Реферат по предмету "Психология"


Психология этнических групп

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Психология этнических групп

1.     Понятиеэтнических групп
Э́тнос (от греч. ἔθνος — народ) — группалюдей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными.Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык,культуру, территорию проживания, самосознание и др. Некоторые исследователисчитают существование феномена, обозначаемого термином «этнос», влучшем случае гипотезой ввиду того, что, по их мнению, непротиворечивогоопределения понятия не предложено [8]
Этнические группы (ethnic group) — группалюдей общей идентичности, появившаяся в результате коллективного понимания ееособой истории. Этнические группы обладают собственными культурными обычаями,нормами, убеждениями и традициями. Они обычно имеют общий язык и проводятграницы между членами и нечленами. Как и в группах по рождению, принадлежностьк этнической группе может приобретаться посредством брака или других социальносанкционированных способов.
Антрополог Наррол (1964) подчеркнул значениеобщих культурных ценностей и группового понимания культурной отличительностикак ключевых элементов в принадлежности к этнической группе. Барт (1970)подчеркивал организацию группы и проведение этнических границ через этническиепризнаки не путем изоляции, как доказывает Наррол, а социальных процессовисключения и инкорпорации. По его мнению, члены этнических групп идентифицируютдруг друга с точки зрения этнических категорий и, в свою очередь, таким жеобразом распознаются посторонние [4].
Классификация этнических групп, предложеннаяЕ.В. Фурсовой, опирается на их происхождение, т.е. носит качественный характер:
1.     Группы,образовавшиеся в результате ассимиляции народом иноэтничной группы (например,курганы, где большой % финноязычной мордвы);
2.     Группы,выделившиеся из родного этноса в результате определенных исторических событий(вследствие церковных реформ образовались старообрядческие группы, от Ермакаведут свое происхождение чалдоны);
3.     Группы,в своем происхождении сочетающие описанные выше характеристики [9].
Каждая конкретная этническая группа имееттот «стержень», вокруг которого она сформировалась. Если длясибиряков-старожилов, в их числе «чалдонов», важным для обозначения своейобщности было сходство культурно-бытовых черт, а также представление обобщности происхождения («с Дона»), то для старообрядческих групп на первомместе стояла приверженность староверию, что было даже более актуально, чемэтничность (предпочтение могло отдаваться бракам с перекрещенными аборигенами,нежели с русскими сторонниками официальной церкви).
Ученые уже давно заметили, что этническая группа — понятие социальное. Принадлежность к определенной этнической группе и в прошломи сегодня влияет на опыт общественной жизни человека. Различные социальныеблага — богатство, престиж, власть — распределяются в обществе в зависимости отэтнической принадлежности индивидов — то есть, у представителей однихнациональностей есть больше возможностей приобрести и пользоваться ими, чем удругих. Как уже упоминалось, практически все современные государства — гетерогенны, объединяют в себе не один народ. В большинстве обществ одна илинесколько этнических групп господствуют по отношению к другим. Часто такие«притесненные» группы называют термином «меньшинства». Термин «меньшинства» несвязан с количеством жителей — иногда группа «меньшинства» по численности можетпревышать уровень других групп, даже доминирующих с этнической точки зрения.Термин меньшинства связан с определенными исключительными свойствами — языком,религией, традициями и, в отдельных случаях, социальной принадлежностью [7].
2.     Психологическиехарактеристики этнических групп
В психологии этнических общностейразличаются две стороны:
1.     Наиболееустойчивая часть – психический склад (куда включаются национальный, илиэтнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи,
2.     Эмоциональнаясфера, куда включаются национальные, или этнические, чувства.
Несмотря на многочисленные противоречия испоры относительно содержания национального характера, в исследованиях обычнонаблюдается довольно большое единодушие при описании черт национальногохарактера у отдельных национальных групп (храбрость, трудолюбие, сдержанность ипр.) [3].
Национальный характер может быть рассмотренкак фиксация типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно втех случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы. Речь здесь идет остепени выраженности той или другой черты, о специфике ее проявления.Литература фиксирует, например, специфику английского юмора (хотя чувство юморасвойственно, естественно, не только англичанам), итальянской экспансивности(хотя в не меньшей степени экспансивными являются и испанцы) и т.д.
По данным Hofstede, 1983; Gudykunst,Ting-Toomey, Chua, 1988; Hofstede, 1991; Tnandis, 1995 западные и восточныеэтносы различаются по следующим основным психологическим характеристикам:индивидуализм—коллективизм (в западных культурах преобладает индивидуализм, а ввосточных — коллективизм); низкая и высокая контекстуальная коммуникация(большинство азиатских народов относятся к высококонтекстуальным, а западные —к низкоконтекстуальным); низкий — высокий уровень избежания неопределенности (узападных этносов — низкий уровень, а у восточных — высокий); властная дистанция(у восточных народов — высокий уровень, а у западных — низкий) имаскулинность—фемининность (к примеру, в США и Германии низкий уровеньмаскулинности, а в Японии — высокий) [10].
Основной сферой проявления национальногохарактера является разного рода деятельность.  Наряду с исследованием обычаев итрадиций особую роль играет здесь народное искусство и язык. Относительнаяустойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость социальнойсреды, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемаяпутем межпоколенной передачи опыта.
В этнических группах иногда фиксируются итакие элементы психического склада, как темперамент и способности. Однако этотвопрос до сих пор не решен однозначно: некоторые исследователи вообще отрицаютправомерность выявления специфики темперамента и способностей для различныхэтнических групп. Причиной этого являются те многочисленные наслоения, которыеимеются в исследованиях проблем наций. Что касается темперамента, товысказывается мнение, что речь должна идти лишь о выявлении специфическихсочетаний преобладающих типов темперамента, а не о жестком «привязывании»определенного типа темперамента к определенной этнической группе. Важнойхарактеристикой психологии этнических групп, устанавливаемой социальнойпсихологией, является относительность психологических различий между группами(Кон, 1970). В одном из исследований Института Гэллапа жители 12 городовразличных стран были опрошены об их предпочтениях относительно ряда объектов:высота культурного уровня, лучшая кухня, самые красивые женщины, уровеньразвития национальной гордости. По вопросу о лучшей кухне – представители всехгрупп предпочли свою собственную. По вопросу о высоте культурного уровнянаблюдался разброс мнений: у себя констатировали наличие самого высокого уровнягреки, голландцы, индусы, американцы, норвежцы, шведы, жители ЗападногоБерлина, австрийцы. Финны, датчане, африканцы и канадцы дали разные ответы наэтот вопрос. Самыми красивыми женщинами жители Западного Берлина назвалишведок, австрийцы – итальянок, датчане – немок, а у остальных самыми красивымиженщинами были названы женщины своей национальности. Более развитое чувствонациональной гордости у себя обнаружили греки, американцы и индусы, финныназвали шведов, все остальные назвали англичан. Результаты эти весьмапоказательны, ибо свидетельствуют о высокой степени относительностипредставлений о содержании типичных характеристик различных национальных групп[11]. Несмотря на относительность психологических различий, этнопсихологиянакопила достаточно большой и интересный материал относительно особенностейпсихологического склада и поведения людей, обусловленных их этническойпринадлежностью. Основной психологической характеристикой, отличающейэтнические группы, является этническое самосознание.
 
3. Этническое самосознание
Этническое (национальное) самосознание — этоосознание народом себя как этнической общности, выделение из окружающего мира иоценка в нем своего места. В личности этническое самосознание связано сэтническим самоопределением. По мнению В.Ю. Хотинец, этническое самосознаниепредставляет собой относительно устойчивую систему осознанных представлений иоценок, реально существующих этнодифференцируюших и этноинтегрирующихкомпонентов жизнедеятельности этноса (Хотинец, 2000). Этническая идентификацияподразумевает процесс отождествления личности с национальной общностью, ккоторой она принадлежит. Данный процесс может быть осознаваемым и малоосознаваемым. Обычно этническая идентификация сопровождается эмоциональнымипереживаниями. Данный феномен рассматривается как механизм формированияэтнического самосознания
Основныехарактеристики этнического самосознания таковы:
1)        имплицитноеналичие в нем целостной картины мира, в том смысле, как мы ее определили выше;
2)        его«правильная» передача  из поколения в поколение, в процессе нормальной,выработанной данным этносом, социализации;
3)        корреляциятрадиционного сознания с поведенческими стереотипами, присущими членам данногоэтноса, детерминирование им всего целостного и многосложного здания народнойжизни: общественных институтов, системы межличностных и межгрупповых, в томчисле межпрофессиональных и межклассовых отношений, обрядов и ритуалов,идеологии, искусства и фольклора, автостереотипов (то есть, «образов себя»),обусловливающих «внутреннюю политику» этноса (правила внутриэтническогоповедения и пределы его вариативности); гетеростереотипов (то есть, образовсоседей), системы межэтнических (межкультурных) отношений, то есть парадигмвнешней политики этноса (правил поведения с чужими), механизмов интериоризациичужих и т. д.;
4)        соответствиетрадиционного сознания этноса социальным условиям его жизни, стадии егообщественного развития, структуре жизнеобеспечения (материальной базе), а такжесоотношение этнической картины мира с нормами и ценностями, доминирующими удругих народов, что может выражаться либо как эксплицитное включение себя внекоторое сверхэтническое культурное единство, либо как обособление,противопоставление себя другим [10].
Такимобразом, этническое самосознание адаптировано к историческим реалиям внешнегомира.
Когда мы говорим обэтническом  самосознании, то слово «сознание»  употребляем условно, посколькуто, что мы под ним подразумевается, включает в себя и сознание, ибессознательное. В качестве синонимичного может использоваться термин«менталитет». Однако термин «традиционное сознание» представляется нампредпочтительным, поскольку отражает связь понятий «этническая картина мира» и«традиция».
Таким образом, этническое самосознание представляетсобой система мировоззрения, основанная на этнической картине мира,передающаяся в процессе социализации и включающая в себя представления оприоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах. Черезописания этих представлений, в свою очередь, может быть описана культурнаятрадиция, присущая этносу или какой-либо его части в данный период времени. Впроцессе социализации и через СМИ люди получают определённое представление осимволах и знаковых системах своего народа, о национальных героях иисторических событиях, т.е. о том, что единство интересов общности и групповуюсолидарность.
Этническая группа только потому обладаетсамоидентификацией, а значит самосознанием, что существуют другие этническиегруппы, по ряду признаков отличающихся от неё. Таким образом, только«разделенность» – т. е. дифференциация и способствует групповому самовыделению,при этом граница между «нами» (образ «МЫ») и«не-нами» определяется, прежде всего, путем сравнения по таким отличительнымпризнакам как внешность, язык или обычаи. Фиксирование при этом сходства иразличия, обобщение результатов этой простейшей операции укрепляет национальноесамосознание, способствует этнической консолидации.
/>

Рис. 1. Этническое самосознание
В результате межличностного общения со«своими» человек постепенно привыкает к восприятию определенного типавнешности, к фонетике (звучанию) родного языка и т. п. Привыкание переходит водобрение, на основе которого формируется чувство сопринадлежности.
Сравнение неосознанно приводит к оцениванию,и непохожесть вызывает внешне немотивированное отвержение. Так человек кажетсянам некрасивым, потому, что «у нас», к примеру, более светлая кожа. Точно такжеи родной язык: он – привычен, и поэтому кажется благозвучным, а вот чужая речьвоспринимается как непонятная «тарабарщина».
Подобное сравнение держится не столько нареальных отличиях, сколько на неосознанных представлениях о значимости этихразличий, в которых воображаемая реальность становится «маркером» какэтнической дифференциации, так и консолидации. Действительно может ли та жевнешность служить весомым «определителем» членов собственной этнической группы,особенно если речь идет о крупном, миграционно подвижном народе, как, например,русские [10; 11]
С развитием этнического самосознания связановозникновение этнических стереотипов, осознания собственной принадлежности к определеннойэтнической группе.
4. Этнические стереотипы
Этнические группы не являются изолированными, они болееили менее общаются между собой. На это взаимодействие сильное влияние оказываюттак называемые «этнические стереотипы». У одной этнической группы есть свойсозданный определенный образ других групп. Эти имиджи формируются благодаря такназываемому процессу «стереотипизации». Признавая себя как члена определеннойэтнической группы, мы формируем психическую общность, опирающуюся на«чувство-мы». «Чувство-мы» — это осознание особенностей своей группы, отличияее от других групп. Образ другой группы очень упрощается и сужается, онформируется, основываясь на опыте общения с этой группой, происходившего впрошлом. Этот образ и создает этнический стереотип.
Этнический стереотип — характерноеявление обыденного сознания, выражающееся в относительно устойчивыхпредставлениях о моральных, умственных, физических и других качествах, присущихпредставителям различных этнических групп.
Может быть неоднородным по структуре. Состоитиз:
·     констатацииособенностей своей или чужой этнической группы,
·     эмоционально-окрашеннойоценки этих особенностей,
·     определенноготипа поведения по отношению к представителям того или иного народа. Виды этнических стереотипов:
·     Позитивные («немцы —трудолюбивые»)
·     негативные («русские —ленивые»),
·     автостереотипы (стереотипы в отношении своей этническойгруппы),
·     гетеростереотипы (стереотипы в отношении других этническихгрупп).
Особенностиэтнических стереотипов:
·     отражаютне действительность, а упрощенную и искаженную «этикетку»действительности;
·     предельноустойчивы, но все же изменяемы;
·     немогут быть истинными, но могут основываться на близких к действительностипредставлениях;
·     могутбыть в значительной степени ложными и служить основанием для новых еще болееложных стереотипов.
Интересы заведомо разделяютсячленами этнической группы.
Стереотип всегда субъективный. Этот стереотип влияет намежгрупповые отношения и формирует этнические симпатии и антипатии. Поконстатации отличий от других групп часто переходят к их оценке. Таким образом,проявляется этноцентризм — склонность к осознанию всех жизненных явлений спозиции своей этнической группы, считаемой эталоном. Мы оцениваем других,смотря сквозь призму своей группы и используя принятые в ней критерии [5; 6].
В процессе адаптации  этноса к окружающейприродно-социальной среде формируются бессознательные  комплексы — этническиеконстанты
5.Этнические константы
Этническиеконстанты выполняют в этнической культуре роль основных механизмов,ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Они самипо себе не имеют содержательного наполнения, а включают в себя лишь«формальные» характеристики, то есть представляют собой определенную ипостоянную на протяжении всей жизни этноса форму упорядочения опыта, которая всоответствии со сменой культурно-ценностных доминант народа в течение егоистории получает различное наполнение. Этнические константы представляют собойсистему в рамках которой строго определено их соотношение между собой. Всебессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или инымобразом, определяют характер действия человека в мире. Последний специфичен длякаждой этнической культуры. Система этнических констант и является той призмой,сквозь которую человек смотрит на мир. На ее основании формируютсяадаптационно-деятельностные модели человеческого поведения [5; 6].
6/>. Этническая картинамира
Одной изфункций этнической культуры является психологическая защита индивида. Каждыйчеловек чувствует опасность, исходящую извне. Мир пробуждает ощущение тревоги.
Процветаниеэтноса зависит от того, сколь хорошо функционируют психологические защитныемеханизмы этноса, сколь они развиты, адекватны, гибки. Так, в критическойситуации этнос с хорошо налаженным механизмом психологической защиты можетбессознательно воспроизвести целый комплекс реакций, эмоций, поступков, которыев прошлом, в похожей ситуации, дали возможность пережить ее с наименьшимипотерями. Это особенно бросается в глаза у народов с трудной историческойсудьбой, но в целом относится ко всем. Защитные механизмы этноса можноразделить на специфические и неспецифические.
Специфическиезащитные механизмы направлены на преодоление конкретной угрозы извне. Для этогоугроза должна быть маркирована и вписана в иерархию бытия. Точно так жевписывается в иерархию бытия и получает свое название и способ защиты —ритуальное или реальное действие. В качестве неспецифических защитныхмеханизмов можно рассматривать саму «этническую картину мира».
Чтопредставляет собой этнической картины мира, присущая тому или иному народу?Прежде всего, очевидно, что — это некоторое связное представление о бытии,присущее членам данного этноса. Это представление выражается через философию,литературу, мифологию (в том числе и современную), идеологию и т.п. Онообнаруживает себя через поступки людей, а также через их объяснения своихпоступков. Оно, собственно, и служит базой для объяснения людьми своих действийи своих намерений. Но при этом важно подчеркнуть, что картина мира осознаетсячленами этноса лишь частично и фрагментарно. Фактом сознания является не еесодержание, а ее наличие и целостность. В этом смысле она является некимфантомом. Человеку скорее кажется, что он имеет некоторую упорядоченную системупредставлений, тем более представлений общих с его социокультурным окружением,чем он имеет ее в действительности. Имеет он нечто совсем иное: ощущениеналичия такой целостной, упорядоченной и гармоничной системой. Это закономерно.Ведь основная функция этнической культуры — это функция психологической защиты.В действительности же разрозненные элементы картины мира присутствуют всознании человека в качестве фрагментов, не вполне стыкующихся между собой. Этостановится ясно при попытке облечь картину мира в слова.
Однакоэто не означает, что опираясь на осознаваемые фрагменты, картину мира нельзяреконструировать как логическую целостность, мифологему реальности, стройную ивзаимосвязанную. Но при попытке такой реконструкции окажется, что исходныепункты этой мифологемы, на которых, собственно, и держится весь каркасреконструкции, абсолютно необъяснимы изнутри ее самой и в них содержатсязначительные внутренние противоречия. Более того, несмотря на то, чтоприсутствующая в данной картине мира внутренняя логика может восприниматьсячленами этноса как нормативная, на деле она оказывается таковой лишь отчасти. Водин и тот же период различные группы внутри этноса могут иметь разные картинымира, у которых имеется общий каркас, но различаются сами здания (схемы), илогика поведения, исходящая из одного источника, на практике проявляетсясовершенно различным, порой даже противоположным образом.
Крометого, этническая картина мира сильно меняется с течением времени, причем людине всегда осознают культурные разрывы, которые могут быть очевидны дляисследователя. Неизменными оказываются лишь логически необъяснимые, принятые вэтнической картине мира за аксиому, блоки, которые внешне могут выражаться всамой разнообразной форме. На их основе этнос выстраивает новые и новые картинымира — такие, которые обладают наибольшими адаптивными свойствами в данныйпериод его существования [6].
Такимобразом, очевидна особая актуальность проблемы психологии этнических групп внашей стране на современном этапе ее развития. В условиях радикальныхсоциальных преобразований, распада СССР резко обострились национальныеконфликты. Вскрыть социально-психологический механизм формирования национальныхпсихологических особенностей и выявить их роль в развитии национальныхотношений – важная социальная задача.

Литература
1.   Андреева Г.М.Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996.
2.  ДонцовА.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этническойидентичности//Вопросы психологии. — 1997. № 4. С. 75-86.
3.  НауменкоЛ.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период //Этническая психология и общество. — М.: Старый сад, 1997. С.76-88.
4.  ПименовВ.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат //Этнология. — М.: Наука, 1994. С. 5-14.
5.   Саракуев Э., КрыськоВ… Введение в этнопсихологию. — М.,1996.
6.   Стефаненко Т.Этнопсихология. -  М.: Институт психологии РАН, 1999.
7.  СусоколовА.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. Вып. 20.- М.: Наука, 1990. С.5-39.
8.   Филиппов В.Р.Этнополитические парадоксы и кризис российского федерализма // Дневник АШПИ. — 2005. — № 21. — июль
9.   Фурсова Е.Ф.Этнографические и этнические группы: проблемы их идентификации и методовисследования. / Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения- 2003») //Сборник научных докладов. — Петрозаводк, 2003
10.              ХотинецВ. Этническое самосознание. — СПб., 2000.
11.              ШлягинаЕ.И., Данзаева Э.У. Зависимость актуального этнопсихологического статусаличности от ее характерологических черт // Этническая психология и общество. — М.: Старый сад, 1997. С. 347-355.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.