и социолога Д. Мида (1863— 1931) — широкий резонансполучили исследования представителя чикагской школы Т. Щибутани. По его мнению,причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. Привозникновении возмущений в отношениях «индивид — среда» субъект начинаетощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивидсовершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходеприспособления и возникают конфликты.
Анализ подходов к исследованию конфликта в рассматриваемыйпериод показывает, что они формировались в русле традиционных направленийпсихологии, отражая теоретические конструкции, свойственные данному течению.Эти подходы стали основой, на которую опираются западные психологи при изученииконфликтов в последние 40—45 лет. Например, в 60-е годы были опубликованыработы американского психотерапевта Эрика Берна (1902—1970), который на основесинтеза идей психоанализа и интеракционизма создал теорию трансактного анализа.По Э. Берну структура личности («Я») включает в себя три компонента-состояния:«ребенок» (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), «родитель»(тяготение к стереотипам, предрассудкам, обобщениям, поучениям) и «взрослый»(рациональное и ситуативное отношение к жизни). В ходе взаимодействия людейосуществляются трансакции. Если реализуется непересекающаяся трансакция, то онаобеспечивает бесконфликтные отношения. Если возникает пересекающаясятрансакция, то это сигнализирует о нарушении процесса общения, что можетпривести к конфликтам.
В настоящее время исследования конфликтов в современнойзарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:
·         теоретико-игровое(М. Дойч);
·         теорияорганизационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);
·         теория   и  практика   переговорного   процесса   (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).
Представители теоретико-игрового подхода основной задачейсчитают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации иее разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачиоблегчают четко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилейповедения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения:кооперативное и конкурентное.
В системном виде данный подход выражен в работахамериканского социального психолога М. Дойча. Его концепция представляет собойцелостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта.По мнению М. Дойча, в основе конфликта лежит несовместимость целей участниковмежличностного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мотивахпротивоборствующих сторон работы этого направления часто относят кмотивационной концепции.
Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что конфликты могутразрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Продуктивнымсчитается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленныхцелей.
Развивая идеи М. Дойча, современные западные исследователи создают вреальных группах экспериментальные ситуации. Среди типов ситуаций выделяютконкурентную, кооперативную и смешанную. Конкурентная ситуация в процессеобучения может иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениямсотрудничества и взаимопомощи, а наряду с ними. Ситуация кооперативногообучения дает больший эффект, чем традиционное индивидуальное обучение.
Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии являетсятеория организационных систем. Эта концепция появилась как альтернатива теорииигр и результат критики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж.Мутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основеорганизационных систем представляет собой оригинальную программу исследованиястилей конфликтного поведения людей в реальных условиях. Из сочетания установокна отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы определилипять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: конкуренция,приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество.
В целом исследователи стремятся к изучению реального поведения. В то жевремя опросные методы, используемые для диагностики стиля разрешения конфликта,позволяют исследовать скорее намерения субъектов, чем реальное поведение.Опрашиваемые испытывают трудности в разграничении некоторых категорий. Дляустранения этих недостатков предлагается сочетать самооценки поведения вконфликтной ситуации с взаимооценками и оценками экспертов.
На рубеже 60—70-х годов начинает формироваться самостоятельноенаправление по изучению переговорного процесса как части конфликтноговзаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процессарассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии.Исследования сосредоточены на решении двух проблем: выявлении совокупностиусловий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить кпереговорам, и изучении процесса переговоров, когда конфликтующие стороны ужеприняли решение идти на поиск взаимных соглашений. Наиболее разработанатехнология переговорного процесса.
1.4. Становление личности в юношеском возрасте
 
Юность — период жизни послеотрочества до взрослости (возрастные границы условны от 15-16 до 21-25 лет). Этопериод, когда человек может пройти путь отнеуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления.
В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Ядолжен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь»,«достоинство», «право», «долг» идругие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяетдиапазон добра и зла до предельныхграниц и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного,злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, вборьбе и одолении, падении и возрождении во всем том многообразии духовнойжизни, которое свойственно состоянию ума исердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, еслимолодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, ане прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. Выборвнутренней позиции весьма многотруднаядуховная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческихценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций,предстоит сознательно разрушить или принятьисторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли егоповедение в детстве и отрочестве. Кроме того, на него обвально наступаютсовременные идеи государства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает длясебя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция являетсяединственно для него приемлемой и,следовательно, единственно правильной.
Как бы страстно ни была направленаюность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова космыслению всего сущего, многого онане знает- еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких идругих людей («Если бы молодостьзнала...»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другомуполу. Это стремление можетзатмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностныеориентации молодого человека. Юность — период жизни, когда над другимичувствами может доминировать всепоглощающаястрасть к другому человеку.
Юность — период, когда молодой человекпродолжает рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места средиблизких по крови. Он проходит через обособление, и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответствен за него вдетстве и отрочестве. Это уже неподростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных,стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающимисыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша илидевушка возвратятся обновленными духовно слюбовью и доверием к своим близким.
Юность — период, когда молодой человекценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является онсам, его друг, его девушка, все человечество. Юноша и девушка — каждый сам по себе стремятся к идентификации с собой, сосверстниками того же пола, а такжедруг с другом. В этом возрасте юность готова пережить чувство первойлюбви. У каждого она индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытываютглубокое чувство, другие поверхностные эмоции.Именно от духовных качеств личности в юностизависит, как проявляет себя молодойчеловек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом инеуспехом в любви. Многое прирешении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.
Начав в отрочестве созидание своей личности, начавсознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путьсовершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних — это духовный рост через идентификацию сидеалом, а у других выбор для подражания антигероя и связанные с этимпоследствия развития личности.
Юноша продолжает открывать черезпостоянные рефлексии свою ускользающую, как и в отрочестве,сущность. Он остается легкоранимым — ироничный взгляд, меткое слово другогочеловека могут разом обезоружить молодого человека и сбить с неготак часто демонстрируемый апломб.
Лишь к концу юношескоговозраста молодой человек начинает реально овладевать защитными механизмами, которыене только позволяют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне. Рефлексия помогаетпредугадать возможное поведение другого и подготовить встречныедействия, которые отодвинутбезапелляционное вторжение; занять такую внутреннюю позицию, которая может защитить больше, чемфизическая сила.
В этот период жизни человек решает, в какойпоследовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и всамой жизни.
Юность — чрезвычайно значимый период вжизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот периодистинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития иземного существования. Он планирует свое место среди людей, своюдеятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развитияспособности к рефлексии и духовности.Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.
Юность — период жизни человека,размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняямолодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетическойидентификации уподобления другимлюдям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способностьк сопереживанию, к активному нравственномуотношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоениюконвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.
В юности получает новоеразвитие механизм идентификации-обособления.
Именно в юности обостряются способностик чувствованию состояния других, способности переживатьэмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть стольсензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживаниивпечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, всвоем отношении и понимании искусства. Идентификация утоньшаетсферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.
В то же время именно в юностиобостряется потребность к обособлению, стремление оградить свойуникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексииукрепить чувство личности, чтобы сохранитьсвою индивидуальность, реализоватьсвои притязания на признание. Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другимипозволяет молодому человеку «сохранять свое лицо» на эмоциональном ирациональном уровне общения.
Идентификация-обособление в юности имеетсвою специфику: юноша одновременно «горячее» и «холоднее»,чем человек в других возрастных периодах. Это проявляется внепосредственном общении с другими людьми, с животными,с природой. На том и другом полюсе добра и зла, идентификациии отчуждения доминирует молодежь. Это пора возможной безоглядной влюбленности ивозможной неудержимой ненависти. Любовь — всегда идентификация в высшейстепени. Ненависть — всегда отчуждение в крайней степени. Именно в юности человек погружается в эти амбивалентныесостояния. Именно в юности происходит восхождение человека довысочайшего потенциала человечности идуховности, но именно в этом возрасте человек может опуститься до самых мрачных глубинбесчеловечности.
Пройдя путь первого рождения личности и ее существования, невыходящего за пределы непосредственных связей людей, подросток, вырастая издетства и трепетно входя в период юности, обретает возможность второго рожденияличности. Юношество самоуглубленно развиваетв себе рефлексивные способности. Развитая рефлексия дает возможность длятонкого чувствования собственных переживаний, побуждения,взаимодействующие мотивы и единовременно — холодного анализа исоотнесения интимного с нормативным. Рефлексии выводят молодого человека запределы его внутреннего мира и позволяютзанять позицию в этом мире. Именно в этом возрасте человек либо обращается кнравственному цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинаетсознательно стремиться к духовному росту, к построению жизни на основепонятия традиционных и новых нравственных ориентаций. Между тем в юностиуглубляется разрыв между молодыми людьми всфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексиии в сфере других особенностей,характеризующих личность.
В юности человек стремится к самоопределению какличность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовуюдеятельность. Поиск профессии — важнейшая проблема юности. Знаменательно, что вюности некоторая часть молодежи начинает тяготетьк лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремитсянаучиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя наних.
Юноша несет в себе чувстволичности и стремится предстать перед другими и самим собой как личность в ситуацияхгорячечных молодежных споров и в ситуацияхвыбора линии поведения и совершаемогопоступка.
Юность, обретая потенциал личности, входящейв пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение отнепосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания,захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Длятого чтобы дойти до пониманияотносительности любой независимости, для того чтобы ценить родственные связи иавторитет опыта старшего поколения,юности предстоит духовный путь библейского блудного сына через трудные,непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимых людей, черезглубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей к возвращению вновой ипостаси — теперь уже в качестве взрослого,способного проидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь ужеокончательно принять их как таковых. Именно взрослый,социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения,ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не только «независимость», но и понимание необходимости зависимости ведь личность несет в себе бытие общественныхотношений.
1.5.Напряжённость в отношениях между юношами и родителями
Что бы понять, в чём кроется сутьконфликта нужно в первую очередь разобраться, чем отличаются юноши от взрослых.
Непонимание, возникающее между детьми иродителями, часто можно объяснить различиями в их типах личности. Можнопривести типичные различия между юношами и людьми средних лет.
Поколение среднего возраста Молодое поколение Осторожность / Жизненный опыт Дерзость, авантюризм, склонность к рискованным решениям Воспоминание о прошлом; склонность сравнивать сегодня и вчера Прошлое не имеет значения; жизнь только в настоящем Реалистическое, несколько скептическое отношение к жизни и людям Идеализм и оптимизм Консервативные манеры, нравы, мораль Либеральность; борьба против традиционных идей Согласие с жизнью; согласие с существующим положением вещей Критика существующее положение вещей; Желание всё изменить Желание сохранить молодость; страх перед старостью Очень хочется стать взрослым
Далеко не все взрослые люди и не всеюноши полностью соответствуют указанным типам, и даже незначительнойнепохожести между ними достаточно для отсутствия взаимопонимания и частыхконфликтов.
Обратите внимание на то, что даннаятаблица вскрывает существенные различия между родителями — людьми средних лет идетьми — юношами. С высоты своего жизненного опыта родителям кажется, что детислишком наивны, глупы, неосторожны и, как следствие, неспособны осознатьошибки, которые совершают. Родители боятся, что дети попадут в аварию,поранятся, ввяжутся в конфликт с законом. Юношам же, напротив, кажется, чтородители чересчур осторожны и тревожатся без причины.
Родители, достигшие так называемогосреднего возраста, нередко сравнивают стиль жизни современной молодежи состилем жизни своей юности. Они страдают от постоянного отставания в вопросахмассовой культуры — это заставляет их чувствовать себя беспомощными,малоинформированными; они явно проигрывают по сравнению с «экспертами», которыехорошо ориентируются в процессах общественной жизни. Поэтому дети нередконачинают сомневаться в руководящих способностях родителей. Многие юношиполагают, что им следует заняться воспитанием собственных родителей, чтобы теболее соответствовали современной жизни (Peters, 1985).
Кроме того, следует учесть, чтородители в свои зрелые годы становятся в некоторой степени циниками, утрачиваютюношеские иллюзии. Они знают, что мир не переделать, и вполне освоилиреалистическую науку принимать вещи такими, каковы они есть. Юноши всегдаидеалисты, поэтому они нетерпимы ко взрослым, которые уговаривают их принять«существующее положение вещей». Подростки жаждут осчастливить весь мир за однуночь и раздражаются, когда родители не разделяют подобного энтузиазма и неспешат присоединиться к «крестовому походу».
Юноши вырастают с чувством некоторогоопасения перед взрослыми, потому что ощущают их критический настрой и боятсянепонимания. Молодые люди думают — и не без оснований, — что у них тоже могутвозникнуть хорошие идеи, что о многих вещах они знают больше, чем их родители.К тому же, считая себя вполне самостоятельными людьми, они полагают, что такжеимеют право посмеиваться над предложениями и идеями старших. Те же в своюочередь, реагируют на критику и отказ прислушаться к их советам с гневом ираздражением.
Некоторые родители, перейдя рубеж такназываемого среднего возраста, с большой озабоченностью относятся к неизбежномустарению и боятся, что их будут считать пожилыми людьми. Поскольку имненавистна сама мысль о старении, они уделяют всё возрастающее внимание тому,чтобы казаться молодыми. Если такая неуверенность родителей доходит докрайности и начинает отчетливо проявляться в одежде и поведении, то тем самымони только вызывают насмешки окружающих молодых людей, а их собственные детиначинают смущаться и стыдиться своих родителей.
Наконец, представления родителей о том,какое поведение следует считать соответствующим возрасту, имеют более узкиерамки, нежели соответствующие представления детей. С годами, с ростом жизненногоопыта взрослые все отчетливее ощущают давление возрастных норм и общественногомнения. Юноши более терпимо относятся к нарушению возрастных норм поведения.Отчасти это объясняется тем, что изменения в обществе происходят очень быстро (Roscoe and Peterson, 1989).Родители и дети относятся друг к другу с предубеждением, что отнюдь неспособствует пониманию того, как представителям разных поколений обустроитьсовместную жизнь.
 
1.6. Суть конфликта; факторы,влияющие на возникновение конфликта; последствия конфликтов
Исследования показали, что, несмотря наличностные различия, взаимоотношения юношей и родителей в большинстве случаевскладываются довольно гармонично (Stefanko, 1984). Когдаже возникает конфликт, его причина может корениться в любой из пяти указанныхниже областей жизни (Hall, 1987; Leslie, Huston, 1986; Noble, Adams, 1989).
Социальная жизнь и привычки
Социальная жизнь юношей и те обычаи ипривычки, которых они придерживаются, как правило, порождают большее количествоконфликтов с родителями, чем что-либо другое. Наиболее распространеннымипричинами трений являются споры по следующим вопросам:
·         выбор друзей и партнеров;
·         как часто юношам можно посещать школьные вечера, ходить на свидания ит. п.;
·         чем юноша занимается;
·         время отхода ко сну;
·         с какого возраста можно ходить на свидания, водить машину, принимать участиев тех или иных событиях; укоренившиеся убеждения; выбор одежды или прически.
Обычно родители жалуются и на то, чтоюноши никогда не бывают дома и проводят все свое время вне семьи (Felson, 1984).
Ответственность
Наиболее остро родители критикуютюношей, не проявляющих чувства ответственности. Требование ответственногоповедения в особенности касается следующих вопросов:
·         выполнение хозяйственных работ по дому (Light, Неrtsgaard, 1985
·         заработок и расходование денег;
·         бережное отношение к личным вещам, одежде, жилью;
·         использование семейного автомобиля;
·         использование телефона;
·         работа вне дома;
·         использование семейной собственности и вещей: мебели, инструментов,продуктов питания, бытовых приборов и аппаратуры.
Школа
Учеба, поведение и отношение к школенеустанно привлекают внимание родителей. Родители беспокоятся из-за:
·         успеваемости детей (насколько успеваемость подростка соответствует его способностям);
·         школьных привычек детей, выполнения ими домашних заданий; посещаемостизанятий в школе; общего отношения детей к учебе и учителям; поведения детей вшколе.
Нередко давление на юношей в связи с ихуспехами в учебе становится чрезмерным, что приводит к снижению самооценкиподростка, асоциальному поведению, ощущению своей неспособности достичь целей,поставленных родителями (Eskilson, Wiley, 1986).
Взаимоотношения в семье
Конфликты между родителями и юношами обычно возрастаютпри:
·         инфантильном поведении юношей;
·         общей неблагоприятной атмосфере в семье и демонстративном неуважении кродителям; ссорах юношей с братьями и сестрами;
·         сложных взаимоотношениях юношей с родственниками — особенно спрестарелыми дедушками и бабушками, проживающими в том же доме.
Уровень конфликтности также зависит оттого, ориентирован ли юноша на сохранение связей с семьей или стремится кличной автономии и независимости (Jurich, Schumm, 1987).
Нравственные ценности и мораль
Вот основные причины, вызывающие вечную головную больродителей:
·         курение юноши, употребление алкоголя и наркотиков;
·         языковые обороты, употребляемые юношей;
·         лживость;
·         сексуальная жизнь юноши;
·         несоблюдение юношей законов, его неумение избегать неприятностей;
·         посещение юношей церкви или воскресной школы.
Как видим, родители, в частности,тревожатся по поводу сексуального поведения юноши. Интересно то, что характервзаимоотношений между матерью и дочерью дает прогноз будущего сексуальногоопыта дочери. Чем благоприятнее складываются отношения между ними, тем менеевероятно, что дочь вступит в добрачную половую связь (Inazu and Fox, 1980).
 
Факторы, влияющие на возникновение конфликта.
Суть каждого конкретного конфликта всемье зависит от ряда факторов. Фактором номер один является возраст юноши.Начиная с пятнадцати лет, девочки начинают ссориться с родителями из-замальчиков, но пик конфликтов обычно приходится на 16—17 лет. Аналогичнаяситуация у мальчиков достигает высшей точки примерно в семнадцать лет. Вопросы,связанные с самостоятельностью юношей, обычно обостряются по мере их взросления(Gehring, 1990).
Другим фактором, оказывающим заметноевлияние на характер конфликта, является пол юноши. Девочки гораздо чаще, чеммальчики, жалуются на семейные проблемы. Существенное влияние оказывает также ипол родителя. Как правило, юноши чаще сообщают о трудностях в отношениях сотцом, нежели с матерью; они чувствуют большую близость к матери (Rubin, 1982),которая вообще пользуется преимущественным влиянием на детей (Greene, 1990).
Очень важна и общая атмосфера в семье.Конфликты чаще разыгрываются в семьях авторитарного типа, нежели в семьяхдемократических. В авторитарных семьях причиной конфликта чаще становитсявопрос расходования денег, общественной жизни, занятий вне дома, выполненияхозяйственных работ. На семейную атмосферу существенно влияет также и характервзаимоотношений между родителями: конфликты между ними крайне неблагоприятновоздействуют на юношей.
Любая форма конфликта несет на себеотпечаток социально-экономического положения семьи. В семьях с низким социально-экономическимстатусом чаще возникают конфликты, связанные с требованиями послушания,вежливости, уважения, в то время как в семьях со средним уровнем доходовродители больше беспокоятся о развитии у детей самостоятельности и инициативы.Было замечено, что в семьях с низким уровнем доходов родители озабочены тем,чтобы удержать детей от неприятностей в школе, тогда как в семьях со среднимдостатком родители больше переживают из-за успехов и достижений своих детей.
Среда, в которой воспитывается ребенок,определяет те страхи и тревоги, которые испытывают его родители. Если ребенокрастет в районе, известном повышенной преступностью и распространенностьюнаркомании, то, естественно, его родители озабочены именно этими вопросами.
Реакция родителей на поведение юношиможет оказать существенное влияние на суть и интенсивность конфликта.Встречаются родители, демонстрирующие полное равнодушие ко всем проблемам,связанным с детьми, в то время как другие вечно недовольны их поведением.
Численность семьи также является важнымпараметром при рассмотрении внутрисемейных конфликтов — по крайней мере, всемьях среднего класса. Чем многочисленнее семья из среднего класса, тем вышеуровень конфликтов между родителями и детьми и тем чаще родители применяютфизическую силу, чтобы держать юношей в повиновении (Bell and Avery, 1985).
Даже судя только по приведенным вышепримерам, можно понять, сколь многообразны факторы, оказывающие влияние напротекание конфликтов между родителями и детьми, — не все родители и не всеюноши непременно ссорятся из-за одних и тех же причин.
Последствия возникающих конфликтов.
Исследования семей подростков, несостоящих на клиническом учете, показали, что, несмотря на конфликты, юноши всеже чаще характеризуют отношения в семье как теплые, тесные, гибкие, порождающиеположительные эмоции (Ваrnes and Olson, 1985; Feldman and Gehring). Исследованияже, направленные на определение частоты и интенсивности семейных неурядиц,включая супружеские размолвки и ссоры между родителями и детьми, в свою очередь,выявили, что высокий уровень конфликтов нарушает сплоченность семьи и оказываетсамое неблагоприятное воздействие на развитие юношей. Юноши из семей с высокойконфликтностью чаще других демонстрируют антиобщественное поведение,инфантильность, низкую самооценку (Моп1етауог, 1986).

ГЛАВА 2.Эмпирическое исследование
 
2.1. Методыи  организация исследования
Исследования проводилисьсреди учеников 10 «А» класса РГУОР (Республиканское Государственное УчилищеОлимпийского Резерва), которая располагается по адресу: г. Минск, ул.Филимонова,55.
Возраст учеников 10 «А»класса составил 16-17 лет, что подходит нам для проведения исследований.
Для того чтобы, изучитькакие ситуации вызывают наибольшую напряжённость между родителями и юношаминами, было проведено два анкетирования (закрытых).
Первое анкетированиепроводилось, для того чтобы узнать наиболее острые моменты между учеником и егородителями. В анкете предлагалось написать три конфликтные ситуации, которыеочень часто возникают между подростком и его родителями. Далее эти анкеты былисобраны, проанализированы и на базе их была составлена вторая анкета, в которуювошли 12 наиболее острых ситуаций, также был добавлен вопрос «С кем чаще всемье ты конфликтуешь» и были предложены два варианта ответа «отец», «мать». Выбирая именно 12 вопросов для анкеты, мы обопирались на то, что в основномпредложенные конфликтные ситуации, учениками, перекликались и несли один и тотже смысл. В анкете предлагалось проранжировать все ситуации, оценить каждуюситуацию по пяти бальной системе. После анкеты находились пояснения, что такоепроранжировать и градация баллов по пяти бальной шкале.
После того как детиответили, мы суммировали баллы по каждой ситуации из графы, в которой просилосьпроранжировать вопросы по степени значимости. Таким образом, мы получилирейтинг ситуаций, которые вызывают конфликты между родителями и подростками.Далее мы суммировали баллы по каждой ситуации из графы, в которой просилосьоценить вопросы по пяти бальной системе. В результате мы нашли конфликты,которые встречаются между родителями и подростками наиболее часто. В конце мыпроанализировали, с кем из родителей наиболее часто конфликтуют юноши, отцомили матерью.
 
2.2. Анализпроведённого исследования и обработка результатов
В ходе проведения исследованийнами были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 1 и нарисунках 1 и 2.
Таблица 1. Результатыанкетирования подростковВопросы анкеты
Сумма по вопросу
(Проранжируйте вопросы по степени значимости)
Сумма по вопросу
(Оцените вопросы по 5 бальной шкале)
1. Родители постоянно усиливают мои недостатки
2. Родители проявляют сверхтребовательность ко мне
3. Мои родители не интересуются моими проблемами
4. Мои родители живут мою жизнь за меня
5. Родители распоряжаются моей судьбой
6. Мои родители никогда не хвалят меня
7. Родители излишне контролируют меня
8. Родители очень жёстко контролируют мои расходы
9. Мои родители дают мне мало денег (под различными предлогами)
10. Мои родители сильно критикуют мои начинания
11. Родители постоянно стараются указывать мне на то, с кем следует, а с кем не следует дружить
12. Мои родители стараются одевать меня по своему вкусу
130
116
132
135
130
117
151
167
185
115
94
88
12
58
61
69
68
66
73
83
86
56
50
47 отец мать С кем чаще в семье ты конфликтуешь 15 5
/>На рисунке 1 изображены процентныеотношения между тремя первыми, по частоте возникновения,  конфликтнымиситуациями и остальными.
/>Конфликты, возникающие на почвеэкономических отношений и контроля, являются наиболее распространёнными и частовозникающими. Это показывают результаты наших исследований 31% по отношению костальным конфликтным ситуациям, на долю которых приходится 69%. Отношение кденьгам и распределение их в семейном бюджете родители и юноши понимаютсовершенно по разному. Следствие чего нарастание недовольства, которое в итогевыливается в конфликт. Например, родители, умудрённые жизненным опытом пытаютсясоздать “золотой запас” на “чёрный день”, а “взрослые дети” считают, что ихобделяют экономически и деньги, которые могли бы им пригодится просто лежат“мёртвым грузом” у родителей в “чулке”. Выход — уличить родителей внерациональном использованиисредств.                                                                          
Нарисунке 2 показаны процентные отношения конфликтов, которые возникают междуподростками и одним из родителей. 25% подростков конфликтуют с матерью, асоответственно 75% подростков чаще конфликтуют с отцами. Такие цифры можнообосновать тем что, как правило, мать пользуется большим влиянием на детей чемотец. Поэтому её утверждения чаще воспринимаются как должное, а как следствиеисполняются беспрекословно. 
2.3. Рекомендации
В результате проведённого нами исследования мы подтвердилигипотезу о том, что:
·         Подростки чащевсего конфликтуют с родителями по поводу экономических взаимоотношений внутрисемьи;
·         Проанализировав,полученные данные мы пришли к выводу, что родители в недостаточной степенидоверяют своим детям, что проявляется в чрезмерном контроле, следствием чего иявляется доминирование конфликтов на этой почве;
·         Конфликты чащевсего случаются между юношами и отцами, объяснить данный факт можно обопираясьна предположение (Greene, 1990),который указывает на то, что мать пользуется преимущественным влиянием надетей.
Так же в результате проведённого намианализа литературы и исследования мы пришли к выводу что:
·         Наиболее частовстречающимися конфликтными ситуациями между юношами и родителями являютсяпроблемы с материальной независимостью первых;
·          Недовериеродителей своим детям, которое проявляется в тотальном контроле, провоцируетюношей на конфликты;
·          Конфликтывозникают, как правило, с отцом, возможно в результате неправильного поведенияего по отношению к своим детям.
Заключение
Конфликты играют ключевую роль в жизниотдельного человека, семьи, коллектива, общества. Для того чтобы грамотно вестисебя в конфликтах, человек должен знать закономерности их возникновения,развития и разрешения. Конфликтология может сохранить здоровье, благосостояниелюдям, которые несут огромный ущерб в результате деструктивных последствийвнутриличностных и социальных конфликтов.
Социальный конфликт является наиболееострым способом разрешения значимых противоречий возникающих в процессесоциального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъекта исопровождающийся переживанием негативных эмоций по отношению к друг к другу.Внутриличностный конфликт – тяжело переживаемое психическое состояние,вызванное затянувшейся борьбой мотивов, влечений, ценностей, отражающихпротиворечивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
Свой специфический предмет находят вконфликте одиннадцать наук: психология, педагогика, искусствоведение,философия, исторические науки, математика, военные науки, политические науки,правоведение, социобиология и социология.
Психодиагностика межличностныхотношений помогает изучение отношений в различных группах (формальных инеформальных), в общении с разными людьми (сверстниками, детьми более младшегои более старшего возраста, взрослыми – учителями и родителями). Наблюдение,опрос и эксперимент являются тремя основными методами, которые используются дляизучения межличностных отношений детей разного возраста. Начиная сподросткового возраста можно добавить опросники и тесты. 
Таким образом, организация в учреждениях образования, системыпрактической работы конфликтологов, помогла бы по прогнозированию,предупреждению и урегулированию конфликтов, что значительно улучшило бымежличностные отношения в группах, коллективах или семьях.    

Списокиспользованных источников
1. Возрастная психология. — М., 1996г.,231с.
2. Бабосов Е.М. Конфликтология. — Мн.,2000г., 283с.
3. Анцупов А.Я. Конфликтология. — М.,2002г., 387с.
4. Аронсон, Элиот Социальная психология- М., 2002г., 342с.
5. Елизаров В.И. Социальная психология- Мн., 1997г., 258с.
6. Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К.Конфликтология – М, 2004. 240с.
7. Психологические проблемы юности под ред. А.В. Петровского- М., 1969г., 285с.
8. Райс Психология подросткового и юношеского возраста — М.,1995г., 239с.
9. Ремшмидт Подростковый и юношеский возраст — М., 1994г.214с.
10. Волков Б.С. Психология подростка – Мн., 2001г., 251с.
11. Дмитриев А. В. Конфликтология – М., Гардарики, 2001г.320с.
12. Бабосов Е. М. Основы конфликтологии – Мн., Право иэкономика, 1997г. 392с.
13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений – М.: Гуманит.
  изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Психология образования. –608с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.