Реферат по предмету "Психология"


Психология самосознания

План
1. Возникновение и развитиесознания. 3
2. Уровни формирования сознания. 6
3. Структура сознания. 8
4. Проблема «Я» впсихологии и философии. 9
5. Единство человеческого«Я». 11
6. Самонаблюдение сознания исамосознания. 12
7. Самосознание как сотнесенность«Я» человека с самим собой. 14
8. Самонаблюдение и самооценка. 16
9. Формирование самосознания. 19
10. Психологические защиты. 22
Литература. 28

1.Возникновение и развитие сознания.
В мире вокруг нас нет ничегоудивительнее и загадочнее за человеческий разум, интеллект, сознание. Сталообычным высказывание: все, что существует вне нашего сознания, является ничемдругим, как конкретной разновидностью и формами материального. Идеальные,духовные явления, которые в отличие от материальных существуют только в головахлюдей как производные от материальных, как результат их отображения,устанавливают содержание сознания.
Известно, что идеализм считаетсознание активным началом материи. Фактически сознание оторвалось от человека иприроды, ему приписывали самостоятельное, независимое существование. Такоесознание не имело никакого отношения к мозгу, дух не рождался, не возникал: оножило своей собственной жизнью, развивалось, продолжало явления природы иистории. Идеалисты утверждали, что сознание может быть понятым только из самогосебя.
В мире всегда существовали двесамостоятельные субстанции — материя и сознание. Сознание, как и материя естьвечной, оно не возникает и не рождается. Соответственно отпадала необходимостьрешения вопроса о его возникновении.
Никто, в том числе и наши предкине заметил появления разума на земле, «человек вошел в мир бесшумно».Сознание возникло «между двумя индивидами»: на «точечном уровне»состоялась некоторая «мутация от нуля ко всему». Поэтому конкретныймеханизм разума, сознания, по мнению Тейяра де Шардена, постичь невозможно.
Вопрос о происхождении исущности сознания связывается с рассмотрением материи, которая способна ксамодвижению и саморазвитию. Последнее определило возможность понимать природусознания как свойство высокоорганизованной материи, как высшую форму ееатрибутивной свойственности — отображения.
Мировое философское мнение ХХст. Преимущественное внимание уделяло роли субъективных факторов в существованиии функционировании сознания. Вопрос сознания становится предметом постояннойсосредоточенности и поиска зарубежной философии этой эпохи. Большинствопредставителей разных философских школ подчеркивали, что в их теоретическихконцепциях в противовес предыдущей «метафизике» речь будет идти оперестройке «особенной онтологии человеческого сознания и субъективности».
Относительно мировой современнойфилософии, то ее трактовка «онтологии субъективности и сознания» неоднозначна. Представители различных школ описывали сознание а его существенной «чистоте»и феноменальной выразительности, или фиксировали жизнь сознания нафеноменально-телесном уровне, или проявляли  детерминацию сознания черезязыковые и другие структуры несознательного — психоанализ, структурализм.
За последние 15-20 лет философиясознания в англоязычных странах заметно перестроилась. Она взяла курс насближение с природознанием, на разработку  «научной метафизики»,приобрела более эмпирический, натуралистический вид. Сегодня опыты философов сосредоточились на соотношении «духа» и «тела», физических и психическихсостояний. Много внимания уделяется вопросам, которые возникают на границефилософии и языка, кигнетивной психологии и компьютерного моделированиясознания.
Многоуровневый характер сознанияобусловливает разные подходы к ней. Оно изучается и описывается разныминауками: эволюционной теорией, медициной, кибернетикой, психологией, физиологией,антропологией, а также некоторым образом художественной литературой, искусствоми др.
Принимая во внимание достижениясовременных наук, философия углубляет теорию сознания, придавая болееадекватного характера понятийному возобновлению процессу становления, возникновенияи развития сознания.
Сознание современного человекаявляется продуктом всемирной истории, результатом многовекового развитияпрактической и познавательной деятельности, многих поколений людей. Сознаниеимеет не только свою социальную историю, а и природную  предысторию — развитиесвоих чисто биологических предпосылок.
Активная деятельность материивыходит за рамки обычных перемен и обычных взаимодействий. Она предусматриваетсуществование в материи другого свойства, родственного с раздражительностью иощущением. Этот признак материи является не иначе, как свойством отображения.
С появлением психики возникаетсигнальное, образное отображение действительности в виде идеальных образов — ощущений, восприятий, представлений. Психическая форма отображения действительностиявляется вершиной природной эволюции форм отображения. Она является биологическойпредпосылкой возникновения человеческого сознания.
Человек имеет не только присущичетыре важные биологические особенности — это скелет, подвижные руки, способныеманипулировать предметами, трехмерное цветное зрение./>
2. Уровни формирования сознания
Методы воспитания, направленныена формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения. Анализвоспитывающих ситуаций — способ показа и анализа путей преодоления моральныхпротиворечий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или созданиясамой ситуации, в которую включается воспитанник и ему необходимо реальносделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки. Беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализупоступков и выработки нравственных оценок.
Дискуссия — коллективноеобсуждение к.-л. проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильногоответа. В пед. процессе выступает одним из методов активного обучения. Тема Д.объявляется заранее. Обучаемым следует изучить соответствующую литературу,получить необходимую информацию. В ходе Д. каждый имеет право высказать своюточку зрения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулироватьпроблему и т. п. Диспут — спор, путь мобилизации активности воспитанников длявыработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе противошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать своивзгляды, убеждать в них др. людей. Конференция (пед.) — коллективное обсуждениекниг, спектаклей, фильмов с целью выделения нравственных норм, декларированныхв произведении, и формирования определенного к ним отношения. Лекция — последовательноеизложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования.Пример — метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы наконкретных убедительных образцах про иллюстрировать личностный идеал и предъявитьобразец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонностидетей к подражанию. Рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) — небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательнойформе) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственныхпонятий и оценок./>

3. Структура сознания
Если упрощенно рассмотретьструктуру сознания, то она будет выглядеть так. Возьмем чистый, трансцендентныйдух как истинное эго (в противоположность ложному эго), тогда различение будетиндивидуальной частью духа, то есть душой. Это те части, с которыми мы должнысоединиться, чтобы достичь освобождения, для этого необходимо откинуть внешниенаслоения: перестать отождествлять себя с формой- внешностью, то есть телом,перестать отождествлять себя со своими ощущениями внешнего мира, откинуть всепредставления и фиксированные идеи, разрушить опыт, сформированный в этом мире,в этой и прошлых жизнях. Другими словами необходимо соединиться со своимисточником, при желании можно разрушить и различение.
Рассмотрим то же самое вобратном порядке. То, что дает нам сознание – это частица божественного духа,которая перерождается в разных мирах из жизни в жизнь. В человеке начинаетформироваться сознающая душа, которая является индивидуальной эволюционирующейчастицей, она приобретает опыт в своих перерождениях, также, мы имеем внешнююличность, формирующуюся на основе приобретенного опыта в этом материальноммире, на основе этого опыта у нас формируются представления и фиксированныеидеи. Дальше, у нас имеются ощущения, органы чувств, с которыми мы часто себяотождествляем, и, наконец, форма-внешность, или наше тело, без которого мы себяне представляем. В обычной жизни люди отождествляют себя со всеми этиминаслоениями, живут в них. Все что требуется, для достижения истинного сознания– это отождествиться с ним, откинув внешние оболочки. На самом деле это не такпросто сделать.4. Проблема «Я» в психологии и философии
К концу подросткового возрастаформируется устойчивая система внутренне согласованных представлений о самомсебе (теория собственного «Я»). При этом она может и не совпадать среальным «Я».
В 11-12 лет ребенок хочет понятьсебя, что он из себя представляет, то есть построить свое идеальное «Я».Самопознание происходит через друзей: подросток сравнивает себя с другими, анализирует.Работает подростковая рефлексия: дружба носит исповедальный характер, пишутдневники, стихи. В них ребенок отражает все свои желания, страхи…
Первоначально образы «Я»разные:
Я — физическое (представления отом, как выглядит свое тело, фигура),
Я — интеллектуальное(оцениваются мыслительные способности),
Я — характер (какой я какчеловек, друг; сюда же относится и поведенческие черты).
Образы «Я» никак несвязаны между собой, но реальны при разной степени реалистичности. Такимобразом складывается идеальное представление об идеальном «Я».Представления о себе динамичны и нестабильны. Эти представления толькоформируются, поэтому подростки чувствительны к словам и т.п.
Можно сказать, что заложено в «Я- концепции», то подросток пытается и развить (особенно, если это несоответствует реальному «Я»). Например, у физически больного ребенкав «Я — концепции» заложено — здоров. Такой ребенок будет пытатьсяфизически себя подтянуть. И зачастую это будет удаваться (хоть и не в полной мере).
Если уровень притязаний высокий,а осознание своих возможностей не реальны может возникнуть невротизация(обидчивость, упрямство — как внешние проявления несоответствия «Я» — идеального и «Я» — реального).
При осознании «Я» — реального правильно существует возможность исправить свои «недостатки»,улучшить себя, т.е. предпринимать реальные шаги самовоспитания.
Главная задача родителей помочьребенку научиться правильно себя оценивать, но при этом не расстраиваться, аспокойно решать проблемы шаг за шагом.
Меняется уровень саморегуляции:способен отсрочить желания, оценить соотношение возможности и реальнойситуации. Но все-таки большинство подростков верят в чудо.
В конце подросткового возрастаобразы «Я» складываются воедино. Происходит ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ./>
5. Единство человеческого «Я»
За единство часто принимаютединообразие. Если бы все думали и действовали одинаково, у нас вовсе не былобы идеальной гармонии. Единство – это процесс, а единообразие – состояниежизни. Одни и те же музыкальные ноты, если повторять их без конца, могутпоказаться монотонными и вызывать раздражение. И только много разных нот,исполняемых в различных комбинациях, создают прекрасную музыку.
Как стать свободным? — «Познайистину, и истина сделает вас свободным», — отвечает В. Соловьев (там же).Философ считает, что человеческое «Я» безусловно в возможности и вдействительности. В чем же причина несвободы и внутреннего рабства человека? В.Соловьев это зло видит в противоречии «Я» безусловности в возможностии ничтожества в действительности. А как же познать истину? По В. Соловьеву,прежде чем человек может достигнуть этого безусловного содержания в жизни, ондолжен достигнуть его в сознании; прежде чем познать его как действительностьвне себя, человек должен осознать его как идею в себе. Если безумно не верить вБога, считает В.Соловьев, то еще безумнее верить в него наполовину./>
6. Самонаблюдение сознания исамосознания
Самонаблюдение, наблюдение,объектом которого являются психические состояния и действия самого женаблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребёнка,проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесногои не смыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает обобщениевнутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе кновому типу их регуляции, к овладению собственным поведением (Л. С. Выготский).Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит в том, вкакой функции и форме его можно использовать в практике психологическогоисследования, сохраняя за последним объективный научный характер.
Проблема С. имела длительнуюисторию в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения вэкспериментальной психологии. В концепции «аналитической интроспекции»В. Вундта — Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условияхпсихологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научногометода, было противопоставлено «внутреннему восприятию», протекающемув естественных условиях (В. Вундт, 1888); с др. стороны, С., проходящему принаивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение приособой «психологической» установке («интроспекция» в узкомсмысле, Титченер, 1912), позволяющей непосредственно постигать само переживаниев его психологической реальности. При этом в силу сенсуализма и атомизмавундтовско-титченеровской концепции психологически реальным признавалось толькото, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания (ощущения,представления, чувства) и их атрибутов (качества, интенсивности, длительностиво времени и протяжённости в пространстве). Всё, что не укладывалось в этужёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибкастимула» (Титченер).
Кризис «аналитическойинтроспекции» наметился уже после работ вюрцбургской школы. Но подлинномупересмотру её положения подверглись в гештальтпсихологии, утверждавшей, чтоцелое не складывается из суммы «элементов», которые могут быть изнего получены изоляцией (Вертхеймер, 1912), и, следовательно, те «первоэлементы»,к которым сводилось в «аналитической интроспекции» наблюдаемоепереживание, вообще не есть его реальные «части» как целого. Поэтомувозникла необходимость заменить расчленяющую «аналитическую»установку наблюдателя на естественную, «феноменологическую»,предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого вовсей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себянаблюдателю. В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; онолишь поставляет исследователю «сырой» эмпирический материал, в которомобъект изучения представлен в непрямой форме, требующей всегда специальногоистолкования./>
7. Самосознание как сотнесенность«Я» человека с самим собой
Я-физическое, являясь продуктомсамосознания, представляет собой один из компонентов Я-концепции человека. Всвою очередь, Я-концепция (различение Я и не Я) входит в структуру сознания(наряду с со-знанием, целеполаганием и отношением).
Необходимость гуманизации образачеловека, который обеднен и упрощен практической реализацией биологическиориентированных теорий, привела к возникновению психологических представлений оформировании Я-концепции. Я-концепция — это совокупность всех представленийиндивида о себе, а описательную составляющую Я-концепции называют Образом Я.
Я-концепция, как правило,рассматривается в трех подструктурах: когнитивной (качества, способности,внешность, самосознание), эмоциональной (самоуважение, себялюбие, самоуважение)и оценочно-волевой (самооценка, уровень притязаний).
Каждая из названных вышеподструктур (в нашем случае — самосознание) может быть аналитически рассмотренав целом ряде модальностей: Я-реальное, Я-идеальное, Я-динамическое, Я-перспективное,Я-фантастическое, Я-зеркальное, Я-физическое.
Согласно классическомупсихоанализу (З. Фрейд) «Я» является одним из структурных компонентовпсихики человека («Оно», «Я», «Сверх-Я»). В Я-концепции З. Фрейда самосознание как бы находится на службе бессознательныхвлечений, импульсов и его активность всецело определяется существованием сферыэтих импульсов, влечений. Находясь под постоянным давлением неосознанных сексуальныхвлечений, с одной стороны, и требований реальности, с другой, самосознаниевыступает в качестве приспособления человека к окружающему миру. Эту функциюсамосознание выполняет при помощи особых механизмов психологической защиты:одни импульсы оно подавляет (механизм вытеснения), другим дает проявиться всоциально приемлемых формах (механизмы рационализации, проекции, сублимации ит.п.), третьи позволяют сознательно отождествиться с объектами любви (механизмидентификации), но в любом случае возникают отклонения, скрывающие от сознанияконкретного человека истинную природу психических явлений.
Под самосознанием понимаетсяпроцесс познания человеком самого себя, в результате которого образуетсяпредставление о себе в качестве субъекта действий и переживаний (образ Я) искладывается эмоционально-ценностное отношение к себе. Теоретической основойэкспериментальных исследований самосознания, его структурной организации,понимания источников развития выступают методологические принципы личностногоподхода, единства сознания и деятельности, принцип развития и другие.
Самосознание представляет собойсложное психическое образование, состоящее из структурных составляющих, однакоотносительно содержания и функций составляющих мнения исследователей не всегдасовпадают. Большинство авторов выделяет в самосознании два основных компонента:когнитивный и эмоциональный. В когнитивном компоненте как результатсамопознания выступает система знаний личности о себе, а в эмоциональном какрезультат самоотношения, — устойчивое обобщенное отношение личности к себе. Некоторыеавторы, не ограничиваясь выделением в самосознании когнитивной и эмоциональнойкомпоненты, добавляют к последним саморегуляцию. />
8. Самонаблюдение и самооценка
 
Самооценка – компонентсамосознания, включающий наряду со знаниями о себе, оценку своих способностей,нравственных качеств и поступков. Самооценка может быть адекватной и неадекватной.
Адекватная самооценка позволяетсубъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачамиразной трудности и с требованиями окружающих.
Неадекватная самооценка(завышенная или заниженная)  препятствует выполнению указанных функций.
Адекватная самооценка являетсянеобходимым условием формирования личности. При некоторых условиях расхождениямежду самооценкой и оценкой окружающих может возникнуть острый внутриличностныйконфликт.
Психология, как и каждая наука,пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основнымиметодами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдениеи эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает впсихологии в различных и более или менее специфических формах; существуютразные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может бытьсамонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюденияименуемым объективным. Внешнее, так называемое объективное, наблюдение может всвою очередь подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуютразличные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является такназываемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной междуэкспериментом и простым наблюдением.
Помимо этих основных методов,которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии сособенностями ее предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательныхметодик.
Ввиду роли, которую в методикепсихологического исследования играет генетический принцип, можно, далее,говорить о генетическом принципе или методе психологического исследования. Генетическийметод в психологии, т.е. использование изучения развития психики как средствадля раскрытия общих психологических закономерностей, – не сопоставляется снаблюдением и экспериментом в одном ряду и не противопоставляется им, анеобходимо на них опирается и строится на их основе, поскольку установлениегенетических данных в свою очередь основывается на наблюдении или эксперименте.
Автоматическая природа нашейобычной жизни является главным врагом самонаблюдения и самовспоминания.Автоматическая жизнь может использовать и поглотить всю энергию нашего внимания.Целенаправленные занятия самонаблюдением и самовспоминанием могут привести кпониманию того, как эта автоматическая утрата энергии проявляется лично у вас,и это постепенно приведет к восстановлению чрезвычайно больших количествэнергии, которую вы сможете использовать для целей своей подлинной, изначальнойприроды.
Самовспоминание включает в себясамонаблюдение, так что отрицать, что вы испытываете страх, когда выдействительно его испытываете, – это не самовспоминание, а фантазия. Болеетого, активное отрицание эмоций иногда приводит к тому, что эти эмоции лишьприобретают дополнительную энергию. Но ведь вы хотите иметь энергию длясамонаблюдения и самовспоминания, а не растрачивать ее целиком на свою борьбусо страхом.
МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ — получениеэмпирических данных посредством наблюдения субъекта за его собственными психическимипроцессами и состояниями в момент их протекания или вслед за ними. Субъектсамонаблюдения, выступающий в то, же время и как его объект, является носителемсвоего неповторимого опыта, имеет присущие ему природные особенности; онсформировался в конкретной социальной среде; данные его наблюдения не могут,поэтому не быть субъективным".9. Формирование самосознания
Формирование эстетическогосознания общества — основная задача. Современное российское общество отличаетсяот западного тем, что у подавляющего большинства русских людей отсутствуетэстетическое чувство, т.е. чувство восприятия прекрасного. Это объясняетсяжестоким советским прошлым, когда творцы и художники расстреливались, либо жеони иммигрировали за границу. Поэтому, у большинства русских людей, являющихсяпотомками того режима, только практическое понимание вещей, а значит их внутренниймир скуден до степени истощения всех чувств, данных человеку при рождении. Задачанауки Эстетики — возродить человеческое сознание. В формировании эстетическогосознания заинтересованы художественные салоны и магазины, продающие картины,фонтаны, скульптурки, ремесленные изделия и т.д. К сожалению, пользуютсяспросом товары иного ( противоположного ) — безкультурного характера. Врезультате производители пива и сигарет получают солидные доходы и становятсякоролями, а ремесленники же получают за свой труд крохи и то очень редко. Неслучайно, в настоящее время издаются журналы эстетическо-направленногохарактера. Магазины пытаются привлечь покупателей и это совершенно естественно.Торговля товарами высокого культурного значения в настоящее время хоть иубыточна, но она приносит высокий моральный дух владельцам магазинам. Исобственники готовы вкладывать в эстетику деньги и вкладывают их в покупкуизделий ( как правило ручного человеческого труда ) и вкладывают деньги ввыпуск блестящих журналов, вкладывают деньги в формирование эстетическогосознания общества.
Проблема самосознания относитсяк прерогативе не только психологии. С античных времен по настоящее время онапредставляет собой интерес и для философов. Конечно, сфера интересов философскогои психологического (и социологического) познания различны. Однако, именнофилософия дала толчок и до настоящего времени в определенном смысле определяетнаправления поиска для представителей эмпирической науки. Она«задает» координаты и является некоторой «рефлексией»,«самосознанием» исследований о самосознании – собственно, тем, чем и«положено» быть философии.
Своеобразное обоснованиеоппозиции внешнее – внутреннее предлагает М.С.Каган7, ссылаясь на кибернетикусложных функциональных систем. Им необходимы два источника информации – о том,что происходит вовне системы, в среде, с которой система связана своейдеятельностью, и о том, что происходит внутри нее самой; для получения этихдвух родов информации всякой системе такого класса необходимы, метафорическиговоря, «сознание» и «самосознание».
Конечно, психологический подходтакже принимает во внимание возможность познания, но акцент переносится вдругую плоскость. Априори принимая тезис о несовершенстве, субъективностичеловеческого самосознания, исследователь пытается выяснить, насколько точносамосознания, в частности, соотношение Я – реальное и Я – представляемое, Я –представляемое и Я – глазами других и т.д. Чем вызываются искажения, когдавообще актуализируется самосознание как процесс – эти и другие вопросы являютсяпредметом многочисленных эмпирических исследований.
Приведенных определенийдостаточно, чтобы наглядно показать философское понимание проблемысамосознания. Общее, как видится, в том, что самосознание в приближеннойформулировке определяется как единство отношения к себе и миру. Однако, некоторыеопределения уже вносят своеобразный «акцент». Так, М.А.Гарнцевопределяет составные структуры самосознания – пространство и время, каксистемообразующие. Е.К.Быстрицкий непосредственно переходит к собственнопсихологическим механизмам, определяющим самосознание личности. Этот вопроспока оставим без комментариев; как главные (системообразующие) феномены самосознанияопределяют и мораль (нравственность), и притязание на признание, половуюидентификацию и другие, явно не рядоположенные личностные образования. Так жекрайне спорным остается вопрос о психологических механизмах. И здесь вполнеправомерно перейти к психологическим и социально-психологическим теориямсамосознания, поскольку именно эмпирические работы проводят проверку гипотетическихпостроений./>
10. Психологические защиты
Психиатрия, как наука овнутреннем мире человека, накопила не только знания о лечении душевныхрасстройств. Трудно найти лучших манипуляторов людьми, чем психиатры и психотерапевты.Они используют психические «бреши», слабые места, для несанкционированногодоступа к святая святых — подсознанию и, таким образом, управляют нами,достигая желаемого результата.
Все способы защиты и нападенияможно разделить на осознаваемые (применяемые целенаправленно) и неосознаваемые(реализуемые самой психикой в ответ на стимул).
1. Способы защиты, применяемыецеленаправленно и осознанно
Амортизация
Берет свое начало изтранзактного анализа, подробное изложение которого можно найти в книге ЭрикаБерна «Игры, в которые играют люди». Нападающий рассматривается какРодитель (человек, который знает, что надо делать, поучающий, наказывающий ит.п.), а защищающийся как Ребенок. Ребенок не спорит и не доказывает правоту, амягко и несколько виновато соглашается:
— «Да, я плохой. Да, яопоздал на 3 часа. Может действительно у меня с головой не в порядке?» ит.д.
Применение амортизацииобосновано в конфликтах с людьми, от которых вы несколько зависите и/или скоторыми хотите сохранить хорошие отношения. В разговоре каждый собеседник «посылает»и в свою очередь «получает» импульс. Это упрощенное понятиетранзакции. Во время этого процесса он посылает и получает эти импульсы с однойиз трех позиций — Родителя, Взрослого или Ребенка. Например, когда вы сердитесьна кого-то и грозитесь наказать, то выступаете в роли Родителя. Когдадурачитесь с любимым человеком — вы Ребенок. Когда являетесь «холодным»компьютером и обсуждаете возможные выгоды от нового направления вашего бизнесас коллегами, вы — Взрослый. «Переключения» происходят постоянно.Структура личности по Эрику Берну:
Транзакция (общение) выглядиттак:
Особенность транзакции еще и втом, что она направлена к определенной части личности — Родителю, Взрослому,Ребенку. Секрет бесконфликтного общения — уловить, к какой части личности направленатранзакция и ответить «параллельной», как на рисунке. Если жетранзакции пересекаются, то возникает конфликт.
Например: от Родителя к Ребенку:«Иванов! Ты не хочешь выпить за мое здоровье! А ну, наливай!» К конфликту(пересечению) приведет ответная транзакция, направленная от Взрослого к Взрослому:«Не могу, я за рулем и т.п:»
Транзактный анализ по ЭрикуБерну весьма популярен в среде психотерапевтов.
Гротескное усиление
В ответ на обидные словаагрессора вы усиливаете их «обидность»:
— Ты нехороший, бессердечныйчеловек
— Да я вообще мерзкий,отвратительный тип, люди от меня на улице шарахаются
Применение гротескного усиленияобосновано в конфликтах с людьми, от которых Вы не зависите и/или на отношенияс которыми вам наплевать.
Есть и другой вариантгротескного усиления, направленный на раздувание собственных «пороков».Хорошо помогает после ситуаций, в которых вы были не на высоте, за что себякорите. Примеры я привожу в Избавлении от послеразводной бессонницы и страха исне про зло.
Защита в третьем лице
В ответ на слова агрессора Выобращаетесь к одушевленному или неодушевленному помощнику:
— Мой дорогой друг, Выпосмотрите только, как несчастен это вопящий, всклокоченный человек. У него открика так смешно слюни изо рта вылетают!
Применение защиты в третьем лицеможет осуществляться в широком диапазоне в зависимости от выбираемой вамистепени оценочности. Минимальная (практически не обидная, то же самое, что обратнаясвязь) — это только объективная информация о собеседнике (громкий или нетголос, интонации речи и т.п.), максимальная (побуждает проявлять свои эмоциидвигательно) — это ярлык. Этот способ считается самым эффективным дляпробивания чьей-либо защиты.
Военный вариант («поддурака»)
В ответ на «наезд» выотвечаете словами из «другой оперы». Например, если Вам говорят:
— Я тебя предупреждал, что еслиеще раз тут увижу спящим на ночном дежурстве, то выгоню с работы, и вот выпопались, голубчик!
Попробуйте ответить:
— Сколько раз напоминаю слесарю- зайди в подвал, почини трубу с холодной водой, так нет же, он горячуюзакрывает...!
И перехватив инициативу,эмоционально продолжайте гнуть свою линию. Уже через несколько фраз агрессорбудет обескуражен настолько, что бессильно махнет на вас рукой — что с дуракомсвязываться.
Перенос центра проблемы (нанападающего)
На «наезд» выотвечаете: «Я смотрю на тебя, как ты это говоришь, как слова подбираешь иубеждаюсь, что у тебя с этим точно проблема, серьезные сложности: ты поработайнад этим.»
Агрессор сразу начинаетрефлексировать (фокусировать внимание на событиях внутреннего мира) изагружаться. Применение переноса центра проблемы может использоваться вконфликтах с разными людьми с последующим вашим исчезновением (пока он тамзадумался).
Трансформирование илипереформирование (визуализация негативного образа нападающего)
Представив агрессора:
— в «клоунском наряде»
— голым
— уменьшенным в размерах
— в гробу
Вы можете заметить, что егообидные слова не такие уж и обидные, и вообще он вдруг вызывает жалость,сочувствие, желание помочь ему в его несчастье, либо вы неожиданно для себя идля него начинаете улыбаться. По крайней мере, дохлый голый карлик, наряженныйв клоунский колпак и лежащий в гробу не сможет так сильно подействовать на вас,как большой и грозный начальник. Применение трансформирования обосновано вслучаях, когда Вам остается только молчать.
Способы защиты, реализуемыепсихикой самостоятельно («норма»)
Перцептивная деформация
Акт восприятия делится на дваэтапа — бессознательный (перцепция) и осознаваемый (узнавание образа). Базовыеподпрограммы психики (подсознание) могут предполагать уровень эмоциональнойреакции на втором этапе и если возможна боль, разочарование, фрустрация, товторой этап «деформируется».
Наиболее хорошо это описываетпоговорка «любовь слепа», применяемая в случае, когда объективно «нехорошие»действия «предмета обожания» не замечаются влюбленным человеком.
Вытеснение
По прошествии некоторого временисобытия, вызывающие боль, страх, другие сильные эмоции, «забываются».Такое явление называется вытеснением.
Хороший пример — это две лучшиеподруги, прежде поругавшиеся. При последующей встрече они обе «забывают»о размолвке.
Рационализация
Снижение значимости объекта, вотношении которого не удалось удовлетворить потребность («сам дурак»).
Восприятие себя слабым
«Кто я такой, чтобырешиться сделать ЭТО?»
Вымещение
Реализация своихэмоционально-двигательных тенденций на объектах, которые их не вызывали(срывание злости на членах семьи).
Уход в воображаемый мир
Кто из нас не мечтает?
Проекция
Перенос не осознаваемых в себеотрицательных мотивов на других и соответствующая интерпретация поведениядругих («ВСЕ воруют; ВСЕ пьют») Примечание: не путать с вполнеобъективной способностью человека прогнозировать или выявлять закономерностиповедения окружающих. Проекция отличается тотальностью.
Сублимация (самоактуализация,творчество)
Недозволенное или нереализуемоежелание трансформируется в социально одобряемый поступок (влюбленные, пишущиестихи «недоступному» объекту притязаний).
Фиксация
Уходит корнями в наше «зверское»прошлое. Автоматическое повторение случайных действий или поступков,предшествовавших эмоционально положительному событию (ритуал перед экзаменом).
Дистанцирование (общение врамках формального поведения)
Человек, причинивший неудобства,отдаляется и общение сводится к формальному («здравствуйте» и «досвидания»).
Изменение отношения
В ответ на действия человекаваши представления о нем и отношение к нему меняется. Адекватная реализацияэтого способа считается признаком здоровой личности.

Литература
1.     Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.– 288с.
2.     Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: «ЧеРо»,при участии издательства «Юрайт», 2001. – С.169-197.
3.     Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Авиценум, Медицинскоеиздательство, Прага, 1983.
4.     Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема. // Вопросыфилософии. – 1990. — № 10.
5.     Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.,1989.
6.     Швалб Ю.М. Целеполагающее сознание (психологические моделиисследования). – К.: Милленниум, 2003. – 152с.
7.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 713с.
8.     Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. –143с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.