План
Глава I. Аспекты психолого-педагогической адаптации
1.1 Проблемапсихолого-педагогической адаптации как особенность возрастного периода младшихшкольников
1.2 Особенностимладшего школьного возраста
1.3 Внутренняяпозиция школьника
1.4 Готовность к школе– фактор успешной адаптации
Глава II. Организация работы по преодолению дезадаптации младшихшкольников
2.1 Формы и причины школьнойдезадаптации
2.2 Роль учителя и значение семьи впроцессе предупреждения дезадаптации
2.3 Методики, использованные привыявлении особенностей адаптации младшего школьника
Заключение
Введение
Поступлениев школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни идеятельности ребенка. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают,что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальныхпсихофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям,лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебнойпрограммой. При традиционной системой обучения из этих детей, как правило,формируются отстающие и второгодники.
Науспешную адаптацию младших школьников влияют различные факторы: физическое ипсихическое здоровье, уровень готовности к школе (интеллект, мотивация учения,желание учится, умение общаться, адекватно вести себя и реагировать наситуацию, организовывать поведение и деятельность, развитие школьно-значимыхпсихофизиологических функций, уровень умственной и познавательной активности).Немаловажную роль в этом трудном процессе играют семья и учитель.
Возраст6-7 лет в жизни ребенка (по мнению отечественных психологов Л.В. Выготского,Л.И. Ботович, Л.И. Поливанова, Д.Б.Эльконина) это рубежный, кризисный период вразвитии личности как в социальном, так и в психологическом плане. Поэтому вотечественной прикладной психологии ведется активный поиск средств выявленияособенностей принятия ребенком своего возрастного статуса.
Переживанияпо поводу изменений своего возрастного статуса 6-7 летнего ребенка являетсяпрямым следствием перестройки социальной ситуации его развития в этот период,его объективных и субъективных характеристик. Объективная составляющая статусасвязана с реальными изменениями, происходящими в жизни ребенка, — общество влице школы и семьи ожидают от него нового отношения к новому виду деятельности(учебной), и к себе. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, тодаже при наличии у него необходимого запаса умений, навыков и уровняинтеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровеньинтеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.
Традиционнаясистема образования не способна сегодня в полной мере обеспечитьсоответствующий уровень развития и для детей, обладающих психофизиологическимии интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высокомуровне сложности.
Ребенок,поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальномотношении, достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевогоразвития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний обокружающем мирре, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владетьмыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явленияокружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлятьсамоконтроль.
Впоследнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотностьродителей и учителей, все больше внимания уделяется развитию личности ребенка,его моральному и психическому благополучию, подготовке к школьному обучению иадаптации к школе. Период адаптации играет очень важную роль для дальнейшего успешногообучения школьника, формирования сферы его интересов, общения, самооценки и,наконец, физического развития.
Принимаяво внимание все вышесказанное, темой курсовой работы выбрана проблемапсихолого-педагогической адаптации младших школьников.
Целькурсового исследования:
- Выявитьпсихолого-педагогические аспекты адаптации младших школьников (в том числе ипричины дезадаптации).
Задачи:
- Определитьусловия, при которых успешно проходит процесс адаптации.
- Провестиапробацию методики, позволяющей выявить, насколько успешно проходит процессапробации.
Объектомкурсового исследования является феномен психолого-педагогической адаптации.
Предметомкурсового исследования – особенности психолого-педагогической адаптации младшихшкольников.
Гипотезаисследования:
- Прицеленаправленном выполнении требований, реализации психолого-педагогическихусловий, грамотном использовании методик, при всесторонней поддержки семьи иучителя, гуманном и индивидуально-личностном подходе к ребенку процессадаптации младшего школьника проходит наиболее безболезненно.
База:Ташлинская средняя школа, начальные классы.
ГлаваI. Аспекты психолого-педагогическойадаптации
1.1 Проблемапсихолого-педагогической адаптации как особенность возрастного периода младшегошкольника
Термин«адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio — прилаживание, приспособление. Он был впервые введенГ.Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, гдеозначал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособленияорганов чувств к действующим раздражителям. В дальнейшем употребление этоготермина встречается в более широком смысле как всякое приспособление живогоорганизма к условиям существования (И.А. Милославова).
Анализнаучной литературе по данной проблеме позволяет утверждать, что в зависимостиот того, какой уровень взаимодействия человека со средой рассматривает тот илииной автор, выделяют различные уровни адаптации: физиологический,психологический, социальный.
Подсоциальной адаптацией понимается постоянный процесс активного приспособленияиндивида к условиям социальной среды и результат этого процесса. Соотношениеэтих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей иценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде.Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают спериодом кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения(А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). Любой вид социальной адаптации (учебная,профессиональная, бытовая и др.) включает социально-психологический аспект,т.к. социальная среда, с точки зрения структуры, подразделяется на предметную иличностную.
Методологическойосновой изучения социально-психологической адаптации в отечественной наукеявляется культурно-историческая теория Л.С. Выготского. «Врастание нормальногоребенка в цивилизацию» – отмечает ученый, — представляет обычно единый сплав спроцессами его органического созревания. Оба плана развития – естественный икультурный – совпадают и сливаются один с другим.
Вотечественной психологии и педагогике проблема социально-психологическойадаптации рассматривается с помощью категории предметной деятельности и понятия«присвоение» под которым понимается овладение личностью общественно выработаннымиспособами ориентации в предметном мире и средствами его преобразования.Решающее значение при этом приобретает тот факт, что мир социальных объектов недан индивиду непосредственно, но каждый раз стоит перед ним как задача. Толькоосуществляя по отношению к нему критическую (в том числе и познавательную)деятельность, адекватную (но не тождественную) воплощенную в них человеческойдеятельности, индивид делает это наследие достоянием своей психики.
Отом, что начало обучения в школе – один из серьезных намерений в жизни ребенка,знают все. Но что значит «серьезный момент»? на этот вопрос попросили ответитьродителей первоклассников во время одной из встреч.
Воттипичные ответы: «новый коллектив», «новые занятия, учительница», «новыеобязанности», «много новых впечатлений» и лишь одна мама написала «большиенагрузки». Как видите, большая часть родителей оценивают начало обучения вшколе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительнотак. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль– ученик – со своими плюсами и минусами. Но почему-то забывается, что школа –это и совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большиефизические и эмоциональные нагрузки.
Изменяетсявся жизнь: все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обученияочень напряженный период еще и потому, что школа с первых же дней ставит передребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом,но требующих максимальной мобилизации и интеллектуальных сил. Трудно все: самрежим учебных занятий (с перерывами не когда хочется, а через долгие 35 минут),и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделится, и эмоции, которыеприходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя,трудно сидеть в определенной позе и просто сидеть так долго. К слову «с началомсистематического обучения в школе удельный объем статических нагрузокзначительно возрастает. Для детей, особенно шести -семилетних, статическаянагрузка является наиболее утомительной. Хорошо еще, если нет дополнительныхтрудностей, но, увы, они не столь уж редки. Поэтому правильнее всех«интегрально оценила начало обучения та мама, которая написала в ответе навопрос: «большие нагрузки». Большие нагрузки (психологические,интеллектуальные, функциональные и физические), за которые организм ребенкаплатит порой самой дорогой «ценой» – здоровьем, а мы взрослые, не всегда видими понимаем это.
Вообще-топервый год – это испытательный срок для родителей, когда четко появляются всеродительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание его способностей,отсутствие контакта и неумение помочь. Порой не хватает родителям терпения иснисходительности, спокойствия и доброты; часто из добрых побуждений онистановятся виновниками «школьных стрессов». Почему? Скорее всего, потому, чтоне всегда учитывают сложность и длительность процесса. Не день, не неделятребуется для того, чтобы освоится в школе по –настоящему. Это довольнодлительный процесс, связанный со значительным напряжением всех системорганизма. Вот это процесс приспособления к школе, к новым условиямсуществования, новому виду деятельности и новым нагрузкам и называетсяадаптацией. Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и домадолжна быть построена так, чтобы учитель, и родители знали и учитывали, какую«цену» платит организм каждого ребенка за достигнутые успехи, особенно напервых порах обучения. А главное, чтобы могли сопоставить успехи и «цену».
Многиедети готовы к школе, подготовлены к новым условиям школьной жизни. Желаниеновизны, осознание важности изменения своего статуса («Я уже ученик»),готовность к выполнению стоящих перед ним задач, помогают ребенку принятьтребования учителя, правильно построить свои отношения со сверстниками,подчинятся новому режиму дня, распорядку занятий, важности последовательностидел. Несмотря на то, что выполнение многих школьных правил достаточно трудно,они не вызывают протеста и принимаются ребенком как общественно значимые инеобходимые. Нередко правила поведения, особенно у учителя, для которого«дисциплина прежде всего», не по силам первокласснику. «Плохое поведение» можетстать отправной точкой школьных неудач.
Опытныйучитель и родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требования правил инорм поведения не зависели от настроения взрослого и не были эпизодическими.Учитель с самого начала разъясняет ученикам, что от них требуется, показываетребенку отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше,до школы. Но это вовсе не означает, что разговор о правилах и нормах поведенияученика, должен обернуться перечнем запрещений и обязанностей, дети самипытаются разобраться в необходимости правила, выделять те, которые имеютбольшее значение. Основная тяжесть этой работы – «сделать из ребенка ученика» –падает на учителя. Хорошо, если он следует совету Ш. Амонашвили: «дети активныесущества … А если это так, то следует создать им организованную среду, то нетакую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, атакую, которая организовывает и направляет их деятельность». Порой учитель нетолько «грозит пальцем» и морали читает. В этом случае вы должны найти в себесилы поговорить с самим учителем, но с ребенком и при ребенке говорить о вашихсомнениях не стоит. Следует не давить на ребенка, а спокойно вместе с учителем(но без ребенка) разобраться, меньше думая «как заставить», а больше «какпомочь».
Учительница,даже самая строгая, даже не всегда справедливая, для ребенка, особенно в первоевремя, – «самая-самая», и ваше негативное отношение к ее требованиям толькозатруднит ребенку его собственное определение в статусе ученика. Критерии того,«что можно» и того «что нельзя» чаще определяются учителем, поэтому несердитесь, если в ответ на свое требование услышите: «А Софья Петровна сказала,что так нельзя». Софья Петровна – высший авторитет, перед которым меркнет дажеродительский. Не огорчайтесь и запомните, парировать это замечание фразой«Много знает твоя Софья Петровна……» или тому подобной – запрещенный прием. Есливаш малыш, встает ни свет, ни заря потому, что он сегодня дежурный и говорит,что должен прийти раньше всех, отнеситесь к этому также серьезно, как он. Еслион попросил вас что-то подготовит к школе, а вы по какой-то причине не сделалиэто, для вас не должна быть неожиданной бурная реакция и даже слезы. Вы же самитребуете серьезного отношения к школе, и ребенок не умеет разделять, чтозначима, что нет, для него одинаково значимо все: чистая тетради и цветныекарандаши, спортивная форма и цветок, который вы обещали принести в класс.
Семилеткипроходят этап психологической адаптации к школе легче, а вот для шестилеток этобывает очень сложно. Статус ученика требует от ребенка осознание и егоспецифической роли, и позиции учителя, определенной дистанции в отношениях ипонимание условности этих отношений. Среди шестилеток гораздо чаще встречаютсяпервоклассники, не осознающие не только специфическую позицию учителя и егороль, но и свое положение ученика. Таким детям трудно понять условностьотношений учителя и ученика, и ребенок может сказать в ответ на замечание: «яне хочу здесь учится, мне с вами не интересно». С таким ребенком отстоять свое«Я» бывает довольно трудно, но в этих случаях бесполезно приказывать,наказывать, требовать, ведь нужно завоевать доверие и уважение ребенка, поэтомуот учителя и родителей требуется терпение и доброжелательность.
Особоговнимания в этом отношении требуют дети, которые до школы воспитывались дома иих общение с «чужими» взрослыми было ограничено. Ребенок был до школы со «всепозволяющей»мамой и бабушкой, чересчур снисходительными к капризам, желаниям, поэтомуперестроится в школе очень трудно. Он пытается также как и дома капризничать,настаивать на своем, отказывается учиться. К сожалению, здесь встречается нетолько сочувствие родителей (а это необходимо), но и осуждение действийучителя. Здесь нужно найти «золотую середину», объективно разобраться вситуации, не обвиняя ни ребенка, ни учителя.
Возьмемпример из практики, возможно, он поможет найти правильную линию поведения.
Костярос с двумя бабушками и дедушками. В семье царила атмосфера общего восхищенияКостиными успехами и талантами. Действительно, малышу было чем порадоватьвзрослых, и любое желание Кости выполнялось немедленно. В школу он пошел сбольшим желанием, но уже первый день принес неожиданные огорчения: его непосадили на первую парту (а он хотел сидеть на первой рядом с учителем), нанего «никто не обращал внимания» (т.е. не восхищались), а при его попыткепривлечь внимание во время урока, учительница, по-видимому, сделала замечаниедовольно резко («она очень злая»). Костя расплакался, собрал свой портфель изаявил, что «хочет домой, ему здесь не нравится».
Происшедшеечересчур эмоционально обсуждалось дома в присутствии Кости. Конечно, осудилиучительницу, которая не нашла «подход к малышу». Было решено, что мама«поговорит» с ней. Разговор оказался нелегким, ведь требования учителя былисправедливы, но неприемлемой была форма. Одергивание, резкий выговор, насмешкуне стоит использовать, добиваясь необходимого поведения, особенно на первыхпорах. В итоге, с первых дней возник конфликт между ребенком и учителем,родителями и учителем, который осложнил процесс психологической адаптации Костик школе. Перевод к другому учителю не изменил ситуации, а только усугубил ее. Вэтой ситуации не нужно искать «добрую» учительницу, а терпеливо, а терпеливо,тактично и спокойно учить Костю общению со взрослыми. Но и здесь важно не«перегнуть палку», не сделать из живого ребенка удобного, послушного, сломавего.
Нашединамичное время многое меняет в требованиях школы, быть может и требованиядовольно жесткой дисциплины тоже может будут пересмотрены и тогда многихпроблем просто не будет.
Сложнымибыли взаимоотношения Кости со сверстниками, ведь рос он среди взрослых, дажеиграть в детские игры не любил («Ему больше нравится с дедушкой в шахматы», — сгордостью рассказывала мама). Но учеба требует умения жить в коллективе,поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками,умение вместе работать, считаться с чужими «хочу». Большинство детей быстрознакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе, но все-таки,считают психологи, доминируют в совместной работе элемент соревновательности,конкурентности. Однако инициативное общение с одноклассниками на уроках и наперемене не всем детям под силу. Некоторые долго не сближаются содноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в сторонеили жмутся к стенке. Другие (таким был Костя), стремясь привлечь внимание ксебе командуют, указывают, могут унизить одноклассника («ты ничего непонимаешь» и т.д.). Дети этого возраста бывают по-настоящему жестоки и могутустроить маленькому диктатору суровую «проверку на прочность».
Костев коллективе было неуютно, его быстро невзлюбили дети, и дружить с ним никто нехотел. Безусловно, Косте было очень трудно адаптироваться в коллективе. Этоможно понять, но нельзя оправдать тактику родителей, стремящихся найти класс иучителя, где примут Костю таким, каким он привык быть дома, т.е. приспособить класси учителя (где примут Костю), а не наоборот.
Какбыть в таких ситуациях? Во-первых, от родителей требуется большое терпение итакт в объяснении всех возникших конфликтов. Ни в коем случае не следуетперекладывать вину на других и всегда быть на стороне ребенка, но при этомребенок должен знать, что у вас он всегда найдет поддержку, сочувствие, будетуверен, что вы поможете ему найти выход из трудной ситуации. Нужно уметьувидеть в поведении ребенка собственные недоработки и недостатки воспитания.Потребуется довольно длительное время, чтобы малыш осознал, что он не «лучшевсех», что лучшие умения или большие знания – еще не повод для собственногопревосходства и пренебрежительного отношения к одноклассникам. Нужнопостараться объяснить ребенку, что «Маша не умеет писать, но хорошо танцует» ит.д. Хорошо бы найти общее дело для Кости и одноклассников. Это позволило бысплотить их, сдружить, но все это требует времени и терпения. Правильная оценкаребенка – это ваша моральная и эмоциональная поддержка ребенка в процессепсихологической адаптации.
Какуюоценку можно считать правильной? Конечно ту, которая не лишает ребенкауверенности, не заставляет его стесняться сверстников и боятся родителей.
Положительныеэмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многомформируют его поведение, облегчают адаптацию к школе.
Следуетотметить, что в период адаптации проявляются негативные изменения в поведениидетей. Это может быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может бытьнаоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть и чувство страха,нежелание идти в школу. Изменения в поведении, как правило, как правило,отражают особенности психологической адаптации ребенка к школе.
Появляетсясложность, начало обучения меняет основной вид деятельности ребенка ( до школыэто была игра), но и новый вид деятельности (учебная) возникает не сразу,учение в школе нельзя отождествлять с учебной деятельностью., дети, какизвестно, учатся в самых различных видах деятельности – в игре, в труде, вовремя занятий спортом. Учебная же деятельность имеет свое особое содержание истроение, и ее необходимо отличить от других видов деятельности, выполняемыхдетьми как в младшем школьном, так и в других возрастах. Причем в младшемшкольном возрасте дети выполняют все виды деятельности, но ведущей и главнойсреди них является учебная.
В.В.Давыдов доказал, что учебная деятельность ребенка «содержит в своем единствемного аспектов, в том числе социальной, логический, педагогический,психологический и др.».
1.2 Особенностимладшего школьного возраста
Закончилосьдошкольное детство. Именно в этот период шло формирование базовых личностныхобразований. Судьба любого человека во многом зависит от того, как прошло унего дошкольное детство. Это хорошо понимали священники, когда говорили:«оставьте мне дитя до 6-ти лет, а потом берите обратно.». Хороший дошкольныйвоспитатель может дать прогноз развития своего воспитанника, будет ли онсчастливым или несчастным, станет он победителем или будет неудачником. (Э.Берн).
Совступлением в школьную жизнь у ребенка как бы открывается новая эпоха. Чемразличаются для него эти две эпохи? Л.С. Выготский говорил, что расставание сдошкольным возрастом – это расставание с детской непосредственностью. Как быразвевая эту мысль, другой, уже американский психолог, Э. Берн предупреждает,что попадая в школьное детство, ребенок попадает в менее снисходительный, азначит, более требовательный и жесткий мир. Ребенку уже самому нужноразбираться в своих отношениях с учителями и сверстниками. Ему нужно в одиночкувстретится с требованиями к себе, к тому, что он делает. Для него впервыеоткрывается новый вид деятельности – учебная.
Сфизиологической точки зрения младший школьный возраст – это время бурногофизического роста, когда дети быстро тянуться в вверх, когда особенно очевиднадисгармония в физической развитии, когда она явно опережает нервно-психическоеразвитие ребенка. Это сказывается в ослаблении нервной системы, что проявляетсяв повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях.Все это усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможностив опоре на ранее приобретенные психическ4ие образования. В связи с этимстановится понятной тревога родителей и врачей за ход адаптации ребенка кшколе.
Также костная система школьника находится в стадии формирования – окостенениепозвоночника, грудной клетки, таза, конечностей еще не завершено, в костнойсистеме много хрящевой ткани. Все это необходимо принимать во внимание ипостоянно заботится о правильной позе, походке учащихся. Процесс окостенениякисти и пальцев в младшем школьном возрасте также еще не заканчиваетсяполностью, поэтому легкие и точные движения пальцев и кисти затруднительны иутвердительны, особенно для первоклассников.
Известныпсихологические подробности дошкольного детства. Это развитое воображение,образное мышление, а также формирующаяся «внутренняя позиция» ребенка, вкоторой отражается его новое «взрослое положение».
Всеэти приобретения в своей совокупности составляют основу произвольности –важнейшего психического свойства, обуславливающего произвольный характерпротекания познавательных процессов и поведения ребенка. Отмечу, чтопроизвольность еще только формируется, и в значительной мере готовность ребенкак школе зависит от степени ее сформированности как психического свойства..
Новот ребенок перешагнул порог школы и действительно столкнулся с менееснисходительными условиями жизни. И от того, как он к этим условиямприспособится, зависит очень многое. Поэтому важно врачу иметь представление обэтом периоде, т.к. неблагоприятное его протекание для многих детей и их родителейстановится началом разочарований, причиной конфликтных ситуаций и, наконец,походов к врачу.
Стой же физиологической точки зрения процесс приспособления ребенка к школепроходит 3 этапа.
Первыйиз них – ориентировочный, когда организм на комплекс новых воздействий отвечаетбурной реакцией и напряжением всех своих – это этап «физиологической бури»,продолжительность которого 2-3 недели.
Навтором этапе отмечается неустойчивое приспособление организма,находятся какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия.
Натретьем этапе организм находит наиболее подходящие вариантыреагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Продолжительностьвсех трех этапов составляет 5-6 недель, причем наиболее сложным оказываетсяпериод с первой по четвертую недели. Окончание приходится на 10-15 октября.
Чтоже конкретного происходит с организмом в первые недели обучения?
Преждевсего отмечается низкий уровень и неустойчивость работоспособности, напряжениесердечно-сосудистой системы, симпатоадреналиновой системы, низкие показателикоординации различных систем организма между собой. Если сравнивать этивоздействия на организм взрослого, то это примерно соответствует действиюневесомости на космонавта. Не случайно поэтому у значительной части учеников вконце занятий отмечается резко выраженное утомление. Только на пятой неделиобучения наблюдается стабилизация показателей работоспособностей, снижаетсянапряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма.
Нарядус психофизиологической адаптацией происходит и психологическая адаптацияпервоклассника к школе. Исследования Э.М. Александровской показали, что только56% обладают адекватной формой такой адаптации. Среди оставшихся 30% составляютдети с неустойчивой адаптацией, для которых характерна повышенная утомляемость,заболеваемость, нарушение сна, склонность к страхам, и 14% — дети с нарушениемформ социально-психологической адаптации, выражающейся в плохом усвоенииучебной программы, поведенческих проблемах, трудностях в установлении контактовс учителями и сверстниками. Этими же исследованиями установлено, что трудностипротекания адаптации ребенка к школе в значительной мере обусловлены еголичными особенностями. Выделено несколько личностных типов, среди которых долядетей, составляющих так сказать гармонический тип, только 35%. Эти дети неиспытывают трудностей в обучении, хорошо овладевают программой, стремятся квысоким результатам. В психологическом плане – это интеллектуальные,общительные, уверенные в себе дети, с достаточно развитым самоконтролем.
Изсказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится подпристальным вниманием родителей, педагогов и врачей, что эти шаги нелегкодаются организму, и психике ребенка, и поэтому так важно знать особенностипсихического развития младшего возраста.
Сприходом в школу ребенок сталкивается с новой для себя деятельностью, котораястановится главной. Если в игре, ведущей деятельности дошкольника важен сампроцесс исполнения разных ролей, то в учебной деятельности важнырезультативность, обязанность и произвольность.
1.3 Внутренняяпозиция школьника
Внутренняяпозиция школьника – это психологическое новообразование, оно возникает нарубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса 7 лет ипредставляет собой сплав двух потребностей – познавательной и потребностьюобщения со взрослыми на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностейпозволяет ребенку включится в учебный процесс в качестве субъекта деятельности,что выражается в сознательности формировании и исполнении намерений и целей,или, другими словами, произвольном поведении ученика. (Л.И. Божович).
Д.Б.Эльконин (1978) считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре вколлективе детей, позволяющие ребенку подняться на более высокую ступеньразвития, чем он это может сделать эито в игре в одиночку, т.к. коллектив вэтом случае корректирует нарушения в подражании предлагаемому образцу, тогдакак самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает очень трудно.
Вспециальных экспериментальных исследованиях по изучению новообразования (Л.И.Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, 1951) было установлено, что в игре вшколу дети, характеризующиеся наличием «внутренней позиции школьника»,предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игрысводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров).Наоборот, в случаях несформированности этого образования дети предпочитают рольучителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности игру в«перемены», разыгрывание «прихода» и «ухода» из школы.
Такимобразом, «внутреннюю позицию школьника» можно выявить в игре, но этот путь неподходит, т.к. занимает слишком много времени. заменим ее методикой,позволяющей выявить особенности произвольного поведения ребенка. Хорошеекачество выполнения задания, предполагаемого в методике, изучающейпроизвольность, косвенным образом свидетельствует о существовании учебноймотивации, позволяющей ребенку справиться с задачей.
Методика«Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающейдомик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе наобразец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развитияпроизвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координациии тонкой моторики руки.
Методикарассчитана на детей 5,5-10 лет; имеет клинический характер и не предполагает получениенормативных показателей.
1.4 Готовностьк школе – фактор успешной адаптации
Поступлениев школу и начальный период (адаптации) обучения вызывают перестройку всегообразца жизнедеятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей,поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения показывают, что средипоступающих в первый класс, лишь частично справляются с учебной программой.
Учебнаядеятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире,сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительнымиоперациями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающегомира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять и самоконтроль. Важныположительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения ипроявления волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны инавыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательнаякоординация.
Поэтомупонятие «Готовность ребенка к школе» — комплексное, многогранное и охватываетвсе сферы жизни ребенка; в зависимости от понимания сущности, структуры икомпонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии ипараметры.
Современнаяшкола находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечитьразностороннее развитие личности с учетом их индивидуальныхпсихофизиологических и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективнойформой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимальнокомфортные условия для ребенка (при подборе соответствующего содержания,соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), являетсядифференцированное обучение, в основе которого лежит комплектование классов 1,2, 3-го уровней на основе глубокой психофизиологической ипсихолого-педагогической диагностики.
Нижеприводятся методики диагностирования детей при поступлении в школу. Они помогутвоспитателю детского сада и учителю начальных классов определить степеньзрелости ребенка.
Готовностьдетей к школе может определятся по таким параметрам, как планирование,контроль. Уровень развития интеллекта.
1. Планирование – умение организовать своюдеятельность в соответствии с ее целью:
Низкийуровень – действия ребенка не соответствуют цели;
Среднийуровень – действия ребенка частично соответствуют содержанию цели;
Высокийуровень – действия ребенка полностью соответствуют содержанию цели.
2. Контроль – умение сопоставить результатысвоих действий с намеченной целью:
Низкийуровень – полное не соответствия результатов усилий ребенка поставленной цели(сам ребенок этого несоответствия не видит);
Среднийуровень – частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели(самостоятельно ребенок не может видеть это полное несоответствие);
Высокийуровень – соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели; ребенокможет самостоятельно сопоставить все полученные им результаты с поставленнойцелью.
3. Мотивацияучения – стремлениенаходить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающегомира и использовать их:
Низкийуровень – ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которыенепосредственно доступны органам чувств;
Среднийуровень – ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойстваокружающего мира – находить и использовать эти обобщения;
Высокийуровень – явно выраженное стремление находить скрытые от непосредственноговосприятия свойства окружающего мира, их закономерности; присутствует желаниеиспользовать эти знания в своих действиях.
4. Уровеньразвития интеллекта:
Низкий– неумение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа,сравнения, обобщения абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;
Нижесреднего – неумение слушать другого человека; ошибки в выполнении всехлогических операций в форме словесных понятий;
Средний– неумение слушать другого человека, простые логические операции – сравнение,обобщение в форме словесных понятий – выполняются без ошибок, в выполненииболее сложных логических операций – абстракция, конкретизация, анализ, синтез –допускаются ошибки;
Высокий– возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и в выполнении всехлогических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощивзрослого;
Оченьвысокий – возможность слушать другого человека, выполнять любые логическиеоперации в форме словесных понятий.
Ребенок к школе не готов.
Неумеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая(ориентируется только на данные органы чувств), не умеет слушать другогочеловека и выполнять логические опрации в форме понятий.
Ребенокк школе готов.
Умеетпланировать и контролировать свои действия (или стремится к этому),ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающегомира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другогочеловека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в формесловесных понятий.
Углубленноеобследование детей осуществляется перед поступлением в школу. На основаниирезультатов обследования заключение о готовности детей к школе даетпсихолого-педагогическая комиссия, которая состоит из психолога, физиолога,врача-педиатра и учителя. В условиях разноуровневой дифференциации комиссияможет сформировать классы 1, 2, 3- го уровней.
Приопределении уровня готовности ребенка к школьному обучению ориентиром можетслужить карта-характеристика, в которой заложены три уровня готовности кобучению по следующим параметрам:
1. Психологическаяи социальная готовность.
2. Развитиешкольно-значимых психофизиологических функций.
3. Развитиепознавательной деятельности.
4. Состояниездоровья.
Вывод.
Запорогом дошкольного детства ребенка ждет школьное обучение. Поэтому тот уровеньразвития, которого достиг дошкольник, оценивается прежде всего с точки зренияего готовности к школе. а готовность к школе определяется следующими качествами– познавательные интересы, произвольное управление поведением, основылогического мышления и т.п., то есть влияют особенности младшего школьноговозраста. Также влияет и внутренняя позиция школьника, т.к. возникает на рубежедошкольного и младшего школьного возраста.
ГлаваII. Организация работы по преодолениюдезадаптации младших школьников
2.1Формы и причины школьной дезадаптации
Подадаптацией (от лат. Adapto — приспособляю)в биологии понимают приспособление строения и функций организмов и их групп кусловия существования. В физиологии и медицине этот термин обозначает такжепроцесс привыкания. Все более активно понятие «адаптация» используется всоциальных науках, в том числе в психологии и педагогике, отражая стремлениепредставителей этих наук возможно более целостно подойти к ребенку при анализеего состояния и поведения в процессе воспитания и обучения.
Физиологическиеисследования последних десятилетий показывает, что во многом способностьребенка к адаптации определяется структурно-функциональной организацией егомозга. Последняя же в силу неодновременности созревания отдельных компонентовсистемы мозгового обеспечения у разных детей состоит из элементов разнойстепени зрелости. Отсюда отчетливо выраженные индивидуальные вариантыпсихического развития детей – одногодок, проявлением чего становится иизвестное расхождение биологического и паспортного возрастов. В началесистематического обучения этот разрыв может достигать полутора лет, несвидетельствуя при этом о задержке развития. С сожалением приходитсяконстатировать, что показатели здоровья в последние десятилетия характеризуютсярезким снижением. Анализ результатов комплексных медико-социологических исследованийпозволяет выделить следующие предпосылки этого явления:
l Нарушениеэкологического равновесия в окружающей среде, отражаясь на здоровье матери,приводит к морфофункциональным нарушениям уже у новорожденных;
l Ослаблениерепродуктивного здоровья у девочек, физические и эмоциональные перегрузкиженщин в сложившейся системе производственных и семейных отношениях, что медикинапрямую связывают с ростом женских заболеваний, патологией беременности иродов;
l Рост алкоголизма,наркомании, связанный с просчетами в социальной политике и общественнойинфраструктуре, а также создающий потенциальную угрозу рождения физически ипсихического уязвимого потомства;
l Низкая культурасемейного воспитания и кризис современной семьи, который привел к резкомувозрастанию числа неполных семей, семей с неблагополучными отношениями,создающими почву как для развития так и для усугубления нервно-психическихотклонений, так и для формирования социальной запущенности детей;
l Недостатки вмедицинском обслуживании, не позволяющие своевременно заметить и выявитьпсихически угрожаемых детей, обеспечить их необходимой медицинской помощью;
l Несовершенствосистемы дошкольного воспитания, игнорирование в организации, формах и методахпедагогической работы объективных особенностей ослабленных и психическиугрожаемых детей.
Лучшевсего, конечно, адаптируются здоровые дети, выросшие в благополучных средовыхусловиях. Несколько хуже, особенно в отношении к учебным требованиям,адаптируются здоровые дети, отягощенные социальными факторами риска. Часто,однако, здоровый ребенок оказывается удивительно устойчивым к неблагоприятнымсредовым факторам.
Чтобыопределить школьный режим, форму, дидактическую нагрузку чрезвычайно важнознать и учитывать все внутренние условия грамотно оценить адаптационные условияребенка на этапе его поступления в школу.
Достаточнохорошо изучен вопрос о том, на какие критерии в этой оценке следуеториентироваться. Прогностически значительными показателями низкого уровняадаптационных возможностей ребенка могут в совокупности служит следующие:
l Отклонения в психосоматическом развитии и здоровье;
l Недостаточный уровень социальной и психолого-педагогическойготовности к школе;
l Несформированность психофизиологических и психологическихпредпосылок учебной деятельности.
Целостноеизучение детей риска показывает, что общей характеристикой этой инороднойгруппы школьников являются более низкое по сравнению с другими детьми качествоприспособительных, адаптационных механизмов и значительно более выраженнаязависимость психического статуса, поведения и тенденций развития от условийжизни и воспитания. В учебной работе перечисленные особенности проявляются вжесткой соотнесенности характера и результатов деятельности таких детей сусловиями самой деятельности.
Приведунесколько фрагментов характеристик, в каждом их которых отражены конкретныетрудности адаптации детей к школе.
Изхарактеристики Алеши К.
Вшколу Алеша пришел с интересом. На вопрос: «Тебе хочется учится?» – ответилутвердительно. Вскоре, однако, стало ясно, что в школу Алешу привлекают чистоформальные атрибуты учебы. Мальчику явно нравится новый ранец, пенал, другиеучебные принадлежности, оч6ень часто он любовно поглаживает их. Ему нравитсякогда урок заканчивается и звенит звонок. Громко вскрикивая «Перемена», онпервым бросается к дверям. К занятиям интереса не проявляет. Не можетсосредоточится даже на короткое время. Постоянно отвлекается: то сосед егозадел, то карандаш упал, то на подоконник села птичка и т.д. Во время урокаможет достать из кармана или портфеля какие-то самолетики, солдатики.Расставить их на парте и играть. Часто задает неуместные вопросы. Болтлив, вовсе вмешивается, по каждому поводу делает замечания другим детям; не обращаявнимания на присутствие учителя. О поручениях моментально забывает. Однажды наэкскурсии ему было поручено сложить в альбом листочки, которые собрали дети. Онначал складывать, но работу не закончил. Все оставил и убежал. На вопрос:«Почему же ты не закончил дело?» – ответил: «А мне уже надоело, я устал. А разветы (обращаясь к учителю) не убрала потом?».
Изхарактеристики видно, что трудности к школе у мальчика связаны ссоциально-психической незрелостью, личностным инфантилизмом, его неготовности кроли ученика.
Авот и другая характеристика, в которой по существу, тоже представлены трудностиадаптации к школе инфантильного ребенка. Но здесь, внешнее выражение их другое– в притупленных поведенческих реакциях, в пассивном сопротивлении школьнымтребованиям.
Изхарактеристики Витим С.
«Кшкольнойжизни особого интереса Витя не проявлял. Равнодушно принял новую для негошкольную обстановку. Складывалось впечатление, что ему все давно уже знакомо.Держится очень тихо, незаметно и именно этим обращает на себя внимание. В немкак будто нет столь характерной для других детей любознательности, живостиреакций. На уроках также сидит тихо. Чаще проявляется его полная отключенностьот того, что происходит в классе. На вопросы по содержанию урока отвечаетневпопад. Учебные задания воспринимает с трудом или быстро отключается от них.Например, на уроке все дети по образцу пишут элементы букв. Витя написалкое-как три элемента, а дальше по всей страннице рисует кораблики. Неслушается, когда ему дела. Не смущается когда ему делают замечание. Оченьнеловок. Карандаш, ручку за два месяца так и не научился держать в рукеправильно. Стакан выпадает у него из рук. Шалости его неуклюжи. Во время игрычаще других спотыкается, падает. Контакт с детьми устанавливает трудно. Вдомашней обстановке, во дворе как удалось установить из беседы с матерью,играет преимущественно с детьми младшего возраста.».
Нарядус эмоционально-волевой незрелостью в этом случае имеется и плохая координациядвижений, дифекты пространственной ориентировки, двигательная неловкость,недостаточная развитость мелкой моторики руки. Все это создает дополнительныепроблемы.
Механизмразвития адаптационных нарушений.
Первичноадаптационные нарушения проявляют себя, естественно, на самом верхнем, наиболеезависимом от среды этапом индивидуальной организации – социальном ипедагогическом уровне.
Педагогическийуровень школьной дезодаптации
Педагогическийуровень развития школьной дезодаптации является наиболее очевидным иосознаваемым для школьных работников. Он обнаруживает себя проблемами ребенка вучении (деятельностный план) и освоения новой для него социальной роли – ролиученика (онтогниенческий план).
Вдеятельностном плане при неблагоприятном для ребенка развитии событий егопервичные трудности в учении (I этап) перерастают впробелы знаниях (II этап), в отставании усвоенияобразовательного материала по одному или нескольким предметам (III этап), в неуспеваемость частичную или общую (IV этап) и как возможный крайний случай – в отказе от учебнойдеятельности (V этап).
Вотношенческом плане отрицательная динамика выражается в том, что первичновозникшие на основе неуспехов учебной деятельности напряжения в отношенииребенка с учителем и родителями (I этап) перерастают всмысловые барьеры (II этап), в эпизодические (III этап), и далее в систематические конфликты (IV этап),
Каккрайний случай – в (отказ от учебной) разрыв этих личностно-значимых для негоотношений (V этап).
Статистикапоказывает, что и учебные, и отношенческие проблемы обнаруживают устойчивоепостоянство и с годами не смягчается, а напротив, усугубляется. Обобщенныеданные последних лет констатируют рост среди учащихся школ числа детей,испытывающих трудности в усвоении программного материала. Среди младшихшкольников они составляют 30-40%, среди учащихся основной школы 50%.
Психологическийуровень школьной дезадаптации.
Неуспешностьв учебной деятельности, неблагополучие в отношениях с личностно-значимымилюдьми, возникшие на ее стороне, не могут оставить ребенка равнодушным.Переживаемые ребенком, они негативно влияют и на более высокий уровень его индивидуальнойорганизации – психологической, непосредственно сказываются на формированиихарактера растущего человека, его жизненных установок, направленности личности.В эмоциональной сфере преобладает тревога, легко плачет краснеет, теряется прималейшем замечании учителя (I этап). У ребенкапроявляется (II этап развития адаптационных нарушений)и закрепляется (III этап) различные психозащитныереакции: на уроках он постоянно отвлекается, занимается посторонними делами,происходят противодействия школьных норм – нарушение дисциплины (IV этап).
Физиологическийуровень школьной дезадаптации.
Наиболееизученными на сегодняшний день, но одновременно, менее всего осознаваемымпедагогами следует считать механизм влияния школьных проблем на здоровьечеловека. В конечном счете именно здесь, на физиологическом уровне, самомглубинном уровне индивидуальной организации человека замыкаются какпереживания, обусловленные неуспешностью в учебной деятельности, конфликтнымхарактером отношений, так и непомерные затраты времени и сил на учение.
Отрицательноевлияние школы на здоровье детей отмечали многие ученые в России, так и за ееприделами. Сегодня же в тревожный набат бьет многочисленная научная ижурналистская общественность.
Прикаких обстоятельствах здоровье переходит в болезнь. Каковы механизмы этогоперехода, ученым стало ясно, пожалуй, самое главное для нас, педагогов, что внедопущении болезни, в удержании здоровья, в идеальном случае в приумноженииего решающая роль принадлежит тем социальным институтам, которые предопределяютусловия и образ жизни ребенка – в семье, школе.
Наэтапе школьной жизни именно школа и педагоги играют решающую роль, как вдиагностике и в профилактике нарушений психического и психосоматическогоздоровья детей.
2.2 Роль учителя и значение семьи в процессепредупреждения дезадаптации
Положительныеэмоции которые ребенок испытывает при обучении со сверстниками, во многомформируют его поведение, облегчают адаптацию в школе. и здесь чрезвычайновелика роль учителя. Мы часто забываем, что дети смотрят друг на друга глазамивзрослых, а в школе чаще всего глазами учителя. Отношения учителя ребенка –индикатор отношения к нему и его одноклассников. Тем более первый учительвсегда запоминается на всю жизнь – такое сильное впечатление производит он надетей. И своим обращение с детьми, своим личным примером, словами, глубокопроникающими в сознание, умелой организацией положительного, нравственногоопыта детей, учитель всегда может пробудить даже заглохшие нравственныетенденции.
Ксожаление, не все учителя могут не выделять «любимчиков», не все понимают, чтоне следует привлекать внимание к чьим-то неудачам, недостаткам, не подчеркиватьнепривлекательные отрицательные качества ребенка. Нужно помнить, что отнегативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне, и учитель относится кнему плохо, и родители недовольны. И, главное, также относятся к нему дети.Поэтому взрослые должны стараться избегать отрицательных оценок поведенияребенка и его школьных успехов. Почему при адаптации ребенка к школе особоезначение имеет оценка его успехов и неудач в процессе учебы? Дело в том, чтопсихология восприятия ребенком оценки его деятельности (а не только отметки кактоковой) в конечном счете является оценкой его личности в целом. Этомуспособствует реакция всех окружающих: и сверстников, и взрослых. Вспомните очем вы спрашиваете у ребенка, когда он приходит из школы: «Что ты сегодняполучил?», «Ну. Какие у тебя отметки?», подчеркивая тем самым важность непроцесса учебы, не интереса к знаниям, а конечного результата – оценки, котораявсегда субъективна, да и ставится порой не за успехи в учебе, а застарательность, поведение.
Сейчасв проекте школьного обучения на начальном этапе (в процессе адаптации) учительне должен использовать отметки для оценки успехов, для оценки его знаний иповедения. Не должен потому, что отметка может быть постояннойпсихотравмирующей ситуацией, затрудняющей адаптацию ребенка к школе. но впрактике учителям трудно отказаться от этого достаточно простого и наглядногоспособа оценки, поэтому вместо отметки – традиционных «двоек-пятерок» –используются рисунки, «штампики», «звездочки», различные символы, значки,дифференцирующие успехи так же, как старые пятерки, четверки и тройки. «А мнесегодня поставили штампик – Буратино, он самый красивый, я лучше всех написал.А Сашке (соседу по парте) ничего не поставили, и вообще у него в тетради ниодного штампика», рассказывает первоклассник. В таких случаях и штампики, извездочки равнозначны отметкам, ведь все это для ребенка условные знаки егоуспехов. Официальное отсутствие отметки не исключает зависимости ребенка отлюбого такого знака, фактически оценивающего его деятельность, приносящего емурадость или огорчение. Т.е. ситуация тревожности непосредственно связана сотметкой, все равно сохраняется. Кроме того, с первых дней обучения ребенокпонимает зависимость своего положения в классе от отметки (у нас в классе самыйлучший – Алеша, у него пять «звездочек», и одна большая «звездочка»),превращает ее в фетии, в знак стремления, достижения.
Ночасто объективные причины (недостаточная готовность к школе, слабое здоровье,плохое развитие моторики, дефекты речевого развития) не позволяют достигнутьжелаемого результата. Все это травмирует ребенка, создает комплекснеполноценности, неуверенности.
Существеннойособенностью школьного обучения является то, что оно требует от всех детейобязательного выполнения ряда одинаковых правил, которым подчинено все ихповедение в школе.
Впервое время пребывания в школе правила связаны у ребенка с новой позициейученика и с выполнением им этой новой роли. Это похоже на выполнение правил вигре. Если ребенок взял на себя контроль капитана или матроса, машиниста илипассажира, то он подчиняется правилам, заключенными в этой роли. Если ребенокхорошо выполняет правила поведения в школе или в классе, «слушается учителя»,то тем самым он хороший ученик прежде всего в своих собственных глазах. Ноэтого мало. Важно, чтобы выполнение правил поведения выражало отношение ученикак товарищам, к классу.
Необходимоотметить, что первоклассники, особенно в первые дни и нидели пребывания вшколе, чрезвычайно чувствительны к выполнению всех правил. Они в некоторомсмысле формалисты: и сами стараются неукоснительно соблюдать правила, и отсвоих товарищей требуют этого. Нередко дети указывают учителю на несоблюдениеправил соседом по парте: «Он неправильно держит ручку!», «Он не туда положилкнигу!». Этими замечаниями они не столько хотят «донести» на товарища, сколькоподчеркнуть, что они все эти правила знают.
Педагогстарается прореагировать на это так, что бы не нарушать между ребятамитоварищеских отношений и не огорчать нечаянного нарушителя: «Он тоже знает какнадо поднять руку; только забыл правильно это сделать».поскольку родителям также приходится сталкиваться с подобными «сообщениями» детей, они должныпринимать во внимание, как следует относится к ним. Вообще же требования должныбыть неукоснительными, но выражаться они должны в уважительной идоброжилательной форме.
Подчинениеправилам требует от ребенка довольно развитого умения «саморегулироваться».Надо сказать, что в понятие готовности к школе входит и то, насколько ребенок всостоянии управлять своим поведением. В дошкольном детстве малыш подруководством взрослых овладевает не только эталонами и мерками, которые позволяютему познать мир вещей. Он усваивает «мерки» и для мира людей, а именно оновладевает постепенно нормами поведения, общения, общественными эталонамиоценки своих поступков другими. Эти возможности оценки наглядно представлены вхорошо известном стихотворении В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такоеплохо». Дошкольник уже умеет вести себя с незнакомыми людьми, овладел навыкамиэлементарного самообслуживания, личной гигиены. Он научился простейшим навыкамколлективной работы и общения. У ребенка сложилось умение соотносить своеповедение с требованиями старших, появились переживания морального характера:ему стыдно, если он сделал что-то, что взрослые не одобряют; он радуется, когдаего похвалили за хороший поступок; он испытывает известное беспокойство, когдане выполнил предписаний взрослого; переживает обиды и недовольства.
Ребенокеще до поступления в школу имеет доступные его возрасту обязанности, несет заих выполнение ответственность. Он может гулять с младшим братишкой,присматривать за ним, заботится о корме рыбок или поливать цветы, помогать мытьпосуду или накрывать на стол. Важно только, чтобы эти поручения былипостоянными и чтобы родители не спешили делать за ребенка то, что он забыл илипросто не захотел выполнить.
Ксожалению, встречаются такие родители, которые вообще оберегают своих детей отвыполнения каких-либо обязанностей.
Дляребенка важно чувство успеха, когда цель достигнута, когда умение освоено.Разумеется этот успех следует заметить и взрослым: их одобрение является сильным«подкреплением» в первую пору учения.
Ксожалению, интересуясь тем, как учится ребенок, родители порой имеют в видулишь то, как усвоил он предусмотренные программой навыки и знания. Этоодностороннее, ограниченное представление об обучении. Своим содержанием иформой организации обучение воспитывает и формирует определенные черты исвойства личности человека. Более того, образовательные задачи обучения могутбыть хорошо решены только тогда, когда на высоте его воспитательная сторона.
Приведунесколько примеров правил, относящихся непосредственно к обучению: «Неопаздывай на уроки». Конечно можно сказать, что опаздывать не хорошо, потомучто не услышишь каких-то важных объяснений учителя, отстанешь от класса. Ноправильнее будет подчеркнуть прежде всего, что опаздывающий мешает общейработе, отвлекает.
Или:«Внимательно слушай объяснения учителя….». поясните, что может получится так:учитель заметит, что ты слушаешб невнимательно, отвлекаешься, не понимаешьтеперь о чем он говорит, — и вынужден будет повторять для тебя специально; всеостальные теряют время.
Ауж такие вещи как «…… помогай товарищам лучше учится…..» понятны сами собой.
Вестисебя «как нужно» удается сразу далеко не всем: одни разговаривают на уроках,другие «вертятся», третьи без спросу «включаются» в разговор учителя сотвечающим у доски. Это вовсе не «злостные нарушители дисциплины», их промахи –большей частью – от неумения себя вести; но так или иначе, они мешают учителю –приходится унпимать или наказывать шалунов.
Когдатакие порицания выпадают на долю ребенка с первых дней и постоянно,первоначальная тяга к школе может быстро сменится сначало антипатией кучительнице, а потом и нежеланием учится. Школа оказалась источникомнеприятностей – как же тут сохранить любовь к ней?
Реальныйпуть воздействия, если вас призывают «принять меры», не в одних лишь упреках,как и не в абстрактных призывах «хорошо себя вести» (уверены ли вы, что малышпонимает, что от него конкретно требуется?). вот здесь и надо ясно и четкопоказать ему, чему предстоит научится, раз он т6еперь школьник.
Какойпомощи ждет школа от родителей? Не секрет, что иногда приготовление домашнихзаданий занимает у младших школьников чрезмерно много времени, а это приводит кперегрузке детей и даже отражается на их здоровье, хотя время, предусмотренноедля ежедневной домашней работы, не должно превышать во втором классе 30 минут,а в 3-4 классах – 1 часа. Учащимся 1 классов домашнее задание не дается.
Атеперь поговорим об организации домашних заданий.
Делов том, что если задание не подготовлено все предшествующей работой в классе иребенок не знает достаточно точно, как его надо выполнить, то к приготовлениюуроков в «пожарном порядке» привлекаются старшие, которые в данном случае также не имеют ориентиров верного выполнения задания и не могут даже спросить уребенка: «А как вы это делали в классе?».
Частоих требования и объяснения не совпадают с требованиями и объяснениями учителя,и это приводит к конфликту между ребенком и «домашними учителями» – родителями,старшими братьями и сестрами.
Создаетсяатмосфера эмоциональной неудовлетворенности, отрицательное отношение кприготовлению домашних заданий, которое затем переносится на школьные занятиявообще.
Еслиребенок недостаточно хорошо знает способ выполнения задания, то он можетприбегнуть к нерациональному способу и, используя его, закреплять неправильныйнавык. Так, как при решении арифметических примеров дети, стремясь прежде всегополучить правильный результат. Прибегают к счету на пальцах. Результат-то ониполучают, может быть и правильный, но способ, который они использует и которыйвследствие такого упражнения закрепляется, — вредный. Так самостоятельныедомашние задания могут принести не пользу, а вред.
Изсказанного следует несколько выводов для родителей. Если в течении достаточнодлительного времени они наблюдают, что их ребенку приходится как бы зановооткрывать учебный материал, то их должно насторожить: что-то явно не в порядке.Возможно ребенок пассивен в классе, просто «отсиживается». Или класс отстает отпрограммы и учитель, не находя лучшего вывода, переносит на дом часть работы,которая должна быть проделана в классе. Своевременные сигналы от родителейпомогут педагогу вовремя перестроится, найти иной выход из положения. Последнийвариант самый сложный, но полагаем, что формула «совместная работа семьи ишколы» рассчитана не только на легкие случаи…
Самостоятельныедомашние задания могут помогать в укреплении общественной позиции школьника,его новое положение в семье и среди товарищей. Они важны и тем, что выполняетсявне непосредственного контроля учителя и требует особой внимательности. Учительв классе может и не вмешиваться в работу каждого отдельного ученика, но ужесамо его присутствие делает поведение подконтрольным. Организованность ипроизвольность поведения обнаруживается и воспитывается в самостоятельнойработе.
Изсказанного ясно, что ребенок действительно должен самостоятельно выполнитьдомашнее задание. В том случае вмешательство взрослых в приготовление домашнихзаданий столь же вредно как и полное невнимание к урокам младшего школьника.
Обуспешность домашней работы родители, как правило, судят по отметкам, с которымидети возвращаются из школы. И естевтсвенно, хочется, что бы эти отметки былихорошими. Но отсюда не следует, что первые же затруднения школьника родителидолжны брать на себя.
Разобратьсяв заданном ребенок должен сам. Если родители, руководствуясь самыми благиминамерениями, чересчур активно вмешиваются в подготовку домашних заданий не даютученику как следует подумать, подсказывают решение задачи, а иногда мяч самивыполняют всю работу, то маленькому школьнику остается единственнаясамостоятельная обязанность – переписать, сделанное мамой или папой в тетрадь.
Поэтомухотелось бы порекомендовать родителям проявлять большую осторожность вруководстве домашней работы детей. Реальный случай: родители проявляют интереск тому, как идут дела у ребенка и ограничивают свою помощь тем, что организуютвнешние условия для работы: постоянное рабочее место, хороший свет, свежийвоздух..
2.3Методики, использованные при выявлении особенностей адаптации младшегошкольника
Существуютразличные методики и методы, которые используют в своей работе воспитателидошкольных учреждений, учителя начальных классов. Рассмотрим некоторые из них.
Методыдиагностической деятельности.
Наэтапе фронтального изучения в качестве основного метода диагностики школьнойзрелости детей, наиболее целесообразно использовать метод педагогическоготестирования.
Этотметод позволяет за короткое время продиагностировать всех поступающих в школудетей по такому важному показателю их школьной зрелости, как сформулированностьпсихологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности.
Задания– всего их семь, и они представлены в приложении 3 – построены таким образом, чтопредлагая ребенку привычную и доступную для него деятельность (срисовывание,рисование, раскрашивание), они в совокупности позволяют выявить актуальныйуровень развития всех наиболее значимых предпосылок учебной деятельности:
- Регуляторно-динамических (удерживает ли ребенок поставленную перед нимзадачу, может ли самостоятельно в соответствии с задачей выбрать нужныесредства деятельности, спланировать ее, проверить получившийся результат, найтии исправить ошибки);
- Интеллектуально-перцетивных (способен ли ребенок адекватно воспринятьинформацию, предъявляемою зрительно и на слух, определить в ней главное,выделить закономерности, осуществить действия классификации и обобщения);
- Психофизиологических (насколько развита у ребенка мелкая моторика руки,кинестическая чувствительность, комбинатфика, координация в системе«глаз-рука»).
Каждоезадание сопровождается описанием его целевого назначения, условий выполнения,качественной характеристикой типичных уровней выполнения, которые служаткритериями оценки выполненных работ.
Предусмотреннаяметодикой единая система оценивания по четырехуровневой шкале, позволяетосуществлять сопоставительный анализ качества выполнения каждого отдельногозадания, выявляя сильные и слабые стороны у конкретных учащихся. Предъявляядиагностические задания детям, педагог ни в коем случае не подчеркивает ихисключительности. Задание дети выполняют самостоятельно. Итоги фронтальногоизучения детей находят отражение в сводной таблице – она находится вприложении. (Приложение 1)
Выявитьуровень звуковой дифференциации воспринимаемого на слух материала, готовность кобучению, связанную со способностью глаза следовать по упорядоченному рядузнаков и с умением ребенка без ошибок этот ряд называть, помогут задания: 1)«Повторение ребенком прохлопанного ритма»; 2) «Последовательное называние(«чтения») цветных кружков (методическая инструментовка заданий Н.В. Нечаевой)– находится в приложении 3.
Рассмотримметоды наблюдений. Значимость наблюдения как метода изученияребенка трудно переоценить. Систематические, целенаправленные наблюдения,которые могут вести непосредственно и ежедневно общающиеся с ребенком лица –родители, воспитатели дошкольного учреждения, школьные учителя, по свойствумногих педагогов представляют собой один из самых надежных и достоверныхметодов изучения детства. Наблюдения должны быть определенным образоморганизованы.
Средствоморганизации наблюдений может стать единая программа изучения ребенка на этапешкольного старта, где зафиксированы те важные для школьной жизни стороныразвития, на которое должно быть обращено прежде всего внимание наблюдений.
Наиболееудобной формой организации наблюдений родителей может стать адресованная иманкета. (см. в приложении 4, таблица №2).
Важноместо в оценке школьной зрелости принадлежит и тем направленным наблюдениям,которые осуществляют на этапе вхождения ребенка в школьной жизни учитель.
Основнойформой организации учебной работы в школе продолжает оставаться урок. Поэтомунаблюдает учитель детей на уроках.
Целинаблюдения учителя могут быть различными. На начальном этапе учитель с ихпомощью определяет готовность детей к школьному обучению, школьную зрелость.Объектом внимания становится безусловно характеризующие развития личности.
Впроцессе наблюдения на уроках нужно установить, в какой мере, подчиняясьтребованиям учителя, умеет организовать свои действия, согласовать их впространстве, времени, последовательности с действиями других детей. Учительдолжен отмечать, как ученик включается в учебную работу, реагирует на указания,насколько сосредоточен, как быстро устает, в каких формах выражается утомление.
Процессомвнимательных наблюдений должен стать процесс выполнения школьником учебныхзаданий. Важно проследить, как ребенок приступает к выполнению задания,достаточно ли он внимателен, обращается ли за помощью к педагогу, каквоспринимает помощь, может ли оценить свою работу.
Наблюдениене должно ограничиваться только рамками урока. Богатый материал для выявленияобщего развития детей дают наблюдения за ними во время экскурсий и прогулок, ихответы на вопросы, требующие описания отдельных частей рассматривающегопредмета, нахождения в предметах сходства и различия. Особое внимание следуетобратить на вопросы, задаваемыми самими учащимися. По характеру этих вопросовможно получить представление о том, насколько ребенок любознателен, какиестороны и качества предмета привлекают его внимание, в какой форме он выражаетсвои мысли.
Совокупностьвсех перечисленных сведений необходима для того, чтобы решить вопрос о уровнешкольной зрелость ребенка, составить представления об особенностях еголичности.
Рассмотримследующий метод изучения школьников – беседа.
Опытныеучителя начальных классов всегда начинают изучение своих учеников спредварительного знакомства с ними. Пути, приемы такого знакомства оченьразнообразны. Большинство учителей еще задолго до начала школьных занятийсчитают необходимым побывать у ребенка дама, в непринужденной домашнейобстановке встретится со своими будущими учениками и их родителями.
Многиеучителя посещают учебные занятия в детском саду, где воспитываются их будущиепитомцы. Уже на этом этапе они отмечают детей, которого потребуют особоговнимания, попытаются найти ответы на возникшие относительно них вопросы. Вомногом помогают личные беседы с родителями, воспитателями детского сада. Избесед с матерью или бабушкой учитель может узнать, каким родился ребенок, когдаон начал ходить, какие болезни перенес в раннем детстве и в более позднемвозрасте, каково здоровье ребенка, в каком состоянии находится его нервнаясистема, органы чувств. В каких условиях рос ребенок, как его воспитывали, кчему приучали, в каком направлении пытались оказать на него воздействие, какимиметодами и приемами пользовались, какой был результат.
Вбеседе с воспитателем детского сада учителя должно интересовать прежде всеготакие моменты, как-то: был ли ребенок активным, подвижным, жизнерадостным,любил ли участвовать в творческих играх, в каких именно и на каких ролях,проявлял ли фантазию, инициативу, сообразительность; в кокой мере его действиябыли последовательны и целенаправленны, каковы были любимые занятия.Исключительно важно выяснить, как ребенок вел себя на учебных занятиях,насколько был дисциплинирован, мог ли слушать указания воспитателя, какреагировал на оценку. Следует так же выяснить, с какими трудностями сталкивалсявоспитатель в своей работе с данным ребенком.
Беседукак метод изучения ребенка могут использовать и члены школьного консилиума.Здесь важно обратить внимание на то, чтобы беседа проходила естественно,непринужденно, неформально, ни в коем случае не походила на экзамен.
Беседас ребенком прежде всего должна установить контакт с ним. Учителю важно понять,есть ли у ребенка психологический настрой на школу, желание учится. Беседадолжна содействовать выявлению кругозора будущего школьника, способностиориентироваться во времени и пространстве, раскрыть владение языковымисредствами. Навыками связной речи.
Впроцессе беседы выявляется подготовленность ребенка к школе – знание букв,умение читать, представление о составе числа, о форме предметов, величине.
Вывод
Высокаяучебная мотивация и высокая работоспособность обуславливает успешностьовладения учебной деятельностью, а значит, удовлетворенность результатамиприложенных усилий. Это обеспечивает психологическое благополучие ребенка,следовательно, успешную адаптацию его к школе. И напротив, низкий уровеньмотивации, низкая работоспособность ведут к неудачам в учебной деятельности,неудовлетворенности ее результатами. Значит, неблагополучие психофизическогостатуса организма ребенка приводит в итоге к школьной дезадаптации ивозникновению трудностей обучения. Учителю необходимо постоянно работать надповышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуацию успеха на уроке.Во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.Однако следует помнить, что низкая учебная мотивация – тоже следствие каких-топричин, чаще всего идущих из семьи. Таким образом, успех устранения причиныкроется в целенаправленной индивидуальной работе не только с детьми, но и с ихродителями.
Мерыпо повышению работоспособности учащихся также должны быть основаны на выясненияпричин. Низкая работоспособность бывает чаще связана с неблагополучием всостоянии ребенка. При плохой работоспособности следует прежде всегоуглубленное медицинское обследование ребенка с учетом особенностей его раннегоразвития, изучить семейную ситуацию и стиль семейного воспитания, режим дняученика. В течении всего учебного года с этими детьми должен работать психолог,изучая уровень сформированности познавательных процессов, причины испытываемыхтрудностей. Психолог и логопед ведут с ними развивающие занятия.
Заключение
Всвязи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований психическойадаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психическогонесоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процессапредставляется неотъемлемой частью психологии человека.
Такимобразом, проблема психической адаптации представляет собой важную областьнаучных изысканий, расположенную на стыке различных областей знания,приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связиадаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов ккомплексному изучению человека.
Чтобыпомочь решить ребенку его психические проблемы, надо фактически провестиадаптацию его организма к условиям стандартного урочного обучения. Такаяадаптация возможна только в том случае, если она будет отражаться насуществующие особенности ребенка (его актуальный уровень развития) и проходит взоне его ближайшего развития (в отношении организации его психическихпроцессов) в направлении необходимых изменений. При правильном определенииконкретных психологических проблем ребенка и консалидации усилий психолога,учителя и родителей при осуществлении рассмотренных компонентов коррекционнойработы желаемые изменения у ребенка обычно неизбежно происходят и ондействительно начинает адаптироваться к особенностям условий усвоения знаний вситуации урока. В непростой ситуации оказываются дети, впервые переступившиешкольный порог. из привычного мира семьи или детского сада они попадают вразновозрастную и многоликую среду, где вместо игры предлагают умственный труд.Первоклассникам трудно приспособится или адаптироваться к новым условиям. Нужнопомочь им безболезненно пройти такой жизненный этап. Адаптационный период вшколе предназначен для создания доброжелательной атмосферы, позволяющийшкольникам и учителю понять друг другу и найти для каждого оптимальную позицию.