Реферат по предмету "Психология"


Психология характера

ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ
2. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ХАРАКТЕРЕ
3. ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Как и многие слова врусском языке слово «характер» имеет греческое происхождение и переводится вбуквальном смысле как чеканка, отпечаток. Мы говорим о характере тогда, когдахотим оценить человека или описать его внутреннее состояние. Характеризуячеловека, мы употребляем следующие выражения: «у него сложный характер» или «онслишком слабохарактерный», а также другие выражения подобного рода. В общении слюдьми характер человека проявляется в манере поведения, манере общения, вспособах реагирования на действия и поступки людей, исходя из которых мы делаемсоответствующие выводы. Например, одни люди предпочитают наиболее сложные итрудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать ипреодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для однихсущественно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалосьли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, иони довольствуются лишь тем, что справились с работой не хуже других.
Чтоже представляет собой характер человека? В психологии характер определяется каксовокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихсяв деятельности и общении, обусловливающая типичные для него способы поведения.[1]Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментоми способностями.
Цельюданной работы является изучение понятия характера в психологии, типологиихарактера и истории учений о характере. Объектом работы выступает сам характерчеловека и его черты.
Контрольнаяработа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованнойлитературы.

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ
 
Характер (греч. charakter — отличительная черта) — структура стойких, сравнительно постоянных психическихсвойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статикухарактера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающаясреда. Также характер понимается как:
·          системаустойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
·          мерауравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида кокружающей его действительности;
·          отчетливовыраженная определенность типичного поведения каждого человека.[2]
Характерв узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида,в которых выражаются способы его поведения и способы эмоциональногореагирования. При таком определении характера его свойства могут быть отнесенык формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае этисвойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же ониболее содержательны. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающимикачества характера будут: «собранный», «организованный», «аккуратный»,«расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы применяют такие слова,как «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый»[3].
Характер являетсяприжизненным образованием и может изменяться в течение всей жизни. Формированиехарактера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека.Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека,формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия иконкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формированиихарактера.
В характере различаютследующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность,определенность, силу, уравновешенность. Моральная воспитанность характеризуетчеловека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и являетсяведущим и наиболее социально ценным качеством характера. Полнота характеризуетразносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразиедеятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью,однобокостью и ограниченностью развития.
«Характер, —писал С. Л. Рубинштейн, — обусловливает определенность человека как субъектадеятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится кнему. Знать характер человека – это знать те существенные для него черты, изкоторых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Чертыхарактера это те существенные свойства человека, из которых с определеннойлогикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, однипоступки и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащиедругие».[4]
Такимобразом, под характером понимается структура стойких, сравнительно постоянныхпсихических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

2. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ХАРАКТЕРЕ
Характерология– отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическаянаука), предмет которой характер.
Учение охарактере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшимипроблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характераи их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека вразличных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованиемличности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований,являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.
Одной изнаиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснениеего характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы ихарактера человека получили название — гороскопов. Не менее популярны попыткисвязать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвьхарактерологии получила новый импульс развития. Считается, люди с одинаковымиименами похожи друг на друга.
Значительноевлияние на развитие характерологии оказала физиогномика — учение о связимежду внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типуличности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установленыпсихологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагалиопределять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства скаким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер, как в восточномгороскопе, с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как убыка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, — глупость,нос, как у льва, — важность, волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев,робость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, — храбрость.[5]
Наиболееизвестной стала физиогномическая система Иоганна Каспера Лафатера, считавшегоосновным путем познания человеческого характера изучение строения головы,конфигурации черепа, мимики и т.д.
Приопределении характера человека физиономисты использовали в качествеопределяющих самые различные признаки. Так, помимо носа, внимание уделялось ртучеловека. А. Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональнатвердости характера; расслабленные губы — признак обладания “женскими” чертамихарактера (мягкость, любезность), и чем больше — тем выраженнее (у глупогочеловека, например, рот вообще открыт).
Однако самымважным показателем характера являлись глаза человека. Аристотель указывал, чтобольшие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости.
В настоящеевремя под эти факты пытаются подвести научные доказательства. Американскиепсихологи Дж. Глайв и Э. Клери после пятилетнего изучения черт характерапримерно 10 тыс. детей доказали, что дети с темными глазами обладают большейжизнью, инициативой и более неспокойным характером, нежели дети со светлымиглазами. У взрослых возможны некоторые отклонения. Авторы утверждают, что людис темно-голубыми глазами весьма настойчивы, но имеют склонность ксентиментальности. Они легко поддаются настроению, долго помнят обиды, бываюткапризны, иногда их поступки непредсказуемы. Люди с темно-серым цветом глаз — упрямы и смелы, они настойчивы и добиваются своего, несмотря на различныетрудности. Бывают вспыльчивы и злопамятны. Ревнивы, большей частью однолюбы. Те,кто обладает темно карими глазами, веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы.Они влюбчивы, но не очень постоянны. Как правило, общительны, любят юмор, легкосходятся с людьми. Обладатели светло-карих глаз застенчивы, склонны куединению, мечтательны, тяжело переносят нанесенную им обиду. Трудолюбивы,старательны, на них можно положиться — они не подведут. Синие глазасвидетельствуют о романтических наклонностях, но в тоже время об эгоизме исамомнении. Синеглазые легко поддаются порывам, но быстро остывают. Ихнесомненно положительная черта — правдивость. Что же касается людей с зеленымии серо зелеными глазами, то, как утверждают Дж. Глайв и Э.Клери, в большинствеслучаев они имеют сильную волю, решительны и неукоснительно идут к своей цели.Они отличаются постоянством. Бывают жесткими и несговорчивыми.
В качествеотдельного направления характерологии можно выделить определение индивидуальныхособенностей человека по его позе, положению тела. По мнению некоторыхпсихологов, наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как он стоит,как идет. как сидит и даже в какой позе засыпает.
Не менеезнаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление вхарактерологии, имеет хиромантия. Хиромантия — система предсказаний чертхарактера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Хиромантия известнас глубокой древности, но наибольший рассвет приходится на XVI-XVIII вв., когдаво многих университетах стран Европы существовали кафедры хиромантии. В своихистоках хиромантия тесно связана с астрологией, поскольку главными признакамируки, которые принимаются во внимание, являются “7 холмов “ на ладони,называемые именами Солнца и планет: Венеры, Юпитера, Сатурна, Меркурия, Марса иЛуны.
До последнеговремени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучениеэмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало новыйтолчок к возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики. Было, вчастности показано, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как иразвитие мозга, происходит на 3-4 месяце внутриутробного развития и обусловленоодним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениямиплода. Поэтому хиромантию следует рассматривать скорее как анатомическую илифизиологическую особенность организма, и она может поставлена в один ряд сконституционным направлением характерологии, ярким представителем которого былЭ. Кречмер. Кречмер рассматривал характер в связи со строением тела какпсихическую конституцию человека, соответствующую его телесной конституции, иобъяснял характер, в конечном счете, врожденными, прежде всего эндокриннымифакторами.
Однако внастоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагаютникакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что характер человеказависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и т.д. Следует ли изэтого, что определение характера человека на основании изучения его внешностиневозможно? Связь между внешностью человека и складом его характера отчетливопрослеживается как в литературных произведениях, так и в изображении великихмастеров портрета. Однако научная психология исходит из положения, чтозависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера неявляется однозначной. То или иное выражение лица, складки, морщины могут иметьсамые различные причины возникновения. И здесь нельзя не согласиться сА.В.Петровским, что причиной слегка приоткрытого рта может быть не толькоглупость человека, но и глухота, и больная носоглотка, и напряженное внимание.
Наиболееяркое, отчетливое представление о характере человека можно получить, знаяспецифику его поступков, поведения, деятельности. Движения и действия,выполнение которых становится в определенных условиях потребностью, какизвестно, называют привычками. Привычные действия человека, повторяясь,становятся чертами характера, составляя его существо, влияя на положениечеловека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей.
В этомотношении более ценным в диагностическом отношении, можно считать графологию — науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений,отражающих психологические свойства пишущего. Графологические сведения,накапливаемые веками, устанавливали связь между рядами фактов — особенностямипочерка и характером.
Такимобразом, существует учение о характере, называемое характерология. Данноеучение возникло ещё во времена Аристотеля и Платона. Учение о характеречеловека развивалось благодаря таким деятелям науки, как Иоганн Каспер, А.Делестр, Дж. Глайв и Э. Клери, Э. Кречмер, А.В.Петровский и др.
3. ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА
Наиболееинтересные и жизненно правдивые описания характера (известные как «типологиихарактера») возникли в пограничной области, на стыке двух дисциплин: психологиии психиатрии. Они принадлежат талантливым клиницистам, которые в своихтипологиях обобщили многолетний опыт работы с людьми — опыт наблюдения за ихповедением, изучения их судеб, помощи им в жизненных трудностях. Здесьвстречаются такие имена, как К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард,А. Е. Личко и др.
Первые работы этогонаправления содержали небольшое число типов. Так, Юнг выделил два основных типахарактера: экстравертированный – характеризуется обращенностью личностина окружающий мир, объекты которого подобно магниту, притягивают к себеинтересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижениюличностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственныимпульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. И интровертированный– характеризуется как фиксация интересов личности на явлениях собственноговнутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность,замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.
Кречмер также описалвсего два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем же числотипов увеличилось. У Ганнушкина мы находим уже порядка семи типов (или «групп»)характеров; у Леонгарда и Личко — десять-одиннадцать.
Практическивсе авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более и менеевыражен. Различение между патологическими и нормальными характерами,включающими акцентуации, очень важно. По одну сторону черты, разделяющей вторуюи третью зоны, оказываются индивиды, подлежащие ведению психологии, по другую —малой психиатрии. Конечно, «черта» эта размыта. Тем не менее, существуюткритерии, которые позволяют ее приблизительно локализовать. Таких критериевтри, и они известны как критерии психопатий Ганнушкина — Кербикова.
Характерможно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если онотносительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни.«Этот первый признак, по мнению А. Е. Личко, хорошо иллюстрируетсяпоговоркой: «Каков в колыбельке, таков и в могилку»[6].
Второйпризнак — тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же чертыхарактера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и средизнакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если жечеловек, предположим, дома один, а «на людях» — другой, то он не психопат.
Наконец,третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальнаядезадаптация. Последняя, заключается в том, что у человека постоянно возникаютжизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либоокружающие его люди, либо и тот и другие вместе. Вот такой простой житейский ив то же время вполне научный критерий.
Впсихологии выделяют следующие типы характера человека:
1) авторитарный – терминЭ. Фромма, означающий тип характера садомазохистской личности, для коейхарактерны одновременно восхищение властью и желание подчиниться ей – истремление самой стать властью и подчинять других. Также свойственна любовь кограничивающим свободу условиям, охотное подчинение судьбе.
2) астено-невротический –один из типов акцентуации характера Свойственны быстрая утомляемость,раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии.
3) биофильный – согласноЭ. Фромму – форма структуры характера, выступающая в виде развитой формыпродуктивного характера. Для него типичны: любовь к жизни и живому; стремлениеподдерживать рост, развитие и прогресс; конструктивность, продуктивность,созидательность; стремление творить добро, и пр.
4) гипертимный – один изтипов акцентуации характера. Отличается почти всегда хорошим, даже слегкаприподнятым настроением, брызжущей энергией, неудержимой активностью.Постоянное стремление к лидерству – неформальному. Хорошее чувство новогосочетается с неустойчивостью интересов, большая общительность – снеразборчивостью в знакомствах. Гипертимы легко осваиваются в незнакомойобстановке. Склонны переоценивать свои возможности и строить чрезмернооптимистические планы на будущее. Короткие вспышки раздражения бывают вызваныстремлением окружающих подавить их активность и лидерские склонности. Длягипертимов тяжелы ситуации, где строго регламентируется поведение, где нетсвободы инициативы, где монотонный труд или вынужденное бездействие. В такихситуациях они дают взрывы или срывы. «Слабое звено» характера гипертимного –изоляция от сверстников, вынужденное безделье, однообразие, строгий режим.
5) дистимный – один изтипов акцентуации характера. Свойственны преобладание пониженного настроения,склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонахжизни.
6) истероидный (характердемонстративный) – один из типов акцентуации характера. Для истероидногоакцентуанта труднее всего переносить невнимание к его особе. Он стремится кпохвалам, славе, лидерству, но из-за деловой незрелости скоро теряет позиции итогда очень страдает. Оставить истероида в покое – значит создать ситуациюпсихологического дискомфорта или даже стресса. Его «слабое звено» – удары поэгоцентризму, невозможность быть в центре внимания, вызвать всеобщий интерес ксебе.
7) конформный — один изтипов акцентуации характера. Свойственны чрезмерная подчиненность и зависимостьот мнения других, недостаток критичности и инициативности, консерватизм.
8) лабильный – один изтипов акцентуации характера. Свойственны резкая смена настроения в зависимостиот ситуации.
9) навязчивый – согласноЗ. Фрейду – термин для названия характера лиц, тяготеющих к действиямнавязчивым.
10) некрофильный –согласно Э. Фромму – злокачественная форма структуры характера. Типичныследующие состояния: страх перед жизнью; влечение к мертвечине; интерес кболезням и смерти; особого рода безжизненность и отчужденность; установка наобладание, власть и силу; ориентация на прошлое; механическое восприятие жизни;принудительный педантизм, садизм; преклонение перед техникой; разрушение жизни,и пр.
11) неустойчивый – одиниз типов акцентуации характера. Свойственны склонность поддаваться чужомувлиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общительность.
12) паранойяльный(характер застревающий) – один из типов акцентуации характера. Свойственныповышенная подозрительность и обидчивость, стойкость отрицательных аффектов,стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая конфликтность.
13) психастенический –один из типов акцентуации характера. Свойственны высокая тревожность,мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям,тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий. Оставить психастеника впокое можно, иногда даже нужно.
14) сенситивный – один изтипов акцентуации характера. Свойственны повышенная впечатлительность,боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности.
15) социальный – согласноЭ. Фромму – совокупность черт характера, которая присутствует у большинствачленов социальной группы, возникла в результате общих для них переживаний иобраза жизни. Социальный характер является ключевым для понимания общественныхпроцессов, ибо этот характер – основной элемент функционирования общества и вто же время – промежуточное звено между социально-экономической структурой игосподствующими в обществе идеями и идеалами. Анализ социального характера какформы связи между социальной системой и индивидуальной психикой приводит квыводу о существовании типов характеров соответственных социальной структуреобщества и формам отчуждения и самоотчуждения человека.
16) циклоидный – один изтипов акцентуации характера. Характеризуются сменой фазы повышенной активности(гипертимности) фазой пониженной деятельности (субдепрессивности). В субдепрессивнойфазе отмечается вялость, упадок сил.[7]
17) шизоидный – один изтипов акцентуации характера. Главные черты – замкнутость и недостаток интуициив общении. Трудно устанавливаются неформальные эмоциональные контакты, нередкоэта неспособность тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте приводитк еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понятьчужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном. Ихвнутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями ифантазиями, предназначенными только для самого себя. Увлечения отличаютсясилой, постоянством, нередко несбыточностью, изысканностью. Для лиц с таким характеромтруднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми. Поэтому онидезадаптируются там, где нужно неформально общаться. Им не следует поручатьорганизацию нового дела, что требует установления многих связей с людьми, учетаих настроений и отношений, тонкой ориентировки в социальной обстановке,гибкости поведения и пр. Еще они не переносят, когда им «лезут в душу»;особенно нуждаются в бережном отношении к их внутреннему миру. Оставить шизоидав покое можно, иногда даже нужно. Шизоид, как всякий человек, временамипытается войти с окружающими в эмоциональный контакт. Но ввиду парадоксальностиего сферы эмоциональной – одновременно раздражительности и холодности – он ненаходит понимания, отчего замыкается и уходит в себя. Отмечаемые «аристократическаясдержанность», «холодность», «чопорность» и «сухость» для него – скореевторичные свойства, выработанные, чтобы отдалиться от окружающих и темзащититься от эмоциональных травм. Его «слабое звено» – необходимость быстроустанавливать с окружающими глубокие, неформальные, эмоциональные контакты.
18) эпилептоидный – одиниз типов акцентуации характера. Свойственны склонность к злобно-тоскливомунастроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость мышления,скрупулезная педантичность.
Таким образом, впсихологии выделяют несколько типов характера человека. В настоящее время ихчисло достигло восемнадцати. Среди них выделяют авторитарный,астено-невротический, биофильный, гипертимный, дистимный, истероидный,конформный, лабильный, навязчивый, некрофильный и другие. Основоположникамиданного деления характера человека на типы были К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б.Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко, а также Э. Фромм и другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключениеможно сделать следующие выводы. Во-первых, под характером понимается структурастойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенностиотношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервнойдеятельности, а его динамику — окружающая среда.
Во-вторых,существует учение о характере, называемое характерология. Данное учениевозникло ещё во времена Аристотеля и Платона. Учение о характере человекаразвивалось благодаря таким деятелям науки, как Иоганн Каспер, А. Делестр, Дж.Глайв и Э. Клери, Э. Кречмер, А.В.Петровский и др.
В-третьих, в психологиивыделяют несколько типов характера человека. В настоящее время их числодостигло восемнадцати. Среди них выделяют авторитарный, астено-невротический,биофильный, гипертимный, дистимный, истероидный, конформный, лабильный,навязчивый, некрофильный и другие. Основоположниками данного деления характерачеловека на типы были К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е.Личко, а также Э. Фромм и другие.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Личко Е. А. Подростковаяпсихология. М., 1985 г.
2. Хрестоматия по психологии итипологии характеров. Под ред. Д. Я. Райгородского. БАХРАХ; Самара; 1997.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общейпсихологии: В 2 т. М., 1989 г.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение вобщую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988.
5. А. Михайлов. Из истории характера// Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.
6. В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев.Психология человека. М., 1995 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.